2410-6070 ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА №5 / 2019
смерти, лучше всего осознавали смысл своей жизни. Это объясняется тем, что понимание скорой потери всего материального, заставляет человека отбросить это все на задний план и понять, что именно ценно.
Смысл жизни не абстрактная вещь. Получить ответ на вопрос "в чем смысл жизни" может каждый человек, для этого необходимо нести ответственность за свою жизнь и поступки. Об этом говорил Франкл, когда писал: "Проживи жизни так, как будто ты живешь уже второй раз, и как будто в первый раз сделал ошибку, именно так, как собираешься сделать сейчас! "[2]. Список использованной литературы:
1.Франкл В. Воля к смыслу.- М.: Прогресс, 1998
2.Франкл В. Неслышная мольба о смысле: психотерапия и гуманизм.- М.: Прогресс, 1998
©Тамарова М.А., 2019
УДК 128
Тамарова М. А.
студент 2 курса УлГТУ, г. Ульяновск, РФ Е-mail: [email protected]
"КОНЕЦ ИСТОРИИ": МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ Аннотация
В статье рассматривается восприятие концепта "конца истории" с точки зрения различных философов, относящихся к разным эпохам. Множество философов приходят к выводу о том, что исторический процесс имеет смысл только того, когда он имеет завершение.
Ключевые слова Философия, психология, конец истории, история, эсхатология
Тема истории в философии является одной из центральных. В этой связи большое количество философских вопросов, так или иначе, затрагивают тему истории. Одним из таких вопросов является вопрос о возможности существования конца исторического процесса. В каждой эпохе существовал философ, который затрагивал данный вопрос в своем творчестве. Как человеческая жизнь потеряла бы смысл, будь она бесконечна, так и понятие "конец истории" является неотъемлемым смысл образующим фактором всего исторического процесса. Шопенгауэр прекрасно описал бессмысленность человеческого существования, если бы тот был бессмертным: "Оцепеневшая неизменность и роковая ограниченность всякой индивидуальности как таковой в случае ее бесконечного существования, наверное, своей монотонностью породила бы в конце концов такое пресыщение ею, что люди охотно согласились бы превратиться в ничто, лишь бы только избавиться от нее"[1]. Исторический процесс можно рассматривать как сумму человеческих жизней. Из этого следует, что отсутствие "конца истории" сделало бы бессмысленным всю историю человечества. Чтобы увидеть динамику развития требуется видеть начало и конец пути. Иначе, история предстает застывшей во времени, не имеющей развития.
В начале развития истории проблема ее возможного конца освещалась в древних мифах. Концепция "конца истории" или ее мотивы в первобытном виде присутствовала во многих мифах и надежно закрепилась в сознании древних людей. Позднее эти мотивы стали частью религиозного мировоззрения в эпоху средневековья, впоследствии перешли в философию. В христианстве под понятием "конец истории" понимается конец света, ознаменованный вторым пришествием Иисуса Христа.
Еще в эпоху античности предпринимались попытки понять направление исторического процесса,
появилась идея цикличности. При этом они не отвергали идею конца истории. Для древних греков вечным был только космос, в то время как "мир людей" был тем, что могло исчезнуть и возникнуть вновь.
В философии средневековья о концепции "конца истории" говорил св. Августин. Он утверждал, что: "Земной град не будет вечным, и прежде всего потому, что его назначением является не более чем исполнения числа праведников, предназначенных к спасенью". Философ утверждал, что у всего в мире есть начало и конец. Отвергать эту мысль совершенно неправильно, так как таким образом отрицается факт божественного творения.
В эпоху марксизма под понятием "конец истории" понималось построение коммунистического общества на земле, не имеющее классовой борьбы, которое марксистами понималось, как двигатель истории. Маркс писал: «Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества" [2].
В современной философии проблема "конца истории" обсуждается не меньше. Прежде всего эта тема ассоциируется с именем Ф. Фукуямы - американского философа и политолога. Свои идеи он изложил в книге "Конец истории и последний человек", в которой он заявил, что всемирное распространение либеральной демократии свидетельствует об окончании социальной и культурной эволюции человечества: "Мы не можем представить себе мир, отличный от нашего по существу и в то же время - лучше нашего"[3]. На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема конечности исторического процесса жила в умах людей на протяжении всего пути развития человечества. Каждый человек пытается найти смысл существования и существования человечества вообще, увидеть конечную цель всего. Всем мыслям на эту тему присуще эсхатологические мотивы. Таким образом, понятие "конец истории" выступает в качестве объяснения всех социальных и исторических процессов. Несомненно, наличие самого этого понятия является для человека определяющим в вопросах нравственности и детерминирующим его поступки.
Список использованной литературы:
1. Шопенгауэр А. Мир как воля и преставление / А. Шопенгауэр. - В 2 т. - Т. 2. -Минск, 1999. - с. 627
2. К. Маркс. К критике политической экономии (предисловие, январь 1859) // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 13. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. - С. 7-8.
3. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. - М., 2004. - С. 9.
© Тамарова М.А., 2019
УДК 1
М. И. Чечнева
студентка 2 курса
Ульяновский Государственный Технический Университет
г. Ульяновск, РФ E-mail: [email protected]
ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА
Аннотация
В данной статье рассматриваются теории русского космизма и вкратце описываются идеи основоположников данного мировоззрения.
Ключевые слова:
Космос, космизм, русский космизм, человек, человечество, мир