_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
УДК: 316.334.52(571.122)::[323.11+172.3]
Яшин Владимир Борисович
канд. ист. наук, ведущий специалист - эксперт ГЭПИЦентра-2, доцент ОмГПУ и ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, г. Омск, РФ
E-mail: [email protected]
МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ И МЕЖКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ НА ТЕРРИТОРИИ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ (ПО РЕЗУЛЬТАТАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Аннотация
В статье анализируются результаты социологического исследования, проведенного специалистами Центра гуманитарных, социально-экономических и политических исследований - 2 (ГЭПИЦентра-2) в июле 2014 г. в рамках поручения Департамента общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с целью определения уровня социальной напряженности в межэтнических и межконфессиональных отношениях среде подростков и молодежи на территории округа.
Ключевые слова
Межнациональные и межконфессиональные отношения; этноконфессиональная сфера; религиозная ситуация; социологические исследования; опросы общественного мнения; Х анты-Мансийский автономный округ-Югра.
Современная эпоха характеризуется нарастанием противоречий в эноконфессиональной сфере. С одной стороны, процессы глобализации и становления информационного общества приводят к нивелировке различий в образе жизни, жизнесмысловых установках и традициях, обусловленных этнической и религиозной спецификой, формируют космополитическую и внеконфессиональную ментальность. С другой стороны, с конца ХХ века в мире наблюдается всплеск национального самосознания, возвращение религии в политическое и социокультурное пространство, обострение межнациональных и межрелигиозных конфликтов, создающих реальную угрозу апокалиптического столкновения цивилизаций. В Российской Федерации этноконфессиональная ситуация усугубляется «постсоветским синдромом»: распад СССР, ослабление национально-культурных связей между Россией и отделившимися республиками, крах государственной идеологии, основанной на принципах интернационализма и атеизма создали почву для отчуждения и взаимного недоверия народов, дестабилизации межнациональных и межконфессиональных отношений.
Закономерно, что повышенным конфликтогенным потенциалом в этноконфессиональной сфере характеризуется подростково-молодежная среда. Вступление во взрослую жизнь - это время обретения самостоятельности и самоутверждения, неизбежно осуществляемого через конфликт; это время напряженного осознания экзистенциальных глубин своей личности, предполагающего обостренное переживание сопричастности к той или иной этнической и религиозной общности. Сложности социализации и возрастные психологические особенности зачастую подталкивают подростков и молодых людей к крайним позициям. Поэтому мониторинг настроений в подростково-молодежной среде с целью предупреждения и оперативного разрешения межэтнических и межрелигиозных конфликтов входит в число важнейших практических задач в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации.
В данной статье приводятся результаты социологического исследования, проведенного специалистами Центра гуманитарных, социально-экономических и политических исследований - 2 (ГЭПИЦентра-2) в июле 2014 г. в рамках поручения Департамента общественных и внешних связей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ХМАО-Югры) для определения уровня социальной напряженности в межэтнических и межконфессиональных отношениях среде подростков и молодежи на территории округа.
Объектом исследования стало население Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 14-30 лет во всем его социальном многообразии. Эмпирический объект исследования включал в себя население 22
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
муниципальных образований в возрастных группах 14-17 и 18-30 лет, постоянно проживающее на территории исследования. Выборочная совокупность респондентов была сформирована по принципу непропорциональной районированной (стратифицированной) трехступенчатой выборки с использованием метода случайно-бесповторного отбора респондентов на маршрутах и процедуры квотирования по гендерному и возрастному признакам в соответствии с половозрастной структурой населения территории опроса 14-30 лет. Общая численность выборочной совокупности респондентов составила 2 371 человек, из которых 400 входило в возрастную группу 14-17 лет (далее - подростки) и 1 971 - в возрастную группу 1830 лет (далее - молодежь). Для сбора первичной информации был использован метод формализованного интервью по месту жительства респондентов.
В ходе исследования его участникам был задан вопрос, в какой мере они идентифицируют себя с той или иной этносоциальной общностью. Было зафиксировано, что доминирующее число подростков (90,8% опрошенных представителей возрастной группы 14-17 лет) «в полной мере» ощущают себя россиянами. По национальному признаку «в полной мере» себя идентифицировали 84,0% респондентов указанной категории. Место своего проживания (автономный округ и населенный пункт) оказалось «в полной мере» значимым фактором самоидентификации соответственно для 83,0% и 83,5%. Реже всего опрошенные подростки ХМАО-Югры декларировали, что они «в полной мере» ощущают себя гражданами мира - эту позицию разделили только 44,9% респондентов в возрасте 14-17 лет.
Представителям молодежи, принявшим участие в исследовании, также задавались вопросы, направленные на выявление их самоидентификации. Выяснилось, что 55,2% от общего числа респондентов в возрасте 18-30 лет, когда говорят «мы», «свои», отождествляют себя со своими друзьями, родственниками и членами своих семей. 46,5% чувствуют единение с гражданами России в целом; 25,3% - с представителями своей национальности. Таким образом, как и подростки, молодые жители ХМАО-Югры в большей степени осознают себя гражданами Российской Федерации, чем представителями той или иной национальности.
Это наблюдение в полной мере подтверждает распределение ответов респондентов 18-30 лет на вопрос, с кем они отождествляют людей, которых относят к категории «чужих». При такой идентификации молодые люди, в первую очередь, используют понятие гражданства (48,6% от общего числа опрошенных представителей молодежи охарактеризовали как «чужих» граждан других стран); 26,7% к «чужим» отнесли людей других национальностей; 15,8% - людей из других семей или родов.
Предваряя вопрос по оценке ситуации в сфере межнациональных отношений на территории ХМАО -Югры, представителям обеих исследуемых возрастных групп было предложено оценить, в какой мере они удовлетворены положением дел в автономном округе в целом. Три четверти респондентов (76,3%) выбрали варианты ответа «Безусловно, доволен» и «Скорее, доволен»; 20,8% - «Скорее, недоволен» и «Безусловно, недоволен».
Участникам опроса 14-30 лет было предложено оценить уровень межнациональных отношений в населенном пункте, где они проживают. «Спокойной и мирной» ситуацию назвали 62,9% опрошенных. Среди них выше, чем в среднем по выборочной совокупности, оказалась доля жителей Ханты-Мансийского, Березовского и Октябрьского муниципальных районов. О напряженности и возможности возникновения конфликтов в межнациональной сфере в своем населенном пункте заявили 7,5% от общего числа респондентов, преимущественно жители гг. Ханты-Мансийска, Радужного и Мегиона.
Состояние межнациональных отношений в своем населенном пункте ппредставители молодежи оценили более позитивно, чем подростки. Среди респондентов 18-30 лет как «спокойную, мирную» указанную ситуацию охарактеризовали 63,5%; в подростковой группе - 59,6%. О напряженности межнациональных отношений и возможности конфликтов на этой почве в своем населенном пункте заявили 11,3% подростков, тогда как в молодежной среде этот показатель составил 6,7%.
Ситуацию в сфере межнациональных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре в целом оценили как «спокойную и мирную» 47,4% от общего числа респондентов 14-30 лет. Среди них выше, чем в среднем по выборочной совокупности, оказалась доля жителей гг. Покачи и Сургута, Октябрьского муниципального района. 10,6% респондентов указали, что в ХМАО-Югре обстановка, наоборот, напряженная, возможны открытые межнациональные конфликты. По сравнению с другими категориями
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
участников опроса обеспокоенность состоянием межнациональных отношений в округе чаще выражали жители Советского и Нижневартовского муниципальных районов, г. Ханты -Мансийска.
Если положение дел в сфере межнациональных отношений в своем населенном пункте подростки охарактеризовали более критично, чем их молодые земляки, то в случае с оценкой состояния межнациональных отношений в ХМАО-Югре наблюдалась противоположная картина. «Спокойной и мирной» ситуацию в округе в целом назвали 51,6% опрошенных подростков и только 46,5% респондентов 18-30 лет; из числа опрошенных представителей молодежи возможность возникновения межнациональных конфликтов в ХМАО-Югре заявили 11,2%, из числа опрошенных респондентов 14-17 лет - 7,6%.
15,9% от общего числа участников опроса указали на ухудшение отношений между представителями разных национальностей в ХМАО-Югре за последние два года. Об улучшении ситуации заявили 21,5% респондентов; о стабилизации - 55,3%. Чаще, чем другие категории респондентов, позитивную динамику межнациональных отношений отмечали жители гг. Сургута, Покачи и Сургутского муниципального района. Ухудшение межнациональных отношений отмечали преимущественно респонденты из гг. Ханты -Мансийска, Мегиона, Урая.
При этом об улучшении ситуации чаще говорили подростки; 35,1% из них отметили, что межнациональные отношения в ХМАО-Югре за последние два года стали более терпимыми. Среди респондентов 18-30 лет доля тех, кто разделил это мнение, составила только 18,7%. Стабильность межнациональных отношений в округе, напротив, чаще, чем подростки, констатировали молодые участники опроса - 38,6% и 58,7% соответственно. По-видимому, такое распределение ответов обусловлено «фактором взросления»: чем более зрелым становится человек, тем более стабильной он ощущает свою жизнь.
76,8% от общего числа респондентов заявили, что не чувствуют в настоящее время враждебного отношения к себе со стороны представителей других этносов. Показатель уровня толерантности самих респондентов 14-30 лет к представителям других национальностей составил 73,2%.
При анализе распределения ответов респондентов о наличии неприязненных отношений из-за национальной принадлежности в разрезе возрастных групп было зафиксировано, что подростки существенно менее толерантны, чем молодежь 18-30 лет. Как показал опрос, только 59,6% подростков «никогда/ практически никогда» не становились объектом неприязненных отношений на национальной почве и 54,6% сами не испытывали негативных чувств относительно представителей других этносов. Среди представителей молодежи эти показатели составили соответственно 80,3% и 77,1%. В то же время, судя по результатам опроса, друзья иной национальности есть у 89,6% опрошенных подростков; 53,0% респондентов 14-17 лет не исключили для себя возможность вступить в межнациональный брак.
77,7% от общего числа респондентов 14-30 лет заявили, что ни один из народов не вызывает у них чувство неприязни; и только 15,4% опрошенных признались, что к некоторым народом они относятся негативно. Следует отметить, что и здесь возрастной фактор сыграл ощутимую роль в формировании ответов: среди подростков доля тех, кто испытыают неприязнь к представителям отдельных национальностей, составила 18,1%; среди представителей молодежи - 14,8%. Из числа народов, вызывающих негативные эмоции, респондентами чаще всего назывались дагестанцы (указали 19,9% ответивших на этот вопрос), «кавказцы» (18,5%), азербайджанцы (14,0%), таджики (11,6%).
Следующий блок вопросов был посвящен ситуации в сфере межконфессиональных отношений на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Полученные данные свидетельствуют о том, что конфессиональная принадлежность занимает важное место в структуре самоидентификации подростков и молодежи ХМАО-Югры. Только 16,2% от общего числа респондентов в возрасте 14-30 лет отметили, что не являются последователями какой-либо религии или относят себя к атеистам.
Лидирующей религией среди жителей ХМАО-Югры в возрасте 14-30 лет является православие - о принадлежности к этому вероисповеданию заявили 64,1% респондентов. Следует отметить, что среди электорального населения округа доля граждан, задекларировавших свое православное вероисповедание, в период проведения данного исследования была выше - 70,2% [1, с. 37]. Ислам занял вторую позицию: свою принадлежность к этой религии отметили 16,9% опрошенных представителей подростков и молодежи, в то
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
время как среди населения ХМАО-Югры в возрасте 18+ доля мусульман оказалась ниже - 13,9% [1, с. 37]. Для анализа тенденций динамики конфессиональной сферы региона значимо следующее обстоятельство. В 2001 г. доля приверженцев ислама среди молодежи была вдвое больше, чем среди электорального населения в целом (15,0% против 7,7%) [2, с. 54]
В разрезе возрастных групп конфессиональная структура населения 14-30 лет выглядит следующим образом. 65,2% молодых людей в возрасте 18-30 лет отнесли себя к православию; среди подростков доля православных составила 58,6%. С исламом ситуация иная: из числа подростков мусульманами себя назвали 18,5%, из числа представителей молодежи - 16,6%.
Доля лиц, относящих себя к атеистам, оказалась выше среди подростков - 19,3%, тогда как среди молодежи этот показатель составил 15,5%.
Опрос показал, что 73,6% респондентов 14-30 лет при общении с людьми не обращают внимания на их религиозную принадлежность, и только 3,2% опрошенных указали, что они «всегда» фиксируют конфессиональную ориентацию людей, с которыми им приходится общаться. При этом для опрошенных подростков конфессиональный фактор оказался более значим, чем для молодежи. Как выявил опрос, из числа респондентов 14-17 лет «всегда» или хотя бы «иногда» на религиозную принадлежность своих «контрагентов» обращают внимание 32,8%, тогда как среди представителей молодежи 18 -30 лет данный показатель составил 23,6%.
Сложившаяся ситуация в сфере межконфессиональных отношений на территории ХМАО-Югры 67,6% участников исследования была оценена как «спокойная и мирная». 25,9% от общего числа респондентов указали на ее внешнее спокойствие при наличии некоторой напряженности; еще 3,0% предположили, что ситуация напряженная, и возможны конфликты на этой почве. Наиболее позитивно межконфессиональные отношения оценили жители Березовского, Советского муниципальных районов и г. Пыть -Ях. Среди респондентов из Сургутского муниципального района, гг. Ханты-Мансийска, Югорска, Урая, наоборот, чаще, чем по автономному округу в целом, высказывалось мнение о напряженности ситуации.
Оценки ситуации в сфере межконфессиональных отношений, данные подростками и представителями молодежи, были практически идентичны. Как «спокойную, мирную» ее оценили соответственно 66,6% и 67,8% опрошенных. О наличии некоторой напряженности ненамного чаще заявляли респонденты в возрасте 18-30 лет (26,4%; среди подростков этот показатель составил 23,1%), о возможности межконфессиональных конфликтов - подростки (4,4% при 2,8% от числа представителей молодежи).
Динамику межконфессиональных отношений за последние два года 21,8% от общего количества участников исследования оценили как позитивную; 64,1% респондентов выразили мнение, что ситуация осталась на прежнем уровне; 7,3% заявили об ее ухудшении. Среди жителей Сургутского, Кондинского муниципальных районов, гг. Сургута и Нягани оказалась выше, чем по выборке в целом, доля опрошенных, заявивших об улучшении ситуации. Среди жителей гг. Ханты-Мансийска, Покачи, Урая, наоборот, была выше среднеокружного показателя доля респондентов, негативно оценивших динамику межконфессиональных отношений в ХМАО-Югре,
По результатам анализа полученных данных в разрезе возрастных групп зафиксировано, что подростки более позитивно оценили изменения, произошедшие в сфере межконфессиональных отношений за последние два года. На улучшение ситуации указали 29,5% респондентов в возрасте 14-17 лет, а среди представителей молодежи данный показатель составил 20,3%.
Результаты проведенного исследования дают основание сделать следующие выводы.
Состояние межнациональных и межконфессиональных отношений в подростково-молодежной среде на территории ХМАО-Югры следует охарактеризовать как достаточно благополучное. Об этом свидетельствует, в первую очередь, выявленный высокий уровень ментальной интегрированности опрошенных подростков и представителей в российскую гражданскую нацию. Во-вторых, в подростково-молодежной среде региона доминируют установки мультикультурализма, гармонично сочетающие осознание своей принадлежности к специфической этносоциальной и конфессиональной общности, с одной стороны, с чувством сопричастности к общероссийской цивилизации. Эти настроения существенно снижают вероятность появления поводов для конфликтов на этнической или религиозной почве. Относительно
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
невысокий риск серьезных этноконфессиональных конфликтов среди подростков и молодежи обусловлен, кроме того, тем, что подавляющее большинство респондентов в возрасте 14 -30 лет удовлетворены положением дел в ХМАО-Югре в целом. Еще один значимый фактор, стабилизирующий ситуацию в этноконфессиональной сфере региона - безоговорочное доминирование как среди всего совершеннолетнего населения округа, так и в исследуемых возрастных группах только двух религий: православия и ислама, исторически укорененных в ХМАО-Югре и давно выработавших позитивные практики мирного сосуществования и взаимодействия друг с другом.
И все же в силу социально-психологических и физиологических причин подростково-молодежная среда отличается повышенной конфликтностью и агрессивностью, которые легко конвертируются в национальную и конфессиональную плоскость. Ситуация усугубляется разрывом между ориентациями и жизнесмысловыми установками старшего поколения, сформированными в парадигматике советского интернационализма, и реалиями, в которых происходит социализация современной молодежи. «Сбоям» в межпоколенной трансляции традиций способствует и такая специфическая черта региона, как относительно низкая по сравнению со среднероссийскими показателями доля населения пенсионного возраста, поскольку значительная часть пенсионеров предпочитает возвращаться из округа на «Большую Землю». Соответственно приоритетным направлением деятельности по оптимизации межнациональных и межконфессиональных отношений в ХМАО-Югре должна оставаться воспитательная работа с подростками и молодежью.
Список использованной литературы:
1. Архив ГЭПИЦентра-2. Фонд 03. Сектор 70. Отдел 72. Дело 098.
2. Тюгашев Е.А., Выдрина Г.А., Попков Ю.В. Этноконфессиональные процессы в современной Югре. Новосибирск: изд-во «Нонпарель», 2004. 224 с.
© В.Б. Яшин, 2015