УДК 341.9
КОНФЛИКТ
И ЮРИДИЧЕСКИЕ КОЛЛИЗИИИ
Г. А. Жигачев, кандидат педагогических наук, профессор кафедры правовых
дисциплин Тульского государственного педагогического университете имени Л. Н. Толстого
Исследованы понятия юридического конфликта и юридической коллизии, их соотношение, динамика этих явлений, способы их преодоления и предотвращения.
Ключевые слова: юридическая конфликтология, юридический конфликт, юридическая коллизия.
В нашей стране все большее признание получает такое новое научное направление, как юридическая конфликтология. В его основе лежит понимание юридического конфликта как правового опосредования любого конфликта с присущими ему элементами (участники, мотивация, объекты, стадии и т.д.). В юридическом конфликте спор связан с правовыми отношениями сторон, когда субъекты и мотивация их поведения, объект обладают правовыми признаками, а конфликт влечет юридические последствия. Разработка природы юридического конфликта, сфер его проявлений и процедур разрешения оказалась весьма плодотворной. Вместе с тем все более отчетливо развиваются исследования коллизионного права в широком смысле. Импульсом послужили конституционное положение о федеральном коллизионном праве (п. «п» ст. 71 Конституции РФ), а также полезные итоги исследований в области международного частного права и, конечно, в сфере юридической конфликтологии. Масштабность проявлений и острота юридических противоречий обусловили разработку понятия «юридическая коллизия» и «юридический конфликт». К тому же третий год в Федеральном Собрании дорабатывается и рассматривается проект Федерального закона «О процедурах преодоления разногласий и разрешения споров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».
Ключевыми и системообразующими являются понятия юридической коллизии и юридического конфликта, позволяющие отразить весь процесс возникновения и развития юридических противоречий, способы и этапы их предотвращения и преодоления. Сопутствующие понятия способствуют правильному
пониманию этой динамики и взаимосвязи возникающих явлений.
Под юридической коллизией понимается противоречие между существующими правовыми актами и правопорядком и притязаниями, действиями по их изменению, признанию или отторжению. Юридический конфликт есть антиконституционное противоборство политических, социальных сил и государственных, общественных структур. В этом смысле юридический конфликт выступает крайне резкой формой юридической коллизии.
Естественно, динамику этих явлений и отражающих их понятий можно выразить с помощью сопредельных понятий. Каждое из них выражает своего рода стадию развития юридических противоречий. Назовем их:
а) разногласие - расхождение интересов и мнений государственных органов, должностных лиц, предпринимателей и т.д. по поводу оценки правовых фактов, норм и актов;
б) коллизионная ситуация - момент или период возникновения и развития юридических коллизий;
в) конфликтная ситуация - период открытого противостояния государственных и иных структур, социальных сил;
г) нарушение законности - отступление от норм законов и иных правовых актов, установленное и зафиксированное официальными органами;
д) процедура - нормативно установленный порядок действий субъектов права, совершаемых последовательно и во взаимной связи;
е) спор - процедура разбирательства в установленном порядке уполномоченным органом дела, по поводу которого имеются разногласия и противоречия;
ж) решения и действия по восстановлению нарушенного юридического состояния или его изменению.
Существуют разнообразные формы проявлений юридических коллизий и конфликтов. Причем возникают они во всех сферах государственной и общественной жизни. Каждая отрасль права с помощью общих и специальных процедур регулирует порядок их предотвращения и устранения. Коллизионные нормы, ранее отождествлявшиеся с нормами преимущественно международного частного права, теперь имеются во всех отраслях национального и международного права. А федеральное коллизионное право выступает скорее подотраслью конституционного права.
Выделим наиболее типичные виды юридических коллизий и конфликтов:
а) неправомерность издания тех или иных законов и подзаконных актов, неадекватность оценки их соотношения между собой и в особенности с Конституцией РФ;
б) деформация статуса государственного или общественного образования, органа, организации, должностного лица;
в) произвольное соотношение прав, обязанностей и ответственности участников спора;
г) неправомерные юридические действия (бездействие) участников спора;
д) неправомерные юридические факты;
е) субъективная оценка достоверности юридических документов;
ж) препятствия осуществлению компетенции того или иного субъекта, вмешательство в компетенцию;
з) внеправовое образование институтов, органов, организаций;
и) противоборство и непризнание законных интересов субъектов права;
к) неисполнение правовых решений;
л) противоречия между нормами внутригосударственного и международного права.
Разрешение юридической коллизии и конфликта обычно сопровождается решениями четырех видов: а) устранение нарушений законности и привлечение виновных к разным видам ответственности; б) восстановление прежнего юридического состояния и статуса субъектов права; в) изменение юридических режимов, структур и т.п.; г) установление нового юридического состояния и статуса субъектов права.
Юридические коллизии не всегда есть явления сугубо негативные, свидетельствую-
щие об изъянах в правовой системе и в практике действия законов или иных актов. Во-первых, юридическая коллизия отражает деформацию правовой системы или ее отдельных элементов, государственных институтов, форм хозяйствования. Во-вторых, юридическая коллизия выступает как свидетельство естественных противоречий, нормального развития и функционирования государственно-правовых институтов. В-третьих, юридическая коллизия может выражать справедливое притязание на новый правовой порядок или охрану конституционного строя, и тогда законное противостояние произволу, незаконным актам и действиям бесспорно. Не случайно Конституция Греции завершается статьей о праве народа любыми средствами защищать республиканский конституционный строй. Аналогичные положения есть и в Конституции РФ.
В юридической литературе давно отмечено такое явление, как коллизия норм и их противоречия между собой с точки зрения временных, пространственных, иерархических и иных характеристик. Все чаще появляются в нормативном массиве специальные коллизионные нормы, посвященные критериям и процедурам преодоления таких противоречий. Уместно особо отметить появление в ряде российских университетов спецкурсов, спецсеминаров по тематике коллизионного права.
На сегодняшний день в юридической науке не сложилось единое представление о коллизиях. М. В. Баглай и И. Н. Сенякин называют коллизиями противоречия между нормами, С. С. Алексеев - столкновение актов в связи с их действием на той или иной территории, с компетенцией правотворческих органов и временем издания актов1.
Ю. А. Тихомиров под юридической коллизией понимает «противоречие между правовыми нормами, актами и институтами и притязаниями, действиями по их изменению, нарушению, отторжению»2. Происходит своего рода соизмерение этого притязания либо с действующим правопорядком, либо с принципами права. На взгляд Ю. А. Тихомирова, предлагаемое определение юридической коллизии содержит более широкое и системное понимание данного явления. Традиционная трактовка юридической коллизии как столкновения норм не исчезает, но из единственной и универсальной она становится одним из аспектов понятия.
Ученый выделяет следующие признаки, присущие юридическим коллизиям: 1) законная процедура рассмотрения коллизий; 2) использование и оценка доказательств в юридическом споре; 3) наличие органа, уполномоченного разрешать коллизии; 4) признание обязательной силы решений по данному спору как в силу достигнутого согласия, договоренности, примирения сторон, так и в силу императивных предписаний соответствующего органа; 5) компенсация, т.е. применение санкций и возмещение ущерба и упущенной выгоды, восстановление прежнего юридического состояния одного или всех субъектов3.
Н. И. Матузов под юридическими коллизиями понимает расхождения или противоречия между отдельными нормативноправовыми актами, регулирующие одни и те же либо смежные общественные отношения, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления компетентными субъектами (органами и должностными лицами) своих полномочий4.
В настоящее время наиболее распространенным является следующее определение юридической коллизии. Это обусловленные объективными и субъективными факторами общественного развития расхождение или противоречие между нормами права (комплексами правовых норм), между нормами права и актами толкования, направленными на регулирование одних и тех же общественных отношений и порождающими трудности в процессе правореализации, а также противоречия, возникающие в процессе правоприменения и осуществления государственными органами и должностными лицами своих полномочий.
Приведенное определение содержит основные признаки юридических коллизий:
1) они обусловлены процессами общественного развития со свойственными им противоречиями;
2) они формальны по своему характеру;
3) они выражаются в конечном счете в противоречии между различными правовыми формами одних и тех же общественных отношений;
4) они существуют только в том случае, когда одно общественное отношение регулируется несколькими правовыми нормами или конкретизирующими их актами толкования;
5) они создают определенные трудности в процессе реализации субъектами своих прав и обязанностей.
Существуют следующие виды коллизий: между нормами права; между нормативноправовыми актами, в том числе внутри одних и тех же компонентов системы законодательства; между законами и подзаконными актами; между федеральными актами и актами субъектов федерации; между компетенцией или отдельными полномочиями государственных органов и должностных лиц; при реализации одних и тех же правовых предписаний, в том числе между актами правоприменения; между актами толкования; между юридическими процедурами; между национальным и международным правом.
Юридические коллизии разрешаются путем принятия нового акта взамен коллизи-рующего акта; отмены одного из противоречащих друг другу актов; внесения изменений или уточнений в действующие акты; разработки коллизионных норм и принципов, устанавливающих юридические приоритеты, которым должны следовать как правотворческие, так и правоприменительные органы; судебного порядка рассмотрения споров в коллизионных ситуациях, конституционного
правосудия, арбитражного, третейского и др., в том числе превентивными мерами.
Наличие различного рода коллизий и разработка согласительных процедур положили начало формированию нового направления в правовой науке - юридической конфликтологии, которая изучает правовые нормы, принципы, институты под углом зрения их использования для предупреждения и разрешения юридических конфликтов.
Латинский термин «соШ8Ю» в словарях иностранных слов переводится как «столкновение противоположных сил, стремления или интересов».
Проблема юридических коллизий теснейшим образом связана с эффективностью российского законодательства, так как непротиворечивость, согласованность нормативных актов являются одним из главных условий их эффективности. Сама конструкция права как внутреннесогласованной и непротиворечивой системы является объективно необходимым способом его существования и успешного функционирования. Коллизии между правовыми нормами ведут к нарушению системности правового регулирования и тем самым снижают его эффективность.
Юридические коллизии, безусловно, мешают нормальной, слаженной работе правовой системы, нередко ущемляют права граж-
дан, сказываются на эффективности правового регулирования, состоянии законности и правопорядка, правосознания и правовой культуры общества. Они создают затруднения в правоприменительной практике, затрудняют пользование законодательством гражданами.
В российском законодательстве противоречия существуют между отдельными отраслями права, а также внутри одного закона. Противоречивость законодательства затрудняет реализацию принятых законов. Она служит также средой для злоупотреблений и коррупции в системе государственной власти.
Коллизионность российского законодательства усугубляется еще и тем, что в России продолжают действовать отдельные законы СССР и РСФСР. В этом правовом пространстве действуют указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и множество ведомственных и региональных нормативных правовых актов.
Появление коллизий обусловлено рядом причин, носящих объективный и субъективный характер. К первым необходимо отнести проблему противоречивости, динамизма и изменчивости самих общественных отношений. В этой связи право должно постоянно и упорядоченно корректироваться, что не всегда возможно в оптимальном значении.
В качестве субъективных причин в науке выделяются такие, как отсутствие должной правовой культуры, демократических традиций, опыта, низкое качество законов и других нормативных актов, пробелы в праве, непро-думанность и слабая координация нормотворческого процесса, неупорядоченность правового материала, нечеткая или неполная его систематизация, недостатки в работе соответствующих органов, учреждений, должностных лиц, бюрократизм и другие факторы.
Причины юридических коллизий можно рассматривать с позиции направления их воздействия, поэтому существует их классификация на внутрисистемные и внесистемные.
Иногда коллизии усматриваются между нормами права и нормами морали, религиозными нормами, правом и идеологией. Но они не имеют непосредственно юридического характера и значения.
В юридической литературе исследуются главным образом коллизии норм права и коллизии между нормативными правовыми актами. Существуют следующие виды коллизий.
1. Между нормами права. Можно выделить четыре вида таких коллизий5:
- темпоральные (коллизии являют собой расхождение норм во временных пределах, возникающее в результате издания нескольких норм, содержащих разные правовые предписания по одному и тому же вопросу в разное время. Как правило, такие коллизии возникают из-за ошибок или несоблюдения правил юридической техники, когда с принятием новой нормы в должном порядке не отменено действие старой);
- пространственные (имеют место в случаях, когда общественные отношения, на которые распространяют свое действие нормы права, имеют разные пределы с этими нормами - границы отношений и границы действия норм не совпадают);
- иерархические (несогласованность норм разной юридической силы);
- содержательные (возникают между общими и специальными нормами права, т.е. между нормами, регулирующими род и вид общественных отношений).
2. Между нормативно-правовыми актами, в том числе внутри системы законодательства; между законами и подзаконными актами; между федеральными актами и актами субъектов РФ.
Коллизии между законами и подзаконными актами носят наиболее распространенный, массовый характер и причиняют интересам государства и граждан наибольший вред (причем общий объем подзаконных актов продолжает расти). Коллизии между законами и подзаконными актами разрешаются в пользу законов, поскольку они обладают верховенством и высшей юридической силой.
3. Спор о компетенции или отдельных полномочиях государственных органов и должностных лиц.
Особенность данного вида коллизий заключается в следующем: во-первых, они могут порождаться не двумя противоречащими друг другу нормами, а действием целого комплекса не согласованных между собой правовых норм; во-вторых, данные коллизии могут быть причиной коллизий между конкретными правовыми нормами.
Коллизии компетенции могут выражаться в том, что определенные государственные органы, должностные лица, иные субъекты, обладающие властными полномочиями, реализуют их в неполной мере или, наоборот, выходят за рамки своей компетенции, игнорируя компетенцию других субъектов6. Также это может быть деформация статуса или вне-
правовое образование государственного или общественного органа, организации, должностного лица7.
4. Противоречия, возникающие при реализации одних и тех же правовых предписаний, в том числе между актами правоприменения.
5. Расхождения между актами толкования.
Их своеобразие заключается в том, что интерпретирующий орган дает в нарушение норм закона либо ограничительное, либо распространительное толкование тех или иных норм. Примером этому может послужить Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П по делу о толковании положений ч. 4 ст. 111 Конституции РФ, в котором, на наш взгляд, было дано конъюнктурное, расширительное толкование положения Конституции о том, что Президент РФ вправе трижды выдвигать на одобрение Государственной Думой РФ одну и ту же кандидатуру Председателя Правительства РФ. Такую же позицию высказали в особом мнении и судьи Конституционного Суда РФ Н. Витрук и В. Лучин8.
В заключение необходимо отметить, что исследование тематики юридических конфликтов и юридических коллизий имеет актуальное значение не только для обеспечения законности и правопорядка, но и для построения правового государства в нашей стране в целом.
1 Алексеев С. С. Теория права. М., 1995. С. 36.
2 Тихомиров Ю. А. Юридическая коллизия, власть и правопорядок // Г осударство и право. - 1994. - № 1.
3 Там же.
4 Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: учебник. М., 2004. С. 101-102.
5 Данная классификация была предложена Н. А. Власенко. Выступление на научно-методическом семинаре, посвященном юридической технике // Государство и право. - 2000. - № 12. - С. 97.
6 Тихомиров Ю. А. Коллизионное право. М., 2000. 7С. 272-279.
7 Теория государства и права / под ред. В. К. Бабаева. М., 1999. С. 469-471.
8 Российская газета. - 1998. - 29 дек.
Статья поступила в редакцию 22 мая 2009 г.