Научная статья на тему 'Человек в экстремальной ситуации: концпция логотерапии В. Франкла'

Человек в экстремальной ситуации: концпция логотерапии В. Франкла Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
618
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГОТЕРАПИЯ / ФИЛОСОФИЯ / ПСИХОЛОГИЯ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / ВОЛЯ К СМЫСЛУ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тамарова М.А.

В данной статье освещается тема смысла жизни с точки зрения логотерапии основателем, которой является Виктор Франкл. Рассматривается предложенная концепция смысла человеческой жизни, заключающаяся в страданиях и преодолении их ради достижения счастья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Человек в экстремальной ситуации: концпция логотерапии В. Франкла»

социальных сетях. Благодаря таким платформам как: «Одноклассники», «ВКонтакте», «Facebook», «Instagram», «Telegram» производится коммуникация между людьми в личной беседе, либо в различных группах, которые удовлетворяют интересам каждого индивида.

«Признание и самоутверждение» достигается с помощью трансляции своих умений, талантов или просто хобби в социальных сетях. В зависимости от количества «лайков», комментариев и подписчиков определяется успешность человека в сети. Наиболее часто люди достигают так называемого признания с помощью «YouTube», «Instagram», «ВКонтакте», в которые люди выкладывают фото или видео, где они поют, танцуют, читают стихи и т.д.

Потребность «самовыражения» в структуре социальных сетей является трендом настоящего времени и находит свое проявление в публичном изложении фото- и видеоматериала, преимущественно с личным участием индивида, на обзор аудитории интернет-сообщества. На реализацию данной потребности направлены практически все социальные сети, среди которых особо популярны «Instagram», «Twitter» и «YouTube».

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что социальные сети полностью удовлетворяют ключевым потребностям по пирамиде Маслоу. Более того, их реализация в Интернете обладает более широкими возможностями, чем в естественной форме общения.

Заключение

На основе анализа использования социальных сетей обществом, мы получаем, что их применение в условиях современной реалии не противоречит пирамиде потребностей Маслоу. Используя сервисы социального общения, человек во много раз приумножает свои возможности при реализации собственных потребностей . Но, тот факт , что человек большую часть своей сознательной жизни проводит в социальных-сетях несет катастрофическую угрозу основам механизма естественного общения. Поэтому не стоит ставить в приоритет виртуальный мир над живым общением. Список использованной литературы:

1. Макеев С.Н. Социальная сеть как средство удовлетворения потребностей человека в условиях расширенной объективно-виртуальной реальности // Контекст и рефлексия: философия о мире и человеке. 2016. № 2. С. 65-73.

2. Курбанова З.А. Роль социальных сетей в современном социуме // Электронный рецензируемый журнал SCI-ARTICLE.RU. URL: http://sci-article.ru/stat.php?i=1416403572 (Дата обращения: 26.04.2019)

3. Социальная сеть // Википедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD% D0%B0%D1%8F_%D1%81%D0%B5%D1%82%D1%8C (Дата обращения: 26.04.2019)

4. Шесть сфер, где россиян поджидает утечка данных // Российская газета. URL: http:// rg.ru/2014/01/28/personal-site.html (Дата обращения: 26.04.2019)

© Гатиатуллина А.Р., Захаров Д.О., 2019

УДК 128

Тамарова М. А.

студент 2 курса УлГТУ, г. Ульяновск, РФ E-mail: marianart@bk.ru

ЧЕЛОВЕК В ЭКСТРЕМАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ: КОНЦПЦИЯ ЛОГОТЕРАПИИ В. ФРАНКЛА

Аннотация

В данной статье освещается тема смысла жизни с точки зрения логотерапии основателем, которой

является Виктор Франкл.

Рассматривается предложенная концепция смысла человеческой жизни, заключающаяся в страданиях и преодолении их ради достижения счастья.

Ключевые слова

Логотерапия, философия, психология, смысл жизни, воля к смыслу

Логотерапия - это направление психотерапии, направленное на то, чтобы помочь человеку найти смысл его жизни. Основателем данного вида психотерапии является Виктор Франкл - австрийский психиатр, психолог и невролог.

В основу концепции логотерапии входят следующие понятия: свобода воли, воля к смыслу, смысл жизни. Первой необходимой вещью на пути к поиску смысла жизни является свобода воли, представляющая собой возможность для человека делать собственный выбор, который не зависит от каких-либо обстоятельств. Франкл утверждал, что жизнь имеет смысл при любых условиях и призывал людей не впадать в отчаяние. Само отчаяние психиатр определял как, "страдание без смысла". Говоря о том, что человек, который не может увидеть смысла в своих страданиях склонен к отчаянию. Но если в страданиях удается найти смысл, то они преобразуются в достижения. Для этого человеку нужно понимать, зачем и ради чего он переживает эти страдания.

Воля к поиску смысла представляет собой первичную мотивацию для человека. Именно данное явление отличает человека от животного, поскольку, животное не задумывается о смысле своего существования. Франкл прибегает к понятию "воля" не просто так. Данная мотивация не может быть "потребностью", потому что, по словам психиатра: «Если бы человека действительно влекло к смыслу, он бы начинал следовать ему только ради того, чтобы избавиться от этого влечения, и восстановить свой внутренний гомеостаз. Таким образом, ему нужен был бы не столько смысл как таковой, но свое собственное равновесие, и, в конечном счете, он сам»[1].

Понятие "воли к смыслу" Франкл противопоставляет адлерианскому стремлению к превосходству, которое направлено на компенсацию неполноценности. Стремление к смыслу для человека является мощной мотивацией. В случае же, если стремление к смыслу у человека фрустрировано, такой человек становится склонным к апатии, неврозу, клинической симптоматике.

В логотерапии существование смысла жизни не поддается ни малейшему сомнению. Он существует заранее, человеку остается его найти, а не изобрести самому. Если существует бытие, значит, существует и его смысл. К данной мысли приходили и другие выдающиеся мыслители: в философии Канта смысл существует априори, а Хайдеггер определял смысл жизни как " экзистенциал".

Если жизненную ситуацию, в которую попал человек невозможно изменить, то требуется изменить отношение к этой ситуации. Данную мысль Виктору Франклу было суждено проверить и доказать на собственном примере, когда во время второй мировой войны он оказался узником концентрационного лагеря, за стенами которого, ежедневно умирали сотни людей. Кто-то был убит насильно, кто-то умирал от истощения и голода, но было немало тех, кто кончал жизнь самоубийством, не видя смысла в дальнейшей жизни и страданиях. По мнению Франкла выживали "те, для кого ориентиром служил смысл, миссия, которую нужно было выполнить в будущем". Главный фокус был на задаче, ожидающей исполнения в будущем, или на человеке, с которым заключенный снова хотел встретиться, именно это было тем, что поддерживало и помогало заключенным выжить. Если не находилось причины ради чего или кого жить, то само выживание человека было вряд ли возможным.

Для того чтобы найти смысл жизни и быть счастливым, уйти от неприятных моментов жизни, человеку необходимо принимать решения несмотря на условия, которые, как может казаться, определяют его поведение. Человек может действовать свободно, в согласии с окружающими его обстоятельствами, используя то, что ему дано, но если будет необходимость, человек должен действовать вопреки своим условиям.

Согласно ряду исследований проведенных в конце двадцатого века, люди, оказавшиеся наиболее близки к

смерти, лучше всего осознавали смысл своей жизни. Это объясняется тем, что понимание скорой потери всего материального, заставляет человека отбросить это все на задний план и понять, что именно ценно.

Смысл жизни не абстрактная вещь. Получить ответ на вопрос "в чем смысл жизни" может каждый человек, для этого необходимо нести ответственность за свою жизнь и поступки. Об этом говорил Франкл, когда писал: "Проживи жизни так, как будто ты живешь уже второй раз, и как будто в первый раз сделал ошибку, именно так, как собираешься сделать сейчас! "[2]. Список использованной литературы:

1.Франкл В. Воля к смыслу.- М.: Прогресс, 1998

2.Франкл В. Неслышная мольба о смысле: психотерапия и гуманизм.- М.: Прогресс, 1998

©Тамарова М.А., 2019

УДК 128

Тамарова М. А.

студент 2 курса УлГТУ, г. Ульяновск, РФ Е-mail: marianart@bk.ru

"КОНЕЦ ИСТОРИИ": МИФ ИЛИ РЕАЛЬНОСТЬ Аннотация

В статье рассматривается восприятие концепта "конца истории" с точки зрения различных философов, относящихся к разным эпохам. Множество философов приходят к выводу о том, что исторический процесс имеет смысл только того, когда он имеет завершение.

Ключевые слова

Философия, психология, конец истории, история, эсхатология

Тема истории в философии является одной из центральных. В этой связи большое количество философских вопросов, так или иначе, затрагивают тему истории. Одним из таких вопросов является вопрос о возможности существования конца исторического процесса. В каждой эпохе существовал философ, который затрагивал данный вопрос в своем творчестве. Как человеческая жизнь потеряла бы смысл, будь она бесконечна, так и понятие "конец истории" является неотъемлемым смысл образующим фактором всего исторического процесса. Шопенгауэр прекрасно описал бессмысленность человеческого существования, если бы тот был бессмертным: "Оцепеневшая неизменность и роковая ограниченность всякой индивидуальности как таковой в случае ее бесконечного существования, наверное, своей монотонностью породила бы в конце концов такое пресыщение ею, что люди охотно согласились бы превратиться в ничто, лишь бы только избавиться от нее"[1]. Исторический процесс можно рассматривать как сумму человеческих жизней. Из этого следует, что отсутствие "конца истории" сделало бы бессмысленным всю историю человечества. Чтобы увидеть динамику развития требуется видеть начало и конец пути. Иначе, история предстает застывшей во времени, не имеющей развития.

В начале развития истории проблема ее возможного конца освещалась в древних мифах. Концепция "конца истории" или ее мотивы в первобытном виде присутствовала во многих мифах и надежно закрепилась в сознании древних людей. Позднее эти мотивы стали частью религиозного мировоззрения в эпоху средневековья, впоследствии перешли в философию. В христианстве под понятием "конец истории" понимается конец света, ознаменованный вторым пришествием Иисуса Христа.

Еще в эпоху античности предпринимались попытки понять направление исторического процесса,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.