Научная статья на тему 'КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ? РОЛЬ СЛУЖИТЕЛЕЙ ИСЛАМА В МАМЛЮКСКИХ РАСПРЯХ В ОСМАНСКОМ ЕГИПТЕ НА ИЗЛЁТЕ XVIII В.'

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ? РОЛЬ СЛУЖИТЕЛЕЙ ИСЛАМА В МАМЛЮКСКИХ РАСПРЯХ В ОСМАНСКОМ ЕГИПТЕ НА ИЗЛЁТЕ XVIII В. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
10
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Османский Египет / властные элиты / мамлюкские эмиры / эмир ал-хаджж / египетские алимы / служители ислама / Ottoman Egypt / power elites / Mamluk emirs / Emir al-Hajj / Egyptian ulama / Islamic religious leaders

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Смирнов Валерий Евгеньевич

В статье анализируются сложные и запутанные перипетии отношений между представителями военно-политической элиты османского Египта конца XVIII столетия. На основании материалов хроники египетского летописца Абд ар-Рахмана ал-Джабарти предпринята попытка выяснить основные мотивы убийства одной из ключевых фигур в неомамлюкской иерархии — эмира ал-хаджж Йусуф-бека. Параллельно рассматривается роль служителей ислама в лице представителей корпуса египетских алимов в этом громком деле. По итогам расследования совершенного преступления делается вывод о важности соблюдения утвердившихся в египетском обществе норм поведения со стороны носителей светской власти по отношению к религиозным духовным авторитетам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT OF INTERESTS? THE ROLE OF THE ISLAMIC RELIGIOUS LEADERS IN THE MAMLUK CONFLICTS IN OTTOMAN EGYPT AT THE DAWN OF THE EIGHTEENTH CENTURY

The article analyzes the complex and tangled relationship between members of the military-political elite of Ottoman Egypt at the end of the 18th century. Based on the materials of the chronicle of the Egyptian annalist Abd al-Rahman al-Jabarti the article aims to reveal the principal motives for the murder of one of the key figures in the neo-Mamluk hierarchy — Emir al-Hajj Yusuf-Bek. At the same time, the author examines the role of Islamic religious leaders, namely the Egyptian Alim corps, in this notorious affair. As a result of the case study, a finding is made about the necessity of observing the norms of behavior set in the Egyptian society by holders of secular power towards the religious spiritual authorities.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ? РОЛЬ СЛУЖИТЕЛЕЙ ИСЛАМА В МАМЛЮКСКИХ РАСПРЯХ В ОСМАНСКОМ ЕГИПТЕ НА ИЗЛЁТЕ XVIII В.»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 2. C. 85-91 Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 2, pp. 85-91 (In Russ.)

DOI: 10.55959/М$Ш320-8095-13-67-2-7

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ? РОЛЬ СЛУЖИТЕЛЕЙ ИСЛАМА В МАМЛЮКСКИХ РАСПРЯХ В ОСМАНСКОМ ЕГИПТЕ НА ИЗЛЁТЕ XVIII В.

В.Е. Смирнов

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Москва,

Россия; smirnov@iaas.msu.ru

Аннотация: В статье анализируются сложные и запутанные перипетии отношений между представителями военно-политической элиты османского Египта конца XVIII столетия. На основании материалов хроники египетского летописца Абд ар-Рахмана ал-Джабарти предпринята попытка выяснить основные мотивы убийства одной из ключевых фигур в неомамлюкской иерархии — эмира ал-хаджж Йусуф-бека. Параллельно рассматривается роль служителей ислама в лице представителей корпуса египетских алимов в этом громком деле. По итогам расследования совершенного преступления делается вывод о важности соблюдения утвердившихся в египетском обществе норм поведения со стороны носителей светской власти по отношению к религиозным духовным авторитетам.

Ключевые слова: Османский Египет; властные элиты; мамлюкские эмиры; эмир ал-хаджж; египетские алимы; служители ислама

Финансирование: Статья подготовлена в рамках НИР ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова по темам «Религиозные системы Востока: традиции и современность» и «История и культура стран Востока; межцивилизационные контакты».

Для цитирования: Смирнов В.Е. Конфликт интересов? Роль служителей ислама в мамлюкских распрях в османском Египте на излёте XVIII в. // Вестн. Моск.ун-та. Сер. 13. Востоковедение. 2023. Т. 67, № 2. С. 85-91. DOI: 10.55959/ MSU0320-8095-13-67-2-7

CONFLICT OF INTERESTS? THE ROLE OF THE ISLAMIC RELIGIOUS LEADERS IN THE MAMLUK CONFLICTS IN OTTOMAN EGYPT AT THE DAWN OF THE EIGHTEENTH CENTURY

Valery E. Smirnov

Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russia; smirnov@iaas.msu.ru © CMHPHOB B.E., 2023 ^

Abstract: The article analyzes the complex and tangled relationship between members of the military-political elite of Ottoman Egypt at the end of the 18th century. Based on the materials of the chronicle of the Egyptian annalist Abd al-Rahman al-Jabarti the article aims to reveal the principal motives for the murder of one of the key figures in the neo-Mamluk hierarchy — Emir al-Hajj Yusuf-Bek. At the same time, the author examines the role of Islamic religious leaders, namely the Egyptian Alim corps, in this notorious affair. As a result of the case study, a finding is made about the necessity of observing the norms of behavior set in the Egyptian society by holders of secular power towards the religious spiritual authorities.

Key words: Ottoman Egypt; power elites; Mamluk emirs; Emir al-Hajj; Egyptian ulama; Islamic religious leaders

Funding: The article was prepared as part of the Lomonosov Moscow State University research projects "Religious Systems of Asia: Tradition and Modernity" and "History and Culture of the Oriental Countries; Contacts between Civilizations".

For citation: Smirnov V.E. Conflict of Interests? The Role of the Islamic Religious Leaders in the Mamluk Conflicts in Ottoman Egypt at the dawn of the Eighteenth Century. Lomonosov Oriental Studies Journal, 2023, Vol. 67, No. 2, pp. 85-91. DOI: 10.55959/MSU0320-8095-13-67-2-7 (In Russ.)

Обращаясь к сюжетам, связанным с внутриполитической борьбой властных элит османского Египта, исследователь неизбежно сталкивается с тем, что многочисленные конфликты и вооруженные столкновения между различными правящими группировками были обыденной нормой повседневности рассматриваемого периода. Однако даже на этом фоне ярко выделяется убийство видного мамлюкского эмира Йусуф-бека — одной из ключевых фигур египетских правящих кругов последней четверти XVIII в. История сохранила для нас не так много свидетельств о личности покойного мамлюкского лидера. Доподлинно известно, что его патроном был прославленный эмир Мухаммад-бек Абу-з-Захаб, который сделал своего воспитанника санджакбеком в 1186 г.х. (1772/3) и женил на своей сестре. Судя характеристике, которой удостоился Йусуф-бек от знаменитого египетского летописца Абд ар-Рахмана ал-Джабарти, был он человеком холерического темперамента, «неуравновешенным, хаотичным в делах, беспокойным»1.

После смерти своего патрона от чумы в июне 1775 г. Йусуф-бек занял важную должность эмира ал-хаджж2. Фактически он стал третьим по значимости официальным лицом в неомамлюкской иерархии после двух других мамлюков Абу-з-Захаба, «из коих старший

1 Ал-Джабарти, Абд ар-Рахман. Египет в канун экспедиции Бонапарта (1776— 1798). Пер. с араб., предисл. и примеч. Х.И. Кильберг. М.: Наука, 1978. С. 49.

2 Эмир ал-хаджж — глава каравана паломников, ежегодно отправлявшегося к святыням Мекки и Медины.

и шейх ал-балад3 — Ибрахим-бек». В то же время все дела в стране «исполнялись лишь при надзоре его соправителя Мурад-бека». Оспорить право дуумвиров на верховенство в Египте вполне мог бы хушдаш4 их партона — именитый эмир Исмаил-бек старший, однако до поры до времени он «довольствовался получением доходов со своих владений, <...>, воздерживаясь от вмешательства в дела»5.

Между тем, в первой половине 1777 г. отношения между правящими мамлюкскими эмирами серьезно обострились. С одной стороны, по свидетельству Джабарти, «Йусуф-бек был в тягость Мурад-беку», причем до такой степени, что последний даже предпринял неудачную попытку физического устранения своего оппонента в момент, когда тот возвращался из хаджа. Несмотря на последовавшее нарочитое примирение, как писал хронист, «вражда продолжала оставаться в их сердцах»6.

Еще раньше, тот же Мурад-бек спровоцировал глубокое недовольство уже Исмаил-бека старшего, когда в начале того же года попытался наложить руку на часть его имущества и даже рискнул организовать на него покушение, которое, впрочем, также не увенчалось успехом7. В процессе этой конфронтации Йусуф-бек со своими отрядами принял сторону Исмаил-бека. В результате вооруженных столкновений, которые длились несколько дней, их противники — Ибрахим-бек и Мурад-бек — потерпели поражение и по традиции укрылись в Верхнем Египте. Последующие несколько дней были посвящены репрессиям в отношении сторонников проигравшей партии, а также перераспределению «хлебных» мест и доходных должностей в пользу победителей. Оба триумфатора — и Исмаил-бек, и Йусуф-бек были облачены в почетные одежды с собольим мехом, а первый из них был утвержден шейхом ал-балад и «управителем страны»8.

Тем временем, спустя буквально неделю после заседания дивана, на котором египетский паша чествовал мамлюкских предводителей, Йусуф-бек был убит в своей резиденции. В среду 2 раджаба (6.VIII.1777) к нему явились люди Исмаил-бека — «Хасан-бек ал-

3 Шейх ал-балад (араб. яз.) — «старейшина, предводитель страны»; это название закрепилось в официальной терминологии и во всех исторических документах за лидером неомамлюкской иерархической корпорации, который во второй половине XVIII в. являлся фактическим правителем всего Египта.

4 Хушдаш («друг», «побратим», «соратник») — термин персидского происхождения, которым обозначали мамлюков одного и того же владельца.

5 Ал-Джабарти. Египет в канун экспедиции Бонапарта. С. 25.

6 Там же. С. 52.

7 Там же. С. 26, 38.

8 Там же. С. 40.

Джиддави в сопровождении Исмаил-бека младшего, а это брат Али-бека ал-Газзави, [и кроме них] Салим-бек ал-Исмаили, Абд ар-Рахман-бек ал-Алави». Как писал Джабарти, «они провели с ним приятный час у пруда ал-Мак'ад ал-Матул»9.

Дальнейшие события подробно описаны в сочинении египетского историка. Хасан-бек сидел перед Йусуф-беком на скамье, возвышавшейся над этим местом. Слева от него располагался Исмаил-бек младший, а Салим-бек и Абд ар-Рахман-бек находились чуть поодаль и о чем-то разговаривали. Улучив момент, последний отделился от стоявших рядом с ними телохранителей Йусуф-бека, незаметно приблизился к нему, вытащил свой хлыст и ударом свалил его на землю. Тот попытался было подняться, но, «зацепившись за одежду Исмаила-бека младшего, упал на спину», после чего «его пронзили сабельными ударами». Охрану Йусуф-бека нападавшие обратили в бегство, открыв по ней стрельбу, после чего беспрепятственно покинули место преступления, чтобы оповестить своего патрона о результатах покушения. Когда хушдаши Йусуф-бека узнали о его гибели, они оставили город, направившись в Верхний Египет. Таким образом, не успев начаться, смута завершилась, «и Йусуф-бека похоронили»10.

Таким образом, Джабарти прямо указывает на заказчика и организатора покушения на Йусуф-бека, который был устранен руками подопечных своего же союзника. Возникает резонный вопрос о мотивах этого заказного убийства. Возможно, кто-то скажет, что Исмаил-бек по давней «мамлюкской» традиции решил заранее ликвидировать потенциального конкурента в предстоящей битве за власть. Однако, из текста хроники следует, что ранее ни тот, ни другой никогда не демонстрировали каких-либо завышенных политических амбиций. Да и борьба с Ибрахим-беком и Мурад-беком была далека от завершения, и устранять столь могущественного союзника было по меньшей мере неразумно и опрометчиво.

Между тем, внимательный анализ содержания некролога Йусуф-бека наводит на мысль об иных причинах, которые могли побудить Исмаил-бека избавиться от своего партнера. Вот что писал египетский историк о переменах в манерах поведения подопечного Мухам-мад-бека Абу-з-Захаба, после того как тот стал эмиром ал-хаджж: «еще больше усилились его заносчивость и чинимый им произвол, в особенности это сказалось по отношению к алимам — он мстил им»11. Далее Джабарти приводит несколько примеров притеснений

9 Ал-Джабарти. Египет в канун экспедиции Бонапарта. С. 40-41.

10 Там же. С. 41.

11 Там же. С. 49-50.

служителей ислама со стороны покойного мамлюкского эмира. Один из самых показательных эпизодов был связан с шейхом Абд ал-Баки, который «при помощи шейха Хасана ал-Джиддави, маликита12» расторг брачный союз дочери своего брата. Пока ее муж был в отъезде, она не только получила право на развод, но даже успела выйти замуж за другого. Когда ее прежний супруг возвратился в Каир, то обратился за содействием к Йусуф-беку, который приказал своим мубаширам найти и доставить шейха. Те схватили Абд ал-Баки, оскорбили, «надев на руки и на ноги железные оковы», и бросили в тюремную камеру, «где он находился вместе с феллахами, осуж-

13

денными за преступления»13.

На выручку арестованному собрату поспешила большая группа авторитетных исламских богословов. Узнав, что на встрече присутствует расторгнувший брак Хасан ал-Джиддави, разъяренный Йусуф-бек вскочил и крикнул: «Клянусь Аллахом, я отрублю тебе голову!». Однако тут он встретил достойный отпор в лице шейха Али ас-Саиди ал-Адави, который предал эмира анафеме, приговаривая: «Да проклянет тебя Аллах и да проклянет работорговца, который привез тебя, и того, который продал тебя, и того, который купил тебя и сделал эмиром!». Сложно сказать, чем закончилось бы столкновение, если бы не вмешательство присутствовавших при выяснении отношений эмиров. В итоге, шейх Абд ал-Баки был доставлен из тюрьмы, и служители ислама удалились, кляня на чем свет Йусуф-бека, «а тот слышал это»14.

Последний из конфликтов «героя» этого рассказа с представителями алимского корпуса приключился буквально за два месяца до расправы с ним. В начале месяца джумада ал-ула (7.VI-6.VII.1777) магрибинцы из ал-Азхара, обратились с иском в шариатский суд, который подтвердил их право распоряжаться домом, обращенным в вакф в их пользу. При этом, учредитель вакфа, который по каким-то причинам пытался оспорить законность владения слушателей-магрибинцев этим имуществом, заручился поддержкой некоторых эмиров, в число которых входил и Йусуф-бек. Как поведал нам египетский хронист, когда тот увидел, что вынесенное решение не отвечает его замыслам и расчетам, то «пришел и ярость и приписал это преступлению». Он послал арестовать главу ривака магрибин-

12 Маликитский мазхаб — одна из четырех каноничных правовых школ в суннитском исламе.

13 Ал-Джабарти. Египет в канун экспедиции Бонапарта. С. 50-51.

14 Там же. С. 51.

цев — шейха Аббаса и самих студентов, однако те «сильно обругали и выгнали посланцев Йусуф-бека»15.

Об этом событии был извещен глава маликитов, авторитетнейший и популярный в народе шейх Ахмад ад-Дардир, который написал письмо мамлюкскому эмиру, чтобы тот «не мешал людям науки и не оспаривал решений суда». Однако, когда его посланники явились к Йусуф-беку, тот «накричал на них, приказал арестовать их и бросить и тюрьму». Сразу после того, как весть об этом дошла до шейха ад-Дардира и азхариотов, они отменили занятия и моления. Все входы в мечеть были перекрыты, «а слушатели забрались на минарет, выкрикивая призывы к выступлению против эмиров»16. Узнав о вспыхнувших в городе беспорядках, эмиры обратились к Йусуф-беку, и тот был вынужден освободить арестованных. По свидетельству египетского историка, самую деятельную роль в урегулировании конфликта играл Исмаил-бек старший, который поручился соблюдать интересы шейхов, принял их фетву и обязался выплатить им помесячное содержание17.

Представляется, что именно эти события стали «последней каплей», оказавшей решающее воздействие на незавидную участь Йусуф-бека. Неомамлюкская «знать» вполне могла простить физическое устранение оппонентов из конкурирующих «партий». Другое дело — интеллектуальная элита египетского общества. Бросать их в тюрьму, угрожать им убийством, покушаться на них в угоду своим честолюбивым амбициям означало бы поднять руку на верховенство священного закона, шариата. При этом сила влияния служителей ислама на умонастроение и социальное поведение верующих масс была столь велика, что в ответ на любые проявления произвола они могли вывести на улицы многотысячные толпы агрессивно настроенного простонародья. Исмаил-бек старший, по-видимому, прекрасно понимал, что противодействие религиозным лидерам может оказаться гибельным как для него самого, так и для всего его окружения. Оказавшись волею судеб во главе неомамлюкской иерархии, он поспешил избавиться от своего непредсказуемого партнера, который своим поведением постоянно провоцировал конфликты власти светской с властью духовной. Правды мы уже никогда не узнаем, однако с большой долей вероятности можно утверждать, что именно это и стало главной причиной ликвидации эмира ал-хаджж Йусуф-бека.

15 Ал-Джабарти. Египет в канун экспедиции Бонапарта. С. 35-36.

16 Там же. С. 36.

17 Там же. С. 36-37.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ал-Джабарти, Абд ар-Рахман. Египет в канун экспедиции Бонапарта (1776— 1798). Пер. с араб., предисл. и примеч. Х.И. Кильберг. М.: Наука, 1978.

REFERENCES

1. Al-Dzhabarti, 'Abd ar-Rahman. Egypt on the eve of Bonaparte Expedition (17761798). / Translation from Arabic, preface and notes by Kh.I. Kilberg [Egipet v kanun jekspedicii Bonaparta (1776-1798). / Per. s arab., predisl. i primech. H.I. Kil'berg]. М.: Nauka Publ., 1978. (In Russ.)

Статья поступила в редакцию 11.04.2023; одобрена после рецензирования 01.06.2023; принята к публикации 29.06.2023.

The article was submitted 11.04.2023; approved after reviewing 01.06.2023; accepted for publication 29.06.2023.

ОБ АВТОРЕ

Смирнов Валерий Евгеньевич — кандидат исторических наук, старший научный сотрудник кафедры истории стран Ближнего и Среднего Востока ИСАА МГУ имени М.В. Ломоносова, smirnov@iaas.msu.ru

ABOUT THE AUTHOR

Valery E. Smirnov — PhD in history, Senior Researcher, Department of Middle and Near East History, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University, smirnov@iaas.msu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.