КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ КАК СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ФЕНОМЕН ФЕДОРОВ Максим Васильевич,
старший преподаватель кафедры конституционного и административного права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный аграрный университет». E-mail: ajax8800@mail.ru
Краткая аннотация: конфликт интересов междисциплинарная категория, которая исследуется во многих гуманитарных науках. Наибольшее количество комплексных работ посвящено изучению «конфликта» и «интереса» как отдельных категорий. Проводятся исследования юридического конфликта. Конфликт интересов приравнивается по своему содержанию к юридическому конфликту, что не совсем верно. Поскольку конфликт интересов необходимо исследовать как самостоятельное явление исходя из его характера и возможных стадий проявления.
Abstract: conflict of interest is an interdisciplinary category that is explored in many humanities. The largest number of complex works is devoted to the study of"conflict" and "interest" as separate categories. Studies of legal conflict are underway. A conflict of interest is equivalent in content to a legal conflict, which is not entirely true. Since the conflict of interests must be investigated as an independent phenomenon based on its nature and possible stages of manifestation.
Ключевые слова: конфликт интересов, юридический конфликт, баланс интересов
Keywords: conflict of interest, legal conflict, balance of interests
Актуальность исследования конфликта интересов заключается в том, что недостаточно проанализирована природа данного социально-правового феномена. Отсутствует объективная оценка причин, продолжительности и самой сути конфликта интересов как действия или события имеющего социальные и правовые признаки. Рассматриваемые виды конфликта интересов не имеют единых форм, содержания, критериев. Нет прецизионного определения места конфликта интересов в правовой системе. С одной стороны он позиционируется как юридический конфликт, с другой определяется только как его редуцированная часть. Нельзя сказать, что работа в данном направлении не ведётся. Многие учёные исследует конфликт интересов, в основном акцент делается на его негативной коррупционной составляющей, при этом имеет своих сторонников и конфликт интересов как позитивный элемент взаимодействия, например, в результате которого акторы приходят к консенсусу.
Считаем необходимым рассмотреть формирование современного поведенческого механизма в процессе развития стадий конфликта интереса, что должно способствовать обеспечению гармоничного сочетания частных и публичных интересов.
С целью сформулировать собственную точку зрения и разобраться в указанной проблеме, будем отталкиваться от соотношения категорий «конфликт» и «интерес», воздействия норм частного и публичного права на конфликт интересов, постараемся проследить разграничение (семантику) юридического конфликта и конфликта интересов.
Внимание к соотношению понятий «конфликт» и «интерес» обращено многими правоведами. Сами же эти термины пришли в юриспруденцию как сформировавшиеся категории из других наук. Так, конфликты являются предметом изучения конфликтологии, и в переводе с латинского конфликт означает столкновение (лат. сопАю^ - столкнувшийся). В самой конфликтологии развитие любого конфликта рассматривается как апогей противоречия во время реализации интересов, целей, взглядов, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаи-
модействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за пределы установленных норм [1, С. 81]. В дальнейшем конфликты изучаются экономикой, психологией, социологией, правом и пр. При этом все перечисленные науки отсылают к тому, что одним из побудителей конфликта является именно интерес (от лат. inter esse «быть внутри»; от лат. interest «имеет значение, важно»). Подход к определению понятия «интерес» многозначителен, что, по мнению социологов «ослабляет аналитический вес данного понятия» [2, С. 57]. Как подчёркивает Ю.А. Тихомиров: «Одни исследователи считают, что интерес носит объективный характер, другие рассматривают его с субъективной точки зрения, третьи полагают, что в интересе сочетаются и объективные и субъективные начала» [3, С. 112]. В связи с этим в качестве интереса будем рассматривать объективную оценку и субъективное восприятие посылов (причин) к действиям участников конфликта.
В настоящее время в отечественной юриспруденции продолжает исследоваться вопрос о соотношении интересов и права, при этом многие положения по-прежнему остаются дискуссионными, позиции авторов не совпадают по ряду существенных моментов, поэтому обращение к данной теме можно признавать актуальным в любом отношении. Многие проблемы интереса в области права представляют собой перспективные для исследования направления в теоретической юриспруденции. Также до сих пор в ряде случаев не определенны варианты практического разрешения конфликта интересов [4, С. 90].
Исходя из междисциплинарности (рассматривается в экономике, социологии, психологии, а также в юридических дисциплинах) конфликта интересов, его участником может быть кто угодно, независимо от статуса и местоположения, а его регулирование не обязательно подразумевает наличие юридической нормы. Можно сказать, что именно это и есть существенное отличие конфликта интересов от юридического конфликта. Характерными признаками последнего являются: возникает там, где существует легально установленный порядок; имеет нормативную характеристику; существует механизм диагностики и предотвращения юри-
дических конфликтов; установлены процедуры разрешения споров и конфликтных ситуаций [3, С. 36]. Юридический конфликт -это вид социального конфликта, который наделён нормативными характеристиками, признан в законодательстве, разрешается юридическими средствами [3, С. 125].
Следует согласиться с мнением, что: «На первый взгляд конфликт интересов демонстрирует признаки юридического конфликта «...» Исследования показали, что конфликт интересов и юридический конфликт имеют разную природу, что указывает на отсутствие оснований для отождествления этих явлений» [5, С. 6-7].
Исследование вопроса возникновения конфликтов позволяет сделать вывод, что большинство из них возникает вне юридической сферы. Складывающиеся отношения изначально могут не требовать правового регулирования, поскольку происходят в политической, экономической, социокультурной и других сферах, и только потом в процессе реализации индивидуальных или коллективных интересов, необходимость в легитимации превращает их в интересы субъектов частного или публичного права. Здесь необходимо согласиться с мнением, что: «Это в полном смысле слова «конфликт интересов», постепенно приобретающий юридическую форму» [18, С. 35].
Юридический конфликт категория уже сформировавшаяся, имеет свою модель регулирования, подразумевает наличие общепринятых признаков. Конфликт интересов в силу своей новизны ещё недостаточно осмыслен как в науке, так и в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Мониторинг ситуаций связанных с конфликтом интересов играет важную роль как в процессе изучения социальной концепции права [6, С. 32], так и в реформировании концепции законодательства [7].
В российском законодательстве конфликт интересов своё первое закрепление получил в частноправовых нормах. Дальнейшее применение конфликта интересов связано с им-плементацией международного законодательства, в частности с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции (далее - Конвенция) [8]. И здесь очевиден перекос в сторону норм публичного права, где преобладает негативный характер конфликта интересов, что ограничивает возможность объяснить сущность конструкции конфликта интересов, исходя из его объективной оценки, и в частности из позитивного характера.
Сегодня юридические нормы регулирующие возникновение и пресечение конфликта интересов имеют больше антикоррупционный характер [9]. Что на наш взгляд ограничивает формы, методы и способы упреждения, уведомления, установления, урегулирования, управления конфликта интересов. Ведь конфликт интересов ещё ни коррупция, а предпосылка к последней и не только к ней, но и к консенсусу, например. При
этом необходимо учитывать, что взаимодействия сопровождающиеся конфликтом интересов не всегда возникают в рамках правового поля (семейные разногласия, взаимодействия в сети «Интернет» и пр.).
В связи с отсутствием возможности исключить возникновение конфликтов возникающих в процессе противоборства интересов, необходимо проанализировать возможные механизмы предупреждения и регулирования, конфликта интересов и не только в правовой сфере. Для этого необходимо установить истоки конфликта интересов [3, С. 42].
Поскольку конфликт интересов имеет перманентный (продолжительный, постоянный) характер, а среди стадий рассматривается предконфликтная - стадия согласительных отношений, стадия возникновения противоречия. В первую очередь необходимо постараться упредить (предупредить; определить) возможность возникновения конфликта интересов уже на этой стадии. Здесь следует согласиться с мнением, что: «Предупреждение конфликта, конечно, гораздо более разумно, чем прекращение или разрешение конфликта уже имеющего место» [10, С. 255]. Для этого необходимо установить возможные предпосылки возникновения конфликта интересов исходя из характера отношений. В связи с тем, что одним из основных значений для характеристики отношений являются участники (субъекты), то будем ориентироваться на частные и публичные субъекты. Наиболее объективным примером возможности возникновения конфликта интересов с участием как публичных, так и частных субъектов представлен Д.И. Дедовым: «Передача акций и долей участия в капитале коммерческой организации в доверительное управление, практикуемая в российской практике, не снимает конфликта интересов, поскольку доверительный управляющий все равно продолжает действовать в частных интересах чиновника как держателя акций» [11, С. 3]. В качестве упреждения возникновения ситуации конфликта интересов в данном случае может быть реализовано применение уже существующего института, - комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (далее - Комиссия) [12]. Задача Комиссии определить возможную степень участия доверителя имущества в деятельности доверяемого имущества. Для этого могут быть использованы следующие критерии: в какой сфере доверитель будет осуществлять администрирование в связи с назначением на должность; возможность прямого или косвенного воздействие доверителя на положение доверяемого имущества (улучшение или ухудшение его свойств, степени функционирования, имиджа) в процессе осуществления службы; степень участия в управлении доверяемым имуществом родственников доверителя и их заинтересованность в этом. Полагаем, данные характеристики необходимо учитывать для разработки методов предупреждения конфликтов интересов и управления
ими, моделирования возможных противоречий [13, С. 142-147].
Другими универсальными способами предупреждения конфликта интересов могут быть: установление предпосылок для непотизма или анализ взаимодействий доверителя с постоянными и систематическими контрагентами, установление заинтересованности последних. Заблаговременное установление таких предпосылок позволит предать конфликту интересов позитивный характер, в виде реализации соглашений между акторами.
В качестве ещё одной предконфликтной (профилактической) стадии следует рассматривать самостоятельное уведомление субъекта о возможности возникновения конфликта интересов. В рамках прохождения государственной службы формы таких уведомлений разработаны и размещаются на сайтах государственных органов. Уведомление должно быть составлено в письменной форме и передано непосредственно руководителю или через специализированную службу.
Субъекты частного права также с целью предотвращения конфликта интересов обязаны уведомлять о намерении совершать действия, результат которых может повлиять на интересы других лиц. Например, для предупреждения возникновения корпоративного конфликта, участник общества с ограниченной ответственностью, желающий продать свою долю или часть доли в уставном капитале общества третьему лицу, обязан известить в письменной форме об этом остальных участников общества и само общество путем направления через общество за свой счет нотариально удостоверенной оферты, адресованной этим лицам и содержащей указание цены и других условий продажи.
Схожая ситуация (требующая уведомления) складывается при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения [14]. Так, продавец обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Преимущественное право покупки есть также у совладельцев земли (ст. 250 ГК РФ). Если у участка более 5 собственников, то для продажи необходимо сначала получить решение общего собрания. При этом за извещаемыми субъектами не закрепляется обязанности по приобретению участка, в результате чего ими может быть составлен письменный отказ от покупки.
Рассматриваемые примеры правоотношений сопровождаются конфликтом интересов, а также потенциальным юридическим конфликтом. Различие интересов продавца и потенциальных покупателей очевидны. Для первого приоритетным является установление наиболее высокой стоимости продаваемого имущества (в редких случаях заинтересованность в продаже третьему лицу), исходя из этого интерес приобретателя имеет обратный характер, при этом покупатели-соседи (уча-
стники долевой собственности) заинтересованы не только в выгодной для них стоимости, а также в том, чтобы прирастить свою долю (участок).
Исследуя юридический конфликт, В.Н. Кудрявцев и А.В. Дмитриев пишут: «В социальной структуре любого типа, ..., всегда имеется повод для конфликтной ситуации, поскольку время от времени в ней вспыхивает конкуренция отдельных индивидов или подгрупп по поводу дефицитных ресурсов, позиций престижа или отношений власти» [10, С. 22].
Причиной возникновения (установления) конфликта интересов является противоборство идей, в ряде случаев этому может служить уровень правосознания, социальный статус, законные интересы, уровень социального обеспечения, неравенство в отношениях собственности и т.д. Существенную роль играют причины возникновения конфликта интересов и его характер. Причинами могут выступать: разногласия, как недавно возникшие, так и постоянно сопровождавшие взаимодействия субъектов (семейные, бытовые, организационные); отсутствие общего интереса (разные цели применения полученной прибыли); нежелание продолжать взаимодействовать, вести общее хозяйство (бизнес, семья) и пр. При этом существенное влияние оказывает субъекти-вация интереса, когда одна из взаимодействующих сторон в принятие решения опирается исключительно на собственные качества (желания, стремления, мнения), в результате чего происходит внешнее проецирование эгоистических внутренних ощущений. В свою очередь для преодоления негативного характера конфликта интересов, стороны должны стремиться к обретению внешней, объективной формы реализации своих интересов.
Поскольку отправной точкой конфликта может являться перманентное проявление субъектом интереса к участию в тех или иных отношениях. То с полной уверенностью можно заявить, что сам интерес является побуждающим фактором для конфликта. Порой человек по своей воле противоречит собственным интересам, конфликтует сам с собой, со своими интересами, подобные примеры в своей работе рассматривает Д. Ролз: «.члены семьи объединены чувством привязанности и любви друг к другу и охотно принимают на себя исполнение даже тех обязанностей, которые противоречат их собственным интересам» [15]. Пример такого конфликта интересов говорит нам, что степень конфликта, его основание и внешнее проявление зависит от уровня осознанности человеком необходимости участия в нём, и степени его влияния на происходящее.
Отсутствие возможности предотвратить конфликт предполагает необходимость определить его предмет, характер, а также степень заинтересованности субъектов. Это позволит выявить направление конфликта: негативное или позитивное.
Важность определения уровня заинтересованности достаточно чётко отражается в позиции К.Ю. Тотьева: «... любое общество является сложной социальной системой и не сводится
лишь к сумме составляющих его индивидов. Точно так же интересы общества не сводятся к сумме частных интересов его членов. Они во многом диктуются необходимостью социального развития и нацелены в будущее» [16, С. 22].
Разнообразие конфликтов (конфликты в публичном и частном праве) говорит нам о том, что в разные моменты избежать конфликта интересов бывает сложно, в результате чего необходимо управлять им. Управление конфликтом «... подразумевает урегулирование, разрешение или даже подавление последнего в интересах общества в целом либо его отдельных субъектов. Рациональное управление придает конфликтному процессу формы, способные обеспечить минимизацию потерь различного рода» [17, С. 85].
Когда же складывается обратная ситуация при которой управление конфликтом интересов не представляется возможным, в таком случае с целью пресечь деструктивный потенциал конфликта, проще урегулировать конфликт интересов через принуждение. Факт принуждения нарушает баланс интересов, но исключение одного из субъектов из конфликта путём принуждения (например, принятие решения в пользу «слабой» стороны в договорных отношениях), автоматически нивелирует его напряженность. При этом не исчезает необходимость разработки алгоритмов (механизмов) управления таким конфликтом.
Несомненно, что именно право выступает тем институтом, который может оказывать влияние на управление конфлик-Библиография:
том интересов. В основе своей конфликты разрешаются в судебном процессе, в результате чего образуется загруженность судов. Выход из ситуации видится в реализации альтернативных способов разрешения споров, задача которых поиск консенсуса в результате переговоров, совещаний, посредничества, примирительных процедур. Такие примеры сегодня не редкость, так разрешения споров между страховщиками и страхователями сегодня осуществляется финансовым уполномоченным (кроме обязательного медицинского страхования). Другой пример, это медиативное соглашение, которое для обеспечения юридических гарантий выполнения всех договоренностей подлежит удостоверению нотариусом. Для принудительного исполнения такого соглашения нет необходимости идти в суд, сторона, чьи права нарушаются, сразу может обращаться к судебному приставу.
Исходя из вышесказанного следует, что конфликт интересов как и любой другой социальный конфликт не должен быть проигнорирован и требует управления, в случае его неизбежности. Значимым является определение характера конфликта. Негативный характер возникает на более поздних стадиях, позитивный характер должен быть реализован на начальных этапах путем примирительных процедур. В случае нежелания одной из сторон участвовать в достижении консенсуса может быть расценено как препятствие разрешению спора, и носить характер недобросовестности. Игнорирование элиминации конфликта должно быть разрешено с помощью принуждения к позитивным действиям по способу реализации правовых норм.
1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И.. Значение, предмет и задачи конфликтологии // Конфликтология. — М.: ЮНИТИ, 1999. 551 с.
2. Александров Д. В. Понятие «интерес» в современной западной социологии // Социологические исследования. 2014. № 8.
3. Юридический конфликт : монография / О.А. Акопян, С.Б. Бальхаева, А.А. Головина [и др.]; отв. ред. Ю.А. Тихомиров. М.: ИНФРА-М. 2018.
4. Горшунов Д.Н. Интерес в частном праве: вопросы теории. Монография. Казанский государственный университет им. В. И. Ульянова-Ленина. 2005.
5. Хабриева Т.Я., Капустин А.Я., Габов А.В., Черногор Н.Н. Конфликт интересов: природа, предупреждение, социальное регулирование // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. № 3(70). 2018.
6. Тихомиров Ю.А., Нанба С.Б., Цомартова Ф.В. Социальная концепция права: новый подход // Теоретические проблемы российского права и государственности. С. 32-37.
7. Концепции развития российского законодательства / отв. ред. Т. Я. Хабриева, Ю. А. Тихомиров. М., 2013.
8. «Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции» (принята в г Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН).
9. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О противодействии коррупции» // «Собрание законодательства РФ», 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228.
10. Юридическая конфликтология / Бойков А.Д., Варламова Н.Н., Дмитриев А.В., Дубовик О.Л., и др.; Отв. ред.: Кудрявцев В.Н. - М.: Изд-во ИГиП РАН, 1995. 316 c.
11. Дедов Д.И. Конфликт интересов / Дедов Д.И. - М.: Волтерс Клувер, 2004.
12. Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 (ред. от 19.09.2017) «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов» // «Собрание законодательства РФ», 05.07.2010, № 27, ст. 3446.
13. Арабаджиева О.В., Гомонов Н.Д. Юридический конфликт: природа и особенности // Вестник МГТУ, том 9, №1, 2006 г
14. Федеральный закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 06.06.2019) «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // «Собрание законодательства РФ», 29.07.2002, № 30, ст. 3018.
15. Ролз Д. Справедливость как честность // Перевод с английского Натальи Литвиненко под редакцией Ярослава Шрамко по изданию John Rawls Justice as Fairness // John Rawls, Collected Papers, Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts — London, England, 1999, pp. 47-72.
16. Тотьев К.Ю. Публичный интерес в правовой доктрине и законодательстве// Государство и право. 2002. №9.
17. Старыгина П.С. Организационно-управленческие механизмы регулирования социальных конфликтов: нормативно-правовой аспект // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Исторические науки. Юридические науки. № 2. 2015.
18. Шапиев А.С. Конфликты в сфере действия права: структура, содержание и динамика развития // Представительная власть - XXI век: законодательство, комментарии, проблемы (Москва). 2006. № 1(67).