Научная статья на тему 'КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ'

КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1016
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ / КОНФЛИКТОГЕН / ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТА / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Мищенко Вера Ивановна

В статье представлен обзор научной психологической литературы по проблеме конфликтогенности личности. Раскрываются взгляды исследователей на определение понятия «конфликтогенность», сравниваются различные точки зрения, описываются отличительные особенности и факторы возникновения конфликтогенной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Мищенко Вера Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICTOGENIC OF PERSONALITY AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH

The article presents a review of the scientific psychological literature on the problem of conflictogenic of personality. Reveals the views of researchers on definition of «conflictogenic», and compares different points of view, and describes distinctive features and factors of a conflictogenic of personality.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ»

для повышения удовлетворенности от работы. В системе высшего профессионального образования США активно внедряется портфолио «Паспорт профессиональной карьеры» /Portfolio Career Passport/, включающий профессиональные и академические знания, умения и навыки, приобретенные в процессе обучения, трудовой практики [8].

Проанализировав существующую практику подготовки рефлексивного учителя, мы пришли к выводу, что тот богатый опыт, который накоплен отечественной и зарубежной педагогикой, необходимо в полной мере использовать в ходе совершенствования кадровой политики образовательных организаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блинов, В.И, Есенина, Е.Ю., Клинк, О.Ф., Рыкова, Е.А, Факторович, А.А. Профессиональные стандарты как инструмент формирования и реализации кадровой политики образовательной организации // Высшее образование в России. - 2016. - № 10 (205). - С. 16 -23.

2. Горбенко, З.П. Личностно-ориентированное обучение как основа и условие личностно-ориентированного преподавания // Философия образования. - 2007. - №2. - С. 274-276.

3. Зайцева, Е.В., Бушланова, О.В. Теоретические основы развития кадрового потенциала образовательных организаций. - URL: http://www.elar.urfu.ru //hdl.handle.net/10995/39826 (дата обращения: 18.04.2020).

4. Ильина, Е.В. Основы рефлексивного управления в подготовке менеджеров образования [Текст] / Е.В. Ильина // Педагогический университетский вестник Алтая. - 1999. - №10. - С. 24-34.

5. Колошина, Т.Ю., Похмелкина, Г.Ф., Степанов, С.Ю., Фролова, Т.В. Рефлексивно-инновационная модель развития педагогического мастерства // Развитие творческой личности в условиях непрерывного образования. - Казань, 1990. - Т.3.

6. Патрикова, Т.С., Патрикова, Е.Н. Эффективное управление методической работой как средство развития кадрового потенциала профессиональной образовательной организации. - URL: http://www cyberleninka.ru/article/n/effektivnoe-upravlenie-metodicheskoy-rabotoy-kak-sredstvo-razvitiya-kadrovogo-potentsiala-professionalnoy-obrazovatelnoy (дата обращения: 19.04.2020).

7. Романенко, Н.М. Развитие рефлексивно-инновационного потенциала руководителей образовательных учреждений / Н.М. Романенко // Педагогический университетский вестник Алтая. - 1999. - №12. - URL: http://www.bspu.secna.ru/ Journal/ vestnik/vestnik. Html

8. Скок, Г.Б. Как проанализировать собственную педагогическую деятельность / Г.Б. Скок. - М., 2000. - 302 с.

9. Спирина, Т.В. Технологический подход в образовании / Т.В. Спирина. URL: http://method.vladimir.rcde.ru/getblob.asp?id=1100000020

10. Филатова, Е.В. Мониторинговое исследование основных направлений кадровой политики образовательных организаций // Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. - 2018. - Т. 7. - № 1(22). - С. 220 - 222.

11. Cruickshank, D. R., Kennedy, J., Williams, J., Holton, J., Deborah, E. Evaluation of Reflective Teaching Outcomes // The Journal of Educational Research. - 1981. - Vol. 75. - No 1. - P. 26-32.

12. Zeichner, K., Gore, J. Teacher Socialization // W. Houston (ed.) Handbook of Research on Teacher Education. New York: Macmillan Publishing Company, 1990. - P. 329-348.

В.И. Мищенко

КОНФЛИКТОГЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация. В статье представлен обзор научной психологической литературы по проблеме конфликтогенности личности. Раскрываются взгляды исследователей на определение понятия «конфликтогенность», сравниваются различные точки зрения, описываются отличительные особенности и факторы возникновения конфликтогенной личности.

Ключевые слова: Конфликт, конфликтогенность, конфликтоген, психология конфликта, научное исследование.

V.I. Mishchenko

CONFLICTOGENIC OF PERSONALITY AS A SUBJECT OF PSYCHOLOGICAL RESEARCH

Abstract. The article presents a review of the scientific psychological literature on the problem of conflictogenic of personality. Reveals the views of researchers on definition of «conflictogenic», and compares different points of view, and describes distinctive features and factors of a conflictogenic of personality.

Key words: Conflict, conflict potential, the contentious, the psychology of conflict, scientific research.

Современное общество характеризуется повышенной стрессогенностью и социально-психологической напряженностью. Как следствие этого актуализировалась проблема различного рода конфликтов, затрагивающих все сферы жизнедеятельности и социальные институты.

Несмотря на обилие психологической информации и широкую ее доступность, далеко не все субъекты межличностных взаимодействий ее изучают и применяют на практике, а также недооценивают роль превентивных психологических мер по предупреждению развития различных негативных черт личности, в том числе конфликтогенности.

Теоретический анализ работ, посвященных изучению данной проблемы, позволяет отметить, что большинство исследователей [1], [3], [4], сходится в определении межличностного конфликта, понимая его как ситуацию столкновения между людьми в процессе их непосредственного общения, вызываемую

противоречивыми взглядами, способами поведения, установками людей в условиях стремления их к достижению какой-либо цели [19].

Конфликт как социально-психологический феномен в представлении большинства исследователей, является закономерной и неотъемлемой характеристикой социальных отношений, проявляется в любой сфере человеческих взаимоотношений и относится к таким понятиям, по поводу содержания которых нет единого мнения среди исследователей. Проанализировав различные словарные источники, отметим такие определения: «конфликт» (от лат. сопШйш - столкновение) - широкий термин, обычно означающий столкновение каких-либо противоречивых сил [14, с.194].

Отметим, что в отличие от конфликта, который представляет собой совокупность противоречий и процесс, конфликтогенность личности - это совокупность напряженностей личности социального, ментального и социально-психологического характера, которые при определенных условиях могут привести к конфликтам.

Обширный теоретический материал целого ряда научных отраслей (философии, психологии, социологии, политологии), накопленный обширный материал, а также осмысление актуальности и сложности изучения конфликтов позволили во второй половине 20 века выделить специальную область знания -конфликтологию. Конфликтология стала междисциплинарной наукой и до сих пор занимается одним из важнейших аспектов, качающихся взаимодействия людей. Анализируя историю учений о конфликте, Ю.Ф. Лукин выделяет четыре этапа в становлении и развитии конфликтологии как самостоятельной науки: 1 этап -вторая половина 19 века; второй этап - 19-20 век; третий этап - первая половина 20 века; четвертый этап -середина 20 века. Каждый из этих периодов характеризовался разработкой и продвижением теорий, определяющих дальнейший путь развития данной науки. Современное же состояние конфликтологии («науки о противоборстве людей и других субъектов социальной жизни, об управлении их конфликтным взаимодействием») автор называет не иначе как «меганаука», поясняя, что за таким определением стоит ее понимание в качестве самостоятельной, большой науки. В развитии отечественной конфликтологии Лукин, дополняя и расширяя классификацию Анцупова и Шипилова, также выделяет четыре периода: первый - до 1924 года; второй - 1924-1990 гг.; третий - 90-е гг. прошлого века; четвертый период - 21 век [7, с. 53, 75].

Изучению конфликтов и конфликтного поведения уделяли внимание представители всех научных школ, представленных в западной психологии: психоанализ (З. Фрейд, К. Хорни, А. Адлер, Э. Фромм), бихевиоризм (А. Бандура, А. Басс), интеракционизм (Д. Мид), гештальтпсихология (К. Левин), социометрическое направление (Я. Морено).

Отечественная конфликтология представлена трудами таких исследователей как А.Я. Анцупов, Н.В. Гришина, А.В. Дмитириев, А.И. Шипилова, Н.И. Леонов, Ю.Ф. Лукин, Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, В.П. Захаров, Ю.А. Симоненко и другими.

Общепринятого и однозначного понимания сущности конфликта еще не сложилось. На настоящий момент существует множество определений понятия «конфликт», которые объединяет понимание лежащего в основе конфликта противоречия. Так, Н.В. Гришина предлагает рассматривать конфликт как «биполярное явление, проявляющееся в активности сторон, направленной на преодоление противоречий» [3, с. 26].

Изначально конфликт рассматривался преимущество извне, то есть, с точки зрения социальной группы или конфликтной ситуации. Но с каждым днем в обществе все больше стали проявляться так называемые конфликтные личности, которые таким своим поведением выделяются в группе. Тогда перед психологией и конфликтологией возникла задача: разобраться, что собой представляют конфликтные личности и какие применить способы предупреждения или разрешения конфликта.

Если речь идет о взаимодействии людей, столкновение предстает в форме разногласий. То есть, в любом случае конфликт возникает при совместной деятельности и во время различных ситуаций общения. Тогда возникает вопрос, касающийся того, что одним из факторов, «запускающих» конфликт, будет некий набор качеств личности (личностей), которые вступили на путь решения своих разногласий конфликтным путем. Вот здесь мы и будем говорить о наличии конфликтогенного потенциала личности. По определению Морозова, конфликтогены - это «слова, действия (или бездействия), способствующие возникновению и развитию конфликта, то есть - приводящие к конфликту непосредственно» [10, с. 198]. Далее автор говорит, что «одиночный» конфликтоген за редким исключением не способен привести к конфликту. Должна возникнуть «цепочка конфликтогенов», или эскалация: на полученный конфликтоген субъект старается ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. Все конфликтогены Морозов сводит к трем разновидностям: стремление к превосходству, проявление агрессивности, проявление эгоизма.

Мы обратили внимание, что далеко не во всех психологических словарях имеется словарная статья «конфликтогенность». В Словаре терминов по психологическому консультированию [15] конфликтогенность личности рассматривается как «психологическая особенность человека, проявляющаяся в том, что он выступает как реальный или потенциальный источник межличностных конфликтов». Такой человек своим поведением провоцирует людей на конфликты. В энциклопедическом словаре педагога «Основы духовной культуры»: «конфликтогенность» - «нравственное качество личности отрицательного свойства, выражающее склонность человека к ссорам, неуступчивость, настойчивое утверждение своего мнения. Проявляется как бестактность, мнительность, повышенная требовательность, настойчивость, отстаивание своих позиций вопреки очевидности и в поступках» [15].

Н.С. Матвеева пишет, что конфликтогенность - это «совокупность напряженностей личности социального, ментального и социально-психологического характера, которые при определенных условиях могут привести к конфликтам» [8].

Л.А. Осьмук и Ю.А. Елкина определяют конфликтогенность как «психологическую особенность человека, проявляющуюся в том, что он выступает как реальный или потенциальный источник межличностных конфликтов. Конфликтогенность обнаруживается в том, что там, где появляется человек, по его вине часто возникают конфликты между людьми, и он сам своим поведением провоцирует людей на конфликты» [12, с. 370].

Одни люди способны становиться субъектами конфликта в меньшей степени, другие - в большей. Очевидно, что в структуре личности присутствуют определенные качества, делающие ее конфликтогенной.

Н.В. Гришина, описывая конфликтную личность, отмечает обязательное наличие таких эмоциональных качеств как агрессивность, раздражительность, упрямство [3].

Т.А. Караваева указывает, что конфликт имеет личностные причины своего возникновения, среди которых: «низкая конфликтоустойчивость, субъективная оценка поведения партнера как недопустимого, плохое развитие эмпатии, неадекватный уровень притязаний, акцентуации характера, искажения образа партнера» [5, с. 35]. Также она выделяет структурные характеристики конфликтных личностей. В них входят биофизиологические признаки (акцентуации), нравственные качества (потребности, привычки, склонности, ценностные ориентации), а также психические процессы, свойства и состояния личности [там же].

А.В. Дмитриев перечисляет такие качества повышенной конфликтогенности как завышенный уровень притязаний, самооценки, недисциплинированность, высокую доминантность, сверхвысокую чувствительность к замечаниям в свой адрес, потребность в почтении и восхищении со стороны окружающих, обидчивость и т.д. [4, с. 115]. Вслед за другими исследователями, Дмитриев полагает, что типологию конфликтных личностей можно представить двумя полярными типами: «агрессивная личность» и «жертва конфликта». Сам Дмитриев предлагает расширенную типологию, включающую три психологических типа участников конфликта: «деструктивный», «конструктивный» и «конформный».

М.С. Мириманова определяет конфликтность (или конфликтогенность как синонимическое понятие) как «неосознаваемую или частично осознаваемую установку личности» [9, с. 145]. Она указывает, что индивидуальные и характерологические особенности конфликтогенной личности влияют на статусно-ролевую позицию личности в различных социальных группах. Конфликтогенная личность относится к другим людям с позиций негативных установок («все злые», «кругом враги» и т.п.), вследствие чего поведение строится либо на манипуляциях, либо на обмане. У такой личности отсутствуют навыки диалогического общения, коммуникативной компетентности, эмпатии, понимания другого. Среди личностных качеств преобладают такие, как чрезмерная критичность, категоричность, прямолинейность, упрямство, оценочная полярность, эгоцентризм, высокомерие, приспособленчество, лицемерие, невоспитанность, агрессивность, неадекватная самооценка. Такие личности, по определению Миримановой, становятся «интолерантными». Конфликтная личность может провоцировать возникновение так называемых «нереалистических (субъективно нецеленаправленных) конфликтов», так как для нее важен сам процесс конфликта, чтобы было, где выплеснуть свои негативные эмоции. Такое поведение не только раздражает окружающих и дестабилизирует обстановку, но и тормозит личностное развитие самих конфликтогенных личностей. Автор делает вывод, что основной причиной конфликтности личности являются внутриличностные конфликты, которые человек не в состоянии решить сам, включает защитные механизмы, и весь негатив выплескивает вовне, при этом усугубляя еще больше свои личностные проблемы, не желая работать над собой.

В продолжение данного положения А.С. Хохлов [17] указывает, что именно внутриличностные конфликты - это мощный источник развития личности. В случае же неконструктивного влияния на личность, конфликт может привести к неврозу и далее к психосоматическим и шизофреноподобным заболеваниям. Что же можно противопоставить конфликтогенности личности? В работе А.Я. Анцупова и А.И. Шипилова рассматривается такое понятие, как «конфликтоустойчивость». Под ней авторы понимают специфическое проявление психологической устойчивости и определяют ее как «способность человека оптимально организовывать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми» [1, с. 203]. Знание структурных компонентов конфликтоустойчивости (эмоционального, волевого, познавательного и поведенческого) поможет развить необходимые личностные качества. При высокой конфликтоустойчивости человек будет действовать психологически грамотно в проблемных ситуациях, не доводить дело до конфликта, он сможет оптимизировать взаимодействие с оппонентом при возникшем конфликте, не позволит потворствовать усугублению ситуации, а, напротив, поможет конструктивно решить разногласия. Низкая конфликтоустойчивость, напротив, является одной из личностных причин конфликтов.

К. Леонов большое внимание уделяет рассмотрению конфликтогенной личности как обладателя определенного стиля поведения, ведущего к конфликту. С его точки зрения, конфликтное поведение «ведет к деструктивным последствиям для обеих сторон» [6, с. 84]. Он выделяет пять стилей поведения в конфликте: соперничающий, проблемно-решающий, уступающий, избегающий, бездействие. При этом делается оговорка, что стиль поведения не есть тип личности (исключение составляют лишь акцентуированные личности) [там же, с. 85-86].

И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов и Д.К. Захаров [2], всесторонне и глубоко проанализировав личность, приходят к выводу, что особенности темперамента, характера и рефлексии, проявляясь в разнообразных формах и сочетаниях, могут приводить к внутриличностным и межличностным конфликтам. То есть, по сути, все люди являются в какой-то мере обладателями конфликтогенных свойств и качеств.

Семейные конфликты исследуются многими дисциплинами: психологией, криминологией, педагогикой, социологией права, и рядом других. Однако, несмотря на это, в науке до сих пор нет учения о возникновении и механизмах протекания конфликтов в семье. Поэтому все исследователи в настоящее время обращаются к такой научной отрасли как конфликтология. В этом ряду исключением является семейная криминология. Ведущий специалист в семейной криминологии Д.А. Шестаков говорит, что ядром данной научной дисциплины является цепочка семья-конфликт-преступление [18]. То есть, потенциальная преступность тесным образом связана с институтом семьи, с проблемами и конфликтами, которые в ней возникают.

По утверждению И.И. Карпеца, «истоки преступного поведения несовершеннолетних и большей части взрослых преступников требуется искать в начале их жизненного пути, там, где только начиналось формирование личности» [16], то есть в семье. Все люди разные, и наличие разных взглядов, установок, ценностей и прочих возможных противоречий не обязательно должны превращаться в конфликт. По замечанию А.В. Дмитриева, «противоположности и противоречия превращаются в конфликт тогда, когда начинают взаимодействовать силы, являющиеся их носителями» [4, с. 54]. Эти противоречия могут быть достаточно мелкими, но в силу особенностей характера они становятся неодолимыми препятствиями для нормальных взаимоотношений. Мелкие душевные раны, постоянно наносимые по самым «чувствительным» местам, явно становятся конфликтогенными. Такими чувствительными сторонами характера или поведения могут быть вполне естественные качества, которые отсутствуют у другого человека: пунктуальность, бережливость, точность, терпение и т.п. Часто труднообъяснимыми оказываются столкновения между людьми с общими интересами, но имеющими различия в темпераментах, скорости реакций. Причиной конфликта, наконец, может послужить просто чья-то раздражительность, дурное расположение духа, оборачивающееся пустыми придирками даже к человеку, который искренне уважаем и любим. [4, с. 80-81]. Такое взаимодействие, естественно, будет происходить в напряженной атмосфере и принесет определенный дискомфорт конфликтующим сторонам. Дмитриев, анализируя различные подходы к определению конфликта, отмечает, что зачастую исследователи рассматривают его слишком масштабно, выходя на уровень социума, хотя, между тем, бытовые и семейные конфликты происходят ничуть не реже, а зачастую и чаще конфликтов общественных. В связи с этим автор приводит определение конфликта, в свое время предложенное В.И. Сафьяновым. Существенным в этом определении нам видится указание на то, что в конфликте ущемляется достоинство (как правило, насильственно) хотя бы одного из субъектов общения. И именно этим подчеркивается психологический, личностный аспект конфликта. Сколько бы ни было участников межличностного конфликта, уровень его научного рассмотрения в основном должен оставаться психологическим [там же, с. 91].

Не остались без внимания исследователей попытки составить классификации и типологизации конфликтных личностей. Обычно такая работа велась в рамках психологии делового общения, психологии управления коллективами и тому подобных отраслях. Многие конфликтологи и психологи говорят о невротических личностях как конфликтогенных. Другие исследователи использовали яркие эпитеты и метафоры. Так Ф.М. Бородкин, Н.М. Коряк, В.П. Захаров, Ю.А. Симоненко предлагают комбинацию из 6 типов конфликтных личностей: демонстративный тип, ригидный тип, неуправляемый тип, сверхточный тип, рационалист, бесконфликтный тип [10]. В.Н. Кудрявцев описывает демонстративный, ригидный, педантичный, бесконфликтный типы, типы «танк», «пиявка», «вата», «обвинитель» [11]. Конфликтолог Р. Брэмсон выделил пять типов (некоторые из них с подвидами): агрессивные (подвиды - «танки», «снайперы», «взрывники»), жалобщики, нерешительные (подвиды - «аналитики», «добряки»), тревожные или безответственные, всезнайки или эрудиты (подвиды - «подлинные» и «мнимые») [10].

Если рассматривать конфликтогенность на макроуровне, то в этом случае можно говорить об общественных конфликтогенах, несущих напряжение для гораздо большего числа участников, нежели в ситуации межличностного конфликта. Тогда само общество становится конфликтогенным. Е.В. Перов и М.Б. Перова под конфликтогенностью общества понимают «совокупность напряженностей социального, экономического, политического, этнического и прочего характера, которые при определенных условиях ведут к развитию конфликта. Конфликтогенность общества характеризует состояние всей общественной жизни с разногласиями и противоречиями объективного и субъективного характера» [13]. Так или иначе, между личной и общественной конфликтогенностью есть определенная взаимосвязь. Обнаружение конфликтогенности человеком может вызывать тревоги, страхи, напряженность, а конфликтогенность среды является системной характеристикой.

Итак, анализ научной литературы по проблеме конфликтогенности позволил прийти к ряду выводов. Во -первых, понятие «конфликтогенность» не имеет однозначного определения. Сходства в понимании данного термина исследователями обнаруживается в том, что данная психологическая особенность человека способна привести к реальным или потенциальным межличностным конфликтам. Во-вторых, отличительными особенностями конфликтогенной личности являются чрезмерная критичность, категоричность, прямолинейность, упрямство, оценочная полярность, эгоцентризм, высокомерие, приспособленчество, лицемерие, невоспитанность, агрессивность, неадекватная самооценка, завышенный уровень притязаний,

самооценки, недисциплинированность, высокая доминантность, сверхвысокая чувствительность к замечаниям в свой адрес, потребность в почтении и восхищении со стороны окружающих, обидчивость, агрессивность, раздражительность, упрямство, отсутствие навыков диалогического общения, коммуникативной компетентности, эмпатии, понимания другого. Наконец, в-третьих, основными факторами возникновения и причинами проявления конфликтогенности являются, проявляясь в разнообразных формах и сочетаниях, особенности темперамента, характера и рефлексии, индивидуально-психологические особенности личности, ее поведенческих особенностей и проявлений, влияние близкого окружения, социальных институтов и условий жизни личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анцупов, А.Я., Шипилов, А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с.

2. Ворожейкин, И.Е., Кибанов, А.Я., Захаров, Д.К. Конфликтология/ - М.: ИНФРА-М, 2004. - 240 с.

3. Гришина, Н.В. Психология конфликта. - СПб: Питер, 2008. - 544 с.

4. Дмитриев, А.В. Конфликтология. - М.: Гардарики, 2000. - 320 с.

5. Караваева, Т.Л. Психологическая характеристика портрета конфликтной личности/ Психопедагогика в правоохранительных органах, 2008, №1(32). - С.34—41.

6. Леонов, Н.И. Конфликтология: учеб. пособие. М.: Издательство Московского психолого-социального института, Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2006. - 232 с.

7. Лукин, Ю.Ф. Конфликтология: управление конфликтами: Management of the conflicts: учебник для вузов/Ю.Ф. Лукин. - М.: Академический Проспект, Гаудеамус, 2007. - 799 с.

8. Матвеева, Н.С. Особенности конфликтогенности современной студенческой молодежи/ Устойчивое развитие науки и образования. 2018. № 7.

9. Мириманова, М.С. Конфликтология. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 320 с.

10. Морозов, А.А. Деловая психология. [Режим доступа]: https://iknigi.net/avtor-a morozov/42329-delovaya-psihologiya-a-morozov/read/page-1.html

11. Основы конфликтологии: учеб. пособие / под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1997. - 194 с.

12. Осьмук, Л.А. Конфликтогенность социальной среды и ее влияние на поведение человека / Л. А. Осьмук, Ю. А. Ёлкина // Человек в эпоху перемен. Вызовы настоящего, построение будущего : сб. материалов 4 Съезда психотерапевтов, психиатров, психологов и консультантов Сиб. Федер. Округа, Новосибирск, 3-8 апр. 2015 г. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2015. - С. 370-376.

13. Перов, Е.В., Перова, М.Б. Концепция конфликтогенности общества// Управление экономическими системами: электронный журнал. -2014. [Режим доступа]: https://cyberleninka.ru/article/n/17077960

14. Свенцицкий, А.Л. Краткий психологический словарь. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 512 с.

15. Словарь терминов по психологическому консультированию. СПб: Лань, 2016.

16. Ушатиков, А.И. Основы пенитенциарной психологии/А.И.Ушатиков, Б.Б.Казак. - Рязань: Академия права и управления Минюста России, 2003 - 442 с.

17. Хохлов, А.С. Конфликтология. История. Теория. Практика. - Самара: СФ ГБОУ ВПО МГПУ , 2014. - 312 с.

18. Шестаков, Д.А. Семейная криминология. - СПб.: Питер, 1996. - 264 с.

19. Шангина, А.П. К вопросу о межличностных конфликтах в подростковом возрасте//Электронный научный журнал «Aprioir: гуманитарные науки» № 3 - 2007.

Т.П. Мышева, М.В. Хрипунова ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МОЛОДЕЖИ НА МАТЕРИАЛЕ КРАЕВЕДЕНИЯ

Аннотация. Данная статья отражает возможности музейной педагогики, музейной среды и краеведения в патриотическом воспитании личности. Она раскрывает цели, задачи, функции и направления музейной и туристической деятельности; рассматривает особенности воспитательного процесса как внутри самого музея, так и в открытом природном, культурном пространстве родного края.

Ключевые слова: музей, музейная педагогика, музейная среда, музейный воспитательный процесс, музейная и туристическая деятельность, экскурсия, краеведение, культурно-образовательная, воспитательная и специальная функции.

T.P. Mysheva, M.V. Khripunova THE PATRIOTIC PROCESS OF THE YOUTH ON THE MATERIAL OF LOCAL HISTORY

Abstract. This article reflects the possibilities of museum pedagogy, the museum environment and local history in the patriotic education of the individual. It reveals the goals, objectives, functions and directions of museum and tourist activities; considers the features of the educational process both inside the museum itself and in the open natural, cultural space of the native land.

Key words: museum, museum pedagogy, museum environment, museum educational process, museum and tourist activities, tour, local history, cultural and educational, educational and special functions

Говоря о формах и методах патриотического воспитания, осуществляемого с помощью использования объектов культурного и природного наследия, следует выделить несколько направлений воспитательной деятельности, т.е. воспитательный процесс может осуществляться посредством:

1. краеведения (как системы дополнительного образования и| общественной деятельности);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.