ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ РАБОТЫ
КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА
В МУСУЛЬМАНСКОМ
ВЕСТНИК НАУКИ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ
И ТВОРЧЕСТВА
Зокиров Зафар Хайруллоевич, Таджикский национальный университет, г. Душанбе, Таджикистан
E-mail: zafar.khayrullozoda@mail.ru
Аннотация. В данной статье раскрыта сущность конфискации имущества в мусульманском уголовном праве. Особое внимание уделяется • наказанием наместников, полководцев, тем людям, которые корыстно занимались незаконными делами. Конфискация имущества была принятакак наказание именно к таким людям общества.
Ключевые слова: конфискация имущества, наказание, мусульманское уголовное право, полководцы, незаконные дела.
Конфискация имущества как уголовное наказание имеет древнюю историю. Конфискация с давних времен в мусульманском уголовном праве применялась как и другие виды наказаний.Конфискация имущества- изъятие имущества в пользу государства у лиц, стремящихся путем совершения преступных деяний существовать за счет мусульманской общины или общества [6, с.79]. Наказание конфискацией имущества часто применялось и в отношении ответственных лиц (наместников, полководцев, налоговых уполномоченных и т.д.) [5.С.21]. Некоторые поверенные лица халифа корыстно занимались незаконными делами, такими, как разграбление (расхищение) вещей людей и преступлениями имущественного характера[3, с.236]. Охваченные удовольствиями и весельем, они теряли чувство ответственности. Когда налоговый уполномоченный собирал у простолюдин излишний налог, калиф (халиф) узнав об этом, наказывал его, и передавал полученные им незаконным путем излишки в государственную казну. Это имущество раздавалось сиротам, бедным, вдовам и другим нуждающимся. Некоторые из визирей в далекие времена по клевете придворных были объявлены виновными в измене, тогда
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
полностью конфисковалось их имущество, а изменники заточались в зинданы или приговаривались к смертной казни [4, с.16].
Кроме того, мусульманскому уголовному праву знаком институт освобождения от наказания при совершении преступления. Освобождение от наказания и от уголовной ответственности могли быть следствием определенных причин, установленных нормами права [1, с.180].По мусульманскому праву наличие или отсутствие намерения лица является основной освобождения от наказания в определенных случаях. По мнению ханафитов, когда умышленное убийство совершается в случае необходимой обороны, по приказанию властей или в случае убийства вора, пойманного на месте преступления, такие убийства, по их мнению, ненаказуемы [1, с.181]. Арабы подвергали лиц, уклонявшихся от уплаты налогов, к тяжелым наказаниям и конфисковали их земли [2, с.315]. Арабская знать в захваченных странах конфисковала лучшие земли и средства орошения, обкладывали данью города [3, с.236]. Часть арабских воинов обзавелись жилищами местного населения в конфискованных цветущих землях [2, с.315]. Их имущество становилось добычей захватчиков [1, с.81]. В 637 году арабы захватили без сопротивления столицу Сасанидского государства - город • Тайсафун. Все конфискованные богатства шаха, в том числе золотой трон и другие драгоценности, были отправлены к халифу Омару.
Литература:
1. Буриев И.Б. История государства и права Таджикистана. Том 1, часть 1-4 (от древнейших времен до начала XX века). - Душанбе, 2016.- С.180.
2. Гафуров Б.Г. Точикон: Таърихи кадимтарин, кадим, асрхои миёна ва давраи нав. - Душанбе: "Дониш", 2008.- С. 315.
3. Зокиров З.Х. История развития уголовного законодательства Республики Таджикистан о конфискации имущества. Весник ТНУ.- 2016.- № 2/6 (210). - С. 236.
4. Зокиров З.Х. Конфискации имущества: прошлое и настоящее (на тадж. яз.). Монография.- Душанбе: Сухан, 2016.- С. 16.
5. Зокиров З.Х. Уголовно-правовая характеристика конфискации имущества (на тадж. яз.). Монография.- Душанбе: Нашри Камол, 2016.- С. 21
6. Петровский А.В. Мусульманское уголовное право и особенности уголовного законодательства мусульманских государств. Монография. - Краснодар: Кубанский гос. ун-т., 2013. - С. 79.