ТЕМА НОМЕРА
Н.Н. Юрченко
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ
ФАКТОРЫ
ТРАНСФОРМАЦИИ
СОЦИАЛЬНО-
ПОЛИТИЧЕСКИХ
ИНСТИТУТОВ ПОД
ВЛИЯНИЕМ
ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация
В статье анализируются антропологические факторы цифровой трансформации, включая некоторые параметры и показатели качества человеческого капитала: компетенции, навыки, необходимые для использования возможностей цифровых технологий и их развитие, интенсивность потребления онлайн-контента пользователями, конвертация цифровых технологий в различные социальные институты, в бизнес, систему государственных услуг, в образование, в промышленность и т.д. Рассматривается проблема институционализации внедрения цифровых технологий, цифровой квалификации граждан как представителей различных социально-демографических групп. В контексте вопросов, поставленных в повестку на конференции «Цифровая индустрия промышленной России» (июнь 2023 г.), в работе изучаются проблемы взаимодействия бизнеса и власти в процессе цифровой трансформации общества и ключевых отраслей экономики, в особенности возможностей цифровой независимости. В контексте решения задач воспроизводства человеческого капитала, в частности для реализации молодежной политики, в работе обосновывается проблема определения роли цифровых ресурсов эффективного управления социально-политическими процессами в сложносоставном обще-
N. Yurchenko
ANTHROPOLOGICAL FACTORS IN THE TRANSFORMATION OF SOCIO-POLITICAL INSTITUTIONS UNDER THE INFLUENCE OF DIGITALIZATION
Abstract
The article analyzes the anthropological factors of digital transformation, including some parameters and indicators of the quality of human capital: competencies, skills necessary to use the possibilities of digital technologies and their development, the intensity of online content consumption by users, the conversion of digital technologies into various social institutions, into business, the system of public services, education, industry, etc. The problem of institutionalization of the introduction of digital technologies, digital qualification of citizens as representatives of various socio-demographic groups is considered. In the context of the issues put on the agenda at the conference "Digital Industry of Industrial Russia" (June 2023), the paper studies the problems of interaction between business and government in the process of digital transformation of society and key sectors of the economy, in particular the possibilities of digital independence. In the context of solving the problems of human capital reproduction, in particular for the implementation of youth policy, the paper substantiates the problem of determining the role of digital resources for the effective management of socio-political processes in a complex society based on the principles of a differentiated approach to each territory, to each region, in accordance with theoretical foundations social
стве на основе принципов дифференцированного подхода к каждой территории, к каждому региону, в соответствии с теоретическими основаниями социальной экологии. В статье акцентируется внимание на тенденции к цифровой интеграции, которая направлена на объединение стран евразийского пространства в целях совместного решения возникающих социокультурных и экономических проблем в условиях новых геополитических вызовов и переформатирования всего мирового порядка. Подчеркивается возрастание роли евразийской интеграции, проявляющейся и в трансформации социально-политических институтов под влиянием новых социальных медиа, необходимости активного и креативного использования интернет-технологий в политико-информационных и коммуникативных практиках.
Ключевые слова:
цифровизация, гражданское участие, социальные институты, антропологические факторы, цифровые компетенции, трансформация политико-административных институтов, цифровая независимость.
ecology. The article focuses on the trend towards digital integration, which is aimed at uniting the countries of the Eurasian space in order to jointly solve emerging socio-cultural and economic problems in the face of new geopolitical challenges and reformatting the entire world order. The growing role of Eurasian integration is emphasized, which is also manifested in the transformation of sociopolitical institutions under the influence of new social media, the need for active and creative use of Internet technologies in political, informational and communication practices.
Key words:
digitalization, civic participation, social institutions, anthropological factors, digital competencies, transformation of political and administrative institutions, digital independence.
https://doi.org/10.24412/2227-1538-2024-1-6-14
Цифровое гражданское участие является новейшим технологическим ответом молодого поколения на вызовы новой эпохи. В частности, это проявляется в новых формах коммуникации в онлайн-пространстве значительной части населения страны. Тематизация научного, социального и политического дискурса информационно-коммуникативного поля в настоящее время демонстрирует актуализацию проблем цифровой трансформации всех институциональных сфер и общественных отношений. Рассмотрение процессов трансформации политических и социальных институтов необходимо начинать с государства как основного политического института, оказавшегося в XXI веке в социально-сетевом пространстве и измерении цифровизации, то есть в принципиально новых условиях, требующих выработки стратегии и тактики развития с учетом антропологических факторов. Как отмечал в свое время автор книги «Антропология национального государства» Л. Фоллерс, самые серьёзные проблемы наций и национальных государств чаще всего связаны не с экономикой, политикой или обороной, а с нематериальными, неосязаемыми символами и духовными антропологическими факторами [15], поскольку кон-
солидированное, преуспевающее общество должно обладать набором стержневых символических элементов, которые могли бы служить его гражданам своеобразными ценностными ориентирами и критериями эффективности. Адекватная характеристика современных политико-административных институтов во многом отражается качеством антропологического факторного анализа состояния различных отраслей экономики в условиях цифровой трансформации, что в свою очередь определяет уровень эффективности проведения политического курса во внешней и внутренней сфере. В современных нестабильных условиях особую угрозу устойчивому развитию общества представляет поляризация взглядов и рассогласование ценностей. Поэтому востребованными становятся нетривиальные объяснительные модели важнейших, определяющих тенденций развития. Как отмечают аналитики, «идет процесс освоения новой онтологии в ходе исследования цифровизации и искусственного интеллекта» [8]. Важнейшим политическим ресурсом трансформации социальных институтов в условиях цифровизации является политическое сознание «как совокупность ментальных явлений, в которых выражается восприятие политики индивидуальным субъектом политического процесса» [5]. Т.А. Хагуров считает, что «в современных условиях в связи с распространением глобальных цифровых коммуникативных структур всё большее значение приобретают вопросы именно когнитивной безопасности, связанной со способностью общества сохранять и передавать последующим поколениям системную картину мира, способность усваивать сложные знания и оперировать ими, сохранять идентичность и ценности на основе логоцентричной когнитивной матрицы» [16]. Теме цифровой повестки посвящено множество работ [13; 14]. Тематизация социального и политического дискурса информационно-коммуникативного поля в настоящее время демонстрирует актуализацию темы цифровой трансформации политико-административных институтов. В статье Х.А. Гаджиева уделяется внимание выявлению особенностей политико-административной плоскости цифрового пространства России, причинам возникновения вызовов и рисков для политической стабильности и безопасности государства, необходимости развития каналов и механизмов политической обратной связи в цифровом пространстве [2].
Процесс цифровизации всех сфер общественной жизни по-новому ставит задачи воспроизводства человеческого и социетального капитала (понимаемого как синтез человеческого, символического и экономического капиталов) с целью достижения доверия, согласия, взаимопонимания и циви-
лизованного согласования интересов в рамках существующих правовых и моральных норм. С одной стороны - универсальные принципы эффективного управления, с другой - дифференцированный подход к управлению каждой территорией на основе теоретических принципов социальной экологии, в частности учета так называемых биотических (биопсихосоциальных) взаимодействий как в социально-политических, повседневных, бытовых отношениях, так и в целом - в цифровом информационно-коммуникативном пространстве современного социума. Наметившаяся тенденция к цифровой интеграции порождает стремление находящихся в территориально близких и схожих социально-политических и природно-географических условиях стран к объединению в целях совместного решения возникающих социокультурных и экономических проблем в ситуации переформатирования мирового пространства. В этой связи возрастает роль евразийской интеграции, когда нарастающий процесс политизации всех сфер жизни общества, появление новых социальных медиа, использование интернет-технологий в политико-информационном противоборстве конкурирующих групп интересов изменяют условия формирования отношений между странами и региональными элитами, межэтнические и межконфессиональные коммуникации. Как пишет «Коммерсантъ», «РФ попала в шорт-лист государств с самым высоким А-рейтингом, заняв десятую строчку списка с индексом зрелости в 0,897 балла (измеряет прогресс в развитии базовых государственных систем, госуслуг, институциональной среды, вовлеченность населения в цифровую среду)... Включение стран в группы от А до D производится на основе их среднего балла, РФ по всем четырем субиндексам оказалась в группе с А-рейтингом» [19]. В инновационной цифровой среде необходима особая цифровая культура человека. В перспективном направлении имеют значение экспертные сети с использованием больших данных, для чего необходимо формирование эффективных технологий выявления экспертов с соответствующими компетенциями [7; 20]. Тема цифровизации государственных институтов, их цифровой трансформации рассматривается на различных уровнях политико-административного управления и гражданского участия различных социальных групп, особенно молодежи. «Электронное правительство, программа «Цифровая экономика», создание единой цифровой платформы для взаимодействия граждан и государства - эти и ряд других проектов позволяют сделать вывод об усилении антропологической составляющей процесса цифровизации в нашей стране» [18]. Все это направлено
на оптимизацию процессов управления, повышения уровня жизни и качества удовлетворение потребностей и интересов человека в условиях расширения влияния информационно-цифровой среды сетевого общества. Эксперты отмечают, что «общим знаком изменений становится цифровизация государственного управления, всего процесса общественно-государственного взаимодействия» [3], а это значит трансформируются политико-административные институты и ролевые характеристики, обеспечивающие разнообразные социальные потребности.
Одной из важнейших проблем человека сетевого общества в современных условиях глобальной турбулентности, тотальной информатизации, компьютеризации и цифровизации является «проблема адаптации, инкорпорации и трансформации традиционных механизмов контроля в современных политических институтах» [12], что особенно важно для молодежи. И поэтому современные национальные системы образования должны создавать условия для формирования всесторонне развитой личности и успешной ее деятельности в усложняющемся и меняющемся цифровом мире. Под влиянием цифровизации происходит оптимизация условий для профессиональной и общественной деятельности людей. Актуальное значение активизации адаптационных ресурсов в соответствии с новейшими приоритетами для социально-экономического развития российского общества во многом проявляется в новых формах цифрового гражданского участия. Цифровизация проникает во все сферы человеческой деятельности и имеет приоритетное значение прежде всего в развитии промышленности. С 31 мая по 2 июня 2023 года в Нижнем Новгороде проходила VIII конференция «Цифровая индустрия промышленной России». В пленарной сессии на тему «Цифровая независимость промышленной России» на форуме принял участие Председатель Правительства Российской Федерации М.В. Мишустин, который отметил, что «в настоящее время промышленностью взят уверенный курс на внедрение российского программного обеспечения. В 2022 году спрос на отдельные отечественные программные продукты, по экспертным оценкам, увеличился в 1012 раз. Нет сомнений, что он станет и дальше расти. Это серьёзный вызов для компаний - разработчиков софта. Сегодня в России их аккредитовано более 22 тыс., и они активно перестраивают свою деятельность с учётом текущих реалий. Что касается программистов, то их численность по сравнению с прошлым годом увеличилась на 13%. В целом сейчас в стране их работает свыше 740 тысяч человек» [6], и это преимущественно представители моло-
дежи. Исходя из возможностей цифровизации для обеспечения устойчивого развития [21] экономики и всей социальной сферы, что является ориентиром для мира и всех стран до 2030 года, в нашей стране обусловлено объединением бизнеса, науки, образования, всех отраслей промышленности, аграрного сектора и сферы услуг, где компании должны представлять и внедрять свои новые разработки и концептуальные решения. Новым механизмом взаимодействия отраслей промышленности и компаний в сфере информационных технологий стали индустриальные центры компетенций (ИЦК), которые должны объединять усилия крупных заказчиков и опытных разработчиков. Это был первый в своём роде масштабный опыт государственно-частного партнёрства, то есть совместной работы государства и бизнеса. «Всего на данный момент, - как отметил М.В. Мишустин, - уже действуют 33 таких консорциума, куда вошли более 300 ведущих отраслевых компаний и 700 профильных экспертов. Они были сформированы по всем ключевым направлениям, в том числе в автопроме, авиастроении, железнодорожном машиностроении, металлургии, нефтегазовом комплексе и нефтехимии. Их основная задача - найти все области, где есть критическая зависимость от зарубежных цифровых продуктов, и установить ясные приоритеты по созданию и внедрению российского программного обеспечения» [6]. Антропологические факторы трансформации современных социальных институтов под влиянием цифровизации характеризуются когнитивно-идеологическими показателями восприятия молодежью современных глобальных социально-политических кризисов. В этой связи интерес представляет социологический опрос студентов «Россия и мир - сегодня и завтра», который проводился в Южном и Северо-Кавказском федеральных округах в 2019 году в городах: Ростове-на-Дону, Краснодаре, Астрахани, Ставрополе, Нальчике и Пятигорске [1]. Рассматривая молодежное видение патриотизма, авторами этого опроса приводятся утверждения о том, «что патриот «Любит природу родной страны и борется за ее сохранение» или «Знает и уважает историю России, культуру и традиции населяющих ее народов», с которыми согласны 83,5% и 76,5% ответивших соответственно» [1]. То есть, по-прежнему большинством опрошенных приоритет отдается приверженности самостоятельной сильной России, ценности трудиться на благо своей страны. В то же время развитие цифровой среды изменяет и преображает практически все аспекты жизни людей, от повседневных бытовых условий до когнитивно-ментальных, трансформирующих саму социально-политическую
картину мира и всю систему человеческих отношений и межличностных взаимодействий. Поэтому в новой реальности наиболее важным является вопрос о том, происходит ли формирование новых институтов социально-политического взаимодействия в условиях цифровой трансформации и как влияют различные новые формы гражданского участия на функционирование традиционных социально-политических институтов. Подводя итоги проведенному анализу, необходимо констатировать, что «цифровизация общества в настоящее время уже может рассматриваться не как возникновение дополнительной площадки реализации технологий политического менеджмента, а как основного поля политических коммуникаций, создания и продвижения политических продуктов» [18]. И рассматривая антропологические факторы трансформации социальных институтов под влиянием цифровизации, важно определять и вызовы, и возможности применения цифровых технологий для реализации молодежной политики, и стратегии эффективного совершенствования всех сфер жизни общества. В первую очередь необходимо сформировать актуальный ландшафт ИТ-продуктов и начать рейтингование проектов и компаний по степени готовности и достигнутым результатам. Для этого правительство уже подписало ряд соглашений с государственными корпорациями о развитии высокотехнологичных направлений, для чего подготовлены «дорожные карты», где особая ставка делается на привлечение талантливой молодежи в эту сферу. Вся эта деятельность направлена на то, чтобы приоритетно развивать собственные конкурентные преимущества, чтобы Россия могла выступать технологическим лидером. Ставится задача акцентиро-ванно интегрировать компетентную молодежь в те сферы, где есть задатки технологического лидерства для Российской экономики. Все эти цели и задачи определяют направленность цифровой трансформации и политико-административных институтов, эффективность функционирования которых также напрямую зависят от совокупности компетенций, то есть от антропологических факторов, изменения сознания, мышления, мировоззрения, характера деятельности, коммуникативных связей и отношений между людьми в инновационной цифровой среде, где складывается новый тип культуры - цифровой культуры.
Литература
1. Внукова Л.Б. Патриотизм, протесты и идеологические предпочтения студенческой молодежи Юга России (по материалам социологического исследования) // Политика развития в условиях цифровизации общества: материалы Всеросс. науч. конф. Краснодар: Вика-Принт, 2020. С. 41-45.
2. Гаджиев Х.А. Цифровое пространство и политическая стабильность России // Социально-политические науки. 2022. Т. 12. №6. С. 22-28.
3. Гаман-Голутвина О.В., Сморгунов Л.В., Тимофеева Л.Н. Траектории политического развития России // Власть. 2020. №4. С. 253-258.
4. Коньков А.Е. Цифровизация политических отношений: грани познания и механизмы трансформации. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2019. №12(6). С. 6-28.
5. Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сб. учеб. материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. Москва: Инфра-М: Весь мир, 2001. 302 с.
6. Михаил Мишустин принял участие в VIII конференции «Цифровая индустрия промышленной России». URL: https://clck.ru/34anrm (дата обращения 10.06.2023).
7. Новек Б.С. Умные граждане - умное государство: экспертные технологии и будущее государственного управления. Москва: Олимп-Бизнес, 2016. 503 с.
8. Политическая наука в поисках нового мышления // Социальные и гуманитарные знания. 2020. Том 6. №1. С. 6-11.
9. Попова Е.А., Мартемьянова З.С. Государственная политика в области цифровой трансформации общества // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2018. №3. С. 162-166.
10. Радина Н.К., Крупная Д.А. Цифровое политическое участие: эффективность электронных петиций негосударственных онлайн платформ (на материале change.org) // Полис: Политические исследования. 2019. №6. С. 113-127.
11. Рейтинг инновационных регионов России за 2019 год. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/315338500 (дата обращения 15.09.2020).
12. Структурные трансформации и развитие отечественных школ политологии. Москва: Аспект-Пресс, 2015. 463 с.
13. Тимофеева Л.Н., Рябченко Н.А., Малышева О.П., Гнедаш А.А. Цифровая социально-политическая повестка дня и ее осмысление в условиях новой медиаэкологии // Полис. Политические исследования. 2022. №2. С. 37-51.
14. Халин В.Г., Чернова Г.В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. 2018. №10. С. 46-63.
15. Хантингтон С. Кто мы?: вызовы американской национальной идентичности. Москва: АСТ, 2008. 635 с.
16. Хагуров Т.А. Глобальная цифровизация и проблемы когнитивной безопасности общества и государства // Х Столыпинские чтения. Россия в глобальной политике. Национальная безопасность России в контексте вызовов современной эпохи: материалы Всерос. науч.-практич. конф. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2021.
17. Щенина О.Г. Антропологическое измерение цифровизации в контексте развития // Политика развития в условиях цифровизации общества: материалы Всеросс. науч. конф. Краснодар: Вика-Принт, 2020. С. 363- 366.
18. Юрченко Н.Н. Особенности регионального политического менеджмента в условиях цифровизации общества // Политика развития в условиях цифровизации общества: материалы Всеросс. науч. конф. Краснодар: Вика-Принт, 2020. С. 378-382.
19. Политическая онтология цифровизации и государственная управляемость / Под ред. Л.В. Сморгунова. Москва: Издательство «Аспект Пресс», 2022. 351 с.
20. Noveck S. Smart Citizens, Smarter State, The Technologies of Expertise and the Future of Governing, Harvard University Press, 2015.
21. Transformingourworld: the 2030 Agenda for Sustainable Development. UN, 2015.
References
1. Vnukova L.B. Patriotizm, protesty i ideologicheskie predpochtenija studencheskoj molodezhi Juga Rossii (po materialam sociologicheskogo issledovanija). Politika razvitija v uslovijah cifrovizacii obshhestva: materialy Vseross. nauch. konf. Krasnodar: Vika-Print, 2020. S. 41-45.
2. Gadzhiev H.A. Cifrovoe prostranstvo i politicheskaja stabil'nost' Rossii. Social'no-politicheskie nauki. 2022. T. 12. №6. S. 22-28.
3. Gaman-Golutvina O.V., Smorgunov L.V., Timofeeva L.N. Traektorii politicheskogo razvitija Rossii. Vlast'. 2020. №4. S. 253-258.
4. Kon'kov A.E. Cifrovizacija politicheskih otnoshenij: grani poznanija i mehanizmy transformacii. Kontury global'nyh transformacij: politika, jekonomika, pravo. 2019. №12(6). S. 6-28.
5. Politicheskij process: osnovnye aspekty i sposoby analiza: Sb. ucheb. materialov / Pod red. Meleshkinoj E.Ju. Moskva: Infra-M: Ves' mir, 2001. 302 s.
6. Mihail Mishustin prinjal uchastie v VIII konferencii «Cifrovaja industrija promysh-lennoj Rossii». URL: https://clck.ru/34anrm (data obrashhenija 10.06.2023).
7. Novek B.S. Umnye grazhdane - umnoe gosudarstvo: jekspertnye tehnologii i bu-dushhee gosudarstvennogo upravlenija. Moskva: Olimp-Biznes, 2016. 503 s.
8. Politicheskaja nauka v poiskah novogo myshlenija. Social'nye i gumanitarnye znanija. 2020. Tom 6. №1. S. 6-11.
9. Popova E.A., Martem'janova Z.S. Gosudarstvennaja politika v oblasti cifrovoj transformacii obshhestva. Gosudarstvennoe i municipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski. 2018. №3. S. 162-166.
10. Radina N.K., Krupnaja D.A. Cifrovoe politicheskoe uchastie: jeffektivnost' jel-ektronnyh peticij negosudarstvennyh onlajn platform (na materiale change.org). Polis: Politicheskie issledovanija. 2019. №6. S. 113-127.
11. Rejting innovacionnyh regionov Rossii za 2019 god. URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/315338500 (data obrashhenija 15.09.2020).
12. Strukturnye transformacii i razvitie otechestvennyh shkol politologii. Moskva: Aspekt-Press, 2015. 463 s.
13. Timofeeva L.N., Rjabchenko N.A., Malysheva O.P., Gnedash A.A. Cifrovaja so-cial'no-politicheskaja povestka dnja i ee osmyslenie v uslovijah novoj mediajekologii. Polis. Politicheskie issledovanija. 2022. №2. S. 37-51.
14. Halin V.G., Chernova G.V. Cifrovizacija i ee vlijanie na rossijskuju jekonomiku i obshhestvo: preimushhestva, vyzovy, ugrozy i riski. Upravlencheskoe konsul'tirovanie. 2018. №10. S. 46-63.
15. Hantington S. Kto my?: vyzovy amerikanskoj nacional'noj identichnosti. Moskva: AST, 2008. 635 s.
16. Hagurov T.A. Global'naja cifrovizacija i problemy kognitivnoj bezopasnosti obshhestva i gosudarstva. H Stolypinskie chtenija. Rossija v global'noj politike. Nacional'naja bezopasnost' Rossii v kontekste vyzovov sovremennoj jepohi: materialy Vseros. nauch.-praktich. konf. Krasnodar: Kubanskij gos. un-t, 2021.
17. Shhenina O.G. Antropologicheskoe izmerenie cifrovizacii v kontekste razvitija. Politika razvitija v uslovijah cifrovizacii obshhestva: materialy Vseross. nauch. konf. Krasnodar: Vika-Print, 2020. S. 363- 366.
18. Jurchenko N.N. Osobennosti regional'nogo politicheskogo menedzhmenta v uslovijah cifrovizacii obshhestva. Politika razvitija v uslovijah cifrovizacii obshhestva: materialy Vseross. nauch. konf. Krasnodar: Vika-Print, 2020. S. 378-382.
19. Politicheskaja ontologija cifrovizacii i gosudarstvennaja upravljaemost' / Pod red. L.V. Smorgunova. Moskva: Izdatel'stvo «Aspekt Press», 2022. 351 s.
20. Noveck S. Smart Citizens, Smarter State, The Technologies of Expertise and the Future of Governing, Harvard University Press, 2015.
21. Transformingourworld: the 2030 Agenda for Sustainable Development. UN, 2015.