LEGAL SCIENCES
CONFLICT OF DOMAIN NAMES AND TRADEMARKS Enes A.Z. (Russian Federation) Email: [email protected]
Enes Ahmed Zyulfikar - Master Student, INSTITUTE OF PHYSICS AND MATHEMATICS, KABARDINO-BALKARIAN STATE UNIVERSITY, NALCHIK
Abstract: this article refers to the conflict of domain names and trademarks. The paper formulates the definition of a domain name. The distinguishing features of a domain name from a trademark are also investigated. Existing disputes between trademarks and domain names, the causes of the conflict of domain names and trademarks are considered, legislative gaps that allow such conflicts, existing problems in the legal regulation of domain names. In this connection, a conclusion is drawn about the right vulnerability of domain names. Measures are proposed that will help to avoid the conflict of domain names and trademarks. Keywords: domain, trademark, website, conflict, dispute, rights, copyright fholder, intellectual property, cybersquatters.
КОНФЛИКТ ДОМЕННЫХ ИМЕН И ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ Энес А.З. (Российская Федерация)
Энес Ахмед Зюлфикар - магистрант, Институт физики и математики Кабардино-Балкарский государственный университет, г. Нальчик
Аннотация: в данной статье говорится о конфликте доменных имен и товарных знаков. В работе сформулировано определение доменного имени. Также исследованы отличительные особенности доменного имени от товарного знака, существующие на сегодняшний день споры между товарными знаками и доменными именами. Рассмотрены причины возникновения конфликта доменных имен и товарных знаков, законодательные пробелы, которые допускают такого рода конфликты, существующие проблемы в правовом регулировании доменных имен. В связи с чем делается вывод о правой незащищенности доменных имён. Предложены меры, которые помогут избежать конфликта доменных имен и товарных знаков.
Ключевые слова: домен, товарный знак, сайт, конфликт, спор, права, правообладатель, интеллектуальная собственность, киберсквоттеры.
Активное развитие в области информационных технологий принесло много новых знаний. Появился Интернет построены на основе средств программирования и информационных технологий. И в связи с его бурным развитием появились объекты, обладающие экономической ценностью вокруг которых возникают различные правовые конфликты. Такими объектами являются доменные имена.
Домен в обычном понимании это имя сайта. У каждого домена есть свое уникальное имя, по которому можно зайти на веб-ресурс. Доменное имя раньше использовавшийся в первую очередь для идентификации адреса сайта теперь стало таким же неотъемлемым атрибутом как товарный знак компании. В мире зарегистрировано 296 миллионов доменов.
Таблица 1. Наиболее популярные домены в России
Домен Всего зарегистрировано доменов Делегированные домены
.ru 4960072 4 752 904
.su 112418 102308
рф 761383 687 141
Общее количество доменных имен, зарегистрированных по трем этим доменам, составляет 5833873. Но, несмотря на такое большое количество доменов в Российском сегменте сети, отсутствуют четкие правовые основы регулирования доменных имен, однозначного подхода даже на международном уровне до сих пор не существует.
В отличие от товарного знака домен не относится к объектам интеллектуальной собственности. И поэтому правовой статус доменов не закреплен законодательно.
Проблема конфликта доменных имен с товарными знаками на сегодняшний день очень распространённая. В сети существуют недобросовестные пользователи именуемые «киберсквоттеры» их целью является получение выгоды из регистрации доменного имени. Они регистрируют домен, который схож с каким-либо популярным товарным знаком, чтобы в дальнейшем перепродать его владельцу товарного знака или получать выгоду с известной марки предоставляя свои товары и услуги.
В ситуации, когда товарный знак совпадает с доменным именем, которое было зарегистрировано другим лицом, суды чаще всего выносят решение о передаче доменного имени правообладателю товарного знака.
Доменное имя считается конфликтующим с товарным знаком, если наименование домена или его составная часть является воспроизведением, имитацией, переводом или транслитерацией товарного знака.
Согласно ст. 1484 ГК РФ владелец товарного знака может ввести запрет на использование обозначение товарного знака в доменном имени. Но для защиты от нелегального использования товарного знака в доменном имени, правообладателю не достаточно руководствоваться только Гражданским кодексом. Необходимо также обратиться к правилам доменной зоны, в которой зарегистрирован спорный домен.
Одной из важных проблем является отсутствие требований, которые регулировали бы регистрацию домена. Домен при регистрации проверяется лишь на отсутствие схожести с другим доменом, а проверка на наличие схожести товарного знака с доменным именем не проводиться.
Доменные споры в большинстве случаев решаются судебном порядке, и преимущества в этом споре будет у правообладателя товарного знака если:
1 )Доменное имя схоже с товарным знаком до степени смешения;
2)У владельца доменного имени нет прав или законных интересов;
3)На сайте, который размещен на спорном домене предоставляются услуги или товары, которые идентичны тем, для которых зарегистрирован товарный знак.
Есть так называемый «Обратный киберсквоттинг» он по своей сути похож на обыкновенное рейдерство. Так как по закону товарный знак имеет превосходство над доменом, недобросовестные лица находят популярный сайт, который не имеет товарного знака, и регистрируют на себя товарный схожий с названием сайта, и через суд пытаются присвоить доменное имя себе. Владелец товарного знака может потребовать права администратора на популярный сайт. И неважно когда был зарегистрирован домен до регистрации товарного знака или после.
В западных странах обратный киберсквоттинг признан мошенничеством - домен, который зарегистрирован раньше товарного знака, отобрать не получится. В России захват такого вида хоть и редко, но встречается.
Таким образом, чтобы обезопасить себя от конфликта между товарным знаком и доменном, нужно придерживаться следующих мер:
1) Перед регистрацией доменного имени проверить его на наличие схожести с товарным знаком. Для этого есть специальные сервисы. Например, схожесть товарного знака с доменным именем можно проверить на сайте «Координационного центра доменов ^и/.РФ«. Если этого покажется вам мало то, можно просто вбить название доменного имени в поисковике, и если найдется похожий товарный знак выбрать другое;
2) Зарегистрировать свой товарный знак. После регистрации товарного знака можно создать схожее с ним доменное имя. И тогда у правообладателя товарного знака есть все шансы запретить в суде использование схожего доменного имени.
Подводя итог, проблема конфликта доменных имен и товарных знаков является очень важной, и при современном развитии цифровой экономики эта проблема будет приобретать более масштабный характер.
Доменное имя фактически является средством индивидуализации, которое схоже с товарным знаком, но не урегулировано законодательно. Для доменного имени необходимо закрепить правой статус, целесообразным будет определить доменное имя в Гражданском кодексе как объект интеллектуальной собственности, определить требования к процедуре регистрации доменного имени, возможность урегулирования споров возникающих с доменным именем в досудебном порядке, проводить проверки на совпадения доменного имени с товарным знаком.
Список литературы / References
1. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 № 230-Ф3 (ред. от 18.07.2019) //СПС КонсультантПлюс.
2. Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 N 149-ФЗ (последняя редакция) //СПС КонсультантПлюс.
3. Кожемякин Д.В. Доменное имя в системе объектов гражданских прав: дисс. канд. юрид. наук 12.00.03 / Кожемякин Дмитрий Владимирович. М., 2017. 199 с.
4. Право интеллектуальной собственности: учебник / Е.В. Бадулина, Д.А. Гаврилов, Е.С. Гринь и др.; под общ. ред. Л.А. Новоселовой. М.: Статут, 2017. Т. 1: Общие положения. 512 с.
5. Смирнова Е.А., Шишанова А.А. Проблемы определения размера компенсации за нарушение исключительного права // Интеллектуальная собственность. Промышленная собственность (электронная версия), 2018. № 3. С.13-26.