ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА
М.Н. Узяков I—
КВАРТАЛЬНЫЙ прогноз макропоказателеи ЭКОНОМИКИ РФ В 2006-2008 гг/
(базовый сценарий)
В статье исследуется прогноз ключевых макропоказателей экономики России. С одной стороны, он основывается на тенденциях динамики этих показателей, сложившихся в последние годы, с другой — учитывает характер взаимосвязей экономических переменных, нашедших отражение в модели QUMMIR2. Актуальная версия уравнений и тождеств модели, описывающая эти взаимосвязи, а также наименования переменных, содержатся в специальном развернутом приложении к данному тексту на сайте группы RIM3 (www.macroforecast.ru).
Границы прогноза определяются, во-первых, наличием последних квартальных данных системы национальных счетов, во-вторых, временным горизонтом среднесрочного трехлетнего прогноза, разрабатываемого Министерством экономического развития и торговли РФ.
Модель QUMMIR, отражающая взаимодействие производства, доходов и цен в экономике, в принципиальном плане строится как замкнутая система, в которой эндогенные переменные зависят друг от друга, а также от экзогенных переменных, являющихся, как правило, параметрами экономической политики или внешних (по отношению к российской экономике) условий. Общая схема взаимодействий переменных в модели выглядит следующим образом:
Рис. 1. Схема модели QUMMIR
На современном этапе развития модели прогноз производства осуществляется в логике «от конечного спроса» и не учитывает ограничений на труд и капитал. Данный недостаток, в силу краткосрочного характера прогноза, на наш взгляд, не
1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 06-02-00145а)
Работа выполнена коллективом сотрудников ИНП РАН в составе: А.Р. Ахмерова, А.С. Македонский, С.Н. Македонский, К.Е. Савчишина,Н.Н. Сапова, РМ. Узяков, А А. Широв под руководством МН. Узякова.
2 QUMMIR — аббревиатура квартальной макроэкономической модели взаимодействий российской экономики (QUarter Macroeconomic Model ofInteractions for Russia).
Группа RIM — эксперты (сотрудники ИНП РАН), осуществляющие разработку системы моделей с использованием пакетов макроэкономического и межотраслевого моделирования G7 и Interdyme. Название группы происходит от наименования межотраслевой модели российской экономики — RIM (Russian Interindustry Model).
является существенным. Структура и содержание прогнозно-аналитического материала определяются общим замыслом, предполагающим:
- давать оценку вероятного хода событий, исходя из сложившихся тенденций и инерции экономической политики;
- формировать представление как о годовой, так и внутригодовой (квартальной) ожидаемой динамике переменных;
- разъяснять полученные результаты прогноза на основе задействованных в модели взаимосвязей и численных значений параметров уравнений;
- обеспечивать объективную оценку качества прогнозов и модели (в частности, со второго выпуска квартального прогноза предполагается публиковать сравнительную таблицу прогнозов и фактически складывающихся значений переменных);
- отражать изменяющийся (развивающийся) характер модели, (со второго выпуска намечается посвящать специальный раздел изменениям в модели);
- в техническом плане использовать средства визуализации и табличного представления результатов расчетов пакета G7.
Пакет G7, Interdyme и иные сопутствующие программные средства являются разработкой группы INFORUM -международного сообщества, объединяющего специалистов в области макроэкономического и межотраслевого моделирования более чем из 20 стран. Все участники группы используют один и тот же набор программных продуктов. Организатор группы INFORUM - профессор Мэрилендского университета США - Клоппер Алмон. Адрес сайта группы - http://www.inform.umd.edu/.
Модель QUMMIR позволяет в оперативном режиме проводить прогнозные расчеты не только инерционного характера, но и в рамках множества иных сценарных постановок, например:
- расчеты по сценарным условиям Министерства экономического развития и торговли РФ с оценкой реализуемости ожидаемых министерством темпов экономического роста, инфляции и других итоговых показателей прогноза;
- расчеты, основанные на принципиально иных гипотезах динамики экзогенных переменных;
- специальные проблемно-ориентированные расчеты, в том числе связанные с прогнозированием обменного курса.
Модель и логика расчетов. В модели QUMMIR реализована логика расчетов от конечного спроса, позволяющая получать на выходе прогнозные значения счета использования ВВП и счета образования доходов. Счет производства на данном этапе развития модели не разрабатывается. В этой связи блок ресурсов представлен только в виде экзогенных переменных экспорта нефти и газа, а также численности занятого в экономике населения, необходимых для расчета экспорта и характеристик производительности труда.
Физическая динамика всех (кроме экспорта) элементов конечного спроса определяется взаимодействием соответствующих переменных цен и доходов.
Экспорт зависит, главным образом, от экзогенно задаваемых значений экспорта нефти и газа, мировой цены на нефть, а также динамики производства в странах ЕС.
Логика изложения результатов прогноза соответствует логике формирования сценариев и проведения прогнозных расчетов и предполагает последовательное рассмотрение:
- сценарных условий и основных экзогенных переменных;
- ресурсных ограничений;
- ценовой динамики (элементов конечного спроса и ВВП в целом);
- процессов образования доходов (основных субъектов экономики - населения, государства и бизнеса);
- влияния денежно-кредитной политики на производство, доходы и цены;
- воздействия мировой экономики и внешней торговли на экономическое развитие РФ;
- процессов формирования физической динамики элементов конечного спроса и в итоге - динамики ВВП.
Базовый сценарий. Все прогнозы, разрабатываемые с помощью модели QUMMIR, имеют сценарный характер. В этой связи базовым сценарием мы называем такой сценарий, который основан на сохранении параметров экономической политики и на наиболее вероятной (ожидаемой) динамике экзогенных переменных, не являющихся параметрами экономической политики.
Динамика экзогенных переменных базового сценария в существенной мере опирается на сценарные условия пессимистического варианта развития МЭРТ. Тем не менее мы полагаем более естественным для базового сценария сохранение повышательной динамики цен на нефть на мировых рынках в ближайшие три года. Кроме того, учитывая огромное воздействие на потребление населения в последние годы развития системы потребительского кредитования, в модель введены соответствующие экзогенные переменные.
Еще одной важной переменной, во все большей степени воздействующей на характер развития, становятся расходы государства на экономику.
Помимо основных экзогенных переменных в модели используется еще около 20 содержательных экзогенных переменных, имеющих отношение, главным образом, к налоговой сфере, денежному обращению и платежному балансу.
Естественной особенностью квартальной модели является представление всех экзогенных переменных с квартальным шагом, в то время как в сценарных условиях МЭРТ предусмотрен годовой шаг. В этой связи возникает необходимость рассчитать внутригодовую (квартальную) динамику соответствующих переменных.
В тех случаях, когда экзогенная переменная имеет явно выраженную внутригодовую сезонность, мы используем представления об этой сезонности для получения квартальных значений. Если такого рода закономерностей не имеется, опираемся, главным образом, на экспертные оценки внутригодовой динамики (табл. 1)4.
Таблица 1
Параметры инерционного сценария (основные экзогенные переменные)
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
A 1 2 3 4 5 6
Переменные внешних условий
Цена нефти Brent, долл./барр. 29,4 44,2 61,4 61,6 64,8 64,6
Цена отсечения, долл./барр. 0,0 20,0 20,0 26,0 26,0 26,0
Экспорт нефти, млн. т 223,8 257,6 254,8 263,0 271,0 273,0
Экспорт газа, млрд. куб. м 183,6 201,9 216,7 198,0 195,0 196,0
Иностранные инвестиции, млрд. долл. 0,6 11,8 20,5 16,2 18,0 19,6
Обслуживание внешнего долга, млрд. долл. 5,8 5,9 5,4 5,1 5,0 4,3
Выплаты по основной сумме, млрд. долл. 9,8 8,5 32,2 8,7 10,9 9,2
Курсовые переменные
Курс рубля к доллару 29,5 27,8 28,6 29,7 30,3 30,7
Курс евро к доллару 1,19 1,29 1,20 1,21 1,26 1,22
4 Таблицу значений основных экзогенных переменных по кварталам, а также полный список экзогенных переменных можно увидеть в Приложении, приводимом на сайте www.macroforecast.ru.
Динамика цен (тарифов) естественных
монополий, % за год
Цены на электроэнергию 13,3 14,8 17,5 18,7 19,9 21,0
Продолжение табл. 1
А 1 2 3 4 5 6
Цены на газ Транспортные тарифы 15,7 14,0 29,6 15,4 36,5 19,2 40,5 20,7 43.7 21.7 46,8 22,3
Денежная сфера, млрд. руб. Кредиты населению, руб. Кредиты населению в валюте 130,3 27,2 279,2 40,0 402,8 64,3 835.4 110.4 1410,9 174,3 2222,2 265,5
Параметры консолидированного бюджета, млрд. руб. Расходы, всего Расходы на экономику 3955,4 955,5 4665,4 1055,8 5799,6 1067,2 6662,2 1359,9 7328,4 1550,3 8427,6 1751,8
Трудовые ресурсы Численность занятых, млн. чел. 67,4 68,1 69,1 69,7 69,1 70,1
Ниже в качестве иллюстрации, приведены графики тех экзогенных переменных, значения которых существенно меняются в прогнозном периоде. К числу наиболее динамично изменяющихся экзогенных переменных модели можно отнести:
- экспорт нефти и газа;
- тарифы естественных монополий;
- потребительские кредиты, предоставляемые населению;
- расходы бюджета;
- цена нефти марки Brent.
При этом для представления тех переменных, которые характеризуются высокими внутригодовыми колебаниями, предпочтительнее использовать соответствующие тренды.
Экспорт нефти и газа (рис. 2) в натуральном выражении в соответствии со сценарными условиями МЭРТ - замедляется, что определяется действием природно-геологических и транспортных факторов.
Млн. т Млрд. куб. м
Рис. 2. Экспорт нефти (—) (левая шкала) и газа (-□-). Трендовая динамика
Переломить эту тенденцию ни в среднесрочной, ни в долгосрочной перспективе, видимо, не удастся.
Авторы исходят из того, что в мировой экономике формируются новые ценовые пропорции, адекватные условиям возросшего дефицита первичных сырьевых ресурсов. В то же время долгосрочный тренд динамики роста цен на нефть после выхода на новый уровень не может сколько-нибудь значительно опережать общую ценовую динамику. Именно этим обстоятельством определяется предположение о замедлении роста цен на нефть за пределами 2005 г. (рис. 3).
Долл./барр. Долл./1000 куб. м
Рис. 3. Цены на нефть (-□- ) (левая шкала) и газ (—)
Что касается внешнеторговых контрактных цен на газ, то, как известно, они повторяют с определенным лагом динамику мировых цен на нефть.
Динамика выплат по внешнему долгу имеет естественную тенденцию к замедлению, обусловленную абсолютным и относительным сокращением долговой нагрузки. Динамика иностранных инвестиций (рис. 4), как показано на графике, отражает умеренно-оптимистические ожидания правительства в
заинтересованности иностранных инвесторов вкладывать средства в российскую экономику.
Млн. долл. Млн. долл.
Рис. 4. Иностранные инвестиции (-□-) (правая шкала) и выплаты внешнего долга (—) Динамика тарифов естественных монополий (рис. 5) отражает возобладавшую точку зрения в правительстве о том, что рост цен в монопольных отраслях не должен отрываться от общей ценовой динамики в стране.
Представленная динамика кредитов населению (рис. 6) отражает
предположение авторов прогноза о том, что пик ускорения роста потребительского кредитования в России уже миновал и в дальнейшем, при сохранении достаточно высоких темпов роста кредитов, неизбежно определенное снижение характеристик динамики потребительского кредитования населения.
%
Рис. 5. Трендовая динамика цен (тарифов) естественных монополий (к соответствующему периоду прошлого года):
---- на газ; -□- на транспорт; -♦- на энергию
%
Рис. 6. Тренд темпа роста кредитов населению (к соответствующему периоду прошлого года):
---- в рублях; -□- в иностранной валюте
Динамика общих расходов бюджета и той его части, которая связана с расходами на экономику, в решающей степени задана параметрами трехлетнего бюджета (рис. 7).
%
Год
Рис. 7. Темп роста расходов бюджета (к соответствующему периоду прошлого года): ----------- общих; -■- на экономику
Для понимания степени отличия базового сценария от сценариев МЭРТ имеет смысл непосредственно сопоставить динамику цен на нефть по сценариям (рис. 8).
Долл./барр.
Рис. 8. Цена на нефть марки Brent:
-о- принятая для расчетов по модели; -♦- по 1-му сценарию МЭРТ;
-□- по 2-му сценарию МЭРТ
Действие ресурсных ограничений. Несмотря на то, что в модели QUMMIR набор переменных, отражающих действие ресурсных ограничений, весьма невелик, он, на наш взгляд, в определенной степени дает представление о направлении влияния ресурсных факторов на экономическую динамику.
Главный вывод, который необходимо сделать, состоит в том, что первичные ресурсы (в особенности топливо) из фактора ускорения экономической динамики в предыдущие три года превращаются в существенный ограничитель экономического роста. Учитывая, что одновременно происходит снижение темпов роста занятости (рис. 9), какое-либо ускорение экономической динамики в среднесрочной перспективе возможно только за счет факторов эффективности производства.
%
Рис. 9. Тренд темпов прироста экспорта нефти (--) и занятости (-□-)
(к соответствующему периоду прошлого года)
Существенное сокращение темпов экспорта нефти наблюдалось в 2005 г. Что касается экспорта газа, то замедление его темпов вероятно уже в текущем году.
С 2008 г. в рамках базового сценария возможно начало периода устойчивого абсолютного сокращения экспорта нефти и газа (рис. 10).
%
Рис. 10. Тренд темпов прироста экспорта нефти (-□-) и газа (-)
(к соответствующему периоду прошлого года)
Количественная оценка «мощности» ресурсных факторов, а именно того, в какой мере и на какую величину они в состоянии замедлить экономическую динамику, будет дана в последнем разделе.
Ценовая динамика. Цены и их динамика являются определяющими для формирования делового и инвестиционного климата в стране. Не случайно в последние годы проблеме снижения инфляции уделяется столь большое внимание.
В модели QUMMIR прогнозируются такие характеристики ценовой динамики как дефлятор потребления домашних хозяйств, дефлятор госпотребления, дефлятор накопления основного капитала, дефлятор экспорта и дефлятор импорта.
Для получения переменной размерности индекса потребительских цен (ИПЦ) используется уравнение, увязывающее динамику ИПЦ с дефлятором потребления домашних хозяйств.
Подход к прогнозированию цен, реализованный в модели, является традиционным и состоит в формировании эконометрических зависимостей, увязывающих основные макроэкономические факторы инфляции с характеристиками ценовой динамики. Количество таких переменных, использованных при моделировании инфляции в текущей версии модели, исчерпывается следующим перечнем:
- переменные дефляторов с лагом в один-два квартала;
- динамика тарифов естественных монополий;
- обменный курс доллара;
- денежная масса;
- цена нефти марки Brent;
- динамика расходов бюджета;
- время.
На наш взгляд, этих переменных достаточно для описания тенденций динамики основных дефляторов.
Принципиальной проблемой является описание ценовой ситуации 2005 г. и объяснение причин невыполнения планировавшихся ориентиров инфляции.
Первоначальный импульс быстрому росту потребительских цен был задан в начале года скачком тарифов на услуги ЖКХ. Одновременно в начале года резко подскочили цены на услуги естественных монополий (электроэнергетика, газовая промышленность и транспорт). В то же время наши исследования показывают, что в наибольшей степени потребительские цены реагируют на рост тарифов естественных монополий с лагом в два-три квартала. Это означает, что инфляционное давление скачка тарифов естественных монополий, возникшее в начале года, должно сказываться до середины осени. Ниже приведен график трендовой динамики индекса потребительских цен и тарифов естественных монополий с лагом в три квартала5, свидетельствующий о повышающем воздействии на динамику потребительских цен (к середине 2005 г.) тенденций ценовой динамики естественных монополий (рис. 11).
Рис. 11. Тарифы монополий (-) и дефлятор потребления (-□-) (трендовый индекс)
Следует заметить, что монетарные факторы инфляции должны были бы действовать в противоположном направлении, поскольку темпы роста денежной массы постепенно замедляются. В то же время анализ свидетельствует о том, что рост цен в России в последние кварталы все в меньшей степени реагирует на динамику денежного предложения, и в этой связи можно говорить о немонетарном характере инфляции.
Кроме того, динамика дефлятора потребления домашних хозяйств (ПДХ) характеризуется сменой периодов ускорения и замедления темпов роста (рис. 12).
%
5 В качестве единого индикатора тарифов естественных монополий здесь используется взвешенное произведение индексов цен электроэнергетики, газовой промышленности и транспорта.
Рис. 12. Дефлятор ПДХ (к соответствующему кварталу прошлого года)
В этом смысле 2004 г. оказался на траектории низких темпов роста, в то время как 2005 г. пришелся на траекторию их возрастания.
Учитывая, что ИПЦ по своему содержанию чрезвычайно близок к дефлятору ПДХ, не удивительно, что его уровень в 2005 г. стремился превысить значения 2004 г. Более того, в соответствии с нашими расчетами, ИПЦ в 2005 г. не может быть ниже 12% (оценка Росстата РФ по итогам года - 10,9%). Таким образом, можно утверждать, что фактическая динамика цен в российской экономике в 2005 г. органами статистики учтена не в полной мере.
Одновременно можно утверждать, что период 2006-2008 гг. более благоприятен для достижения целевых ориентиров снижения инфляции, и ее уровень в 2006 г. не превысит 10%. В 2007-2008 гг. можно ожидать дальнейшего снижения ИПЦ соответственно до 7,5 и 6,5%.
Динамика дефляторов составляющих элементов использованного ВВП в годовом выражении приведена в табл. 2.
Таблица 2
Динамика дефляторов, % к предыдущему году
Дефлятор 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
ВВП 21,7 12,6 9,4 7,1
Потребления 12,8 10,9 8,7 6,6
Государственного потребления 25,6 16,9 11,8 7,9
Накопления 13,4 13,6 10,4 7,8
Экспорта 25,1 8,3 4,0 1,6
Импорта 2,3 -1,9 3,3 1,3
Данные, приведенные в табл. 2, показывают, что динамика дефляторов различных компонентов использованного ВВП в прогнозном периоде достаточно существенно различается.
Так, дефлятор государственного потребления в перспективе сохраняет опережающую динамику по сравнению с дефлятором ПДХ (рис. 13), что отражает, с одной стороны, процесс постепенного восстановления соотношения доходов и цен между государственным и частным сектором, а с другой - может свидетельствовать о невысокой жесткости бюджетных ограничений в сфере государственного потребления.
%
Рис. 13. Дефляторы ПДХ (-□-) и государственного потребления (-)
(к соответствующему кварталу прошлого года)
Заметный скачок в динамике дефлятора государственного потребления в 2005 -начале 2006 г. объясняется соответствующим увеличением расходов бюджета. В то же время в целом дефлятор государственного потребления повторяет тенденции роста цен на потребительском рынке, но на более высоком уровне.
Динамика дефлятора накопления основного капитала (рис. 14) существенно отличается от динамики дефлятора ПДХ. Продолжение роста цен в инвестиционной сфере в 2006 г. связано с прогнозируемой высокой инвестиционной активностью в течение года. Дальнейшее постепенное замедление роста дефлятора накопления основного капитала отражает общую тенденцию к замедлению ценовой динамики.
%
Рис. 14. Дефлятор ПДХ (-) и накопления основного капитала (-□-)
(к соответствующему кварталу прошлого года)
Дефлятор экспорта (рис. 15) в существенной мере зависит от сценарно задаваемых динамики мировых цен на нефть, объема экспорта нефти и обменного курса доллара. В связи с ожидаемым значительным замедлением роста цен на нефть начиная с середины 2006 г. рост экспортных цен будет стабильно отставать от роста потребительских цен на внутреннем рынке.
Рис. 15. Дефлятор ПДХ (---) и экспорта (-□-)
(к соответствующему кварталу прошлого года)
Дефлятор импорта (рис. 16), испытывающий на себе конкурентное воздействие со стороны цен внутренних производителей, имеет наиболее низкие показатели динамики - на уровне 1-3% годового роста цен. Наметившаяся в 2004-2005 гг. тенденция повышения этого показателя отражает возрастающий уровень долларовых доходов населения и увеличение спроса на более качественную импортную продукцию.
%
Рис. 16. Дефлятор ПДХ (-) и импорта (-□-)
(к соответствующему кварталу прошлого года)
Дефлятор ВВП (рис. 17) представляет собой итог взаимодействия ценовых тенденций на различных рынках и в различных секторах российской экономики.
%
Рис. 17. Дефлятор ПДХ (-) и ВВП (-□-)
(к соответствующему кварталу прошлого года)
На рис. 17 показано, что в 2006 г. заканчивается период относительно высоких цен в экономике и в 2007-2008 гг. наступает период достаточно умеренной по российским меркам инфляции по всем компонентам использованного ВВП. Что касается выхода на 2-4-процентную инфляцию, то это, видимо, возможно не ранее 2010 г., по крайней мере, в рамках базового сценария развития.
Динамика доходов и расходов населения. В структуре доходов населения основное место занимает заработная плата, второй по величине статьей доходов являются прочие доходы.
Следует отметить, что доля заработной платы в доходах и доля прочих доходов изменяются в противофазе друг к другу. Начиная с конца 2002 г. стала увеличиваться доля доходов от собственности, в остальном структура доходов за отчетный период стабильна (рис. 18).
%
Рис. 18. Структура доходов населения:
----- заработная плата; трансферты;
-ж- доходы от предпринимательства; -о- доходы от собственности; -♦- прочие
Теперь обратимся к результатам прогнозных расчетов. Относительная стабильность в структуре доходов приводит к тому, что и в перспективе наиболее значимой статьей, определяющей общую динамику доходов населения, остается заработная плата (рис. 19).
%
Рис. 19. Темпы роста реальных денежных доходов населения (-) и реальной
заработной платы (-□-) к соответствующему периоду предыдущего года
Одним из наиболее значимых параметров, от которых рассчитывается заработная плата в модели, является заработная плата бюджетников. Этот же параметр используется при расчете доходов. Заработная плата бюджетников в свою очередь связана с динамикой расходов бюджета.
Следует признать, что в существующей версии модели мера влияния расходов бюджета и соответственно заработной платы бюджетников на общую динамику доходов населения несколько завышена. В результате именно динамика расходов бюджета предопределяет существенную часть изменений в динамике доходов и потребления.
Рассмотрим совместную среднегодовую динамику ВВП (рис. 20), сбережений и потребления.
% %
Рис. 20. Динамика ВВП, сбережений и потребления в годовом измерении (на основе скользящих годовых значений, к соответствующему периоду предыдущего года): -□- среднегодовой индекс роста ВВП; -О- среднегодовой индекс роста сбережений (правая шкала); -------------- среднегодовой индекс роста ПДХ
В последний год отчетного периода темпы ВВП несколько снизились, и рост потребления обеспечивался за счет высокой динамики кредитования населения. В
текущем году в рамках базового сценария ожидается дальнейшее сокращение темпов экономического роста. При этом к концу года возможно резкое снижение темпов роста потребления домашних хозяйств (до 6% в годовом выражении). Последнее определяется не только замедлением расходов бюджета, но и общим снижением темпов роста доходов экономики в условиях относительно невысокой динамики мировых цен на топливо.
С середины 2007 г. темпы потребления вновь станут увеличиваться, опираясь на возросшую динамику заработной платы и доходов.
Рассмотрим теперь темпы прироста основных характеристик доходов и расходов населения и показатели структуры доходов и расходов населения (табл. 3 и 4).
Реальные располагаемые доходы населения вырастут в 2006 г., согласно нашим расчетам, на 5,6%, в 2007 г. - на 6,9%, в 2008 г. - на 7,5%. Темп роста расходов населения на оплату товаров и услуг в прогнозном периоде будет постепенно снижаться: с 13,2% в 2005 г. до 7,2% в 2008 г. Рост реальных сбережений ускорится в 2007-2008 гг.
Значительно увеличится потребительское кредитование. В частности, годовая величина кредитов по отношению к доходам населения в 2008 г. может превысить 10%, что соответствует 40-50-процентному уровню насыщения, характерному для развитых стран.
Таблица 3
Темпы прироста показателей доходов и расходов населения, %
Прирост 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Реальные располагаемые доходы 13,2 9,0 12,3 5,6 6,9 7,5
Реальные расходы на товары и услуги 6,4 12,1 13,2 4,9 6,3 7,2
Потребление домашних хозяйств 4,7 10,7 11,7 5,3 6,4 7,0
Реальные сбережения 31,6 -11,1 17,5 -4,1 14,0 11,9
Таблица 4
Структура доходов и расходов населения, %
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Заработная плата 40,3 39,8 40,6 39,9 39,6 39,7
Трансферы 13,7 14,6 13,9 13,6 13,5 13,6
Предпринимательские доходы 11,9 11,7 10,6 11,4 11,5 11,1
Доходы от собственности 9,1 9,5 10,2 10,4 10,7 10,9
Другие доходы 25,0 24,5 24,7 24,7 24,7 24,7
Отношение сбережений к доходам 14,1 10,6 12,1 11,2 11,3 11,5
Потребительские кредиты (% к доходам) 1,5 2,6 2,9 5,2 7,7 10,8
Налогово-бюджетный блок. Доходы. Прежде всего необходимо заметить, что для анализа и прогнозирования доходов и расходов консолидированного и федерального бюджетов и для возможности сравнения полученных результатов с показателями 2003-2004 гг. используется бюджетная классификация 2004 г. Это означает, что к налоговым доходам относятся налог на прибыль организаций, НДФЛ, НДС, ЕСН, акцизы, налоги на внешнюю торговлю (вывозные и ввозные пошлины), прочие налоговые поступления.
За 11 мес 2005 г. доходы консолидированного бюджета составили 6832,6 млрд. руб. (141% величины доходов за 11 мес 2004 г.). Такое значительное увеличение доходов объясняется, во-первых, высокими ценами на мировом рынке нефти, что привело к росту таможенных пошлин и налоговых доходов, поступающих от экспортеров нефти,
и, во-вторых, общим ростом российской экономики, что также увеличило налоговые поступления практически по всем видам налогов (табл. 5, 6).
Таблица 5
Доходы консолидированного бюджета, % к ВВП
Статья 2004 г. 2005 г.
I кв. II кв. III кв. IV кв. I кв. II кв. III кв. IV кв.
Доходы, всего 29,0 36,6 31,3 33,6 39,0 35,5 32,5 34,5
Налоговые доходы, всего 26,6 32,8 28,8 30,5 36,6 32,8 30,2 29,8
Налог на прибыль и доходы, в том числе: налог на прибыль 7,2 10,0 8,2 9,2 11,6 9,7 8,1 8,7
организаций 3,9 6,4 5,0 5,5 8,6 6,3 5,0 4,7
НДФЛ 3,2 3,6 3,3 3,7 3,1 3,4 3,1 3,9
Налоги на товары и услуги, в том числе: 8,2 8,2 7,7 7,7 11,6 7,9 7,0 7,8
акцизы 2,1 1,4 1,3 1,2 1,6 1,2 1,1 1,1
НДС 6,0 6,8 6,4 6,5 9,9 6,8 5,9 6,8
Налоги на внешнюю торговлю, в том числе: 4,3 5,6 5,0 5,7 6,6 7,1 7,3 7,3
ввозные пошлины 1,2 1,2 1,2 1,4 1,2 1,3 1,2 1,2
вывозные пошлины 1,3 4,4 3,8 4,3 5,4 5,8 6,1 6,1
Таблица 6
Динамика доходов консолидированного бюджета, % к предыдущему году
Статья 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Доходы, всего 117,6 131,2 139,1 116,2 112,5 109,2
Налоговые доходы, всего 115,4 147,0 139,5 112,1 114,2 110,4
Налог на прибыль и доходы, в том числе: 119,6 146,8 139,6 113,9 114,8 110,3
налог на прибыль организаций 113,6 164,8 147,8 110,9 114,8 108,3
подоходный налог 127,2 126,1 127,2 119,3 114,7 113,6
Налоги на товары и услуги, в том числе: 120,4 107,3 137,2 109,5 111,5 108,7
акцизы 129,6 71,4 106,0 99,9 100,0 100,0
НДС 117,2 121,3 144,3 111,1 113,2 109,9
Налоги на внешнюю торговлю, в том числе: 140,0 189,9 178,3 112,0 106,6 103,7
ввозные пошлины 122,8 130,3 127,5 106,7 112,7 111,9
вывозные пошлины 151,4 221,8 193,8 112,5 105,5 102,0
Прочие доходы 128,6 63,1 135,7 158,1 100,7 99,5
В I кв. 2005 г. в федеральный бюджет и в бюджеты республики Башкортостан, Тюменской области и Ханты-Мансийского автономного округа поступили дополнительно начисленные налоги и сборы от ОАО «НК ЮКОС» в размере 231,5 млрд. руб.,
а также 32,1 млрд. руб. от ОАО «Сибнефть» в счет погашения налоговой задолженности. Поэтому поступления от налога на прибыль организаций увеличились в 2,67 раза по сравнению с I кв. 2004 г., НДС - в 2 раза. В итоге, доходы консолидированного бюджета в I кв. 2005 г. составили 39% ВВП (в I кв. 2004 г. - 29% ВВП). Если же рассматривать величину доходов консолидированного бюджета за вычетом средств, полученных от ОАО «НК ЮКОС» и ОАО «Сибнефть», то оценка роста доходов по сравнению с I кв. 2004 г. снижается со 164,3 до 139%. Соответственно оценка общей величины доходов консолидированного бюджета уменьшается с 39 до 33% ВВП.
Дело ЮКОСа повлияло не только на величину налоговых доходов федерального и консолидированного бюджетов, но и на собираемость налогов в последующих кварталах
2005 г. как в части текущей величины налога, так и по задолженности за предыдущие периоды. Об этом свидетельствует, например, рост во ІІ-ІІІ кв. величины налоговых поступлений (без учета ЕСН) в консолидированный бюджет на 42% по сравнению с соответствующим периодом 2004 г., в то время как ВВП увеличился только на 28-29%.
Что касается федерального бюджета, то по предварительным данным Минфина РФ на 1 января 2006 г. доходы федерального бюджета исполнены на 102,8% (23% ВВП). По предварительным итогам 11-ти месяцев доля федерального бюджета в доходах консолидированного бюджета возросла с 63% в 2004 г. до 67,5% в 2005 г.
Отдельного рассмотрения требует динамика ЕСН. Ставка по этому налогу была снижена в 2005 г. с 35,6 до 26%. Предполагалось, что это приведет к тому, что сократится доля заработной платы «в конвертах» и, таким образом, увеличится налогооблагаемая база по этому налогу. Однако по мнению многих специалистов, этого не произошло. В итоге поступления в федеральный бюджет по ЕСН за три квартала 2005 г. сократились на 40% по сравнению с аналогичным периодом в
2004 г.
Расходы. Расходы консолидированного бюджета за 11 месяцев 2005 г. составили
4931.8 млрд. руб. (на 26% больше, чем за аналогичный период 2004 г.). Темп роста расходов консолидированного бюджета в 2005 г. был ниже, чем темп роста доходов.
Доля федерального бюджета в расходах консолидированного бюджета по итогам 11 месяцев увеличилась с 60% в 2004 г. до 67,5% в 2005 г. и сравнялась с долей федерального бюджета в доходах.
Существенно изменилась структура непроцентных расходов консолидированного бюджета. В частности, резко сократилась доля расходов на народное хозяйство. Это произошло вследствие практически полного отказа от расходов на промышленность, энергетику и строительство (с 183,8 млн. руб. в ІУ кв. 2004 г. до
17.8 млн. руб. за І-ІІІ кв. 2005 г.). Однако заметим, что в связи с изменившейся бюджетной классификацией эти данные предварительны и будут уточнены после опубликования годового отчета об исполнении консолидированного бюджета. В то же время возросла доля расходов на социальную политику (на 1,6-2,8 проц. п. в І и ІІ кв.
2005 г. по сравнению с 2004 г., однако в ІІІ кв. она уменьшилась на 1,9 проц.п.).
Анализ помесячных данных позволяет утверждать, что кассовое исполнение
расходов велось очень неравномерно в течение года.
Так, на 1 декабря 2005 г. расходы федерального бюджета были исполнены на 76%. Причем по некоторым разделам исполнение составило меньше 50% (жилищно-коммунальное хозяйство, спорт и физическая культура, некоторые статьи разделов «Образование» и «Социальная политика»). На 1 января 2006 г. расходы федерального бюджета были исполнены уже на 98%.
Профицит. Итогом описанной выше динамики доходов и расходов консолидированного бюджета явился небывалый рост профицита бюджета: он составил на 1 декабря 2005 г. 1900,8 млрд. руб., что в 2 раза больше, чем в 2004 г. (938,4 млрд. руб.) и в
1,5 раза больше запланированной величины (рис. 21).
% к ВВП
Рис. 21. Профицит консолидированного бюджета
К концу года, по предварительным оценкам, размер профицита составил около 8% ВВП. При этом величина Стабилизационного фонда после выплат по внешнему долгу и платежей в бюджет Пенсионного фонда на конец года была равна примерно 6% ВВП.
Состояние внешнего долга государства. Отдельного рассмотрения требуют показатели платежей по внешнему долгу. Как известно, сложившаяся благоприятная ситуация на внешних рынках сырья позволила Правительству РФ досрочно выплатить часть основного долга, тем самым снизив расходы на обслуживание долга в будущем.
В частности, в I кв. 2005 г. была полностью погашена задолженность Правительства РФ перед МВФ (которая составляла на 1 января 2005 г. 3,6 млрд. долл.).
Общий объем выплат по внешнему долгу за первое полугодие 2005 г. равен 9,3 млрд. долл. (за тот же период 2004 г. - 7,5 млрд. долл.), в том числе выплаты по основному долгу - 6,8 млрд. долл. (в 2004 г. - 4,8 млрд. долл.). В III кв. выплачено 19 млрд. долл. (в том числе 16 млрд. долл. - в счет досрочного погашения долга бывшего СССР перед Парижским клубом). До конца года была запланирована выплата еще 1,3 млрд. долл. В общей сложности в счет оплаты основной части внешнего долга за год выплачено 730 млрд. руб. (4% годового ВВП).
Прогноз. В рамках базового сценария выявленные тенденции позволяют пояснить результаты, полученные в модели в прогнозный период. Ставка по НДС на период до конца 2008 г. принята неизменной на уровне 18%. Также не были приняты к рассмотрению в рамках базового сценария намерения правительства досрочно выплатить в 2006 г. часть внешнего долга, так как по этому вопросу пока не достигнута договоренность со странами-кредиторами.
Темп роста доходов консолидированного бюджета замедлится вследствие прежде всего снижения темпов роста налога на прибыль организаций (с 48% в 2005 г. до 8% в 2008 г.), подоходного налога (с 27% в 2003-2005 г. до 14-19% в 2006-2008 гг.), НДС (с 44% в 2005 г. и 21% в 2004 г. до 10-13% в 2006-2008 гг.), вывозных пошлин (с 94-121% в 2004-2005 гг. до 2-5,5% в 2007-2008 гг.). Столь резкое уменьшение темпов роста налоговых поступлений вызвано несколькими факторами. Во-первых, цены на нефть замедлят темпы роста и не будут опережать общую ценовую динамику. Во-вторых, снизятся темпы роста экспорта нефти в натуральном выражении. В-третьих, падение темпов роста всей национальной экономики естественным образом приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджет. Не стоит забывать и об упоминавшемся выше в связи с делом ЮКОСа росте собираемости налогов. По предварительным оценкам, этот эффект был кратковременным и в модели не учитывался. В итоге в 2006-2008 гг. темпы роста налоговых доходов
консолидированного бюджета РФ снизятся до 10,4-14% по сравнению 40-47% в 2004-
2005 гг.
К концу 2008 г. доходы консолидированного бюджета составят 10,8 трлн. руб., из которых 90,2% - налоговые доходы (26,9% - налоги на прибыль и доходы, 19,8% - НДС, 14,2% - вывозные пошлины).
Динамика расходов консолидированного бюджета зависит от экзогенных показателей расходов бюджета в 2006-2008 гг. Эти показатели задавались исходя из предположения о том, что политика правительства, касающаяся расходования и отчисления в Стабилизационный фонд дополнительных средств, полученных от высоких цен на нефть, не изменится. Эта гипотеза подтверждается «Бюджетной политикой на 2006-2008 гг.». Согласно этому документу, правительство ожидает снижения мировых цен на нефть и как следствие снижение темпов роста налоговых доходов бюджета. Причиной снижения налоговых поступлений служит также введение «налоговых новаций» (установление общего порядка принятия к вычету сумм НДС при осуществлении капитальных вложений и меры по снижению выплат по налогу на прибыль организаций: ускоренное списание амортизации на вновь вводимые основные средства в размере 10%, снятие ограничения на перенос убытков на будущее
- 30% к налоговой базе - и списание расходов на НИОКР в течение двух лет).
В рамках базового сценария прежде всего рассматривалась ориентация на существующую динамику структуры расходов. Именно поэтому темп увеличения расходов на экономику в 2007-2008 гг. задан на уровне 13-14% в год, а темп роста общей величины расходов не превышает на всем прогнозируемом интервале 15% в год (табл. 7).
Таблица 7
Динамика расходов консолидированного бюджета, % к предыдущему году
Расходы 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Всего 116,2 117,9 124,3 114,9 110,0 115,0
В том числе
на народное хозяйство 111,0 110,5 101,1 127,4 114,0 113,0
на обслуживание государственного долга 101,2 95,7 103,6 93,8 98,1 98,0
Досрочное погашение в 2005 г. части внешнего долга обусловливает снижение затрат на обслуживание оставшейся части и сокращает долю процентных расходов с 4-6% общей величины расходов в 2003-2004 гг. до 2,6% в конце 2008 г.
Таким образом, к концу 2008 г. расходы консолидированного бюджета составят 8427,6 млрд. руб., или 28% ВВП. В рамках рассматриваемого базового сценария (без учета расходов на дотации Пенсионному фонду) профицит к концу 2007 г. может увеличиться до 8,9% ВВП (2543 млрд. руб.), а в 2008 г. составит 7,5% ВВП (табл. 8).
Таблица 8
Профицит консолидированного бюджета
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Доходы млрд. руб. 4135,6 5427,3 7551,3 8771,4 9871,4 10783,7
% к ВВП 32,4 32,7 35,1 34,6 34,4 34,3
Расходы млрд. руб. 3955,4 4665,7 5799,6 6662,2 7328,4 8427,6
% к ВВП 30,9 28,1 27,0 26,3 25,6 26,8
Профицит
млрд. руб. 180,2 761,9 1751,6 2109,2 2543,0 2356,1
% к ВВП 1,4 4,6 8,1 8,3 8,9 7,5
Денежно-кредитная сфера. По итогам 2005 г. можно сделать вывод о постепенном возрастании доверия населения к банковской системе, что выражалось в ускоренном росте банковских вкладов населения и организаций при одновременном снижении реальных темпов роста наличности на руках у населения и покупок иностранной валюты.
Рост рублевых вкладов населения и организаций явился основной причиной роста совокупных банковских активов (28%). Следует отметить также резкий рост вкладов до востребования (с 27% в 2004 г. до 41% в 2005 г.), обусловленный ростом рублевых вкладов юридических лиц.
В истекшем году замедлилась динамика кредитования в рублях как населения, так и организаций относительно динамики роста кредитования в иностранной валюте. В результате общая динамика выданных кредитов стабилизировалась на уровне 2004 г. (16%).
Наблюдалось значительное увеличение иностранных активов банков (55% за 2005 г., 16% - за 2004), повлекшее за собой кардинальный сдвиг в общей структуре (их доля возросла с 6 до 21%, доля выданных кредитов упала с 85 до 78%). Можно сказать, что кредитование в силу высоких рисков и неразвитости финансовых рынков «не успевает» за продолжающимся увеличением привлеченных банковской системой средств. При этом ускоряется рост иностранных активов как альтернатива наиболее надежного, хотя и относительно низкодоходного, вложения денежных средств.
В истекшем году рост предложения денег со стороны ЦБ осуществлялся в основном за счет покупки иностранных активов - их чистый прирост за 2005 г. составил 1,945 трлн. руб.
В 2005 г. существенно изменилась структура обязательств органов денежнокредитного регулирования, что выразилось в увеличении доли государства (с 25% в конце 2004 г. до 37% в 2005 г.). Это связано в первую очередь с накоплением средств в Стабилизационном фонде (1,237 трлн. руб.), а также со значительным профицитом бюджета, составившем на 1 декабря 1,9 трлн. руб. Несмотря на значительные выплаты по внешнему долгу, чистый прирост депозитов органов государственного управления за 2005 г. составил 1,97 трлн. руб.
Резкое уменьшение фонда обязательного резервирования (ФОР) явилось результатом падения ставок по ФОР во второй половине 2004 г. (до 3,5%). В 2005 г. этот показатель рос соответственно росту вкладов в национальной и иностранной валюте, сохраняя 3-процентую долю в общем объеме пассивов.
Рост денежной базы в широком определении в 2005 г. замедлился до 23% (24% в 2004 г.).
Прогноз. Расчет денежных показателей осуществлялся в рамках финансового блока квартальной макроэкономической модели. Основным результатом этих расчетов является построение прогнозной динамики денежной массы. Этот показатель становится своего рода связующим звеном, замыкающим финансовый блок на базовую версию модели, которая включает в себя блоки доходов и расходов субъектов экономики, блок платежного баланса и др. Для расчета денежной массы были отдельно рассчитаны ее наличная и безналичная составляющая. Наличная составляющая денежной массы - наличность в обращении - была получена тождественно из соотношения:
наличность = денежная база в широком определении - обязательные резервы коммерческих банков в ЦБ - ликвидные средства банковской системы.
Для безналичной части денежной массы - депозитов населения и организаций в национальной валюте - были построены уравнения регрессии.
Показатель денежной базы в широком определении, в свою очередь, был получен из баланса активов и пассивов органов денежно-кредитного регулирования. Для основных статей этого баланса были построены регрессионные уравнения.
Иностранные активы (ИА) органов денежно-кредитного регулирования представляют собой международные резервные активы правительства РФ и ЦБ, а также нерезервные активы ЦБ. Прирост этого показателя осуществляется при покупке валюты ЦБ на открытом рынке. Поскольку в настоящее время основной приток валютной выручки обеспечивается за счет экспорта сырья (нефти), иностранные активы во многом зависят от показателей физического объема экспорта нефти и цен на нефть на мировых рынках (рис. 22).
Если раньше объемы поступления валюты на рынок в значительной мере определялись нормой обязательной продажи валютной выручки, то в настоящее время они обусловлены обязательными отчислениями в бюджет со стороны экспортно-ориентированных предприятий.
Сокращение иностранных активов происходит из-за выплат по внешнему долгу, что связано со снижением счетов правительства в ЦБ (во многом за счет средств Стабилизационного фонда).
Млрд. руб. Млн. т
Рис. 22. Прирост иностранных активов (-■-) (левая шкала) и экспорт нефти (-)
Наличие взаимосвязи динамики ИА органов денежно-кредитного регулирования, внешних выплат по долгу, цены на нефть марки Brent, а также объемов экспортируемой нефти позволяет построить прогнозную динамику ИА в зависимости от динамики вышеперечисленных показателей.
Счета правительства в ЦБ условно можно разделить на средства Стабилизационного фонда, представляющие собой стратегический запас, и «текущий» счет, обслуживающий прочие налоговые поступления и сборы и расходы бюджета.
Объем Стабилизационного фонда непосредственно связан с объемом экспортируемой нефти, ее ценой и курсом доллара и рассчитывается на основе этих показателей.
Счета правительства в ЦБ, не включающие средства Стабилизационного фонда, очевидно, привязаны к доходам/расходам бюджета, т.е. отражают текущий объем профицита бюджета (рис. 23).
Млрд. руб. Млрд. руб.
Рис. 23. Счета правительства в ЦБ (-) (левая шкала) и профицит бюджета (-■-):
Прогноз, основанный на базовом сценарии, подразумевает существенное замедление роста мировых цен на нефть и экспорта углеводородов. Сценарные годовые выплаты по обслуживанию внешнего долга составят в среднем 5 млрд. долл., выплаты по погашению основной суммы долга - 9 млрд. долл. В результате получаем постепенно снижающийся рост иностранных активов, с 57% в 2005 г. до 23% роста в 2008 г., причем на конец 2006 г. их объем составит 240 млрд. долл. Депозиты правительства в ЦБ РФ замедляют свой рост с 41% в 2006 г. до 19% в 2008 г. Следует отметить абсолютное сокращение профицита бюджета, что связано с замедлением роста доходов бюджета и увеличением расходов.
Цена отсечения с 20 долл. в 2005 г. повышается до 26 долл. в 2006-2008 гг. Учитывая, что сценарная цена на нефть возрастет лишь на 5% за период 2006-2008 гг., эта мера приведет к снижению валютных поступлений в Стабилизационный фонд. Среднегодовой его прирост прогнозируется на уровне 750 млрд. руб. В 2004 г. его прирост также составил 700 млрд. руб., несмотря на высокие цены на нефть
и низкую цену отсечения в 20 долл. Это было связано с сокращением средств фонда за счет выплат по внешнему долгу. Таким образом, на конец 2005 г. объем Стабилизационного фонда может достичь 1850 млрд. руб., а к концу
2007 г. - 2,6 трлн. руб.
В структуре ликвидных средств кредитных организаций в Банке России, как правило, преобладает доля корреспондентских счетов банков, составляющая около 60-70% общего количества резервов. Доля депозитов банков в ЦБ в течение года сильно снижается, причем обратно изменению корреспондентских счетов, т. е. излишние средства депонируются, а в случае их недостатка - обратно переводятся на корреспондентские счета. Поэтому сильное увеличение этих счетов в конце года понижает долю депозитов до 10% (в 2004 г. она составила 15%). Облигации Банка России (ОБР) в 2005 г. полностью заменили обязательства Банка России по обратному выкупу ценных бумаг, причем доли этих показателей в структуре (РЕПО - по данным
2004 г. и ОБР - по 2005 г.) примерно одинаковы и в среднем составляли 15%. Каждый из перечисленных показателей является своего рода инструментом стерилизации
банковской ликвидности - корреспондентских счетов. Можно предположить, что общее поведение абсолютно ликвидных банковских резервов целесообразно оценивать с точки зрения основной функции корсчетов - осуществления платежных операций. Таким образом, показатель свободных банковских резервов был приближен к показателям платежного оборота, который в свою очередь отражает общий экономический рост.
В результате была получена постепенно снижающаяся динамика роста ликвидных банковских средств: с 26% в 2005 до 8% в 2008 г.
Объем фонда обязательного резервирования прогнозировался с учетом сохранения действующих ставок по вкладам физических и юридических лиц на уровне 3,5%.
Оставшиеся показатели баланса составляют незначительную часть общего объема активов и пассивов, поэтому их динамика была задана с учетом последних тенденций.
В итоге получаем постепенное увеличение темпов роста денежной базы в широком определении, обусловленное относительно высоким ростом иностранных активов, на фоне более медленной динамики депозитов правительства, являющихся в данном случае элементом стерилизации денежной ликвидности. Если рост депозитов (с учетом Стабилизационного фонда) падает с 40% в 2006 г. до 19% прироста в 2008 г., то рост иностранных активов снижается с 28% в 2006 г. лишь до 23% (рис. 24).
В итоге тождественно рассчитанная наличность также ускоряет свой рост на основе роста денежной базы в широком определении и относительного замедления банковских резервов.
Млрд. руб.
Рис. 24. Динамика денежной базы относительно тренда:
-■- денежная база;----тренд денежной базы
Депозиты населения в рублях демонстрируют снижающийся рост, обусловленный снижением денежных доходов населения. Депозитні предприятий прогнозируются от валовой прибыли экономики, и их рост также постепенно снижается.
Денежная масса, представляющая собой сумму полученной прогнозной величины наличности и вкладов в национальной валюте, увеличивается с
замедлением темпов роста. Если в 2005 г. ее рост составил 38%, то в 2006 г. -прогнозируется на уровне 24%, а в 2008 г. - лишь 20% (рис. 25).
Млрд. руб.
Рис. 25. Динамика денежной массы относительно тренда: денежная масса;-----------тренд денежной массы
В итоге можно сделать следующие выводы (табл. 9). Сохранение в прогнозном периоде высоких цен на нефть, хотя и с существенно замедленной динамикой их роста, а также низкими темпами роста экспорта нефти, оказывает непосредственное влияние на снижение роста иностранных активов ЦБ. Вместе с тем рост счетов правительства в ЦБ, выполняющих в текущей ситуации стерилизационную функцию денежной эмиссии, замедляется в еще большей степени. Это связано с прогнозным увеличением расходов бюджета, а также с увеличением цены отсечения, сокращающим поступления в Стабилизационный фонд. В результате ускоряется динамика денежной базы.
Таблица 9
Денежно-кредитная сфера и смежные показатели - темпы роста, %
Показатель 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Иностранные активы 50,2 52,6 57,0 28,6 29,3 23,5
Счета правительства в ЦБ без учета Стабилизационного фонда 24,6 17,9 71,2 35,6 14,9 0,2
с учетом Стабилизационного фонда 24,6 135,0 106,8 41,8 30,5 19,1
Доходы бюджета 17,6 31,2 39,1 16,2 12,5 9,2
Профицит бюджета 61,1 322,8 129,9 20,4 20,6 -7,4
Ликвидные резервы банков 87,0 35,5 26,6 7,8 10,0 7,8
Платежный оборот 41,7 25,1 37,9 20,7 14,6 10,9
Депозиты населения в рублях 47,9 23,8 24,5 14,7 11,8 10,6
в валюте 22,3 21,6 19,3 20,5 14,6 8,2
Депозиты организаций в рублях 26,1 18,5 23,4 11,8 9,2 10,0
в валюте -4,1 86,9 45,5 49,7 25,8 11,2
Реальные доходы населения 15,5 8,8 19,7 -4,0 3,3 6,4
Реальный курс рубля 12,8 10,7 11,7 5,5 4,8 5,9
Денежная база 57,4 25,4 23,9 22,6 27,7 26,9
Денежная масса 50,5 35,8 38,5 24,2 24,0 20,5
Объем наличности 50,5 36,4 2,7 56,3 32,7 32,2
Накопленный объем кредитов населению в рублях 89,7 91,3 57,2 71,8 67,2 59,8
в валюте 119,9 85,5 63,4 63,8 61,9 57,9
Номинальные показатели Цена на нефть марки Brent, долл./барр. 29,4 44,2 61,4 61,6 64,8 64,6
Стабилизационный фонд, млрд. руб. 0,0 522,3 1266,9 1851,4 2608,0 3373,3
Цена отсечения, долл./барр. 0,0 20,0 20,0 26,0 26,0 26,0
Обслуживание внешнего долга, млрд. долл. 6,1 6,1 5,3 5,0 5,0 4,3
Погашение внешнего долга, млрд. долл. 10,2 8,7 31,9 8,6 10,9 9,2
В то же время снижение динамики денежных доходов населения, а также совокупной прибыли экономики, влечет за собой сокращение роста рублевых и валютных вкладов населения и организаций. Это ведет к замедлению роста денежной массы.
В результате денежный мультипликатор, достигнув пика (2,3) в начале текущего года, снижается в течение всего прогнозного периода (до значения 1,9). Учитывая непрерывный рост этого показателя с начала 2003 г., подобная противоречивая ситуация является, возможно, следствием принятых допущений. Прогноз вкладов населения и организаций опирается на уже сложившуюся тенденцию, отображает инерционную динамику этих показателей. В то же время рост расходов бюджета, увеличение цены отсечения на нефть представляют собой элементы будущей политики государства, являются экзогенными показателями для прогноза. В настоящий момент в прогнозных расчетах эта политика отражена не в полной мере, без учета влияния этих действий правительства на рост прибыльности предприятий, доходов населения и соответственно их сбережений. Таким образом, проблема состоит в оценивании меры этого воздействия, способного сгладить возникшее противоречие, или, напротив, усилить его.
Внешняя торговля и платежный баланс. Основной тенденцией внешней торговли в 2005 г. стало замедление роста физических объемов экспорта энергоносителей. Так, по итогам года впервые отмечен спад экспорта нефти приблизительно на 1,5%.
С учетом того, что на долю топливных продуктов приходится до 55% российского экспорта в стоимостном выражении, столь значительное замедление темпов роста экспорта важнейшей части российского внешнеторгового оборота не могло не сказаться на общей динамике экспорта.
Резко замедленные темпы роста физических объемов экспорта могли бы создать серьезные проблемы для платежного баланса страны, однако негативный эффект их был компенсирован существенным удорожанием цен на продукцию российского экспорта. По итогам года средняя цена нефти марки Urals превысила 50,6 долл./барр. (рост на 47% по сравнению с уровнем 2004 г.) Цены на российский природный газ также повышались в соответствии с основными тенденциями на рынках нефти и других энергоносителей. Кроме того, наблюдался рост мировых цен на другие товары российского экспорта: черные и цветные металлы, органические удобрения, древесину.
Обратимся к результатам прогнозных расчетов. Основными экзогенными показателями, влияющими на динамику внешней торговли и платежного баланса в модели, являются: курс доллара, динамика цен на нефть, объем экспорта энергетических ресурсов.
Динамика основных показателей платежного баланса также тесно связана с динамикой экспорта и импорта в постоянных ценах. Можно отметить, что в прогнозном периоде наблюдается дальнейшее замедление темпов роста экспорта при сохранении довольно высоких значений темпов роста импорта. Состояние основных агрегатов платежного баланса в прогнозном периоде в значительной степени соответствует основным тенденциям формирования торгового баланса. Что касается динамики экспорта, то она определяется ситуацией на мировых сырьевых рынках.
Суммарная стоимостная оценка экспорта нефти в 2006 г., по нашему прогнозу, составит 92,9 млрд. долл., что на 15,5% больше значения 2005 г. (80,4 млрд. долл.). В 2007 и 2008 гг. на фоне высоких мировых цен рост продолжится.
В 2006 г. положительное сальдо платежного баланса возрастет на 23,9% по сравнению с аналогичным показателем 2005 г. В 2007 г. положительное сальдо торгового баланса достигнет 171,1 млрд. долл. Можно отметить тенденцию начавшегося снижения темпов роста положительного сальдо торгового баланса.
В стоимостной оценке внешней торговли прекратится опережающий рост экспорта по сравнению с импортом (рис. 26).
Млн. долл.
Рис. 26. Динамика экспорта (-) и импорта (-□-) товаров
В результате коэффициент покрытия экспорта импортом составит в 2006 г. 1,91, в 2007 г. - 1,85 и в 2008 г. - 1,75.
Баланс услуг в 2006 г. будет сведен с отрицательным результатом. В соответствии с прогнозными расчетами соотношение экспорта услуг и суммарного экспорта для российской экономики составит в 2006 г. 10,1%, в 2007 г. - 11,0% и в
2008 г. - 11,1%. В структуре импорта услуг можно отметить тенденцию к увеличению доли транспортных услуг при некотором сокращении доли экспорта прочих услуг и стабильной доли услуг по статье «Поездки».
Баланс инвестиционных доходов в 2006 г., как и в предыдущие годы, будет отрицательным.
Таким образом, в прогнозном интервале сальдо счета текущих операций будет весьма значительным. Его доля в ВВП достигнет максимума в 2006 г. (19,4%), затем снизится до 17,2% в 2008 г.
В структуре операций с капиталом и финансовыми инструментами обращает на себя внимание значительное увеличение обязательств экономики (рис. 27).
Млн. долл.
4002
-10820
Год
Рис. 27. Изменение обязательств экономики («-» сокращение)
Можно отметить, что столь высокие объемы иностранных заимствований наблюдались лишь перед кризисом 1998 г. Однако то были, в основном, государственные заимствования. В настоящее время в структуре обязательств произошли существенные изменения, и прогнозируемую динамику можно признать приемлемой для развивающейся страны, в которой стабильна экономикополитическая ситуация.
Высокие цифры обязательств, прежде всего, складываются из увеличения оценок по статье «Банки» и особенно - «Нефинансовые предприятия». Частный бизнес наращивает заимствования у нерезидентов быстрыми темпами, чему способствует общее повышение в мире оценки состояния российской экономики.
Усиление активности состояния международных нефинансовых предприятий также стало одной из основных причин значительного роста международных активов российской экономики (рис. 28).
Основным двигателем увеличения иностранных активов стал частный бизнес. Рост иностранных активов нефинансовых предприятий стремителен: с 33,6 млрд. долл. в 2004 г, до 36,1 млрд. долл. в 2005 г., 44,9 млрд. долл. в 2006 г., 51,8 млрд. долл. в 2007 г. и 54 млрд. долл. в 2008 г. В структуре активов бизнеса продолжают доминировать прямые и портфельные инвестиции, на которые приходится до трети прироста всех активов.
В результате описанного выше поведения основных агрегатов платежного баланса наблюдаются стабильно высокие и увеличивающиеся значения изменения валютных резервов экономики: с 42,5 млрд. долл. в 2004 г. до 72,3 млрд. долл. в 2005 г., 112,2 млрд. долл. в 2006 г., 129,6 млрд. долл. в 2007 г. и 132,4 в 2008 г.
Млн. долл.
Рис. 28. Изменение иностранных активов экономики («-»рост)
Чистый отток капитала по методологии платежного баланса сменяется его притоком, однако эта тенденция не будет продолжительной - к концу 2006 г. отток капитала возобновится.
В заключение представим оценку меры воздействия изменения мировых цен нефти на основные экономические индикаторы.
Результаты расчетов по модели свидетельствуют, что увеличение цены на нефть за год на 1 долл./барр. в условиях 2006 г. приводят к следующим изменениям результирующих показателей:
- росту экспорта нефти в долларах США на 1,7%;
- росту экспорта товаров в долларах США на 0,9%;
- увеличению ВВП на 0,1%.
Конечный спрос и экономическая динамика. Составляющие конечного спроса и динамика ВВП являются итоговыми характеристиками прогноза, отражающими результаты взаимодействия доходов, цен и собственно производства. При этом следует иметь в виду, что в силу существенно различающейся скорости изменения дефляторов тенденции в сдвигах номинальных и реальных показателей составляющих ВВП могут существенно не совпадать.
Так, например, прогнозная динамика элементов счета образования доходов свидетельствует о некотором снижении доли в ВВП в 2006-начале 2007 гг. компоненты оплаты труда и повышении доли валовой прибыли (рис. 29).
%
Рис. 29. Структура счета образования доходов (сглаженные значения):
---доля прибыли в ВВП; -□- доля заработной платы в ВВП;
-♦- доля налогов в ВВП При этом доли потребления домашних хозяйств и накопления основного капитала в структуре использованного ВВП (в постоянных ценах 2002 г.) сохраняют сложившуюся в последние годы устойчивую тенденцию к росту.
Увеличение доли этих составляющих использованного ВВП балансируется в прогнозном периоде, как показано на рис. 30, снижением доли государственных расходов и чистого экспорта.
%
Рис. 30. Структура использованного ВВП (сопоставимые цены 2003 г. - сглаженные значения):
-ж- доля чистого экспорта;-доля потребления домашних хозяйств;
-□- доля инвестиций; -О- доля государственного потребления
Как следует из этого же графика, в рамках базового сценария чистый экспорт в сопоставимых ценах 2002 г. может в 2008 г. стать отрицательной величиной, что объясняется не только особенностями ценовых пропорций 2002 г., но и складывающейся физической динамикой экспорта и импорта, описанной выше.
В этой связи важно отметить принципиальное изменение в динамике экспорта. Общепринятым стал вывод о том, что период быстрого роста производства и экспорта сырьевых ресурсов в России закончился. Учитывая, что в предшествующие два года благоприятная внешняя конъюнктура обеспечивала более половины
7-процентного роста, в базовом сценарии можно ожидать существенного снижения всей экономической динамики.
В то же время в 2005 г. некоторое увеличение темпов роста государственных расходов по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года и снижение темпов импорта при высокой (даже несколько возросшей по сравнению с
2005 г.) динамике потребления домашних хозяйств и накопления, не позволили опуститься темпам роста ВВП ниже 6%.
Динамика экспорта в перспективе в существенной степени будет определяться такими экзогенными параметрами, как величина экспорта нефти и газа в натуральном выражении, а также ценами на эти энергоресурсы. Поквартальная динамика суммарного экспорта в сопоставимых ценах 2002 г. и экспорта нефти в натуральном выражении показана на рис. 31.
На перспективную динамику импорта воздействуют как внешние, так и внутренние факторы (рис. 32). В то же время решающее значение имеет динамика долларовых доходов населения, фактически отражающая процесс укрепления рубля. Кроме того, очевидно, возможности импорта в существенной мере определяются экспортными доходами экономики.
Млрд. руб. Млн. т
Рис. 31. Динамика экспорта - всего (левая шкала) и экспорта нефти: -□- экспорт в ценах 2003 г.;-----------экспорт нефти
Млрд. руб.
Млрд. долл.
190
109
28
Год
Рис. 32. Динамика импорта (-) в ценах 2003 г. (левая шкала) и
долларовых доходов населения (-■-)
Несмотря на сохранившиеся в 2005 г. чрезвычайно высокие темпы роста потребления домашних хозяйств и накопления основного капитала, прогнозные оценки свидетельствуют о неизбежном замедлении экономической динамики в 2006-2008 гг. в условиях инерционной (пассивной) экономической политики. Это связано не столько с ситуацией во внешнеторговой сфере, сколько с общим падением темпа по всем компонентам конечного спроса.
Даже растущие в сценарии мировые цены на нефть в условиях резкого замедления темпов потребительского кредитования и повышения склонности к сбережению не в состоянии обеспечить сохранения высокой динамики потребления. Темпы роста потребления домашних хозяйств снижаются с 10,6% в 2005 г. до 7,6% в 2008 г.
Именно потребление населения оставалось до последнего времени наиболее сильным движителем экономической динамики. В то же время проблема состоит в том, что в условиях слабой протекционистской политики государства и чрезмерного укрепления рубля рост потребительских расходов становится источником притока
импорта и, тем самым, превращается в препятствие для расширения внутреннего производства.
Преодоление низкой конкурентоспособности отечественной экономики возможно только за счет инвестиций. Однако, судя по всему, инвестиционный рывок может «захлебнуться» уже в начале 2007 г.
Все дело в том, что инвестиционная активность в первую очередь обусловлена общей экономической динамикой, замедление которой провоцирует замедление роста инвестиций, в еще большей степени снижающее возможности не только долгосрочного, но и текущего увеличения производства.
Ниже приведен график темпов прироста скользящих годовых сумм потребления домашних хозяйств и накопления основного капитала (рис. 33).
Рис. 33. Темпы накопления основного капитала (-□-) (левая шкала) и потребления (-------) (для скользящих годовых сумм), %
И все же следует еще раз отметить инициирующую роль экспорта в экономической динамике России последних лет.
Как показано на рис. 34, периоды ускорения и замедления роста ВВП четко коррелируют с периодами ускорения и замедления экспорта.
% %, ВВП
Рис. 34. Темп прироста экспорта (-) (правая шкала) и ВВП (-□-)
(для скользящих годовых сумм)
В этой связи напрашивается следующий вывод: пока Россия не сможет наращивать несырьевой экспорт вряд ли стоит ожидать серьезного прорыва в экономической динамике, качестве роста и структурной перестройке производства.
Наиболее полные данные о динамике и структурных сдвигах в ВВП в 2006-2008 гг. приведены в табл. 10-12.
Таблица 10
Динамика ВВП и составляющих его элементов в сопоставимых ценах 2003 г., %
Показатель 2004-2005 гг. 2005-2006 гг. 2006-2007 гг. 2007-2008 гг.
ВВП 6,3 4,8 3,3 2,5
Потребление домашних хозяйств 11,7 5,2 5,2 6,2
Государственное потребление 2,4 0,6 1,5 1,5
Валовое накопление 10,3 9,2 7,8 5,7
Накопление основного капитала 8,7 8,7 6,2 4,0
Экспорт 6,6 5,6 4,0 2,5
Импорт 19,0 11,8 9,4 9,9
Таблица 11
Структура ВВП в текущих ценах, %
Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Потребление домашних хозяйств 47,02 45,41 47,03 48,43
Государственное потребление 17,83 17,61 17,69 17,63
Валовое накопление 19,99 20,35 21,22 21,86
Экспорт 36,25 35,23 33,71 32,00
Импорт 21,10 19,61 19,64 19,92
Таблица 12
Структура ВВП в постоянных ценах 2003 г., %
Показатель 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г.
Потребление домашних хозяйств 53,73 54,00 55,04 56,98
Государственное потребление 17,37 16,60 16,31 16,15
Валовое накопление 22,09 23,13 24,16 24,93
Накопление основного капитала 18,98 19,73 20,28 20,58
Экспорт 37,08 37,28 37,53 37,52
Импорт 30,54 32,70 34,67 37,16
Самый общий вывод из анализа прогнозных характеристик развития состоит в том, что пассивная экономическая политика даже в условиях растущих цен на нефть не обеспечивает сколько-нибудь удовлетворительных результатов. Темпы роста потребления домашних хозяйств и накопления основного капитала снижаются примерно до 6% в год. Поскольку при этом сохраняется достаточно высокая динамика импорта (на уровне 10% годовых), рост ВВП в 2008 г. сокращается до 2,5%.