На практике метод дифференцированного ценообразования реализуется через механизм предоставления скидок, определяемых для каждого типа покупателей.
Противоположным дифференцированному ценообразованию является унифицированное, которое предполагает реализацию товара всем потребителям по одной цене. Унифицированное ценообразование лишает организацию части прибыли, но имеет свои преимущества:
- благосклонное отношение покупателей, которые не бояться быть обманутыми в индивидуальном порядке при наличии непонятной системы скидок;
- повышается контроль над деятельностью организации со стороны руководства;
- упрощается процедура взаимоотношений между продавцом и покупателем;
- появляется вариант реализации товара через механизм самообслуживания;
- основную часть работы организация направляет на производство продукции, а не затрачивает время на реализацию и разработку разнообразных ценовых стратегий.
Таким образом, для максимизации прибыли вполне логично наращивать объемы реализации даже путем незначительного снижения отпускной цены и получать все больше прибыли за счет сокращения удельного веса постоянных затрат.
Источники:
1. Балашова И.В., Липкина А.В., Балашова Е.С. Инновационная реструктуризация как инструмент адаптации эко-
номической системы. В сборнике: Проблемы развития современной науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 21-23.
2. Балашова И.В. Влияние прямых и косвенных факторов на денежные потоки предприятия. В книге: Наука XXI века: проблемы, перспективы, информационное обеспечение Сборник научных трудов по материалам XV региональной научной конференции. Составители Т.А. Щербатова, З.И. Воронцова. 2017. С. 24-31.
3. Балашова И.В., Липкина А.В. Реализация мер по развитию финансового рынка России. В сборнике: Проблемы социально-экономического развития регионов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 39-41.
4. Балашова И.В., Липкина А.В. Денежная форма стоимости в страховании. В сборнике: Проблемы социально-экономического развития регионов. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 41-43.
5. Рысьмятов А.З., Балашова И.В., Дьяков А.А. Экономические циклы и кризисы как часть механизма поиска баланса между инновациями и стабильностью. Сборник научных трудов Всероссийского научно-исследовательского института овцеводства и козоводства. 2015. Т. 1. № 8. С. 970-973.
6. Хачак М.А., Балашова И.В. Денежные потоки в теории финансов. В книге: Наука XXI века: проблемы, перспективы, информационное обеспечение Сборник научных трудов по материалам XV региональной научной конференции. Составители Т.А. Щербатова, З.И. Воронцова. 2017. С. 317-321.
Sources:
1. Balashov I.V., Lipkina A.V., Balashov E.S. Innovative restructuring as a tool to adapt the economic system. In the collection: Problems of development of modern science. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Responsible editor: Sukiasyan Asatur Albertovich. 2015. p. 21-23.
2. Balashov I.V. The influence of direct and indirect factors on the cash flows of the enterprise. In the book: Science of the XXI Century: Problems, Perspectives, Information Support. Collection of scientific papers based on the materials of the XV Regional Scientific Conference. Compilers TA Shcherbatova, Z.I. Vorontsov. 2017. p. 24-31.
3. Balashov I.V., Lipkina A.V. Implementation of measures to develop the financial market of Russia. In the collection: Problems of socio-economic development of regions. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Responsible editor: Sukiasyan Asatur Albertovich. 2015. P. 39-41.
4. Balashov I.V., Lipkina A.V. Monetary form of value in insurance. In the collection: Problems of socio-economic development of regions. Collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. Responsible editor: Sukiasyan Asatur Albertovich. 2015. p. 41-43.
5. Rysmyatov A.Z., Balashov I.V., Dyakov A.A. Economic cycles and crises as part of the mechanism for finding a balance between innovation and stability. Collection of scientific papers of the All-Russian Research Institute for Sheep and Goat Breeding. 2015. Vol. 1. No. 8. P. 970-973.
6. Khachak MA, Balashov I.V. Cash flows in the theory of finance. In the book: Science of the XXI Century: Problems, Perspectives, Information Support. Collection of scientific papers based on the materials of the XV Regional Scientific Conference. Compilers TA Shcherbatova, Z.I. Vorontsov. 2017. p. 317-321.
Н.А. Косолапова - д.э.н., с.н.с. ФГБУ РосИНИВХЦ,, г. Ростов-на-Дону, Россия, mukazna@yan-
dex.ru,
N.A.Kosolapova - Doctor of Economics, Senior Researcher FSBI RosINIVHTS;
Л.Г. Матвеева - вед.н.с. ФГБУ РосИНИВХЦ, г. Ростов-на-Дону, Россия, [email protected],
L.G. Matveeva - Doctor of Economics Leading Scientist FSBI RosINIVHTS (Rostov-on-Don, Russia);
О.А.Чернова - д.э.н., с н.с. ФГБУ РосИНИВХЦ, г. Ростов-на-Дону, Россия, chern ova. olga71 @yan dex.ru,
O.A. Chernova - Doctor of Economics, Senior Researcher FSBI RosINIVHTS, (Rostov-on-Don, Russia).
КОНФИГУРАЦИЯ ЭКСПЕРТНОГО МЕТОДА РАСЧЕТА «КОМПРОМИССНЫХ» ЦЕН НА ВОДУ ДЛЯ СОГЛАСОВАНИЯ ИНТЕРЕСОВ СУБЪЕКТОВ ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ
CONFIGURATION OF EXPERT METHOD FOR CALCULATING "COMPROMISE" WATER PRICES FOR AGREEMENT OF INTERESTS OF HYDRO-ENERGY SUBJECTS
Аннотация. В данной статье предлагается оригинальный подход к формированию «компромиссной» цены на воду, основанный на методологии интеллектуального анализа данных и экспертных процедурах. В основу подхода положен механизм поэтапного определения цены на воду, которая позволяет обеспечивать согласование интересов всех субъектов гидроэнергетики. Базовой платформой методического инструментария достижения баланса интересов является система принципов и методов, включая имитационное и когнитивное моделирование. Последовательность вычислительных процедур дает возможность: проводить оценку степени соответствия цены на водные ресурсы интересам и целям разным категориям пользователей; рассчитывать агрегированные оценки по всем параметрическим характеристикам субъекта; строить фактический и целевой контуры соответствия цены интересам субъектов; определять цену (диапазона цен), которая (который) обеспечивает совпадение фактического и целевого контуров; прогнозировать возможные социально-экономические последствия изменении цены на воду.
Annottation. This article proposes an original approach to the formation of a "compromise" water price, based on the methodology of data mining and expert procedures. The approach is based on a step-by-step mechanism for determining the price of water, which allows for the coordination of the interests of all hydropower entities. The basic platform of methodological tools for achieving a balance of interests is a system of principles and methods, including imitative and cognitive modeling. The sequence of computational procedures makes it possible: to assess the degree of compliance of the price of water resources with the interests and goals of different categories of users; calculate aggregated estimates for all parametric characteristics of the subject; to build the actual and target contours of price compliance with the interests of subjects; determine the price (price range), which (which) ensures the coincidence of the actual and target contours; predict the possible socio-economic consequences of changes in the price of water.
Ключевые слова: цена на воду, баланс интересов, субъекты гидроэнергетики, «компромиссная» цена
Key words: water price, balance of interests, hydropower subjects, "fair" price.
Введение. Достижение сбалансированности и устойчивости социально-экономического развития регионов России в текущей и отдаленной перспективе возможно, в том числе, на основе рационального использования стратегических ресурсов, в числе которых водные. Рациональность распределения и эффективность использования водных ресурсов в региональных водных бассейнах в значительной мере определяется степенью согласования интересов субъектов водопользования. Это связано с тем, что указанные интересы характеризуются не только слабой степенью согласованности по определению (производители водных ресурсов и ее потребители, бизнес и государство и т.д.), но зачастую противоречивостью. Ключевым инструментом достижения баланса интересов экономических субъектов гидроэнергетики в целом и водохозяйственных комплексов регионов, в частности, может выступать так называемая «компромиссная» цена на воду. В такой цене последовательно, поэтапно учитываются и согласуются по различным параметрам цели и задачи экономических субъектов, то есть находятся компромиссы между разнотипными участниками водного хозяйства региона.
Цель настоящей работы - предложить способ формирования «компромиссной» цены на воду как важнейшего фактора согласования и достижения баланса интересов субъектов гидроэнергетического комплекса.
Постановка проблемы. На современном этапе реализации реформ в энергетической сфере России все отчетливее проявляется тенденция ориентации проводимых преобразований на обеспечение развития национальной экономики на качественно новом уровне, когда энергетические отрасли, в частности, гидроэнергетика как производственная отрасль, выполняя одновременно роль стимулирующей инфраструктуры, способствует инновационному развитию реального сектора, модернизации и внедрению новых технологий. При этом важно иметь в виду, что одним из важнейших условий экономических преобразований в гидроэнергетике в двух ее статусах, как отмечают В.В. Наумов и А.А. Хохолкова [1], является «эффективно действующая система ценообразования».
Это же подтверждается в статье А.В.Шевчука [2], где отмечается, что «требование внедрения экономической оценки природных ресурсов, включая водные, ощущается все острее. Оценка позволит точнее определить национальное богатство, соотношение стоимости видов природных ресурсов, затраты на их воспроизводство, выявить реальную эффективность инвестиционных проектов природопользования, упорядочить систему ресурсных налогов и платежей, стратегические цели и текущие задачи развития производственной и природоохранной деятельности. Успешной реализации государственной природно-ресурсной политики будет способствовать внедрение эффективного экономического механизма регулирования природопользования, важнейшими элементами которого являются учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов, включая водные».
Однако, как наглядно демонстрируют имеющиеся в распоряжении исследователей статистические данные, а также результаты анализа реальной практики формирования цен на водные ресурсы, существующая политика ценообразования в водном хозяйстве страны и ее регионов не учитывает следующие важные факторы. Во-первых, рисковую составляющую, которая связна с неопределенностью и информационной асимметрией; во-вторых, ценность и дефицитность водных ресурсов; в-третьих, рыночную конъюнктуру; в-четвертых, проблему согласования и достижения баланса разнонаправленных интересов участников водохозяйственного комплекса.
В данном контексте повышение уровня соответствия цен на водные ресурсы интересам (частным, корпоративным, государственным) субъектов гидроэнергетики напрямую способствует развитию конкуренции между производителями и повышению инвестиционной привлекательности отрасли.
Направления решения проблемы. В соответствии с обозначенным представляется, что научно обоснованная ценовая политика в сфере водного хозяйства страны и ее регионов должна опираться на действенный методический инструментарий, который позволяет определить «ценовой коридор» (диапазон цен на воду). Этот показатель обеспечивает баланс интересов отдельных групп субъектов отношений и обусловливает, в силу этого, повышение конкурентоспособности национальной экономики в стратегическом аспекте. Причем правовое поле ценовой политики, с одной стороны, должно направить процесс ценообразования на согласование интересов общества, государства и субъектов предпринимательства, с другой, - обеспечить свободу формирования цен на водные ресурсы в рамках установленных правил и норм. В другой ситуации «ценообразование дестабилизирует не только сам рынок водных ресурсов, но и экономику в целом, провоцирует инфляционные процессы, становится механизмом неоправданного роста доходов и выгод одних участников рынка в ущерб другим и за счет них» [1].
С учетом этого базовой платформой методического инструментария обеспечения баланса интересов субъектов рынка водных ресурсов региона, позволяющего решать задачи формирования «компромиссных» цен на воду - главных факторов согласования интересов субъектов водохозяйственного комплекса, - являются следующие ключевые принципы:
- системность, означающая необходимость учета многообразия взаимосвязей и взаимозависимостей между субъектами гидроэнергетики в целом, а также водохозяйственного комплекса региона, в частности;
- комплексность, предполагающая рассмотрение приоритетов и интересов субъектов водного хозяйства конкретного водного бассейна в рамках всей совокупности экономических отношений, обусловленных функционированием отрасли, в том числе сложившейся практикой распределения водных ресурсов и водопользования;
- соответствие техническим нормативам и регламентам надежности функционирования гидроэнергетики и промышленных объектов водохозяйственного комплекса на региональном и общенациональном уровнях;
- целевая ориентация на стратегическое развитие экономики регионов водного бассейна и государства в целом, а также повышение сбалансированности воспроизводственных процессов в регионах;
- адекватность применяемых показателей оценки водных ресурсов частным, государственным и общественным интересам;
- необходимость и достаточность показателей для оценки степени соответствия цены интересам хозяйствующих субъектов, формирующих структуру водохозяйственного комплекса региона.
Решение сложной проблемы нахождения баланса разнонаправленных интересов субъектов рынка водных ресурсов посредством определения и использования «компромиссной» цены на воду можно представить в виде последовательности шагов и совокупности применяемых инструментов, предложенных в работе [3] и адаптированных к специфике водного хозяйства (таблица 1).
Таблица 1 - Содержание этапов и инструменты определения «компромиссной» _цены на воду_
Этап Содержание этапа Методы и инструменты
1 Оценка для каждой категории субъектов рынка водных ресурсов уровня соответствия установленной цены на воду их интересам Экспертный метод
2 Интегральная оценка уровня соответствия цены на воду интересам субъектов рынка водных ресурсов (для каждой категории субъектов) Метод обобщенного критерия. Метод взвешивания.
3 Построение контура соответствия цен на воду интересам субъектов рынка водных ресурсов Графический метод. Методы сравнительного анализа
4 Определение цены на воду, соответствующей интересам участников рынка водных ресурсов Метод Монте-Карло (имитационное моделирование)
5 Прогнозирование социально-экономических эффектов изменения цен на воду Методы когнитивного и имитационного моделирования Методы системной динамики
Рассмотрим содержание каждого этапа.
1-й этап. С использованием метода экспертного оценивания на первом этапе проводится оценка степени соответствия действующей цены на воду экономическим интересам каждой категории субъектов рынка водных ресурсов. Для этого используются обобщающие экономические показатели, в наибольшей степени отражающие интересы различных групп хозяйствующих субъектов гидроэнергетического комплекса. Данный перечень показателей может корректироваться и дополняться в зависимости от специфики конкретных условий и уровня решения поставленных задач для согласования интересов водопользователей (муниципальный, региональный, общефедеральный).
Поскольку получаемые экспертные оценки базируются на количественных показателях, характеризующих материально-технический потенциал водохозяйственного комплекса, а также статистических данных, это
существенно повышает объективность процедуры оценки. А в силу того, что они отражают степень соответствия цены на воду целевым ориентирам (интересам) экономических субъектов, они носят название проблемно-ориентированных.
2-й этап. На втором шаге с использованием метода обобщенного критерия рассчитывается интегральная оценка степени соответствия существующей цены на воду экономическим интересам субъектов водохозяйственного комплекса региона. Она рассчитывается на основе агрегирования частных оценок по всем характеристикам водопользователей, например, с использованием инструментария проблемно-ориентированных оценок.
Для учета иерархической структуры и разнонаправленность интересов субъектов водохозяйственного комплекса региона модно использовать разные значения.
3-й этап. На данном этапе экспертной процедуры учитывается тот факт, что для каждой группы экономических субъектов могут быть построены два контура соответствия цены на воду их интересам: фактический и целеориентирующий. Параметрические характеристики первого контура формируются с использованием полученных на втором этапе интегральных значений оценок. Целеориентирующий (или целевой) контур отражает границы оценок, которые соответствуют балансу интересов субъектов гидроэнергетики (рисунок 1).
Население
водных ресурсов
Рисунок 1 - Фактический и целевой контуры соответствия цены на воду интересам субъектов гидроэнергетики
Отметим, что совпадение границ этих контуров означает возможность нахождения компромиссного решения между субъектами водохозяйственного комплекса при действующих ценах на воду. Чем больше степень несовпадения этих контуров, тем больше действий следует предпринять в будущем для нахождения компромисса. То есть добиваться нахождения «компромиссных» цен на воду.
4-й этап. Следующим этапом является выявление такой цены (диапазона цен), которая (который) в наибольшей степени позволяет сближать границы показанных на рисунке 1 контуров. Иными словами, позволяет приближаться к решению задачи нахождения условий для согласования интересов субъектов водохозяйственного комплекса региона. Для этого представляется целесообразным использование возможностей имитационного моделирования для проведения многократной последовательной оценки показателей соответствия цен на воду интересам и целям всех субъектов гидроэнергетики при различных значениях этих цен.
Преимущества использования имитационного моделирования (в частности, метода Монте-Карло) заключаются в том, что оно позволяет не только дать оценку возможным последствиям изменения исходного параметра - цены на воду, но и установить тот «коридор цен» (набор «сценариев»), которые максимально согласуются с интересами всех экономических субъектов.
Использование программных продуктов Project Expert, «Альт-Инвест», Excel позволяет значительно упростить проведение данных расчетов, рассматривая максимально возможное число вариантов значений цен на воду. При этом сочетание метода Монте-Карло с экспертным методом позволит повысить качество получаемых результатов исследования.
5-й этап. Целью проведения данного этапа является прогнозирование социально-экономических эффектов (последствий), возникающих при изменении цен на воду с целью ее попадания в установленный «коридор цен». Данный этап является наиболее важным в контексте реализации целей и решения задач стратегического развития гидроэнергетики как стимулирующей инфраструктуры. Он позволяет выявить резервы повышения эф-
фективности функционирования водохозяйственного комплекса с точки зрения использования потенциала ценообразования, определить, насколько изменения в политике ценообразования соответствуют целям регионального и национального развития, рациональному использованию водного фонда страны и е регионов, а также выбрать пути достижения сбалансированности разнонаправленных интересов экономических субъектов.
Данная задача относится к классу слабоструктурированных, характеризующихся наличием большого количества взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (параметров), присущих гидроэнергетике как любым сложным системам. Одновременно данной системе свойственен и ряд «закономерностей, позволяющих использовать возможности когнитивного подхода для прогнозирования «поведения» региональной и национальной экономик под воздействием параметрических характеристик и тенденций развития гидроэнергетики:
- эмерджентность и интегративность;
- коммуникативность и иерархичность;
- эквифинальность и потенциальная эффективность;
- закономерности целеобразования» [4].
Несмотря на значительное количество работ, посвященных проблематике когнитивного моделирования, ощущается недостаток разработок по применению данного инструментария для решения проблем отраслевого и регионального развития. В связи с этим большой интерес представляют разработки Г.В. Гореловой, Е.Н. Захаровой, Т.В. Какатуновой, в которых наглядно демонстрируются результаты вычислительных экспериментов на имитационных когнитивных моделях региональных экономических систем [5-7], что дает возможность использовать данный методический инструментарий при прогнозировании развития рынка водных ресурсов.
Схема когнитивного моделирования в общем виде предполагает последовательность следующих действий, представленных на рисунке 2.
Разработка когнитивной карты
Исследование причинно-следственных связей <>
Анализ структуры модели
Анализ устойчивости системы к возмущениям и структурным изменениям
<>
Исследование возможного развития процессов в системе путем импульсного
моделирования
Рисунок 2 - Этапы процесса когнитивного моделирования [4]
Как известно, когнитивная карта представляет собой векторный параметрический или функциональный граф, вершинами которого выступают некоторые концепты модели. На основе визуализации модели о структуре системы водохозяйственного комплекса региона и ее взаимодействии с внешней средой формируется матрица смежной конфигурации, отражающей отношения между вершинами (концептами) когнитивной карты. Если сигнал, поступающий в одну из вершин, ведет к ответному увеличению сигнала в другой, это отражается значением «1», если к ответному уменьшению, то значением «-1». Отсутствие ответного отклика обозначается значением «0».
Дальнейшее исследование предполагает проведение анализа чувствительности параметров модели. С этой целью возможно использование импульсного моделирования. Количество задаваемых шагов (тактов моделирования) определяется конкретными задачами исследования. То есть возможно прогнозирование поведения системы водохозяйственного комплекса региона как в краткосрочном периоде, так и в долгосрочном (стратегическом) аспекте.
Для апробации предложенного инструментария в процессе оценки уровня согласованности интересов субъектов рынка водных ресурсов при существующей системе ценообразования на воду необходимо привлечение независимых экспертов - специалистов в данной области. Это, как правило, представители органов государственного управления, руководства водохозяйственного комплекса, а также управленцы высшего звена бизнес-структур, входящих в его состав.
В соответствии с полученными интегральными значениями показателей уровней соответствия интересов субъектов гидроэнергетики строится фактический контур (рисунок 3).
Население
Рисунок 3 - Контур соответствия цен на воду интересам субъектов гидроэнергетики
По приведенным на рисунке 3 значениям условных интегральных показателей очевидно, что существующая политика ценообразования в водном хозяйстве условного региона не обеспечивает баланса интересов экономических субъектов, входящих в состав водохозяйственного комплекса. Более того, она не соответствует интересам ни одной из категорий субъектов. При этом в большей степени ущемляются интересы предприятий и организаций - потребителей водных ресурсов.
Безусловно, такая ситуация предполагает корректировку существующей политики в отношении цен на воду, которая должная осуществляться в комплексе с системой мероприятий, направленных на повышение эффективности налоговых, институциональных и других механизмов поддержки модернизационных преобразований как в самой гидроэнергетике, так и в реальном секторе экономики, усилении платежной дисциплины потребителей воды, а также обеспечении социальной защиты населения.
Учитывая, что решение многих проблем гидроэнергетики большинство экспертов неразрывно связывают с необходимостью повышения цен на воду, рассмотрим возможные социальные и экономические эффекты от такого роста цен. Для прогнозирования данных эффектов воспользуемся возможностями когнитивного моделирования.
Построение когнитивной карты для такой сложной системы как рынок водных ресурсов представляет собой достаточно трудоемкий процесс. Тем не менее, для демонстрации возможности практического применения когнитивного моделирования к прогнозированию социально-экономических эффектов (последствий) при изменении цен на воду рассмотрим достаточно упрощенную систему взаимосвязей.
В качестве концептов (вершин) когнитивной карты определим следующие.
1. Цены на воду.
2. Реальные доходы населения анализируемого региона.
3. Качество жизни населения анализируемого региона.
4. Качество функционирования объектов инфраструктуры гидроэнергетического хозяйства.
5. Объемы водопотребления.
6. Рациональность распределения ограниченных водных ресурсов водного бассейна региона и эффективность их использования.
7. Потребительские цены.
8. Показатели инновационной активности предприятий гидроэнергетики.
9. Инвестиции в развитие водохозяйственного комплекса региона.
10. Показатели уровня эффективности предприятий промышленного производства.
11. Размер регионального бюджета.
12. ВВП и ВРП.
13. Убытки (коммерческие потери) предприятий и организаций.
Матрица смежной конфигурации, отражающая взаимосвязи между данными концептами, представлена в таблице 2. Взаимосвязи, имеющие положительное влияние, обозначены «+1», а имеющие отрицательное влияние «-1». Отсутствие отклика на изменение фактора обозначено «0».
Исследуем возможные изменения в системе, связанные с активизацией фактора «цены на воду». На рисунке 4 продемонстрирован обусловленный изменением (увеличением) цены на воду «резонансный процесс», на котором сплошная линия - это увеличение того или иного параметра когнитивной модели при повышении значения «цена на воду» (возмущающего фактора), а пунктирная линия - уменьшение данного параметра.
Таблица 2 - Матрица смежной конфигурации
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
2 1 1 1 1
3 1 1 1
4 1 1 1 1 1 1
5 1 1 1 1 1
6 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1
7 1 1 1
8 1 1 1 1
9 1 1 1 1 1
10 1 1 1 1 1
11 1 1 1 1
12 1 1
13 1 1 1 1 1 1
Представленный на рисунке 4 процесс демонстрирует ухудшение социально-экономических показателей развития региона в целом и водохозяйственного комплекса, в частности, то есть импульсное распространение отрицательных эффектов при увеличении цены на воду.
Несмотря на то, что приведенная здесь модель влияния рынка водных ресурсов на социально-экономическое развитие региона является сильно упрощенной, она тем не менее позволяет проиллюстрировать возможности использования когнитивного подхода для выработки решений относительно формирования ценовой политики в гидроэнергетике в целях повышения сбалансированности интересов участников рынка водных ресурсов. Для получения более адекватного прогноза возможных эффектов изменения цен на воду можно увеличить число концептов (вершин), а также конкретизировать (увеличить) количество связей между вершинами.
Отметим, что если осуществить математическое описание функциональных зависимостей приведенных показателей от цены на воду, это позволит определить не только тенденции изменения социально-экономической ситуации в регионах, но и возможные абсолютные изменения данных показателей.
Таким образом, баланс интересов в гидроэнергетике в существенной мере детерминируется проводимой политикой ценообразования. Действенная политика ценообразования на водные ресурсы обеспечивает не только рост капитализации самой гидроэнергетики, но и повышение уровня конкурентоспособности региональной экономики в целом и социальных показателей. Однако несмотря на проводимые в системе водного хозяйства страны
реформы, основой всех моделей ценообразования по-прежнему остается затратный подход, который, как показывают исследования, не обеспечивает соблюдение интересов взаимодействующих сторон и тем более - их согласования и балансировки.
Заключение. Представляется, что процесс обеспечения баланса интересов в гидроэнергетике сходится в плоскости конфликта между эффективностью и справедливостью. Опираясь на работы классиков и современников теории регулирования естественных монополий, теории благосостояния, теории справедливости, в данной статье сформулировано концептуальное представление о «компромиссной» цене на воду, которая базируется на учете критериев Парето-эффективности. Применительно к системе водного хозяйства региона это означает достижение таких параметров цены на водные ресурсы, которые не ущемляют интересы одних водопользователей (или поставщиков водных ресурсов) на счет более выгодного функционирования других участников водохозяйственного комплекса.
Апробация предложенного инструментария на уловном примере подтверждает его действенность и позволяет сделать вывод о том, что рост цен на воду в отрыве от мер, направленных на инноватизацию и модернизацию отношений в самой отрасли, стимулирование рациональности водопользования у населения, эффективности работы предприятий-потребителей водных ресурсов и ряда других, приведет к отрицательным социально-экономическим эффектам. Для повышения уровня сбалансированности электроэнергетики в условиях постоянно возникающих «институциональных пустот» необходимо комплексное воздействие на всю совокупность отношений в отрасли на основе совершенствования всей совокупности экономических, организационных, институциональных и других механизмов.
Источники:
1. Наумов В.В., Хохолкова А.А. Государственная ценовая политика и конкурентоспособность: взаимовлияние на различных уровнях // Экономика и предпринимательство. 2014. №1. Ч.1. С. 77.
2. Шевчук А.В. Методические подходы к определения стоимостной оценки водных ресурсов// Экономика и экология: вызовы XXI века. Международная научная конференция, посвященная 110-летию со дня рождения академика Т. С. Хачатурова. Сборник тезисов / Под ред. С. Н. Бобылева, К. В. Папенова, И. Ю. Ховавко. — М.: Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2016. С.130.
3. Стрельцова Е.Д., Матвеева Л.Г., Рожков В.А. Методика формирования «справедливой цены на электроэнергию как условия достижения баланса интересов//Современные наукоемкие технологии. Издательский Дом «Академия естествознания». 2014. № 12-2. С.217-221.
4. Горелова Г.В. Когнитивный подход к имитационному моделированию сложных систем // Известия Южного федерального университета. Технические науки. 2013.№ 3 (140).
5. Захарова Е.Н., Горелова Г.В., Радченко С.А. Исследование слабоструктурированных проблем социально-экономических систем: когнитивный подход. - Ростов-на-Дону, 2006.
6. Какатунова Т.В., Жужгина И.А. Методика построения когнитивной модели региональной инновационной системы // Вестник Российской академии естественных наук. 2013. №17(2).
7. Матвеева Л.Г., Михалкина Е.В., Чернова О.А. Возможности наращивания потенциала регионов России в условиях внешних угроз // Экономика региона. 2015. №1. С. 96-104.
Sources:
1. Naumov V.V., Khokholkova A.A. State pricing and competitiveness: mutual influence at various levels // Economy and Entrepreneurship. 2014. №1. Part 1 S. 77.
2. Shevchuk A.V. Methodical approaches to determining the valuation of water resources // Economy and Ecology: Challenges of the XXI century. International scientific conference dedicated to the 110th anniversary of the birth of Academician T. S. Khachaturov. Abstracts / Ed. S. N. Bobylev, K. V. Papenova, I. Yu. Hovavko. - M .: Economic Faculty of Moscow State University named after MV Lomonosov, 2016. P. 130.
3. Streltsova E.D., Matveeva L.G., Rozhkov V.A. Methods of formation of "a fair price for electricity as a condition for achieving a balance of interests // Modern high technologies. Publishing House "Academy of Natural Sciences." 2014. № 12-2. P.217-221.
4. Gorelova G. V. The cognitive approach to the simulation of complex systems // News of the Southern Federal University. Technical science. 2013. № 3 (140).
5. Zakharova E.N., Gorelova G.V., Radchenko S.A. Investigation of semi-structured problems of socio-economic systems: a cognitive approach. - Rostov-on-Don, 2006.
6. Kakatunova T.V., Zhuzhgina I.A. Methods of constructing a cognitive model of a regional innovation system // Bulletin of the Russian Academy of Natural Sciences. 2013. №17 (2).
7. Matveeva L.G., Mikhalkina E.V., Chernova O.A. Opportunities for building the capacity of Russian regions in the face of external threats // Economy of the region. 2015. №1. P.96-104.
А.В. Липкина - доцент кафедры экономики и управления, к.э.н., доцент Краснодарский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова, [email protected],
A.V. Lipkina - Associate Professor, Department of Economics and Management, Ph.D., Associate ProfessorKrasnodar branch of the RUE them. G.V. Plekhanov.
СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МОДЕРНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА SYSTEM OF STATE SUPPORT OF MODERNIZATION OF AGROINDUSTRIAL COMPLEX