Научная статья на тему 'КОМСОМОЛЬСКИЕ ОРГАНЫ БССР В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В 1970-Е ГГ.: ПОДГОТОВКА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ'

КОМСОМОЛЬСКИЕ ОРГАНЫ БССР В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В 1970-Е ГГ.: ПОДГОТОВКА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
17
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ / НАУЧНО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ОБЛАСТНЫЕ ЗАОЧНЫЕ ШКОЛЫ МОЛОДЫХ ЛЕКТОРОВ / СЕМИНАРЫ ЛЕКТОРОВ-АТЕИСТОВ / СЛУШАТЕЛИ / ПРОПАГАНДИСТЫ / КАМПАНЕЙЩИНА / СТИХИЙНОСТЬ / БЕЗРАЗЛИЧИЕ / ФОРМАЛИЗМ / PERSONNEL IDEOLOGY TRAINING / SCIENTIFIC-MATERIALISTIC OUTLOOK / REGIONAL CORRESPONDENCE SCHOOLS OF YOUNG LECTURERS / SEMINARS FOR ATHEIST LECTURERS / MEMBERS OF THE AUDIENCE / PROPAGANDISTS / CAMPAIGNING / SPONTANEITY / INDIFFERENCE / FORMALISM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крюковский В.Д.

Анализируются предпринимаемые попытки комсомольских органов в 1970-е годы налаживания системы в подготовке кадров мировоззренческой работы с молодежью. Рассматривается накопленный некоторыми обкомами комсомола успешный опыт. Отмечается, что примеры положительной деятельности были немногочисленными. Большинство областных заочных школ, постоянно действующих семинаров лекторов-атеистов работали не эффективно. Формальный подход комитетов комсомола к подбору пропагандистов, однообразие учебного процесса вели к низкой посещаемости занятий. Абсолютное большинство юношей и девушек после прохождения курса обучения уклонялись от участия в идеологической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BSSR KOMSOMOL BODIES IN THE RELATION SYSTEM OF A CHURCH AND A STATE IN THE 1970TH: PERSONNEL IDEOLOGY TRAINING

The attempts of the komsomol bodies to establish the system in the personnel training of the world outlook work with the youth in the 1970th are analyzed. A successful experience accumulated by some regional committees of the Komsomol. It is noted that the examples of positive activities were not numerous. The most of the regional correspondence schools, permanent seminars for atheist lecturers did not work effectively. The formal approach of the komsomol committees to the selection of propagandists, the monotony of the educational process led to low attendance of classes. The absolute majority of boys and girls who completed the course of training deviated from participation in ideological activity. As a result, undertaken work often turned into a mere formality.

Текст научной работы на тему «КОМСОМОЛЬСКИЕ ОРГАНЫ БССР В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В 1970-Е ГГ.: ПОДГОТОВКА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ»

УДК 322 (476)

КОМСОМОЛЬСКИЕ ОРГАНЫ БССР В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В 1970-е гг.: ПОДГОТОВКА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

канд. ист. наук, доц. В.Д. КРЮКОВСКИЙ (Белорусский государственный аграрный технический университет, Минск)

Анализируются предпринимаемые попытки комсомольских органов в 1970-е годы налаживания системы в подготовке кадров мировоззренческой работы с молодежью. Рассматривается накопленный некоторыми обкомами комсомола успешный опыт. Отмечается, что примеры положительной деятельности были немногочисленными. Большинство областных заочных школ, постоянно действующих семинаров лекторов-атеистов работали не эффективно. Формальный подход комитетов комсомола к подбору пропагандистов, однообразие учебного процесса вели к низкой посещаемости занятий. Абсолютное большинство юношей и девушек после прохождения курса обучения уклонялись от участия в идеологической деятельности.

Ключевые слова: подготовка идеологических кадров, научно-материалистическое мировоззрение, областные заочные школы молодых лекторов, семинары лекторов-атеистов, слушатели, пропагандисты, кампанейщина, стихийность, безразличие, формализм.

Введение. Актуальность исследования определяется необходимостью изучения и вдумчивого анализа накопленного в 1970-е годы опыта обкомов ЛКСМБ по подготовке кадров мировоззренческой работы с молодежью для его использования в идеологической практике государственных и общественных организаций Беларуси на современном этапе. Опыт областных комитетов комсомола по подготовке атеистических кадров может быть использован при написании работ по проблемам воспитания молодежи, подготовке очерков о деятельности комсомола республики. Материалы публикации могут учитываться в процессе преподавания социально-гуманитарного цикла в высших и средних учебных заведениях, в пропагандистской деятельности лекторов общества «Знание» и других организаций. Публикация освещает малоизученное направление идеологической деятельности ЛКСМБ.

Цель статьи - проанализировать в масштабах республики эффективность работы областных комсомольских органов БССР по подготовке атеистических кадров в 1970-е годы, обобщить накопленный опыт, приемлемый для воспитательной практики в настоящее время, вскрыть характерные недостатки, проанализировать причины их возникновения, предложить некоторые меры по улучшению постановки этого направления воспитательной практики.

Деятельность комитетов комсомола по подготовке научно-атеистических кадров, мировоззренческие проблемы молодого поколения освещаемого периода привлекали к себе внимание многих исследователей. В историческом аспекте, например, большое научное и практическое значение представляют работы Р.П. Платонова. В них на основе архивных документов, данных социологических исследований анализируются вопросы содержания и организации государственными структурами атеистической пропаганды, ее средства, формы и методы подготовки научно-атеистических кадров, раскрываются причины просчетов и ошибок в воспитании молодежи и освещении роли религии и церкви в историческом развитии Беларуси. В книгах есть ссылки на специфику атеистической практики комитетов комсомола. Однако поскольку автор не ставил целью специальное изучение деятельности комитетов ЛКСМБ по формированию научно-материалистического мировоззрения молодежи, в монографиях, естественно, отсутствует системный анализ данного направления воспитательной работы [1].

Формы и методы идеологической деятельности партийных и комсомольских комитетов по формированию материалистических взглядов и убеждений подрастающего поколения, подготовке атеистических кадров освещаются в ряде кандидатских диссертаций [2]. Интерес в этой связи вызывают исследования А. А. Горбацкого и Н.М. Демченковой. Они написаны на большом фактическом материале. Авторы раскрывают работу партийных структур по формированию у трудящихся, а также учащихся общеобразовательных школ материалистических взглядов. Вместе с тем вследствие того, что в данных исследованиях изучались формы и методы работы партийных комитетов, освещение деятельности комсомольских органов в них ограничивается лишь рядом примеров и фактов.

Характерные формы и методы деятельности комсомольских организаций республики 1960 - 1970-х годов по подготовке атеистических кадров освещаются в сборниках республиканских научных конференций [3]. В книге В.Н. Драговца «Политическая культура молодежи: Опыт, проблемы формирования» (Минск, 1987) анализируется воспитательная практика комсомольских организаций, приводятся примеры подготовки активистов мировоззренческой работы с юношами и девушками 1980-х гг. Автор предлагает ряд мер по улучшению ее постановки [4].

Определенные сведения о подготовке кадров молодых атеистов содержит информационный бюллетень Центрального комитета ЛКСМ Белоруссии «Из практики работы Волковысского ГК ЛКСМБ по атеистическому воспитанию молодежи» [5].

Источниковая база публикации - сборники документов КПСС изучаемого десятилетия, информационные бюллетени ЦК ЛКСМБ, фонды национального и государственных областных архивов Республики Беларусь, Российского государственного архива социально-политической истории, публикации прессы. Исследователем изучены стенографические отчеты конференций, материалы пленумов, собраний актива, заседаний бюро и секретариата ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМБ, обкомов, бюро горкомов и райкомов партии и комсомола, первичных партийных и комсомольских организаций, справки, статистические отчеты и другие материалы. Это позволило получить сведения о формах и методах работы партийных и комсомольских органов по подготовке атеистических кадров, формированию у юношей и девушек научно-материалистических убеждений. Практически все использованные архивные материалы впервые вводятся в научный оборот. Методология статьи основана на принципах анализа, синтеза, индукции, дедукции, обобществления, аналогии, объективности и историзма.

На основании анализа литературы можно сделать вывод, что деятельность областных комсомольских органов БССР по подготовке кадров мировоззренческой работы с юношами и девушками в 1970-е годы остается малоизученной.

Основная часть. Система подготовки молодых научно-атеистических кадров в БССР начала складываться в начале изучаемого периода. Значительное влияние на ее становление оказали постановления ЦК КПСС от 16 июля 1971 года «Об усилении атеистического воспитания населения», ЦК КПБ «О мерах по усилению атеистического воспитания населения» (сентябрь, 1971 г.), а также «Мероприятия ЦК ЛКСМБ по усилению атеистического воспитания комсомольцев и молодежи республики» (сентябрь, 1970 г.) [6, с. 122; л. 40; л. 44, 46-48].

В 1970-е годы комсомольские комитеты республики с помощью партийных органов работу по обучению и воспитанию лекторов и пропагандистов мировоззренческой работы с молодежью вели по следующим направлениям: а) подбор и обучение новых пропагандистских кадров; б) переподготовка работавших пропагандистов и лекторов; в) подготовка и переподготовка организаторов атеистического воспитания. Каждому из направлений были присущи свои формы и методы учебы. Подготовка кадров молодых атеистов проводилась на первичном (трудовой коллектив), районном (городском), областном и республиканском уровнях.

Учеба комсомольских кадров в областном масштабе осуществлялась в основном на базе партийных комитетов. Пропагандисты системы комсомольского политпроса готовились на отделениях научного атеизма университетов марксизма-ленинизма обкомов КПБ, пропагандисты и лекторы проходили переподготовку на областных постоянно действующих атеистических семинарах. Так, в 1976/77 учебном году на отделении научного атеизма факультета идеологических кадров университета марксизма-ленинизма Брестского ОК КПБ из 279 обучавшихся 55 являлись членами ВЛКСМ. На этом же отделении университета марксизма-ленинизма Гродненского ОК КПБ из 85 проходивших обучение 25 были комсомольцами. В 1979/80 учебном году из 75 обучавшихся на отделении пропагандистов научного атеизма университета марксизма-ленинизма Гомельского ОК КПБ 16 являлись членами ВЛКСМ [7, л. 31; л. 35; л. 143].

Обкомами комсомола совместно с областными организациями общества «Знание» подготовка научно-атеистических кадров велась в заочных школах лекторов-атеистов, школах нравственно-атеистического воспитания, на постоянно действующем и краткосрочных семинарах и семинарах-совещаниях лекторов и пропагандистов научного атеизма, научно-практических конференциях. Учебные планы каждой из этих форм составлялись таким образом, чтобы обеспечить должную теоретическую подготовку кадров, вооружить их конкретным знанием сути проблемы, методами ведения атеистической работы.

Изучение показывает, что в первой половине исследуемого периода обучение лекторов-атеистов в школах молодых лекторов при обкомах комсомола не велось. Косвенно эту функцию выполняла лишь заочная школа молодых лекторов при Брестском обкоме комсомола, ежегодно выпускавшая 40 лекторов для выступлений по нравственно-правовой тематике [8, л. 77]. Положение улучшилось после принятия ЦК КПСС постановления «О работе по подбору и воспитанию идеологических кадров в партийной организации Белоруссии» (август, 1974 г.) и соответствующих решений по его выполнению ЦК КПБ и ЦК ЛКСМ Белоруссии.

В июле 1976 года пленум Брестского ОК ЛКСМБ обсудил вопрос «О состоянии и мерах по дальнейшему улучшению атеистического воспитания молодежи» [9, л. 112]. В числе принятых мер было намечено создание при обкоме комсомола двухгодичной заочной школы лекторов-атеистов. Ее образование организационно закрепило заседание бюро ОК ЛКСМБ, состоявшееся 23 ноября 1976 года.

Слушателей в школу принимали по направлению РК и ГК ЛКСМБ из числа комсомольского актива в количестве 60 юношей и девушек, изъявивших желание получить общественную специальность лектора-атеиста. В ходе занятий обучавшиеся четырежды (осенью и весной) вызывались на двух- либо

трехдневные сессии. На них читались лекции о сущности атеизма и религии, об основных направлениях религиозного вероучения, о причинах существования религиозных взглядов у части молодежи, формах и методах атеистической пропаганды. Каждый из обучавшихся должен был в течение каждого учебного года написать два текста лекций, которые после рецензирования преподавателями обсуждались на семинарских занятиях, а затем рекомендовались для чтения в массовых аудиториях. Специальное время отводилось для изучения технических средств пропаганды, методики лекционных выступлений среди молодежи. Все это обеспечивало необходимую подготовку к последующей лекционной работе. С 1976 по 1980 год школу закончило 120 юношей и девушек [10, лл. 49; 61; лл. 32-33; л. 59; лл. 66; 113-114; л. 14; л. 95].

Исходя из потребности в квалифицированных атеистических кадрах, Брестский обком ЛКСМБ в 1979 году открыл одногодичную заочную областную школу молодого лектора нравственно-атеистического воспитания. В 1980 году ее окончили 27 лекторов-атеистов и столько же лекторов по вопросам коммунистической нравственности [11, л. 6].

С осени 1976 года работала постоянно действующая заочная двухгодичная школа лекторов-атеистов при Гродненском обкоме комсомола. В период с 1976 по 1980 год она выпустила до 200 молодых лекторов [12, л. 130; с. 51].

Подготовка молодых лекторов по научному атеизму в Гомельской области в 1971-1980 гг. велась в постоянно действующем двухгодичном семинаре лекторов-атеистов, в котором проходили обучение ежегодно 30-60 слушателей. Занятия проводились в течение 2-3 дней четыре раза в год. Учебная программа семинара была схожа с программами заочных школ молодого лектора. К очередному занятию слушатели готовили тексты лекций, с которыми после обсуждения на семинарских занятиях и рекомендации к использованию выступали перед молодежью. Выполнившим программу обучения выдавались удостоверения лекторов-атеистов. По подсчетам за 10 лет в семинаре прошло обучение более 200 человек [13, л. 45; л. 15; лл. 45, 49-50; л. 11; л. 18; л. 127].

Всего в школах лекторов-атеистов при ОК ЛКСМБ и постоянно действующем семинаре Гомельского обкома комсомола в изучаемый период было подготовлено около 540 кадров молодых атеистов [14, лл. 49, 61; лл. 32-33; л. 59; лл. 66, 113-114; л. 14; л. 95; л. 6; л. 130; л. 45; л. 15; лл. 45, 49-50; л. 11; л. 18; л. 127].

Исследование вместе с тем показывает, что крупные изъяны в воспитательной работе, имевшие место в 70-е годы, не могли не наложить отпечаток и на деятельность партийных и комсомольских органов по подготовке кадров мировоззренческой работы с молодежью. Анализ архивных источников приводит к выводу, что положительные примеры комитетов комсомола по подготовке молодых атеистов были немногочисленными и лучший опыт не получил достаточно широкого распространения в республике. Процесс развития форм подготовки кадров, а также атеистического просвещения молодежи из-за безразличного отношения прежде всего областных комсомольских комитетов, а зачастую и нежелания заниматься этой сложной проблемой протекал противоречиво, со многими издержками. Подмена кропотливой работы кампанейщиной, отрыв от реальной действительности и ее проблем коснулись комитетов комсомола всех уровней, нанеся значительный ущерб идеологической работе.

В Могилевской области, например, кружки «Основы научного атеизма» в комсомольских организациях, несмотря на многие решения, появились лишь в конце 1975 года, в Витебской, Гомельской областях - в конце 1973 года [15, л. 209; лл. 149, 163]. Несмотря на сложную религиозную обстановку, в Миорском и Добрушском районах до середины семидесятых годов атеистическое просвещение и подготовка кадров вообще не велись. В Костюковичском, Ветковском и других районах работа по подготовке кадров мировоззренческой работы с молодежью ограничивалась периодическим созданием одного -двух кружков и в силу этого не могла привести к улучшению положения [16, л. 32; л. 157; л. 96; л. 203]. И ни один из ОК ЛКСМБ на это ни разу не обратил внимание.

Аналогичное положение складывалось и с атеистической подготовкой, а также переподготовкой кадров комсомольского актива. Райкомы и горкомы комсомола слишком легко подходили к процессу обучения, нередко упрощали его. Например, в школах комсомольского актива при райкомах и горкомах комсомола в Минской области изучение научного атеизма велось эпизодически, по сокращенным программам и только среди штатных работников. Широкие же слои актива фактически к занятиям не привлекались. Подобным было положение дел и в других областях [17, л. 18; л. 83; л. 205; с. 110].

В ряде областей республики пропагандисты и лекторы, подобранные для научно-атеистической работы, загружались различными общественными поручениями. А в сочетании с не всегда достаточно продуманной организацией семинаров и других форм учебы это вело к снижению у них интереса к своей непосредственной задаче. Так, анализ материалов проверок ЦК ЛКСМБ посещаемости областных семинаров пропагандистов в 1971-1972 гг. показал, что в Гродненской, Могилевской и Гомельской областях она составляла по указанным причинам 60% от общего количества участников [18, л. 27].

Формализм все более пронизывал идейно-воспитательную работу. В подготовке кадров молодых атеистов также затухала инициатива, усиливались элементы инерции. Многие РК, ГК ЛКСМБ подбор

слушателей на областные семинары проводили формально, учебные занятия велись в отрыве от жизни, часто срывались вообще. И никого из руководства обкомов комсомола это не волновало. Например, на один из типичных областных семинаров пропагандистов системы комсомольской политучебы, состоявшийся в Гродненской области в сентябре 1976 г., Новогрудский РК ЛКСМБ из 24 пропагандистов по плану командировал троих, Сморгонский из 27 - пять, Кореличский из 22 - три, Вороновский из 23 -четырех [19, л. 33].

Были даже и такие областные комитеты, которые, стремясь во что бы то ни стало выполнить доведенную разнарядку, прибегали для этого к крайностям и подлогу. На учебу направлялись случайные люди, далекие от атеистической работы, которые, естественно, ею не занимались после возвращения домой. Анализ состава участников республиканских курсов пропагандистов и организаторов политической учебы 1971-1975 годов показал, что Гродненский и Гомельский обкомы комсомола часто посылали на них людей, не имеющих никакого отношения к пропагандистской работе [20, л. 17].

Серьезные пробелы в содержании и организации учебы были присущи Брестской и Гродненской областным школам молодых атеистов, постоянно действующему двухгодичному семинару лекторов-атеистов при Гомельском ОК ЛКСМБ. Формальное отношение районных и областных комитетов комсомола к подбору и направлению для учебы в них слушателей было одной из причин неэффективной их работы. Исследование показывает, что из года в год количество не посещавших занятия возрастало. По итогам обучения, как правило, 85-90% выпускников уже спустя год после завершения учебы прекращали идеологическую деятельность [21, лл. 6- 8].

Заключение. Проведенное исследование показывает, что в БССР под руководством областных партийных и комсомольских органов проводилась довольно большая работа по подготовке кадров мировоззренческой работы с молодежью. По линии обкомов комсомола она главным образом осуществлялась в заочных школах лекторов-атеистов, школах нравственно-атеистического воспитания, постоянно действующем и краткосрочных семинарах и семинарах-совещаниях лекторов и пропагандистов научного атеизма. Накопленный обкомами комсомола опыт в работе по подготовке кадров молодых атеистов, при всей его ограниченности, может использоваться в идеологической практике с молодежью в настоящее время.

Анализ источников выявил многие недостатки в деятельности комсомольских комитетов по воспитанию идеологических кадров. В ходе исследования выяснилось, что развитие форм подготовки молодых кадров атеистов носило стихийный характер. Невысокой была их действенность. Формальный подход комитетов комсомола к подбору обучавшихся, руководителей занятий, однообразие и отрыв от жизни содержания учебного процесса, упрощенная трактовка многих сложных проблем атеизма и религии вели к низкой результативности занятий, снижали уровень усвоения знаний. Многие слушатели после прохождения курса обучения в дальнейшем порывали с идеологической работой. В результате атеистическая деятельность, проводимая комсомольскими комитетами, зачастую превращалась в простую формальность и практически мало способствовала укреплению научно-материалистического мировоззрения, развитию нравственных качеств юношей и девушек.

Наличие во многом типичных недостатков ОК ЛКСМБ по подготовке кадров мировоззренческой работы с молодежью в исследуемый период позволяет сделать вывод: деятельность комитетов комсомола требовала в этой сфере качественного улучшения, перестройки всех форм работы, значительного повышения эффективности. Необходимо было привлекать руководителями заочных школ молодых лекторов-атеистов и атеистического воспитания, постоянно действующих и краткосрочных семинаров и семинаров-совещаний только опытных и подготовленных специалистов, способных интересно и убедительно излагать обучающимся научно-материалистические знания. Набор слушателей для обучения следовало подбирать более тщательно, требовательно, учитывая личные склонности и желания будущих пропагандистов и организаторов, их увлеченность, уделяя особое внимание профессиональным и методическим знаниям, нравственным качествам, способности личным примером воздействовать на воспитуемых.

С учетом региональных особенностей можно было использовать и другие приемы для улучшения осуществляемой практики. Но нараставший в деятельности комсомольских органов формализм, бюрократизация форм и методов воспитательной работы с юношами и девушками исключали возможность необходимых перемен, сводили на нет предпринимаемые в ряде мест попытки позитивных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Платонов, Р.П. В поисках высокой действенности: Политическая пропаганда и атеистическое воспитание / Р.П. Платонов. - М., 1976; Он же. Научно-атеистическая пропаганда: пути повышения эффективности: некоторые аспекты комплексного подхода в атеистическом воспитании / Р.П. Платонов. - Минск, 1978; Он же. Пропаганда научного атеизма: Историко-социологическое исследование на материалах Компартии Белоруссии. -Минск, 1982; Он же. Ложь буржуазно-клерикальной пропаганды / Р.П. Платонов. - Минск, 1983; Пропаганда атеизма: Организация, содержание, результаты: Из опыта Белорусской ССР. - М., 1985.

2. Горбацкий, А.А. Работа партийных организаций по формированию научно-атеистического, материалистического мировоззрения учащихся в системе народного образования (1971-1980 гг.). На материалах Белоруссии : дис. ... канд. ист. наук / А.А. Горбацкий. - Минск, 1988; Демченкова, Н.М. Деятельность КПБ по совершенствованию форм и методов атеистического воспитания трудящихся (1971-1980 гг.) : дис. ... канд. ист. наук / Н.М. Демченкова. - Минск, 1987; Шадурский, В.Г. Деятельность Компартии Белоруссии по коммунистическому воспитанию рабочей молодежи (1976 - 1985 гг.) : дис. ... канд. ист. наук / В.Г. Шадурский. - Минск, 1988.

3. Атеистическое воспитание молодежи : материалы респ. межвузовской науч. конф., Гродно, 23-31 окт. 1970 г.; Атеистическое воспитание студентов : Проблемы методики. - Минск, 1978;

4. Драговец, В.Н. Политическая культура молодежи: Опыт, проблемы формирования / В.Н. Драговец. - Минск, 1987.

5. Из практики работы Волковысского ГК ЛКСМБ по атеистическому воспитанию молодежи: Информационный бюллетень ЦК ЛКСМБ. - Минск, 1987.

6. КПСС о формировании нового человека : сб. документов и материалов (1966-1976). - М., 1976; Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). - Ф. 4. Оп. 81. Д. 2362; Ф. 63п. Оп. 7. Д. 227.

7. НАРБ. - Ф. 4. Оп. 119. Д. 60; Оп. 125. Д. 55; Оп. 130. Д. 51.

8. НАРБ. - Ф. 63п. Оп. 37. Д. 73.

9. Государственный архив Брестской области (ГАБр). - Ф. 25. Оп. 32. Д. 7.

10. НАРБ. - Ф. 63п. Оп. 50. Д. 4; ГАБр - Ф. 25. Оп. 32. Д. 16; Д. 38; Оп. 33. Д. 15; Д. 36; Оп. 36; Д. 3.

11. ГАБр - Ф. 25. Оп. 37. Д. 69.

12. Государственный архив Гродненской области (ГАГр). - Ф. 20. Оп. 26. Д. 5. Актуальные проблемы научно-атеистического воспитания молодежи : материалы III Всесоюзной школы молодых ученых и специалистов. Баку, 7-17 апр.1986 г. М., 1987.

13. НАРБ. - Ф.63п. Оп. 50. Д. 4; Д. 152; Государственный архив Гомельской области (ГАГом). - Ф. 264. Оп. 87. Д.10; Оп. 89. Д. 66; Оп. 90. Д. 9; Оп. 94. Д. 56.

14. НАРБ. - Ф. 63п. Оп. 50. Д. 4; ГАБр - Ф. 25. Оп. 32. Д. 16; Д. 38; Оп. 33. Д. 15; Д. 36; Оп. 36. Д. 3; ГАБр. - Ф. 25. Оп. 37. Д. 69; ГАГр. - Ф. 20. Оп. 26. Д. 5; НАРБ. - Ф.63п. Оп. 50. Д. 4; Д. 152; ГАГом. - Ф. 264. Оп. 87. Д.10; Оп. 89. Д. 66; Оп. 90. Д. 9; Оп. 94. Д. 56.

15. Российский государственный архив социально-политической истории. (РГАСПИ). - Ф. 1. Оп. 34. Д. 771; Государственный архив Могилевской области (ГАМг). - Ф54. Оп. 24. Д. 9.

16. Государственный архив Витебской области (ГАВт). - Ф. 7066. Оп. 35. Д. 3; ГАГом. - Ф. 264. Оп. 92. Д. 3; Оп. 99. Д. 17; ГАМг. - Ф54. Оп. 24. Д. 56.

17. ГАМн - Ф.174. Оп. 18. Д.212; ГАВт. - Ф. 119. Оп. 54. Д. 15; ГАМг. - Ф. 54. Оп. 24. Д. 56; Маладосць. - 1977. -№ 9.

18. НАРБ. - Ф.63п. Оп. 37. Д. 51.

19. ГАГр. - Ф. 20. Оп. 26. Д. 20.

20. НАРБ. - Ф.63п. Оп. 30. Д. 290.

21. Архив общества «Знание» БССБ. - Ф.1030. Оп. 2. Д. 609.

Поступила 23.08.2018

BSSR KOMSOMOL BODIES IN THE RELATION SYSTEM OF A CHURCH AND A STATE IN THE 1970th: PERSONNEL IDEOLOGY TRAINING

U. KRUKOUSKI

The attempts of the komsomol bodies to establish the system in the personnel training of the world outlook work with the youth in the 1970th are analyzed. A successful experience accumulated by some regional committees of the Komsomol. It is noted that the examples of positive activities were not numerous. The most of the regional correspondence schools, permanent seminars for atheist lecturers did not work effectively. The formal approach of the komsomol committees to the selection of propagandists, the monotony of the educational process led to low attendance of classes. The absolute majority of boys and girls who completed the course of training deviated from participation in ideological activity. As a result, undertaken work often turned into a mere formality.

Keywords: personnel ideology training, scientific-materialistic outlook, regional correspondence schools of young lecturers, seminars for atheist lecturers, members of the audience, propagandists, campaigning, spontaneity, indifference, formalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.