Научная статья на тему 'Конечный спрос и бюджет России'

Конечный спрос и бюджет России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
160
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конечный спрос и бюджет России»

БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА

КОНЕЧНЫЙ СПРОС И БЮДЖЕТ РОССИИ

И.И. КОСТУСЕНКО, кандидат экономических наук, доцент, Аналитический центр Института экономики и управления Новгородского государственного университета

В статьях профессоров П.М. Золина, Е.А. Бон-даренко и других сотрудников нашего независимого центра уже обращалось внимание на современные макроэкономические подходы к анализу бюджета России и его перспектив. Подчеркивалось, что для интенсификации экономики страны явно недостаточна доля госбюджета по отношению к ВВП и крайне мала для столь большой державы денежная масса, которая и должна стимулировать платежеспособный спрос россиян. Понятно, все это требует позитивного решения, если относиться к России как к равному и перспективному партнеру хотя бы в рамках геолидирую-щей «восьмерки», начиная с США.

При нынешнем переходе к мониторингу развития экономики через системы национальных счетов все большее значение имеет учет конечного спроса в стране и ее регионах. И роль бюджетов в стимулировании этого спроса, во влиянии на этот спрос (в конечном итоге - и на темпы роста) весьма существенна.

Напомним, что промежуточный спрос есть часть общего спроса, представляющая собой закупки продукции всеми отраслями в качестве исходных материалов, т.е. в качестве промежуточных продуктов. Напротив, конечный спрос - это продукт, направленный в область конечного использования, т.е. он распределяется в непромышленные секторы экономики. Сюда включается личное потребление населения, расходы на содержание государственного аппарата, просвещение, здравоохранение и так далее (т.е. во многом в бюджетную сферу). В целом, конечный спрос -категория системы национальных счетов; разность между конечным использованием средств и импортом. И в этом разрезе конечный спрос включает в себя потребление, валовой объем образования постоянного капитала, изменение запасов и сальдо внешнеторгового баланса товаров и услуг.

Для экономики объем конечного спроса почти равен валовому внутреннему продукту. Дальнейшее поддержание экономической динамики будет зависеть от активизации новых факторов, прежде всего именно внутреннего спроса. Поскольку государственные финансы являются одним из ключевых элементов его формирования, роль бюджета (позитивная или негативная) в стимулировании экономического роста через активизацию конечного спроса резко возрастает. Это во многом касается структурных изменений и на отечественном продовольственном рынке, формирующем здоровье нации и существенные перспективы ее развития.

Радость-то какая, профицит!

Есть в слове «профицит» своя даже отчасти лингвистическая диалектика: с одной стороны, «профаны», а с другой - «профессионалы». Профессионалы доказывают профанам, что профицит бюджета - для страны благо. И хитрые СМИ такой пропаганде подыгрывают. Не говоря уже о заказных политиках. Но профессионалы профессионалам (особенно монетаристам) доказать такую радость во благо никак не могут. Заем и кредит - извечные двигатели прогресса, необходимого напряжения сил (хотя бы для возвращения кредита). Конечно, стоит брать продуманные кредиты с гарантированными перспективами возвращения. Ответственность за возврат без срока давности взятия, по сути, должны нести все берущие кредиты госмужи (а не профанируемый народ), их родные и близкие всем своим имуществом (законы о такой ответственности заемолюбящих властей России и ее регионов крайне нужны).

Огромный профицит, содержащийся в бюджете, означает сжатие конечного спроса, так как деньги не работают, а лежат во благо конкурен-

там (отсюда хитрость экономик ведущих стран мира - жизнь взаймы, правда, взаймы у тех стран, которые посажены на кредитные крючки в пользу кредиторов). Роль сдерживателя роста играет именно искусственное сокращение конечного спроса вследствие профицита федерального бюджета, из-за которого экономика теряет теоретически да и практически 3-5 рублей на рубль профицита.

Чем масштабнее кредитоподдерживаемые предприятия (сектора, включая и продовольственный сектор), ориентированные на конечный спрос, тем больше налогов соберут бюджеты, всякие фонды, и тем больше будет строиться, например, дорог для того же продсектора. За счет развязывания проблемы конечного спроса можно резко увеличить налогооблагаемую базу, повысить реальную собираемость налогов, решить проблему увеличения и наполняемости бюджета, который пока сам себе вредит. Данные об уменьшающемся дефиците бюджета США и любой другой страны говорят о сжимающемся внутреннем спросе, что неизбежно приведет к более сильному снижению темпов роста экономики. И вновь будут подталкивать Россию и подобные страны к новым заимствованиям и «бездефицитным бюджетам».

По данным казначейства РФ, профицит федерального бюджета на основе финансирования (без учета ЕСН), за первые четыре месяца 2003 г. составил 38,8 млрд руб. (1,0% ВВП), что несколько меньше показателя прошлого года (1,4% ВВП). После незначительного (0,1% ВВП) профицита в марте снижение платежей по внешнему долгу в апреле позволило увеличить профицит до 28,8

12 10 8 6

со 4

* 2 0 -2 -4

Рис.1.

млрд руб., или 2,8% ВВП. По сравнению с прошлым годом профицит увеличился на 0,5% ВВП за счет увеличения доходов на 0,3% ВВП и снижения финансирования непроцентных расходов (в частности, зарплат госбюджетникам) на 0,5% ВВП, несмотря на увеличение на 0,3% ВВП расходов по обслуживанию долга (рис. 1).

Нет труда понять, что методика МВФ наиболее старательно подчеркивает - профицита бюджета (официально отмечаемого правительством) все чаще в России и нет. Сальдо заимствований в апреле 2003 г. снова стало отрицательным, причем большая часть привлечения (15,8 из 16,5 млрд руб.) пришлась на внутренние заимствования, а большую часть погашения основного долга (31,5 из 41,2 млрд руб.) составили выплаты внешнего долга. В том то и суть - помогаем с процентами «самым бедным странам» за счет своего населения.

Сальдо государственных запасов, как и в предыдущем месяце, было отрицательным и составило 11,9 млрд руб. Если в марте вся сумма, по уточненным данным казначейства, была отражена как отрицательная величина доходов, то в апреле, по предварительным данным, 12,4 млрд руб. составили расходы на пополнение запасов. Отрицательная величина доходов в марте, согласно отчету казначейства, объясняется возвратом авансовых платежей, ранее зачисленных в федеральный бюджет. Объем продаж драгоценных металлов и камней в апреле составил незначительную величину (0,5 млрд руб.) и почти не отличался от уровня двух предыдущих месяцев года. Таким образом, по итогам четырех месяцев сальдо по

■Л .

Г \

_ 1 \/ч

V А Ж ■ А Ч\

f 1? / "г к

т^г1 » 1«—Л 11111 1 \ 1 Уг' | /У Г 1_1£1 % ■ ■ ■

шт

см о

см о

з г

см см

СМ о см о см со

О с ь X о \Ь о; о ^ о ш

со ш о си X

го о о I о:

со о

о.

со 0> -е-

со о

о. го 2

СО

о

о. с я

И Профицит по данным финансирования

Профицит на кассовой основе по данным ГУФК Профицит на кассовой основе по методике МВФ

Профицит федерального бюджета по различным методикам, % ВП

государственным запасам составило -22,8 млрд руб. Доходы от приватизации составили в апреле 0,5 млрд руб., а за четыре месяца - 59,5 млрд руб.

Остатки бюджетных средств без учета ЕСН и остатков на лицевых счетах бюджетополучателей в апреле продолжали снижение и уменьшились на 7,3 млрд руб. Снижение остатков за февраль-апрель составило 63,3 млрд руб., что несколько выше январских поступлений от приватизации (57,9 млрд руб.), таким образом, по нашим оценкам, финансовый резерв, который на начало года составлял 228 млрд руб., за первые четыре месяца, да и за полугодие изменился незначительно.

Кассовый профицит в апреле впервые в этом году был ниже, чем профицит по финансированию (1,8 и 2,8% ВВП соответственно). Произошло это из-за того, что остатки неиспользованного финансирования на лицевых счетах бюджетополучателей в апреле, по предварительным данным, снизились на 10,3 млрд руб., тогда как с января по март они только росли. Следует отметить, что значительное снижение остатков на лицевых счетах бюджетополучателей за последние два года происходило только в ноябре-декабре, и впервые оно произошло так рано - в апреле. Безусловно, это является косвенным свидетельством улучшения в сфере организации бюджетного процесса, о чем говорят многие аналитики.

В первом квартале 2003 г. доходы федерального бюджета выросли по сравнению с прошлогодним показателем на 1,1% ВВП, причем за счет внутренних налогов, но их рост был компенсирован ростом расходов, поэтому профицит федерального бюджета на кассовой основе снизился на 0,1% ВВП, до 3,4% ВВП.

Рост бюджетных расходов был несколько смягчен снижением расходов на обслуживание долга на 0,4% ВВП. Непроцентные же расходы на кассовой основе выросли на 1,6% ВВП, вследствие чего на 0,5% ВВП снизился первичный профицит. Рост непроцентных расходов на основе финансирования был еще существеннее - на 2,3% ВВП, или на 27% в сопоставимых ценах, -что говорит об увеличении обязательств бюджета. На две трети этот рост связан с расходами по «силовым» статьям, что во многом объясняется повышением денежного довольствия в середине прошлого года.

Поступление ЕСН в федеральный бюджет составило 2,8% ВВП и было на 1,2% ВВП ниже прошлогоднего, что объясняется искусственным завышением поступлений в первом квартале прошлого года. При этом перечисления ЕСН в Пенсионный фонд в размере 3,0% ВВП были выше прошлогодних на 0,3% ВВП.

Структура источников финансирования дефицита несколько изменилась. В текущем году вырос объем погашения внешнего долга с 3,5 млрд дол. до 4,1 млрд дол. при том, что объем внешних заимствований ограничивался связанными кредитами, как и в прошлом году. Сальдо внутренних заимствований в прошлом году было отрицательным (-4,4 млрд руб.) вследствие проведения консервативной долговой политики, а в январе-марте текущего года оно составило 33,8 млрд руб., что отражает смещение акцентов в политике в сторону замещения внешних заимствований внутренними. И это хороший стимул для национальной экономики.

Существенным источником пополнения финансового резерва явились поступления от приватизации, в частности от АО «Славнефть» в январе - 57,8 из 59,0 млрд руб. в целом за квартал. В первом квартале 2002 г. эти поступления составили всего 3,2 млрд руб. В результате, если тогда финансовый резерв сократился с 89 млрд руб. до 48 млрд руб., то в первом квартале 2003 г. он изменился незначительно.

В апреле, по предварительным данным казначейства, доходы федерального бюджета составили 18,6% ВВП и оставались выше прошлогодних, но в значительно меньшей степени (на 0,3% ВВП), чем в марте (на 0,9% ВВП). Это произошло из-за того, что сезонный рост доходов, вызванный перерасчетом налога на прибыль за предыдущий год, произошел уже в марте, а не в апреле, как в прошлом году. Расходы на обслуживание долга были ниже мартовских, но выросли на 0,3% ВВП по сравнению с прошлым годом за счет роста расходов по внешнему долгу и составили 0,6% ВВП. Непроцентные расходы на основе финансирования в апреле снизились на 0,5% ВВП по сравнению с прошлым годом, но при этом снизилась и доля финансирования лимитов с 94% в апреле прошлого года до 88% в текущем году. В результате профицит федерального бюджета на основе финансирования в апреле увеличился до 2,8% ВВП по сравнению с прошлогодними 2,3% ВВП. И это к стимулам роста отнести нельзя.

Позитивно, что в апреле произошло значительное снижение остатков на лицевых счетах бюджетополучателей - на 10,3 млрд руб. Интересно, что в предыдущие два года снижение этих остатков происходило, как правило, только в ноябре-декабре. Поэтому апрельское снижение, в частности, является косвенным свидетельством результативности усилий правительства по сглаживанию расходов в течение года и предотвращению накопления остатков бюджетополучателями. В результате кассовый профицит в апреле был значительно

ниже профицита по финансированию - на 1,0% ВВП. И здесь уже виден стимул роста.

И конечный спрос пока растет

В результате ряда позитивных инноваций 2000 - 2002 гг., связанных с активной политикой В.В. Путина, тенденция расширения конечного спроса сохраняется, однако все более очевидно ее замедление. В соответствии с уточненными данными Госкомстата, среднемесячный темп прироста конечного спроса в апреле-мае составил 0,6% против 1,2% в первом квартале (сезонность устранена). Причина замедления - существенное конъюнктурное сжатие экспорта в апреле.

Но внутренний конечный спрос продолжает увеличиваться более оптимистично, причем с все усиливающейся интенсивностью. Среднемесячные темпы его прироста возросли по сравнению с первым кварталом почти вдвое, достигнув в апреле и мае 2,1 и 1,2% соответственно.

Конечно, столь высокую динамику внутреннего спроса обеспечивают поступление в страну доходов от экспорта (резко возросших в связи с зимним скачком мировых цен на нефть), чистый приток иностранного капитала, сменивший его отток в первом квартале.

Важнейшая особенность апреля-мая - замедление роста импорта. Его динамика составила 1,2% против 3,3% в первом квартале (сезонность устранена). Темпы роста импорта упали ниже темпов внутреннего спроса, что открыло возможности для расширения производства (табл. 1). Замедление роста импорта в основном связано с укреплением евро. Но и к укреплению евро импортеры в России быстро приспосабливаются.

Динамика конечного спроса на п

Непроцентные расходы федерального бюджета на основе финансирования, по предварительным данным казначейства, достигли в апреле 2003 г. 156,8 млрд руб., что на 5,9 млрд руб. выше расходов марта. Они тоже являются важной составляющей стимулирования конечного спроса в стране.

Рост непроцентных расходов по сравнению с мартом частично обусловлен тем, что в апреле перечисления в Пенсионный фонд (кроме ЕСН) возобновились и составили 4,1 млрд руб. Кроме того, выросло финансирование расходов по разделам «Социальная политика» (на 7,3 млрд руб.), «Образование» (на 2,5 млрд руб.) и «Финансовая помощь регионам» (на 2,4 млрд руб.). Финансирование расходов на по «силовым» статьям («Национальная оборона» и «Правоохранительная деятельность...») в целом снизилось на 13,8 млрд руб.

Выполнение уточненных лимитов финансирования по непроцентным расходам продолжало снижаться и составило в апреле всего 88% (по сравнению с 91% в марте и 97% в феврале), что, по данным казначейства, объясняется техническими причинами - несвоевременным предоставлением необходимых документов или неправильным их оформлением со стороны получателей бюджетных средств и т.д.

В результате в апреле рост финансирования непроцентных расходов снизился, и по итогам января - апреля финансирование непроцентных расходов увеличилось на 20% в сопоставимых ценах по сравнению с тем же периодом прошлого года (см. также график). Наибольший вклад в рост непроцентных расходов внесли расходы на силовые структуры («Правоохранительная деятельность» и «Национальная оборона» - 7 и 5%, соответственно). Еще 2% добавили расходы на

Таблица 1

шры (среднемесячные темпы, %)

Первый квартал Второй квартал (апрель-май) Март Апрель Май

Конечный спрос на товары, всего

фактически -6,4 -1,4 19,2 -4,7 1,9'

с исключением сезонного фактора 1,2 0,6' 4,2 -0,4 1,6'

Внутренний конечный спрос на товары

фактически -12,8 3,2 9,7 0,7 5,7

с исключением сезонного фактора 0,9 1,6 1,4 2Д 1,2

Внешний спрос на товары (экспорт)2

фактически 3,9"* -7,8 32,1л -11,6 -3,8

с исключением сезонного фактора 1,7' -1,0 8,5-* -4,1 2,2

Импорт товаров

фактически -2,7 -3,1 23,9 -2,6 -3,6

с исключением сезонного фактора 3,3 1,2 4,2 3,3 -0,8

'Предварительная оценка.2Агрегат по 20 товарным позициям, составляющим 70 - 75% объема экспорта.3 Коррекция темпов роста экспорта по сравнению с предшествующими данными была произведена в связи с уточнением Госкомстатом объемов экспорта машин и оборудования.

социальную сферу (образование, здравоохранение, культуру, средства массовой информации и социальную политику). Вклад расходов на государственное управление составил 1%.

По итогам четырех месяцев, объем финансирования непроцентных расходов составил только 96% от уточненной бюджетной росписи. Для сравнения, за тот же период прошлого года лимиты были выполнены на 98%.

Кассовые непроцентные расходы, по предварительным данным, в апреле значительно превысили объемы финансирования и составили 167,2 млрд руб., что на 31 млрд руб. выше расходов марта. Рост обусловлен как увеличением объемов финансирования на 5,9 млрд руб., так и расходованием средств с лицевых счетов бюджетополучателей на 10,3 млрд руб., по оценкам ЭЭГ, в то время как в марте эти остатки выросли на 14,7 млрд руб.

Расходы на обслуживание долга в апреле, как и в прошлом году, были относительно низкими и составили 6,3 млрд руб. Процентные платежи по внешнему долгу составили всего 3,9 млрд руб. (по сравнению с 26,6 млрд руб. в марте). Расходы по внутреннему долгу также несколько (на 1,9 млрд руб.) снизились и составили 2,4 млрд руб. Всего за четыре месяца расходы на обслуживание долга составили 89,6 млрд руб., или 2,3% ВВП, снизившись на 0,3% ВВП по сравнению с прошлым годом. Большую часть процентных расходов (77,7 млрд руб.) составили выплаты по внешнему долгу.

Перечисление ЕСН в Пенсионный фонд на выплаты базовой пенсии по итогам января - апреля выполнено в размере 114,9 млрд руб. Деньги пенсионеров, особенно работающих, - мощная составляющая конечного спроса. Понятно, если они не оседают в чулках и иных «хоронушках».

Доходы наши - основа спроса

Понятно, что все накопления и доходы - это и база эффективных расходов.

В целом по итогам первого квартала 2003 г., налоговые доходы превысили прошлогодние на 1,0% ВВП за счет внутренних налогов. Выросли поступления по НДС, налогу на добычу полезных ископаемых и акцизам, кроме газа. Отрицательный вклад в рост внесли налог на прибыль и акциз на газ. В таможенных поступлениях рост экспортных пошлин на 0,3% ВВП был скомпенсирован снижением поступлений импортных налогов. Ныне экспортные пошлины, в частности на подержанные автомобили, тоже увеличиваются.

В первом квартале поступления ЕСН (не любят чего-то в начале года этот важный для ко-

нечного потребления налог) в федеральный бюджет даже в номинальном выражении были ниже прошлогодних на 14%. При этом наибольшее снижение по сравнению с прошлым годом (42%) было в январе, тогда как в феврале поступления налога были всего на 2% ниже прошлогодних, а в марте показатель прошлого года был превышен на 11%.

Основным фактором снижения поступлений ЕСН в федеральный бюджет в январе и феврале было искусственное (за счет зачисления всей суммы переходящих платежей 2001 г. по ЕСН в федеральный бюджет) завышение поступлений в январе - феврале прошлого года. Суммарные сборы ЕСН и страховых взносов, по данным МНС, в первом квартале превысили аналогичный показатель прошлого года на 17% в номинальном выражении.

Поступление социальных отчислений, включая ЕСН, страховые взносы в Пенсионный фонд и собственные расходы налогоплательщиков на социальное страхование в первом квартале в номинальном выражении были на 19% выше, чем в 2002 г., а соответствующий фонд оплаты труда, без учета льгот, по нашим оценкам, увеличился на 25%. Разница в номинальных темпах роста фонда оплаты труда и совокупных поступлений ЕСН может частично объясняться увеличением доли льгот и вычетов в фонде оплаты труда.

Одной из причиной более низкого роста поступлений по сравнению с фондом оплаты труда могло быть накопление задолженности. Так, в марте, по данным МНС РФ, задолженность по ЕСН выросла на 4,1 млрд руб., а задолженность по страховым взносам - на 3,1 млрд руб. (для сравнения, в марте прошлого года суммарная задолженность по налогу, напротив, снизилась на 5,6 млрд руб.). По итогам первого квартала, рост задолженности сравним с прошлогодним (4,7 млрд руб. по сравнению с 3,9 млрд руб.). В марте значительно (на 21,4 млрд руб.) сократилась налоговая задолженность в консолидированный бюджет. Снижение задолженности произошло по всем основным налогам, причем в равных долях сократились недоимка, отсроченные платежи и платежи, приостановленные к взысканию.

В апреле 2003 г., по предварительным данным казначейства, доходы федерального бюджета оставались выше прошлогодних (на 0,3% ВВП) и составили 18,6% ВВП. Значительно изменилась структура доходов по сравнению с прошлым годом. Так, поступления, контролируемые МНС РФ, снизились на 0,9% ВВП, а таможенные доходы выросли на 1,1% ВВП. Незначительно выросли неналоговые поступления, на 0,1% ВВП, а в фонд

Минатома России, как и в прошлом году, ничего не поступило.

К сожалению, пока нет данных о поступлениях отдельных налогов в апреле, однако, скорее всего, снижение доходов МНС объясняется сглаживанием сезонности, что подтверждает динамика налоговых заданий. Если в прошлом году задания по внутренним налогам предусматривали снижение поступлений в феврале и резкий рост в апреле, то в нынешнем году не планировалось значительных изменений в поступлениях с февраля. При этом фактические поступления внутренних налогов даже превысили бюджетное задание на 0,5% ВВП.

Данных о структуре таможенных поступлений в апреле на момент подготовки данной статьи также пока не было, однако, по всей видимости, их резкий рост объясняется увеличением ставки экспортной пошлины на нефть с I апреля нынешнего года до 40,3 дол ./т. С учетом того, что в апреле прошлого года ставка пошлины составляла 9,2 дол./т, при неизменных объемах экспорта нефти в федеральный бюджет поступило бы на 376 млн дол. больше, чем в апреле прошлого года. Всего по ГТК фактические поступления превысили прошлогодние на 658 млн дол. При этом задание ГТК по доходам в апреле не предусматривало значительного увеличения доходов и было перевыполнено на 1,1% ВВП.

В целом,по предварительным итогам первых четырех месяцев, доходы федерального бюджета (без учета ЕСН) составили 695,2 млрд руб. (18,1% ВВП) и превысили прошлогодний уровень на 0,9% ВВП в основном за счет налоговых сборов МНС РФ выросших на 0,5% ВВП. Задание по до-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ходам было выполнено на 109%, при этом и МНС РФ и ГТК перевыполнили свои задания (107 и 109% соответственно).

Поступления единого социального налога в федеральный бюджет в апреле, по предварительным данным, составили 31,8 млрд руб.,или 107% от уточненного бюджетного задания, что значительно лучше результатов первого квартала, по итогам которого было собрано всего 91% от плана.

В целом за четыре месяца ЕСН поступил в федеральный бюджет в объеме 109,5 млрд руб. (2,9% ВВП), что составило 95% от бюджетного задания и было на 10,5 млрд руб. (0,3% ВВП) ниже прошлогоднего уровня. В итоге исполнение бюджета РФ к лету 2003 г. приобрело такие контуры (табл. 2).

Да и цены как цены

Цены - выражение возможностей конечного спроса. Они приближаются к мировым, правда, без аналогичного роста зарплаты россиян.

Базовый индекс потребительских цен (БИПЦ) Госкомстата России, публикуемый с января 2003 г., снизился в апреле до 0,6% по отношению к предыдущему месяцу, тогда как мартовский показатель был равен 0,7%. За первые четыре месяца с начала года рост базовой инфляции составил только 3,4%, что почти в два раза ниже роста ИПЦ за тот же период (6,2%).

Индекс базовой инфляции (рис. 2), рассчитываемый ЭЭГ Минфина России, в апреле составил равное с БИПЦ значение 0,6%, продемонстрировав аналогичную динамику по отношению к предыдущему месяцу (0,7%).

з.о

2.5 2.0 1.5 1.0 0.5

Янв- Фев- Мар- Апр- Май- Июн- Июл- Авг- Сен- Окт- Ноя- Дек- Янв- Фев- Мар- Апр-02 02 02 02 02 02 02 02 02 02 02 02 03 03 03 03

■ИПЦ

-♦—Базовая инфляция (ЭЭГ)

•БИПЦ (ГКС)

Рис. 2. Динамика инфляции по ряду индексов

Таблица 2

Исполнение федерального и консолидированного бюджетов, % ВВП

Янв,-март 2002 Яив,-фев. 2003 Янв,-март 2003 Март 2003 Янв,-апр. 2002 Янв,-март 2003 Янв-апр. 2003' Апр. 2002 Март 2003 Апр. 2003'

Консолидированный бюджет Федеральный бюджет

Доходы 31,2 30,3 31,1 32,5 21,0 20,6 20,9 21,8 20,7 21,7

Социальный налог 4,0 2,7 2,8 2,9 3,8 2,8 2,8 3,5 2,9 3,1

Доходы (без социального налога) 27,2 27,6 28,4 29,7 17,2 17,9 18,1 18,3 17,8 18,6

Налоговые 24,1 24,4 25,3 26,9 16,0 16,4 16,7 17,3 16,7 17,5

МНС РФ 18,8 19,1 20,0 21,7 10,8 11,2 11,3 12,6 11,5 11,6

ГТК 5,3 5,3 5,3 5,1 5,1 5,3 5,4 4,7 5,1 5,9

Неналоговые 1,9 2,1 2,0 1,8 1,1 1,3 1,3 1,0 1,1 1,2

Бюджетные фонды 1,2 1,2 1,1 1,0 0,1 0,2 0,1 0,0 0,0 0,0

Расходы на кассовой основе 25,8 25,3 27,4 30,9 16,8 17,5 18,1 19,0 19,3 19,7

Выплаты базовой части пенсий 2,7 3,0 3,0 3,1 3,0 3,0 3,0 3,9 3,1 2,9

Расходы (без базовой пенсии) 23,0 22,3 24,3 27,9 13,8 14,4 15,1 15,0 16,2 16,8

Обслуживание долга 3,5 3,0 3,1 3,2 2,6 3,0 2,3 0,3 3,0 0,6

внутреннего нд 0,4 0,5 0,6 0,3 0,3 0,3 0,3 0,4 0,2

внешнего нд 2,6 2,6 2,6 2,2 2,6 2,0 0,0 2,6 0,4

Непроцентные расходы на кассовой основе 19,5 19,3 21,3 24,7 11,2 11,5 12,8 14,7 13,2 16,2

Непроцентные расходы по финансированию 13,2 14,6 14,7 15,7 14,7 15,2

Профицит (+) / Дефицит (-) на кассовой основе (без ЕСН) 4,1 5,3 4,0 1,8 3,4 3,4 3,0 3,3 1,6 1,8

внутреннее финансирование -2,0 -2,7 -1,8 -0,2 -1,2 -1,3 -0,6 -0,6 0,0 1,2

внешнее финансирование -2,1 -2,5 -2,2 -1,6 -2,2 -2,2 -2,4 -2,7 -1,6 -3,0

Профицит по финансированию (без ЕСН) 1,4 0,4 1,0 2,3 0,1 2,8

Первичный профицит (+) / дефицит (-) на кассовой основе без ЕСН 6,4 8,6 7,4 5,2 6,0 6,4 5,3 3,6 4,6 2,4

Первичный профицит без ЕСН по финансированию 3,9 3,3 3,3 2,6 3,2 3,4

Справочно: ВВП (оценка), млрд руб. 2 278 1 784 2814 1 030 3 123 2 814 3 844 845 1 030 1 030

Предварительные данные. Источник: Главное управление федерального казначейства

Этот показатель в основном определяется по темпам роста цен двух главных составляющих потребительской корзины - продовольственных товаров без учета плодоовощной продукции и непродовольственных товаров.

Рост цен на овощи-фрукты и рост частично регулируемых тарифов на платные услуги населению (ЖКХ, пассажирский транспорт, связь) принимается равным росту цен в указанных выше двух основных группах.

Рост стоимости других видов платных услуг для населения нами не корректируется.

По итогам первых четырех месяцев текущего года базовая инфляция составила 3,6%. В апреле прошлого, 2002 г., базовая инфляция наблюдалась на уровне 0,5%, и рост этого показателя с начала прошлого года составил 3,2%, что также было в два раза ниже показателя ИПЦ за тот период (6,6%). Таким образом, можно сделать вывод, что здесь пока ситуация в целом мало отличается от прошлогодней.

Очень важно отслеживать ситуацию на продовольственном рынке, его связи с непродовольственным сектором. Инфляция в секторе непро-

Инфляция потребительских цен по секторам

-0.5

^ б^ ^ ^ У ^ ^ о^ # ^ ^ ^ ^

[ _ 1 Продукты питания в % Н1 Непродовольственные товары в %

Платные услуги в % А Инфляция потребительских цен

Рис. 3. Инфляция потребительских цен по секторам

довольственных товаров в апреле продолжала снижаться - рост цен по группе снизился до 0,6% по сравнению с 0,8% в марте, что уже значительно ниже уровня среднего значения 2002 г. (0,9%). Этот факт, как и достаточно спокойная динамика базовой инфляции, говорит о том, что относительно быстрый рост денежного предложения с начала года, по-видимому, все же не внес существенного вклада в рост потребительских цен. Правда, учитывая, что лаг воздействия роста денежной массы обычно составляет от одного до семи месяцев, этот фактор может найти свое отражение в ускорении динамики цен в середине года.

Рост стоимости платных услуг населению в марте-апреле 2003 г. значительно замедлился по сравнению с ситуацией в первые два месяца года, в апреле он составил 1,8%, в марте данный показатель был равен 1,7%, в то время как в феврале-январе цены росли на 4,2 - 4,4% (рис. 3).

В прошлом году в апреле цены и тарифы на услуги выросли в большей степени - на 2,4%, что в основном было связано с более поздним временем повышения административно регулируемых тарифов на федеральном уровне (в 2002 г. они были подняты в феврале - марте, тогда как в этом году - в начале января).

В апреле значительной составляющей ускоренного роста цен по группе традиционно были услуги, цены на которые частично регулируются: рост тарифов ЖКХ составил 2,5%, пассажирского транспорта - 1,2%.

Одной из причин ускоренного роста тарифов ЖКХ по-прежнему является повышение тарифов на энергию в регионах, с некоторым лагом сопровождающее рост административно регулируемых цен на федеральном уровне.

Накануне периода отпусков закономерно зафиксирован ускоренный рост стоимости санатор-но-оздоровительных услуг (2,1%).

По отношению к докризисному июлю 1998 г., рост цен в секторе платных услуг составил уже 98% роста ИПЦ. Это нормальное состояние для индустриального общества информационного уровня, к которому прежде всего за счет интенсификации системы образования устремляется Россия.

По оценке экспертов Минфина России, удорожание основных групп товаров и услуг дало следующий вклад в повышение потребительских цен (табл. 3).

Таким образом, относительное ускорение .роста цен на продукты питания в текущем году пока было компенсировано сравнительно меньшим удорожанием платных услуг населению и плодоовощной продукции, что в результате позволило достигнуть снижения апрельского среднего показателя ИПЦ за 2003 г. по сравнению с 2002 г.

Вместе с тем в первой половине 2003 г. в структуре составляющих роста ИПЦ преобладают группы, больше зависящие от фактора роста денежной массы. Это признак того, что, по-види-мому, в ближайшие месяцы не стоит ожидать зна-

Таблица 3

Оценка вклада роста цен по группам ИПЦ в общий показатель

Компонент ИПЦ Доля фактора в структуре ИПЦ, % Апрель 2002 Апрель 2003

Рост цен, % Вклад в инфляцию, % п. Рост цен, % Вклад в инфляцию, % п.

1. Продукты питания (без учета плодоовощной продукции) 50 0,2 0,1 0,5 0,2

2. Непродовольственные товары 31 0,8 0,2 0,6 0,2

3. Платные услуги населению 14 2,4 0,4 1,8 0,3

в т.ч. ЖКХ 5,6 3,6 0,2 2,5 0,1

пассажирский транспорт 2,8 1,5 0,0 1,2 0,0

4. Плодоовощная продукция 5 6,4 0,3 4,2 0,2

Всего... 100 1,2 1,0

чительного снижения инфляции, поскольку темпы роста денежного предложения с начала года пока демонстрируют ускоренную тенденцию по сравнению с прошлогодним периодом.

Правда, это и предмет для иного анализа взаимосвязей конечного спроса и бюджета России, особенно возможностей бюджетников в стимулирующем всю экономику конечном спросе стра-

ны (мониторинг приведенных в статье данных и оценок ныне удобен по сайтам Министерства финансов, Центрального банка РФ, Центра анализа данных ГУ ВЭШ, Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, Института экономики переходного периода (ИЭПП) и ряда других аналитических учреждений; поисковым системам Интернета).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.