Научная статья на тему 'КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА В СИСТЕМЕ НАКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВ САМАНИДОВ И ГАЗНАВИДОВ'

КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА В СИСТЕМЕ НАКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВ САМАНИДОВ И ГАЗНАВИДОВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
53
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАКАЗАНИЕ / КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА / КАРМАТЫ / ПРИГОВОР / ПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зокиров Зафар Хайруллоевич

В данной статье речь пойдет о вопросах конфискации имущества при государственном правлении Саманидов и Газнавидов, которое использовалось как основное исламское наказание. В государстве Саманидов и Газнавидов движение карматов считалось преступным, и имущество его сторонников было конфисковано.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА В СИСТЕМЕ НАКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВ САМАНИДОВ И ГАЗНАВИДОВ»

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

КОНФИСКАЦИЯ ИМУЩЕСТВА В СИСТЕМЕ НАКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВ САМАНИДОВ И ГАЗНАВИДОВ

Таджикский национальный университет, г. Душанбе

Зокиров Зафар Хайруллоевич,

E-mail: zafar. khayrullozoda@mail.ru

Аннотация. В данной статье речь пойдет о вопросах конфискации имущества при государственном правлении Саманидов и Газнавидов, которое использовалось как основное исламское наказание. В государстве Саманидов и Газнавидов движение карматов считалось преступлением, и имущества его сторонников было конфисковано.

Ключевые слова: наказание, конфискация имущества, карматы, приговор, правление.

В период правления Саманидов применялись в основном исламские наказания: казнь, лишение свободы, штраф, телесное наказание (избиение дубинкой, насильственное ослепление) и конфискация имущества [2, с. 18]. Начиная с 919 года, на территории Саманидского государства, с одной стороны, расцветает пропаганда карматства, с другой стороны, в конце правления Насра ибн Ахмада (914 - 943 гг.) повысились религиозные предрассудки и фанатизм. Наср ибн Ахмада обвинили в приверженности к карматству, и он уступил власть в пользу своего сына Нуха. Нух начал свое правление с наказания карматов. После прихода Нуха ибн Насра к власти предводитель (вождь) карматов Нахшаби был обвинен в присвоении 40 тысяч дирхамов и повешен по приказу Нуха; многие его сторонники были приговорены к смертной казни. После этого во всем государстве началась конфискация имущества карматов и их убийство [6, с. 74]. Кто были карматы? Карматство было сильной политической группой, появившейся в IX веке, и объединяло степных дехкан и ремесленников, особенно тех, кто были недовольны официальным Исламом и расистской политикой считавших себя главами всех мусульман Аббасидских халифов [2 ,с.

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

19]. Карматское учение (доктрина) проповедовало величественность иранской расы над арабской и тюркской. Сторонники этого религиозного течения в основном занимались защитой своих прав. Из-за примыкания к карматству власть, конфисковав имущество основоположника таджикско-персидской литературы Абуабдуллаха Рудаки, насильственно ослепило его самого [2, с. 19]. Великий поэт сильно критиковал в своем творчестве тот факт, что людей из-за долгов превращали в рабов. Возможно, сам Рудаки освободил всех своих рабов, подаренных ему шахом Наср бин Ахмадом - сейчас это трудно уточнить. Книги поэта были преданы огню. Так и умер величайший поэт через три года после возвращения в свое родное село Панджруд в 941 году - бедным, беспомощным, одиноким.

Во времена Газневидов было такое правило (обычай), что при увольнении лица со службы во дворце, всё его имущество подлежало инвентаризации и конфискации [4,с.21]. Во владениях Газневидского государства считалось преступлением действия движения «карматия» [1, с. 25]. По указу султана подлежало полной конфискации имущество всех карматийцев [1, с. 25]. Кстати, по этому поводу в исторических источниках имеются разногласия. Правление правительства Абдуррашида закончилось трагедией: он был убит одним из своих братов, и многие, в том числе, сам Абулфазл Байхаки (одиз из братьев), были приговорены к заключению в зиндан. Здесь неясно, действительно ли был приговорен Байхаки к заключению до бунта раба Туграл (1054 год), закончившегося убийством Абдуррашида, или был арестован потом сторонниками переворота? [5,с.10]. Как отмечалось выше, Байхаки некоторое время находился в тюрьме и был вдалеке от властителей. Именно в это время, одновременно с конфискацией его имущества, были разграблены находящиеся у него официальные документы и им написанные воспоминания [5, с. 24]. Абулфазл Байхаки, с указанием на это, пишет: «Все копии, которые находились у меня, намерено были уничтожены или разграблены. К сожалению, всё это соизволилось небесами!». Историк Мирхонд пишет: «Байхаки после короткого периода был отстранен от своего поста и после конфискации его имущества был заключен в зиндан (тюрьму). После освобождения он больше не пошел в государственную службу, и до конца жизни занимался сочинением своих трудов» [3].

В исторических источниках приводится множество сообщений об убийствах и конфискациях имущества среди людей, наживших богатство честным трудом [7,с. 133]. Историк Ибн Асир, хотя и восхвалял деяния Махмуда, упоминает, что если Махмуд наложил на вещь кого-то глаз корысти, то обвинял его в безбожности и карматстве. Например, однажды его оповестили, что один житель Нишапура накопил очень много богатств, и, пригласив этого человека к себе во дворец, оклеветал его в приближенности к карматам, да и собственно в карматстве. Этот

ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА

богач понял, в чем состоит корысть Махмуда, и предложил правителю всё свое богатство взамен на освобождении от обвинения в такой вине. Махмуд быстро конфисковал его имущество и дал ему документ, что он не злорелигиозен [7,с. 134].

Литература:

1. Зокиров З.Х. Уголовно-правовая характеристика конфискации имущества (на тадж. яз.). Монография.- Душанбе: Нашри Камол, 2016. - 152 с.

2. Зокиров З.Х. Конфискации имущества: прошлое и настоящее (на тадж. яз.). Монография. - Душанбе: Сухан, 2016. - 96 с.

3. Мирхонд. Равзату-с-сафо фи сирати-л-анбиёи ва-л-мулуки ва-л-хулафо.-Кисми аввал. Китоби 1. - Душанбе: «Эр-граф», 2004.- 654 с.

4. Сайфуллохи М. «Таърихи Масъуди»-и Абулфазли Байхаки (муруре пиромуни сохтори идорию русумоти дарбори Газнавиён). - Душанбе: «Ирфон», 2013. - 240 с.

5. Таърихи Байхаки. Хоча Абулфазл Мухаммад Ибни Хусайни Байхаки. Тахияи Сайфуллохи Муллочон. - Душанбе, «Бухоро», 2014. - 774 с.

6. Фозилова М. Таърихи халки точик. -Душанбе: «Ирфон», 2014. - 200 с.

7. Хотамов Н., Довуди Д., Муллочонов С., Исоматов М. Таърихи халки точик. Нашри дуюм. Бо илова, ислохот ва тавзехот. - Душанбе: «Эр-граф», 2015. - 582 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.