Научная статья на тему 'КОМСОМОЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЛАРУСИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В 1970-Е ГГ.: ПОДГОТОВКА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ'

КОМСОМОЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЛАРУСИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В 1970-Е ГГ.: ПОДГОТОВКА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРОПАГАНДИСТЫ / СТИХИЙНОСТЬ / БЕЗРАЗЛИЧИЕ / ФОРМАЛИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крюковский В.Д.

Анализируются предпринимаемые попытки комсомольских организаций налаживания в 1970-е годы системы в подготовке кадров мировоззренческой работы с молодежью. Отмечается, что примеры положительной деятельности были немногочисленными. Многие из кружков «Основы научного атеизма» нередко числились только на бумаге. Формальный подход комитетов комсомола к подбору пропагандистов, однообразие учебного процесса вели к низкой посещаемости занятий. Абсолютное большинство юношей и девушек после прохождения курса обучения уклонялись от участия в идеологической деятельности. В итоге проводимая работа зачастую превращалась в простую формальность и мало способствовала расширению политического и культурного кругозора, укреплению мировоззрения, развитию нравственных качеств молодого поколения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KOMSOMOL ORGANIZATIONS OF BELARUS IN THE RELATION SYSTEM OF A CHURCH AND A STATE IN THE 1970TH: PERSONNEL IDEOLOGY TRAINING

The attempts of the Komsomol organizations to establish the system in the personnel training of the world outlook work with the youth in the 1970th are analyzed. The successful experience accumulated in a number of places is considered. It is noted that the examples of positive activities were not numerous. Many of the circles "Fundamentals of scientific atheism" were often listed only "on paper." The formal approach of the Komsomol committees to the selection of propagandists, the monotony of the educational process led to low attendance of classes. The absolute majority of boys and girls who completed the course of training deviated from participation in ideological activity. As a result, undertaken work often turned into a mere formality and practically didn’t contribute to the development of political and cultural outlook, as well as moral qualities of the youth.

Текст научной работы на тему «КОМСОМОЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЛАРУСИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В 1970-Е ГГ.: ПОДГОТОВКА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ»

УДК 322 (476)

КОМСОМОЛЬСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ БЕЛАРУСИ В СИСТЕМЕ ОТНОШЕНИЙ ГОСУДАРСТВА И ЦЕРКВИ В 1970-е гг.: ПОДГОТОВКА ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ КАДРОВ

канд. ист. наук, доц. В.Д. КРЮКОВСКИЙ (Белорусский государственный аграрный технический университет, Минск)

Анализируются предпринимаемые попытки комсомольских организаций налаживания в 1970-е годы системы в подготовке кадров мировоззренческой работы с молодежью. Отмечается, что примеры положительной деятельности были немногочисленными. Многие из кружков «Основы научного атеизма» нередко числились только на бумаге. Формальный подход комитетов комсомола к подбору пропагандистов, однообразие учебного процесса вели к низкой посещаемости занятий. Абсолютное большинство юношей и девушек после прохождения курса обучения уклонялись от участия в идеологической деятельности. В итоге проводимая работа зачастую превращалась в простую формальность и мало способствовала расширению политического и культурного кругозора, укреплению мировоззрения, развитию нравственных качеств молодого поколения.

Ключевые слова: подготовка идеологических кадров, научно-материалистическое мировоззрение, политическое просвещение, слушатели, пропагандисты, кампанейщина, стихийность, безразличие, формализм.

Введение. Актуальность исследования определяется необходимостью изучения и анализа накопленного в 1970-е годы опыта первичных комсомольских организаций республики по подготовке кадров мировоззренческой работы с молодежью для его использования в идеологической практике государственных и общественных организаций Беларуси на современном этапе. Опыт комсомольских организаций по подготовке атеистических кадров может быть использован при написании работ по проблемам воспитания молодого поколения, подготовке очерков о деятельности комсомола республики.

Деятельность комитетов комсомола по подготовке научно-атеистических кадров, мировоззренческие проблемы молодежи освещаемого периода привлекали к себе внимание многих исследователей. Полученные результаты, раскрывающие взаимоотношения государства и церкви, различные стороны деятельности партийных и комсомольских организаций по формированию научно-материалистических убеждений юношей и девушек, освещаются в ряде монографий, научных сборников, брошюр, бюллетеней [1].

Ряд направлений воспитательной практики комсомольских организаций исследовались в некоторых докторских и кандидатских диссертациях. В докторских диссертациях А.Т. Вещикова, М.К. Тепля-кова рассмотрены особенности работы партийных и государственных органов во взаимоотношениях с религиозными организациями, сформулированы задачи формирования у молодежи материалистических взглядов и убеждений [2].

В Республике Беларусь сложилась своя школа в освещении философских, социологических, нравственных и других проблем взаимоотношения государства, церкви и истории религии. В историческом аспекте, например, большое научное и практическое значение представляют работы Р.П. Платонова, в которых на основе архивных документов, данных социологических исследований анализируются вопросы содержания и организации государственными структурами атеистической пропаганды, ее средства, формы и методы подготовки атеистических кадров, раскрываются причины просчетов и ошибок в воспитании молодежи и освещении роли религии и церкви в историческом развитии Беларуси. В книгах есть ссылки на специфику атеистической практики организаций ЛКСМБ. Однако поскольку автор не ставил целью специальное изучение деятельности комсомола республики по формированию научно-материалистического мировоззрения молодежи, в монографиях, естественно, отсутствует системный анализ данного направления воспитательной работы [3].

Формы и методы деятельности партийных и комсомольских организаций по формированию научно-материалистического мировоззрения молодежи, подготовке атеистических кадров освещаются в ряде кандидатских диссертаций [4]. Интерес в этой связи вызывают исследования А.А. Горбацкого и Н.М. Демченковой, которые основаны на обширном фактическом материале. Авторы раскрывают работу партийных организаций по формированию у трудящихся, а также учащихся общеобразовательных школ материалистических взглядов. Вместе с тем вследствие того, что в данных исследованиях изучались формы и методы работы партийных комитетов, освещение деятельности первичных комсомольских организаций в них ограничивается лишь рядом примеров и фактов.

Научный интерес для исследования мировоззренческих проблем подрастающего поколения и истории религии представляют труды белорусских философов. В монографиях и брошюрах М.Я. Ленсу, И.И. Акинчица, Г.М. Филиста, А.А. Круглова раскрываются содержание, структура, функции государственной идеологии и религии, методологические и методические проблемы воспитания молодежи, обобщается опыт научно-атеистической практики в Беларуси. На конкретных примерах показываются наиболее эффективные методы воспитательной работы комсомольских организаций среди молодежи, формируются методические рекомендации для пропагандистов [5].

Характерные формы и методы деятельности комсомольских организаций республики 1960-1970-х годов по подготовке атеистических кадров освещаются в сборниках республиканских научных конференций [6]. В книге В.Н. Драговца «Политическая культура молодежи: Опыт, проблемы формирования» анализируется воспитательная практика комсомольских организаций, приводятся примеры подготовки активистов мировоззренческой работы с юношами и девушками 1980-х гг. Автор предлагает меры по улучшению ее постановки [7].

Определенные сведения о подготовке кадров молодых пропагандистов содержит информационный бюллетень Центрального комитета ЛКСМ Белоруссии «Из практики работы Волковысского ГК ЛКСМБ по атеистическому воспитанию молодежи». В нем анализируются формы и методы деятельности комсомольских организаций района в работе с молодежью, в том числе подготовки идеологических кадров [8].

На основании анализа литературы можно сделать вывод, что роль первичных комсомольских организаций в подготовке кадров мировоззренческой работы с юношами и девушками в освещаемый период остается малоисследованной.

Цель статьи - проанализировать в масштабах республики эффективность деятельности первичных комсомольских организаций трудовых коллективов БССР по подготовке научно-атеистических кадров в 1970-е годы, обобщить накопленный опыт, приемлемый для воспитательной практики в настоящее время, выявить характерные недостатки, проанализировать причины их возникновения, предложить некоторые меры по улучшению постановки работы с молодыми пропагандистами.

Источниковая база публикации - сборники документов КПСС изучаемого десятилетия, информационные бюллетени ЦК ЛКСМБ, фонды национального и государственных областных архивов Республики Беларусь, российского государственного архива социально-политической истории, публикации прессы. Исследователем изучены стенографические отчеты конференций, материалы пленумов, собраний актива, заседаний бюро и секретариата ЦК ВЛКСМ и ЦК ЛКСМБ, обкомов, бюро горкомов и райкомов партии и комсомола, первичных партийных и комсомольских организаций, справки, статистические отчеты и другие материалы. Это позволило получить сведения о формах и методах работы партийных и комсомольских организаций по подготовке кадров молодых атеистов, формированию у юношей и девушек научно-материалистических убеждений. Практически все использованные архивные материалы впервые вводятся в научный оборот.

Основная часть. Система подготовки научно-атеистических кадров начала складываться в начале изучаемого периода. Значительное влияние на ее развитие оказали постановления ЦК КПСС от 16 июля 1971 года «Об усилении атеистического воспитания населения», ЦК КПБ «О мерах по усилению атеистического воспитания населения» (сентябрь, 1971 г.), а также «Мероприятия ЦК ЛКСМБ по усилению атеистического воспитания комсомольцев и молодежи республики» (сентябрь, 1970 г.) [9, с. 122, л. 40; лл. 44, 46-48].

В 1970-е годы комсомольские организации республики с помощью партийных комитетов работу по обучению и воспитанию лекторов и пропагандистов мировоззренческой работы вели по следующим направлениям: а) подбор и обучение новых пропагандистских кадров; б) переподготовка работавших пропагандистов и лекторов; в) подготовка и переподготовка организаторов научно-атеистического воспитания. Каждому из направлений были присущи свои формы и методы учебы. Подготовка кадров мировоззренческой работы с молодежью проводилась на первичном (трудовой коллектив), районном (городском), областном и республиканском уровнях.

В трудовых коллективах учеба комсомольских идеологических кадров концентрировалась главным образом на семинарах, в школах и кружках научного атеизма партийного и комсомольского политпросвещения. Программа обучения предусматривала приобретение слушателями необходимых научно-материалистических знаний, которые затем должны были использоваться в практической работе среди юношей и девушек.

Многие комсомольцы проходили научно-мировоззренческую подготовку в рамках партийной учебы. Данные о количестве обучавшихся представлены таблице 1.

Таблица 1. - Прохождение комсомольцами трудовых коллективов атеистической подготовки в рамках партийной учебы

1970/1971 1971/1972 1972/1973 1973/1974 1974/1975

Количество семинаров 372 448 532 573 768

(по республике)

В них занимающихся 7535 9764 10622 11139 17719

В том числе членов ВЛКСМ 1403 714 1845 1911 3154

Примечание: подсчитано автором на основе [10, л. 120, 131, 137, 145, 152, 164; л. 35, 72, 77, 83, 89, 94; л.3; л.3; л.131, 135, 168, 170, 193, 196, 220, 232, 259, 265].

Отсутствие в ежегодных статистических отчетах обкомов партии второй половины 1970-х гг. сведений об атеистической учебе затрудняет воссоздание общей картины организации подготовки кадров через систему политического просвещения. Но о масштабах и характере этой работы можно судить по тому, как она велась в отдельных регионах республики. Так, если в 1975/1976 учебном году в первичных партийных организациях Могилевской области работало 47 теоретических семинаров, в которых занималось 177 комсомольцев, в 1977/1978 - соответственно 18 и 67, то в 1979/1980 учебном году количество семинаров достигло 86 с числом обучающихся 322 [11, л. 127; л. 57, 59; л. 179].

Среди форм учебы преобладали кружки «Основы научного атеизма». Если в конце 60-х годов преподавание атеизма в системе комсомольского политического просвещения оказалось практически свернутым, то в 70-е годы наблюдается рост количества атеистических кружков (табл. 2).

Таблица 2. - Прохождение комсомольцами трудовых коллективов атеистической подготовки в рамках комсомольского политпросвещения

1971/ 1972/ 1973/ 1974/ 1975/ 1976/ 1977/ 1978/ 1979/

1972 1973 1974 1975 1976 1977 1978 1979 1980

Число кружков «Основы науч- 22 62 119 200 260 275 213 181 405

ного атеизма» (по республике)

В них обучающей молодежи 892 1371 2953 4221 5695 6430 5406 4480 10727

В том числе членов ЛКСМБ 861 1316 2679 4065 5342 6062 4916 4015 10049

Примечание: подсчитано автором на основе [12, л. 54; л. 176; л. 139; л. 112; л. 91; л. 109; л. 126, 145, 176, 178, 195, 202; л. 79; л. 109; л. 113; л. 103].

Партийная и комсомольская организации Барановичской швейной фабрики С.И. Грицевца на протяжении всего прошедшего десятилетия уделяли постоянное внимание научно-атеистической работе с молодежью, придавая особое значение подготовке кадров молодых атеистов. Коммунисты 17 июня 1970 года на собрании с повесткой «О мерах усиления атеистического воспитания в коллективе» обсудили постановку этой работы на предприятии. В принятом постановлении определена задача скоординировать деятельность общественных организаций в деле атеистического воспитания рабочих. Комитету комсомола собрание предложило составить план атеистической пропаганды среди молодежи, в котором рекомендовалось предусмотреть создание на фабрике кружков «Основы научного атеизма».

Проанализировав профессиональный уровень пропагандистов, побеседовав с комсомольцами и молодежью, комитет комсомола пригласил для проведения занятий опытного пропагандиста А.А. Александровича, подобрал слушателей и наметил порядок занятий. 21 января 1971 года на собрании с повесткой «Задачи партийной организации по дальнейшему улучшению марксистско-ленинского образования коммунистов и комсомольцев» было проанализировано выполнение намеченной программы. Совместно с комсомольской организацией коммунисты наметили конкретные меры по повышению уровня занятий [13, лл. 37, 47; лл. 1, 7, 8, 10; 115-116; лл. 118, 122].

Большое место в работе пропагандиста играл поиск активных форм проведения занятий. В 1970/1971 учебном году А.С. Александрович практиковал привлечение к преподаванию опытных лекторов общества «Знание» и организаторов атеистического воспитания молодежи. Перед слушателями выступил бывший верующий рабочий фабрики П.П. Таранда. Для закрепления изученного материала, выработки практических навыков в атеистической работе большое внимание на занятиях уделялось повторению пройденных тем, обсуждению подготовленных слушателями текстов лекций и бесед, с которыми они затем выступали перед рабочими. А.С. Александрович вел индивидуальную работу с каждым из обучавшихся. В свободное от работы время он встречался с ними в цеху, на рабочих местах, беседовал о жизненных проблемах, волновавших людей, давал советы и рекомендации. Творческий подход

пропагандиста к порученному делу способствовал лучшему усвоению слушателями знаний и закреплению практических навыков.

Все слушатели кружка на итоговых занятиях получили высокие оценки, десять из них были включены в состав группы внештатных лекторов-атеистов комитета комсомола. Деятельность комсомольской организации по подготовке атеистов в 1971 году была положительно оценена бюро Брестского обкома комсомола [14, лл. 40, 48].

Подготовка атеистических кадров в кружках «Основы научного атеизма» продуманно велась в комсомольских организациях колхозов «Заря» Барановичского и «Светлый путь» Ивановского районов, завода Лидсельмаш, хлопкопрядильной фабрики и совхоза «Светиловичи» Ветковского района и других [15, лл. 135, 137; л. 25; л. 4].

В результате осуществленных партийными и комсомольскими комитетами и организациями мер в республике в исследуемый период сформировались кадры лекторов и пропагандистов мировоззренческой работы с молодежью. Общая численность прошедших обучение в 1971-1980 гг. в кружках «Основы научного теизма» комсомольского политпросвещения, по предоставленным отчетам комитетов комсомола, составила 41175 юношей и девушек [16, л. 54; л. 176; л. 139; л. 112; л. 91; л. 109; л. 126, 145, 176, 178, 195, 202; л. 79; л. 109; л. 113; л. 103].

Исследование вместе с тем показывает, что крупные изъяны в идеологической работе, имевшие место в 70-е годы, не могли не наложить отпечаток и на деятельность партийных и комсомольских организаций по подготовке атеистических кадров. Анализ архивных источников приводит к выводу, что положительные примеры в подготовке молодых атеистов были немногочисленными и лучший опыт не получил достаточно широкого распространения в республике. Процесс развития форм подготовки кадров, а также атеистического просвещения молодежи из-за безразличного отношения комсомольских комитетов, а зачастую и нежелания заниматься этой сложной проблемой, протекал противоречиво, со многими издержками. Подмена кропотливой работы кампанейщиной, отрыв от реальной действительности и ее проблем коснулись комитетов комсомола всех уровней, нанеся значительный ущерб идеологической работе.

В Могилевской области, например, кружки «Основы научного атеизма» в комсомольских организациях появились лишь в конце 1975 года, в Витебской, Гомельской областях - в конце 1973 года [17, л. 209; лл. 149, 163]. Несмотря на сложную религиозную обстановку, в Миорском и Добрушском районах до середины семидесятых годов атеистическое просвещение и подготовка кадров вообще не велись. В Костюковичском, Ветковском и других районах работа по подготовке кадров мировоззренческой работы с молодежью ограничивалась периодическим созданием одного - двух кружков и в силу этого не могла привести к улучшению положения [18, л. 32; л. 157; л. 96; л. 203].

Многие из форм подготовки кадров работали неэффективно либо вообще только числились на бумаге. Так, в колхозе «40 лет Октября» Столинского района, где активно действовали сектантские общины, занятия в кружке «Основы научного атеизма» в 1975/1976 и других годах велись формально, нередко срывались, посещаемость была низкой. Из 19 слушателей только 5 в той или иной степени привлекались к работе с молодежью. В аналогичном кружке радиозавода г. Островца слушатели перестали собираться после первого же занятия. Между тем его возглавлял второй секретарь РК ЛКСМБ, непосредственно отвечавший за организацию идеологической деятельности в районе [19, лл. 3, 9]. Ляховичский, Березовский райкомы комсомола практически никакой сколь-нибудь серьезной работы по организации подготовки кадров в кружках «Основы научного атеизма» на протяжении изучаемого десятилетия не вели. По существу не занимались этой деятельностью на протяжении 1971-1980 гг. ГК и РК ЛКСМБ г. Минска, Октябрьский (г. Могилева), Славгородский, Осиповичский [20, л. 40; лл. 3-4; л. 139] и многие другие.

Заключение. В ходе исследования выяснилось, что развитие форм подготовки молодых кадров атеистов, а также массового научно-атеистического просвещения носило стихийный характер. Невысокой была их действенность. Формальный подход комитетов комсомола к подбору обучавшихся, руководителей занятий, однообразие и отрыв от жизни содержания учебного процесса, упрощенная трактовка многих сложных проблем атеизма и религии вели к низкой результативности занятий, снижали уровень усвоения знаний. Многие слушатели после прохождения курса обучения в кружках «Основы научного атеизма» в дальнейшем порывали с идеологической работой. В результате атеистическая деятельность, проводимая комсомольскими организациями, зачастую превращалась в простую формальность и практически мало способствовала укреплению мировоззрения, развитию нравственных качеств юношей и девушек.

Наличие во многом типичных недостатков в работе первичных комсомольских организаций по подготовке атеистических кадров в исследуемый период позволяет сделать вывод, что деятельность комитетов комсомола и бюро первичных организаций требовала в этой сфере качественного улучшения, перестройки всех форм работы, значительного повышения эффективности. Руководителям кружков «Основы научного атеизма» трудовых коллективов необходимо было привлекать только опытных и подго-

товленных специалистов, способных интересно и убедительно излагать обучающимся научно-материалистические знания. Набор слушателей в атеистические кружки комсомольского политпросвещения следовало вести более тщательно, требовательно, учитывая прежде всего личные склонности и желания будущих пропагандистов и организаторов, их увлеченность, уделяя особое внимание профессиональным и методическим знаниям, нравственным качествам, способности личным примером воздействовать на воспитуемых. С учетом особенностей производственных коллективов возможно было применение и других эффективных мер для подготовки кадров мировоззренческой работы с молодежью. Но в условиях господства командно-административных методов руководства воспитанием, нараставшего в деятельности комсомольских организаций формализма, они не могли быть реализованы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арсенкин, В.К. Кризис религиозности и молодежь: Методологические аспекты исследования / В.К. Арсенкин. -М., 1984; Окулов, А.Ф. Организация и методика атеистического воспитания / А.Ф. Окулов. - М., 1986; Актуальные проблемы научно-атеистического воспитания молодежи : сб. материалов 1-Ш Всесоюзных школ молодых ученых и специалистов. - М., 1983; 1984; 1987; Молодежи - атеистическую убежденность : сб. статей. - М., 1987; Молодежь, религия, атеизм : сб. статей. - М., 1984; 1985; 1986; 1988; Пути совершенствования стиля, форм и методов атеистической работы комитетов комсомола: Из опыта работы комитетов комсомола Узбекистана по атеистическому воспитанию молодежи. - Ташкент, 1986.

2. Вещиков, А.Т. Атеистическое движение в СССР: Опыт изучения деятельности КПСС и Советского государства по осуществлению марксистско-ленинского учения о преодолении религии : дис. ... д-ра ист. наук / А.Т. Вещиков. -М., 1972; Тепляков, М.К. Проблемы атеистического воспитания и преодоления религиозности в практической деятельности Воронежской организации КПСС (1917-1970 гг.) : дис. ... д-ра ист. наук / М.К. Тепляков. - Воронеж, 1972; Деятельность Коммунистической партии Грузии по атеистическому воспитанию молодежи (1971 - 1980 гг.) : авто-реф. дис. ... канд. ист. наук. - Тбилиси, 1984.

3. Платонов, Р.П. В поисках высокой действенности: Политическая пропаганда и атеистическое воспитание / Р.П. Платонов. - М., 1976; Платонов, Р.П. Научно-атеистическая пропаганда: пути повышения эффективности: некоторые аспекты комплексного подхода в атеистическом воспитании / Р.П. Платонов. - Минск, 1978; Платонов, Р.П. Пропаганда научного атеизма: Историко-социологическое исследование на материалах Компартии Белоруссии / Р.П. Платонов. - Минск, 1982; Платонов, Р.П. Ложь буржуазно-клерикальной пропаганды / Р.П. Платонов. - Минск, 1983; Пропаганда атеизма: Организация, содержание, результаты: Из опыта Белорусской ССР. - М., 1985.

4. Горбацкий, А.А. Работа партийных организаций по формированию научно-атеистического, материалистического мировоззрения учащихся в системе народного образования (1971 - 1980 гг.). На материалах Белоруссии : дис. ... канд. ист. наук / А.А. Горбацкий. - Минск, 1988; Демченкова, Н.М. Деятельность КПБ по совершенствованию форм и методов атеистического воспитания трудящихся (1971-1980 гг.) : дис. ... канд. ист. наук / Н.М. Демченкова. - Минск, 1987; Шадурский, В.Г. Деятельность Компартии Белоруссии по коммунистическому воспитанию рабочей молодежи (1976 - 1985 гг.) : дис. ... канд. ист. наук /, В.Г. Шадурский. - Минск, 1988.

5. Ленсу, М.Я. Методология и методика атеистического воспитания / М.Я. Ленсу. - Минск, 1985; Ленсу, М.Я. Основы атеистического воспитания: Методология проблемы / М.Я. Ленсу. - Минск, 1976; Акинчиц, И.И. Молодежь и религия / И.И. Акинчиц. - Минск, 1975; Поросль отрезанной ветви. - М., 1985; Филист, Г.М. Урбанизация и сектантство / Г.М. Филист. - Минск, 1986; Круглов, А.А. Мы и религия / А.А. Круглов. - Минск, 1984; Круглов, А.А. Развитие атеизма в Белоруссии (1917-1987 гг.) / А.А. Круглов. - Минск, 1989.

6. Республиканская межвузовская научная конференция «Атеистическое воспитание молодежи» : материалы конф., Гродно, 23-31 октября 1970 г.; Атеистическое воспитание студентов: Пробл. методики. - Минск, 1978.

7. Драговец, В.Н. Политическая культура молодежи: Опыт, проблемы формирования / В.Н. Драговец. - Минск, 1987.

8. Из практики работы Волковысского ГК ЛКСМБ по атеистическому воспитанию молодежи : информационный бюллетень ЦК ЛКСМБ. Минск, 1987.

9. КПСС о формировании нового человека : сборник документов и материалов (1966 - 1976). - М., 1976; Национальный архив Республики Беларусь (НАРБ). - Ф. 4. Оп. 81. Д. 2362; - Ф. 63п. Оп. 7. Д. 227.

10. НАРБ. - Ф. 4. Оп. 47. Д. 604; Д. 615; Д. 625; Д. 633; Д. 638.

11. НАРБ. - Ф. 4. Оп. 47. Д. 645; Оп. 125. Д. 55; Оп. 130. Д. 51.

12. НАРБ. - Ф. 63п. Оп. 7. Д. 374; Государственный архив Гомельской области (ГАГом). - Ф. 264. Оп. 90. Д.12; Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). - Ф. 1. Оп. 34. Д. 498; Д. 508; Д.633; Д.771; Д.844; Д.924; Оп.95. Д. 21; Д. 73; Д.120.

13. Государственный архив Брестской области (ГАБр). - Ф. 1713. Оп. 1. Д. 41; Д. 42; - Ф. 1942. Оп. 17. Д. 465; Д. 466.

14. ГАБр. - Ф. 25. Оп. 27. Д. 17.

15. ГАБр. - Ф. 25. Оп. 27. Д. 8; Государственный архив Гродненской области (ГАГр). - Ф. 20. Оп. 26. Д. 5; ГАГом. -Ф. 264. Оп. 92. Д. 7.

16. НАРБ. - Ф. 63п. Оп. 7. Д. 374; - Ф. 63п. Оп. 7. Д. 374; ГАГом. - Ф. 264. Оп. 90. Д. 12; РГАСПИ. - Ф. 1. Оп. 34.

Д. 498; Д. 508; Д.633; Д.771; Д.844; Д.924; Оп.95. Д. 21; Д. 73; Д.120.

17. Государственный архив Могилевской области (ГАМг). - Ф. 54. Оп. 24. Д. 9; РГАСПИ. - Ф. 1. Оп. 34. Д.771.

18. Государственный архив Витебской области (ГАВт). - Ф. 7066. Оп. 35. Д. 3; ГАГом. - Ф. 264. Оп. 92. Д. 3; Оп. 99. Д. 17; ГАМг. - Ф. 54. Оп. 24. Д. 56.

19. НАРБ. - Ф. 63п. Оп. 50. Д. 4.

20. ГАБр. - Ф. 25. Оп. 32. Д. 7; Государственный архив Минской области (ГАМн). - Ф. 1. Оп. 69. Д. 38; ГАМг. -Ф. 54. Оп. 24. Д. 54.

Поступила 22.03.2018

KOMSOMOL ORGANIZATIONS OF BELARUS IN THE RELATION SYSTEM OF A CHURCH AND A STATE IN THE 1970th: PERSONNEL IDEOLOGY TRAINING

U. KRUKOUSKI

The attempts of the Komsomol organizations to establish the system in the personnel training of the world outlook work with the youth in the 1970th are analyzed. The successful experience accumulated in a number of places is considered. It is noted that the examples of positive activities were not numerous. Many of the circles "Fundamentals of scientific atheism " were often listed only "on paper. " The formal approach of the Komsomol committees to the selection of propagandists, the monotony of the educational process led to low attendance of classes. The absolute majority of boys and girls who completed the course of training deviated from participation in ideological activity. As a result, undertaken work often turned into a mere formality and practically didn't contribute to the development ofpolitical and cultural outlook, as well as moral qualities of the youth.

Keywords: personnel ideology training, scientific-materialistic outlook, political education, members of the audience, propagandists, campaigning, spontaneity, indifference, formalism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.