В заключение следует отметить, что реализация обоснованного авторами комплекса мероприятий по достижению целевого состояния речного бассейна реки Западная Двина, включающего фундаментальные, институциональные, структурные и другие мероприятия, будет способствовать повышению качества жизни населения региона за счет оздоровления экологической обстановки в бассейне реки, решения социальных задач и повышения продовольственной безопасности. А разработанная методология обоснования эффективности мероприятий может быть использована при разработке других схем использования и охраны водных объектов Российской Федерации.
1. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов (2-я ред.): официальное издание. -М.: Экономика, 2000. - 200 с.
2. Айдаров И. П. Комплексное обустройство земель: монография. - М.: ФГОУ ВПО МГУП, 2007. - 208 с.
3. Ковда В. А. Основы учения о почвах. - М.: Наука, 1973. - Т. 2. - 448 с.
4. Реймерс Н.Ф. Экология. Теория, законы, правила, принципы и гипотезы. -
М.: Россия Молодая, 1994. - 367 с.
5. Одум Ю. Основы экологии. - М.: Мир, 1987. - 740 с.
6. Будыко М. М. Глобальная экология. - М.: Мысль, 1977. - 32 7 с.
7. Пегов С. А., Хомяков П. М. Моделирование развития экологических систем. - Л.: Гидрометиоиздат, 1991. - 222 с.
8. Шабанов В. В., Никольский Ю. Н. Расчет проектной урожайности в зависимости от водного режима мелиорируемых земель // Гидротехника и мелиорация. -1988. - № 9. - С. 26-29.
9. Агроэкология / Под ред. В. А. Черникова, А. И. Чекереса. - М.: Колос, 2000. - 536 с.
10. Айдаров И. П. Проблемы природопользования и природообустройства в России и пути их решения. - М.: ФГОУ ВПО МГУП, 2010. - 94 с.
Материал поступил в редакцию 19.01.11 Ледвина Маргарита Васильевна, аспирантка Тел. 8-920-301-90-96 E-mail: ledvina@yandex.ru
Краснощекое Валентин Николаевич, доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе Тел. 8 (499) 917-16-45
УДК 502/504:657.471-032.2:631.67
Л. М. БУЛАЕНКО, Л. Н. ГРАНОВСКАЯ, М. В. ВЕРДЫШ
Херсонский государственный аграрный университет, Украина
СОСТОЯНИЕ И РАЗВИТИЕ ПЛАТНОГО ВОДОПОЛЬЗОВАНИЯ В ОРОШАЕМОМ ЗЕМЛЕДЕЛИИ УКРАИНЫ
Изложен механизм формирования цены на поливную воду в орошаемом земледелии Украины. Выполнен анализ формирования величины всех структурных составляющих цены. Намечены пути совершенствования механизма платного водопользования.
Орошаемое земледелие, оросительная вода, затраты на подачу воды, ценообразование, предприятия водохозяйственного комплекса, платное водопользование.
There is stated a mechanism of price formation of irrigation water in the irrigated farming of Ukraine. The analysis of the value formation of all price structural components was done. Ways of the mechanism improving of water payment was down.
Irrigated farming, irrigated water, cost of water supply, price formation, water management enterprises, payable water ше.
Территория юга Украины является зоной рискованного земледелия, так как характеризуется неблагоприятными для ведения сельского хозяйства климатическими условиями. Примерно на 75 % территории региона выращивание сельскохозяйственных культур ведется в условиях недостаточного природного увлажнения. Необходимость развития орошения в этой зоне обусловлена не только природно-климатическими условиями, но и социально-экономическими факторами, в частности развитием и размещением производительных сил в регионе.
С целью развития эффективного земледелия и повышения жизненного уровня населения на юге Украины был создан крупный и сложный по техническим параметрам водохозяйственно-мелиоративный комплекс. Однако с начала 90-х годов XX века его возможности используются не в полной мере, так как по разным причинам сократилась площадь орошаемых земель (в Херсонской области с 425 до 285 тыс. га).
С развитием рыночных отношений актуальным вопросом для отраслей водного хозяйства Украины остается поиск источников внебюджетного финансирования. На законодательном уровне система предоставления платных услуг организациями водохозяйственно-мелиоративного комплекса определяется Постановлением Кабинета министров Украины № 1379 от 29.07.1999 года «Об утверждении перечня платных услуг, которые могут предоставляться бюджетными учреждениями и организациями, которые принадлежат к сфере управления Государственного комитета Украины по водному хозяйству, для юридических и физических лиц» (с последующими изменениями и дополнениями) [1]. В перечень входят услуги, связанные с подачей воды юридическим и физическим лицам на орошение, увлажнение осушенных земель, а также для наполнения искусственных водоемов.
Попытки введения платного водопользования предпринимались еще в советское время — система водных сборов в 20-х годах, плата за воду для оросительных систем в 50-е годы XX столетия. В 1982 году была введена плата за забор воды из систем водоснабжения промышленными предприятиями [2]. Практика взимания платы за оросительную воду, которая подается районными
управлениями водного хозяйства (УВХ), начала внедрятся на Украине в 2000 году. Услуги по транспортировке поливной воды управлениями магистральных каналов (УМК) стали платными с 2008 года [3]. После введения платного водопользования не полностью решенными остаются задачи учета воды на оросительных системах. Из 107 действующих гидрометрических постов на открытой оросительной сети Херсонской области 78 оборудованы только водомерными рейками для определения глубины воды в каналах. Современными приборами по учету воды оборудована часть насосных станций на закрытой оросительной сети. На 175 насосных станциях установлены современные ультразвуковые расходомеры (марки УВР-011), на 80 насосных станциях учет воды ведется косвенным методом (по использованной электроэнергии).
Порядок предоставления платных услуг бюджетными учреждениями и организациями, которые относятся к сфере управления Государственного комитета Украины по водному хозяйству (с декабря 2010 года Государственное агентство водных ресурсов Украины), определяется совместным приказом Государственного комитета Украины по водному хозяйству, Министерства финансов и Министерства экономики Украины № 61/482/273 от 27.03.2009 года. Этим приказом регламентируется выполнение платных услуг согласно заключенным договорам. Средства, полученные при выполнении договоров, направляются в специальный фонд государственного бюджета Украины и используются в соответствии с утвержденной сметой водохозяйственными организациями.
Цена на подачу воды определяется «Методикой формирования цены на подачу воды для орошения, промышленные и коммунальные нужды» (2007), которая разработана Институтом гидротехники и мелиорации (ИГиМ) Национальной академии аграрных наук Украины. В ее основу положен затратный подход и предусмотрено, что оплата услуг по подаче оросительной воды частично покрывает бюджетное недофинансирование содержания водохозяйственных организаций, подающих воду. Оплата производится водопользователям за поданный ему объем воды [4].
С апреля 2010 года порядок предоставления платных услуг организациями
водохозяйственно-мелиоративного комплекса частично изменен. Введено понятие договорной цены, определены конкретные виды услуг и особенности формирования их стоимости, расширено понятие «точка водовыдела».
На территории разных областей Украины наблюдается расхождение в величине стоимости платных услуг, так как учитываются различные технологические особенности, а также разный уровень затрат на подачу оросительной воды.
Взаимоотношения между водопользователями и водохозяйственными организациями регулируются ежегодными договорами. В них указываются права, обязанности и ответственность сторон, договорная цена на подачу воды и объем ее подачи, методы учета воды, формы взаиморасчетов и дополнительные условия. Если водопользователь находится в зоне действия магистрального канала, то он вынужден заключать договора как с районными управлениями водного хозяйства, так и с управлениями магистральных каналов, что усложняет систему договорных взаимоотношений и повышает стоимость подачи воды. Договора заключаются при наличии у водопользователей разрешения на специальное водопользование.
Специальное водопользование — это забор воды из водных объектов с примене-
Цена услуг по подаче воды устанавливается предприятиями водохозяйственно-мелиоративного комплекса и утверждается Государственным комитетом по водному хозяйству Украины. Стоимость услуг предприятий водохозяйственно-мелиоративного комплекса имеет устойчивую тенденцию к увеличению. Это объясняется инфляционными процессами и увеличением затрат на эксплуатацию оросительных систем (табл. 1).
нием сооружений или технических устройств и сброс сточных вод в водные объекты. Специальное водопользование осуществляется для удовлетворения питьевых нужд населения, бытовых, лечебных, сельскохозяйственных, промышленных, транспортных, энергетических и рыбохозяйст-венных потребностей. Специальное водопользование, согласно статье 49 Водного кодекса Украины, является платным [5].
Постоянные тарифы сбора за специальное водопользование ввелись постановлением Кабинета министров Украины № 836 от 18.05.1999 года. Новые ставки сбора были введены в январе 2011 года с вступлением в силу Налогового кодекса. Сбор взимается с сельскохозяйственных водопользователей при получении разрешения на специальное водопользование.
Таблица 1
Динамика стоимости услуг районных управлений и управлений магистральных каналов по подаче 1 м3 оросительной воды
Вид оросительной системы Годы
2000— 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
Приморское УВХ (Херсонская область)
Обычные оросительные системы, копеек/м3 0,9 1Д9 1,29 1,45 1,6 1,79 3,8 3,8 4,8
Рисовые оросительные системы, копеек/м3 од 0,1 0,1 0,1 0,1 од 0,5 1,0 1,5
Советское УВХ (Автономная Республика Крым)
Обычные оросительные системы, копеек/м3 — — — 1,82 2,22 2,22 зд 4,5 7,5
Рисовые оросительные системы, копеек/м3 — — — 0,3 0,38 0,38 0,45 0,75 0,98
Каховский магистральный канал
Обычные оросительные системы, копеек/м3 Не взималась 5,47 5,66 7,68
Северо-Крымский канал (в пределах Херсонской области)
Обычные оросительные системы, копеек/м3 Не взималась 0,25 0,25 0,36
Северо-Крымский канал (в среднем по Автономной Республике Крым)
Обычные оросительные системы, копеек/м3 Не взималась 0,25 1,0 0,36
Сборы за использование воды из водных объектов государственного значения (реки, которые расположены на территории двух или более областей Украины, а также все подземные воды) направляются в государственный бюджет в размере 80 % и местный бюджет — 20 %. Сбор за использование водных ресурсов из местных источников полностью поступает в местный бюджет. Назначение сбора за специальное водопользование — восстановление и охрана водных ресурсов. За сверхлимитное использование водных ресурсов сбор начисляется в пятикратном размере и оплачивается водопользователем за счет своей прибыли [6].
Кроме платы за специальное водопользование и оплаты услуг предприятий водохозяйственно-мелиоративного комплекса, водопользователи оплачивают стоимость электроэнергии, затраченной на подачу воды. С 2003 года в конце каждого поливного периода, согласно ежегодным постановлениям Кабинета министров Украины, осуществляется частичное возмещение затрат стоимости электроэнергии сельскохозяйственным товаропроизводителям из государственного бюджета (рисунок).
300000т
250000-
и
| 200000 а
j 150000J Я
н 100000J
250694
213117
50000 0
88162 716$
117375
28130
IIL
5615
18724Я
1185
35
6784
2006 2007 2008 2009 2010
соответственно - 36,8 и 14 копеек. В структуре цены на оросительную воду 63 % составляет стоимость электроэнергии и 37 % - затраты на эксплуатацию мелиоративных систем. Стоимость услуг по подаче оросительной воды районными управлениями водного хозяйства Херсонской области в 2010 году составляла 4,80...5,24 копеек за 1 м3. Средняя стоимость поданной воды с учетом затрат на электроэнергию в регионе - 32 копейки за 1 м3.
С учетом затрат, связанных с подачей воды на орошение, стоимость затрат на подачу воды Р на поливную воду состоит из следующих видов затрат:
затрат на электроэнергию, затрачиваемую на транспортировку воды по межхозяйственным каналам - Р ;
эл.эн'
оплаты услуг управлений магистральных каналов по транспортировке воды (если водопользователь находится в зоне действия магистрального канала) - Р ;
^ А ' ус.умк'
оплаты услуг районных управлений водного хозяйства по транспортировке воды по межхозяйственной сети до точки водовыдела водопользователю -Р
ус.увх р = р
+ р + р .
ус.умк ус.увх
Затраты и компенсация водопользователям за электроэнергию по Приморскому управлению водного хозяйства (Херсонская область): □ стоимость электроэнергии; [[ компенсация из государственного бюджета
Согласно данным Управления экономики Государственного комитета Украины по водному хозяйству, стоимость затрат на подачу 1 м3 оросительной воды сельскохозяйственным товаропроизводителям в среднем по областям Украины в 2009 году находилась на уровне 34,5 копеек, из них стоимость услуг водохозяйственных организаций составляла 13,7 копеек, в 2010 году
Отдельной статьей затрат является стоимость охраны и восстановления водных ресурсов в виде сбора за специальное водопользование, который оплачивается раз в три года, при получении разрешения на специальное водопользование и штрафов в случае превышения лимита специального водопользования [7].
Если водопользователь забирает воду из источника с помощью собственных гидротехнических сооружений и механических средств, то он несет затраты по техническому обслуживанию, эксплуатации гидротехнических сооружений и оросительной сети самостоятельно. Водопользователем также оплачивается сбор за специальное водопользование.
Анализ структуры платного водопользования на Украине дает возможность систематизировать платежи (табл. 2).
Десятилетний опыт введение платного водопользования в орошаемое земледелие Украины позволяет сделать следующие выводы:
недофинансирование из государственного бюджета расходов водохозяйственных организаций на эксплуатацию
Таблица 2
Система платежей в орошаемом земледелии Украины
Характеристики платежей Возмещение затрат предприятий водохозяйственно-мелиоративного комплекса (ВМК) на подачу воды и эксплуатацию межхозяйственной оросительной сети Возмещение затрат государства на восстановление и охрану водных объектов и защиты окружающей среды от вредного действия вод
1 2 3 4 5
Виды платежей Возмещение затрат предприятий ВМК на подачу воды Плата предприятиям ВМК за поданный объем воды Сбор за специальное водопользование Штрафы за сверхлимитное использование водных ресурсов или их загрязнение
Назначение платежей Возмещение затрат предприятий ВМК на электроэнергию в случае бюджетного недофинансирования Покрытие бюджетного недофинансирования предприятиям водохозяйственно- мелиоративного комплекса на эксплуатацию межхозяйственной мелиоративной сети Накопление финансовых ресурсов на восстановление и охрану водных объектов и защиту окружающей среды от вредного воздействия вод Административно- экономическое влияние на нарушителей водного законодательства
Суть платежей Покрытие фактических затрат предприятий водохозяйственно- мелиоративного комплекса За фактический объем воды, которая подается водопользователям За забор воды с помощью сооружений или технических средств и сбрасывание обратных вод или загрязняющих веществ в водные объекты За забор воды, превышающий лимиты разрешения на специальное водопользование (платится в пятикратном объеме от размера сбора за специальное водопользование)
Аккумуляция платежей На текущих счетах предприятий ВМК с дальнейшим перечислением поставщикам ресурсов и услуг Специальный фонд государственного бюджета Украины За использование водных объектов государственного значения: государственный бюджет - 80 %, местный бюджет - 20 %. За использование водных объектов местного значения - 100 % в местный бюджет
Направление использования Оплата предприятиями ВМК товаров и услуг, поступивших от сторонних организаций Эксплуатационные затраты, ремонт межхозяйственной оросительной сети На восстановление и охрану водных объектов
Плательщиками являются физические и юридические лица, получающие воду для орошения от государственных водохозяйственных организаций (колонки 2 и 3) и физические и юридические лица, получающие воду для орошения от государственных водохозяйственных организаций или непосредственно забирающие воду для орошения из подземных или надземных водных источников (колонки 4 и 5)
межхозяйственной оросительной сети стимулирует поиск внебюджетных источников финансирования отраслей водного хозяйства и орошаемого земледелия.
Подача воды для орошения осуществляется на основе договорных отношений, система договоров на подачу воды несовершенна и требует упрощения.
Существует необходимость разработки государственных стандартов определения устойчивости водных объектов к техногенной нагрузке, а также экономических механизмов стимулирования водопользователей и предприятий водохозяйственного комплекса к более рациональному забору воды и ее использованию.
Актуальными являются проблемы преобразования предприятий водохозяйственного комплекса из бюджетных организаций в предприятия со смешанной формой финансирования с целью привлечения средств местных бюджетов и отечественных инвесторов на их развитие, пересмотра тарифов на специальное водопользование в разрезе отраслей экономики, внедрения экономически более обоснованного механизма формирования цены на услуги по подаче оросительной воды на основе анализа эффективности ее использования водопользователями.
Как свидетельствует международный опыт, полное выведение предприятий водохозяйственного комплекса из отраслей бюджетной сферы ведет к снижению эффективности его работы. Однако в сложившихся экономических условиях предоставление водохозяйственными бюджетными организациями платных услуг позволяет накапливать финансовые средства для ремонта и эксплуатации государственных мелиоративных сетей.
1. Об утверждении перечня платных услуг, которые могут предоставляться бюджетными учреждениями и организациями, которые принадлежат к сфере управления Государственного комитета Украины по водному хозяйству, для юридических и физических лиц: Постановление Кабинета Министров Украины № 1379 от 29.07.1999 г.// Ведомости
Верховной Рады Украины. - 1999.
2. Исаев О. И. Развитие правових и экономических отношений в системе платного водопользования/ Проблемы устойчивого развития мелиорации и рационального природопользования: материалы Международной научно-практической конференции. - М.: ВНИИГиМ, 2007. - С. 368-374.
3. Сташук В. А. Интрегрированное управление водными ресурсами - путь к устойчивому развитию водного хозяйства в Украине // Водное хозяйство Украины. - 2009. - № 2. - С. 2-9.
4. Методика формирования цены на подачу воды на орошение, промышленные и коммунальные потребности / М. И. Ромащенко [и др.]. - Киев: ИГиМ, 2006. - 33 с.
5. Водный кодекс Украины // Ведомости Верховной Рады Украины. - 1995. - № 24.
6. Налоговый кодекс Украины // Голос Украины. - 2010 - № 229.
7. Булаенко Л. М. Формирование и регулирование цены на подачу воды на орошение в Херсонской области // Таврический научный вестник. - 2009. -Вып. 65. - 4.2. - С. 78-82.
Материал поступил в редакцию 17.02.11. Грановская Людмила Николаевна, доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой «Гидромелиорация и экономика природопользования»
Тел. +38(0552) 45-38-78
E-mail: hranovska08@mail.ru
Булаенко Людмила Михайловна, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент кафедры «Гидромелиорация и экономика природопользования»
Тел. +38(0552) 49-29-28 E-mail: 4mom@mail.ru
Вердыш Михаил Валериевич, аспирант E-mail: supernova1984@list.ru