Макроэкономика
ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2018 г.*
Татьяна ТИЩЕНКО
Старший научный сотрудник Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара; старший научный сотрудник РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, канд. экон. наук. Е-таН; [email protected]
За январь-сентябрь 2018 г. динамика поступлений в федеральный бюджет ускорилась: по итогам трех первых кварталов они увеличились относительно того же периода предыдущего года на 2,4 п.п. ВВП (до 18,9% ВВП). Исполнение бюджета по расходам отстает от темпов прошлого года. Эти тенденции позволили обеспечить профицит федерального бюджета в размере 3,5% ВВП.
Ключевые слова: федеральный бюджет, доходы бюджета, расходы бюджета, бюджетное сальдо.
По оперативным данным Федерального казначейства, за первые девять месяцев текущего года доходы федерального бюджета выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего на 3017,1 млрд. руб. (или на 2,4 п.п. ВВП). Это обусловлено как ростом нефтегазовых поступлений на 2055,9 млрд. руб. (или на
2,1 п.п. ВВП), так и ненефтегазовых - на 961,2 млрд. руб. (или на 0,3 п.п. ВВП). (См. табл. 1.) В целом доходы, полученные федеральным бюджетом по итогам трех первых кварталов 2018 г., составили 81,9% от прогнозируемого годового объема, а нефтегазовые и ненефтегазовые доходы - 87,1 и 78,1% соответственно.
Таблица 1
Основные параметры исполнения федерального бюджета за январь-сентябрь 2017 и 2018 гг.
Январь-сентябрь 2017 г.
Январь-сентябрь 2018 г.
Изменение
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. %ВВП млрд. руб. п.п. ВВП
Доходы 10 971,5 16,5 13 988,6 18,9 3017,1 2,4
втом числе:
Нефтегазовые 4246,2 6,4 6302,1 8,5 2055,9 2,1
Ненефтегазовые 6725,3 10,1 7686,5 10,4 961,2 0,3
Расходы 11 191,2 16,8 11 414,6 15,4 223,4 -1,4
втом числе:
Процентные 542,1 0,8 596,3 0,8 54,2 0,0
Непроцентные 10 649,1 16,0 10818,3 14,6 169,2 -1,4
Профицит (+)/Дефицит (-) -219,7 -0,3 2574,0 3,5 2793,7 3,8
Ненефтегазовый профицит (+) / дефицит (-) -4465,9 -6,7 -3728,1 -5,0 737,8 1,7
Справочно: ВВП (в текущих ценах), млрд. руб. 66534 74 000 7466
Источник: Минфин России, Федеральное казначейство, расчеты автора.
* — Статья из Мониторинга экономической ситуации в России «Тенденции и вызовы социально-экономического развития» № 20 (81) (ноябрь 2018 г.), размещенного на сайте Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара (название статьи в МЭС — «Исполнение федерального бюджета за 9 месяцев 2018 г.; умеренный оптимизм»).
Дополнительные нефтегазовые доходы, обусловленные превышением фактически сложившейся цены на нефть (средняя цена на нефть марки Urals с 15 сентября по 14 октября 2018 г. составила 81,1 долл./барр.) над базовым уровнем, по оценкам Минфина России, составили 479,7 млрд. руб.1 .
Налоговые доходы в рассматриваемый период выросли относительно аналогичного временного интервала предыдущего года на 2910,2 млрд. руб., или на 2,5 п.п. ВВП. Наибольший рост поступлений был отмечен по НДПИ (на 1382,2 млрд. руб., или на 1,5 п.п. ВВП), в том числе прирост поступлений по НДПИ от нефти - на 1321,8 млрд. руб. (См. табл. 2.)
По внутреннему и «импортному» НДС, сильно коррелирующим с динамикой ВВП, за первые девять месяцев текущего года также был зафиксирован прирост поступлений относительно января-сентября 2017 г. (на 0,1 и 0,2 п.п. ВВП соответственно).
Доходы по налогу на прибыль выросли на 0,1 п.п. ВВП, или на 26,8% в номинальном выражении. При этом поступления по налогу на прибыль организаций без учета консолидиро-
ванных групп налогоплательщиков увеличились в номинальном выражении на 17,2%, тогда как доходы по налогу на прибыль организаций, поступившие от консолидированных групп налогоплательщиков, - на 55,3%.
Поступления доходов от внешнеэкономической деятельности за первый-третий кварталы 2018 г. увеличились в годовом выражении на 0,8 п.п. ВВП - до 3,5% ВВП, в том числе за счет прироста доходов от экспортных пошлин на нефть - на 0,4 п.п. ВВП.
Сокращение на 0,1 п.п. ВВП в рассматриваемый период относительно соответствующего прошлогоднего значения показали поступления акцизов на отечественные товары.
Если оценивать соответствие фактических налоговых поступлений в бюджет за первые девять месяцев 2018 г. прогнозным значениям, то кассовое исполнение по основным налогам составило от прогнозных годовых объемов: по налогу на прибыль - 91,4%, по вывозным таможенным пошлинам - 83,8%, по внутреннему НДС и НДС на ввозимые товары, работы, услуги - 79,7 и 76,1% соответственно, по внутренним акцизам и акцизам на импортную продукцию - 71,2 и 70,5% соответствен-
Таблица 2
Поступления основных налогов в федеральный бюджет в январе-сентябре 2017 и 2018 гг.
Январь-сентябрь Январь-сентябрь .,
2017 г. 2018 г. Изменение
млряд- % ВВП МЛРД' % ВВП МЛРД' "пПП
руб. руб. руб. ВВП
Налоговые доходы - всего 9811,2 14,7 12 721,4 17,2 2910,2 2,5
в том числе:
Налог на прибыль организаций 581,1 0,9 736,9 1,0 155,8 0,1
НДС на товары, реализуемые на территории РФ 2322,7 3,5 2655,7 3,6 333,0 0,1
НДС на товары, ввозимые на территорию РФ 1466,2 2,2 1745,3 2,4 279,1 0,2
Акцизы на товары, производимые на территории РФ 675,3 1,0 684,7 0,9 9,4 -0,1
Акцизы на товары, ввозимые на территорию РФ 53,9 0,1 65,0 0,1 11,1 0,0
НДПИ 2887,4 4,3 4269,6 5,8 1382,2 1,5
Доходы от внешнеэкономической деятельности 1824,6 2,7 2564,2 3,5 739,6 0,8
Источник: Федеральное казначейство (оперативные данные), расчеты автора.
1 Информация с официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. URL: https://www.minfin.ru/ru/press-center/?##ixzz5X3yD9zS0
ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В ЯНВАРЕ-СЕНТЯБРЕ 2018 г
но. При сохранении в последнем квартале текущего года достигнутых темпов прироста налоговых доходов общий объем доходной части федерального бюджета может превысить по итогам 2018 г. прогнозируемый показатель на 1,6 трлн. руб.2.
Расходы федерального бюджета выросли за исследуемый период относительно января-сентября предыдущего года в абсолютном выражении на 223,4 млрд. руб. - в основном за счет непроцентных расходов. При этом в относительном измерении наблюдалось их снижение на 1,4 п.п. ВВП - до 15,4% ВВП, главным образом из-за сокращения финансирования по разделу «Социальная политика» на 356,2 млрд. руб., или на 1,1 п.п. ВВП, в том числе по статье «Пенсионное обеспечение» на 381,9 млрд. руб. (См. табл. 3.)
По итогам трех первых кварталов текущего года по сравнению с аналогичным периодом
предыдущего также сократились расходы по разделам «Национальная экономика» - на 71,1 млрд. руб., или на 0,3 п.п. ВВП, и «Физическая культура и спорт» - на 12,7 млрд. руб., оставшись неизменными в долях ВВП.
Незначительный рост расходов федерального бюджета в долях ВВП был зафиксирован по разделам «Образование», «Здравоохранение» и «Межбюджетные трансферты». По остальным разделам бюджетные ассигнования за анализируемый период в долях ВВП не изменились.
Динамика кассового исполнения расходов федерального бюджета по итогам января-сентября 2018 г. составила около 69,0% против 66,2% годом ранее.
Профицит федерального бюджета по итогам первых трех кварталов 2018 г. составил 3,5% ВВП против дефицита в -0,3% ВВП за аналогичный период 2017 г., одновременно
Таблица 3
Расходы федерального бюджета в январе-сентябре 2017 и 2018 гг.
Январь-сентябрь 2017 г. Январь-сентябрь 2018 г.. Изменение
млрд. руб. %ВВП млрд. руб. 9 'а ВВП млрд. руб. п.п. ВВП
Расходы - всего 11 191,2 16,8 11 414,6 15,4 223,4 -1,4
в том числе:
Общегосударственные вопросы 748,9 1,1 810,2 1,1 61,3 0,0
Национальная оборона 1798,5 2,7 1985,1 2,7 186,6 0,0
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность 1264,6 1,9 1320,6 1,8 56,0 -0,1
Национальная экономика 1440,3 2,2 369,2 1,9 -71,1 -0,3
Жилищно-коммунальное хозяйство 80,0 0,1 97,2 0,1 17,2 0,0
Охрана окружающей среды 74,3 0,1 86,0 0,1 11,7 0,0
Образование 426,4 0,6 486,7 0,7 60,3 0,1
Культура и кинематография 57,2 0,1 63,3 0,1 6,1 0,0
Здравоохранение 281,8 0,4 358 0,5 76,2 0,1
Социальная политика 3809,5 5,7 3453,3 4,7 -356,2 -1,1
Физическая культура и спорт 52,4 0,1 39,7 0,1 -12,7 0,0
СМИ 52,0 0,1 58,9 0,1 6,9 0,0
Обслуживание государственного долга 542,1 0,8 596,3 0,8 54,2 0,0
Межбюджетные трансферты 563,0 0,8 689,8 0,9 126,8 0,1
Источник: Федеральное казначейство (оперативные данные), расчеты автора.
2 Оценка доходов федерального бюджета в 2018 г., представленная в проекте федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020-2021 годов.
сократился и ненефтегазовый дефицит - с -6,7 до -5,0% ВВП.
По движению денежных средств федерального бюджета, учитываемых в качестве источников покрытия его дефицита, в исследуемый период наблюдалось следующее:
• объем размещения ценных бумаг на внутреннем рынке составил 893,0 млрд. руб., или 53,3% от годового значения, при объеме погашения в 520,9 млрд. руб., или 82,5% от утвержденного годового показателя;
• объем размещения государственных ценных бумаг на внешнем рынке составил 229,8 млрд. руб. при объеме погашения на сумму 363,6 млрд. руб.;
• объем бюджетных кредитов, предоставленных на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов РФ, составил 534,2 млрд. руб.; возврат ранее выданных кредитов региональным бюджетам равнялся 395,8 млрд. руб.
Средства федерального бюджета на депозитных счетах по итогам января-сентября 2018 г. выразились значением в 1150,6 млрд. руб. против 988,8 млрд. руб. за аналогичный период 2017 г.
Государственный внутренний долг на 1 октября 2018 г. достиг 9043,3 млрд. руб. (рост с начала года на 353,6 млрд. руб.), государственный внешний долг сократился на 2,7 млрд. долл. - до 47,1 млрд. долл.
Фонд национального благосостояния за январь-сентябрь 2018 г. увеличился на 1251,5 млрд. руб. за счет поступлений дополнительных нефтегазовых доходов и курсовой разницы, превысив на 1 октября текущего года 5 трлн. руб.
Таким образом, динамику основных параметров федерального бюджета по итогам трех первых кварталов 2018 г. можно оценить как умеренно оптимистичную - усиления рисков бюджетной устойчивости не отмечается. ■