Научная статья на тему 'Конфликт интересов при формировании общественных пространств города'

Конфликт интересов при формировании общественных пространств города Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
238
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
конфликт / город / общественные пространства / ООПТ / малые реки / conflict / public spaces / specially protected natural areas / small rivers

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — A.Я. Видович, Д.И. Дергачева, А.О. Сапожникова

Из-за быстрого роста городов и происходящих в них модернизационных процессов в современной российской урбанистической практике благоустройства и проектирования преобладают интересы девелоперов, не совпадающие с ценностными ориентирами и приоритетами горожан и зачастую игнорирующие реальные потребности местных сообществ. Подобный дисбаланс влечет за собой ухудшение городской среды и возникновение конфликта между различными социальными группами. В статье выявлены основные типы конфликтов и определены причины их возникновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — A.Я. Видович, Д.И. Дергачева, А.О. Сапожникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conflict of interests in the formation of public spaces of the city

As a result of rapid urban growth and modernization processes in the modern russian practice of urban enhancement there are prioritized interests of developers, opposing to ethic orientations and preferences of citizens and often ignoring real necessities of local communities. This kind of disequilibrium of brings about environmental problems and confrontation between various social groups. The article points out different types of conflicts and reasons for their emergence.

Текст научной работы на тему «Конфликт интересов при формировании общественных пространств города»

A.Я. Видович, Д.И. Дергачева, А.О. Сапожникова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0024

A.Y. Vidovich, D.I. Dergacheva, A.O. Sapozhnikova

Конфликт интересов при формировании общественных пространств города Conflict of interests in the formation of public spaces of the city

Ключевые слова: конфликт, город, общественные пространства, ООПТ, малые реки. Keywords: conflict, public spaces, specially protected natural areas, small rivers.

Аннотация: Из-за быстрого роста городов и происходящих в них модернизационных процессов в современной российской урбанистической практике благоустройства и проектирования преобладают интересы девелоперов, не совпадающие с ценностными ориентирами и приоритетами горожан и зачастую игнорирующие реальные потребности местных сообществ. Подобный дисбаланс влечет за собой ухудшение городской среды и возникновение конфликта между различными социальными группами. В статье выявлены основные типы конфликтов и определены причины их возникновения.

Abstract: As a result of rapid urban growth and modernization processes in the modern russian practice of urban enhancement there are prioritized interests of developers, opposing to ethic orientations and preferences of citizens and often ignoring real necessities of local communities. This kind of disequilibrium of brings about environmental problems and confrontation between various social groups. The article points out different types of conflicts and reasons for their emergence.

В настоящее время в России растет социальный запрос городских жителей на создание общественных пространств, которые впоследствии должны привести к гуманизации архитектурной среды. Так, в рамках государственной программы формирования комфортной среды в городах России ведется благоустройство общественных пространств, закладываются необходимые для них качественные и количественные характеристики. Основной целью программы, помимо непосредственно благоустройства городских пространств, является создание новых сценариев взаимодействия с городской средой в попытках удовлетворения потребностей как можно большей части горожан. Однако зачастую предлагаемые сценарии не приживаются среди населения, возникает конфликт интересов местных сообществ и девелоперов. Разработанные методики и подходы к формированию общественных пространств на данный момент подвергаются сомнению со стороны населения и профессионалов. Прежде всего, причиной конфликта является акцент на развитии общественных пространств в центре города, а периферийные районы остаются заброшенными и необустроенными.

Рис. 1. Реконструкция Хохловской площади в Москве

Наиболее острые конфликтные ситуации возникают между застройщиками и местными жителями по вопросу использования зеленых территорий города. Ярким примером подобной проблемы служит проект реконструкции Хохловской площади в Москве (рис. 1).

Эта территория была частью Бульварного кольца в центре города и использовалась местными жителями для выгула собак. Когда небольшую часть бульвара власти решили отдать под парковку, то обнаружили при раскопках фундамент стены Белого города. Строительство заморозили и в раскопанном виде площадь простояла вплоть до 2016 года. В 2018 году по проекту КБ «Стрелка» задумывается музеефикация территории с организацией амфитеатра под открытым небом. В народе новое общественное пространство стали называть «Ямой».

По проекту эта территория задумывалась как место для проведения лекций, кинопоказов и ярмарок. При запуске такого сценария недовольство местных жителей вызвали громкая музыка и шум. После запрета подобных мероприятий и по причине непродуманного сценария функционирования этой территории в ночное время пространство стало активно использоваться посетителями распространенных в этом районе баров и другими маргинализованными личностями. Таким образом, на этой территории произошла смена сценариев с ориентации на потребности местных жителей на новые и некомфортные для них условия, которые предложили девелоперы.

В качестве примера другой конфликтной ситуации можно рассмотреть особо охраняемые природные территории (ООПТ), включенные в структуру города. В условиях прогрессирующей урбанизации и сокращения зеленых пространств в городе, потребность в ООПТ, выступающих в роли фактора устойчивого развития территорий города и формирования новых общественных пространств, актуальна как никогда. Однако в отечественной практике совмещение рекреационной функции с заповедной на особо охраняемых природ-

ных территориях часто сопровождается конфликтом интересов.

Как правило, в нашей стране территориальную охрану природы связывают в основном с заповедниками, что означает полный запрет на организацию какой-либо деятельности, включая туристическо-образовательную. Таким образом, особо охраняемые природные территории в качестве основной выполняют функцию заповедника, которую можно рассматривать как важную отрасль природопользования 1.

С точки зрения охраны природы большее количество площадей, находящихся под таким жестким режимом охраны, - идеальный вариант. Сложившаяся система российских особо охраняемых территорий имеет ряд преимуществ перед международной практикой организации ООПТ: российские заповедники занимают значительную часть территории страны и включают в себя практически все уникальные и разнообразные ландшафты и экосистемы, не нарушенные деятельностью человека. При этом в России рекреационное использование заповедников и заказников практически отсутствовало на протяжении всего периода существования особо охраняемых природных территорий (ООПТ) и до сих пор недостаточно развито.

Отсутствие продуманного размещения объектов обслуживания в ООПТ или строительство необходимых учреждений (объектов) без комплексного проекта наносит непоправимый ущерб охраняемому ландшафту. Данную проблему мы можем наблюдать на примере подмосковных городов. Например, в ГО Балашиха существует несколько особо охраняемых природных территорий (рис. 2), но о них не знают даже местные жители, так как образовательные мероприятия экологического направления практически отсутствуют.

Рис. 2. Особо охраняемые природные территории ГО Балашиха

Не все природные территории в городе имеют четко обозначенные границы и организованную функциональную структуру рекреации. В итоге, мы видим застраиваемые территории, отсутствие рекреационных зон или нанесение ущерба в результате их использования не по назначению. Возникает конфликт между всеми заинтересованными сторонами. Важно учитывать, что рекреационное природопользование реализует между человеком (обществом) и природной средой целостную систему отношений, складывающихся в процессе изучения, освоения, использования, преобразования и воспроизводства природно-ресурсного потенциала для удовлетворения общественных и индивидуальных рекреационных потребностей.

К этой же категории территорий можно отнести и пока еще не освоенные, а потому неблагоустроенные, долины городских малых рек, являющиеся ценным ресурсом для отдыха горожан. На таких территориях возникает серьезный конфликт при осуществлении проектов застройки как в самих ООПТ, так и на прилегающих территориях, который, очевидно, вызван несовершенством механизмов регулирования отношений между всеми заинтересованными сторонами.

Одним из недавних случаев нарушения закона «Об особо охраняемых природных территориях» стал запуск строительства Южного дублера Кутузовского проспекта, который по проекту должен проходить вдоль территорий заказника Долины реки Сетунь и соединять Минскую улицу с ТТК, 2. Одновременно с этим на прилегающих территориях ведется застройка. В результате, некогда зеленая зона между Минской улицей и Проспектом генерала Дорохова полностью вырублена под строительство жилых домов. Вред природе наносится уже на начальной стадии строительства: при инженерно-строительной подготовке участка под строительство жилых домов компаниями-застройщиками в реку сбрасывается строительный мусор.

При этом в целом экологическое состояние территории долины все еще можно оценивать как благоприятное: берега почти на всем протяжении реки Сетунь сохранены в естественном состоянии, в черте заказника много прудов и родников, но в это же время сама река уже входит в категорию загрязненных. Наряду с крупными застройщиками на территорию заказника негативно воздействуют сторонние землепользователи. В месте слияния Москвы-реки и Сетуни расположены заброшенные дома и объекты самовольного строительства, такие как гаражи и шиномонтажные мастерские. Принятие в 2018 году Правительством Москвы постановления №102-ПП 3 сделало борьбу с проблемой незаконного использования территорий крайне острой. Разрешение на стро-

1 Черных Д.В. Особо охраняемые природные территории и основы территориальной охраны природы / Д.В. Черных. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014.

2 Постановление Правительства Москвы от 19 октября 2004 г. N 714-ПП «О природном заказнике "Долина реки Сетунь"».

3 Постановление от 20 февраля 2018 г. N 102-ПП о внесении изменений в Постановление Правительства Москвы от 17 апреля 2012 г. N 145-ПП «Об утверждении административных регламентов предоставления государственных услуг города Москвы "Выдача разрешения на строительство" и "Выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию"».

ительство было выдано застройщикам, не имеющим правоустанавливающих документов на земельный участок, что позволило, тем не менее, заключать официальные договора на строительство.

«Интенсивное градостроительное освоение территории и невозможность практически обеспечить выполнение санитарно-экологических требований по качеству воды в водных объектах (поскольку с поверхностными водами в них смываются загрязнения с территории города), обусловили применение практики канализования элементов гидрографической сети с постепенным превращением ее в инженерную. На сегодняшний день в Москве только 39 рек и ручьев с открытыми руслами, из которых 16 - наиболее крупные, протяженностью более 2 км, которые являются наиболее ценным экологическим и ландшафтно-рекреа-ционным потенциалом города» [10, с. 5], к их числу относится река Сетунь. Будучи биокоридором, река определяет благополучие животного мира, составляющего ее экосистему. По рекам животные попадают в город и безопасно перемещаются внутри урбанизированной среды. Долина реки Сетунь включает три относительно крупных лесных массива - Волынский, Матвеевский и Троекуровский - и выступает как артерия, связывающая урбанизированную среду города с естественными ландшафтами Подмосковья.

Рис. 3. Авторское предложение по реконструкции района устья р. Сетуни

Поэтому сейчас очень важно выработать принципы, которые позволят не только минимизировать негативное влияние человека на такие территории, но и способствовать их восстановлению. Одним из авторов на основе предлагаемых принципов разработан проект застройки, представляющий собой комплекс из трех домов с минимальной площадью застройки, возводимый с использованием современных безвредных для природы строительных материалов и оснащенный независимой системой энергоснабжения (рис. 3).

Одним из вопросов, связанных со строительством на ООПТ, является невозможность размещения на этих территориях традиционных систем коммуникации и жизнеобеспечения. Общегородские системы не являются экологически чистыми и в случае выхода из строя могут нанести вред природе. В данный момент через территорию заказника «Долина реки Сетунь» проходят городские линии электропередач, газопровод, канализационные коллекторы и водоводы, что, безусловно, нарушает местную экосистему.

В основу проекта заложены три принципа: минимальная площадь застройки, отказ от традиционных систем коммуникации и жизнеобеспечения, переход на устойчивые с точки зрения безопасности для окружающей среды альтернативные системы и применение экологически безвредных строительных материалов.

Подводя итоги, можно заключить, что при формировании общественных пространств города к конфликтам приводят следующие процессы:

1) игнорирование истории места, идентичности, потенциала территории и реальных потребностей местных сообществ;

2) изменение качественных и количественных характеристик территории в целях ее коммерциализации;

3) внедрение чужеродных и конфликтующих сценариев и сообществ в сложившееся пространство.

Все эти процессы вырывают социально осмысленное пространство из городской ткани, а возникающие конфликты приводят к активизации части граждан и служит драйвером развития локальных сообществ, как например в случае с «Ямой».

Избежать конфликтов, возникающих при распространении архитектурно-строительной деятельности человека на ООПТ, возможно только при грамотном подходе к проектированию.

В основе такого проектирования лежат предлагаемые принципы, направленные на создание среды, обеспечивающей жизнь в гармонии с природой:

1) сокращение использования земли под застройку до минимума;

2) отказ от традиционных систем коммуникации и жизнеобеспечения в пользу альтернативных;

3) ориентация застройки на экологически безвредные материалы.

Соблюдение предложенных принципов может послужить основой успешного сосуществования местных флоры и фауны и человека на одной территории, которое окажет положительное воздействие на все участвующие стороны.

Развитие общественных пространств происходит с применением методов, в основу которых ставится ориентация на рынок и поиск долгосрочных и крупных инвестиций с целью сокращения рисков в экономике. Отечественные исследователи на сегодняшний день отмечают несформированность развитой структуры для местных сообществ. Коммерческие интересы в формировании пространств зачастую не совпадают со взглядами местных жителей. Подобная ситуация приводит к конфликтам и неудачным проектам, так как отсутствие взаимодействия местных жителей с общественным пространством говорит о несоответствии проектируемой территории запросам горожан. Жители воспринимают территорию индифферентно и, следовательно, она становится непривлекательна для бизнеса.

Таким образом, во избежание возникновения конфликтов интересов при формировании общественных пространств необходимо, прежде всего, учитывать статус и идентичность места, его потенциал и потребности местных сообществ. Благодаря учету и использованию этих факторов будет создано привлекательное пространство не только для жителей, но и для бизнеса.

Библиография:

1. Об особо охраняемых природных территориях: Федеральный закон от 14.03.1995 г. - № ЗЗ-ФЗ (с изменениями от 31 июля 2020 г.) / Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. - URL: https://docs.cntd.ru/document/9010833.

2. Об утверждении Генерального плана Городского округа Балашиха Московской области // Администрация городского округа Балашиха: [официальный сайт]. - URL: http://balashiha. ru/docs/doc/-96675 (дата обращения: 15.06.2019).

3. О внесении изменений в постановление Администрации городского округа Балашиха от 12.12.2017 № 1232-ПА «Об утверждении муниципальной программы городского округа Балашиха «Экология и окружающая среда городского округа Балашиха» на 2018-2022 годы // Администрация городского округа Балашиха: [официальный сайт]. - URL: http://balashiha. ru/fs/cmn/1be9aaf825ae4317987a7a7a98a81bff/1388-ПА%20 от %2029.12.2012029.12.2017.pdf (дата обращения: 30.10.2020).

4. Кадыров Т.Э. Общественные пространства: феномены, тенденции и процессы / Т.Э. Кадыров. - Текст: электронный //

Известия Казанского государственного архитектурно-строительного университета. - Казань: Казанский государственный архитектурно-строительный университет. - 2014. - №4(30). -С. 115-120. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id =23419261 (дата обращения: 09.04.2021) - Режим доступа: для авторизованных пользователей.

5. Кольба А.И. Городские конфликты как фактор гражданско-по-литической активизации локальных сообществ / А.И. Кольба, Н.В. Кольба // Политическая наука. - 2019. - № 2. - С. 160179. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gorodskie-konflikty-kak-faktor-grazhdansko-politicheskoi-aktivizatsii-lokalnyh-soobschestv (дата обращения: 09.04.2021).

6. Международный опыт развития экологического туризма на ООПТ: руководство по развитию ООПТ / Агентство стратегических инициатив, Министерство природных ресурсов и экологии РФ; под общей редакцией Ксении Самариной. -2019. - URL: https://lib.ranepa.ru/ru/novosti/518-seriya-knig-po-razvitiyu-ekoturizma-na-osobo-okhranyaemykh-prirodnykh-territoriyakh (дата обращения: 15.11.2019). - Режим доступа: для авторизованных пользователей.

7. Харви, Д. Социальная справедливость и город / Д. Харви; перевод с английского Е.Ю. Герасимовой. - 2-е изд. - Москва: Новое литературное обозрение, 2019. - 440 с. - ISBN 978-54448-1108-5.

8. Чернова Е.Б. Почему общественные пространства в России - это имитация урбанистики / Е.Б. Чернова // The Village: [сайт]. - URL: https://www.the-village.ru/city/direct-speech/170013-pochemu-obschestvennye-prostranstva-eto-ploho (дата обращения: 22.11.2020).

9. Черных Д.В. Особо охраняемые природные территории и основы территориальной охраны природы / Д. В. Черных. -Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2014.

10. Экологический атлас Москвы [Карты] / Правительство Москвы; ред. комис.: Шиков (пред.) и др.; Гос. ком. по охране окружающей среды г. Москвы [и др.]; рук. проекта И.Н. Ильина. - Москва: АБФ / ABF, 2000. - ISBN 5-87484-079-6.

11. Яковенко И.М. Особо охраняемые природные территории как объект рекреационной деятельности / И.М. Яковенко, А.Б. Воронина // Учёные записки Крымского федерального университета имени В.И. Вернадского. Серия «География. Геология». - 2015. - Том 1(67), №1. - С. 41-60.

12. Forest and land use policies on private lands: an international comparison / climatepolicyinitiative.org: [website]. - URL: https:// www.climatepolicyinitiative.org/wp-content/uploads/2017/10/For-est_and_Land_Use_Policies_on_Private_Lands-an_International_ Comparison-1.pdf (date of access: 10.04.2021). - Text: electronic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.