motivation: basic theories and approaches]. North-Caucasus Psychological Bulletin, 2008, no. 6, pp. 45-51. (In Russian).
10. Grechushkina, N. V. Onlajn-kurs: opredelenie i klassifikaciya [Online course: definition and classification]. Higher Education in Russia, 2018, no. 6, pp. 126-134. Available at: https://cyber-leninka.ru/article/n/onlayn-kurs-opredelenie-i-klassifikatsiya (accessed 23.01.2020). (In Russian).
11. Zaborova E. N., Glazkova I. G., Markova T. L. Distancionnoe obu-chenie: mnenie studentov [Distance learning: students' opinion]. Sociological Studies, 2017, no. 2, pp. 131-139. (In Russian).
12. Zelenina M. G., Gyulmamedov T. O., Neudahina V. O. Osoben-nosti sovremennogo distancionnogo obucheniya [Features of modern distance learning]. Symbol of Science, 2015, no. 10, pp. 162-164. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ osobennosti-sovremennogo-distantsionnogo-obucheniya (accessed 07.11.2019). (In Russian).
13. Ivko V. I. Formy distancionnogo obucheniya v Vuze [Forms of Distance Learning at the University]. Innovation Science, 2018, no. 12, pp. 175-178. (In Russian).
14. Kolosova M. V., Kanina N. A. Vzaimosvyaz' harakterologicheskih osobennostej i motivacii vybora form distancionnogo obucheniya poslevuzovskoj molodezhi [Interrelation of characterological characteristics and motivation for choosing forms of distance learning for postgraduate youth]. Actual problems of social and psychological sciences: theory, methodology, practice. Proceedings of the XV (XLVII) International Scientific-Practical Conference. Kemerovo, 2020, pp. 27-30. (In Russian).
15. Kochisov V. K., Gogicaeva O. U., Timoshkina N. V. Rol' distancionnogo obucheniya v izmenenii sposobov i priemov obrazovatel'nogo processa v vuze [The role of distance learning in changing the methods and techniques of the educational process in the university]. Educational Technology and Society, 2015, no. 5, pp. 125-141. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n7rol-distantsionnogo--obucheniya-v-izmenenii-sposobov-i-priemov-obrazovatelnogo-protsessa-v-vuze (accessed 15.10.2021). (In Russian).
16. Rassohina I. Yu., Arshinova E. V., Bilan M. A., Gorba-tova M. M. Kar'ernye plany v professionalem stanovlenii molo-dezhi [Career plans in the professional formation of youth]. Professional Education in Russia and Abroad, 2017, no. 4 (28), pp. 223-229. (In Russian).
17. Fertikova D. O. Preimushchestva i nedostatki distancionnogo obu-cheniya [Advantages and disadvantages of distance learning]. International Journal of Humanities and Natural Sciences, 2017, no. 7, pp. 56-60. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ preimuschestva-i-nedostatki-distantsionnogo-obucheniya-1 (accessed 20.10.2019). (In Russian).
18. Carev V. Preimushchestva distancionnogo obucheniya [Advantages of distance learning]. Higher Education in Russia, 2000, no. 4, pp. 124-126. Available at: https://cyberleninka. ru/article/n/preimuschestva-distantsionnogo-obucheniya (accessed 10.01.2020). (In Russian).
19. Yanitsky M. S. Psihologicheskie aspekty cifrovogo obrazovaniya [Psychological aspects of digital education]. Professional Education in Russia and abroad, 2019, no. 2, pp. 38-44. (In Russian).
УДК/UDC 364.4:053.81:004.9 DO110.54509/22203036_2022_1_137
Кривцова Евгения Владимировна
кандидат психологических наук, доцент кафедры социологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Канина Наталья Анатольевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологических наук, Кемеровский государственный университет, г. Кемерово
Krivtsova Evgenia V.
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Sociological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo
Kanina Natalya A.
Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МОЛОДЕЖИ: ПРЕИМУЩЕСТВА, ПРОБЛЕМЫ И РИСКИ
DIGITAL TRANSFORMATION IN THE FIELD OF YOUTH WELFARE: ADVANTAGES, CHALLENGES AND RISKS
Введение. Статья посвящена цифровой трансформации в сфере социального обеспечения молодежи. Цель статьи заключается в обозначении проблемы цифровой трансформации в сфере социального обеспечения молодежи, а также преимуществ и рисков.
Методология. Для анализа цифровой трансформации в сфере социального обеспечения молодежи использовались теоретические методы (анализ источников по проблеме исследования, систематизация, обобщение полученных данных, анализ документов).
Результаты. Отмечается, что цифровая трансформация социального обеспечения поддерживает ориентированные на пользователя услуги, в результате молодой человек может получить услугу в любом месте и в любое время, либо в аналоговом варианте, либо в цифровом, проактивном. Представлены пути информирования и получения цифровых услуг для молодежи, описаны способы оказания услуг.
Заключение. Цифровая трансформация является стратегическим инструментом в сфере социального обслуживания молодежи. Это длительный процесс, требующий вложения огромных ресурсов - от материальных до человеческого капитала.
Introduction. The article is devoted to the study of digital transformation in the field of youth welfare. The purpose of the article is to outline the problem of digital transformation in the field of youth welfare, as well as the benefits and risks.
Methodology. Theoretical methods were used to analyze the digital transformation in the field of social security for young people (such methods as literature review, sys-tematization, data generalization, analysis of documents).
Results. The research indicates that the digital transformation of social welfare supports user-oriented services. As a result, young people can receive a service anywhere and anytime, either in an analogue or digital, proactive form. The ways of informing and receiving digital services for young people are presented; the means of providing services are described.
Conclusion. It is concluded that digital transformation is a strategic tool in the field of youth welfare. It is considered a long process that requires tremendous investments in financial resources and human capital.
Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, сфера социального обеспечения, социальная защита молодежи.
Keywords: digitalization, digital transformation, social welfare, youth social protection.
Введение
Мир стремительно вступает в цифровую эру, которая коренным образом изменит не только способ работы производства, но и образ жизни, специфику оказания помощи молодежи. На сегодняшний день особое внимание уделяется цифровизации, которая предполагает внедрение цифровых технологий в повседневную жизнь во всех направлениях.
Цифровая трансформация началась до пандемии COVID-19, набрала обороты во время пандемии, что привело к расширению возможностей для внедрения
цифровых технологий, которые развиваются на данный момент по экспоненте.
Цифровые технологии сыграли решающую роль в усилении социальной защиты в сфере социального обеспечения. Оказание поддержки наиболее уязвимым категориям молодежи не только в рамках немедленного реагирования правительств на COVID-19, но и в рамках национальных планов восстановления привело к ускорению темпов цифровой трансформации. Меры по ограничению контактов в ответ на пандемию ускорили оцифровку предоставления основных государственных услуг. Кроме того, этому способствует наличие таких социальных норм и ценностей молодежи, как безопасность, стабильность, открытость к изменениям, приоритетность самостоятельности и независимости [15]. Правительства используют цифровые средства для расширения охвата оказания социальной помощи и более эффективного распределения финансовой поддержки.
Методология
В Российской Федерации назрела необходимость адаптации сферы социального обеспечения к новым цифровым реалиям с учетом возможностей новых цифровых технологий, лучших мировых и отечественных практик государственного управления и растущих ожиданий и требований граждан к получению государственных и муниципальных услуг, в том числе:
- удаленно, посредством единого портала, без необходимости посещения организаций;
- в автоматическом режиме без участия должностных лиц государственных органов;
- проактивно и комплексно, исходя из возникающих жизненных ситуаций;
- омниканально и экстерриториально;
- персонифицированно (с учетом их фактической нуждаемости) [9].
В сентябре 2020 г. Пенсионный фонд России определил понятие «проактивное предоставление услуг» как правовые условия, позволяющие начать предоставление услуги до фактического обращения заявителя [8].
В 2019 г. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (с изменениями на 11 июня 2021 г.) был дополнен статьей 5.2, расширившей способы информирования населения: с 1 декабря 2020 г. узнать о льготах можно в личном кабинете на портале «Госуслуги»; с 1 июля 2021 с использованием выделенного телефонного номера (бесплатно) -8-800-6-000-000; с 1 января 2022 г. получить информацию можно при личном посещении органов государственной или муниципальной власти, а также МФЦ [12].
20 февраля 2021 г. была утверждена Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 г., которая определяет направления цифровой и функциональной трансформации социальной сферы и разработана для оптимизации деятельности государственных внебюджетных фондов и федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, а также для совершенствования процессов предоставления мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях на базе цифровых технологий.
Концепция преследуете ряд важных целей, реализация которых влияет на качество жизни молодых людей:
- повышение адресности и эффективности предоставления мер социальной поддержки на федеральном, региональном и муниципальном уровнях;
- повышение эффективности использования средств бюджетов различных уровней на предоставление мер социальной поддержки гражданам Российской Федерации;
- оптимизация взаимодействия с гражданами при получении ими мер социальной поддержки, в том числе сроков их получения, состава представляемых документов [6].
В 2021 году в России появилась новая платформа (http://egisso.rU/site/client/#/), которая объединила информационные системы Министерства труда, Пенсионного фонда России (ПФР), Фонда социального страхования (ФСС), а также учреждений медико-социальной экспертизы. Поэтапно на нее будут переведены все процессы по назначению и предоставлению мер социальной поддержки всем категориям населения, включая молодежь. Постепенно к 2025 году все меры социальной поддержки перейдут в электронный формат и будут предоставляться гражданам без заявлений и подтверждающих документов.
По мнению вице-премьера РФ Дмитрия Черны-шенко, важным шагом на пути цифровой трансформации государства будет наличие к 2024 году у 85 % граждан РФ учетной записи на «Госуслугах», что на данный момент осуществляется в рамках реализации стратегической инициативы «Цифровой профиль гражданина». Создание цифрового профиля гражданина поможет сделать получение как государственных, так и коммерческих услуг быстрым и удобным, без необходимости личного присутствия и, соответственно, использования бумажных аналогов документов, что повлияет на повышение качества жизни молодых людей.
Результаты
Сфера социального обеспечения является весьма многоаспектной, что предопределяет отсутствие единства в отношении понятия «социальное обеспечение». Социальное обеспечение - это больше чем одно из основных прав человека. Социальное обеспечение - это система экономических и правовых мер, принимаемых государством с целью предоставления гражданам материальных благ в случаях наступления социальных рисков для поддержания их личных доходов и социального статуса, за счет средств целевых финансовых источников, в размерах и на условиях, предусмотренных законодательством [2].
Социальное обеспечение может быть определено как любая программа социальной защиты, установленная законодательством или любым другим обязательным соглашением, которое обеспечивает людям определенную степень уверенности в доходе, когда они сталкиваются с непредвиденными обстоятельствами, связанными с потерей кормильца, нетрудоспособностью, инвалидностью, безработицей или воспитанием детей. Социальное обеспечение способствует эффективному сопровождению индивидуальной жизненной траектории в процессе получения образования, созданию условий для успешной социализации, личностного роста и профессионального становления. Социальное обеспечение предоставляется молодым людям в денежном выражении (денежные выплаты) и натуральном выражении. Поскольку молодые люди являются гибкими, мобильными в усвоении нового, то, несомненно, цифровая трансформация сферы социального обеспечения будет способствовать повышению социальной интеграции и адаптации молодых людей.
Цифровизация сегодня затронула все сферы общественной жизни. Понятие «цифровизация» в российском законодательстве с 2010 г. определяется как переход с аналоговой формы передачи информации на цифровую [6]. Цифровизация - это изначально создание нового продукта в цифровой форме. Поэтому ключевое отличие цифровизации состоит в создании нового инновационного цифрового продукта, с новым функционалом и потребительскими свойствами [7].
Преобразование социальных услуг в цифровой формат осуществляется параллельно с модернизацией социального обслуживания. Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) играют стратегическую роль в реализации программ социальной защиты в контексте цифровой трансформации - влияют на возможность улучшения производительности, обслуживания и качество управления социальным обеспечением. ИКТ позволяют не только автоматизи-
ровать конкретные процессы, но трансформировать услуги, что делает его стратегическим инструментом в ответ на социальные преобразования и проблемы.
Цифровая трансформация представляет собой использование современных цифровых технологий, в число которых входят: интернет, сети передачи данных, аппаратное обеспечение, поисковые системы, и др., для кардинального повышения производительности отраслей, деятельность в которых связана с обработкой и передачей больших объемов данных, и ценности предприятий в них работающих [1].
Цифровая трансформация облегчит реализацию комплексных систем социального обеспечения, что позволит лучше согласовывать индивидуальные программы, а также реализовывать современные механизмы предоставления услуг.
Преобразовывая управление социальным обеспечением, цифровая трансформация поддерживает ориентированные на пользователя услуги, в результате молодой человек может получить услугу в любом месте и в любое время. Это также облегчает реализацию масштабных социальных программ, так как происходит объединение различных институтов, координация с учреждениями и организациями.
На данном этапе появляются исследования, посвященные изучению социальных аспектов цифро-визации:
- влияние цифровых технологий на социальные услуги (Н. В. Студеникин, А. Х. Маликова, Н. А. Сим-ченко, И. А. Троян, М. В. Горячих, С. Е. Гасумова, Е. С. Андрющенко);
- риски, преимущества, вызовы и угрозы цифро-визации (В. Г. Халин, Г. В. Чернова, К. Л. Гараева);
- цифровизация как перспектива развития системы социального обслуживания (Л. Д. Козырева, О. В. Шкурупей);
- условия эффективности цифровизации социальных услуг (М. Г. Джанелидзе);
- социальная дискриминация, цифровая эксклю-зия (М. А. Авдыев);
- оценка качества цифровых услуг (М. З. Шогенов, Т. Б. Гуппоев);
- проблемы и перспективы цифровизации услуг в социальной сфере (Н. В. Романова);
- безопасность цифровой трансформации в сфере социального обеспечения (Д. Ю. Пичужкина).
Несмотря на анализ проблемы, посвященной цифровой трансформации, на данный момент, по утверждению М. В. Фирсова, М. В. Вдовиной и Л. И. Савинова: «Цифровизация социальной работы в России отстает не только от международного опыта социальной работы, но и даже от российских сфер здравоохранения и образования» [13].
В связи с этим продолжается обсуждение преимуществ, проблем и рисков цифровой трансформации в сфере социального обеспечения.
Цифровая трансформация позволяет организациям лучше удовлетворять потребности получателей социальных услуг за счет грамотного использования технологий.
Цифровизация социальных услуг, с точки зрения Г. В. Люткине, - это внедрение цифровых технологий на отдельных этапах оказания помощи гражданам [7]. С. Е. Гасумова отмечает, что цифровизация социальных услуг является процессом повышения эффективности применения информации при оказании различной помощи гражданам по улучшению условий жизнедеятельности и самостоятельному удовлетворению жизненных потребностей с помощью цифровых технологий [4].
Цифровизация социального обслуживания как отрасли включает ряд составляющих (рис. 1) [3].
автоматизация деятельности
внедрение алгоритмизированных электронных услуг в сфере социального обслуживания для граждан
внедрение дополнительных электронных форм взаимодействия с получателями социальных услуг на основе интернет-технологий
обучение персонала цифровым технологиям
Рис. 1. Составляющие цифровизации социального обслуживания как отрасли
[
Аналоговая
] (
Заявительный принцип -молодой человек должен сам обратиться за помощью с пакетом документов
Срок действия льгот ограниченный по сроку действия документов
Человек должен сам сообщить об изменении своей жизненной ситуации и потребности в социальной поддержке
Население очень плохо информировано о мерах поддержки. В результате многие нуждающиеся не получают положенных им льгот и выплат
Цифровая
с N
Проактивный принцип -
услуга предлагается тем,
кому она положена
V У
Ограничен наличием соответствующего статуса. Документы хранятся в системе, процесс их сбора автоматизирован
Единая система, куда будут внесены все меры социальной поддержки. Система будет координировать их между собой, взаимодействовать с другими платформами и получать от них информацию об изменении жизненной ситуации человека
Для связи с гражданами ведомства будут использовать электронные каналы и банковские сервисы, появится единый контактный центр. Клиент сможет выбрать, как ему удобнее взаимодействовать с госорганами
Рис. 2. Сравнение аналоговой и цифровой систем в сфере социального обеспечения молодежи
На каждом таком этапе оказания конкретной услуги человеку должен быть предоставлен выбор и возможность получить ее либо в аналоговом варианте, либо в цифровом, проактивном (рис. 2) [3].
Таким образом, в настоящее время нет четких, общепринятых определений терминов «цифровизация» и «цифровая трансформация». Несмотря на это, мы попытались разграничить эти два понятия (рис. 3).
В качестве положительных моментов цифровой трансформации для государства можно выделить:
- снижение уровня затрат на общегосударственные расходы на 0,3 % ВВП к 2024 году,
- использование данных для принятия оптимальных решений, автоматические алгоритмы принятия решений,
- оптимизация процессов государственного управления,
- мониторинг ситуации в режиме реального времени,
- скорость процессов,
- увеличение числа индикаторов экономического состояния,
- адресность государственной поддержки,
- дистанционный контроль объектов [10].
Цифровизация - это любое внедрение цифровых технологий
Цифровая трансформация - это очень глубокое и масштабное внедрение цифровых технологий, сопровождающееся разработкой цифровой платформы, которая обеспечивает взаимодействие с получателями социальных услуг. Цифровая трансформация позволяет реагировать на постоянные изменения ситуации в обществе
Рис. 3. Разграничение понятий «цифровизация» и «цифровая трансформация»
Несомненными является тот факт, что для молодого поколения цифровая трансформация является более понятной, позволяющей затрачивать минимум ресурсов на получение услуг:
- все виды информации про услуги оказываются доступны для молодых людей;
- повышается эффективность социального обеспечения за счет снижения расходов, оптимизации нагрузок на специалистов, при этом уменьшается количество ошибок;
- качество и скорость предоставления государственных услуг;
- комфорт и удобство получения госуслуги «в два клика»;
- проактивные государственные услуги;
- однократное предоставление данных;
- персонализация госуслуг.
В то же время стоит отметить, что использование новых технологий и неизменная роль человека не исключают друг друга.
Цифровая трансформация - это не только новые возможности в сфере социального обеспечения молодежи, но и риски:
- низкая скорость интернета в подведомственных учреждениях в северных территориях и разный уровень оснащенности средствами вычислительной техники.
- Отсутствие компетенций, необходимых для реализации проектов по цифровой трансформации.
- Потребность в дополнительных финансовых ресурсах.
- Неготовность граждан использовать цифровые сервисы.
Перечисленные риски могут привести к появлению ряда проблем и трудностей.
1. Бесконечные изменения. В обозримом будущем технологический прогресс бесконечен. Это означает, что цифровая трансформация должна быть непрерывным процессом.
2. Эффективное внедрение новых технологий требует времени. Реализация слишком большого количества оптимизирующих платформ может привести к хаосу.
3. Недостаток знаний, умений и навыков у специалистов, осуществляющих цифровую трансформацию. При этом требуется индивидуальный подход при обучении сотрудников использованию цифровых инструментов.
4.Ускоренные темпы цифровой трансформации рискуют усилить социальную изоляцию и без того уязвимых групп, которые не обладают цифровой грамот-
ностью и не имеют доступа к интернету, что может привести к цифровой эксклюзии.
5. В цифровом мире трудно обеспечить личную конфиденциальность и защиту данных.
Кроме того, к проблемам, по мнению Р. Т. Юлдашева и И. Л. Логвиновой, можно отнести перебои с подачей электроэнергии или с человеческим фактором -ошибками при оцифровке данных конкретных граждан и, как следствие, трудности в получении ими социальных выплат [14].
Обладая действенной аналитической информацией, всесторонним обзором рисков и проблем, социальные учреждения могут опережать угрозы, укреплять уверенность и доверие к услугам в цифровом формате.
Практика последних десятилетий убедительно доказывает, что в быстро изменяющемся мире стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является молодежь.
На данный момент предусмотрены следующие пути информирования и получения цифровых услуг для молодежи:
Поиск работы (интерактивный портал Министерства труда и занятости населения Кузбасса -http://www.ufz-kemerovo.ru/). Регистрация на интерактивном портале позволит обращаться в электронном виде за услугами, которые предоставляет Служба занятости населения.
Социальный калькулятор, представленный на сайте Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО - http://egisso.ru/ site/client/#/social). Социальный калькулятор предлагает возможность молодым людям узнать, какие меры социальной поддержки и защиты могут быть им назначены в разрезе по категории получателей социальных услуг и по жизненному событию (позволяет получить информацию о возможном возникновении права на меру социальной защиты (поддержки) в определенной жизненной ситуации).
Перечень социальных учреждений региона. Данный перечень с контактной информацией представлен на сайте Минтруда России в разделе «Социальная защита в моем регионе» (https://mintrud.gov.ru/social/ default). Кроме того, на данном сайте присутствует перечень льгот и пособий с возможностью перехода на портал «Госуслуги» для получения необходимой услуги в цифровом формате.
Государственные услуги в электронном виде. На портале организована возможность получить
в электронном виде 122 государственные и муниципальные услуги. Это услуги загса, социальной защиты, образования, культуры, услуги по лицензированию различных видов деятельности, трудоустройству граждан, выдача разрешений на приобретение земельных участков, на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию и т. д. Все услуги, размещенные на портале, соотнесены с конкретным регионом РФ: место получения услуги определяет как наличие самой услуги, так и условия ее предоставления. Для облегчения поиска все услуги на портале сгруппированы по категориям, органам власти и жизненным ситуациям.
Отдельно хотелось отметить, что на данный момент к процессу цифровой трансформации присоединяются и некоммерческие организации. Автономная некоммерческая организация «Центр содействия социальным инициативам» (г. Кемерово) запустила мобильное приложение для тех, кому нужна поддержка и кто хочет помогать - «Твой час» (https://yourhour.ru/). Мобильное приложение позволяет пользователям определить район города, где находятся нуждающиеся в помощи люди или организации и какая именно помощь в каждом случае была бы полезна.
Полную информацию обо всех государственных программах и мерах поддержки можно получить на сайтах «Госуслуги», Пенсионного Фонда России, Фонда социального страхования, «спроси.дом.рф» и «Национальныепроекты.рф» [5].
Для каждого способа оказания услуги описываются:
- путь клиента с разбиением на этапы оказания услуги и с четким указанием, на каком этапе у клиента возникает потребность в этой услуге;
- все задействованные лица и организации;
- данные, которые требуются на входе и создаются в процессе [11].
Для того чтобы получать персональные уведомления о мерах социальной поддержки, необходимо дать согласие на информирование на портале «Госуслуги». Уведомления будут приходить в личный кабинет.
Заключение
Цифровизация стала неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Цифровая трансформация меняет характер будущих обществ, влияет она на детей и молодежь, которые представляют это будущее. Проблемы, затрагивающие детей и молодежь в цифровой сфере, аналогичны проблемам в физической сфере. Это включает в себя юридические права и обязанности, идентификацию и формальное управление идентификацией, равный доступ к услугам госу-
дарственного сектора, конфиденциальность, защиту данных.
В процессе цифровой трансформации услуги следует сегментировать по способу их оказания, по способам и каналам коммуникации с молодыми получателями социальных услуг в процессе оказания услуги, по цели и т. д. Важно указывать всех заинтересованных лиц во время реализации цифровой трансформации (стейкхолдеров). Кроме того, обозначить в каком случае услуга предоставляется в цифровом виде, а в каком - при очном обращении.
Цифровая трансформация предполагает не только введение новых продуктов, но, прежде всего, должно присутствовать понимание, когда и в связи с чем у молодежи возникает потребность в услуге, и с учетом этого корректировать стратегию, менять способы, форму, реализацию услуги или предоставлять другую услугу. Цифровая трансформация - это процесс постоянных изменений, требующий вложение огромного количества ресурсов и понимания происходящих процессов на данный момент. Таким образом, цифровая трансформация является стратегическим инструментом в сфере социального обеспечения, т. к. основана на мобильных технологиях, межведомственной интеграции и управлении большими данными.
Литература
1. Информационное общество: востребованность информационно-коммуникационных технологий населением России / Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, Г Г. Ковалева и др. М., 2015. 120 с.
2. Булгаков В. В., Бросалина А. А. Правовые особенности оказания мер социальной поддержки в условиях внедрения цифровых платформ в государственное управление // Актуальные проблемы государства и права. Общая теория и история права и государства. 2021. Т. 5, № 18. С. 199-213.
3. Гасумова С. Е. Переход к проактивному предоставлению социально значимых услуг в электронной форме как новый тренд социальной работы в России // Отечественный журнал социальной работы. 2020. № 4 (83). С. 113-120.
4. Гасумова С. Е. Перспективные новшества в цифровизации социального обслуживания и их оценка руководителями социальных служб в Пермском крае // Отечественный журнал социальной работы. 2020. № 1 (80). С. 76-83.
5. Госуслуги [Электронный ресурс]. URL: https://lk.gosuslugi.ru/ message/36211422966?_=1634010047320 (дата обращения: 12.10.2021).
6. Концепция цифровой и функциональной трансформации социальной сферы, относящейся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, на период до 2025 года [Электронный ресурс]: распоряжение правительства РФ от 20.02.2021 № 431 -р (с изменениями на 7 июня 2021 года). URL: https://docs.cntd. ru/document/573761704?marker=6540IN (дата обращения: 10.10.2021).
7. Люткене Г В. К Вопросу о цифровизации социальных услуг как основы для цифровизации сферы социального обслужи-
вания // Социально-экономические процессы современного общества. Чебоксары, 2021. С. 46-52.
8. Новый принцип предоставления госуслуг ПФР - электронный вид и проактивность [Электронный ресурс] // Новости Пенсионного фонда России. 2020. 28 сент. URL: http://www. pfrf.ru/branches/krim/news~2020/09/28/213323 (дата обращения: 09.10.2021).
9. О Концепции обеспечения жителей города Москвы телекоммуникационными услугами для получения социально значимой информации путем создания условий равного доступа к кабельному телевидению и Интернет-ресурсам [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Москвы от 11.10.2010 № 2215-РП. URL: https://docs.cntd.ru/ document/537902109 (дата обращения: 20.10.2021).
10. Романова Н. В. Цифровизация услуг в социальной сфере: проблемы и перспективы // Вестник УГНТУ Наука, образование, экономика. Серия экономика. 2020. № 1 (31). С. 58-65.
11. Стратегия цифровой трансформации: написать, чтобы выполнить / под ред. Е. Г Потаповой, П. М. Потеева, М. С. Шклярук. М., 2021. 184 с.
12. О государственной социальной помощи» (с изменениями на 11 июня 2021 года) [Электронный ресурс]: федер. закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ. URL: https://docs.cntd.ru/ document/901738835.
13. Фирсов М. В., Вдовина М. В., Савинов Л. И. Цифровизация российской социальной работы: современная практика и пути развития // Теория и практика общественного развития. 2020. № 9 (151). С. 13-21.
14. Юлдашев Р. Т., Логвинова И. Л. Влияние цифровизации на развитие национальных страховых рынков на постсоветском пространстве // Страховое дело. 2021. № 2 (335). С. 43-53.
15. Система ценностных ориентаций «поколения Z»: социальные, культурные и демографические детерминанты / М. С. Яницкий, А. В. Серый, Браун О. А. и др. // Сибирский психологический журнал. 2019. № 72. С. 46-67. DOI: 10.17223/17267080/72/3.
References
1. Abdrahmanova G. I., Gohberg L. M., Kovaleva G. G. at al. Informacionnoe obshhestvo: vostrebovannost' informaciono-kommunikacionnyh tehnologijnaseleniem Rossii [Information Society: Demand for Information and Communication Technologies by the Russian Population]. Moscow, 2015, 120 p. (In Russian).
2. Bulgakov V. V., Brosalina A. A. Pravovye osobennosti okazanija mer social'noj podderzhki v uslovijah vnedrenija cifrovyh platform v gosudarstvennoe upravlenie [Legal features of the provision of social support measures in the context of the introduction of digital platforms into public administration]. Actual Problems of State and Law. General Theory and History of Law and State, 2021, vol. 5, no. 18, pp. 199-213. (In Russian).
3. Gasumova S. E. Perehod k proaktivnomu predostavleniju social'no znachimyh uslug v jelektronnoj forme kak novyj trend social'noj raboty v Rossii [Transition to proactive provision of socially significant services in electronic form as a new trend in social work in Russia]. Domestic Journal of Social Work, 2020, no. 4 (83), pp. 113-120. (In Russian).
4. Gasumova S. E. Perspektivnye novshestva v cifrovizacii social'nogo obsluzhivanija i ih ocenka rukovoditeljami social'nyh sluzhb v Permskom krae [Promising innovations in the digitaliza-tion of social services and their assessment by heads of social services in the Perm Territory]. Domestic Journal of Social Work, 2020, no. 1 (80), pp. 76-83. (In Russian).
5. Gosuslugi [Public services]. Available at: https://lk.gosuslugi. ru/message/3621 1422966?_=163401 0047320 (accessed 12.10.2021). (In Russian).
6. Koncepcija cifrovoji funkcionarnojtransformacii social'noj sfery, otnosjashhejsja k sfere dejatel'nosti Ministerstva truda i social'noj zashhity Rossijskoj Federacii, na period do 2025 goda [Concept for the Digital and Functional Transformation of the Social Sphere within the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation for the Period up to 2025]. Decree of the Government of the Russian Federation of February 20, 2021 No. 431 -r (as amended on June 7, 2021). Available at: https:// docs.cntd.ru/document/573761704?marker=6540IN (accessed 10.10.2021). (In Russian).
7. Ljutkene G. V. K Voprosu o cifrovizacii social'nyh uslug kak osnovy dlja cifrovizacii sfery social'nogo obsluzhivanija [On the issue of digitalization of social services as a basis for digitaliza-tion of the social services sector]. Socio-economic processes of modern society. Cheboksary, 2021, pp. 46-52. (In Russian).
8. Novyj princip predostavlenija gosuslug PFR - jelektronnyj vid i proaktivnost' [A new principle of providing public services to the FIU - electronic form and proactivity]. News of the Pension Fund of Russia, 2020, September 28. Available at: http://www. pfrf.ru/branches/krim/news~2020/09/28/213323 (accessed 09.10.2021). (In Russian).
9. O Koncepcii obespechenija zhitelej goroda Moskvy telekommuni-kacionnymi uslugami dlja poluchenija social'no znachimoj infor-macii putem sozdanija uslovij ravnogo dostupa k kabel'nomu televideniju i Internet-resursam [On the concept of providing Moscow residents with telecommunications services to obtain socially important information by creating conditions for equal access to cable television and Internet resources]. Decree of the Government of Moscow dated October 11, 2010 No. 2215-RP. Available at: https://docs.cntd.ru/document/537902109 (accessed 20.10.2021). (In Russian).
10. Romanova N. V. Cifrovizacija uslug v social'noj sfere: problemy i perspektivy [Digitalization of services in the social sphere: problems and prospects]. Bulletin of the UGNTU. Science, education, economy. Series Economics, 2020, no. 1 (31), pp. 58-65. (In Russian).
11. Strategija cifrovoj transformacii: napisat', chtoby vypolnit' [Digital transformation strategy: write to accomplish]. Eds. E. G. Potapova, P. M. Poteev, M. S. Shkljaruk. Moscow, 2021, 184 p. (In Russian).
12. O gosudarstvennoj social'noj pomoshhi (s izmenenijami na 11 ijunja 2021 goda). [On gosudarstvennoj social'noj pomoshchi" (with amendments as of 11 June 2021)]. Federal law of July 17, 1999 No. 178-FZ. Available at: https://docs.cntd.ru/docu-ment/901738835. (In Russian).
13. Firsov M. V., Vdovina M. V., Savinov L. I. Cifrovizacija rossijskoj social'noj raboty: sovremennaja praktika i puti razvitija [Digi-talization of Russian social work: modern practice and development paths]. Theory and Practice of Social Development, 2020, no. 9 (151), pp. 13-21. (In Russian).
14. Yuldashev R. T., Logvinova I. L. Vlijanie cifrovizacii na razvitie nacional'nyh strahovyh rynkov na postsovetskom prostranstve [Impact of digitalization on the development of national insurance markets in the post-Soviet space]. Insurance Business, 2021, no. 2 (335), pp. 43-53. (In Russian).
15. Yanitsky M. S., Seryj A. V., Braun O. A. et al. Sistema cennostnyh orientacij "pokolenija Z": social'nye, kul'turnye i demografich-eskie determinanty [The "Generation Z" value system: social, cultural and demographic determinants]. Siberian Psychology Journal, 2019, no. 72, pp. 46-67. DOI: 10.17223/17267080/72/3 (In Russian).