Научная статья на тему 'КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И ДРУГИЕ НАКАЗАНИЯ В ПЕРИОД МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА ТЕРРИТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ТАДЖИКИСТАНА'

КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И ДРУГИЕ НАКАЗАНИЯ В ПЕРИОД МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА ТЕРРИТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ТАДЖИКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
30
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА / ЯСА / БИЛИКИ / НАКАЗАНИЕ / СМЕРТНАЯ КАЗНЬ / ПРЕСТУПЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зокиров Зафар Хайруллоевич

В данной статье речь пойдет о вопросах конфискации имущества в период Монгольского ига на территории исторического и современного Таджикистана. В этом периоде конфискация имущества происходила на основе Яса и Биликов как источников права за совершение преступления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА И ДРУГИЕ НАКАЗАНИЯ В ПЕРИОД МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА ТЕРРИТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ТАДЖИКИСТАНА»

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА

И ДРУГИЕ НАКАЗАНИЯ В ПЕРИОД МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА ТЕРРИТОРИИ ИСТОРИЧЕСКОГО И СОВРЕМЕННОГО ТАДЖИКИСТАНА

Зокиров Зафар Хайруллоевич, Таджикский национальный университет, г. Душанбе

E-mail: zafar.khayrullozoda@mail.ru

Аннотация. В данной статье речь пойдет о вопросах конфискации имущества в период Монгольского ига на территории исторического и современного Таджикистана. В этом периоде конфискация имущества происходила на основе Яса и Биликов как источников права за совершение преступления.

Ключевые слова: конфискация имущества, Яса, Билики, наказание, смертная казнь, преступление.

Развитие законодательства во время монгольского ига начинается с появлением Яса и Биликов как источников уголовного права. Монголы принесли с собой на землю таджиков уголовное право в виде Ясы и Билики. Яса (полное название - "Ясок"; по-монгольски - "дзосок") означала "решение" и "закон". Изначально она означала решения и указы Чингисхана, потом - все указы и приказы монгольских ханов, имеющие отношение к праву [7, с. 252]. Некоторые ученые объясняют ее как свод монгольских законов [2,с.56-57]. Яса возложила воинскую обязанность наследственно на душу служащих, узаконено признала каждый род и племя воинской единицей, а также под угрозой смертной казни предотвратила стремления перехода лиц с одной воинской части в другую, тем самым сохраняя их единство [6, с. 223]. Другим наиболее важным правовым источником монголов считались "Билики" [7,с.254]. Если "Яса" брала начало с правовой природы привычек монголов, то Билики имели китайский механизм. Билики как источник права входили в свод законов "Яса", и поэтому иногда считали (признавали) их специальной частью или составной частью "Ясы" [2, с. 56-57]. К слову, в Китае предпочтение отдавалось тому кандидату в законоведы,

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

который знал наизусть "Билики".

Необходимо заметить, что уголовное право во времена монгольского правления свидетельствует о степени их племенной (кочевой) жизни, и во многом было отсталым и консервативным [5, с. 22]. Уголовное право монголов не считало уголовную ответственность равным по отношению ко всему народу. Например, за убийство монгола или мусульманина изымалось 40 балишов, а китайца - предположительно стоимость одного осла. В Ясе не предусмотрено наказание за убийство монголов, очевидно потому, что оно каралось самим жестоким образом без суда и следствия [3, с. 234].

Об этом говорится и в дошедшем до нас историческом произведении "Таърих-и чор улус" Улугбека. Оно - вопрос ценой крови (кровной компенсации). В "монгольском праве" за пролитие крови требовалась кровь. Позже "кровная плата" изымалась и в деньгах [8, с. 381]. Но денежная сумма за монгольскую кровь разнится с другими народностями: она была большей. Известна разновидность наказания племенной и догосударственной структур. Например, за колдовство Яса предусматривала утопление в реке виновного. Инкутлугу, жену Ахмадхана, сына Хулагухана, внука Чингисхана, за такое преступление бросили в реку. Измена же считалась тягчайшим преступлением. Смерная казнь была предусмотрена в большинстве случаев при совершении преступления [1, с. 8-9]. Смертная казнь считалась обычным наказанием [4, с. 28]. Из 36 запрещенных деяний 13 влекли казнь. Обычно к смертной казни приговаривались преступные деяния, противоречащие буддийской религии. За лже-показания, бросание нечистот в воду, литьё молока на землю и т.д. были предвидены наказания в виде казни. Известнейшим источником XIII - XIV вв. истории монголов считается произведение Рашидаддина Фазлуллаха (1247 -1318 гг.) "Джоме-ут-таворих" ("Сборник историй"). Историк приводит и такое происшествие: "Привели к Чагатаю мусульманина, который искал в воде свою золотую монету, которую он туда уронил. Такое деяние по монгольскому законодательству считалось тяжелым преступлением, и хан приговорил его к смертной казни. Но великий хан Угедей помиловал приговоренного на том основании, что тот не знал монгольского закона". В последнем случае, если вор не мог заплатить штраф, то он подвергался смертной казни [3, с. 234]. Кража коня в Ясах рассматривается как преступление, за которое была предусмотрена смертная казнь.

Существовали и другие виды наказаний: заточение в тюрьме, ссылка, освобождение от работы, телесные наказания, конфискация имущества, штраф и. др [4, с. 29]. Заточением в тюрьму и ссылкой в основном наказывались виновные из родственников хана [7, с. 258]. В первое время, согласно историческим преданиям, монгольские ханы уголовными ограничениями

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

наказывали представителей местного населения. Во время правления Чагатая люди воздерживались от купания в проточной воде [7,с.259]. Наряду с о мусульманствованием монголов, Яса и монгольские законы, и правила "ушли" с этих земель. Их место заняли исламские обычаи и правила, основанные на шариате [8, с. 379].

Литература:

1. Бойматов Л. Шуриши Махмуди Тороби. - Душанбе: Ирфон, 1992. - 64 с.

2. Буриев И. Действие мусулманского право в дореволюционном Таджикистане (VIII начало - XX вв). - Душанбе, 1999. - 206 с.

3. Буриев И.Б. История государства и права Таджикистана.Том 1, часть 1-4 (от древнейших времен до начала XX века). - Душанбе, 2016. - 352 с.

4. Зокиров З.Х. Уголовно-правовая характеристика конфискации имущества (на тадж. яз.). Монография.- Душанбе: Нашри Камол, 2016. - 152 с.

5. Зокиров З.Х. Конфискации имущества: прошлое и настоящее (на тадж. яз.). Монография. - Душанбе: Сухан, 2016. - 96 с.

6. Холиков А. Таърихи давлат ва хукуки Чумхурии Точикистон. Кисми 1. Душанбе, 2002. - 302 с.

7. Холиков А. Таърихи давлат ва хукуки Точикистон. - Душанбе: "Эр-граф", 2014. - 380 с.

8. Хакимов Н. Таърихи халки точик. - Душанбе: «Ирфон», 2006. - 484 с.

*

26

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.