Научная статья на тему 'КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ'

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
140
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ЛИЧНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ И УРЕГУЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бусс Полина Эдуардовна

Данная статья посвящена явлению конфликта интересов, возникающему на государственной службе. В работе представлен результат подробного изучения конфликта интересов с точки зрения администативно-правового подхода, представлены общепринятые определения «конфликта интересов» и «личной заинтересованности», проанализированы основные признаки конфликта интересов как правового явления, а также описаны возможные ситуации столкновения личных и общественных интересов на государственной службе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFLICT OF INTERESTS IN CIVIL SERVICE: ADMINISTRATIVE ASPECT

The article is devoted to conflict of interests in civil service. The paper presents definitions of сonflict of interests from the administrative approach, the generally accepted definitions of «conflict of interest» and «personal interest», analyzes dominants of the legal phenomenon, and describes possible situations of a collision of personal and public interests in civil service.

Текст научной работы на тему «КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ»

УДК 34

КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЕ: АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ

Бусс Полина Эдуардовна

Магистрант, Уральский институт управления - филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» busspe@gmail. com

Данная статья посвящена явлению конфликта интересов, возникающему на государственной службе. В работе представлен результат подробного изучения конфликта интересов с точки зрения администативно-правового подхода, представлены общепринятые определения «конфликта интересов» и «личной заинтересованности», проанализированы основные признаки конфликта интересов как правового явления, а также описаны возможные ситуации столкновения личных и общественных интересов на государственной службе.

Ключевые слова: конфликт интересов, государственная служба, личная заинтересованность, должностное лицо, предотвращение и урегулирование конфликта интересов.

CONFLICT OF INTERESTS IN CIVIL SERVICE: ADMINISTRATIVE ASPECT

Buss Polina Eduardovna

Master's student, Ural Institute of Management - branch of the Federal State budget educational institution of Higher Education "Russian Academy

of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation" busspe@gmail.com

The article is devoted to conflict of interests in civil service. The paper presents definitions of inflict of interests from the administrative approach, the generally accepted definitions of «conflict of interest» and «personal interest», analyzes dominants of the legal phenomenon, and describes possible situations of a collision of personal and public interests in civil service.

Key words: conflict of interests, civil service, personal interest, executive officer, prevention and settlement of conflicts of interest.

Одной из ключевых проблем государственного и муниципального управления в России является коррупция. Сегодня коррупция в России является основной негативной характеристикой системы государственного управления, которая препятствует социально-экономическому развитию страны. Данная проблема с каждым годом становится всё масштабнее в связи с развитием и усложнением механизмов взаимодействия граждан и органов государственной власти. В связи с этим разработка единой политики в сфере противодействия коррупции является одним из приоритетных направлений реформирования системы государственной службы.

Конфликт интересов - это ситуация, которая, как правило, предшествует коррупционному правонарушению, именно

поэтому регулирование данного аспекта государственной службы повсеместно рассматривается как один из наиболее значимых элементов антикоррупционной политики. [2; 4; 5]

Нужно заметить, что специфика государственной службы предопределяет существование обстоятельств, которые приводят или могут привести к возникновению коллизий между функциональными обязанностями или полномочиями государственных служащих с одной стороны, и их личными интересами, интересами круга лиц, с которыми связана личная заинтересованность служащего с другой стороны.

Понятие «конфликт интересов» представляет собой достаточно многослойное, неоднозначное понятие, требующее глубокого

изучение с точки зрения права, экономики и социальных отношений. Правовая

регламентация конфликта интересов, возникающего на публичной службе, нашла свое отражение в международных правовых актах, которые впоследствии послужили ориентиром для российского

законодательства. По мнению ряда авторов, введение института урегулирования конфликта интересов на государственной и муниципальной службе предопределено принятием Конвенции ООН против коррупции, согласно п. 4 ст. 7 которой каждое государство-участник стремится, в соответствии с основополагающими принципами своего внутреннего

законодательства, создавать, поддерживать и укреплять такие системы, какие способствуют прозрачности и предупреждают возникновение коллизии интересов [3].

В российском законодательстве понятие «конфликта интересов» прошло долгий путь формирования. В настоящий момент общепринятым и основным нормативно закрепленным является определение конфликта интересов, установленное частью 1 статьи 10 Федерального закона № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», где под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой

предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий) [1].

При этом под личной заинтересованностью государственного

служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения доходов

(неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами [1].

Нужно заметить, что положения законодательства о государственной и муниципальной службе, которые касаются непосредственно урегулирования ситуации конфликта интересов отсылают к дефиниции, закрепленной в антикоррупционном законодательстве.

Рассмотрим основные признаки, относящиеся к категории конфликта интересов, которые вытекают из представленного определения.

Исходя из формулировки

определения, указанного в Федеральном

законе № 273-Ф3, конфликт интересов носит в значительной степени вероятностный характер. В этом контексте можно выделить следующие ситуации, когда личная заинтересованность влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных обязанностей:

- ситуация действительного конфликта интересов - это ситуация, в которой констатируется наличие личного интереса и его реальное влияние на выполнение профессиональных и служебных обязанностей;

- ситуация возможного конфликта интересов - это ситуация, в свете которой личная заинтересованность лица, замещающего должность, является гипотетической (поскольку связи между должностными обязанностями лица и его личными интересами не наблюдается), однако может проявиться в будущем;

- ситуация кажущегося конфликта интересов - это ситуация, в которой личной заинтересованности лица, замещающего должность, не существует или имеющиеся по этому поводу факты являются недостоверными.

Кроме того, конфликт интересов имеет протяженность во времени: подобные ситуации столкновения интересов служащих могут возникать перед, во время и после выполнения должностных обязанностей.

Второй признак - особый субъект права, лицо, вовлеченное в конфликт интересов. Круг лиц, охватываемых понятием «конфликт интересов», имеет ключевое значение. Если в первоначальной редакции Закона о противодействии коррупции понятие «конфликт интересов» было непосредственно связано с отношениями государственной или муниципальной службы, а субъектами отношений конфликта интересов были исключительно государственные и муниципальные служащие, то действующее определение распространено на все отношения, связанные с исполнением должностных (служебных) обязанностей (осуществлением полномочий) лицами, обязанными принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

В российском законодательстве о прохождении государственной службы установлены дополнительные требования к служебному поведению, выполнение которых исключает вероятность возникновения конфликта интересов. Данные требования выражены в административно-правовом статусе государственных служащих в виде четко определенных ограничений, запретов, установленных «профильными» законами. Однако указанные условия прохождения государственной гражданской службы,

устанавливаемые нормативно-правовыми актами, не гарантируют, а лишь предупреждают возникновение ситуаций, в которых личная заинтересованность служащего сталкивается с его функциональными обязанностями.

Еще два признака, которые непосредственно взаимосвязаны между собой - это наличие личной заинтересованности указанного лица и существование связи между личной заинтересованностью и справедливым, объективным исполнением служебных

обязанностей, возложенных на соответствующего субъекта права.

Возникновение личной

заинтересованности, влияющей на

надлежащее объективное и беспристрастное исполнение должностных (служебных) обязанностей, должно устанавливаться на основании того факта, что лицо сознательно совершает вменяемое деяние, даже не имея прямого умысла на ненадлежащее, необъективное и предвзятое исполнение обязанностей.

Если говорить о выделении понятия «надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение должностных (служебных) обязанностей», то нужно отметить, что оценка данного признака неизбежно связана с субъективной характеристикой отношения к действиям (решению) субъекта конфликта интересов, поскольку на данный момент не существует объективных и точных критериев измерения беспристрастности и

объективности. Под указанное в Федеральном законе № 273-Ф3 определения конфликта интересов попадает множество конкретных ситуаций, в которых государственный служащий может оказаться в процессе исполнения должностных обязанностей. Учитывая разнообразие частных интересов государственных служащих, составить исчерпывающий перечень таких ситуаций не представляется возможным. Тем не менее, можно выделить ряд ключевых «областей регулирования», в которых возникновение конфликта интересов является наиболее вероятным:

- выполнение отдельных функций государственного управления в отношении лиц, с которыми связана личная заинтересованность государственного служащего, а также в отношении самого государственного служащего;

- выполнение иной оплачиваемой работы;

- владение ценными бумагами, банковскими вкладами;

- получение подарков, услуг, наград и специальных званий;

- имущественные обязательства и судебные разбирательства;

- трудоустройство после увольнения с государственной службы;

- нарушение установленных законодательством запретов.

Выделение перечисленных выше ситуаций, в которых может наблюдаться столкновение личных интересов должностного лица с выполняемыми им обязанностями и полномочиями, весьма условно и зависит от конкретных обстоятельств наступления конфликта интересов, которые

рассматриваются в индивидуальном порядке на заседании комиссий по урегулированию конфликта интересов.

Нужно заметить, что в российском антикоррупционном законодательстве не приводятся примеры типовых ситуаций конфликта интересов. Начиная с 2012 года Минтруд России в сотрудничестве с органами прокуратуры публикует обзор типовых ситуаций конфликта интересов на государственной службе Российской Федерации и порядка их урегулирования. Данный документ можно считать методическим руководством для

государственных служащих, которое содержит теоретическое обоснование возникающих жизненных ситуаций.

В настоящий момент органы прокуратуры в соответствии с полномочиями продолжают ведение обзора возможных конфликтов ситуаций, выпускают

методические рекомендации по минимизации рисков возникновения конфликтов интересов, а также доводят данную информацию до государственных служащих с помощью конференций, семинаров и других способов взаимодействия с органами государственной власти. Данный методические рекомендации играют важную роль в разъяснении положений антикоррупционного законодательства и способствуют повышению уровня

ответственного отношения государственных служащих к выполняемым функциям и полномочиям в сфере государственного управления.

Таким образом, в качестве конфликта интересов может быть квалифицирована любая ситуация, в которой потенциальная возможность получения лицом, замещающим должность, материальных или

нематериальных благ прямо или косвенно может повлиять и влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Широкое понимание законодателем понятия «конфликт интересов» не позволяет законодательно закрепить перечень конфликта интересов, что обусловлено большим количеством частных интересов и обстоятельств, которые могут привести к возникновению ситуации личной заинтересованности. Решение проблем, связанных с конкретизацией определения конфликта интересов, должно быть связано, в первую очередь, с дальнейшим

совершенствованием определения понятия «конфликт интересов», а также с повышением уровня самосознания государственных служащих, признания и применения основ

профессиональной служебной этики и правил служебного поведения служащими органов публичной власти.

ЛИТЕРАТУРА

1. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 (в ред. от 26 мая 2021 г.) // В данном виде документ опубликован не был. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. А.В. Конов, Н.С. Горбачева. Что такое конфликт интересов? Возможные подходы к определению в нормативных правовых актах Рабочие материалы Антикоррупционного центра НИУ ВШЭ. Выпуск № 1. - Москва. - 2019.

3. Практическое пособие для руководителей, государственных и муниципальных служащих, сотрудников кадровых служб государственных органов и органов местного самоуправления // Министерство экономики Республики Татарстан. URL:https://mert.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub_778945.pdf

4. Уманская, В. П., Малеванова Ю.В. Государственное управление и государственная служба в современной России: монография. М.: Норма, 2020. 176 с.

5. Шевердяев С.Н. Управление конфликтом интересов лиц, замещающих государственные и муниципальные должности: конституционно-правовой анализ: монография / С.Н. Шевердяев. М.: Юстицинформ, 2021. - 392 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.