Научная статья на тему 'Конфессиональное картографирование'

Конфессиональное картографирование Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
343
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Arctic Environmental Research
Область наук
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ЦИФРОВАЯ КАРТОГРАФИЯ / ИСТОРИЧЕСКОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коновалова Наталья Владимировна

В статье описывается история развития одной из ветвей тематического картографирования конфессионального картографирования. Кратко изложен ход развития православия на Севере России. Статья также содержит информацию о составе и структуре создаваемого в Институте экологических проблем Севера Уральского отделения Российской академии наук электронного «Атласа православия Русского Севера».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONFESSIONAL MAPPING

The article describes the history of developing confessional mapping as one of the thematic mapping branches. The course of Orthodoxy development in the north of Russia is set forth in brief. The article also contains the information on the composition and structure of the electronic Atlas of Orthodoxy being created in the Institute of Ecological Problems of North, Ural Department of Russian Academy of Science.

Текст научной работы на тему «Конфессиональное картографирование»

УДК910.1:002.6

КОНОВАЛОВА Наталья Владимировна, кандидат географических наук, ведущий научный сотрудник лаборатории глубинного геологического строения и динамики литосферы Института экологических проблем Севера Уральского отделения Российской академии наук. Автор 43 научных публикаций

КОНФЕССИОНАЛЬНОЕ КАРТОГРАФИРОВАНИЕ*

В статье описывается история развития одной из ветвей тематического картографирования - конфессионального картографирования. Кратко изложен ход развития православия на Севере России. Статья также содержит информацию о составе и структуре создаваемого в Институте экологических проблем Севера Уральского отделения Российской академии наук электронного «Атласа православия Русского Севера».

Географические информационные системы, цифровая картография, историческое картографирование

Интерес современного общества к христианству не вызывает сомнения. Одним из важнейших методов исследования религии в культурно-историческом аспекте является картографический. Этот факт нашел свое отражение в развитии одной из ветвей тематической картографии - конфессионального картографирования.

Конфессиональное картографирование уходит своими корнями в Средние века, когда карты, создававшиеся в монастырях, изображали не только картину мира, но и библейские сюжеты, святые земли. В этот период библейские воззрения представителей церкви определяли общий уровень географических знаний эпохи, упадок которых проявился в том, что при господстве христианской идеологии стало отрицаться естественнонаучное объяснение природных явлений.

Классические овальные монастырские средневековые карты своей формой подтверж-

дали взгляд на Землю как на плоский диск, омываемый океаном. Эти карты создавались в монастырях для целей представления библейских воззрений на мироздание. Их основное назначение состояло в иллюстрации богословских сочинений. Земля представлялась плоским диском на основании одного из библейских стихов. Хотя для составления этих карт использовались античные источники, инфомация искажалась или передавалась в схематичном виде. Они получили название Т-карт за то, что перпендикулярно к полосе рисунка Средиземного моря располагались вытянутые в одну полосу Черное и Красное моря. Типично было ориентирование на восток, помещение в центре Палестины с Иерусалимом. Для отображения библейских сказаний на таких картах изображали рай с четырьмя реками и его обитателями.

Монастырские карты в соответствии с их назначением отражали религиозное толкование

* Карта была создана при поддержке гранта РГНФ № 08-01-48104а/С.

окружающего мира, хотя в целом содержание карт в то время не ограничивалось только этими сведениями. Продолжалось распространение, изучение и использование трудов Клавдия Птолемея, картографирование для целей мореплавания.

В более поздний период сюжетами конфессионального картографирования стали маршруты странствий Христа и апостолов, святые места, распространение различных религий, миссионерские центры и маршруты миссионерских экспедиций, размещение патриархатов и епископств, монастырей, духовных академий, семинарий и католических университетов, а также дошедших до нас памятников христианства.

Многочисленны и конфессиональные карты, включенные в учебные, исторические и географические атласы. Часть из них предназначается для иллюстрации библейских сюжетов, другие изображают современное распространение конфессий, как, например, один из первых проектов в рамках ЕСА1, использующих ГИС -«Североамериканский атлас религий» [1].К ним относятся и специальные «Библейские атласы», используемые при чтении и изучении Библии.

На Севере России христианство начало распространяться приблизительно в конце XIV века. Особую роль в его развитии сыграли монастыри. Их месторасположение на малоосвоенных землях, часто на ключевых торговых путях делало их центрами притяжения и они быстро обрастали сельскими землями, становились местом, где могли остановиться путники. Монастыри пользовались привилегиями и имели огромное влияние. Наиболее древние из них - Архангельский и Корельский были основаны на севере в конце XIV - XV веке.

В виде самостоятельной единицы епархия на севере страны была учреждена постановлением Собора 1681-1682 годов под названием Холмогорской и Важской. В ее состав вошла северо-восточная часть территории Новгородской митрополии от Онеги до притоков Печоры рек Колва и Уса. К епархии были отнесены Холмогоры и Архангельск с уездами, Кевроль, Мезень, Кола, Пустозерск, Вага, четверти Важ-

ского присуда с Устьяновскими волостями, Соловецкий монастырь с вотчинами и Анзерс-ким скитом. В конце XVII века на территории епархии насчитывалось около 218 храмов [2].

В послениконовское время Север стал центром притяжения староверия. Сюда стекались люди, несогласные с политикой государства и церкви. Знаменитые Выгорецкие скиты, расположенные на землях, входивших в состав Архангельской епархии, со второй половины XVII века являлись одним из основных районов распространения раскола. Борьба с расколом сделала еще более необходимым существование отдельной епархии на Севере России. С 1731 года название епархии было изменено на Архангелогородскую и Холмогорскую. Затем в 1762 году архиерейская кафедра и органы епархиального управления из Холмогор, где располагались в период с 1682 по 1762 год были перенесены в г. Архангельск, с 1708 года ставший губернским [3]. Название епархии менялось еще несколько раз. В 1787 году оно было изменено на Архангельскую и Олонецкую. Затем в 1799 году епархия вновь стала называться Архангельской и Холмогорской. С 1988 по 1995 год она существовала под именем Архангельской и Мурманской и, наконец, с 1995 года вновь носит название Архангельской и Холмогорской.

Наибольший размер епархия занимала во второй половине XVIH века, когда в подчинении Архангельской кафедры находился 261 храм [4]. В этот период в самом Архангельске находились Свято-Троицкий кафедральный собор, Рождественская и Воскресенская церкви, Успенско-Боровская, Михайло-Архангельская, Кузнечев-ская Троицкая, Благовещенская, Соломбальский Спасо-Преображенский собор, госпитальная церковь и три кладбищенских: городская, Кузнечев-ская и Соломбальская [5]. Всего в Архангельске было 25 церквей, считая монастырские, кладбищенские и домовые [6].

В 1920-1930 годах в Архангельской и Холмогорской епархии проводилась кампания по закрытию храмов. В 1920 году, вскоре после вступления Красной Армии в Архангельск, в течение нескольких дней оказались закрыты-

ми большая часть православных храмов. В 1927 году в городе существовало 17 православных храмов, подавляющее большинство из них были закрыты и разобраны в последующие годы. Всего с 1918по 1933 год новая власть закрыла около 247 церквей и часовен, из них 16 были снесены.

К концу 1943 года в Архангельске осталось только 3 действующих православных храма, в большинстве районов области действующих храмов и священников не было. К весне 1944 года ситуация начала улучшатся, и в епархии появилось 35 действующих храмов. По решению Синода в 1995 году из состава епархии была выделена Сыктывкарская епархия, а немного позднее - Мурманская.

Активное возрождение церковной жизни Архангельской и Мурманской епархии началось в конце 80-х - начале 90-х годов XX века. Начали создаваться православные общины. В 1991 году открыт Артемиево-Веркольский мужской монастырь, в 1992 - Свято-Троицкий Ан-тониево-Сийский, в 1995 - Иоанно-Богословс-кий женский, в 1998 году епископ Тихон освятил архангельское подворье Спасо-Преобра-женского Соловецкого монастыря. В 1999 году возрождается жизнь Кожеезерского монастыря, в 2001 - Александро-Ошевенского мужского.

К 2006 году общее количество приходов увеличилось с 53 до 140, освящено 33 храма. Восстановлен архитектурный силуэт СвятоТроицкого Антониево-Сийского монастыря [2].

Описание истории православия и храмостро-ения на Севере трудно представить без ее отображения на картах, которые могут дать информацию о местоположении, структуре, характере распространения храмов, состоянии культурного наследия на севере в целом. Комплект таких взаимоувязанных и согласованных мелкомасштабных картографических документов составляет основу создаваемого в Институте экологических проблем Севера Уральского отделения РАН электронного «Атласа православия Русского Севера» (Архангельская область).

Работа над «Атласом» ведется в среде географической информационной системы

«ЛгсТпГо». Следует отметить, что хотя геоин-формационные системы прямо не предназначены для замены традиционных подходов изучения истории, они позволяют более полно использовать данные. Применение средств пространственного анализа позволяет получить более «объемное» видение исследуемых исторических процессов, а также облегчает выявление определенных закономерностей и тенденций, получение в конечном итоге нового исторического знания [6].

Атлас состоит из нескольких разделов. Справочный раздел предназначен для краткого ознакомления с природными особенностями области и включает физико-географическую и политико-административную карты, а также карты, отражающие географическое положение области и своеобразие ее территории на фоне субъектов Российской Федерации. Метеорологические карты раздела несут информацию об осадках и температуре воздуха, направлении и силе ветров, безморозном периоде и снежном покрове. Гидрологическая карта показывает водную сеть региона. Карты растительности, почв и ландшафтов, особо охраняемых природных территорий отражают особенности природно-территориальных комплексов области.

Социально-экономический раздел составлен на основе данных современной статистики. В него войдут карты социально-экономических показателей районов Архангельской области, их демографической ситуации, образования, занятости населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта.

Основной культурно-исторический раздел, состоящий из исторической и современной части, включает карты изменения административно-территориального деления Европейского Севера России, изменения границ епархии с конца XIV века, основания монастырей (с XIV века), месторасположения православных храмов области, карто-схемы основных городов области с указанием местоположения как действующих, так и разрушенных храмов и информацией о них, карту православных сооружений, имеющих значение памятников архитектуры, туристские схемы наиболее крупных из них.

Конфессиональное картографирование является частью исторического картографирования и сталкивается с теми же проблемами, что и большая часть исторических карт, пытающихся изобразить не современное состояние территории, а расположение ныне не существующих и разрушенных объектов, точная информация о которых утрачена. Даже положение современных храмов, расположенных в основном в населенных пунктах для своего изображения на карте требует наличия их крупномасштабных планов. Архангельская область не является благополучной в этом отношении - за исключением областного центра, городов-спутников и нескольких районных центров она не имеет крупномасштабных карт.

Для ввода и оцифровки исторического картографического материала также существует ряд препятствий, связанных как со сложностью или невозможностью получить хрупкие исторические источники для сканирования и оцифровки, так и с низкой картографической точностью

исторических карт по сравнению с современными. Практически невозможно совместить изображения современных и исторических карт. На наш взгляд, разумнее использовать современные топографические карты в качестве основы, к которой будут привязаны исторические объекты.

Нанесение современных объектов на карты может быть выполнено при помощи спутниковых снимков, поскольку купола церковных сооружений, имеющие характерную луковичную форму, хорошо заметны на спутниковых снимках высокого разрешения. Требуемое разрешение для уверенного распознавания зданий составляет не менее 1 м, что примерно соответствует масштабу 1:2000.

Расположение существующих храмов, первоначально нанесенное на карты по почтовому адресу, было затем уточнено по результатам распознавания на спутниковых снимках. Составлена карта современных благочиний, действующих приходов и монастырей (см. рисунок).

Список литературы

1. Lancaster L.R., Bodenhamer D.J. The Electronic Cultural Atlas Initiative and the North American Religion Atlas// Past Time, Past Place. P. 163-177.

2. URL: www.arh-eparhia.ru.

3. Денисов ЛИ. Православные монастыри Российской империи. М., 1908.

4. Справочная книжка Архангельской губернии на 1888 год. Архангельск, 1888.

Ъ.ПоповаЛ.Д. Православные храмы Архангельска (История и архитектура)// Свеча-99. Экология духа: сб. науч. и метод, ст. по религиоведению и культурологи / отв. ред. Е.И. Аринин. Архангельск, 1999. Вып. 1. С. 254-267.

6. Владимиров В.Н. Историческая геоинформатика: геоинформационные системы в исторических исследованиях: моногр. Барнаул, 2005.

Konovalova Natalia

CONFESSIONAL MAPPING

The article describes the history of developing confessional mapping as one of the thematic mapping branches. The course of Orthodoxy development in the north of Russia is set forth in brief. The article also contains the information on the composition and structure of the electronic Atlas of Orthodoxy being created in the Institute of Ecological Problems of North, Ural Department of Russian Academy of Science.

Контактная информация: e-mail\ kdt7ya@yandex.ru

Рецензент - Бызова H.M., кандидат географических наук, профессор, заведующая кафедрой географии и геоэкологии Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.