2. Kryaklina, T. F. Innovations as the sociocultural resource of the social and organization development : monograph / T. F. Kryaklina, S. V. Rettikh. - Science Book Publishing House, Lorman. MS. USA, 2012. - 227 p.
3. Реттих, С. В. Особенности формирования инновационной стратегии производственной фирмы (на материалах ООО «Ренессанс Косметик») / С. В. Реттих // EUROPEAN SCIENTIFIC JOURNAL. - 2013. - № 1. - С. 12-20.
4. Реттих, С. В. Комплексный подход к формированию инновационного потенциала организации / С.В. Реттих // Человек в мире экономических и правовых отношений. - Барнаул: Изд-во АТСО, 2008. -С. 249-259.
5. Реттих, С. В. Программный подход к формированию инновационного потенциала организации / С. В. Реттих // Вестник ААЭП. - 2008. - № 12. - С. 9-14.
6. Скурихина, Е. В. Инвестиционно-инновационный потенциал региона: сущность, содержание, факторы состояния и развития / Е. В. Скурихина [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2012. - № 3 - Режим доступа: http://www. moluch. ru/ archive/38/4373.
УДК [261.8(235.222)]:130.2
Е. В. Романова Алтайский государственный университет,
Барнаул, Россия
КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЛЕМЕНТАРНОСТЬ НАРОДОВ АЛТАЯ В КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ ЕВРАЗИЙСТВА
В статье на примере народов Алтая рассматриваются вопросы, связанные с конфессиональной ком-плементарностью в контексте теории евразийства. Характеризуется этноконфессиональная ситуация в данном регионе на современном этапе.
Ключевые слова: конфессиональная комплементарность, народы Алтая, теория евразийства.
E. V. Romanova Altai State University, Barnaul, Russia
THE CONFESSIONAL COMPLEMENTARITY OF THE PEOPLES OF ALTAI IN THE CONTEXT OF THE THEORY OF EURASIANISM
The article deals with issues related to confessional complementarity in the context of the theory of Eura-sianism, on the example of the peoples of Altai. The ethno-confessional situation in this region at the present stage is characterized.
Keywords: confessional complementarity, the peoples of Altai, the theory of Eurasianism.
Конфессиональная комплементарность является определяющим фактором в системе социокультурного взаимодействия многих народов и государств. Один из классиков политической мысли Макс Вебер своей известной работе «Протестантская этика и дух капитализма» описал зависимость организации общества от типа религии. Не менее интересные положения по данной проблематики мы можем обнаружить и в русской философии. Недостаточно исследованным полем религиозно-политической проблематики в русской мысли остаются идеи ранних евразийцев Н. С. Трубецкого, П. Н. Савицкого, П. Н. Карсавина, Г. В. Вернадского, Н. Рериха.
Межконфессиональный дискурс настолько важен в традиции религиозной комплементарности, что без учета особенностей проявления, локального формирования в конкретных геокультурных ареалах, механизмов протекания и, главное, моделирования гармоничных межкультурных парадигм, трудно выстроить цивилизационное единство народов России-Евразии и закрепить непротиворечивость и совместимость разных картин мира. Диалоговые интенции, включенные в евразийский социокультурный дискурс, укрепляют социальное и нравственное здоровье поликонфессионального сообщества, отражают культурный уровень и культуротворческую динамику, которые свойственны современной России.
Специфика межконфессионального взаимодействия в таком поликультурном регионе, как Алтай, заключается в том, что этноконфессиональные группы с длительным периодом совместного сосуществования характеризуются высоким уровнем базовой религиозной толерантности и отсутствием серьезных межконфессиональных конфликтов. Интересная особенность народов Алтая прослеживается в его восточных духовных традициях. Что же представляет собой Восток, черты которого обнаруживаются в Евразийском пространстве и в частности на Алтае.
Согласно методологическому посылу евразийцев П. Н. Савицкого, В. Н. Ильина, П. П. Сувчинско-го, Н. К. Рериха, религиозная идентичность Алтая конструируется из ценностей терпимости, братства и равноправия всех религий. Эти начала были приняты представителями евразийства в качестве необходимых. Ни о какой борьбе на Алтае с иудеями, язычниками и христианами других церквей, с евразийской точки зрения, просто не может быть речи. Проживающие на Алтае народы благожелательно относятся к существованию в алтайском «месторазвитии» многообразия верований и религий. Однако можно отметить, что на Алтае по-своему приживается опыт западного христианства. Народы этого «место-развития» стремящиеся к церковной культуре, «стоят как бы в исторической пустыне...» [1, с. 83]. Можно отметить особый тип культуры, возникший на духовной и религиозной почве евразийского «место-развития» [2, 3].
Например, мусульманская культура Западной Сибири, безусловно, является частью мирового ислама, но, тем не менее, местная национальная культура внесла свои дополнения, мы можем это видеть и в архитектуре (сильно влияние традиционного русского деревянного зодчество, элементы градостроительных канонов Русской Империи, элементы языческой культуры), в погребальном обряде (религиозный синкретизм язычества и ислама с вкраплениями христианской культуры), в появление культовых сооружений (мест особого почитания, могил святых, проповедников ислама). Несомненно, сибирский вариант ислама имеет богатую историю и обширный материал для изучений.
В евразийском наследии можно обнаружить важные идеи о необходимости мирного сосуществования разнородных по своим религиозным воззрениям евразийских общностей, проживающих в одном геокультурном и духовном пространстве. Это соответствует реальной ситуации, поскольку мы вряд ли найдем у народов Большого Алтая идей собственной религиозной исключительности и унижения чужих конфессий. «Народы, проживающие на Алтае, далеки от мысли кого бы то ни было приводить к Богу путем давления и насилия. Развивая религиозные начала своего общежития, народы Алтая ощущают в то же время область религиозных убеждений сферой безусловной свободы. Никакое принуждение здесь неприменимо» [4, с. 3].
Всестороннее освоение собственных духовных ценностей и терпимое отношение к духовно-религиозным ценностям других народов евразийского пространства было первостепенной задачей в этнокультурных воззрениях и политических программах евразийцев, так как евразийский мир, в силу своего кочевого характера, имел размытую общественную структуру. Евразии с ее многонациональностью нужна большая внутренняя духовная свобода, толерантность и стабильность: «Кочевнические формы современной жизни необходимо изнутри укрепить религиозной стабильностью и ритуальной структурностью быта. Эзотерическое охранение должно быть прямо противоположно и пропорционально внешней подвижности» [5].
Исходя из идей евразийства, представляется важным определить некоторые особенности современного религиозного пространства Алтая как части евразийского «месторазвития». Мы попытались выделить несколько основных параметров конфессиональной комплементарности народов Алтая, которые были установлены в ходе научного исследования данной проблемы в рамках евразийской концепции. В целом современная этноконфессиональная ситуация характеризуется сочетанием традиций и инноваций, устоявшихся в данном регионе отношений и новых тенденций.
1. Религиозность. Религиозность, в нашем понимании, можно определить как принятие человеком тех или иных ценностей и формирование отношения к религиозному миру. Проведенное автором социологическое исследование среди молодежи г. Барнаула показало, что религиозность современной молодежи полна противоречий, причем противоречий неосознанных и неотрефлексированных. Исследование показывает невероятный синкретизм, эклектичность и всеядность современного религиозного сознания представителей молодого поколения. Основной причиной развития синкретических образований и обращения молодого поколения к нетрадиционным верованиям является информатизация общества. Именно повышенная информированность и грамотность населения, способствует развитию способностей к анализу множества философских и религиозных концепций. Следствием нерегулируемого развития таких навыков является формирование подсознательных аналогий и ассоциаций, что приводит к религиозному синкретизму. В общем, исходя из поведенных исследований, можно сказать, что в регионе Алтая наблюдаются проявления стихийной, нетрадиционной, неканонической религиозности, которая определяет и качественные характеристики конфессиональной комплементарности народов Алтая.
2. Конфессиональное «симфоническое единство». Данный показатель очень близок к понятию «роль и место религии» в определенном социкультурном «месторазвитии». На Алтае он определяется, прежде всего, религиозной картой, масштабом распространения религий и степенью ее укорененности в массовом сознании населения. Так, проведенный анализ конфессиональной структуры Алтайского края показывает, что он является поликонфессиональным регионом. По данным Управления министерства юстиции РФ по Алтайскому краю в настоящее время на территории края зарегистрировано 244 религиозные организации, представляющие 18 различных конфессий [6]. С точки зрения активного социального волеизъявления верующих, всего в Алтайском крае действует более 19 религиозных направлений,
организованных в 244 (на 01.10.2008 г.) религиозных объединения. Конфессиональный портрет Алтайского края представляют: Православные объединения (РПЦ, РПЦЗ, РПСЦ) - 148 организаций; Католические объединения (РКЦ) - 17 организаций; Баптисты (РС ЕХБ) - 17 организаций; Пятидесятники (РЦХВЕ, РОСХВЕ) - 28 организаций; Адвентисты 7 дня (АСД) - 12 организаций; Свидетели Иеговы -7 организаций; Мусульманские организации - 6 организаций; Иудейские общины - 4 организации. По одной организации Армянской Апостольской Церкви, буддийского сообщества ветви «Карма Кагъю», последователей Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормоны), Церкви Христа, Международного общества Сознания Кришны (МОСК) и др. [7]. Важной характеристикой конфессиональной карты является появление новых религиозных направлений не традиционных для Алтайского края после принятия крайне демократичного Федерального законна 1990 года «О свободе вероисповедания» когда с Запада на Алтай хлынули всевозможные религиозные деятели (Мормоны, Сатанисты, Церковь Христа, Ананда марга, Саентологи, Белое братство и др.).
3. Плотность межконфессионального взаимодействия. Исходной характеристикой, из которой вытекают различные аспекты конфессиональной комплементарности народов Алтая, является единство социально-культурного пространства. В «классической» ситуации межкультурного взаимодействия народы Алтая объединены в социальном и культурном отношении. Что касается межконфессионального взаимодействия, то оно происходит внутри общей для различных народов Алтая социальной и культурной сферы. При том, что типологически конфессии существенно различны и в ряде отношений контрастны друг другу, они функционируют бок о бок в одном и том же социокультурном пространстве, связаны традицией культурно-исторической преемственности. Ситуацию, в которой они находятся, правомерно определить как сосуществование в едином социокультурном «месторазвитии», что предполагает пересечение культур. Помимо этого, теснота контакта между религиозными традициями стимулируется активной миссионерской, образовательной, культурной, социальной деятельностью новых религиозных движений, осуществляемой в последние годы на Алтае. За время исследований в Республике Алтай были выявлены тенденции к увеличению протестантских организаций. Если в 2004 г. не было зафиксировано ни одной протестантской организации в Улаганском и Кош-Агачском районах, то уже с 2006 г. на территории Улаганского района работал летний лагерь для детей из протестантских организаций. А в 2008 г. даже в самых удаленных селах Горного Алтая (Кокоря, Мендур Соккон и др.) среди местного населения можно было встретить последователей неохристианского направления [8].
4. Активное участие церквей в социальной деятельности. Приведём исторический пример деятельности РПЦ. До приезда о. Макария на Алтай, христианами здесь были только старообрядцы, которые отнеслись к нему враждебно, так как в его лице предвидели соперника, могущего подорвать их влияние на инородцев. Очень сложно было работать с алтайцами, так как о. Макарий не знал их языка. В течение двух лет о. Макарий овладел калмыцким и татарским языками, после чего приступил к переводу на эти языки необходимой для первоначального просвещения в христианство литературы. Но вскоре о. Макарий убедился в том, что алтайцы не понимают его проповеди и речей. Из-за этого он решил использовать материальный стимул для них, о. Макарий стал применять «Положение» Государственного Совета «О льготах иноверцам, принимающим святое крещение» от 17 июня 1826 г. По данному «Положению» иноверцы, которые приняли крещение, освобождались на три года от всякого рода повинностей, включая ясак и рекрутчину. Некрещеные старосты волостей стали самочинно устанавливать новые повинности и даже сечь розгами, отнимать скот и даже разлучать их с семьями. В свою очередь, чтобы уберечь новокрещенных, о. Макарий решил поселить их вблизи станов миссии - Муйта, Чемал, Улана. В этих селениях были построены церкви и молитвенные дома на средства миссии. Этим же миссионер ограждал крещеных от влияния язычников от соблазна участия в шаманских обрядах [9, с. 13].
М. Я. Глухарев был не только активным сторонником смены языческой религии алтайцев на православную, но и кочевого образа жизни - на оседлый. Знакомил алтайцев с основами культурного земледелия, огородничества, агротехники. Миссионеры активно выступали против пьянства, праздных разгу-лов, сквернословия, безнравственности, вечерних и ночных сборищ молодых людей. О. Макарий занимаясь медициной, научился оспопрививанию. И уже в 1838 г. в Майме была открыта больница-богадельня.
Принятия таинства крещения являлось важным моментом в духовном развитии коренных жителей Алтая. Но это далеко не все, надо было дать возможность постоянно молиться вместе. По благословению архимандрита Макария в селе Майме в 1832 г. началось строительство первого миссионерского дома. Этот дом был многофункциональным: это было место проживания миссионеров, здесь обучали новокрещенных, и здесь же совершались богослужения. Здесь, в Майме, обосновался первый миссионерский стан Алтайской духовной миссии. Значительно возросло число станов, церквей и школ, год от года увеличивалось количество новокрещенных, увеличивалось и число сотрудников Миссии.
Материально-благотворительная деятельность миссии по отношению к новокрещенным хотя и не была главной, но являлась важным средством к достижению основной миссионерской задачи - принятию православия инородцами. Для каждого из миссионеров Духовная Миссия была радостным и ответ-
ственным делом, к которому они отнеслись с честью и уважением. Насколько важным и великим было для них это дело можно проследить в записке миссионера Филарета Синьковского за 1886 г.: «Василий, узнавши о крещении своего брата, написал ему письмо, в котором выразил искрению радость, что «Господь удостоил его принять веру христианскую» истолковал ему склонять этой веры других - своих соплеменников «да познают они веру правую Христову» [10]. Миссионеры всеми силами стремились помочь инородцам. В 1862 г. в миссии были созданы приходские попечительские благотворительные советы для бедных. Материальные нужды новокрещенных начинались с покупки белья принимающему крещение и заканчивались пособием при погребении. Для воспитания и подготовки детей младшего возраста, при миссии существовали детский приют в Улале и три пансиона. Первый при Улалинском центральном училище, второй при катехизаторском училище в Бийске и третий при женском монастыре. На попечении в 1884 г. всего находилось 57 детей. Также был заметен шаг вперед: избы, в которых жили крещеные, стали чистыми и опрятными. Новокрещеные стали шить более удобную одежду. Они стали строить бани, сажать огороды. Если прежде сеяли в основном ячмень, то теперь стали больше сеять пшеницу и другие злаковые культуры.
Сегодняшнее состояние конфессиональной комплементарности позволяет выделить факторы как усиления, так и ослабления религии, религиозности и религиозного сознания в регионе. В Алтайском крае происходят процессы усиления потребности в психологическом утешении, предсказаниях будущего, свободе религиозной пропаганды и открытости источников религиозных знаний; потребность населения в национальной и религиозной мифологии, магии, ритуале как социокультурной форме самоосмысления общности; потребность в бескорыстной заботе, использовании религиозного ресурса в легитимизации власти (это явно обнаружилось, например, во время проведения выборов 14 марта 2010 в республики Алтай, когда в борьбе за места в органах власти и местного самоуправления активно участвовали религиозные лидеры различных конфессий).
Можно выделить факторы и ослабляющие конфессиональную комплементарность в Алтайском регионе: потеря в определенный период ХХ века преемственности во взаимодействии религиозных объединений с населением, утрата ими прошлого и отсутствие нового опыт; дискредитация своей деятельности лидеров некоторых религиозных объединений, обнародование в печати фактов нечистоплотности религиозных лидеров. Подрывающими религиозную толерантность народов Алтая является, по мнению С. В. Чаплина, развитие современных средств массовой коммуникации и информации, разрушающих религиозную культуру[11, с. 215-226].
Делая обобщающий вывод, можно сказать, что изучение конфессиональной комплементарности народов Алтая в контексте философии евразийства является актуальной задачей для исследователей и в академическом, и в прикладном аспектах. Религиозная комплементарность определяется единством многообразия этнокультурных и религиозных традиций народов евразийского пространства, выступая важным условием благополучного развитии совместно проживающих народов.
Список литературы
1. Зеньковский, В. В. Русские мыслители и Европа / В. В. Зеньковский. - Москва, 1997. - С. 83.
2. Романова, Е. В. Гармоничное воспитание личности в аксиологической теории ранних евразийцев / Е. В. Романова // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - № 1. - С. 48. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://joumal. asu. ru/index. php/zosh/issue/view/59/showToc (дата обращения: 27.11.2016).
3. Романова, Е. В. Гармоничное развитие личности и общества с позиции современных подходов и культурологической концепции евразийства / Е. В. Романова [Электронный ресурс] // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - № 2. - С. 38-48. - Режим доступа: http://journal. asu. ru/index. php/zosh/article/view/1623 (дата обращения: 14.12.2016).
4. Евразийство. Декларация, формулировка, тезисы. - Прага, 1932. - С. 3.
5. Сувчинский, П. П. К познанию современности / П. П. Сувчинский // Евразийский временник. - Париж, 1927. - Кн. 5. - С. 27.
6. Сайт администрации Алтайского края [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www. altairegion22. ru/rus/gav/administration/isp/reguest/100408 (дата обращения 12.03.2017).
7. Религиозная ситуация в Алтайском крае и тенденции ее развития // Информационные материалы Администрации Алтайского края. - Барнаул, 2009.
8. Кушнерик, Р. А. Этноконфессиональная ситуация и формирование неотрадиционализма у населения Республики Алтай (по материалам полевых исследований 2008 г.) / Р. А. Кушнерик // Основные права человека в Конституции РФ: концепция и практика : мат. межрегион. науч.-практ. конф. - Барнаул : Изд-во АлтГУ, 2009. - С. 213.
9. Вербицкий, В. Обозрение станов Алтайской Духовной Миссии в 1889 г. / В. Вербицкий // Ксерокопия. С. 10, ОРК. Б. м., Б. г. .
10. ГААК. Ф. 164. Оп. 1. Д. 13. Л. 3.
11. Чаплин, С. В. Благая весть и «плохие новости»: христианские ценности в масс-медиа / С. В. Вербицкий // Церковь и время. - 2006. - № 2.