Научная статья на тему 'Философия русского космизма'

Философия русского космизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
4370
754
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОСМОС / КОСМИЗМ / РУССКИЙ КОСМИЗМ / ЧЕЛОВЕК / ЧЕЛОВЕЧЕСТВО / МИР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чечнева М.И.

В данной статье рассматриваются теории русского космизма и вкратце описываются идеи основоположников данного мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Философия русского космизма»

появилась идея цикличности. При этом они не отвергали идею конца истории. Для древних греков вечным был только космос, в то время как "мир людей" был тем, что могло исчезнуть и возникнуть вновь.

В философии средневековья о концепции "конца истории" говорил св. Августин. Он утверждал, что: "Земной град не будет вечным, и прежде всего потому, что его назначением является не более чем исполнения числа праведников, предназначенных к спасенью". Философ утверждал, что у всего в мире есть начало и конец. Отвергать эту мысль совершенно неправильно, так как таким образом отрицается факт божественного творения.

В эпоху марксизма под понятием "конец истории" понималось построение коммунистического общества на земле, не имеющее классовой борьбы, которое марксистами понималось, как двигатель истории. Маркс писал: «Буржуазной общественной формацией завершается предыстория человеческого общества" [2].

В современной философии проблема "конца истории" обсуждается не меньше. Прежде всего эта тема ассоциируется с именем Ф. Фукуямы - американского философа и политолога. Свои идеи он изложил в книге "Конец истории и последний человек", в которой он заявил, что всемирное распространение либеральной демократии свидетельствует об окончании социальной и культурной эволюции человечества: "Мы не можем представить себе мир, отличный от нашего по существу и в то же время - лучше нашего"[3]. На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что проблема конечности исторического процесса жила в умах людей на протяжении всего пути развития человечества. Каждый человек пытается найти смысл существования и существования человечества вообще, увидеть конечную цель всего. Всем мыслям на эту тему присуще эсхатологические мотивы. Таким образом, понятие "конец истории" выступает в качестве объяснения всех социальных и исторических процессов. Несомненно, наличие самого этого понятия является для человека определяющим в вопросах нравственности и детерминирующим его поступки.

Список использованной литературы:

1. Шопенгауэр А. Мир как воля и преставление / А. Шопенгауэр. - В 2 т. - Т. 2. -Минск, 1999. - с. 627

2. К. Маркс. К критике политической экономии (предисловие, январь 1859) // К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения. Изд. 2-е. Т. 13. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1959. - С. 7-8.

3. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек / Ф. Фукуяма. - М., 2004. - С. 9.

© Тамарова М.А., 2019

УДК 1

М. И. Чечнева

студентка 2 курса

Ульяновский Государственный Технический Университет

г. Ульяновск, РФ E-mail: chechneva2012@yandex.ru

ФИЛОСОФИЯ РУССКОГО КОСМИЗМА

Аннотация

В данной статье рассматриваются теории русского космизма и вкратце описываются идеи основоположников данного мировоззрения.

Ключевые слова:

Космос, космизм, русский космизм, человек, человечество, мир

Космизм- это одно из течений в философии, которое является представлением о мире в целом. Космос для космистов- это структурное образование, которое находится в процессе своего развития. Представление о космосе как о живом организме отсылает нас к античности, а именно к философии Платона, который считал, что космос- это разумное живое существо, мир, в котором все гармонично, целостно и упорядоченно. На Западе, конечно, были попытки применить теорию эволюции к космосу, однако лишь в России это направление получило огромное развитие.

По мнению философов-космистов человек- это часть космического всеединства, а человечество понимается как часть цельного и единого организма (природы), который развивается по биологическим законам.

Выделяются три разновидности русского космизма:

• Религиозно-философский (Н. Ф. Фёдоров);

• Естественно-научный (К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский);

• Культурно-религиозный (В. Ф. Одоевский, А. В. Сухово-Кобылин).

Часто идеи представителей каждой разновидности противоречат друг другу. Однако, для каждого из них неизменным является признание наличия смысла существования космоса и человека в нем.

Основателем русского космизма можно считать Н. Ф. Фёдорова. Философ был сторонником идеи воскрешения мертвых и считал, что таким способом можно достичь бессмертия. Одной из основных его идей были путешествия в Космос и его постепенная колонизация, потому что если люди будут жить вечно, то миллионам людей будет не хватать места на планете Земля. Поэтому изучение космического пространства было естественной необходимостью.

Вселенная- безграничное пространство, и только Земля заселена людьми. После воскрешения мертвых все остальные планеты должны заселить воскрешенные люди, начиная от первобытных людей, заканчивая людьми настоящего времени.

Фёдоров верил, что наука на нашей планете так сильно возрастёт, что мы сможем управлять атмосферными процессами, овладеем климатом, урегулируем сейсмические и вулканические явления и сможем их контролировать. В конечном итоге Земля станет космическим кораблем, который сможет свободно странствовать по вселенной, а человечество объединит все комические миры.

Философ и изобретатель Константин Циолковский считал необходимостью выход человека в открытый космос. В основе его «Космической философии» лежит идея атома как простейшего элемента бытия. Эти «Атомы-духи» переходят от менее идеальной формы к другой более идеальной. Космос для него- это живое существо, а человек- атом, которые блуждают по Вселенной. Жизнь не ограничена нашей планетой, так как вся Вселенная состоит из бесчисленного количества этих атомов, а наша цивилизация является одной из множества других. В космосе большое разнообразие живых существ и богов, которые превышают нас по развитию. Жизнь на других планетах более развита и совершенна. Все эти космические существа образуют иерархию, одни имеют превосходство над другими и могут управлять жизнью их жизнью.

Циолковский считает, что главная цель человечества - это выход в открытый космос и его освоение. Не зря философ говорил: «Земля - колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели".

В. И. Вернадский рассматривает человечество как часть биосферы. Биосфера- это наружная область Земле, граничащую с Космосом и сосредоточившую в себе в различных формах ее проявления. Человек-это существо, которое с помощью разума преобразовывает природные условия. По мнению ученого в будущем человечество достигнет автотрофности, то есть станет независимой от иных форм жизни. Он рассматривает идею дальнейшей эволюции человека и разрабатывает концепцию ноосферы или сферы разума. В конечном итоге границы ноосферы могут расшириться до космического масштаба.

По мнению русского философа и публициста В. С. Соловьева, действительность, окружающая нас, является загадкой и задачей для разума. Вечный, или Божественный, мир является полнотой всего и осуществлением добра, истины и красоты. В этой сфере происходит эволюция человека в Богочеловека, или существо, которое преодолеет свою природу и станет совершенно духовным.

В философии космизма чётко обозначились два типа взаимосвязи человека и космоса: человек рассматривается как неотъемлемая часть Космоса и как фактор эволюции, активно влияющий на окружающий мир. Космизм возвращает нас к целостному ведению человека и космоса. Список использованной литературы:

1. Федоров, Н.Ф. Философия общего дела.. Т. 2.// - М. : Печатня А. Снегиревой, 1913. - С. 473.

2. Русский космизм: Антология философской мысли// Сост. С.Г. Семенова, А.Г. Гачева. - М.: Педагогика-пресс, 1993. - С. 368.

3. Циолковский К. Э. Монизм Вселенной. Космическая философия // Рус-ский космизм. С. 274-275.

4. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление, М., Наука, 1991.

© Чечнева М. И., 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.