Научная статья на тему 'Конфессиональная политика Казахстана'

Конфессиональная политика Казахстана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4796
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конфессиональная политика Казахстана»

Кычанов Е.И. Кочевые государства от гуннов до маньчжуров. М., 1997. 319 с.

Марков Г.Е. Кочевники Азии. Структура хозяйства и общественной организации. М., 1976. 321 с.

Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси 1Х-Х1 вв. Смоленск; М., 1995. 317 с.

Плетнева С.А. Половцы. М., 1990. 210 с.

Плетнева С.А. Хазары. М., 1986. 189 с.

Степи Евразии в эпоху средневековья. М., 1981. 300 с.

Фрэзер Д. Золотая ветвь. М., 2003. 781 с.

Р.Ш. Нуриден

Международный центр культур и религий МЮ РК, г. Астана КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА КАЗАХСТАНА

До начала 1990-х гг. вопросы конфессиональной политики имели для государственных органов Казахстана второстепенное значение. В Декларации о государственном суверенитета Казахской ССР, принятой 25 октября 1990 г., религия упоминалась лишь в контексте гарантии прав граждан безотносительно к их вероисповеданию, а в Конституционном законе о государственной независимости Республики Казахстан, вступившем в силу 16 декабря 1991 г., упоминание о религии (вероисповедании) вообще отсутствовало.

В 1991 г. казахстанская власть разработала новый законодательный акт, регламентирующий положение религиозных объединений и их взаимоотношения с государственными органами в независимом Казахстане. Одновременно начали определяться основные направления новой государственной конфессиональной политики. Положение стало меняться к лучшему после получения независимости Республикой Казахстан. Цивилизованное отношение к религии стало частью демократических преобразований. Важным событием стало принятие в 1992 г. Закона РК «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях». Республика Казахстан, утверждая себя правовым, демократическим и светским государством, уделяет постоянное внимание вопросам соблюдения прав человека на свободу вероисповедания. Религиозная сфера в Республике Казахстан регулируется рядом законодательных актов: Конституцией, Гражданским кодексом, другими нормативными правовыми актами. В Казахстане созданы необходимые правовые и организационные условия для мирного сосуществования различных конфессий, сформирована единая государственная политика, направленная на гармонизацию межконфессиональных отношений. Свидетельством роста значимости конфессиональных проблем в государственной политике Казахстана может служить то, в очередном программном труде президента Казахстана религиозному вопросу был посвя-

щен специальный раздел. «Наше государство является не только многонациональным, но и многоконфессиональным, - декларировал Н.А. Назарбаев. - Религиозное мироощущение присуще сотням тысяч граждан, и число последователей различных исповеданий продолжает возрастать. Изменилось и место религии в обществе. Еще недавно она была, мягко говоря, на периферии, ныне это - реальный компонент социальной и духовной жизни... Религиозные общины много делают для поддержания в обществе здоровой атмосферы, мира и согласия, утверждения духовности... Отказ от идеологического противостояния с религией... открывает широкие возможности в этом отношении». Далее Н.А. Назарбаев рассуждал о важности широкого диалога духовенства различных конфессий в целях идейной консолидации общества. Собственно эта концепция и была положена в основу новой государственной конфессиональной политики, реализация которой началась в середине 1993 г.

Начиная с 1993 г. представители православного и исламского духовенства стали приглашаться на многочисленные официальные мероприятия, в том числе проходившие и с участием руководителей государства. Демонстрируя свою поддержку Русской Православной Церкви, Н.А. Назарбаев в 1995 г. пригласил патриарха Московского и Всея Руси Алексия II посетить Казахстан и объявил о передаче верующим Вознесенского монастыря. Казахская земля исторически стала местом взаимодействия великих цивилизаций - исламской, христианской, буддистской, конфуцианской. Бескрайние просторы наших степей впитали в себя цивилизацион-но-культурное разнообразие. Поэтому современный полиэтнический и поликонфессиональный Казахстан - это наследник вековых духовных и культурных традиций. В Казахстане действует 46 религиозных конфессий. Процесс демократизации государственной и общественной жизни вызвал существенный рост числа религиозных объединений. За годы независимости Казахстана их количество увеличилось в 5 раз. По состоянию на 1 января 2008 г. в Казахстане действует 4001 религиозная община. Из них 3337 религиозных объединений зарегистрированы в качестве юридических лиц или филиалов, 517 прошли учетную регистрацию в местных исполнительных органах как малочисленные религиозные группы. Религиозным объединениям принадлежит 3100 культовых сооружений, ими выпускается 40 наименований печатных изданий. Основой позитивных процессов в нашем обществе является межконфессиональное и межнациональное согласие. Казахстан за этот период сумел сохранить единство народа. В республике созданы условия для их мирного сосуществования на основе постоянного диалога. Государство инициирует и поддерживает этот процесс. 28 июня 2006 г. постановлением Правительства Республики Казахстан утверждена Программа совершенствования казахстанской модели межэтнического и межконфессионального согласия на 2006-2008 гг. Программа направлена на комплексную систему мер гармонизации этниче-

ских и конфессиональных отношений, внедрение принципов и норм толерантного поведения, профилактику экстремизма и усиления сотрудничества государственных органов, национально -культурных, религиозных и неправительственных объединений в продвижении духовных ценностей и культуры диалога с целью обеспечения гражданского мира и общественного согласия. На реализацию Программы из государственного бюджета выделено более 1 миллиарда тенге.

Казахстан - уникальное многонациональное государство, находящееся в центре Евразийского континента. Он является своеобразным мостом между Востоком и Западом, христианским и мусульманским миром, славянскими и тюркскими народами, связующим звеном евразийской цивилизации, так как впитал в себя духовные начала, гуманные идеи и лучшие традиции мировых культур и религий. И отнюдь не случайно Казахстан становится местом проведения значительных форумов на самом высоком уровне: здесь охотно встречаются представители различных культур, цивилизаций и религий со всего мира. Достаточно вспомнить первый для стран Центральной Азии официальный визит в сентябре 2001 г. Папы Римского Иоанна Павла II в Казахстан, а также то, что Республика Казахстан является автором ряда важных международных инициатив в области организации диалога религий и цивилизаций. По инициативе Президента республики Н.А. Назарбаева в Казахстане проведены два съезда лидеров мировых и традиционных религий. На съезде было признано, что мировые традиционные вероисповедания могут стать связующим звеном в диалоге цивилизаций и оградить общество от негативного влияния радикальных объединений, пытающихся подорвать устои современного миропорядка. Показательно, что Астана уже дважды принимала участников Съездов лидеров мировых и традиционных религий. Проведение этих форумов продемонстрировало способность духовных лидеров вести конструктивный диалог во имя мира и согласия между народами планеты. Съезды стали конкретным вкладом Казахстана в преодоление опасности межрелигиозного противостояния, которая распространяется по всему миру. Проведение Съездов мировых и традиционных религий в Астане ярко продемонстрировало всему миру стремление нашего государства к гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, прочные основы мира и согласия в нашем обществе. Во время работы съездов лидеров мировых традиционных религий в Астане религиозные авторитеты искали не только взаимопонимание, но и механизмы снятия межрелигиозного напряжения в «горячих точках» планеты. Эти формы продемонстрировали способность и стремление духовных руководителей вести конструктивный диалог во имя мира и согласия между народами. Цель этих контактов состоит в том, чтобы определить базовые принципы, которые пронизывают и связывают все гуманистические религии. Если на первом Съезде лидеров традиционных религий участвовали 18 межконфессиональных делегаций,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.