Научная статья на тему 'Конференция «Мгновение как сюжет» в Твери'

Конференция «Мгновение как сюжет» в Твери Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
133
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конференция «Мгновение как сюжет» в Твери»

Конференция «Мгновение как сюжет» в Твери

7-9 апреля 2016 г. в Твери состоялась международная научная конференция «Мгновение как сюжет», организованная кафедрой истории русской литературы Тверского государственного университета. Конференция «Мгновение как сюжет» продолжала исследовательскую работу, начатую кафедрой в 2012-2015 гг. в рамках серии конференций «Время как сюжет» («Прошлое как сюжет», «Настоящее как сюжет», «Будущее как сюжет», «Вечность как сюжет»). На предшествующих конференциях рассматривались «вторичные проявления» (фиксации представлений об истории), формы «спасения достоверности», модели конструирования будущего, проблема репрезентации времени и вечности и сюжетного потенциала временных категорий. Категория «мгновения» также важна, так как может приобретать значение длительности или может оставаться поэтическим образом, задающим основу временной структуры в тексте, а может выражать дискретность переживания времени. Но участники конференции (на которой прозвучало 40 докладов) не ограничились этими, наиболее очевидными интерпретациями.

Вступительное заседание открыл В.А. Кошелев (Великий Новгород) докладом «"Остановленное мгновение" и "жирный карандаш"», в котором рассматривалось противопоставление двух вариантов мгновенных впечатлений в лирике; докладчик противопоставил «мимолетное» и «вечное», продемонстрировав их сближения и расхождения в русской классической поэзии. С.В. Денисенко (Санкт-Петербург) выступил с докладом «"Незап-ный мрак иль что-нибудь такое". Роковой миг у в пушкинской сюжетике», в котором продемонстрировал значимость «зловещего» события, неожиданного и поворотного, для разрушения традиционных представлений о сюжете. Совершенно иную трактовку понятия «мгновение» предложила С.А. Васильева (Тверь), соорганизатор конференции; она рассказала о «мгновении моды» в прозе И.А. Гончарова, о восприятии преходящих жизненных явлений в разножанровых текстах. Э.Ф. Шафранская (Москва) выступила с докладом «Мгновение в классической и неклассической модели повествования», где мгновение как единица времени рассмотрено в

рамках традиционно реалистических (рассказ «Страшное мгновение» Н. Каразина) и постмодернистских (роман М. Шишкина «Взятие Измаила») представлений. По мнению исследователя, мгновение у Каразина - экспрессивно выраженное переживание в кульминационной точке развития сюжета; мгновение у Шишкина - философская категория истории. Завершилось вступительное заседание докладом И.В. Мотеюнайте (Псков) «Мгновения штандартенфюрера СС фон Штирлица и секунды лауреатов Государственной Премии СССР Р. Рождественского и М. Таривердиева». Это выступление было посвящено теме времени в сериале Т. Лиозновой «Семнадцать мгновений весны», раскрытой в рамках центральной музыкальной темы фильма. Песня «Не думай о секундах свысока» рассмотрена во взаимодействии с композицией видеоряда, которая отражает исторический, сюжетный (детективный) и биографический аспект времени.

Секционные заседания были посвящены специфике временных категорий и роли мгновения в сложившейся категориальной системе.

Отдельный блок докладов связан с проблемой дискретного времени. Н.И. Бурнашева (Москва) в сообщении «Секунда, показавшаяся часом» сконцентрировала внимание на «мгновении» в сюжетной структуре произведений Л.Н. Толстого. По мнению автора, время у Толстого всегда индивидуально и по наполнению, и по протяжённости. Мгновение - не только рождение и конец жизни человека, но и своего рода «пробуждение к истине», начало новой, «духовной», жизни многих персонажей писателя. В связи с использованным новым подходом к исследованию структуры и семантики анекдота как основного источника для понимания современного русского фольклора и русской культуры у С.Б. Потемкина (Москва) в докладе «Развязка анекдота как момент истины» обсуждались различные формы анекдотов, представляющие «момент истины» в разнообразных жизненных ситуациях.

Д.Д. Николаев (Москва) говорил о мгновенной перемене как сюжетном приеме в юмористической прозе А.Т. Аверченко. А.М. Грачева (Санкт-Петербург) сфокусировала внимание на дискретности времени в снах Алексея Ремизова. И.Б. Сазеева (Арзамас) выступила с докладом «Нелинейность времени у Амброза Бирса и Жиля Делеза», проанализировав рассказ А. Бирса «Случай на мосту через Совиный ручей» на основе концепции времени Ж. Делеза; анализ оказался весьма оригинальным, применение постмодернистского категориального аппарата позволило продемонстрировать те особенности творческой манеры Бирса, которые обычно ускользают от внимания исследователей.

Одна из секций была названа «Мгновение в системе временных категорий». Здесь, в частности, выступил Ю.М. Никишов (Тверь) с докладом «Быстрые и растянутые мгновения в поэзии Пушкина». По мнению исследователя, мгновения в поэзии Пушкина представлены широко и разнообразно. Обретая метафорическую форму, они повышают эмоциональность речи. Поэт использует этот образ при создании картин жизни. Но тот же образ важен при возрождении переживания в сознании человека. На примере послания «К ***» («Я помню чудное мгновенье...») Ю.М. Никишов показал, как отправной образ разрастается и становится многогранным и неоднозначным. Выступление О.С. Карандашовой (Тверь) было посвящено мгновению в поэтическом мироощущении И.С. Тургенева, в особенности в стихотворениях в прозе. В.Н. Сузи (Петрозаводск), выступивший с докладом «Мифопоэтический принцип остановленного мгновения в рассказе И. Бунина "Чистый понедельник": эсхатологический ракурс», пришел к выводу, что в микрокосме автора миг соотнесен с вечностью и таит потенции личного спасения в эпоху всемирных катастроф. По мнению докладчика, у Бунина проблема «время -миг - вечность» стала инструментом, способом раскрытия менее умозрительных тем: любви и призвания, культурного и исторического творчества. В докладе И.Л. Багратион-Мухранели (Москва) речь шла о стихотворении «Генералам двенадцатого года» М.И. Цветаевой. Здесь «великолепный миг» предстал формой диалога поэта, пребывающего в пространстве мифа, с героями. Автор доклада высказал гипотезу о том, что на текст Цветаевой оказали влияние «Героиды» Овидия, элегические послания покинутых женщин своим возлюбленным. Сразу в нескольких сообщениях речь шла о пространстве мифа, где миг равен вечности. В этом ключе Е.В. Никольский (Москва) рассмотрел мгновение как пусковой механизм сюжета в романе Орхана Памука «Музей невинности», а А.М. Лобин (Ульяновск) продемонстрировал роль категории «мгновение» в исторической концепции В. Сорокина, выступив с докладом «Сюжетная функция мгновения в цикле В. Сорокина "Сахарный Кремль"».

В рамках секции «Мгновение и смежные категории» выступила Н.И. Рублева (Вологда) с докладом «Мгновение длиною в вечность», представив категория двувременья в художественном мире Ф. Сологуба. По мнению автора, аксиологическая триада, лежащая в основе философской концепции Ф.Сологуба (Жизнь - Смерть / Сон - Творчество / Мечта), раскрывает в мгновении пересечение вечного и временного, позволяющее в земном существовании ощутить прикосновение бесконечного,

внести добавочное знание, подаренное пребыванием в ином мире. Г.Р. Атаянц (Тверь) в докладе «Мгновение контакта в путевых очерках Д.Л. Мордовцева», проанализировав очерки «По Испании» и «По Италии. Путевые арабески», пришла к выводу, что в данных текстах прошлое сплетается с настоящим и совершается переход от мгновенного к бесконечному, в зависимости от впечатлений героя, исторических или мифологических. В.В. Шадурский (Великий Новгород) говорил о «случае» и «мгновении» в прозе Марка Алданова, в основном уделив внимание романной форме. И.В. Миронова (Тверь) в «Мемуарах моей жизни» Софьи Константиновны Кегель определила роль мгновения как средства самопрезентации женщины, творческие амбиции которой остались неудовлетворенными.

Второй день конференции начался с «Лирического мгновения». В выступлении Е.А. Денисовой (Новосибирск) говорилось о создании иллюзии «мгновения» в стихотворении Александра Блока «Обман»; лингвистический анализ текста продемонстрировал сложный и многоуровневый характер, казалось бы, совершенно очевидных построений. А.П. Люсый (Москва) выступил с докладом «Мгновеннософия Максимилиана Волошина и Марка Алданова». По утверждению исследователя, мгновение у М. Волошина - явление пространственной логики, «построенной на законах несовместимости двух предметов в одной точке». Алданов, пытаясь воссоздать течение мировой истории как «равнодействующую бесконечно малых моментов свободы», возвращается к временному истолкованию заглавной категории. О миге тишины на материале поэзии андеграунда рассказывал в своем докладе Б.Ф. Колымагин (Москва). Обращаясь к опыту переживания молчания в стихе, автор пришел к выводу, что миг тишины является частью поэтической речи.

Соотношение категорий «мгновение» и «вечность» рассматривалось в нескольких выступлениях. М.Г. Пономарева (Ярославль) на примере исторической прозы первой половины XIX века рассуждала о принятии решения как ключевом мгновении романтического сюжета. П. С. Громова (Тверь) рассказывала об особенностях репрезентации времени в романе А.К. Толстого «Князь Серебряный». Философии мгновения, которая получила широкое распространение среди символистов, и переживанию мгновенности в буддизме, было посвящено выступление Е.В. Шахматовой (Москва). В докладе С.М. Пинаева (Москва) речь шла о мгновении как знаке вечности в поэзии и философии Максимилиана Волошина. По мысли докладчика, сам принцип художественного выражения текущего

мгновения, выхваченного из калейдоскопа жизни, восходит к эстетическим основам импрессионизма. Однако Волошина в большей степени привлекает «логический переход от импрессионизма к символизму», и в его статьях и эссе эта тема раскрыта вполне. Е.П. Беренштейн (Тверь) обозначил тему длительности мгновения на материале творчества И. Ан-ненского. Символика мгновения демонстрирует онтологический и экзистенциальный дуализм миропонимания поэта. В «Кипарисовом ларце» мгновение выступает как актуализированная концентрация экзистенциальных состояний в прошлом и будущем; переводы Анненского обнажают специфику этой категории в творчестве поэта. В докладе А.И. Кузнецовой (Москва) речь шла о роли мгновении в сюжете романа У Голдинга «Хапуга Мартин». Анализ романа выявляет специфику сжатия «спирали» воспоминаний в пределах единственного мгновения умирающего сознания. Остров оказывается моментом истины среди потока жизни, вокруг которого строится система пространственно-временных координат, и поэтому именно здесь в одиночестве и искусно созданной писателем «пограничной ситуации» герою является его истинная сущность.

К «запечатленному мгновению» участники конференции обращались неоднократно, как в тех случаях, когда речь шла о визуальной фиксации впечатлений, так и в докладах о «словесном материале». С.И. Кормилов (Москва) говорил о роли «вдруг» в «Преступлении и наказании»; в докладе суммировались наблюдения над словоупотреблением в романе Достоевского и рассматривались категориальные оппозиции, в которые встраивается «запечатленное мгновение». В.Л. Гайдук (Москва) в докладе «Опыты фиксации театрального мгновения в 1920-1930-е гг.» рассмотрела разные способы фиксации театральных постановок, которые применялись в ХХ в. Особое внимание было уделено системе, разработанной в Научно-исследовательской лаборатории Государственного театра им. Вс.Э. Мейерхольда Л.В. Варпаховским и Вс.Э. Мейерхольдом в середине 1930-х гг. Автор пришел к выводу, что Л.В. Варпаховский включает в свою систему все существующие достижения в области театральной нотации; тотальная фиксация театральных мгновений становится неизбежным следствием внедрения новой модели. П.А. Волошин (Москва) избрал для анализа нетривиальный материал - песни о фотографии, в которых оппозиция «вечность / мгновение» коррелирует с основной темой. Докладчик, проанализировав песенные тексты (как бардовской песни, так и рок-поэзии) разных лет, где акцентирован мотив фотографии и фотографирования, уделил особое внимание взаимодействию времен-

ных категорий внутри песенного текста, который фиксирует «мимолетность» - и вместе с тем ориентирован на «запечатление в вечности». Н.К. Загребельная (Киев) в докладе «Лирический момент и мгновение фотографии» рассматривала уже не песни, а стихотворения о фотографии, репрезентирующие съемку или созерцание фотоизображения. По мнению исследователя, фотография останавливает мгновение (фиксирует доли секунды), но в лирическом тексте посредством различных приемов (детализации, повтора, амплификации и др.) это мгновение раскрывается и углубляется. Тему «визуализации» мгновений продолжила С.Н. Еланская (Тверь), которая анализировала культовые советские фильмы в поисках «счастливых мгновений советского кино». Несомненно, самым ярким в этом ряду стал фильм «Покровские ворота», где потенциал мгновения раскрывается (пусть и в идеологически заданных рамках) с достаточной полнотой.

Заключительное заседание началось с «Мгновений, которые не смог или не захотел остановить Бродский» О.И. Федотова (Москва). Вопреки названию, доклад был посвящен не отсутствующим текстам, а намеченным, потенциально существующим «мгновениям», которые оказались выключенными из течения лирического времени. Ю.В. Доманский (Москва) говорил о контекстуальном смыслообразовании в вариантах песни Егора Летова «И снова темно» (из альбома «Некрофилия» 1987 г. и альбома «Русское поле экспериментов» 1989 г.). Сопоставление проводилось на базе лирического сюжета, в котором важную роль играет мотив мгновения: и как эксплицированный в вербальном субтексте, и как включенный в характеристику звучащей природы песни, и как родовая особенность лирики. В заключительном выступлении А.Ю. Сорочана (Тверь) речь шла о роли мгновения в системе континуальных и дискретных моделей темпоральности. Дискретность нашего понятийного мышления приводит к фиксации мгновений. Но сакральный опыт, несомненно, континуальный, требует описания неуловимого мгновения. Заявленная антитеза рассматривалась на нескольких уровнях: индивидуальных точек зрения, природы / цивилизации, сакрального / профанного. Докладчик, резюмируя выступления, прозвучавшие на конференции, сделал вывод: ценность мгновения, как ни парадоксально, в отсутствии устоявшейся ценности. Перед нами амбивалентная категория, законы трансформации которой можно установить. Но отличие от временных категорий, которые рассматривались на предшествующих конференциях в Твери, телеологический статус мгновения неопределим. Ибо мгновения формируют

не только время, но и образ человека в нем. И в дальнейшем, расширяя представления о сюжетном потенциале временных категорий, участники проекта рассчитывают приблизиться к описанию ценностной системы, сочетающей разные модели организации темпоральности.

Г. Р. Атаянц, А. Ю. Сорочан

Сведения об авторах:

Атаянц Гаяне Рафаеловна, аспирант кафедры истории русской литературы Тверского государственного университета. E-mail: gayka7713@mail.ru;

Сорочан Александр Юрьевич, докт. филол. наук, профессор кафедры истории русской литературы Тверского государственного университета. E-mail: bvelvet@ yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.