И.В. Юрченко
КОНФЛИКТНЫЙ И ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ В УСЛОВИЯХ РАСШИРЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА РФ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ *
Аннотация
В статье представлены методологические аспекты исследования процессов формирования гражданской идентичности молодежи в условиях включения в новый социокультурный контекст и новое политическое пространство. Обосновываются методы определения факторов конфликтного и интеграционного потенциала социально-политических трансформаций, специфики этнических и демографических социальных общностей, степени остроты рисков дестабилизации, в том числе в контексте влияния внешних информационных воздействий и стратегической нестабильности меняющегося миропорядка. Отмечается важность деятель-ностного концептуального подхода, институционального регулирования, дискурсивного конструирования реальности, активной жизненной позиции школьников на основе научного мировоззрения и исторической памяти. Предлагается метод конфликтологической экспертной диагностики как методологического и эмпирического инструментария исследования процессов интеграции и определения степени рискогенности. В исследовании подчеркивается, что расширение политического пространства предполагает не только территориальное, но и виртуальное, цифровое расширение политического пространства. А наряду с другими факторами интеграции, важнейшим фактором является формирование единого цифрового пространства. Делается вывод, что социальные сети будут встроены в меха-
I. Yurchenko
CONFLICT AND INTEGRATION POTENTIAL OF REGIONS IN THE CONTEXT OF EXPANDING POLITICAL SPACE OF THE RUSSIAN FEDERATION: RESEARCH METHODOLOGY AND THE ROLE OF DIGITALIZATION
Abstract
The article presents methodological aspects of the study of the processes of formation of civic identity of young people in the conditions of inclusion in a new socio-cultural context and a new political space. Methods are substantiated for determining the factors of conflict and integration potential of socio-political transformations, the specifics of ethnic and demographic social communities, the severity of the risks of destabilization, including in the context of the influence of external information influences and strategic instability of the changing world order. The importance of an activity-based conceptual approach, institutional regulation, discursive construction of reality, and the active life position of schoolchildren based on a scientific worldview and historical memory is emphasized. A method of conflictological expert diagnostics is proposed as a methodological and empirical tool for studying integration processes and determining the degree of riskiness. The study emphasizes that the expansion of political space involves not only territorial, but also virtual, digital expansion of political space. Along with other factors of integration, it is emphasized that the most important factor of integration is the formation of a single digital space.
It was concluded that social networks will be integrated into the mechanism of formation of the all-Russian civic identity, which was facilitated by the discursive
низмы формирования общероссийской construction of a new reality based on the гражданской идентичности, чему способ- activation of patriotic aspirations and civ-ствует дискурсивное конструирование ic responsibility. новой реальности на основе активизации патриотических устремлений и гражданской ответственности.
Ключевые слова: Key words:
политическое пространство, цифровое political space, digital space, youth, civic пространство, молодежь, гражданская identity, regions of the Russian Federa-идентичность, регионы РФ, риски кон- tion, risks of conflict, integration pro-фликтности, интеграционные процессы, cesses, digitalization, integration factors. цифровизация, факторы интеграции.
* Статья подготовлена в рамках Государственного задания на выполнение научно-исследовательских работ по проекту «Формирование гражданской идентичности школьников в новых субъектах РФ: стратегии, барьеры и перспективы (FZEN-2023-0008) на 2023 год».
https://doi.org/10.24412/2227-1538-2024-2-24-34
Актуальность темы исследования обусловлена ростом современных геополитических вызовов и угроз в условиях глобальной турбулентности. В современной российской геополитике резко возрастает роль Южного макрорегиона, в особенности Азово-Черноморского бассейна. Обеспечение национальной безопасности нашей страны на юго-западном геостратегическом направлении, где обостряются геополитические противоречия, выходящие за безопасные пределы как для экономического, так и для военно-стратегического состояния в международных отношениях, а «геополитическая напряженность и открытые и латентные конфликты снижают приоритетность рациональных экономических соображений и стимулы к координации экономической политики» [1, с. 15]. Все это требует всестороннего анализа основных внешних и внутренних вызовов для России и определения возможностей ответа на них. Для этого необходим детальный мониторинг и конфликтологическая экспертная диагностика развития Южного макрорегиона, с учетом, как общих тенденций глобального характера, так и региональной специфики геополитического положения и процессов интеграции территорий, ставших новыми субъектами РФ. Осуществляя конфликтологический анализ проблем региональной безопасности и стабильности на Юге России, мы рассматриваем территории со сложной этноконфессиональной структурой населения. Необходимо также учитывать, что существует дополнительная сложность, в связи с наличием фактора разделенных этносов, особенно русского, в результате демонтажа СССР, социокультурных и идео-
логических разломов в геополитическом пространстве, деконструктивного изменения и смещения границ [2, с. 472-476]. Анализ интеграционных процессов в контексте специфики межэтнических, социокультурных, межпоко-ленческих взаимодействий и поведенческих моделей молодежи школьного возраста, как особой социальной группы, в условиях расширения политического пространства РФ, предполагает применение методов ивент-анализа материалов СМИ, в контексте рискологической парадигмы, для определения степени остроты рисков дестабилизации в исследуемых регионах.
Политическое пространство в научной литературе рассматривается с позиций различных концептуальных подходов: интерсубъектного, нормативного, поведенческого [3, с. 167; 4, с. 121; 5]. В этом прочтении «политическое пространство является субъективным, а представления о нём находят свое отражение в коммуникации между участниками политических отношений» [5, с. 200]. Кроме этого, на наш взгляд, необходимо учитывать факторы цифровизации. То есть, цифровизация политики — это также своеобразное расширение политического пространства, которое будет иметь определяющую роль в перспективе, позволяя преодолевать многие барьеры и способствовать стратегическому развитию. Как показывает исторический опыт, потенциал включения в новый социокультурный контекст у русскоговорящих людей достаточно высокий. Носители русской культуры показывали очень яркие примеры встраивания в новый мир на примере различных волн эмиграции, начиная с послереволюционного периода столетней давности. Но в настоящий момент новые субъекты Российской Федерации не покидают свою страну, а возвращаются на историческую Родину из искусственно созданного «анклава», образовавшегося в результате демонтажа, существовавшего в ХХ веке единого советского государства, как единого русскоговорящего пространства, которое представляло собой новою историческую общность людей - «советский народ». Наличие конфликтного потенциала и его величина зависят от множества факторов социально-экономического, политико-идеологического, этнокультурного и демографического характера. Противоречивые ценности, интересы и потребности, лежащие в основе повседневной жизни, определяют представления людей о должном. Но в условиях глубинных социально-политических трансформаций могут происходить ценностные рассогласования высокой степени напряженности и конфликтности. Такая поляризация особенно опасна в периоды становления новых форм государственности и формирования новых социальных общностей в
условиях переформатирования всего политико-правового и социально-культурного пространства. Самыми чувствительными группами риска становятся молодежные и этнические общности. Интеграционный потенциал проявляется в прочности стабильности и наличии ресурсов для развития. Непосредственно концепт «интеграционный потенциал общества» предложен, в частности, в теоретической разработке Л.В. Константиновой [6] и некоторых других авторов. Интеграционный потенциал рассматривается «как существенная характеристика общества, детерминирующая его целостность, стабильность и успешность развития» [6, с. 19]. С этой точки зрения, конфликтный потенциал необходимо рассматривать с учетом дезинтеграцион-ных факторов, исследование которых требует новых подходов к этой проблеме. То есть, с одной стороны рассматриваются интеграционные процессы и детерминанты, способствующие формированию интеграционного потенциала общества, а с другой стороны, фиксируются дезинтеграционные тенденции, а также определяются модели и уровни социальной интеграции. Актуальность темы, обусловленная потребностью в методологическом инструментарии исследования конфликтного и интеграционного потенциала социальных общностей в ситуации геополитической турбулентности, возрастает для отечественных социальных исследований в связи с самоидентификацией новых регионов, как субъектов Российской Федерации, в условиях расширения политического пространства России. Представленные теоретические положения можно применять в качестве методологического инструментария для конфликтологической экспертизы и политического анализа конфликтного и интеграционного потенциала различных социально-демографических групп общества в условиях системных преобразований, в частности, для описания контекста эмпирической части темы «Формирование гражданской идентичности школьников в новых субъектах Российской Федерации: стратегии, барьеры и перспективы». Важным аспектом, на наш взгляд, является понимание концепта «культура», который можно рассматривать в двух значениях: во-первых, культура как особенности, как отличие одних социально-культурных групп от других, одних этносов от других. А во-вторых, культура как вклад народа (нации) в мировой процесс (и прогресс). Какой может быть этот вклад нового поколения интегрирующихся регионов в общероссийскую культуру? В этом плане культура, как особая «оптика», некий особый инструментарий, особый склад ума, особая ментальность, стиль мышления, особый взгляд на мир, будет формироваться в дальнейшем в условиях
расширения политического пространства Российской Федерации под влиянием цифровизации.
Новая эпоха - это новая волна развития - так называемая «новая промышленная революция». В настоящее время для России стоит целый комплекс сложнейших задач обеспечения интеллектуально-технологического суверенитета. От этого зависит и переход к инновационно ориентированному экономическому росту, и устойчивое развитие производительных сил страны, и преодоление регионального неравенства, в том числе, в развитии цифровизации. Такие цели изложены в Концепции технологического развития Российской Федерации до 2030 года [7].
Адаптация школьников разных возрастов к новой ценностной системе обусловлена переключением акцентов смыслового поля на русскую культуру и, одновременно, на многонациональные традиции российского общества. В таком диалектическом единстве многообразия культур на основе богатого русского языка, как языка межэтнического общения, и культуры российской государственности, в основе которой и традиции, и новаторство, и глубокие цивилизационные корни, и перспективы достижений на новом этапе геополитической трансформации. Конфликтный потенциал существует в угрозах проявления дискриминации в тех структурах, где возникают порой достаточно замкнутые этнические группировки и сектора бизнеса и социальной сферы. В них может проявляться межэтническая напряженность в повседневности, а порой она прорывается и в публичное пространство с помощью новых социальных медиа. В качестве инструментария исследования необходимо рассмотреть факторный анализ развития человеческого потенциала в новых субъектах РФ, как пространстве переходного социума в новую систему ценностей. Показатели и индикаторы уровней интеграции и конфликтности, разработка когнитивных моделей для анализа политических практик, а также исследования консенсусных и конфронтационных факторов социального поведения позволят систематизировать получаемые данные из официальных источников информации, опросов и экспертных интервью. Большое значение имеет структурный анализ преобладающих ценностей в исследуемых социальных общностях, определение факторов формирования политического сознания школьников: материальных, духовно-нравственных, интеллектуальных, чувственно-эмоциональных, этноконфессиональных и демографических компонентов, определяющих характер ментальности и поведенческий формат взаимоотношений, складывающихся в локальных сообще-
ствах в новых условиях. Наиболее значимым аспектом региональной безопасности новых территорий является процесс социально-политического воспроизводства государственности. Воспроизводство, рассматриваемое как процесс приобретения социальной системой способности создавать условия и предпосылки своей собственной дальнейшей жизнедеятельности, требует выявления факторов, оказывающих влияние на уровень социальной интеграции и конфликтности в изучаемых регионах, которые стали составной частью единого суверенного Российского государства.
Значимым фактором интеграции является формирование единого цифрового пространства, что напрямую относится и к новым регионам. В органах исполнительной власти во всех регионах России были определены ответственные за цифровую трансформацию. Как известно, Указ Президента «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года» предусматривает разработку новых инструментов поддержки цифровых проектов на региональном уровне, а также создание специальных зон развития [8]. В контексте проблемы формирования гражданской идентичности школьников в новых субъектах Российской Федерации, цифровизация образования имеет особое значение. Так, в рамках федерального проекта «Цифровая образовательная среда», ставится задача оснащения учебных заведений современным оборудованием и развития цифровых сервисов в образовательных учреждениях, в связи с чем «Ростелеком» должен проводить интеграцию региональных систем с федеральной системой «Моя школа», связанной с разделом «Образование» на «Госуслугах» [9]. Федеральная государственная информационная система «Моя школа» является эффективным инструментом взаимодействия преподавателей со школьниками и родителями, для чего предназначены личные кабинеты, верифицированный образовательный контент и другие сервисы. Вице-премьер Д. Чернышенко заявил об ускоренной цифровизации четырех присоединенных регионов. 30 сентября 2022 года были подписаны официальные документы о принятии в состав России Херсонской и Запорожской областей, Донецкой и Луганской Народных Республик. В этот же день Д. Чернышенко заявил о планах правительства по ускоренной цифровизации этих присоединенных регионов. Были определены, как и во всех других субъектах федерации, региональные руководители цифровой трансформации, с которыми проводится конкретная плановая работа. По итогам совещания с руководителями цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти и регионов в конце сентября
2022 года Д. Чернышенко отметил, что есть намерения «в ускоренном режиме решать вопросы по восстановлению инфраструктуры с тем, чтобы обеспечить достижение показателей цифровой зрелости на этих территориях как можно быстрее. Помимо инфраструктурного вопроса, это кадры и цифрови-зация экономики», - заявил заместитель председателя правительства в разговоре с «РИА Новости». По его словам, «работы много, но понимание плана действий у нас есть». Также вице-премьер отметил, что ЛНР и ДНР уже присоединились к совместной работе по цифровизации с Россией. Он поприветствовал коллег из ДНР и ЛНР в общероссийской цифровой команде. Была поставлена задача перед всеми федеральными органами исполнительной власти и регионами наладить коммуникацию с новыми регионами и оказывать им необходимую поддержку по всем вопросам цифровизации и повышению безопасности данных [10].
В декабре 2023 года Институт статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ во второй раз провел научную конференцию по вопросам развития общества в эпоху цифровизации, где, в частности, обсуждалась проблема цифровизации с точки зрения новых вызов для исследователей. Например, такие вопросы как «Инновационная повестка в контексте поиска методологических решений». Все это свидетельствует о высоком уровне актуальности проблемы определения конфликтного и интеграционного потенциала общества в условиях расширения политического пространства, понимаемого и в территориальном, и в виртуальном аспектах. При этом важным направлением поиска являются эмпирические методы исследования, которые должны способствовать определению адекватных оценок состояния внутренней социально-политической среды региональной общности, влияющей на уровень интеграции и степень конфликтности социальных отношений. В качестве показателей интеграционного потенциала регионов в процессе расширения политического пространства РФ можно использовать следующие данные: во-первых, это демографические показатели новых регионов, показатели социально-экономического развития, вовлеченность различных социальных групп в производственную сферу, инновационное, интеллектуальное, отраслевое развитие. Важнейшим показателем конфликтного и интеграционного потенциала общества в условиях расширения политического пространства Российской Федерации является также характеристика межэтнических, межконфессиональных, идеологических и социально-психологических отношений, в том числе, и в молодежной среде.
Можно предположить, что среди молодёжи старших школьников в исследуемых регионах, по преимуществу сложилась модель избегания межэтнических конфликтов и превалируют установки добрососедских межэтнических отношений. Но эту гипотезу необходимо подтвердить в результате конкретного эмпирического исследования. Для этого участниками исследовательского проекта проводятся опросы и фокус-групповые исследования, экспертные оценки и интервью, традиционный анализ документов, анализ конкретных ситуаций. Так, предварительные результаты исследования представлены в статье И.В. Самаркиной [11, с. 7-10].
Факторный анализ конфликтогенного и интеграционного потенциала развития новых субъектов РФ, позволит уточнить подходы к определению рисков в Азово-Черноморском регионе, в контексте противодействия угрозам этнополитического, социокультурного, политико-экономического характера и ценностной поляризации. К политико-правовым аспектам исследуемой проблемы необходимо отнести важные изменения в Федеральном законе «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» от 09.02.2009 №8-ФЗ, в котором с декабря 2022 года все государственные органы в России должны иметь и вести социальные сети [12; 16], например, страницу в социальных сетях «ВКонтакте». Эффективное использование информационных ресурсов [13; 14; 15] является одной из составляющих успешной политики идентичности и фактором интеграции новых регионов в политическое пространство единого государства. А поскольку именно молодежь, в том числе и школьники, хорошо адаптированы к новейшим коммуникационным технологиям, их рациональное использование будет приводить к повышению уровня социального доверия и межрегиональной связанности. Социальные сети могут стать мощным инструментом решения политических проблем, в том числе, и с помощью формирования цифрового, электронного правительства [17], а также создаваемых институтами публичной власти информационно-коммуникационных взаимодействий государства и общества в направлении «приемлемого социального самочувствия граждан в актуальном для государства направлении» [18]. Но, в то же время, социально-сетевой ландшафт несет высокий потенциал конфликтности, что создает угрозы дестабилизации в обществе, в связи с чем необходима разработка и применение мер «по формированию социального иммунитета к внешнему деструктивному воздействию» [19, с. 27], что особенно важно для школьников, для молодежи. По-
этому в современных условиях глобальной турбулентности и геополитических трансформаций, когда происходит расширение политического пространства Российской Федерации, предполагается, что социальные сети должны становиться механизмом формирования общероссийской гражданской идентичности, чему способствует дискурсивное конструирование новой реальности на основе активизации патриотических устремлений и высокой степени гражданской ответственности.
Литература
1. Россия и мир: 2023. Экономика и внешняя политика. Ежегодный прогноз / рук. проекта: А.А. Дынкин, В.Г. Барановский; отв. ред.: Г.И. Мачавариани, И.Я. Ко-бринская. Москва: ИМЭМО РАН, 2022. 130 с.
2. Юрченко И.В. Теоретические аспекты анализа этнополитических и геополитических процессов и попытки профилактики конфликтов (на примере деятельности ОЧЭС) // Черноморско-Средиземноморский регион в системе национальной безопасности России: к 240-летию присоединения Крыма и Кубани к России и 80-летию освобождения Краснодарского края от немецко-фашистских захватчиков. Краснодар: КубГУ, 2023. С. 472-476.
3. Пушкарева Г.В. Политическое пространство: проблемы теоретической концептуализации // Полис. Политические исследования. 2012. №2. С. 166-176.
4. Самаркина И.В. Политическая картина мира как компонент субъективного пространства политики: дис. ... д. полит. н. Москва: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2013.
5. Мирошниченко И.В., Кольба А.И. Ресурсный потенциал молодежного лидерства в условиях формирования новых пространств публичной политики // XI Столыпинские чтения. Молодежь XXI века: роль высшей школы в инновационном развитии России: материалы Всеросс. науч.-практич. конф. Краснодар: КубГУ, 2022. C. 199-203.
6. Константинова Л.В. Интеграционный потенциал общества: опыт концептуализации // Социологические исследования. 2019. №8. С. 19-29.
7. Правительство Российской Федерации утвердило Концепцию технологического развития до 2030 года. Распоряжение от 20 мая 2023 года №1315-р. URL: http://government.ru/rugovclassifier/624/ (дата обращения 12.12.2023).
8. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указ Президента РФ от 21.07.2020 №474. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (дата обращения 12.12.2023).
9. Цифровизация регионов России // Государство. Бизнес. Технологии. 2023.03.06. URL: https://clck.ru/397Byv (дата обращения 12.12.2023).
10. Стратегии цифровой трансформации регионов // Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1064/ (дата обращения 12.12.2023).
11. Самаркина И.В. Политика формирования гражданской идентичности молодежи в новых субъектах РФ: модели и технологии // XII Столыпинские чтения. Социально-
политическое пространство и публичная политика: векторы внешне- и внутриполитического взаимодействия, и развития в условиях глобальных перемен: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Краснодар: КубГУ, 2023. С. 7-10.
12. В России вступил в силу закон об обязанности госорганов вести страницы в соцсетях // ТАСС. 01.12.2022. URL: https://clck.ru/397C2w (дата обращения 15.12.2023).
13. Мирошниченко И.В., Рябченко Н.А. Сетевые ресурсы развития локальной политики // Среднерусский вестник общественных наук. 2015. Т. 10. №5. С. 39-49.
14. Покатов Д.В. Социальные сети как ресурс взаимодействия административно-политической элиты и населения региона // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2021. №11-1. С. 76-79.
15. Никитинская А.А. Феномен социальных сетей как инструмент диалога органов власти и общественности (на примере МО Северодвинск) // Философская мысль. 2021. №4. С. 26-35.
16. Федеральный закон от 01.07.2021 №261-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О средствах массовой информации», ст. 10-5 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Официальный интернет портал правовой информации. URL: https://clck.ru/397C3m (дата обращения 13.11.2023).
17. Павлютенкова М.Ю., Гердичук Ю.В. Электронное правительство в реализации политики устойчивого развития // PolitBook. 2017. №2. С. 6-21.
18. Чумиков А.Н. Коммуникации государства и граждан в цифровой среде как фактор управления восприятием актуального политического контекста // PolitBook. 2023. №4. С. 136-158.
19. Гаджиев Х.А. Цифровое пространство и политическая стабильность России // Социально-политические науки. 2022. Т. 12. №6. С. 22-28.
References
1. Rossiya i mir: 2023. Ekonomika i vneshnyaya politika. Ezhegodnyi prognoz / ruk. proekta: A.A. Dynkin, V.G. Baranovskii; otv. red.: G.I. Machavariani, I.Ya. Kobrinskaya. Moskva: IMEMO RAN, 2022. 130 s.
2. Yurchenko I.V. Teoreticheskie aspekty analiza etnopoliticheskikh i geopolitich-eskikh protsessov i popytki profilaktiki konfliktov (na primere deyatel'nosti OChES). Cher-nomorsko-Sredizemnomorskii region v sisteme natsional'noi bezopasno-sti Rossii: k 240-letiyu prisoedineniya Kryma i Kubani k Rossii i 80-letiyu osvobozhdeniya Krasnodarskogo kraya ot nemetsko-fashistskikh zakhvatchikov. Krasnodar: KubGU, 2023. S. 472-476.
3. Pushkareva G.V. Politicheskoe prostranstvo: problemy teoreticheskoi kontseptu-alizatsii. Polis. Politicheskie issledovaniya. 2012. №2. S. 166-176.
4. Samarkina I.V. Politicheskaya kartina mira kak komponent sub"ektivnogo pro-stranstva politiki: dis. ... d. polit. n. M.: MGU imeni M.V. Lomonosova, 2013.
5. Miroshnichenko I.V., Kol'ba A.I. Resursnyi potentsial molodezhnogo liderstva v usloviyakh formirovaniya novykh prostranstv publichnoi politiki. KhI Stolypinskie chteniya.
Molodezh' XXI veka: rol' vysshei shkoly v innovatsionnom razvitii Rossii: materialy Vse-ross. nauch.-praktich. konf. Krasnodar: KubGU, 2022. C. 199-203.
6. Konstantinova L.V. Integratsionnyi potentsial obshchestva: opyt kontseptual-izatsii. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2019. №8. S. 19-29.
7. Pravitel'stvo Rossiiskoi Federatsii utverdilo Kontseptsiyu tekhnologicheskogo razvitiya do 2030 goda. Rasporyazhenie ot 20 maya 2023 goda №1315-r. URL: http://government.ru/rugovclassifier/624/ (data obrashcheniya 12.12.2023).
8. O natsional'nykh tselyakh razvitiya Rossiiskoi Federatsii na period do 2030 goda. Ukaz Prezidenta RF ot 21.07.2020 №474. URL: http://kremlin.ru/events/president/news/63728 (data obrashcheniya 12.12.2023).
9. Tsifrovizatsiya regionov Rossii. Gosudarstvo. Biznes. Tekhnologii. 2023.03.06. URL: https://clck.ru/397Byv (data obrashcheniya 12.12.2023).
10. Strategii tsifrovoi transformatsii regionov. Ministerstvo tsifrovogo razvitiya, svyazi i massovykh kommunikatsii Rossiiskoi Federatsii. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/directions/1064/ (data obrashcheniya 12.12.2023).
11. Samarkina I.V. Politika formirovaniya grazhdanskoi identichnosti molodezhi v novykh sub"ektakh RF: modeli i tekhnologii. KhII Stolypinskie chteniya. Sotsial'no-politicheskoe prostranstvo i publichnaya politika: vektory vneshne- i vnutripoliticheskogo vzaimodeistviya, i razvitiya v usloviyakh global'nykh peremen: materialy Vseros-siiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Krasnodar: KubGU, 2023. S. 7-10.
12. V Rossii vstupil v silu zakon ob obyazannosti gosorganov vesti stranitsy v sotssetyakh. TASS. 01.12.2022. URL: https://clck.ru/397C2w (data obrashcheniya 15.12.2023).
13. Miroshnichenko I.V., Ryabchenko N.A. Setevye resursy razvitiya lokal'noi politi-ki. Srednerusskii vestnik obshchestvennykh nauk. 2015. T. 10. №5. S. 39-49.
14. Pokatov D.V. Sotsial'nye seti kak resurs vzaimodeistviya administrativno-politicheskoi elity i naseleniya regiona. Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i ob-shchestvennye nauki. 2021. №11-1. S. 76-79.
15. Nikitinskaya A.A. Fenomen sotsial'nykh setei kak instrument dialoga organov vlasti i obshchestvennosti (na primere MO Severodvinsk). Filosofskaya mysl'. 2021. №4. S. 26-35.
16. Federal'nyi zakon ot 01.07.2021 №261-FZ «O vnesenii izmenenii v Zakon Rossiiskoi Federatsii «O sredstvakh massovoi informatsii», st. 10-5 Federal'nogo zakona «Ob informatsii, informatsionnykh tekhnologiyakh i o zashchite informatsii». Ofitsial'nyi internet portal pravovoi informatsii. URL: https://clck.ru/397C3m (data obrashcheniya 13.11.2023).
17. Pavlyutenkova M.Yu., Gerdichuk Yu.V. Elektronnoe pravitel'stvo v realizatsii politiki ustoichivogo razvitiya // PolitBook. 2017. №2. S. 6-21.
18. Chumikov A.N. Kommunikatsii gosudarstva i grazhdan v tsifrovoi srede kak faktor upravleniya vospriyatiem aktual'nogo politicheskogo konteksta. PolitBook. 2023. №4. S. 136-158.
19. Gadzhiev Kh.A. Tsifrovoe prostranstvo i politicheskaya stabil'nost' Rossii. Sotsi-al'no-politicheskie nauki. 2022. T. 12. №6. S. 22-28.