Научная статья на тему 'КОНАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭМПАТИИ КАК МЕТА-РЕСУРСА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

КОНАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭМПАТИИ КАК МЕТА-РЕСУРСА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
78
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
параметры эмпатии / ресурсность / общение / метакогниции / студенты / empathy parameters / resourcefulness / communication / metacognition / students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Соловьева Е. В., Клюкин М. Л.

В статье рассматривается эмпатия с позиции структурно-уровневого подхода. Разделение эмпатических способностей на конативные и перцептивные важно для понимания их вклада в осознанность общения. Установлено, что именно конативные параметры могут быть мета-ресурсом межличностного общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONATIVE PARAMETERS OF EMPATHY AS A META-RESOURCE OF INTERPERSONAL COMMUNICATION

The article considers empathy from the perspective of a structural-level approach. The division of empathic abilities into conative and perceptual is important for understanding their contribution to the awareness of communication. It is established that it is the conative parameters that can be a meta-resource of interpersonal communication.

Текст научной работы на тему «КОНАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭМПАТИИ КАК МЕТА-РЕСУРСА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

КОНАТИВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ЭМПАТИИ КАК МЕТА-РЕСУРСА МЕЖЛИЧНОСТНОГО ОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ Соловьева Е.В., Клюкин М.Л. (Ярославль, ЯрГУ) solovyeva.ev205@gmail. com, [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается эмпатия с позиции структурно-уровневого подхода. Разделение эмпатических способностей на конативные и перцептивные важно для понимания их вклада в осознанность общения. Установлено, что именно конативные параметры могут быть мета-ресурсом межличностного общения.

Ключевые слова: параметры эмпатии, ресурсность, общение, метакогниции, студенты.

CONATIVE PARAMETERS OF EMPATHY AS A META-RESOURCE OF INTERPERSONAL COMMUNICATION Solovyeva E.V., Klyukin M.L. (Yaroslavl, YarSUDemidov) [email protected], [email protected]

Abstract. The article considers empathy from the perspective of a structural-level approach. The division of empathic abilities into conative and perceptual is important for understanding their contribution to the awareness of communication. It is established that it is the con-ative parameters that can be a meta-resource of interpersonal communication.

Keywords: empathy parameters, resourcefulness, communication, metacognition, students.

Постановка проблемы исследования. Общение с каждым годом все больше приобретает не только реальный, но и виртуальный характер. Межличностное взаимодействие стало окружать современного человека почти непрерывно. Благодаря технологиям информационные потоки являются неотъемлемой частью нашей жизни. В период пандемии особенно трансформировались способы коммуникаций: привычными стали дистанционные формы общения (Устинова, Волкова, Дасько, 2021). Какие психологические ресурсы могут способствовать раскрытию потенциала успешного взаимодействия? Какие способности важнее всего развивать в столь быстро изменяющемся мире?

Нами были исследованы эмпатические способности студентов. В более ранних исследованиях можно наблюдать на разных выборках студентов повторяющиеся закономерности эмпатического взаимодействия. Таким образом, была предпринята попытка разделение параметров эмпатии по основанию направленности активности: конативные и перцептивные. Виды эмпатии были найдены с помощью повторяющейся специфике для каждого из видов. Конативные параметры эмпатии чаще связаны с изменением и преобразованием себя, более осмысленны, выражаются внешних проявлениях - поведении, т.е. объективно наблюдаемы. Перцептивные параметры эмпатии направлены на сбор информации из вне, по классификации В.В. Бойко они названы каналами эмпатии (Бойко, 1996). Каналы эмпатии часто искажают информацию, поступающую субъекту общения - препятствуют вузовской адаптированности, взаимосвязаны с подтвержденностью к фашизму. Интуитивный канал эмпатии даже взаимосвязан с манипулятивными техниками в общении (Большунова, Ульянов, 2014).

Об изменении эффективности интеллекта замечено М.А. Холодной, которая подчеркивает, что продуктивность деятельности зависит не столько от уровня интеллектуальных способностей, сколько от фактора «расщепления» (Холодная, 2020, с. 19). Можно назвать это деструктором. Подобным деструктором - фактором, который изменяет успешность эмпатии в общении выступает - осознанность эмпатического взаимодействия.

А.А. Бодалев пишет, подчеркивая разное развитие, формы эмпатии, которые могут быть разного уровня осознанности: «Более непосредственной и более импульсивной формой эмпатии является сопереживание личностью чувствам человека, с которым она общается. Более опосредствованной раздумьями по поводу состояния другого человека и несущей в себе большое желание действенно помочь ему оказывается другая сторона эмпа-тии —сочувствие. Сочувствуя человеку, личность осознает не только знак и модальность, но и содержание своего переживания, и свое отношение к объекту эмпатии, также и способ выхода из ситуации, которую она наблюдает. Сочувствие помимо его большей осознанности и обобщенности отличается от простого сопереживания еще и большей иници-ированностью его мотивацией, за которой стоят усвоенные личностью нормы гуманистической по своей сути морали» (Бодалев, 1995, с. 161).

Опираясь на структурно-уровневый подход М.С. Роговина, можно представить описание феномена эмпатии иерархическим строением: где базисом будут имплицитные неосознаваемые процессы общения (Роговин, 1977). Исходя из этого принципа организации, важно понять, как регулировать эмпатическую активность. Действительно ли, можно управлять эмпатической активностью? И является ли эмпатия ресурсом?

М.М. Кашапов определяет ресурсность следующим образом: «Ресурсность мышления характеризуется умением субъекта находить источники творческого вдохновения, оптимизма в самых разнообразных сферах жизнедеятельности» (Кашапов, 2017, с. 136). Ре-сурсность является важной составляющей мышления профессионала, поскольку дает ему механизм самопомощи (Кашапов, 2020). Мы предполагаем, что это перенос внешних объектов во внутренние психические субъективные источники энергии - это определяет ресурсность мышления. Не просто интериоризация внешней информации, а ее наполнение значимым смыслом, способствующим обогащению активности личности.

Гипотезой исследования выступило предположение о том, что эмпатия является ресурсом метапознания субъекта, который можно регулировать в процессе общения. А следовательно, параметры эмпатии должны быть положительно взаимосвязаны с мета-когнитивными знаниями и метакогнитивной активностью личности.

Организация процедуры и методы. Для того, чтобы рассмотреть взаимосвязь на аналитическом уровне организации, были выбраны следующие методики:

1. Тест В. В. Бойко диагностики уровня эмпатических способностей, шкалы: рациональный (РЭ), эмоциональный (ЭЭ), интуитивный (ИЭ) каналы эмпатии; установки, способствующие эмпатии (СЭ); проникающая способность в эмпатии (ПСвЭ); идентификация (И); общий уровень эмпатии (ОУ). Выбор методики обосновывается тем, что основой её шкал послужила классификация эмпатии, которая взята как ключевая в данном исследовании.

2. Методика диагностики метакогнитивных знаний и метакогнитивной активности (М.М. Кашапов, Ю.В. Пошехонова). (Кашапов, 2017, с. 406). Методика достаточно обширно изучает метапознание в деятельности субъекта.

В качестве испытуемых выступили студенты факультетов: психологии, физики и юриспруденции Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова (в общем количестве - 112 человек, 71 женщина, 41 мужчина).

Процедура исследования заключалась в проведении опроса во втором семестре обучения (май 2021 года).

Для статистической обработки результатов применена программа PsychometricExpert 8. Корреляционный анализ выполнен по методу ранговой корреляции Спирмена.

Результаты исследования и их обсуждение. С помощью статистической обработки результатов были получены следующие взаимосвязи между параметрами эмпатии и компонентами метапознания студентов.

Таблица 1

Взаимосвязи между параметрами эмпатии

и метакогнитивной активностью студентов_

Ме- Мета- Концен- Приобретение Выбор Управление

тазна- активность трация информации главных временем

ния идей

РЭ

ЭЭ -0,24** -0 32*** -0,23**

ИЭ 0,25**

СЭ

ПС 0,36*** 0,34*** 0,30*** 0,23** 0 40*** 0,27**

вЭ

И 0,21* 0,27** 0,19* 0 39*** 0,28**

ОУ 0,18* 0,30***

Обозначения: РЭ - рациональный канал, ЭЭ - эмоциональный канал, ИЭ - интуитивный канал эмпатии; СЭ - установки, способствующие эмпатии; ПСвЭ - проникающая способность в эмпатии; И - идентификация; ОУ - общий уровень эмпатии.

Исходя из полученных результатов, можно сделать следующие выводы (см. табл.1).

Получены не только положительные взаимосвязи между эмпатией и метапознани-ем студентов, но и отрицательные взаимосвязи. Структура изучаемых феноменов имеет не однородный характер, что соотносится с представлением об эмпатии представленным выше (А.А. Бодалев, В.В. Бойко). Эмпатия имеет структурно-уровневое строение. Нами было проведено обобщающее исследование ранее, в котором было установлено, что каналы эмпатии занимают более низшее положение в структуре, поскольку менее управляемы, осознаваемы, и сложно поддаются экспликации (Смирнов, Соловьева, 2021, с.64).

Можно наблюдать следующее: эмоциональный канал эмпатии (тот самый феномен «сопереживания») отрицательно взаимосвязан с компонентами метапознания. Препятствие эмоционального канала эмпатии может происходить из-за ее малой осмысленности, осознанности. А.А. Бодалев также говорит о формировании в эмпатии определённых этапов, которые напрямую связаны с развитием личности, а именно с системой ценностных ориентаций. То есть эмпатия преобразуется с перестройкой личности, важно полагаться в познании не сколько на эмоциональный отклик, сколько на сознательные поступки, осознанные чувства.

Для того, чтобы адекватно отражать действительность, познавать в общении партнера, нужно учитывать, что есть место негативной и позитивной «идеализации». То есть искажению другого человека, и приписывание ему совершенно иных свойств. А.А. Бода-лев пишет, как избежать подобной идеализации: «...Подобные факты (прим.авторов. - ранее был пример идеализации) еще и еще раз говорят нам о том, что понятие, верно отражающее сущность той или иной конкретной личности, всегда является результатом громадной обобщающей работы познающего эту личность индивида. Формирование этого понятия ни в коей мере не является результатом анализа поведения и деятельности только познаваемой личности. На него всегда так или иначе «работает» весь прошлый опыт прямого и непрямого взаимодействия с людьми, накопленный и систематизированный познающим эту личность индивидом, и в такой опыт обязательно включается и обобщение тех переживаний, которые ранее дали люди» (Бодалев, 1995, с.164).

Интуитивный и рациональный каналы эмпатии почти не имеют значимых взаимосвязей в отличии от конативных параметров эмпатии, которые прекрасно встроены в структуру метапознания. Данная особенность эмпатических способностей говорит о том, что конативные, поведенческие параметры эмпатии, а именно Проникающая способность и Идентификация - существенно содействуют саморегуляции общения. Эти параметры

544

проявляются объективно (внешне) в поведении, поддаются сознательному контролю, способствуют адаптации студентов.

Заключение. Опираясь на вышеизложенный анализ взаимосвязи эмпатических способностей и метапознания можно сделать следующие выводы.

Именно конативные параметры эмпатии являются тем самым ресурсом, который может регулировать сам субъект отношений. То есть именно конативные (поведенческие) составляющие эмпатии способны к мета-уровню, к сверх-уровню, который управляем сознанием личности. К конативным параметрам относятся именно: Проникающая способность в эмпатии и Идентификация. Обе эмпатические способности позволяют интериори-зировать внешние источники, преобразовывать их и выражать их в успешности общения, что и является мета-ресурсом. Важно уметь переходить с низших форм эмпатической активности на более высшие - управляемые, осознанные формы. М.С. Роговин называет это интуитивным методом познания.

Литература

1. Бодалев А. А. Личность и общение. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 328 с.

2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других.М.: Филинъ, 1996.472 с.

3. Большунова Н. Я., Ульянов А. В. Многообразие функций эмпатии в контексте различных симптомо-комплексов личности //Мир науки, культуры, образования. 2014. №. 6 (49). С. 223-227.

4. Кашапов М.М. Понимание ресурсности в контексте профессионализации мышления субъекта // Методология современной психологии. 2020. № 11. С. 116-130.

5. Кашапов М.М. Психология творческого мышления: учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2017. 436 с. + доп. материалы. Режим доступа: http://www.znanium.com. (Высшее образование: Бакалавриат). URL: http:// www.dx.doi.org/10.12737/22371.

6. Роговин М. С. Структурно-уровневые теории в психологии: методологические основы. Ярославль :ЯрГУ, 1977. 79 с.

7. Смирнов А. А., Соловьева Е.В. Эмпатия как метод познания психического. Теоретический аспект // Ярославский психологический вестник. 2021. № 2 (50). С. 61-68.

8. Холодная М.А. Многомерная природа показателей интеллекта и креативности: методические и теоретические следствия // Психологический журнал. T. 41. 2020. № 3 C. 18-31. URL: http://ras.jes.su/psy/s020595920009342-2-1 (дата обращения: 04.02.2021). DOI: 10.31857/S020595920009342-2.

9. Цифровизация образования в современных условиях / О. Н. Устинова, Л. М. Волкова, М. А. Дасько [и др.] // Ученые записки Университета им. П.Ф. Лесгафта. 2021. № 3(193). С. 433-436. DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.3. P. 433-436.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.