Научная статья на тему 'Конец банковских оффшоров в Европе'

Конец банковских оффшоров в Европе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
263
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конец банковских оффшоров в Европе»

СФЕРА ЭКОНОМИКИ

Леонид ХОДОВ

КОНЕЦ БАНКОВСКИХ ОФФШОРОВ В ЕВРОПЕ

Действующее сегодня налогообложение доходов с иностранных банковских депозитов в Европе позволяет собственникам капиталов ценой небольших усилий недоплачивать крупные суммы в бюджеты своих стран. В целях привлечения иностранных вкладов в свои банки ряд государств Европы установил высокий уровень необлагаемого дохода с этих вкладов и низкие налоговые ставки на начисляемые вкладчикам проценты. В некоторых странах таких налогов вообще нет. В результате немецкому, французскому или финскому собственнику значительно выгоднее поместить свой вклад в Австрии, Бельгии или Люксембурге, чем у себя дома. В условиях перехода большинства государств ЕС к единой валюте - евро - перемещение денежных вкладов из страны в страну стало ещё легче. Технически это не вызывает никаких трудностей, так как в ЕС существует свобода перемещения капитала.

Однако банковские переводы за границу становятся известны налоговым органам, и если переведённая сумма явно не соответствует обычным потребительским расходам физических лиц за рубежом, то при проверке декларации о доходах может возникнуть вопрос о налогообложении с переведённых сумм. Чтобы избежать у себя на родине налогообложения процентов, полученных на банковские вклады за рубежом, есть некоторые финансовые технологии, которые обеспечивают недоступность для налоговых органов информации о переводимых за границу денежных средствах. Но проще всего привезти наличные деньги в страну, практикующую льготное налогообложение доходов на банковские вклады или вообще не взимающую налоги с таких доходов.

О важности рассматриваемой темы свидетельствуют данные, приводимые Союзом германских налогоплательщиков. Союз считает, что у немецких граждан за границей на банковских счетах лежит не менее 350 млрд евро и что нало-

© Ходов Леонид Григорьевич - профессор Всероссийской академии внешней

торговли.

говые органы ФРГ недополучают в виде налогов на проценты с этих вкладов как минимум 5 млрд евро. Вклады эти помещены главным образом в соседних странах (Австрии, Швейцарии, Бельгии, Люксембурге), так что жители многих районов ФРГ, Франции и Италии могут наведаться в свой зарубежный банк в обеденный перерыв.

Ущерб от помещения капиталов на банковские вклады за рубежом терпят бюджеты не только ФРГ, но и большинства других стран ЕС. В связи с низким темпом роста экономики в Западной Европе и необходимостью финансировать растущие бюджетные расходы правительства государств еврозоны по инициативе министра финансов ФРГ провели серию переговоров по вопросам налогообложения иностранных депозитов и приняли решение о том, что с начала 2004 года доходы с капитала, в какой бы из стран ЕС он ни был помещён, будут известны налоговым органам государств, резидентами которых являются его вкладчики.

Всеобщий контроль и налоговое принуждение над депонированным в других странах ЕС капиталом будет достигаться двумя способами:

1. Все страны ЕС обязывают свои банки сообщать информацию о находящихся на счетах капиталах и доходах на них налоговым органам государств объединённой Европы, резидентами которой являются владельцы банковских счетов на их территории. Эти правила распространяются и на традиционные налоговые оазисы с низким или нулевым налогообложением процентных доходов по ценным бумагам, расположенные за пределами континентальной Европы, но входящие в ЕС как заморские территории стран-участниц: нидерландские Антильские острова, французские департаменты в Карибском море -Мартиника и Гваделупа, британские острова Мэн, Джерси и Гернси.

Располагая информацией об имеющихся за границей у граждан собственности и доходах, налоговые органы будут принимать меры по их налогообложению.

2. Страны, сильнее других сопротивлявшиеся обязательной передаче информации о вкладах и доходах иностранцев на их территории налоговым органам других государств ЕС (Австрия, Бельгия и Люксембург), под давлением своих сильных партнёров - Великобритании, ФРГ, Франции и Италии - пошли на компромисс и согласились взимать с процентов и дивидендов на капиталы граждан зарубежных государств - членов ЕС с 1 января 2004 года налог 15%. С начала 2007 года он будет повышен до 20%, а с 2010-го - до 35%\

Четверть собранных сумм достанется налоговым органам страны размещения иностранного капитала, остальная часть будет переведена в доходы бюджета родины владельца вклада.

1 ЭДл^сЬ^^юсЬе № 7, 2003.

Министры финансов стран ЕС договорились также вести с общих позиций переговоры о распространении такого налогообложения доходов от вкладов граждан ЕС в банки Швейцарии, Лихтенштейна, Андорры, Сан-Марино и Монако.

В печати появились сообщения, что Швейцария и Лихтенштейн готовы принять модель налогообложения вкладов граждан государств ЕС, но сохранят традиционную тайну вкладов. Таким образом, эти страны, вероятно, в скором времени согласятся взимать налоги с доходов граждан ЕС по депозитам и передавать основную часть собранных налоговых поступлений на родину владельца капитала, но при этом попытаются сохранить тайну вклада, то есть не станут сообщать налоговым органам стран ЕС информацию о вкладчиках. Швейцария и Лихтенштейн попытаются сохранить хотя бы остатки своей привлекательности для собственников капитала из стран ЕС, но вековая слава двух альпийских государств как надёжных и выгодных мест помещения капитала сильно померкнет, и едва ли приток иностранного капитала в эти страны сохранится на прежнем уровне.

Объединёнными усилиями правительства стран ЕС оказывают давление и на другие государства, предоставляющие традиционные "налоговые убежища". Так, Мальте и Кипру, вступившим в 2004 году в Евросоюз, предложено обложить специальным налогом доходы вкладчиков капитала из стран объединённой Европы или, на выбор, предоставить информацию об этих вкладчиках налоговым органам государств ЕС. Мексика добровольно согласилась сообщать сведения о гражданах ЕС, имеющих вклады в её банках.

Очевидно, правительства западноевропейских государств поставили задачу нанести окончательный удар оффшорным операциям в Европе и добились в этом деле заметных успехов. Однако надеяться на то, что весь накопленный на зарубежных банковских счетах западноевропейский капитал вернётся на родину, было бы преждевременно.

Стремление минимизировать налоговые платежи с доходов так же естественно в рыночной экономике, как и стремление к присвоению максимальной прибыли. Закрытие налоговых убежищ в интегрированной Европе ещё не означает их повсеместной ликвидации. Остаются десятки оффшорных территорий во всем мире - это в первую очередь островные государства в Тихом океане, а также Багамские и Бермудские острова, где с доходов на депонированный капитал налоги не взимаются вообще, и несколько стран Европы.

Эксперт по налогам известной консультационной фирмы "Прайс-Уотерхаус" выразил сомнения в перспективности этих территорий как сферы привлечения европейского капитала. Он сказал, что "вкладчикам не хватает доверия к этим адресам, ореола стабильности и надёжности, которые многие

годы были неотъемлемой чертой Швейцарии, Бельгии, Люксембурга и Лихтенштейна".

Действительно, политическое положение на многих оффшорных территориях нестабильно: в Республике Вануату не утихает конфликт между племенами, один из Бермудских островов пытается отделиться от остальных, так как недоволен распределением налоговых поступлений. Даже такой классический оффшорный рай, как Гонконг, где по-прежнему нет налогов на проценты и дивиденды с иностранных вложений, заметно потерял притягательную силу для западноевропейского капитала после вхождения бывшей британской колонии в состав КНР в 1997 году.

Банки Швейцарии, стран Бенилюкса, Австрии и некоторых карликовых государств, традиционно принимавшие и обслуживавшие депозиты граждан ЕС, не могут смириться с потерей привычного прибыльного бизнеса.

Идёт настоящая борьба между налоговыми органами государств объединённой Европы, стремящимися вернуть сбежавшие за границу капиталы под свою юрисдикцию или по крайней мере обложить их чувствительными налогами, и банками перечисленных выше стран, не желающими упустить сотни миллиардов евро со своих счетов. В этой борьбе на руках у банков оказался козырной туз под названием Сингапур.

Сингапур превратился в один из банковских центров Юго-Восточной Азии в 60-х годах прошлого века. С тех пор он пережил эволюционный рост капитала отечественных и филиалов иностранных банков в связи с экономическим подъёмом в самом Сингапуре, соседних Малайзии, Таиланде и Филиппинах, ростом добычи нефти и промышленного производства в регионе.

Но два политических события сыграли особую роль в жизни города-республики как одного из самых крупных и надёжных мировых финансовых центров. Первое из них - присоединение Гонконга к Китаю. Часть капиталов гонконгских физических лиц и компаний была переведена заблаговременно в сингапурские банки. В значительно меньших масштабах такое перемещение капитала имеет место и в связи с включением Макао в состав КНР.

Второе событие - это бегство капиталов и предпринимателей из Индонезии как следствие погромов этнических китайцев - хуацяо - в 1998 году. Тогда приток капитала в Сингапур составил около 60 млрд долл. Сингапур оказался островом надёжности в Юго-Восточной Азии. К нему прониклись доверием нефтедобывающие монархии Персидского залива и Бруней, зарубежная китайская буржуазия и западноевропейские банки.

Существенными аргументами в пользу надёжности Сингапура как места помещения свободного иностранного капитала являются политическая устойчивость и экономическая стабильность страны. В рекламе банка "Креди Сюисс" говорится, что банковская тайна в Сингапуре сохраняется лучше, чем

в Швейцарии; она может быть нарушена только в связи с расследованиями по подозрению в участии в наркобизнесе. Затраты на обслуживание банковских вкладов в Сингапуре низкие. С процентов по депозитам иностранцев налоги не взимаются.

В начале 2003 года в Сингапуре действовало 57 отделений и филиалов европейских банков. Банки Швейцарии, Люксембурга и Лихтенштейна - традиционные партнёры заинтересованных в экономии на налогах собственников капитала из ФРГ, Франции, Великобритании и Италии - подчёркивают, что вклады они принимают по-прежнему и они же несут за них ответственность, переводя их на счета своим аффилированным компаниям в Сингапуре1.

Из всего сказанного следуют два вывода:

1. Наверняка не все европейские вкладчики согласятся перевести свои вклады из недавних налоговых оазисов под отечественную налоговую юрисдикцию или оставить деньги на старых счетах и в недалёком будущем платить с процентов по ним 35% налога. Поэтому перемещение части капитала из бывших налоговых укрытий в ещё функционирующие, в том числе в одно из самых надёжных - в Сингапур, всё равно состоится.

2. Часть капитала с льготных счетов останется в Западной Европе и будет искать более выгодного помещения, чтобы компенсировать увеличение налогов, что может вызвать изменение структуры спроса на финансовых рынках: увеличение затрат на страхование жизни, вложений в жилищное строительство, в некоторые льготные энергосберегающие и экологические программы.

Изменения налогообложения доходов на банковские вклады в государствах ЕС могут иметь отношение и к российскому капиталу, нелегально вывезенному в страны с льготным или нулевым налогообложением процентов. России следовало бы попытаться присоединиться к рассмотренному выше соглашению стран объединённой Европы, взяв на себя соответствующие встречные обязательства, и таким образом обеспечить возврат в нашу страну хотя бы части вывезенных банковских депозитов или получение части налога на проценты по вкладам.

1 Business Times 23.G4.2GG3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.