Научная статья на тему 'КОМСОМОЛ БЕЛАРУСИ В РЕШЕНИИ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАДАЧ БССР (1985-1991 ГГ.)'

КОМСОМОЛ БЕЛАРУСИ В РЕШЕНИИ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАДАЧ БССР (1985-1991 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛКСМБ / БССР / ПЕРЕСТРОЙКА / КОМСОМОЛЬСКО-МОЛОДЕЖНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ РАСЧЕТ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ОТРЯДЫ / СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЕ СОРЕВНОВАНИЯ / МЕЛИОРАЦИЯ ЗЕМЕЛЬ / «КОМСОМОЛЬСКИЙ ПРОЖЕКТОР»

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Клишевич С.М.

Цель представленной статьи - рассмотреть вопросы участия комсомола Беларуси в решении задач народного хозяйства в период осуществления в Советском Союзе попытки ускорить экономическое развитие с помощью мобилизации внутренних резервов каждого советского трудящегося человека. В этой связи в статье проанализирована деятельность ЛКСМБ как помощника Коммунистической партии в реализации ее политики. С учетом специфики условий развития народного хозяйства БССР одним из основных направлений работы комсомола Беларуси стало участие в решении проблемных вопросов сельского хозяйства, в том числе, организация шефства комсомольских организаций над отстающими фермами, а также обеспечение кадрами предприятий и организации сельского хозяйства. Важным государственным делом для молодежи являлось участие в мелиорации земель Полесья, которая была объявлена Всесоюзной молодежной стройкой. В сфере промышленности особое внимание ЛКСМБ в условиях экономической трансформации было уделено созданию комсомольско-молодежных коллективов, перевода их работы на принципы бригадного подряда и хозяйственного расчета. Весомый вклад в развитие народного хозяйства вносили студенческие отряды, которые в рассматриваемый период отличились еще и как эффективный мобилизационный ресурс в решении экстренных задач. В первую очередь, это касается ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Комсомолом особое внимание в рассматриваемый период было уделено борьбе за качество выпускаемой продукции, в связи с чем активно применялись, в том числе, моральные меры стимулирования молодых работников к выпуску качественной продукции - «Комсомольский прожектор», штабы и посты качества, соревнования за право трудиться на самоконтроле, с паспортом комсомольской гарантии, сдавать продукцию с первого предъявления и другие. Вместе с тем активное внедрение рыночных механизмов в экономику Советского государства привело к коммерциализации деятельности ЛКСМБ и трансформации традиционных приоритетов его участия в решении задач народного хозяйства: от идеологических к экономическим, где главной целью становилось получение прибыли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOMSOMOL OF BELARUS IN SOLVING NATIONAL ECONOMIC PROBLEMS OF THE BELARUSIAN SOVIET SOCIALIST REPUBLIC (1985-1991)

The purpose of the presented article is to consider the issues of the participation of the Komsomol of Belarus in solving the problems of the national economy during the period of the Soviet Union's attempt to accelerate economic development by mobilizing the internal reserves of every Soviet working person. In this regard, the article analyzes the activities of the Lenin Communist Union of the Youth of Belarus (LKSMB) as an assistant to the Communist Party in the implementation of its policy. Taking into account the specifics of the conditions for the development of the national economy of the BSSR, one of the main areas of work of the Komsomol of Belarus was participation in solving problematic issues of agriculture, including the organization of patronage of Komsomol organizations over lagging farms, as well as providing personnel for enterprises and agricultural organizations. An important state matter for young people was participation in the land reclamation of Polesie, which was declared an All-Union Youth construction site. In the field of industry, special attention was paid to the creation of Komsomol-youth collectives in the conditions of economic transformation, the transfer of their work to the principles of brigade contracting and economic calculation. A significant contribution to the development of the national economy was made by student detachments, which in the period under review also distinguished themselves as an effective mobilization resource in solving emergency tasks. First of all, this concerns the elimination of the consequences of the accident at the Chernobyl nuclear power plant. During the period under review, the Komsomol paid special attention to the struggle for the quality of products, in connection with which, among other things, moral measures were actively used to encourage young workers to produce high-quality products - «Komsomolkiy Prozhektor» («Komsomol Searchlight»), quality headquarters and posts, competitions for the right to work on self-control, with a Komsomol guarantee passport, to take products from the first presentation and others. At the same time, the active introduction of market mechanisms into the economy of the Soviet state led to the commercialization of the activities of the LKSMB and the transformation of the traditional priorities of its participation in solving the problems of the national economy: from ideological to economic, where the main goal was to make a profit.

Текст научной работы на тему «КОМСОМОЛ БЕЛАРУСИ В РЕШЕНИИ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАДАЧ БССР (1985-1991 ГГ.)»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 329.78: 338 (478) "1985/1991

С.М. КЛИШЕВИЧ

соискатель кафедры истории Беларуси нового и новейшего времени исторического факультета Белорусский государственный университет, г. Минск, Республика Беларусь

Статья поступила 25 августа 2022 г.

КОМСОМОЛ БЕЛАРУСИ В РЕШЕНИИ НАРОДНОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ЗАДАЧ БССР (1985-1991 гг.)

Цель представленной статьи - рассмотреть вопросы участия комсомола Беларуси в решении задач народного хозяйства в период осуществления в Советском Союзе попытки ускорить экономическое развитие с помощью мобилизации внутренних резервов каждого советского трудящегося человека.

В этой связи в статье проанализирована деятельность ЛКСМБ как помощника Коммунистической партии в реализации ее политики.

С учетом специфики условий развития народного хозяйства БССР одним из основных направлений работы комсомола Беларуси стало участие в решении проблемных вопросов сельского хозяйства, в том числе, организация шефства комсомольских организаций над отстающими фермами, а также обеспечение кадрами предприятий и организации сельского хозяйства. Важным государственным делом для молодежи являлось участие в мелиорации земель Полесья, которая была объявлена Всесоюзной молодежной стройкой.

В сфере промышленности особое внимание ЛКСМБ в условиях экономической трансформации было уделено созданию комсомольско-молодежных коллективов, перевода их работы на принципы бригадного подряда и хозяйственного расчета.

Весомый вклад в развитие народного хозяйства вносили студенческие отряды, которые в рассматриваемый период отличились еще и как эффективный мобилизационный ресурс в решении экстренных задач.

В первую очередь, это касается ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции.

Комсомолом особое внимание в рассматриваемый период было уделено борьбе за качество выпускаемой продукции, в связи с чем активно применялись, в том числе, моральные меры стимулирования молодых работников к выпуску качественной продукции - «Комсомольский прожектор», штабы и посты качества, соревнования за право трудиться на самоконтроле, с паспортом комсомольской гарантии, сдавать продукцию с первого предъявления и другие.

Вместе с тем активное внедрение рыночных механизмов в экономику Советского государства привело к коммерциализации деятельности ЛКСМБ и трансформации традиционных приорите-

тов его участия в решении задач народного хозяйства: от идеологических к экономическим, где главной целью становилось получение прибыли.

Ключевые слова: ЛКСМБ, БССР, перестройка, комсомольско-молодежный коллектив, хозяйственный расчет, студенческие отряды, социалистические соревнования, мелиорация земель, «Комсомольский прожектор».

KLISHEVICH S.

Graduate Student of the Department of the History of Belarus of Modern and Contemporary Time of the History Faculty Belarusian State Univesity, Minsk, Republic of Belarus

KOMSOMOL OF BELARUS IN SOLVING NATIONAL ECONOMIC PROBLEMS OF THE BELARUSIAN SOVIET SOCIALIST REPUBLIC (1985-1991)

The purpose of the presented article is to consider the issues of the participation of the Komsomol ofBel-arus in solving the problems of the national economy during the period of the Soviet Union's attempt to accelerate economic development by mobilizing the internal reserves of every Soviet working person. In this regard, the article analyzes the activities of the Lenin Communist Union of the Youth of Belarus (LKSMB) as an assistant to the Communist Party in the implementation of its policy. Taking into account the specifics of the conditions for the development of the national economy of the BSSR, one of the main areas of work of the Komsomol of Belarus was participation in solving problematic issues of agriculture, including the organization ofpatronage of Komsomol organizations over lagging farms, as well as providing personnel for enterprises and agricultural organizations. An important state matter for young people was participation in the land reclamation of Polesie, which was declared an AllUnion Youth construction site.

In the field of industry, special attention was paid to the creation of Komsomol-youth collectives in the conditions of economic transformation, the transfer of their work to the principles of brigade contracting and economic calculation.

A significant contribution to the development of the national economy was made by student detachments, which in the period under review also distinguished themselves as an effective mobilization resource in solving emergency tasks.

First of all, this concerns the elimination of the consequences of the accident at the Chernobyl nuclear power plant.

During the period under review, the Komsomol paid special attention to the struggle for the quality of products, in connection with which, among other things, moral measures were actively used to encourage young workers to produce high-quality products - «Komsomolkiy Prozhektor» («Komsomol Searchlight»), quality headquarters and posts, competitions for the right to work on self-control, with a Komsomol guarantee passport, to take products from the first presentation and others.

At the same time, the active introduction of market mechanisms into the economy of the Soviet state led to the commercialization of the activities of the LKSMB and the transformation of the traditional priorities of its participation in solving the problems of the national economy: from ideological to economic, where the main goal was to make a profit.

Keywords: LKSMB, BSSR, perestroika, Komsomol youth collective, student detachments, socialist competitions, land reclamation, Komsomolkiy Prozhektor («Komsomol Searchlight»).

В целом, рассматриваемый исторический период слабо изучен отечественными историками, о чем свидетельствует отсутствие соответствующих научных исследований. Отдельные вопросы этого периода упомина-

ются в обобщающих научных работах и учебных пособиях. Однако описание деятельности комсомола Беларуси в них фактически отсутствует. В тоже время роль Ленинского Коммунистического Союза Молодежи

Беларуси (далее - ЛКСМБ) в социально-экономической жизни общества была значительная.

В этой связи, представляется важным изучить формы участия организации в решении задач народного хозяйства и их изменения в условиях трансформации советского общества.

В традиционно сложившейся советской модели управления государством комсомол являлся помощником Коммунистической партии Советского Союза (далее - КПСС) в решении самых сложных задач фактически во всех сферах жизни общества.

Исторический период трансформации социально-экономического уклада советского общества, вошедшего в историю под названием «перестройка» не был исключением.

На Пленуме ЦК КПСС 23 апреля 1985 г. был объявлен курс на «изменения и преобразования, достижения нового, качественного состояния общества, причем в самом широком смысле слова» [1, с. 154], что, в том числе, ознаменовало перевод экономики страны на рельсы интенсивного роста как основы ее развития.

Выполнение этой задачи планировалось с помощью мобилизации внутренних резервов трудящихся и интенсивного внедрения в народное хозяйство достижений научно-технического прогресса.

ЛКСМБ имел свою программу участия в реализации этой общегосударственной задачи, в которую входили как традиционные для комсомола направления работы, трансформировавшиеся с учетом новых требований, так и новые. Вместе с тем необходимо отметить, что на первоначальном этапе реализации политики перестройки (до середины 1988 года) работу комсомольских организаций координировали и контролировали партийные органы.

Так, решения ХХХ съезда КПБ, который проходил 30-31 января 1986 г., относительно комсомола фактически являлись стратегией действий организации на XII пятилетку.

В соответствии с Резолюцией съезда партийным организациям республики необходимо было «оказать помощь комсомольским организациям в выборе основных направлений, наиболее действенных форм работы, определить для каждой из них конкретные, социально значимые дела» [2, с. 217].

Выступая на Пленуме ЦК ЛКСМБ 17 мая 1986 г., Первый секретарь ЦК КПБ Н.Н.Слюньков поручал комсомолу сделать так, «чтобы каждый комсомолец имел личный комплексный план участия в техническом перевооружении производства, повышении производительности труда, качества продукции, лицевой счет экономии сырья, материалов, энергии, тепла» [3, с. 90].

Таким образом, одним из механизмов участия ЛКСМБ в экономической жизни общества рассматриваемого периода являлся институт «конкретных дел», которые определялись для каждого комсомольца, каждой первичной, районной, областной комсомольских организаций, а также для республиканской комсомольской организации в целом.

Кроме того, традиционной формой участия комсомола в работе народнохозяйственного комплекса республики, востребованной в период экономических преобразований, стала практика организации шефства над объектами или целыми отраслями экономики.

К примеру, комсомольские организации Минской области шефствовали «над автоматизацией производства, Брестской и Моги-левской - над возведением объектов агропромышленного комплекса, Гродненской -работали по укомплектованию кадров среднего звена колхозов и совхозов молодыми специалистами» [4, с. 9]; в городе Минске для каждого райкома комсомола было определено свое конкретное дело: «В Партизанском - это шефство над выпуском энергонасыщенного пропашного трактора МТЗ-102, в Заводском - экономия метала, в Первомайском - участие в ускорении научно-технического прогресса» [5, с. 1].

Стратегической и одновременно проблемной отраслью экономики БССР являлось сельское хозяйство, шефство над которым взял ЦК ЛКСМБ.

Необходимо отметить, что основным видом помощи, которую комсомольские организации оказывали сельскохозяйственным предприятиям, как правило, отстающим, являлось обеспечение их молодыми специалистами и рабочими, направляемым туда как на постоянное место жительство и работы, так и на временное, в том числе, используя возможности студенческих и комсомольско-молодежных отрядов.

Причем задачи партийными органами определялись для ЛКСМБ вполне конкретные. Так, комсомольско-молодежным коллективам республики должны были «в 1989 году выйти на рубежи в 3,5-4 тыс. кг надоя молока в год от каждой коровы, среднесуточных привесов на откорме крупного рогатого скота - 600-650 граммов, свиней - 400-450 граммов, добиться получения не менее» [3, с. 18].

В 1985 г. «каждая районная комсомольская организация взяла шефство над 2-3 отстающими фермами» [6, с. 75]; в 1986 г. таких ферм в республике насчитывалось 236 [3, с. 17]. Уже к декабрю 1987 г. из 234 отстающих ферм, над которыми шефствовал комсомол, в половине удалось преодолеть отставание. Кроме того, две трети из них были реконструированы или капитально отремонтированы [7, с. 127].

В соответствии с решением ХХ пленума ЦК КПБ [8, с. 124], который состоялся 21 сентября 1984 г., особое внимание комсомолу необходимо было уделить отстающим животноводческим фермам. В этой связи ЦК ЛКСМБ объявил о развитии в республике движения «Животноводство - ударный фронт молодежи», в рамках которого по комсомольским путевкам молодые люди направлялись на работу в эту отрасль сельского хозяйства, студенческие отряды возводили животноводческие комплексы.

В 1985 г. в животноводческом комплексе трудилось более 28 тысяч юношей и девушек [6, а 74], в тоже время на начало зимовки в хозяйствах республики недоставало более 15 тыс. животноводов [6, с. 75]; в 1987 г. уже 32 тысячи молодых людей работало в этой сфере [4, с. 28].

Второй секретарь Минского обкома КПБ В.Ф. Кебич докладывал на Пленуме ЦК КПБ: «Комсомольские организации области взяли шефство над 46 отстающими животноводческими фермами и поставили перед собой задачу вывести их в передовые... Полезную работу проводит комсомол по подготовке к зимовке скота. Комсомольские организации колхозов и совхозов взяли обязательства образцово подготовить к зимовке по одной ферме, и в абсолютном большинстве хозяйств эта работа видеться успешно» [9, с. 18].

Негативно влияли на результаты работы комсомола в этом направлении и авторитет организации, факты безответственного отношения отдельных руководителей колхозов и совхозов к обеспечению необходимых условий труда для своих работников, что приводило к дефициту кадров в сельскохозяйственных организациях. В тоже время, именно в такие проблемные отстающие хозяйства направлялись комсомольцы.

Так, большинство животноводов республики работали вручную, а в Витебской области только «на каждой 24-й ферме имелись душевые кабины» [10, с. 75].

В Ивьевском районе Гродненской области фиксировалось медленное сокращение ручного труда на животноводческих фермах, отсутствие на большинстве ферм благоустроенных комнат отдыха, душевых, а также медленное строительство жилья и отсутствие в каждом втором хозяйстве детских садов и яслей [11, c. 16].

Несмотря на значительные усилия ЛКСМБ по направлению и закреплению молодых специалистов в сельской местности «с 1985 по 1987 гг. число молодежи, занятой в народном хозяйстве, сократилось на 48 тыс. человек» [12, с. 7].

К 1990 г., когда контроль ЦК КПБ над комсомолом фактически был утрачен, а общественно-политические задачи организации подвергались трансформации, изменилась и ее политика в отношении работы на селе, приоритетом которой стало стимулирование и оказание содействия молодежи в «создании молодежных подрядных коллективов, ком-сомольско-молодежных коллективов арендаторов» [13, с. 25] и других объединений, работающих на основе хозяйственного расчета (далее - хозрасчет) форм организации труда.

Первый секретарь ЦК ЛКСМБ А.А. Кривденко в апреле 1991 г. на пленуме организации называл основной задачей работы в сельской местности с молодежью: «Воспитание чувства хозяина» [14, с. 22], через создание «разнообразных форм подряда и аренды, развития личных подсобных хозяйств, возрождение традиций крестьянства» [14, с. 22].

В качестве успешного примера такой работы приводился опыт «семейного коллектива арендаторов из колхоза «Рассвет» Рога-чевского района» [13, с. 25].

Таким образом, происходила трансформация идейных подходов комсомола относительно его участия в развитии сельского хозяйства: от коллективного вклада и ответственности за результаты работы к идеям индивидуализации трудовых отношений и личной заинтересованности.

Участие в мелиорации земель стало еще одним стратегическим делом комсомола в исследуемый период.

Комплексное освоение земель Белорусского Полесья было объявлено Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. Планировалось, что к концу ХП пятилетки площадь мелиорированных земель в республике составит более 3 млн. гектаров [15, с. 28].

Также, как и в сельском хозяйстве, основным направлением работы комсомольских организаций в этом деле являлось оказание помощи в кадровом обеспечении мелиорации земель.

В 1985 г. в мелиоративные организации республики по общественному призыву комсомол направил 1874 человека [16, с. 12], а к 1987 г. в Главполесьеводстрое трудилось 6,8 тысяч комсомольцев [4, с. 29].

К середине 1987 г. каждый второй километр закрытого дренажа был уложен комсо-мольско-молодежными бригадами [15, с. 28].

Основными проблемами, негативно влияющими на эффективность участия комсомола в реализации этого важного для страны дела, являлись «текучесть кадров молодых мелиораторов, низкая производительная дисциплина, невыполнение молодыми рабочими норм выработки» [6, с. 73].

В тоже время, первый секретарь Могилев-ского обкома ЛКСМБ Н.К.Михалев задавался вопросом относительно молодых рабочих и специалистов: «А как направлять, если пока не решены вопросы жилья, ведь этим никто не поинтересовался» [17, с. 4].

Подобные факты свидетельствуют о потребительском отношении партийного и хозяйственного аппарата к комсомолу, а также об отсутствии эффективного планирования и расчетов в организации его участия в решении задач народного хозяйства республики.

Новый виток развития и трансформации в свете экономических преобразований, осуществляемых в СССР, приобрела деятельность комсомольско-молодежных коллективов (далее - КМК).

Закон СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» от 17 июня 983 г. давал право комитетам комсомола инициировать создание КМК. Новшеством стало внедрение в организацию работы КМК метода бригадного подряда, что, по мнению партийных и комсомольских функционеров, должно было способствовать появлению условия для личной заинтересованности в результатах труда у каждого конкретного работника, а также создать атмосферу моральной ответственности у трудящегося перед трудовым коллективом за выполнение производственных показателей, планов и норм.

Такая форма организации труда предполагала заключение предприятием договора с бригадой, которая обязывалась за определенное количество времени выполнить конкретный план производства, а предприятие, в свою очередь, обеспечить бригаду всем необходимым. За выполнение сверх плана предполагались дополнительные выплаты. Если же кто-то из сторон нарушал условия договора, то предусматривался штраф.

К 1987 г. «в отраслях народного хозяйства республики трудилось почти 14 тыс. комсо-мольско-молодежных участков, смен, бригад, звеньев и экипажей» [18, с. 144], большинство из них на принципах бригадного подряда или по «прогрессивным методам организации и оплаты труда». В тоже время, ЦК КПБ требовало от комсомола, чтобы 50 процентов молодых людей, занятых в народном хозяйстве, работало в составе КМК [19, с. 1].

С целью повышения эффективности работы КМК, на предприятиях республики практиковалось внедрение различных форм организации труда в таких молодежных трудовых формированиях.

К примеру, в г. Борисове на заводе «Автогидроусилитель «все КМК, а их на предприятии 55 - работали по бригадному подряду, с оплатой труда по конечным результатам. А чтобы эти результаты были еще значительнее, между коллективами, связанными единой технологической цепочкой, заключены договоры рабочего сотрудничества» [20, с. 1].

Особенностью деятельности КМК в изучаемый период стал их активный перевод на

работу по методам хозяйственного расчета (далее - хозрасчет).

Вместе с тем, отсутствие у руководителей предприятий и организаций народного хозяйства, а также ответственных за деятельность КМК комсомольских функционеров, теоретических знаний и опыта работы в условиях осуществляемых в стране экономических преобразований, приводило к многочисленным ошибкам, медленному внедрению хозрасчета и других прогрессивных форм хозяйствования.

22 февраля 1989 г. на Бюро ЦК КПБ отмечалось, что в г. Осиповичи «первичные комсомольские организации не нашли своего места в решении задач перевода экономики на новые методы хозяйствования. В промышленности на принципах хозрасчета и самофинансирования работает лишь 38 процентов тружеников. На селе всего три молодежных коллектива перешли на арендный подряд» [21, с. 3]. Такое положение дел было характерно для многих комсомольских организаций республики.

Стратегическое значения для народного хозяйства республики имела деятельность студенческих отрядов (далее - студотряды), что подтверждается постоянным контролем и координацией этого направления работы комсомола партийными органами.

К примеру, Бюро ЦК КПБ по предложению комсомола утверждало план формирования Белорусского студенческого отряда с указанием конкретных цифр приема и распределения студотрядов по министерствам, ведомствам, организациям республики, в отдельных случаях, конкретным объектам народного хозяйства.

Так, 18 мая 1986 г. Бюро ЦК КПБ утвердило соответствующий план на 1986-1990 гг., по которому ЛКСМБ совместно с заинтересованными должен был ежегодно формировать Белорусский студенческий отряд в количестве 32 560 человек [22, с. 15].

Приоритетными направлениями для работы студотрядов в двенадцатой пятилетке были определены: агропромышленный комплекс, строительство объектов социально-культурного и жилищного назначения в сельской местности, ремонт и благоустройство животноводческих помещений, благоустройство сельских населенных пунктов [22, а 15].

В 1986 г. в 104 отстающих колхозах и совхозах республики трудились студенческие строительные отряды [23, с. 220]. А в 1987 г. ЛКСМБ шефствовал над 8 Всесоюзными и 15 республиканскими ударными стройками, среди которых сооружение цементного завода в г. Костюковичи, строительством второй очереди Белорусского металлургического завода в г. Жлобине, за пределами республики строительство города Лангепас в Тюменской области и Красноярского завода тяжелых экскаваторов [7, с. 126].

Потребности реформируемой советской экономики также отражались на структуре и организации деятельности студотрядов, появлялись новые направления. В третьем трудовом семестре 1985 г. впервые в республике «работало 18 производственных отрядов численностью 475 человек» [23, с. 214], «более трети строительных отрядов работали по методу бригадного подряда» [23, с. 214], в 1986 таких было уже 40,8 процентов [23, с. 219].

В исследуемый период эффективно зарекомендовали себя белорусские студотряды как мобилизационный ресурс для решения сложных задач в чрезвычайных ситуациях.

Яркий пример тому участие студотрядов-цев в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, произошедшей 26 апреля 1986 г.

В соответствии с Постановлением Бюро ЦК КПБ и Совета Министров БССР от 11 июня 1986 г., комсомолу поручалось «направить для строительства жилых домов и других объектов культурно-бытового назначения в населенных пунктах Гомельской области, предназначенных для постоянного проживания населения, эвакуированного из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, и населенных пунктов, прилегающих к этой зоне, в организации Министерства промышленного строительства БССР - 1600, Белсельстроя -1200 и Главполесьеводстроя - 200 человек за счет лимитов численности стройотрядов, предусмотренных для работы за пределами республики» [24, с. 87-88].

По словам командира Республиканского штаба студенческих отрядов И. Шостака: «Часть отрядов, узнав о том, что в районах республики, пострадавших от событий на Чернобыльской АЭС, потребуется проведение строительных работ, выступили на от-

рядных собраниях с предложением изменить предполагаемые места дислокации и выехать на работу в Гомельскую область» [25, с. 2].

В 1986 г. в Гомельской области силами студотрядов было построено 334 жилых дома [23, с. 219], в 1988 г. - 484 жилых дома, 712 производственных объектов, 25 школ, 13 клубов, 11 детских садов [26, с. 2].

В тоже время, реализуемая в стране реформа экономики трансформировала подходы к самой работе студотрядов. Если раньше основной идеей их деятельности являлась помощь народному хозяйству по самым сложным направлениям, то принципы хозрасчета, самофинансирования и самоуправления, активно внедряемые в экономике, на первый план выдвигали финансовую заинтересованность участников и организаторов студотрядов.

На Пленуме ЦК КПБ 13 мая 1988 г. Первый секретарь ЦК ЛКСМБ В.В. Гурина заявил, что «комитеты комсомола намерены серьезно пересмотреть работу студенческих отрядов и, прежде всего, отказать в помощи тем хозяйственникам, которые из года в год плохо готовятся к приему студентов, не обеспечивают их материалами, механизмами» [27, с. 135].

Вместе с тем необходимо отметить, что в период реализации социально-

экономических реформ в стране, отчетливо наблюдалась тенденция к снижению количества студотрядовцев в республике.

В 1985 г. их насчитывалось 36,348 человек, в 1986 - 32 тысячи, в 1987 - 29,683, в 1988 - 33,198, в 1989 - 26,700, в 1990 - 2,637, в 1991 - 1,626 [23, с. 355].

Этому также способствовало резкое падение экономики и значительное сокращение количества объектов, которые могли предоставить рабочие места.

Уже к 1990 г. в новых социально-экономических условиях студотрядовское движение, как мобилизационный ресурс партии для решения народнохозяйственных задач, переставал существовать, трансформировавшись в социальный институт оказания помощи молодежи в трудоустройстве.

Всего с 1985 по 1991 гг. трудовую школу воспитания студотрядами в республике прошло 162 192 юношей и девушек.

В центре внимания комсомола также находилась борьба за повышение качества и

технологического уровня выпускаемой продукции на производствах.

5 мая 1985 г. на Пленуме ЦК КПБ Н.Н. Слюньков призывал «поставить надежный заслон выпуску некачественных изделий. Следует лучше использовать моральные и материальные стимулы, строже воздействовать на нерадивых работников» - говорил он [28, с. 13].

Решение этой задачи, в первую очередь, находилось в моральной плоскости. Лидерам комсомола необходимо было убедить молодежь относится к качеству своей личной работы ответственно. Помочь в этом деле должны были идейно-воспитательные и идеологические механизмы воздействия, такие как «Комсомольский прожектор», штабы и посты качества, соревнования за право трудиться на самоконтроле, с паспортом комсомольской гарантии, сдавать продукцию с первого предъявления и другие.

По мнению В.В. Гурина, следовало «повсеместно поставить дело так, чтобы каждый факт выпуска бракованной продукции расценивался в комсомольской организации, как чрезвычайный случай, чтобы бракодела знали в лицо, применяли к нему все меры общественного воздействия, материального наказания» [3, с. 13].

К примеру, задача «Комсомольского прожектора» заключалась в выявлении недостатков, халатного отношения к труду и предании таким фактам публичности с целью вызвать общественное порицание к бракоделам и нарушителям.

Председатель штаба «Комсомольского прожектора» одной из фабрик В. Пашенко «провел рейд по трудовой дисциплине (посмотрел, насколько своевременно рабочие приходят на фабрику). Выяснилось, что некоторые (а их было не так уж мало) стали на свое рабочее место с опозданием от двух до двенадцати минут» [29, с. 13].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Также активно применялся в этой работе такой моральный стимул, как проведение соревнования за право работать по системе «Комсомольская гарантия качества». В 1987 г. в Минской области такие соревнования были организованы «на всех предприятиях» [30, с. 1].

Широко практиковались и другие методы морального стимулирования, как например, оказание особого доверия к труду молодых

работников, выражавшееся в организации соревнований за право работать на самоконтроле или предоставление КМК, отличившимся в производстве качественных товаров возможность иметь свое бригадное клеймо, которое наносилось на выпускаемые им изделия.

С целью создания комплексной системы производства и сбыта качественных товаров, произведенных молодежью, создавались сквозные бригады отличного качества, состоящие из предприятий, производящих товары, и торговых объектов их реализующих.

Традиционной и одновременно востребованной в новых условиях формой мобилизации трудовой активности человека, повышения его заинтересованности в результатах труда являлись социалистические соревнования (далее - соцсоревнования), идеология которых заключалась в обеспечении «достижения высоких конечных результатов, поиска и активного использования резервов повышения производительности и качества труда» [31, с. 5].

В 1985 г. соцсоревнования в народном хозяйстве страны развернулись за достойную встречу XXVII съезда КПСС. В БССР повышенные предсъездовские обязательства приняли более 11 тыс. комсомольско-молодежных коллективов, 690 тыс. молодых рабочих. Свыше 2 тыс. бригад и 40 тыс. юношей и девушек досрочно завершили свои пятилетние задания [9, с. 4].

Бюро ЦК КПБ поручало к концу 1985 г. комсомолу и другим заинтересованным отобрать для широкого применения в двенадцатой пятилетке такие инициативы и начинания, которые помогут обеспечить «интенсификацию общественного производства, прорыв по всему фронту научно-технического прогресса, коренного перелома в развитии экономики» [32, с. 41]. ЛКСМБ в этой работе должен был «предусмотреть организацию более дифференцированного социалистического соревнования среди молодежи» [32, с. 41], критериями эффективности которого будут такие показатели производства, как «темп, качество, бережливость, организованность» [32, с. 41].

В связи с чем, главной целью проведения соревнований становилось «сокращение сроков разработки и освоения выпуска новой высококачественной продукции, строгое вы-

полнение договорных обязательств, экономия рабочего времени, сырья, топлива и материалов, укрепление дисциплины и организованности» [31, с. 7].

Таким видом мобилизации и стимулирования молодежи к качественному труду были охвачены все сферы народного хозяйства республики.

Так, на предприятиях и в организациях г. Барановичи развернулись соревнования за звания: «Лучший молодой рационализатор», «Лучшая молодежная творческая бригада», «Лучший цех по работе с молодыми рационализаторами» [9, с. 31]; на Белорусской железной дороге в честь 70-летия Великого Октября выполнить задание 2-х лет пятилетки к юбилею страны обязались комсомольско-молодежная колона грузового движения локомотивного депо Брест, комсомольско-молодежные колонны локомотивных депо Витебск и Полоцк по перевозке грузов и другие. Молодые машинисты локомотивного депо Барановичи Кисель Н.К., Кульбей А.И., Нечай А.В. и другие выступили с инициативой: «70-летию Великого Октября - 70 поездов повышенного веса» [33, с. 63].

В тоже время, необходимо отметить, что соцсоревнования не всегда приносили нужный эффект, способствовали созданию духа здоровой конкуренции в трудовых коллективах, придавали импульс развитию новаторства и изобретательности.

Часто в этом хорошем деле встречались случаи излишней бюрократии, формализма, желания выслужиться или получить похвалу руководства.

По результатам социологического исследования, проведенного республиканской комсомольской школой при ЦК ЛКСМБ, в 1987 г. на предприятиях Бреста «37% молодых рабочих считают, что соревнование носит формальный характер. Более половины опрошенных указали, что победителей соревнования определяет начальство» [34, с. 62].

Первый секретарь Брестского обкома комсомола В.П. Соловей 17 марта 1987 г. на XXVIII съезде ЛКСМБ задавался вопросом: «какова роль комитета комсомола в организации социалистического соревнования? Утвердить, а иногда и просто подписать условия и наградить победителей» [15, с. 83].

Слесарь Минского автомобильного завода Ю.Д. Булаш возмущался: «Становишься победителем социалистического соревнования, а какого именно - толком не разберешь» [15, с. 96].

По мнению партийного руководства страны, идея социалистических соревнований в новых условиях должна была заключаться в том, «чтобы в нем выявлялись таланты молодежи, чтобы создавались предпосылки для реализации достоинств и способностей человека. Больше того. В эти соревнования должны включаться и конкурсы за право на выдвижение и лидерство» [35, с. 25].

Так, в республике имела большую популярность среди молодежи инициатива комсомола по созданию Молодежных жилищных комплексов. В г. Минске развернулись соревнования за право стать членом МЖК, то есть за право получить возможность построить собственное жилье, что, конечно, вызывало личную заинтересованность и стимул работать лучше.

Таким образом, изменения ценностных ориентиров, происходящие в советском обществе под напором политики перестройки, трансформировали идею социалистических соревнований. Если раньше первостепенной их целью являлась мобилизация молодежи на выполнение доведенных планов и показателей в народном хозяйстве, то в новых условиях приоритет отдавался достижениям и успехам каждого конкретного работника.

Политика перестройки в экономической сфере, предусматривающая переход к прогрессивным формам организации труда, требовала и новых подходов в организации работы комитетов комсомола в народном хозяйстве. Повсеместно в КМК, студотрядах внедрялись бригадный метод работы, хозрасчет, самофинансирование и другие рыночные механизмы хозяйствования.

В рассматриваемый исторический период Советского государства происходило разрушение идеологических и духовных ценностей, традиционно свойственных и активно продвигаемых в обществе. Если раньше молодежь с чувством долга и ответственности за порученное дело направлялась на те участки работы, где складывалась наиболее сложная обстановка, где требовался энтузиазм, искреннее желание помочь Родине, то теперь на первый план стали выдвигаться

такие критерии, как личная заинтересованность, условия работы и оплаты труда.

Таким образом, трансформировались приоритеты всего общества, в том числе, молодежи в отношении к труду: от идеологических к экономическим.

Долгое время у комсомольцев воспитывали бескорыстное отношение к труду на благо общества и государства. В период осуществления политики перестройки на первый план вышли количественно-качественные показатели, от выполнения которых зависела оценка работы и заработной платы любого человека, занятого в экономике.

К тому же, слабая теоретическая и практическая подготовка кадров народного хозяйства страны для работы в новых условиях привела к многочисленным ошибкам и, как следствие, резкому снижению промышленного производства, падению уровня жизни людей, что, в свою очередь, негативно отразилось на поведении и взглядах молодежи, их участии в решении общегосударственных задач.

Список литературы

1. Горбачев, М. С. Избранные речи и статьи. В 7 т. / М. С. Горбачев. - М., 1987. - Т. 2. - С. 154.

2. НАРБ (Национальный архив Республики Беларусь). - Ф. 4п. Оп. 160. Д. 372. Л. 217.

3. НАРБ. - Ф. 63п. Оп. 7. Д. 909. Л. 3, 17, 18,

13, 90.

4. Комсомол Белоруссии. От съезда к съезду / Н. М. Самофалов [и др.]. - Минск: «Беларусь», 1987. - 28-29, 9 с.

5. Боровой, М. Что мешает перестройке? / М. Боровой // Знамя юности. - 1986. - 30 октября. - С. 1.

6. НАРБ. - Ф. 63п. Оп. 7. Д. 841. Л. 73 - 75.

7. НАРБ. - Ф. 63п. Оп. 7. Д. 960. Л. 126 - 127.

8. НАРБ. - Ф. 4п. Оп. 160. Д. 13. Л. 124

9. НАРБ. - Ф. 4п. Оп. 160. Д. 191. Л. 4, 18, 31.

10. НАРБ. - Ф. 63п. Оп. 7. Д. 841. Л. 75.

11. НАРБ. - Ф. 4п. Оп. 160. Д. 298. Л. 16.

12. Молодежь и рынок по итогам республиканского социологического исследования / социологическая лаборатория ЦК ЛКСМБ; редкол.: С. А. Шавель [и др.]. -Минск, 1991. - 7 с.

13. Информация о работе ЦК ЛКСМБ после XXVIII съезда ЛКСМБ. - Минск, 1990. -25 с.

14. НАРБ. - Ф. 63п. Оп. 7. Д. 1156. Л. 22.

15. НАРБ. - Ф. 63п. Оп. 7. Д. 954. Л. 28, 83, 96.

16. НАРБ. - Ф. 4п. Оп. 157. Д. 65. Л. 12.

17. НАРБ. - Ф. 63п. Оп. 6. Д. 955. Л. 4.

18. НАРБ. - Ф. 4п. Оп. 157. Д. 93. Л. 144.

19. Шарова, Т. Категория качества / Т. Шарова // Знамя юности. - 1986. - 5 декабря. -С. 1.

20. Вельтнер, Ю. Дел хватит на всех / Ю. Вельтнер // Знамя юности. - 1986. - 17 января. - С. 1.

21. НАРБ. - Ф. 4п. Оп. 160. Д. 926. Л. 3.

22. НАРБ. - Ф. 4п. Оп. 160. Д. 445. Л. 15.

23. Студенческие отряды Беларуси: история и современность / К.И. Баландин [и др.]. -Минск : БНТУ, 2020. - 220, 214, 219, 355 с.

24. НАРБ. - Ф. 4п. Оп. 160. Д. 453. Л. 87-88.

25. Шарова, Т. Трудовой семестр: старт к успеху / Т. Шарова // Знамя юности. -1986. - 15 июля. - С. 2.

26. НАРБ. - Ф. 4п. Оп. 160. Д. 887. Л. 2.

27. НАРБ. - Ф. 4п. Оп. 160. Д. 759. Л. 135.

28. НАРБ. - Ф. 4п. Оп. 160. Д. 188. Л. 13.

29. Пашенко, В. Все лучи - в один фокус / В. Пашенко // Знамя юности. - 1985. - 3 октября. - С. 1.

30. Налецкая, Л. Строгой мерой времени / Л. Налецкая // Знамя юности. - 1987. - 16 января. - С. 1.

31. НАРБ. - Ф. 63п. Оп. 7. Д. 842. Л. 5, 7.

32. НАРБ. - Ф. 4п. Оп. 160. Д. 279. Л. 41.

33. НАРБ. - Ф. 4п. Оп. 157. Д. 113. Л. 63.

34. Лашко, А. А. Пути повышения эффективности социалистического соревнования молодежи в новых условиях хозяйствования / А. А. Лашко // Актуальные проблемы воспитания молодежи в условиях перестройки: тезисы докладов научно-практической конференции, Минск, 30 ноября - 2 декабря 1988 г. / ЦК ЛКСМ; редкол.: Е. М. Бабосов (гл. ред.) [и др.]. -Минск, 1988. - С. 62.

35. Горбачев, М.С. Избранные речи и статьи. В 7 т. / М. С. Горбачев. - М., 1987. - Т. 5. - С. 25.

References

1. Gorbachev M.S. Izbrannye rechi i stat'i [Selected speeches and articles]. M., 1987, vol. 2, pp. 154. (In Russian)

2. NARB. - F. 4p. Op. 160. D. 372. P. 217.

3. NARB. - F. 63p. Op. 7. D. 909. P. 3, 17, 18,

13, 90.

4. Samofalov N.M. et al. Komsomol Belorussii. Ot s"ezda k s"ezdu [Komsomol of Belarus. From congress to congress]. Minsk: «Belarus'», 1987, 28-29, p 9. (In Russian)

5. Borovoj M. Chto meshaet perestrojke? [What's stopping reform?]. Znamja junosti [Banner of youth], 1986, pp. 1. (In Russian)

6. NARB. - F. 63p. Op. 7. D. 841. P. 73 - 75.

7. NARB. - F. 63p. Op. 7. D. 960. P. 126 - 127.

8. NARB. - F. 4p. Op. 160. D. 13. P. 124

9. NARB. - F. 4p. Op. 160. D. 191. P. 4, 18, 31.

10. NARB. - F. 63p. Op. 7. D. 841. P. 75.

11. NARB. - F. 4p. Op. 160. D. 298. P. 16.

12. Molodezh' i rynok po itogam respu-blikanskogo sociologicheskogo issledovaniya / sociologicheskaya laboratoriya CC LCYU [Youth and the market based on the results of the republican sociological research / sociological laboratory of the Central Committee of the LKSMB]. Ed. Havel' S.A. et al. Minsk, 1991, pp 7. (In Russian)

13. Informaciya o rabote CC LCYU posle XXVIII s"ezda. CC LCYU [Information about the work of the Central Committee of the LKSMB after the XXVIII Congress of the LKSMB]. Minsk, 1990, pp 25. (In Russian)

14. NARB. - F. 63p. Op. 7. D. 841. P. 22.

15. NARB. - F. 63p. Op. 7. D. 841. P. 28, 83, 96.

16. NARB. - F. 63p. Op. 7. D. 841. P. 12.

17. NARB. - F. 63p. Op. 7. D. 841. P. 4.

18. NARB. - F. 63p. Op. 7. D. 841. P. 144.

19. SHarova T. Kategoriya kachestva. [Quality category]. Znamya yunosti [Banner of youth]. 1986, pp. 1. (In Russian)

20. Vel'tner Y.U. Del hvatit na vsekh [Enough to do for everyone]. Znamya yunosti [Banner of youth]. 1986, pp. 1. (In Russian)

21. NARB. - F. 4p. Op. 160. D. 926. P. 3.

22. NARB. - F. 4p. Op. 160. D. 445. P. 15.

23. Balandin K.I. et al. Studencheskie otryady Belarusi: istoriya i sovremennost' [Student teams of Belarus: history and modernity]. Minsk: BNTU, 2020, pp. 220, 214, 219, 355. (In Russian)

24. NARB. - F. 4p. Op. 160. D. 453. P. 87-88.

25. Sharova T. Trudovoj semestr: start k uspekhu [Labor semester: start to success]. Znamya yunosti [Banner of youth]. 1986, pp. 2. (In Russian)

26. NARB. - F. 4p. Op. 160. D. 887. P. 2.

27. NARB. - F. 4p. Op. 160. D. 759. P. 135.

28. NARB. - F. 4p. Op. 160. D. 188. P. 13.

29. Pashenko V. Vse luchi - v odin focus [All rays - in one focus]. Znamya yunosti [Banner of youth]. 1985, pp. 1. (In Russian)

30. Naleckaya L. Strogoj meroj vremeni [Strict measure of time]. Znamya yunosti [Banner of youth]. 1987, pp. 1. (In Russian)

31. NARB. - F. 63p. Op. 7. D. 842. P. 5, 7.

32. NARB. - F. 4p. Op. 160. D. 279. P. 41.

33. NARB. - F. 4p. Op. 157. D. 113. P. 63.

34. Lashko A.A. Puti povysheniya effektivnosti socialisticheskogo sorevnovaniya molodezhi v novyh usloviyah hozyajstvovaniya [Ways

to increase the effectiveness of the socialist competition of youth in the new economic conditions]. Aktual'nye problemy vospitaniya molodezhi v usloviyah perestrojki: tezisy dokladov nauchno-prakticheskoj konferencii [Actual problems of educating youth in the conditions of perestroika: abstracts of reports of a scientific and practical conference]. Minsk, 30 noyabrya - 2 dekabrya 1988 g. / CK LKSM. Ed. E. M. Babosov et al. Minsk, 1988, pp. 62. (In Russian) 35. Gorbachev M.S. Izbrannye rechi i stat'i [Selected speeches and articles]. M., 1987, vol. 5, pp. 25.

Received 25 August 2022

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.