К.С. КЕРИМОВ
КОНФЛИКТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Полученные в течение последних трех лет работы в мониторинговом режиме данные российских и региональных социологов, а также данные авторского опроса показывают наличие существенных региональных отличий в характеристиках состояния межнациональных отношений. Данные об общих оценках состояния межнациональных отношений в Тюменской области приведены в табл. 1. Как видим, в течение 2001-2006 гг. произошло существенное уменьшение доли лиц, определяющих межнациональные отношения как стабильные и беспроблемные.
Таблица 1
Динамика оценок респондентов юга Тюменской области об отношениях между коренным и пришлым населением, % к общему числу ответивших
Ответы респондентов Год
2001 2002 2006
Отношения стабильны и беспроблемны 50,2 40,5 24,1
Существует определенная степень напряженности 35,8 49,4 58,7
Сильная напряженность, чреватая конфликтами 3,0 1,3 9,3
Затрудняюсь ответить 11,0 8,9 7,8
Одновременно произошло значительное увеличение доли лиц, указавших на определенную степень напряженности. Вместе с тем следует отметить, что на юге области существенного роста конфликтного потенциала массового сознания не наблюдалось (с 3,0 в 2001 г. до 9,3% в 2006 г.). На безусловное активное участие в конфликте в интересах своей национальной группы в 2005 г. ориентировано 19,3% респондентов. О своей готовности принять активное участие в конфликте в интересах своей национальной группы в 2006 г. заявили 19,3% респондентов Тюменской области. При этом вызывает тревогу тот факт, что половина опрошенных, в зависимости от обстоятельств, готовы принять активное участие в конфликте в интересах своей национальной группы. Только каждый десятый участник анкетного опроса ни в коем случае не примет участие в подобных конфликтах.
Следует отметить, что как среди русских, так и среди представителей других национальностей, проживающих в Тюменской области (татары, казахи, чеченцы и др.), доля лиц, готовых участвовать в конфликте в интересах своей национальной группы, в целом оказывается одинаковой с полученными данными.
Другим индикатором оценки межнациональной напряженности могут служить ответы на вопрос «Считаете ли Вы, что интересы людей Вашей национальности учитываются не полно или игнорируются?». Исходя из ответов респондентов, учитываются не полно или игнорируются интересы почти у половины опрошенных (безусловно - 5,1%, зависит от обстоятельств - 41,2%). Противоположного мнения придерживается такое же число участников анкетного опроса.
Для исследования самооценки сегодняшней жизненной ситуации участников анкетного опроса просили отнести себя к одной из четырех групп в зависимости от личного восприятия нынешней ситуации и наличия установки на активное участие в ее изменении. К первой группе отнесем тех, кто «принима-
ет нынешнюю ситуацию как необходимый этап реформ»; ко второй тех, кто «пал духом, утратил надежды на улучшение жизни»; к третьей - кто различными способами пытается улучшить свое положение; к четвертой - те, кто «готов идти на баррикады». Ответы респондентов показывают их удовлетворенность сегодняшней жизненной ситуацией, поскольку каждый третий из них принимает нынешнюю ситуацию как необходимый этап реформ, а каждый второй различными способами пытается улучшить свое положение. Только 4,8% респондентов готовы идти на баррикады, затруднились отнести себя к какой-либо из данных четырех групп 12,9% участников опроса.
Все это говорит о положительной оценке сегодняшней ситуации, о готовности воспринимать ее как должное. Это подтверждается при анализе ответов на вопрос о возможности участия в определенных формах отстаивания своих интересов. Что же готовы предпринять тюменцы в защиту своих интересов? Анализ мнений участников анкетного опроса показал, что интересы только у третьей части опрошенных достаточно защищены. Каждый десятый ответил, что ничего из перечисленного делать не будет. Сорок процентов респондентов указали конкретные действия, которые они готовы предпринять в защиту своих интересов. Подпишут обращение к властям 17,8% респондентов; выйдут на митинг, демонстрацию 12,5%; будут участвовать в забастовках, акциях протеста вдвое меньшее число опрошенных (6,1%); возьмут оружие, пойдут на баррикады 4,5% тюменцев. Одновременно каждый шестой испытал затруднения при ответе на данный вопрос. Представленные данные однозначно демонстрируют отсутствие политической активности у тюменцев, поскольку наиболее приемлемыми формами отстаивания своих интересов являются ненасильственные формы - сбор подписей и участие в митинге (табл. 2).
Таблица 2
Динамика ответов жителей Тюменской области на вопрос о том, что они готовы предпринять в защиту своих интересов,
% к общему числу ответивших
Меры Год
2003 2004 2005 2006
Подпишу обращение к властям 22,8 16,8 14,7 20,3
Выйду на митинг, демонстрацию 11,9 10,2 12,4 17,6
Буду участвовать в забастовках, акциях протеста 6,4 10,2 13,4 15,6
Возьму оружие, пойду на баррикады 11,2 15,0 10,6 12,9
Ничего не буду делать 17,7 17,5 19,8 8,2
Мои интересы достаточно защищены 10,3 9,3 7,4 7,6
В декабре 2004 г. при проведении XXI этапа мониторингового исследования «Как живешь, Россия?» жителям Тюменской области был задан вопрос, приходилось ли им сталкиваться с дискриминацией по какому-либо признаку. Только 3,9% жителей Тюменской области утвердительно ответили, что никогда не сталкивались с дискриминацией по какому-либо признаку. Таким образом, практически каждый участник анкетного опроса сталкивался в своей жизни с дискриминацией по какому-либо признаку (в порядке убывания):
- социального положения - 32,9% ответивших;
- возраста - 26,3%;
- пола - 14,5%;
- национальной принадлежности - 11,0%;
- отношения к религии - 5,1%;
- других - 4,3%;
- политических убеждений - 2,0%.
Более того, каждый пятый житель Тюменской области за последнее время испытывал на себе обиды, оскорбления национальных чувств от людей другой национальности. Остальные ответили, что не испытывали на себе обиды, оскорбления национальных чувств от людей другой национальности (57,9%) или этого не припоминают (22,1%).
Индикатором, характеризующим напряженность или стабильность межэтнических отношений, могут выступать ответы респондентов, характеризующие взаимоотношения в коллективе, складывающиеся на работе. Судя по результатам ответов участников анкетного опроса, чуть более половины респондентов назвали их доброжелательными (16,0%) и хорошими (38,5%). Каждый пятый отметил, что взаимоотношения в коллективе сложились очень неровные (10,3%), напряженные и недоброжелательные (9,2%). Около половины опрошенных указали, что отношения безразличные, в два раза меньшее число участников опроса (8,8%) никогда над этим не задумывались.
Другим индикатором, характеризующим напряженность или стабильность межэтнических отношений, могут выступать ответы участников анкетного опроса на вопрос, что означало бы преподавание религии в школе. Каждый пятый житель Тюменской области полагает, что это «путь к нравственному совершенствованию». Чуть меньшее число респондентов (17,4 и 17,1% соответственно) считают, что преподавание религии в школе будет означать «свободу вероисповедания» и «наставление на путь праведной жизни». Каждый шестой участник анкетного опроса ответили, что таким образом можно «увести от поиска решений проблем реальной жизни» (14,8%); в два раза меньшее число респондентов (7,5%) утверждают, что это может привести к «обострению религиозной нетерпимости».
На вопрос «В какой форме религия может присутствовать в школах?» каждый десятый житель Тюменской области ответил - «ни в какой форме религия не нужна». При этом большинство опрошенных придерживаются противоположного мнения: каждый третий участник полагает, что «по желанию школьника можно изучать любую религию», каждый пятый считает, что в школе «необходимо ввести предмет «История религий»» и еще такое же число респондентов предлагают по желанию изучать «Основы православия»». Остальные респонденты затруднились ответить на поставленный вопрос.
Одним из факторов конфликтогенности в Тюменской области являются миграционные процессы, поскольку территориальные перемещения больших масс населения способствовали, с одной стороны, спонтанному возникновению реакции неприятия среди коренных жителей к мигрантам, с другой - агрессивной отчужденности участников нефтегазового освоения к аборигенам. По мнению респондентов, напряженность между аборигенными и пришлыми северянами вызывают особенности национального характера ханты, манси и других народов Севера, а около трети респондентов (30,6%) считает, что хищническое отношение к природе зачастую тесно связано с характером приезжих.
При этом в 2001 г. треть опрошенных татар юга Тюменской области (33,1%) основной причиной, вызывающей напряженность в их отношениях с людьми других национальностей, назвали низкую культуру межэтнического общения, а каждый пятый - вытеснение русским населением татар из традиционных сфер занятости (20,4%).
Рассмотрим причины, вызывающие напряженность между людьми различных национальностей, проживающих в Тюменской области. В целом, исходя из мнений респондентов, полученных в 2006 г., напряженность вызывают (в порядке убывания) следующие причины:
- миграция из других регионов страны (37,8%);
- ухудшение экономической ситуации, различия в размере заработков, борьба за рабочие места (28,6%);
- неуважение к языку, культуре, обычаям, национальному характеру проживающих народов (27,5%);
- низкая культура межнационального общения; ущемление прав народов (26,3%);
- ущемление прав народов (17,9%);
- неспособность центральных властей стабилизировать обстановку (14,1%);
- неспособность местных властей решать проблемы региона (12,6%);
- ошибки в национальной политике (11,8%);
- использование уголовными элементами трудностей межэтнических отношений (11,5%);
- деятельность национальных движений (10,7%).
Другие причины отмечены в ответах менее десяти процентов участников анкетного опроса.
В целях исследования вызывают интерес ответы респондентов на вопрос о сути негативных явлений в области межнациональных отношений (табл. 3). Автором выявлены отличия в области межнациональных отношений. Так, респонденты-мужчины чаще называют «неприязненное отношение к представителям других национальностей, занимающихся торговлей», «назначения на руководящие или престижные должности по национальному признаку»; женщины - «хулиганские действия и другие нарушения общественного порядка на национальной почве», «неприязненное отношение к людям других национальностей, приезжающих на работу или постоянное место жительство». Респонденты, состоящие в однонациональном браке, активнее называют следующие явления - «неприязненное отношение к представителям других национальностей, занимающихся торговлей», «хулиганские действия и другие нарушения общественного порядка на национальной почве», «назначения на руководящие или престижные должности по национальному признаку»; в межэтническом браке - «неприязненное отношение к представителям других национальностей, занимающихся торговлей», «использование религии и чувств верующих людей для возбуждения вражды к людям других национальностей», «распределение жилой площади, премий и других материальных благ в зависимости от национальности людей».
Несмотря на перечисленные негативные явления в области межнациональных отношений, большинство жителей Тюменской области не акцентируют внимание на негативные факты, возникающие в повседневной жизни наших респондентов и их знакомых. Только шесть процентов респондентов указали, что к трудностям и неурядицам современной жизни большинство знакомых их национальности относятся с раздражением. Чуть более половины опрошенных к ним относятся с пониманием, а каждый третий - безразлично.
Исследования, проведенные региональными социологами в ХМАО, ЯНАО и на юге Тюменской области в 1993-2005 гг., фиксируют достаточно высокую степень распространенности в массовом сознании коренного населения национальной предубежденности, негативных национальных стереопитов. Так, в 2001 г. четверть сельских и 40,4% городских респондентов ХМАО, а также ка-
ждый третий ненец ЯНАО указали, что никогда не сталкивались с антипатией к себе по национальным мотивам. Одновременно более трети опрошенных сельчан (37,4%), каждый десятый житель г. Ханты-Мансийска и 46,7% ненцев чувствовали на себе антипатию или неприязнь по национальным мотивам часто; соответственно 21,6, 38,6 и 9,8% - редко. При этом более половины опрошенных респондентов (53,6%) других национальностей, проживающих в ХМАО, никогда не чувствовали на себе неприязнь по национальным мотивам. Каждый третий респондент сталкивался редко и только один из десяти - часто.
Таблица 3
Ответов респондентов на вопрос о сути негативных явлений в области межнациональных отношений, % к общему числу ответивших
Явления повседневной жизни Всего Пол
мужской женский
Вытеснения с руководящих постов или престижных должностей 4,2 2,8 1,5
Назначения на руководящие или престижные должности по национальному признаку 10,3 6,0 4,6
Распределение жилой площади, премий и других материальных благ в зависимости от национальности людей 7,2 4,6 3,0
Влияние национальности человека при приеме на работу (учебу) 19,8 11,2 9,9
Непропорциональное представительство в местных органах власти национальностей, проживающих в регионе 5,3 3,3 2,7
Неприязненное отношение к людям других национальностей, приезжающих на работу или постоянное место жительство 26,7 12,6 16,0
Использование религии и чувств верующих людей для возбуждения вражды к людям других национальностей 15,6 7,9 8,4
Хулиганские действия и другие нарушения общественного порядка на национальной почве 47,3 22,3 27,4
Неприязненное отношение к представителям других национальностей, занимающихся торговлей 51,9 29,3 26,2
Другие 0,4 0,0 0,4
На вопрос «Приходилось ли Вам сталкиваться в последнее время с фактами ущемления Ваших прав по национальному признаку?» жители Тюменской области в 2006 г. ответили следующим образом: никогда не сталкивался -49,6%; сталкивался часто - 11,3%; сталкивался редко - 41,6%; затрудняюсь ответить - 7,4%. Как видим, каждый второй житель Тюменской области никогда не сталкивался с фактами ущемления своих прав по национальному признаку, такое же число сталкивались (редко или часто).
Респондентам, положительно ответившим на вопрос об этнической неприязни, было предложено назвать национальность, которая вызывает у них неприязнь. Анализ ответов показал, что коренные малочисленные народы Севера ХМАО чаще в своих ответах указывают неприязнь к русским (32,2%), азербайджанцам (20,0%) и чеченцам (17,1%). Таким образом, наиболее очевидными являются русская и «антикавказская» мотивации, которые составили 55,4% ответов участников опроса.
Для сравнения приведем ответы ненцев Надымского района ЯмалоНенецкого автономного округа, сибирских татар юга Тюменской области и для анализа сведем их в табл. 4.
Таблица 4
Динамика мнений респондентов о национальностях, к которым респонденты испытывают неприязнь, % к общему числу ответивших
Национальность Регион, год
ХМАО, 1999 ЯНАО, 2002 г. Тюмень, 2001 Тюм.область, 2006
Русские 32,2 15,1 18,3 1,7
Азербайджанцы 20,0 15,2 18,1 24,1
Грузины 6,1 19,8 7,2 5,3
Евреи 5,4 4,2 7,5 2,7
Чеченцы 17,1 33,3 14,0 27,8
Цыгане 7,3 13,5 33,5 32,4
Татары 3,9 6,7 0,9 3,7
Другие 8,0 0,6 0,5 2,3
Таким образом, явное проявление негативных национальных стереотипов у жителей Тюменской области связано, по мнению автора, не с отношениями между постоянно проживающими в регионе представителями различных национальностей, а с отношением местного населения к мигрантам, в первую очередь, к мигрировавшим из кавказских республик жителям.
КЕРИМОВ КАЗИМ СЕЛИМОВИЧ родился в 1963 г. Окончил Тюменский государственный нефтегазовый университет. Ассистент кафедры социального менеджмента Тюменского государственного нефтегазового университета. Область научных интересов - социология аборигенов Тюменской области. Автор 6 научных работ.