Научная статья на тему 'КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОГЕН / КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ / PEDAGOGICAL CONFLICT / CONFLICT / CONFLICTOGEN / CONFLICT-RESISTANT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бурлаков Сергей Владимирович, Хлебников Александр Сергеевич

В статье обозначены тенденции создания бесконфликтной образовательной среды. Цель работы заключается в теоретическом обосновании конструктивного разрешения педагогических конфликтов, позволяющем учителям повысить уровень конфликтоустойчивости в воспитании школьников поликультурного пространства. Постоянные изменения, происходящие в системе общего образования, оказывают непосредственное воздействие на педагогическую деятельность учителя. Постоянные стрессы, эффект психологического выгорания, повышенная эмоциональная нагрузка, приводят к появлению противоречий и конфликтов среди педагогов. Сегодня проблема разрешения конфликтных ситуаций как никогда актуальна. Управление и конструктивное разрешение конфликтов оказывается востребованным в поликультурном педагогическом пространстве общеобразовательной организации. Конфликтоустойчивость учителя является специфическим проявлением психологической устойчивости личности. Конфликтоустойчивый учитель характеризуется способностью эффективно предупреждать, управлять и разрешать возникшие в процессе педагогической деятельности конфликты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEACHER’S CONFLICT TOLERANCE IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article outlines the trends of creating a conflict-Free educational environment. The aim of the work is to provide a theoretical basis for constructive resolution of pedagogical conflicts, which allows teachers to increase the level of conflict tolerance in the education of schoolchildren. Constant changes in the General education system have a direct impact on the teacher’s teaching activities. Constant stress, the effect of psychological burnout, increased emotional load, lead to contradictions and conflicts among teachers. Today, the problem of conflict resolution is more urgent than ever. Management and constructive conflict resolution is in demand in the multicultural pedagogical space of a General education organization. Conflict tolerance of the teacher is a specific manifestation of psychological stability of the individual. A conflict-resistant teacher is characterized by the ability to effectively prevent, manage and resolve conflicts that have arisen in the course of pedagogical activity.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60

УДК 159 https://doi.org/10.33619/2414-2948/60/48

КОНФЛИКТОУСТОЙЧИВОСТЬ УЧИТЕЛЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

©Бурлаков С. В., Московский государственный психолого-педагогический университет,

г. Москва, Россия, tdtlis@yandex.ru ©Хлебников А. С., SPIN-код: 7250-0497, канд. пед. наук, Московский государственный психолого-педагогический университет, г. Москва, Россия, xlebnikov@list.ru

TEACHER'S CONFLICT TOLERANCE IN A MULTICULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT

©Burlakov S., Moscow State University of Psychology and Education, Moscow, Russia, tdtlis@yandex.ru, ©Khlebnikov A., SPIN- code: 7250-0497, Ph.D., Moscow State University of Psychology and

Education, Moscow, Russia, xlebnikov@list.ru

Аннотация. В статье обозначены тенденции создания бесконфликтной образовательной среды. Цель работы заключается в теоретическом обосновании конструктивного разрешения педагогических конфликтов, позволяющем учителям повысить уровень конфликтоустойчивости в воспитании школьников поликультурного пространства. Постоянные изменения, происходящие в системе общего образования, оказывают непосредственное воздействие на педагогическую деятельность учителя. Постоянные стрессы, эффект психологического выгорания, повышенная эмоциональная нагрузка, приводят к появлению противоречий и конфликтов среди педагогов. Сегодня проблема разрешения конфликтных ситуаций как никогда актуальна. Управление и конструктивное разрешение конфликтов оказывается востребованным в поликультурном педагогическом пространстве общеобразовательной организации. Конфликтоустойчивость учителя является специфическим проявлением психологической устойчивости личности. Конфликтоустойчивый учитель характеризуется способностью эффективно предупреждать, управлять и разрешать возникшие в процессе педагогической деятельности конфликты.

Abstract. The article outlines the trends of creating a conflict-Free educational environment. The aim of the work is to provide a theoretical basis for constructive resolution of pedagogical conflicts, which allows teachers to increase the level of conflict tolerance in the education of schoolchildren. Constant changes in the General education system have a direct impact on the teacher's teaching activities. Constant stress, the effect of psychological burnout, increased emotional load, lead to contradictions and conflicts among teachers. Today, the problem of conflict resolution is more urgent than ever. Management and constructive conflict resolution is in demand in the multicultural pedagogical space of a General education organization. Conflict tolerance of the teacher is a specific manifestation of psychological stability of the individual. A conflict-resistant teacher is characterized by the ability to effectively prevent, manage and resolve conflicts that have arisen in the course of pedagogical activity.

Ключевые слова: педагогический конфликт, конфликт, конфликтоген, конфликтоустойчивость.

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60

Keywords: pedagogical conflict, conflict, conflictogen, conflict-resistant.

Анализ конфликтологической проблематики в современных исследованиях показывает, что проблемы педагогических и этнических конфликтных ситуаций принадлежат к пограничной области педагогики и психологии. Сегодня научная система развития у субъектов образовательного пространства конфликтологической культуры недостаточно разработана, нет ясного понимания поведения в разрешении педагогических конфликтов поликультурного пространства, что существенно влияет на конфликтоустойчивое поведение педагогического состава образовательных организаций.

Особенно в условиях современного сложного поликультурного пространства общеобразовательной организации, проблемы конфликтогенности в межкультурной коммуникации приобретают первостепенное значение. Зачастую в школе конфронтация и напряженность противостоят диалогу, компромиссу и сотворчеству, а факторы коммуникабельности и толерантности отступают на второй план. Данная ситуация требует конфликтоустойчивого поведения учительского состава в процессе реализации образовательных программ.

Анализ конфликтологической проблематики в образовании показывает, что педагогические и этнические конфликты исследуются на различных уровнях. Вместе с тем оказывается недостаточно разработанной научная система подходов, нацеленных на развитие у субъектов образовательного пространства конфликтологической культуры.

Так, Н. У Ярычев понимает конфликтологическую культуру, как систему конфликтологических знаний, способов деятельности, которые необходимы для осмысленного осуществления педагогических функций в конфликтогенной образовательной среде [1].

Е. К. Иванова следующим образом определяет конфликтологическую культуру: «это интегративное личностное образование, включающее совокупность необходимых знаний, умений в области конфликтологии, личностных особенностей и качеств учителя, обеспечивающих ему возможность разрешать конфликты в образовательной среде на конструктивной основе» [2, с. 718].

На основе исследований Т. В. Суняйкиной, которая провела ранжирование конфликтологической культуры педагогов большинству респондентов (60%) присущ низкий уровень конфликтологической культуры, учителей со средним уровнем ее развитости (40%). Педагогов, обладающих высоким уровнем, вообще не было выявлено [3].

Таким образом, конфликтоустойчивость определяется уровнем психической напряженности учителя. Естественно, что она отличается у разных людей. Это связано с уровнем общей психологической устойчивости личности. У психически неустойчивых людей отсутствуют или недостаточно эффективны способы преодоления конфликтных ситуаций, у них часто наблюдается самоиндукция негативного эмоционального напряжения [4, с. 60].

Представленное определение распространяется и на учительский состав, таким образом, конфликтоустойчивость учителя — это специфическое проявление психологической устойчивости и рассматривается как готовность и способность педагога адекватно и бесконфликтно решать проблемы педагогических отношений.

Конфликтоустойчивость учителя характеризуется следующими факторами:

- психофизиологические (проявляются в эмоционально-волевой сфере);

- когнитивные (умственные познавательные процессы деятельности);

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60

- мотивационные (направленность личности и ее мотивах в разрешении конфликтных ситуаций);

- социальные (отражение социальных стереотипов личности и ее взаимодействие с обучающимися) [5].

Основными механизмами конфликтоустойчивости у педагогов в поликультурном образовательном пространстве школы является сопротивляемость и соразмерность конфликтной ситуации. Конфликтоустойчивому учителю присуща сформированная конфликтологическая компетенция - способность эффективно предупреждать возникновение конфликта, управлять им, выявлять истинную причину противоречия. Также конфликтоустойчивость учителя определяется инициативностью, готовностью к разрешению конфликта на основе межкультурного диалога, эмоциональной сдержанностью, умением перевести конфликт из эмоциональной в деловую сферу. Особое значение имеет выбор приемов, способов, тактик, соответствующих конкретной ситуации, в которой развивается конфликт [6].

Педагогический конфликт может развиваться по двум сценариям. Первый, негативный сценарий заключается в том, что конфликт принимает не конструктивный, а разрушительный характер. В результате которого происходит истощение ресурсов у его участников, как психоэмоциональных, так и материальных. Если одна из сторон и побеждает, то всегда эта победа достигается за счет интересов другой стороны. Второй сценарий предлагает решение конфликта с конструктивной стороны, в результате которого стороны приходят к взаимовыгодному решению. Такое решение конфликта, позволяет участникам (в нашем случае субъектам образовательного процесса) успешно продолжать совместную педагогическую деятельность.

По мере развития общества меняются условия функционирования образования, что ведет к поиску нововведений. Такое представление базируется на поиске путей совершенствования образовательного процесса [7].

Однако, как показывает практика, в школе исторически сложилось мнение, что «конфликт» несет в себе отрицательный, негативный смысл. Реакция участников образовательного процесса на случаи педагогических конфликтов, как правило, характеризуется конфликтобоязнью, настороженностью, повышенной мобилизацией чувств и эмоций.

Рассматривая природу поликультурных конфликтов в пространстве школы, можно выделить причины, влияющие на их возникновение:

- различия в долженствовании и целеполагании;

- противоположные интересы;

- ослабление внимания вопросу взаимодействия между детьми разных национальностей;

- ограничение свободы самовыражения, самореализации школьников;

- перекосы в распределении ответственности;

- несформированность конфликтной компетенции;

- девиантное поведение;

- недостаточные возможности для удовлетворения личных потребностей.

Разрешить межэтнические конфликты, возникающие между учениками можно путем

восстановительного подхода. Такой подход позволяет изменить негативное состояние детей на позитивное. Причем учитель здесь выступает в роли нейтральной третьей стороны. Такая позиция помогает организовать диалог для достижения согласия, выводит оппонентов из

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60

состояния вражды, позволяет договориться между собой. Следует отметить, что при разрешении конфликта в системе «педагог - ученик», учитель берет на себя управляющую роль, основываясь на своем профессионализме, опыте, возрасте, стиле общения [8].

Современная педагогическая конфликтология, признавая конфликты закономерной и естественной характеристикой педагогических взаимодействий, допускает возможности протекания конфликтов в конструктивных формах и наделяет конфликт позитивными функциями. Таким образом, конфликт может выступать как:

- источник развития;

- сигнал к необходимым изменениям;

- возможность сближения позиций

Обобщая опыт ведущих специалистов в области конфликтологии А. А. Анцупова, В. Г. Зазыкина, Ю. В. Оболонского, можно сформулировать общие рекомендации по разрешению педагогических конфликтов в условиях поликультурного образовательного пространства. Причем, данные рекомендации, в свою очередь, являются той основой, которая определяет конфликтоустойчивость учителя [9-10].

Общие рекомендации включают:

- признание существования конфликта;

- определение возможности и процедуры переговоров;

- выявление конкретного круга вопросов и причин, составляющих предмет конфликта;

- разработка вариантов разрешения конфликта;

- согласование принятого решения у оппонентов;

- реализация утвержденного решения конфликта на практике.

Отдельно можно выделить рекомендации по преодолению конфликтов между детьми в школе:

1. Обсуждение конфликтной ситуации после того как все успокоятся. Рассказ о случившемся, как будто он произошел в другом классе. Рассуждение о бессмысленности дальнейшей вражды.

2. Установка четких строгих правил поведения так, чтобы каждый ребенок их понял.

3. Показ на своем примере, какие действия ожидаются от детей в конфликтных ситуациях. Проведение ролевой игры.

4. Поощрение умения вести себя дисциплинировано.

5. Объяснение того, что «справедливо» — это не значит «одинаково».

6. Обучение детей самостоятельно идти на компромисс и диалог в разрешении конфликта.

Также можно сформулировать общие рекомендации по разрешению этнического конфликта в школе:

- школьники должны осознавать, что представители разных народов предпочитают различные технологии выхода из конфликта;

- необходимо привести яркие примеры межкультурных различий;

- школьники должны осознать, что такое культурные традиции;

- ход работы должен привести к пониманию школьником, что любой межэтнический конфликт может быть успешно разрешен.

В результате можно сделать вывод, что конфликты в педагогическом взаимодействии субъектов образовательного процесса легче предупредить, чем успешно разрешить, а конфликтоустойчивость учителя определяется владением навыками конструктивного

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60

поведения в конфликтной ситуации, коммуникабельностью, саморегуляцией и умением управлять своим психоэмоциональным состоянием.

Список литературы:

1. Ярычев Н. У, Саралиева Т. Р. Предупреждение конфликтов как аспект профессиональной деятельности учителя общеобразовательной школы // Сибирский педагогический журнал. 2011. №6. С. 314-323.

2. Иванова Е. К., Чемерилова И. А. Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности // Вестник Башкирского университета. 2015. Т. 20. №2. С. 716-720.

3. Суняйкина Т. В., Лабунская Ю. А. Теоретические аспекты модели развития конфликтологической культуры педагога общеобразовательной организации // Концепт. 2018. №4. С. 2-8.

4. Юферова М. А., Коряковцева О. А. Влияние общей адаптивности на конфликтоустойчивость личности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. №3. С. 60-63.

5. Бузмакова А. В. Конфликтоустойчивость как когнитивно-акмеологическая основа профессиональной деятельности учителя. Ярославль. 2013. С. 204-214.

6. Жуковская Н. А. Развитие конфликтоустойчивости педагога // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 16. №2. С. 216-220.

7. Николаева А. А., Караханян К. Г. Инновации в образовании: развитие, деятельность, мышление // Инновации и инвестиции. 2015. №11. С. 15-18.

8. Мурашёва С. В. Восстановительный подход к предупреждению и разрешению конфликтов у несовершеннолетних // Концепт. 2013. Т. 4. С. 246-250.

9. Анцупов А. Я. Профилактика конфликтов в школьном коллективе. М.: Владос, 2004.

208 с.

10. Зазыкин В. Г. Психологическая реальность конфликтов // Психотерапия. М., 2013.

384 с.

References:

1. Yarychev, N. U., & Saralieva, T. R. (2011). Preduprezhdenie konfliktov kak aspekt professional'noi deyatel'nosti uchi-telya obshcheobrazovatel'noi shkoly. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, (6), 314-323. (in Russian).

2. Ivanova, E. K., & Chemerilova, I. A. (2015). Konfliktologicheskaya kul'tura uchitelya i ee proyavlenie v professional'noi deyatel'nosti. Vestnik Bashkirskogo universiteta, 20(2). 716-720. (in Russian).

3. Sunyaikina, T. V., & Labunskaya, Yu. A. (2018). Teoreticheskie aspekty modeli razvitiya konfliktologicheskoi kul'tury pedagoga obshcheobrazovatel'noi organizatsii. Kontsept, (4). 2-8. (in Russian).

4. Yuferova, M. A., & Koryakovtseva, O. A. (2015). Vliyanie obshchei adaptivnosti na konfliktoustoichivost' lichnosti. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N. A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psikhologiya. Sotsial'naya rabota. Yuvenologiya. Sotsiokinetika, 21(3), 60-63. (in Russian).

5. Buzmakova, A. V. (2013). Konfliktoustoichivost' kak kognitivno-akmeologicheskaya

Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 6. №11. 2020

https://www.bulletennauki.com https://doi.org/10.33619/2414-2948/60

osnova professional'noi deyatel'nosti uchitelya. Yaroslavl', 204-214. (in Russian).

6. Zhukovskaya, N. A. (2016). Razvitie konfliktoustoichivosti pedagoga. Izvestiya Saratovskogo universiteta. Novaya seriya. Seriya Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika, 16(2). 216220. (in Russian).

7. Nikolaeva, A. A., & Karakhanyan K. G. (2015). Innovatsii v obrazovanii: razvitie, deyatel'nost', myshlenie. Innovatsii i investitsii, (11). 15-18. (in Russian).

8. Murasheva, S. V. (2013). Vosstanovitel'nyi podkhod k preduprezhdeniyu i razresheniyu konfliktov u nesovershennoletnikh. Kontsept, 4. 246-250. (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Antsupov, A. Ya. (2004). Profilaktika konfliktov v shkol'nom kollektive. Moscow. (in Russian).

10. Zazykin, V. G. (2013). Psikhologicheskaya real'nost' konfliktov. In Psikhoterapiya. Moscow. (in Russian).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 16.10.2020 г. 21.10.2020 г.

Ссылка для цитирования:

Бурлаков С. В., Хлебников А. С. Конфликтоустойчивость учителя в поликультурном образовательном пространстве // Бюллетень науки и практики. 2020. Т. 6. №11. С. 390-395. https://doi.org/10.33619/2414-2948/60/48

Cite as (APA):

Burlakov, S., & Khlebnikov, A. (2020). Teacher's Conflict Tolerance in a Multicultural Educational Environment. Bulletin of Science and Practice, 6(11), 390-395. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/60/48

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.