Научная статья на тему 'Конфликт как форма межкультурной коммуникации: социолингвистический аспект'

Конфликт как форма межкультурной коммуникации: социолингвистический аспект Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2894
390
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СОЦИОЛИНГВИСТИКА / CONFL ICT / INTERCULTURAL COMMUNICATION / SOCIAL INTERACTION / SOCIOLINGUISTICS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дубовицкая Мария Андреевна

В статье рассматривается конфликт как социальное взаимодействие в процессе межкультурной коммуникации в рамках современной науки социолингвистики. Отмечается, что одним из направлений исследований социолингвистики становится изучение специфики коммуникативного поведения в разных социальных сферах общества. В процессе коммуникации неизбежным являются потери и искажения информации, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Рассмотрены пути разрешения различных конфликтных ситуаций, а также приведены примеры стилей разрешения конфликта в различных национальных культурах. Эффективная межкультурная коммуникация признается одним из инструментов решения межнациональных, межкультурных и межэтнических проблем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT AS A FORM OF INTERCULTURAL COMMUNICATION: A SOCIOLINGUISTIC ASPECT

The article considers confl ict as a social interaction in the process of intercultural communication within the framework of modern sociolinguistics. It is noted that one of the latest areas of research in sociolinguistics is the study of the specifi c aspects of communicative behavior in various social spheres. Loss and distortion of information is inevitable in the process of communication, which leads to the emergence of confl ict. Ways of resolving various confl ict situations are considered; examples of various styles of confl ict resolution in different cultures are given. The author argues that effective intercultural communication is one of the tools for solving inter-ethnic, intercultural and international problems

Текст научной работы на тему «Конфликт как форма межкультурной коммуникации: социолингвистический аспект»

Maria Andreevna Dubovitskaya, Мария Андреевна Дубовицкая,

PhD in Sociology, кандидат социологических наук,

associate professor of the department доцент кафедры переводоведения и межкультурной коммуникации,

of translation studies and intercultural communication, Саратовский социально-экономический институт (филиал)

Saratov socio-economic institute (branch) РЭУ им. Г.В. Плеханова

of Piekhanov Russian University of Economics ^ Maria-mra@mail.ru

УДК 316

КОНФЛИКТ КАК ФОРМА МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ: СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

В статье рассматривается конфликт как социальное взаимодействие в процессе межкультурной коммуникации в рамках современной науки социолингвистики. Отмечается, что одним из направлений исследований социолингвистики становится изучение специфики коммуникативного поведения в разных социальных сферах общества. В процессе коммуникации неизбежным являются потери и искажения информации, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций. Рассмотрены пути разрешения различных конфликтных ситуаций, а также приведены примеры стилей разрешения конфликта в различных национальных культурах. Эффективная межкультурная коммуникация признается одним из инструментов решения межнациональных, межкультурных и межэтнических проблем.

Ключевые слова: конфликт, межкультурная коммуникация, социальное взаимодействие, социолингвистика.

CONFLICT AS A FORM OF INTERCULTURAL COMMUNICATION: A SOCIOLINGUISTIC ASPECT

The article considers conflict as a social interaction in the process of intercultural communication within the framework of modern sociolinguistics. It is noted that one of the latest areas of research in sociolinguistics is the study of the specific aspects of communicative behavior in various social spheres. Loss and distortion of information is inevitable in the process of communication, which leads to the emergence of conflict. Ways of resolving various conflict situations are considered; examples of various styles of conflict resolution in different cultures are given. The author argues that effective intercultural communication is one of the tools for solving inter-ethnic, intercultural and international problems.

Keywords: conflict, intercultural communication, social interaction, sociolinguistics.

200 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦

Исследователи все чаще отмечают нарастание конфликтности во всех сферах человеческой жизнедеятельности. Вместе с тем можно наблюдать стремление современных ученых и практиков к налаживанию диалога в актах межкультурной коммуникации, который бы существенно снизил уровень конфликтности в процессах межкультурной и межличностной коммуникации [5].

«Культурное пространство общества включает в себя целый ряд подсистем, наиболее значимы из которых следующие: 1) территориальные культурные пространства - система ценностей, традиций, норм поведения и этикета, ментальности, которая отличает членов данной территории от других; 2) культурные пространства сообщества - система ценностей, традиций, норм поведения и этикета, ментальности, которая отличает членов данного сообщества от других; 3) культурные пространства отдельных социальных организаций - система ценностей, традиций, норм поведения и этикета, мен-тальности, которая отличает членов одних организаций от других» [1, с. 80]. Стоит согласиться с тем фактом, что коммуникационные сети пронизывают все перечисленные подсистемы. Коммуникации как вид социального взаимодействия происходят между членами различных территориальных культурных пространств, внутри различных социальных сообществ или социальных организаций. Одним из направлений социолингвистики становится исследование специфики социального коммуникативного взаимодействия как представителей одного социума, так и представителей разных культурных социумов. В рамках данной науки понятие коммуникации исходит из того факта, что общество функционирует и развивается лишь при условии социального взаимодействия его членов. Социальное взаимодействие, на наш взгляд, невозможно рассматривать отдельно от процессов коммуникации, и, как и любое взаимодействие, оно основывается прежде всего,на обмене информацией. В процессе коммуникации обмен информацией происходит посредством языка, который является вербальным инструментом человеческого общения. На этапах кодирования, передачи и декодирования информации часто возникает взаимное непонимание между участниками коммуникационного процесса, что приводит к возникновениям конфликтных ситуаций.

Как показало проведенное исследование [3, с. 80], одной из причин возникновения конфликтных ситуаций являются потери и искажения информации (так считает 47% респондентов). И неважно, говорим ли мы о межгосударственном конфликте, межнациональном конфликте, либо о кризисных коммуникациях [2, с. 142] (речь идет о конфликтном взаимодействии организации с ее общественностью), либо о межличностном конфликте в самой организации, либо о конфликте оппонентов в межличностной коммуникации, причиной конфликта является нарушения коммуникационных каналов.

Конфликт как форма межкультурной коммуникации подразумевает столкновение различных субъектов культуры - носителей различных культурных ценностей и норм.

По мнению А.И. Злагодухина, «дрейф конфликта и превращение его из отдельно стоящего феномена межкультурной коммуникации в одну из форм ее проявления происходит в силу следующих причин и обстоятельств» [5, с. 4]:

1. Значительный количественный прирост населения в результате увеличения числа естественных столкновений приводит к увеличению межличностных коммуникаций. А это, в свою очередь, неминуемое следствие появления увеличивающегося числа конфликтных социальных взаимодействий.

2. Процессы столкновения субъектов коммуникации в условиях глобализации и интенсификации информационного общения, в особенности посредством интернета, многократно усиливаются. Ученые отмечают, что современное социальное общество находится на так называемой стадии перехода к сетевому обществу, в результате чего происходит интеграция массовой, коллективной и межличностной социальной коммуникации в интернете.

3. Интенсивные миграционные процессы в мире, насыщенные коммуникативными взаимодействиям, приводят к так называемому культурному шоку при встрече субъектов разных социокультурных пространств, к конфликтному столкновению культур в актах межкультурной коммуникации и нередко с тяжелыми последствиями [5].

При этом необходимо иметь в виду, что деструктивная функция конфликтных взаимодействий подрывает устойчивость жизнедеятельности общества, тем самым делает обеспечение основных его сфер и сторон нестабильным, а также усиливает изменения функционирования социальных структур и всего общественного организма в целом. Существуют определенные внутренние ограничения, которые при эффективной коммуникации помогут избежать деструктивных функций конфликта и направить коммуникативное взаимодействие в конструктивное русло. А также эти внутренние ограничения необходимо поддерживать, контролировать и управлять с тем намерением, чтобы последствия конфликтных столкновений не выходили за пределы необходимого уровня конфликтности.

В рамках социологического подхода в работе Г. Спенсера «Основы социологии» рассматривается характер всеобщности и универсальности конфликта. Г. Спенсер полагал, что стремление к самовыживанию, конкуренция и возникающие конфликты способствует равновесию в обществе, тем самым обеспечивая процесс общественного развития.

Ф. Тейлор и М. Вебер видели в конфликтах только разрушительные свойства и в своих исследованиях предлагали меры к полному устранению конфликтов. По мнению Е. Поповой, в наше время конфликты не только возможны, но и желательны.

НБЫ1994-5094 ♦-

201 -♦

Конфликт помимо деструктивной выполняет еще и конструктивную и диагностическую функции. Конструктивная функция конфликта связана с преодолением возникающих трудностей при общении, кризисов в процессах коммуникации, утверждении позитивных и конструктивных норм общения. Конфликт помогает развитию отношений, предотвращая застой, а на стадии конфликтного поведения он может играть познавательную роль, выступая в качестве практической проверки и коррекции имеющихся у сторон навыков коммуникативного взаимодействия, а также выступать в качестве ресурса формирования и развития эффективной коммуникативной компетенции. Диагностическая функция конфликта заключается прежде всего в осознании его участниками причин своего поведения в сложившейся конфликтной ситуации, с осознанным выбором характерных для них и их оппонентов стратегий и стилей коммуникативного взаимодействия, а кроме того, в выявлении и устранении объективных противоречий, существующих между участниками конфликта, что послужит результатом стабилизации их межличностных отношений, а следовательно и социального общества в целом, и является способом эффективной межкультурной коммуникации [3].

Конфликт определяется тем, что осознанное поведение одной из сторон вступает в противоречие с интересами другой стороны. Поэтому от эффективности управления конфликтом, по нашему мнению, зависит многое в деятельности отдельного социального коллектива или социальной организации, а также общества в целом: масштаб деструктивных последствий, устранение или предотвращение причин конфликта, возможность последующих столкновений и т. п.

Управление конфликтами - «это целенаправленное воздействие по устранению причин, породивших конфликтную ситуацию, по коррекции поведения участников конфликта, по поддержанию необходимого уровня конфликтности, но не выходящего за контролируемые пределы» [3]. Для более эффективного решения проблемы конфликта К. Томасом и Р. Килменном были предложены пять типовых стратегий поведения в конфликтных ситуациях: компромисс, сотрудничество, соперничество, уклонение и приспособление.

Компромисс. Как одна из стратегий межличностного поведения в конфликтной ситуации, характеризуется принятием оппонента точки зрения другой стороны, но в определенных масштабах. Стороны приходят к принятию приемлемого решения за счет взаимных уступок.

Сотрудничество. Следование этой стратегии поведения предполагает максимальную реализацию участниками конфликта собственных интересов. При этом участниками признается право друг друга на собственное мнение, на выражение его и принятие, что дает возможность диагностировать причины разногласий и прийти к обоюдному решению.

Соперничество. Участник столкновения, придерживающийся данной стратегии, пытается выразить свое мнение и заставить других участников принять и следовать его интересам во что бы то ни стало. Активно действуя, он добивается признания и реализации собственных интересов без учета интересов оппонентов, непосредственно участвующих в столкновении, а нередко и в ущерб им.

Уклонение. Характеризуется явным отсутствием стремления сотрудничать с кем-либо из участников конфликта и желанием приложить усилия для осуществления собственных интересов, нежеланием принять точку зрения оппонента и в итоге стремлением уйти от возникшей конфликтной ситуации.

Приспособление. Является пассивным стилем межличностного поведения и отличается склонностью участников конфликта сгладить конфликтную ситуацию, сохранить гармонию в отношениях посредством доверия и готовности к отказу от собственных интересов [4, с. 78.].

Приведем примеры стилей разрешения конфликта в различных национальных культурах. Многие виды деловых отношений в Японии осуществляются без подписания каких бы то ни было контрактов, иногда достаточно всего лишь устной договоренности сторон. Американцы, напротив, «представить себе не могут, как можно сесть за стол и спокойно разговаривать с партнером, который не выполняет своих контрактных обязательств» [8, с. 212]. Ориентированные на личный успех, они прибегают к более активным способам разрешения конфликта, таким как сотрудничество и конкуренция. Японцы «стремятся избежать конфликта, используя обходные пути (пытаются внушить определенные мысли, снискать расположение, произвести впечатление, умиротворить противную сторону)» [8, с. 212].

Исследования в области межкультурного взаимодействия подтвердили наличие существенных культурных различий в способах разрешения конфликта между британскими и китайскими менеджерами: если китайцы предпочитают более пассивные стили поведения, такие как компромисс или приспособление, то британцам более свойственны активные стили - сотрудничество или соперничество. Ученые объясняют это «приверженностью китайского общества конфуцианству, к основным принципам которого относятся идеи конформизма, этика гармонии и сохранения лица. Конформизм в китайском обществе основывается на осознании того, что человек существует не в изоляции, а как часть семьи или клана. Межличностные отношения определяются правилами приличия и требуют от индивида уважения к общественной иерархии. Необходимость проявления почтительности к старшим формирует социальную ориентацию китайцев на подчинение власти и подавление агрессии. Этика гармонии побуждает китайцев выбирать золотую середину из двух крайностей - действие-бездействие - и учит их достижению состояния равновесия путем контролирования выражения

202 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2019. № 3 (77) -♦

эмоций, таких как горе, радость, гнев. И наконец, понятие "лицо" воспитывает у китайцев умение сохранять самообладание, не подрывая своего чувства собственного достоинства, и не создавать ситуации, ведущие к "потере лица" другими людьми. Ради поддержания добрых и долгих взаимоотношений спорящие предпочитают выбирать стиль уклонения от конфликта» [7].

Согласно исследованию, стиль сотрудничества является весьма результативным и эффективным методом урегулирования конфликтных ситуаций, позволяющий достигать удовлетворения желаний и следования интересам конфликтующих сторон путем коллективного обсуждения. В современном, динамически развивающемся обществе, на наш взгляд, приемлема только такая стратегия конфликтного поведения, которая исключает любые поражения и предполагает дальнейшее конструктивное развитие социальных межличностных коммуникаций [3].

Наличие конфликтов в различных социальных сферах жизни общества вызывает потребность в анализе возникших конфликтных ситуаций, исследовании и выработке стратегий эффективного конфликтного поведения в процессах межкультурных коммуникаций. Следовательно, возникает необходимость формировать в обществе, его социальных структурах и государственном масштабе культуру эффективного конфликтного социального взаимодействия.

В актах межкультурных коммуникаций конфликты возникают в результате помех, потерей и искажения передачи и восприятия информации. Акт передачи и восприятия информации происходит посредством языка как инструмента коммуникативного общения. Социолингвистика занимается исследованием проблем языка и общества. Следует отметить, что важным объектом исследований социолингвистики является видение языка как социально обусловленной и культурно значимой системы символов, или языковых кодов. Субъекты коммуникации, являющиеся представителями социального общества, проявляют различные культурные особенности использования ими языка. Это, в свою очередь, определяет принадлежность их к какой-либо социальной группе, а также указывает на их социальный статус, в результате определяет выбор ими коммуникативного поведения в процессе межкультурной коммуникации. Способность эффективно участвовать в процессах социального и культурного общения, понимать оппонентов, выбирать эффективные стратегии по-

ведения в коммуникативных конфликтах является частью коммуникативной компетенции. Успешная межкультурная коммуникация предполагает умение адекватно интерпретировать коммуникативное поведение представителей различных социальных групп и общностей, готовность субъектов межличностного общения к диалогу и восприятию других стилей коммуникативного поведения, пониманию его различий, а также владение иностранным языком и знание его культурных особенностей.

В области преподавания языка на сегодняшний момент появляется новое видение языка как средства или метода обретения коммуникативной компетенции. Современные исследования отдают предпочтение изучению культурных особенностей и специфики социального взаимодействия. Языковое многообразие, развитие межкультурных коммуникаций, обретение эффективной коммуникативной компетенции являются основой будущего демократического мира. Следует добавить, что многие исследователи соглашаются с тем, что теория диалога культур признается одним из инструментов решения межнациональных и межкультурных проблем. Разработка принципов стратегии управления конфликтами, особенностей стилей коммуникативного поведения на основе межкультурной коммуникации и внедрение их в учебный процесс становятся глобальной задачей в системе образования.

1. Баландина Т.М. Социальный механизм управления развитием организационной культуры // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 1 (40). С. 169-173.

2. Голуб О.Ю. Кризисные коммуникации: методология и методы управления // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2012. № 2 (41). С. 142-145.

3. Дубовицкая М.А. Управление конфликтами в процессе формирования организационной культуры: дис. ... канд. социол. наук. Саратов, 2008.

4. Емельянов С.М. Конфликтология: учебник и практикум для академического бакалавриата. 4-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2018.

5. Злагодухин А.И. Конфликт как способ межкультурной коммуникации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2007.

6. Могилевич Б.Р. Межкультурная коммуникация в системе социологического знания: дис. ... д-ра социол. наук. Саратов, 2010.

7. Рябова Е.Л., Терновая Л.О. Межкультурное взаимодействие в современном мире: учеб. пособие. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2011.

8. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов.4-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.