Лопина Мария Владимировна
начальник кабинета специальных дисциплин Воронежского института ФСИН России (e-mail: mariy-lo@rambler.ru)
Конфликт как детерминант захвата заложников в учреждениях, исполняющих уголовное наказание
В настоящей статье раскрывается содержание пенитенциарного конфликта, конфликтной ситуации как детерминанта захвата заложников в условиях изоляции от общества, выделяются особенности пенитенциарного конфликта.
Ключевые слова: конфликт, пенитенциарный конфликт, виды конфликта, особенности пенитенциарного конфликта, причины захвата в заложники.
M.V. Lopina, Head of special disciplines office, Voronezh Institute FSIN of Russian; e-mail: mariy-lo@rambler.ru.
The present article deals with the content of the penitentiary conflict, a conflict situation as a determinant of the hostage crisis in isolation from society, it also reveals the specifics of penitentiary conflict.
Key words: conflict, penitentiary conflict, the types of conflict, specifics of penitentiary conflict, the causes of hostage-taking.
Конфликт - это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. В нем участвуют самые различные стороны: индивиды, социальные группы,национально - этнические общности, государства и группы стран, объединенные теми или иными целями и интересами. Конфликты возникают по самым различным причинам и мотивам: психологическим, экономическим, политическим, ценностным, религиозным и т.д. По мнению многих ученых, конфликт является итогом накопившихся и нерешенных причин [1].
Изучения конфликта как детерминанта захвата заложников в учреждении, исполняющем уголовное наказание, привлекает внимание многих ученых (И.В. Каретников, А.Я. Журавлев, А.Я. Марков, Г.Ф. Хохряков, В.С. Ишигеев, М.Ф. Костюк и др). Являясь криминально опасным явлением конфликты в среде осужденных способны дестабилизировать оперативную обстановку, способствуют совершению агрессивных криминальных деянии, как показывает практика, причиной захвата заложников в учреждениях в 65 случаях выступают именно конфликты.
В настоящее время понятие "конфликта" как в научной литературе и в публицистике, неоднозначно. Существует множество определений термина "конфликт": конфликт как борьба за ценно-
сти и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника (Л. Козер) [2]; конфликт как явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству (Ю.Г. Запрудский) [3]; конфликт как важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями [4]. Но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий. Вследствие чего можно дать следующее определение конфликта -столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликтная ситуация - это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта.
Пенитенциарный конфликт есть столкновение противоположных взглядов, мнений, интересов, стремлений, в основе которых лежит обострение
155
противоречий между ними, характеризующееся противоборством, чаще всего открытыми действиями друг против друга в системе ИУ.
Особенностью пенитенциарного конфликта являются: во-первых, захват заложников в учреждении, исполняющем уголовное наказание, в большинстве случаев следствие сложившихся причин (5 случаях случайное явление, в остальных же 95 случаях это следствии сложившихся причин); во - вторых среда возникновения и острота протекания конфликта (замкнутость, ограниченность пространств); участниками пенитенциарных конфликтов как правило, являются с одной стороны представители администрации учреждений, с другой, как правило, всегда выступали осужденные, совершившие насильственные преступления, большинство из которых считают свое осуждение и наказание несправедливым, а себя невиновными или менее виновными в предъявленных им в обвинение деяниях.
Гуманизация же российского уголовного законодательства, происходящая в настоящее время, способствовала тому, что сократилось количество граждан, лишенных свободы, и как следствие, качественно ухудшила социально-демографический состав осужденных. Сегодня в ИУ сосредоточены наиболее запущенные в социальном плане категории граждан. Преобладают осужденные с устойчивым антиобщественным настроением, имеющие значительные сроки наказания, ориентированные на деструктивное поведение, поддержание и насаждение воровских традиций.
Современная статистика свидетельствует, что в учреждениях уголовно - исполнительной системы более 60 % осужденных отбывают наказания за совершение особо опасных и опасных преступлений. Более 30 % - это люди, страдающие психическими заболеваниями, отклонениями. Постоянно увеличивается число лиц, осужденных за бандитизм и участие в организованных преступных группировках. На этой почве заметны попытки консолидации наиболее криминальных элементов, их стремление усилить свое влияние на положение дел.
В - третьих, пенитенциарный конфликт свойственны все виды конфликтов (насильственные (антагонистичные), компромиссные, скрытые, открытые, внутриличностные, межличностные, межгрупповые, когнитивные конфликты и конфликты интересов, и т.д.).
Анализ преступлений связанных с захватом заложника в учреждениях, исполняющем уголовное наказание свидетельствует о том, что в основе их совершения часто был возникший или существовавший конфликт между осужденными или иными лицами. По данным В.И. Задорожно-
го, большинство преступлений против личности (76,8 %) совершено в результате конфликтов, причем в 12,8 % случаев конфликт возник задолго до совершения преступления, а в 21,6 % - непосредственно перед его совершением, какой-либо конфликт отсутствовал при совершении только в 23,2 % изученных преступлений [5].
При этом конфликты могут возникнуть в различных сферах деятельности - это и в личностно - бытовых отношениях (в общежитии отряда, столовой, бане, на прогулке где осужденные встречаются чаще всего-61,1%. Поводом может послужить перевод в другой отряд), в сфере исполнения наказания (сложные взаимоотношения между осужденными, нарушающими требования режима содержания, и администрацией ИУ- 6,5 %). Конфликты в сфере производственной деятельности составляют 17,6 %.
Причины захвата заложников разнообразны:
недостатки в деятельности администрации по организации жизнедеятельности ИУ, а также сложившееся у осужденных стойкое предубеждение в том, что сотрудники, обеспечивающие исполнение уголовных наказаний, делают все, чтобы осужденным было плохо;
существование негативных социально - психологических явлений (воровской субкультуры, стратификации, тюремных традиций, обычаев, криминального общения и т.д.);
особенности отбывания наказания в пенитенциарных учреждениях. Психологическое и физическое пребывание в среде преступников при ограниченности контактов с внешним миром, информационная истощенность, публичность, трудности, возникающие в межличностном общении, вызывают отрицательные эмоции и истощение нервной системы;
индивидуально-психологические особенности личности, имеющей характерологические и патологические отклонения в развитии психики, а также степень "тюремнизированности", конфликтности, алкогольной и наркотической пораженно-сти.
На основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы: захват заложников в большинстве случаев не случайное явление, а следствие сложившихся причин, как общесоциального, так и специального уровня, не решения которых приводит к развитию конфликтной ситуации, попыткой разрешения которой выступает преступление - захват заложника.
1. Основы конфликтологии / Дмитриев А.В., Запрудский Ю.Г., Казимирчук В.П., Кудрявцев В.Н./ /подред.:Кудрявцев В.Н. М.: Юристъ, 1997.200с.
156
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2012 • № 2 (39)
2. Козер Л.А. Функции социального конфликта М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуал. книги, 2000. 205 с.
3. Запрудский Ю.Г. Конфликт и политика: новые перспективы // Современная конфликтология в контексте культуры мира. М., 2001. С. 92101.
4. Здравомыслов Л.Г. Социология конфликта. М.: Аспект-Пресс. 1996. 317с.
5. Задорожный В.И. Виктимологическая безопасность и ее обеспечение мерами виктимологи-ческой профилактики: Моногр. М., 2005.
1. The bases of conflictology/DmtrievA. V, Zaprudskiy Yu.G., Kazimirchuk VP, Kudryavcev V.N. //under ed.: Kudryavcev V.N. M.: Laywer, 1997.200p.
2. Kozer L..A. The Functions of the social conflict M.: Idea-Press, House intellektual. books, 2000. 205 p.
3. Zaprudskyi Yu.G. The Conflict and policy: new prospects // Modern conflictology in context of the culture of the world. M., 2001. P. 92-101.
4. Zdravomyslov L. G. The Sociology of the conflict.M. Aspect-Press. 1996. 317 p.
5. Zadorozhnyy V.I. Viktimologicheskaya safety and its provision measure of victimological of the preventive maintenance: Monogr. M., 2005.
157