Научная статья на тему 'Конференция «Вечность как сюжет» в Твери'

Конференция «Вечность как сюжет» в Твери Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
74
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конференция «Вечность как сюжет» в Твери»

ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕР. 9. ФИЛОЛОГИЯ. 2015. № 2

КОНФЕРЕНЦИЯ «ВЕЧНОСТЬ КАК СЮЖЕТ» В ТВЕРИ

Конференция «Вечность как сюжет», которая состоялась 8-11 апреля 2015 г., стала продолжением проекта, начатого кафедрой истории русской литературы Тверского университета в 2012-2014 гг.: конференций «Прошлое как сюжет», «Настоящее как сюжет», «Будущее как сюжет» и одноименных сборников. Основная проблема, которой было посвящено мероприятие, -исследование художественных стратегий освоения сюжетного потенциала времени в литературе, изучение сюжетного потенциала «вечности». Это позволяет не только исследовать состав и структуру «вечных» сюжетов, но и определить самые возможности репрезентации вневременного. На конференции «Прошлое как сюжет» внимание исследователей привлекали «вторичные проявления» - тексты, в которых фиксируется не самый объект (история), а представление о нем. Участники проекта «Настоящее как сюжет» обращались к специфическим формам «спасения достоверности» (П. Рикёр). В центре внимания конференции «Будущее как сюжет» были различные модели конструирования будущего в литературе и искусстве. Проблема репрезентации времени и вечности и сюжетного потенциала временных категорий осталась ключевой и в данном случае.

В конференции приняли участие более 50 исследователей из городов России и ближнего зарубежья. Открылась конференция нетривиально -презентацией проекта Института языкознания РАН «Мировые поэтические практики», которую провели руководитель проекта Н.М. Азарова и поэты Алла Горбунова и Николай Звягинцев. Речь шла не только о создании «вечных правил» поэтического творчества, но и о разных формах фиксации вечности в лирике; интересное решение проблемы вечности/времени Н.М. Азарова нашла в своей новой книге, озаглавленной «Календарь».

Научные доклады звучали в следующие два дня. Традиционно программа складывалась из нескольких тематических блоков, которые были обозначены в рамках пленарного заседания. Один из организаторов конференции А.Ю. Сорочан (Тверь) выступил с докладом «Филология регепшв: к проблеме построения традиционалистского литературоведения». Докладчик поставил вопрос о существовании «вечной филологии» как аналога «вечной философии» или «вечной эстетики». Идея такого универсального ключа к литературе претерпевала трансформации - и социологические, и сакральные схемы в равной степени претендуют на создание непрерывной традиции. Отыскать ее сильные стороны - одна из насущных задач «перен-ниалистского» литературоведения. Доклад Э.Ф. Шафранской (Москва) был посвящен вечной теме словесности - созданию образа «этнически иного». Любопытный поворот в изучении еврейской темы в русской литературе оказался возможен, поскольку традиционные уже имагологические категории к творчеству русских/израильских авторов оказываются неприменимы и для описания действительно вечной темы оказывается необходим новый научный аппарат. В докладе Н.М. Азаровой (Москва) рассматривались употребления слова «вечность» в русской поэзии ХХ в. Докладчик наглядно

продемонстрировала, как меняется актуальность понятия, как оно исчезает в текстах отдельных авторов, пытающихся воссоздать «мгновение», и как постоянно возвращается в произведениях поэтов (в первую очередь старших символистов), пытающихся отобразить Вечность, в которой видят единое целое. Продолжением этого выступления стало сообщение Б.Ф. Колымагина (Москва) о сюжетном потенциале «вечности» в современной поэзии.

Противопоставление «вечного» и «временного» стало основой целого ряда докладов. Один из организаторов конференции С.А. Васильева (Тверь), отталкиваясь от упоминаний о философии И.Г. Гердера в черновиках «Войны и мира», продемонстрировала актуальность антитезы «жизни временной» и «жизни вечной» в творческом сознании Толстого; однако этот локальный материал позволил поставить вопрос об изменении толстовской системы образов и критериев оценки персонажей. Категория «вечности» оказалась более чем сюжетной...

Доклад И.В. Мотеюнайте (Псков) был посвящен анализу употреблений лексемы «вечность» в романе С.Н. Дурылина «Колокола» и повести И.С. Шмелева «Лето Господне». «Вечное» у обоих авторов, в соответствии с христианскими представлениями, тесно связано с оценкой земного пути человека. При этом напоминание о наказании всегда сюжетно мотивировано, а значение награды (бессмертия и воскрешения) привязано в текстах к темам смерти (Шмелев) и Пасхи (оба автора). В докладе подчеркивается, что аудиальным воплощением «вечного» у обоих писателей стал колокольный звон. Это совпадение в двух разных поэтиках объясняется значимостью и идеологичностью музыки в эпоху модернизма, актуализированной в культуре работой Фр. Ницше «Рождение трагедии из духа музыки».

В целом ряде докладов рассматривались противопоставления вечного и временного в лирических текстах. А.Е. Новиков (Череповец) рассказывал о земном и вечном у Н.М. Рубцова, а А.М. Бойников (Тверь) - о «мгновении» и «вечности» в стихах В.Н. Соколова. Исключительно продуктивной оказалась философская антитеза - И.Б. Сазеева (Арзамас) построила доклад на малоизвестных текстах французского философа Б. Фондана, для которого категории «бездны» и «вечности» стали ключевыми. Опираясь на «опыт бездны» в творчестве Бодлера, Фондан сконструировал умозрительную, но исключительно эффектную модель вечности, в которой отдельные утопические элементы как бы растворены.

А.В. Устинов (Кострома), рассматривая произведения Д.Л. Мордовцева (прежде всего роман «Великий раскол»), обратился к диалектике Вечного и Исторического. Для Мордовцева в целом характерны масштабные поэтические обобщения, в его текстах обширные цитаты из исторических источников перемежаются медитациями о природе и религии, в основе которых - как раз примат Вечного. Неорганичность таких сочетаний докладчик изящно отразил и объяснил, хотя многочисленные повторы «вечных образов» в текстах Мордовцева не получили более или менее обстоятельной интерпретации.

Завершали этот тематический блок доклады, основанные на очень разном материале, но вплотную подходящие к осмыслению темы «вечность и смерть». С.Г. Дюкин (Пермь) рассказывал о специфическом типе соотношения между движением модальной личности культуры к обретению бесконечного существования и, наоборот, танатативными устремлениями в венгерской литературе. Данная культурема устойчиво занимает важное

место в венгерской словесности, как в классических, так и в современных текстах. В основе обозначенной дихотомии лежит борьба с бесконечным пространством, с одной стороны, и движение в сторону вечного трансцендентного покоя, с другой стороны. В.В. Федоров (Челябинск) выступил с докладом «Пространственные образы вечности/абсолюта как осмысление культурного распада в современной российской прозе». В ситуации любого парадигмального слома наблюдается переживание утраты незыблемой вечности, символизировавшей гармонию, вневременной порядок. В новой российской прозе так представлена постсоветская действительность, заполненная обломками некогда вечных идеалов (идеологем) - государства, человека, трансцендентного. Их воплощением становятся пространственные образы вечности / абсолюта, зримо представляющие утраченный идеал, указывающие на изначальную целостность мира советской цивилизации. Ключевыми в романах Л. Юзефовича, О. Славниковой, Д. Глуховского, Т. Толстой являются публичное пространство (библиотека, дом народного собрания), коммуникационное и техническое пространство (метро, башня-антенна, промышленное предприятие), пространство власти (Кремль). Однако функциональная значимость таких образов заключается и в попытке найти новую повествовательную модель для текстов в эпоху хаоса («новая нарративная целостность»). Аналогичные проблемы на ином материале (роман А. Волоса «Маскавская Мекка») решал А.М. Лобин (Ульяновск).

Дискуссия о вечном и временном продолжилась, когда речь зашла о мотивах и образах, с которыми связано представление о вечном. Ю.В. До-манский (Москва) рассмотрел известную композицию «Здорово и вечно» группы «Гражданская оборона» как последовательное выражение целой системы трансцендентных представлений. Был задействован не только звуковой, но и визуальный ряд (оформление альбома, иллюстративный материал); комментарий к песне оказался необходимым - не всегда то, что «здорово», остается «вечным».

В докладе Л.В. Алешиной (Орел) для обсуждения образов вечности был избран нетривиальный материал. Рассматривались взгляды Н.С. Лескова на проблему «вечности», высказываемые в письмах близким и родным людям. Представления о том, «как воспитать себя для вечной жизни», были полностью обусловлены нравственно-религиозными чувствами писателя. Интересные связи «образов вечности» с мировоззренческими установками авторов продемонстрировал Е.П. Беренштейн (Тверь) на примере «Золота в лазури» А. Белого, а О.И. Федотов (Москва) - на примере лирики В. Ходасевича.

Образа парка/сада в пенталогии Вс.С. Соловьева «Хроника четырех поколений» тесно связан с образом вечности, как показала С.М. Ляпина (Елец). Образ парка присутствует в романе на протяжении всего повествования: в парке начинается и заканчивается история рода Горбатовых, здесь совершаются наиболее важные, ключевые события хроники. Постоянно возникающий в романе образ парка/сада символизирует некое вневременье. С этим образом неразрывно связан повествователь, который в старом парке находит убежище от реалий современной ему жизни.

В.Л. Гайдук (Москва) анализировала специфику «вечных мотивов» в постановке «Командарм 2» - Вс.Э. Мейерхольд поставил эту пьесу И.Л. Сель-винского в 1929 г., существенно изменив текст. Сравнение авторского и режиссерского текста пьесы позволяет выявить разницу в интерпретации

вечных мотивов Вс.Э. Мейерхольдом и И.Л. Сельвинским. Режиссер задает свое видение маленького человека не только посредством текста спектакля, но и при помощи его музыкального оформления, костюмов, грима и построения мизансцен актеров. Другое обращение к «вечности» в драматургии также вызвало интерес -Д.Д. Николаев (Москва) обратился к пьесе Н. Евреинова «Театр вечной войны», в которой травестированы события Первой мировой; один из интереснейших образцов режиссерского театра позволяет по-новому оценить опыт переживания вечного в произведении подчеркнуто «актуальном».

В основном мотивы вечности рассматривались в статике; к числу исключений следует отнести доклад С.И. Кормилова (Москва), в котором была продемонстрирована эволюция представлений о вечности в творчестве М.Ю. Лермонтова; вечность «спасительная» и вечность пугающая не соприсутствуют, авторское «я» переживает трансформации, и вечность позднего Лермонтова не идентична представлению, зафиксированному в ранних стихах. (Следует отметить, что другой «лермонтовский» доклад, Е.Л. Сосниной (Пятигорск), был посвящен вечности сугубо статичной.) Также об эволюции мотива говорил и Ю.М. Никишов (Тверь), выступивший с докладом «Лик вечности в творчестве Радищева и Державина». В докладе Л.Н. Комарницкой (Каменец-Подольск, Украина), напротив, было показано, как трансформация одного фантастического мотива (путешествий во времени) позволяет сохранить установку на «вечность» в текстах, казалось бы, посвященных актуальным научным проблемам и укорененным в современности.

На конференции была и молодежная секция, но весьма необычно построенная - все доклады молодых исследователей были связаны с темой «вечных сюжетов» в литературе. Интерпретировалась заявленная тема по-разному - от авторских установок (доклад Н.С. Беловой из Вологды «Вечная женственность ныне в теле нетленном на землю идет» о женских образах в творчестве А. Ремизова) до структурного анализа концептов (доклад В.А. Генераловой (Санкт-Петербург) «Ось вечности» в рассказе В.Г. Короленко «Мать»). В докладе В.Д. Томилиной (Тверь) проблема вечных ценностей рассматривалась на примере констант детективного сюжета у Э. По и А. Конан Дойла; доклад Е.В. Лабай (Черновцы, Украина) был посвящен «Фаустовскому сюжету в контексте вечности»; А.А. Елкина (Тверь) охарактеризовала трансформации сюжетов романов Ф.М. Достоевского в японской литературе.

Завершилась основная часть конференции докладом о вечности в фольклоре: С.В. Денисенко (Санкт-Петербург) говорил о японских кумулятивных сказках. Этот поджанр в японском фольклоре не слишком значителен по объему, но весьма показателен. Вечность и бесконечность не уравниваются, а обретают новые смыслы, сказка бесконечна, но путь в Вечность оказывается логически структурированным и завершенным. Кроме того, выступление, сопровождавшееся иллюстрациями докладчика, оказалось и изящной кодой, давшей возможность обсудить перспективы проекта, который, несомненно, будет продолжен в Твери...

А.Ю. Сорочан, Э.С. Степанова

Сведения об авторах: Сорочан Александр Юрьевич, докт. филол. наук, профессор кафедры истории русской литературы Тверского государственного университета. E-mail: bvelvet@yandex.ru; Степанова Эвелина Сергеевна, аспирант кафедры истории русской литературы Тверского государственного университета. E-mail: milalinaby@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.