Научная статья на тему 'Конференция «Актуальные проблемы защиты прав потребителей»'

Конференция «Актуальные проблемы защиты прав потребителей» Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1046
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конференция «Актуальные проблемы защиты прав потребителей»»

повысили бы значение института семьи. В частности, предлагается:

1. Приравнять труд матери по воспитанию детей к другому полезному труду, установив специальное пособие женщинам по многодетности.

2. Создавать жилищные проекты на строительство жилья для многодетных семей с учетом его близости к образовательной инфраструктуре.

3. Законодательно закрепить возможность летнего отдыха граждан в составе всей семьи.

4. Законодательно принять дополнительные гарантии права родителей на воспитание детей, включая формирование их мировоззрения и образа жизни, а также ограждение их от совершения опасных и безнравственных поступков.

5. Внести в Конституцию РФ особое положение о защите семьи, поддержке многодетных семей. Исключить из законных и подзаконных актов неконкретные основания для вмешательства в семейные отношения, такие как «ненадежное воспитание», «низкий материальный уровень» и др.

6. Рекомендовать в общеобразовательных школах с 1-го по 4-й классы преподавание учителям-женщинам, в старших же классах максимально привлекать к преподаванию мужчин при условии обеспечения достойной заработной платы.

7. Возобновить в образовательных школах страны преподавание начальной военной подготовки.

8. Добавить в школьный курс Основ православной культуры факультативы по этике семейных отношений.

Шапсугова М. Д.

КОНФЕРЕНЦИЯ «АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ

ЗАЩИТЫ ПРАВ

28 октября 2011 г. в Южно-Российском институте-филиале РАНХиГС состоялась конференция «Актуальные проблемы защиты прав потребителей», проводившаяся кафедрой гражданского и предпринимательского права ЮРИФ РАНХиГС (далее ЮРИФ), Южным филиалом Института государства и права РАН, Северо-Кавказским отделением Российской академии юридических наук, Ростовским отделением Молодежного союза юристов РФ.

С приветственным словом к участникам конференции обратились заведующий кафедрой гражданского и предпринимательского права ЮРИФ, д.ю.н., профессор С. А. Зинченко, директор Южного филиала ИГП РАН, д.ю.н., профессор Д.Ю. Шапсугов, судья Пятнадцатого апелляционного суда В. В. Галов, к.ю.н., доцент Н.А. Сармин, председатель Ростовского отделения МСЮ РФ М.Д. Шапсугова.

В конференции приняли участие студенты 5-го курса дневного отделения ЮРИФ РАНХиГС.

Д. Заикина, руководитель направления по научной работе Ростовского отделения МСЮ РФ посвятила свое выступление законодательству об изменении федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей. По мнению Д. Заикиной, с принятием Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года N 2300-1 получил свое закрепление институт государственной

ПОТРЕБИТЕЛЕИ»

и общественной защиты потребителей. Для данного этапа характерным было наличие не одного, а нескольких контрольных органов, между которыми распределялись отдельные полномочия по государственной защите прав потребителей, при этом сами полномочия органов, равно и правовые средства реагирования на правонарушения достаточно не регламентировались.

Статья 40 Закона РФ о «О защите прав потребителей» претерпела восемь редакций. В настоящее время осуществление федерального государственного надзора является компетенцией только одного федерального органа исполнительной власти. Закреплена система надзора, аналогичная системе общего прокурорского надзора. Последствия столь серьезного вмешательства государства в регулирование горизонтальных гражданских правоотношений, основанных на равенстве участников гражданского оборота, по мнению Д. Заикиной, покажет практика реализации нововведений.

Вопросы административной ответственности в механизме защиты прав потребителей затронула С. Королева, руководитель направления по работе с общественностью Ростовского отделения МСЮ РФ. Так, за нарушение прав потребителей законодательство устанавливает не только гражданско-правовую, но и административную ответственность. Гражданско-правовая ответствен-

112

М.Д. Шапсугова

ность вытекает, как правило, из договорных отношений и заключается в основном во взыс—кании неустойки и убытков. Административно-правовая от—ветственность является следствием осуществления федераль—ными органами исполнительной власти своих контрольных функций и состоит в наложении штрафов и выдаче предпи—саний различного рода на правонарушителей-граждан и юри—дических лиц.

Рассмотрев основные составы административных правонарушений в области защиты прав потребителей С. Королева пришла к выводу, что положительные сдвиги в экономике страны, перспективы развития предпринимательства, рост доходов населения влияют на состояние потребительского рынка - расширяется ассортимент товаров, услуг. Взаимоотношения предпринимателя и потребителя будут развиваться, что потребует дальнейшего совершенствования их правового регулирования, более четкого закрепления взаимных прав и обязанностей, а также механизма обеспечения и защиты прав потребителей.

Правовому положению лица, использующего товар, как потребителя, посвятил свое выступление Д. Барсуков. Он отметил, что первая редакция Закона «О защите прав потребителей» 1992 года предполагала тождественность понятий «потребитель» и «приобретатель». В результате оказывались ущемленными права тех людей, которые не сами покупали товар или заказывали услугу, а получали, его, например, в качестве подарка. В 1999 г. в закон были внесены изменения, в итоге которых было закреплено, что потребителей может быть несколько и покупатель совсем не обязательно становится единственным потребителем приобретенного им товара, заказанной работы или услуги. Теперь приобретатель оказывается полноправным потребителем подаренного товара. Цели, для которых приобретается товар, заказывается работа (услуга), должны быть исключительно личными (бытовыми, семейными, домашними). Не является потребителем гражданин, который, приобретая товары (работы, услуги), использует их в деятельности, осуществляемой им самостоятельно на свой риск с целью систематического извлечения прибыли, для осуществления предпринимательской деятельности либо в связи с приобретением товаров, выполнением работ и оказанием услуг в целях удовлетворения потребностей предприятий, учреждений, организаций. В соответствии с содержанием ст. 39 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случа-

ях, когда договоры об оказании отдельных видов услуг по своему характеру не подпадают под действие гл. III Закона РФ «О защите прав потребителей», регулирующей отношения при выполнении работ (оказании услуг), применяются правовые последствия, предусмотренные ГК РФ и другими законами, регулирующими отношения по договорам об оказании таких услуг. К таким договорам, в частности, относится договор банковского вклада, а также договор страхования и отношения, вытекающие из договора государственного займа. При этом, поскольку ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления по определению не являются субъектами правоотношений, регулируемых Законом РФ «О защите прав потребителей», отмена или признание недействительными (оспаривание) изданных ими правовых актов, не соответствующих потребительскому законодательству, могут и должны осуществляться по общим правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Актуальные проблемы защиты прав потребителей при дистанционном способе продажи рассмотрел Е. Рязанцев. По его мнению, в целях преодоления недобросовестного поведения продавцов и пресечения возможных попыток злоупотребления с их стороны, необходимо:

1) внести изменения в Правила продажи товаров дистанционным способом. Установить обязательные требования для продавца, указывать по аналогии с вывеской, полную информацию о лице, осуществляющем продажу. При такой ситуации, потребитель будет иметь возможность ознакомиться с фигурой продавца заранее и сделать осознанный выбор, а так же быть уверенным в возможности защитить свои права, располагая необходимым минимумом информации.

2) передать контроль экономической деятельности интернет-магазинов из сферы ведения государственных органов компаниям, предоставляющим доменные имена и серверы. Ввести субсидиарную ответственность таких компаний за причиненный ущерб в случае выявления нарушений прав потребителей со стороны сайта.

3) создать бесплатные торговые реестры интернет-магазинов, в которых будут содержаться актуальные сведения о наименовании, адресе, ОГРН, контактных телефонах и ответственных лицах продавцов, вступление в которые будет иметь обязательный характер.

Однако мы можем пойти другим путем. В США и странах Западной Европы интернет магазины уже давно пользуются популярностью. При этом в конкурентной борьбе остались всего несколько крупных интернет-магазинов, каждый из которых заинтересован в защите своих клиентов от нарушений их прав. У подобных магазинов существует целая система урегулирования споров, при которой претензия подается самому интернет-магазину (который, ничего не продавая сам по себе, является посредником между сетью малых продавцов и покупателей), а тот в свою очередь самостоятельно связывается с продавцом и проверяет степень обоснованности претензий. Существует и система рейтингов, в ко-

торой у покупателя, заключившего договор, имеется возможность оценить качество обслуживания конкретным продавцом. В такой ситуации продавец заинтересован в высоком качестве своих услуг, так как это автоматически становится достоянием общественности. Необходимо законодательно закреплять дополнительные гарантии прав потребителей при продаже товаров дистанционным способом. И интернет-рынок будет существовать на принципах добросовестности, защиты прав потребителя, своевременного досудебного урегулирования споров и саморегулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.