Научная статья на тему 'Компьютерный тренажер «Технология рыбных продуктов» - реализация инновационных технологий в подготовке рыбохозяйственных кадров'

Компьютерный тренажер «Технология рыбных продуктов» - реализация инновационных технологий в подготовке рыбохозяйственных кадров Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
69
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Ефимов Андрей Анатольевич, Ефимова Марина Васильевна

В статье обсуждаются вопросы инновационных технологий в образовательном процессе. Приводится характеристика тренажерного комплекса «Технология рыбных продуктов», разработанного и используемого в учебном процессе на кафедре технологии рыбных продуктов университета, его роль и значимость в подготовке специалистов рыбной отрасли.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article covers the problems of educational innovations' technologies. The characteristic of «Fishery Products Technology» simulating complex, developed and used in the educational process by the Fishery Products Technology Chair is given. Its importance in the fishery specialists training is shown.

Текст научной работы на тему «Компьютерный тренажер «Технология рыбных продуктов» - реализация инновационных технологий в подготовке рыбохозяйственных кадров»

интервалы обычно более продолжительны. Поэтому непосредственно перед стартом рекомендуется дополнительно выполнить несколько упражнений, соответствующих предстоящей работе.

Разминка не должна вызывать утомления. Количество работы, выполненное при разминке, должно быть строго индивидуализировано. Кроме того, для предупреждения утомления мышц при разминке целесообразно нагружать не только те мышцы, которым предстоит основная работа, но и те, которые не будут участвовать в ее выполнении. Хронаксиметрическими исследованиями мышц после напряженной работы было обнаружено, что хронаксия не участвовавших в работе мышц снижается. Это косвенно свидетельствует о повышении их лабильности, а следовательно, и работоспособности. При выборе упражнений для разминки надо учитывать эту закономерность.

Литература

1. Зимкин Н.В. Физиология человека: Учебник для вузов. - Изд. 5-е. - М.: Физкультура и спорт, 1975.

2. Ильинич В.И., Гарадарики М. Физическая культура студента: Учебник для вузов. - М., 2000. - 448 с.

УДК 378

КОМПЬЮТЕРНЫЙ ТРЕНАЖЕР «ТЕХНОЛОГИЯ РЫБНЫХ ПРОДУКТОВ» -

РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОДГОТОВКЕ РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КАДРОВ

А.А. Ефимов, М.В. Ефимова (КамчатГТУ)

В статье обсуждаются вопросы инновационных технологий в образовательном процессе. Приводится характеристика тренажерного комплекса «Технология рыбных продуктов», разработанного и используемого в учебном процессе на кафедре технологии рыбных продуктов университета, его роль и значимость в подготовке специалистов рыбной отрасли.

This article covers the problems of educational innovations' technologies. The characteristic of «Fishery Products Technology» simulating complex, developed and used in the educational process by the Fishery Products Technology Chair is given. Its importance in the fishery specialists training is shown.

Высокое качество подготовки инженерных кадров, технической элиты общества, разработчиков новой техники и технологий всегда являлось важнейшей задачей государства.

Мировой опыт, тенденции развития образования свидетельствуют о глобальном внедрении инновационных технологий в учебный процесс.

Лучшие методики преподавания в техническом университете ориентированы не столько на передачу знаний, которые стремительно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем, по мере необходимости, приобретать знания самостоятельно.

С переходом мирового сообщества к информационному типу организации используемые образовательные технологии неизбежно претерпевают изменения, связанные с лавинообразным нарастанием объема научных знаний, динамикой их изменения в наукоемких отраслях и необходимостью в обновлении содержания образования и методов преподавания.

Развитие инновационных технологий в образовании происходит по следующим основным направлениям [1]:

- использование информационных ресурсов и баз знаний, под которыми понимаются структурированные учебные материалы, помещенные в репозитории (хранилища информации);

- виртуальные исследовательские лаборатории и лаборатории удаленного доступа;

- открытое образование и дистанционное обучение, включая применение Web-технологий и образовательных порталов;

- применение активных методов обучения, «контекстного обучения» и «обучения на основе опыта»;

- использование методов, основанных на изучении практики;

- использование систем управления образовательным процессом, в состав которых входит тестирование;

- ролевые игры - метод моделирования ситуаций (живое участие), с их помощью задаются различные условия и модели; методика применяется в образовательных целях, при этом происходит взаимодействие людей (игроков), играющих разные роли и превращающихся в участников разных процессов;

- компетенционный анализ - оценка игровых действий участников по компетенциям, а также построение профессиограмм по специальностям обучаемых студентов.

Одним из направлений развития инновационных технологий в образовании являются активные методы обучения в форме тренажера на базе персонального компьютера.

В системе подготовки кадров рыбной промышленности в настоящее время используются тренажерные комплексы, разработанные разными фирмами для специалистов морского профиля, однако для технологов рыбы и рыбных продуктов такие разработки не проводились и готовых программных тренажерных комплексов на сегодняшний день не существует.

Наличие большого количества разнообразных технологий переработки водного сырья, в том числе безотходных и комплексных, усложняет выбор оптимальной технологии для каждого конкретного вида сырья в зависимости от его сезона вылова, качества, структурно-механических свойств, химического состава. Особо сложной задача представляется при изменчивости этих характеристик внутри одного биологического вида объектов промысла.

В условиях рыночной экономики увеличилась доля малых, «узкопрофильных» рыбоперерабатывающих предприятий. Это не дает возможности обучающимся закрепить полученные теоретические знания в периоды прохождения производственной практики, что в итоге ведет к сужению профессионального и, тем более, творческого мышления. Внедрение в учебный процесс тренажерного практикума позволит решить задачу с помощью виртуальной отработки навыков.

На кафедре «Технология рыбных продуктов» ФГОУ ВПО «КамчатГТУ» разрабатывается тренажерный комплекс в рамках НИР по Государственным контрактам № 60-07/2007, № 60-06/2008 и № 60-06/2009.

Целью работы является создание тренажерного комплекса «Технология рыбных продуктов» на базе персонального компьютера на основе использования результатов научных исследований, в частности методов математического моделирования, позволяющих во всей полноте анализировать режимы всех технологических процессов от приемки сырья до хранения готовой продукции.

Методами НИОКР являются теоретические исследования биологических, технохимических характеристик сырьевых объектов; исследования режимов технологических процессов производства рыбопродукции; математическое моделирование технологических процессов производства рыбопродукции.

В результате работы, выполненной с 2007 по 2009 г., созданы модули «Сырьевая база и современные технологии», «Холодильная технология гидробионтов», «Производство рыбных консервов и продукции заданного химического состава и структуры», проведено объединение этих модулей в единый программный комплекс «Технология рыбных продуктов».

Модуль «Сырьевая база и современные технологии» включает электронную библиотеку по основным промысловым объектам Камчатки; демонстрационную версию программного обеспечения интерактивной модели технологического процесса; демоверсию программного обеспечения операционного пульта управления и контроля. В базе данных содержится информация по 17 видам промысловых объектов (горбуша, кета, кижуч, нерка, чавыча, камбалы желтобрюхая, желтоперая, северная двухлинейная, минтай, навага, окунь морской, палтус черный, палтус белокорый, сельдь тихоокеанская, терпуг северный одноперый, треска, краб камчатский) (рис. 1).

База данных выполнена в формате Microsoft Access 2002 (10.2701.2625). Она состоит из 46 таблиц, каждая из которых содержит информацию по отдельному виду промыслового объекта или список параметров.

Структура базы данных дает возможность дальнейшего ее расширения и структурирования за счет включения в нее новых промысловых объектов и добавления новых данных о свойствах сырья и закономерностях их изменений в процессе технологической обработки, которые будут получены на последующих этапах научно-исследовательской работы.

Г >

База данных: сезон лова« период нереста, Maccotsu il сос I ан, химический состав

V

Lsîrt

К'амш.ш Камбала

жел гобр юхам же. i гонерая

КамПала сснернан „ „ п , „

Палтус черный Палтус оелокорый

днухлинеНная •

Навага

V__¥

Треска

Окунь чорскоЛ

Tepnjr северным

|1||| ШГ L'JII.I И

Ce.il. п. тихоокеанская

Краб камчатский

Рис. 1. Объекты модуля «Сырьевая база и современные технологии»

Демонстрационная версия операционного пульта контроля и управления содержит в своей структуре все необходимые для взаимодействия с моделью процесса программные элементы управления, индикаторы процесса.

Демоверсия программного обеспечения «Тренажер линии производства мороженой продукции» демонстрирует возможность выбора базы данных, корректное подключение программы к базе данных, устойчивое взаимодействие модели процесса с базой данных, согласованность типов данных, используемых в базе данных и программном коде, выбор вида сырья, района промысла, периода лова, вида готовой продукции, режима взаимодействия с программой, параметров технологических операций, управление моделью процесса, визуализацию параметров в цифровой и графической форме, анализ результатов проведения заданного варианта процесса.

Модуль «Холодильная технология гидробионтов» моделирует процесс производства мороженой продукции на реальном прототипе - судне проекта БАТМ 1288. Такие суда эксплуатируются крупнейшими предприятиями отрасли Камчатки - ОАО «Океанрыбфлот», ЗАО «Акрос», РК им. В.И. Ленина, ОАО «Поллукс». Технологический комплекс предназначен для приема, сортирования, разделки, замораживания полуфабриката, сортирования и замораживания ястычной икры. Основным элементом модуля является панель «Технологическая линия» (рис. 2).

Панель включает в себя мнемосхему технологической линии, элементы управления отдельными единицами оборудования и персоналом, элементы индикации технологических параметров. Панель предназначена для отображения производственного процесса и интерактивного управления моделью линии.

Разработанный операционный пульт обеспечивает управление и контроль работы производственной линии, управление технологическим процессом.

Программное обеспечение создано в Borland® C++Builder® for Microsoft® Windows™ Version 10.0.2166.28377 Copyright © 2005 Borland® Software Corporation. All Rights Reserved. Update 1. License status - registered using license professional server. Borland License certificate # 31554.

Модуль «Производство рыбных консервов и продукции заданного химического состава и структуры» имитирует технологический процесс производства консервов и продукции заданного химического состава и структуры на реальном прототипе - Фабрике береговой обработки Рыболовецкого колхоза им. В.И. Ленина с возможностью интерактивного взаимодействия с моделью и поиска оптимальных решений.

Рис. 2. Панель «Технологическая линия» модуля «Холодильная технология гидробионтов»

В технологическом комплексе производятся следующие операции - прием сырья, хранение до обработки, сортирование, разделка, мойка разделанной рыбы, порционирование и фасование полуфабриката в консервную тару, подготовка банок, контроль массы и доработка наполненных банок, дозирование компонентов, герметизация, мойка закатанных банок, стерилизация, сушка банок, эти-кетирование, упаковывание, обвязка ящиков, складирование и хранение готовой продукции. При использовании мороженого сырья предусмотрена возможность его размораживания. Для выпуска продукции с заданным составом и структурой - консервов в желе - есть участок приготовления же-лирующих заливок. Основным элементом модуля «Производство рыбных консервов и продукции заданного химического состава и структуры» является панель «Технологическая линия» (рис. 3).

Рис. 3. Панель «Технологическая линия» модуля «Производство рыбных консервов и продукции заданного химического состава и структуры»

Интегрированный компьютерный тренажер «Технология рыбных продуктов» может использоваться в учебном процессе для специальностей «Технология рыбы и рыбных продуктов», «Машины и аппараты пищевых производств» и для направлений подготовки бакалавров «Технология продуктов питания» и «Технологические машины и оборудование».

В дальнейшем планируется расширять комплекс путем включения в него подсистем по различным технологиям переработки гидробионтов на базе реально существующих предприятий рыбной промышленности.

Внедрение тренажерного комплекса в учебный процесс повысит качество профессиональной подготовки и готовность выпускников к решению практических производственных задач за счет приобретения навыков по изучаемой специальности на моделях технологических и производственных процессов обработки водного сырья.

На кафедре планируется дальнейшее расширение инновационных методов обучения, что стимулируется в настоящее время интенсификацией процессов глобализации, информатизации и ростом конкуренции на рынке образовательных услуг.

Литература

Информационные технологии в инженерном образовании / Под ред. С.В. Коршунова, В.Н. Гузненкова. - М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007. - 432 с.

УДК 811.111 '36

ОСНОВНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА ПРОБЛЕМУ АКТУАЛЬНОГО ЧЛЕНЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

И.Д. Попова (КамчатГТУ)

Данная статья посвящена рассмотрению основных взглядов зарубежных и современных лингвистов на проблему актуального членения предложения - одну из важнейших проблем описательного синтаксиса.

This article deals with principal views of foreign and modern linguists on the problem of functional sentence perspective - one of the most important issues of descriptive syntax.

Лингвистические исследования последних лет отмечены повышенным интересом к этой проблеме, так как изучение функциональной перспективы предложения (актуального членения предложения) на сегодняшний день является важнейшим этапом в формировании коммуникативно-функциональной грамматики любого языка, составление которой продиктовано потребностями коммуникантов в адекватном владении языком, а не только анализе абстрактных примеров, как предлагают традиционные грамматики.

Зарождение теории актуального членения предложения обычно связывают с выходом в свет в 1844 г. работы французского лингвиста А. Вейля «О порядке слов в древних языках по сравнению с современными» [7, с. 38]. Анализируя синтаксис древних и современных языков, А. Вейль приходит к выводу о том, что в каждом предложении можно выделить как бы два порядка слов: синтаксический, т. е. последовательность членов предложения, и порядок следования идей. Помимо этого А. Вейль выделяет особый «патетический» порядок следования идей, при котором на первом месте в предложении стоит цель высказывания, а исходная точка перемещается в конец [7, с. 38]. Идеи А. Вейля о двух порядках слов в предложении, существовании «патетического» порядка слов и о разделении предложения на исходную точку и цель высказывания стали одним из отправных положений теории актуального членения предложения.

Начиная с 20-х гг. XX в. и до настоящего времени одним из основных центров исследований актуального членения предложения является Пражская школа, объединившая традиции двух школ - И.А. Бодуэна де Куртенэ и Ф. де Соссюра. Ее коллективным основателем стал Пражский лингвистический кружок, возникший в 1926 г. по инициативе Вилема Матезиуса. Именно он поднял на новую высоту учение об актуальном членении предложения. Его заслуга в этой области состоит не только в том, что он значительно углубил представления об основных понятиях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.