Научная статья на тему 'Компьютерный и фиджитал спорт в России: административно-правовое регулирование и перспективы'

Компьютерный и фиджитал спорт в России: административно-правовое регулирование и перспективы Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
271
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
киберспорт / компьютерный спорт / электронный спорт / фиджитал спорт / спортивные соревнования / спортивные мероприятия / «Игры Будущего» / esports / computer sports / electronic sports / phygital sports / sports competitions / sports events / «games of the Future»

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Генералов Владислав Владимирович

В настоящей статье исследуется действующее административно-правовое регулирование киберспортивных мероприятий в России и их разновидностей. Автором выделяются требования, предъявляемые к соревнованиям по компьютерному спорту (киберспорту): включение его в специальные планы, наличие соответствующей спортивной дисциплины и специального места проведения. В работе акцентируется внимание на необходимости совершенствования правового регулирования киберспорта. Исходя из динамично развивающихся в информационном обществе общественных отношений, автором статьи делается прогноз популяризации в ближайшее время компьютерного и фиджитал спорта в России и мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer and phygital sports in Russia: administrative and legal regulation and prospects

The article examines the current administrative andlegal regulation of esports events in Russia, their varieties. The author highlights the requirements for competitions in computer sports (esports): its inclusion in special plans, the availability of an appropriate sports discipline and a special venue. The paper focuses on the need to improve the legal regulation of esports. Based on the dynamically developing social relations in the information society, the author of the article makes a forecast about the popularization of computer and phygital sports in Russia and the world in the near future.

Текст научной работы на тему «Компьютерный и фиджитал спорт в России: административно-правовое регулирование и перспективы»

актуальные проблемы административного права и процесса

Научная статья

УДК 342.9

компьютерный и фиджитал спорт в россии: административно-правовое регулирование и перспективы

Генералов Владислав Владимирович

Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет

имени Н. И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, vladislav.generaloff@yandex.ru

Аннотация. В настоящей статье исследуется действующее административно-правовое регулирование ки-берспортивных мероприятий в России и их разновидностей. Автором выделяются требования, предъявляемые к соревнованиям по компьютерному спорту (киберспорту): включение его в специальные планы, наличие соответствующей спортивной дисциплины и специального места проведения. В работе акцентируется внимание на необходимости совершенствования правового регулирования киберспорта. Исходя из динамично развивающихся в информационном обществе общественных отношений, автором статьи делается прогноз популяризации в ближайшее время компьютерного и фиджитал спорта в России и мире.

Ключевые слова: киберспорт, компьютерный спорт, электронный спорт, фиджитал спорт, спортивные соревнования, спортивные мероприятия, «Игры Будущего»

Для цитирования: Генералов В. В. Компьютерный и фиджитал спорт в России: административно-правовое регулирование и перспективы // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2023. № 3. С. 5-9.

Original article

Computer and phygital sports in Russia: administrative and legal regulation and prospects

Generalov Vladislav V.

National Research State University of Nizhny Novgorod named after N. I. Lobachevsky, Nizhny Novgorod,

Russia, vladislav.generaloff@yandex.ru

Abstract. The article examines the current administrative andlegal regulation of esports events in Russia, their varieties. The author highlights the requirements for competitions in computer sports (esports): its inclusion in special plans, the availability of an appropriate sports discipline and a special venue. The paper focuses on the need to improve the legal regulation of esports. Based on the dynamically developing social relations in the information society, the author of the article makes a forecast about the popularization of computer and phygital sports in Russia and the world in the near future.

Keywords: esports, computer sports, electronic sports, phygital sports, sports competitions, sports events, «games of the Future»

For citation: Generalov V. V. Computer and phygital sports in Russia: administrative and legal regulation and prospects // Bulletin of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 3. Рр. 5-9.

© Генералов В.В., 2023

В последнее время тема киберспорта в России широко обсуждается в общественных и политических кругах. Способствовали этому победы российских спортсменов на крупных международных соревнованиях: чемпионство команды «TeamSpirit» на турнире «TheInternational 10 (2021)» по «Dota 2» с призовым фондом более 18 млн долларов США и поздравлением от Президента России [1]; победа команды «NatusVincere» в «PGLMajorStockholm (2021)» с победным 1 млн долларов США; команда «GambitEsports» стала вице-чемпионами в первом для них Чемпионате мира - «VCT Champions (2021)», с призовыми 150 тыс. долларов США.

Киберспорт нельзя назвать молодым видом спорта, так как в России его официально признали ещё в 2000 году (Российская Федерация стала первой страной в мире, создавшей Федерацию компьютерного спорта). На сегодняшний день это одно из самых быстро развивающихся и перспективных направлений.

В 2019 году глобальный доход от киберспорта оценивался в 1,1 млрд долларов США, а к 2022 году должен был составить 1,8 млрд долларов, что означает совокупный годовой темп роста с 2017 года по 2022 год на уровне 22,3 % [2].

На XXV Петербургском международном экономическом форуме заместитель председателя Правительства России Д. Н. Чернышенко на сессии «Спорт без преград: новые сценарии и форматы» заявил, что «сейчас вклад отрасли в ВВП страны равен 0,3 %, он достаточно небольшой, но там огромный спящий потенциал и его можно развивать. Наша задача - двукратное увеличение спорта в структуре ВВП. Мы привыкли думать, что спорт - это дотируемая отрасль, но он бывает выгодным» [3].

Считаем, что для достижения указанных показателей ВВП необходимо обратить особое внимание на потенциал киберспортивной индустрии, для развития которой необходимы четкие и своевременные механизмы административно-правовогорегулирова-ния.

На сегодняшний момент в российском нормотворчестве киберспорт в большинстве случаев определяется как «компьютерный спорт». Так, приказом Министерства спорта России от 22 января 2020 г. № 22 утверждены Правила вида спорта «Компьютерный спорт», где закреплено следующее определение: «Компьютерный спорт (киберспорт, е-спорт, электронный спорт от англ. cybersport, e-Sport, esport, esports, electronicsport) - вид соревновательной деятельности и специальной практики подготовки к соревнованиям на основе компьютерных и/или видеоигр, где игра предоставляет среду взаимодействия объектов управления, обеспечивая равные условия состязаний человека с человеком или команды с командой» [4].

Для подготовки и проведения соревнований по компьютерному спорту необходимо соблюдение следующих требований к официальным спортивным мероприятиям с учетом их собственной специфики:

включение его в специальные планы, наличие соответствующей спортивной дисциплины и специального места проведения.

1. Официальность спортивного мероприятия. Данный критерий раскрывается в п. 9 ст. 2 ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»: официальные спортивные мероприятия - «спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований» [5].

Так, согласно Единому календарному плану межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий в 2022 г. было запланировано проведение 8 мероприятий по компьютерному спорту [6], а в 2023 г. - 5 таких мероприятий [7]; такое количество является одним из самых малочисленных.

2. Спортивная дисциплина отражает целевую направленность мероприятия, иными словами предмет интереса зрителей. ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» нормативно закрепляет понятие спортивного соревнования как «состязания (матча) среди спортсменов или команд спортсменов по различным видам спорта (спортивным дисциплинам) в целях выявления лучшего участника состязания (матча), проводимого по утвержденному его организатором положению (регламенту)» [5].

Однако в дефиницию спортивного мероприятия помимо спортивного соревнования входят также «тренировочные мероприятия, включающие в себя теоретическую и организационную части, и другие мероприятия по подготовке к спортивным соревнованиям с участием спортсменов» [5]. Стоит отметить важность и популярность таких мероприятий. Так, во время проведения Чемпионата мира по футболу в 2018 г. на полуторатысячном стадионе академии «Краснодар» при аншлаге провели тренировку испанцы, на тренировку сборной Австралии в Казани пришли больше трех тысяч зрителей, местный «Рубин» такой внушительной аудиторией не мог похвастаться даже на некоторых официальных матчах [8].

Соревнования по компьютерному спорту проводятся в следующих спортивных дисциплинах: боевая арена, соревновательные головоломки, спортивный симулятор, стратегия в реальном времени, технический симулятор, файтинг [4].

3. Специальное место проведения спортивного мероприятия. Особенностью проведения спортивных мероприятий является наличие места проведения официального спортивного соревнования - «объекта спорта, а также территории, специально подготовленной для проведения официального спортивного соревнования, включая природные, природно-антропогенные и антропогенные объекты, воздушное пространство над ними» [5].

В правилах компьютерного спорта один из разделов посвящен дополнительным требованиям к месту проведения соревнований, где раскрываются его технические и иные параметры, а также дополнительные требования к инвентарю [4].

Следует отметить, что содействие развитию компьютерного спорта определено в Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года как приоритетное направление по совершенствованию здоровья и благополучия, а также по повышению уровня жизни населения Российской Федерации [9]. Однако это единственное упоминание анализируемого спортивного соревнования в данном акте без наличия действенных правовых механизмов, направленных на достижение поставленной задачи.

Тенденцию к популяризации компьютерного спортаво всем мире достаточно наглядно продемонстрировал Майкл Г. Вагнер, профессор Университета Дрекселя, интерпретировавший появление кибер-спорта как «логическое и необратимое следствие перехода от индустриального общества к современному информационно-коммуникационному обществу, так как участники культуры, особенно люди с высокой мотивацией, почувствуют необходимость в демонстрации мастерства, преуспев в соревновании» [10, с. 4].

Данную мысль в дальнейшем развил в своей работе Эрик Виндхольц, старший преподаватель Университета Монаш, пришедший к выводу, что «виды деятельности, воспринимаемые как спорт, развиваются по мере культурного и технологического развития общества. Как например, произошла эволюция от метания камней к стрельбе из лука и оружия, от бега к скачкам и автомобильным гонкам. Киберспорт - еще один шаг в этой эволюции» [11, с. 37].

Действительно, «в обществе, где правоотношения преимущественно возникают в информационной среде, происходит информационная трансформация ценностей и интересов. Так, наряду с уже устоявшимися ценностями (авторитет, вещи, деньги и т. д.) появляются новые конвертированные ценности (просмотры, лайки, дизлайки в сети Интернет, крип-товалюта, персональные данные)» [12, с. 68]. Данная тенденция, безусловно, имеет свое отражение в спортивной сфере жизнедеятельности.

Учитывая становление информационного общества в России, считаем, что спортивное движение также будет активно информационно трансформироваться, поэтому государственным органам необходимо обратить особое внимание на развитие ки-берспорта в нашей стране, исходя из стратегических целей и задач, стоящих перед Россией как спортивной державой.

Одним из преимуществ киберспортивных мероприятий является возможность их проведения с использованием технологий удаленного доступа, что делает их более доступными и практически неуязвимыми перед различными препятствиями и угрозами

(инфекционными заболеваниями, техногенными и природными катастрофами и др.).

Положительный опыт в правовом регулировании общественных отношений, возникающих при проведении соревнований по киберспорту, можно отметить в правовых актах Франции. Так, в Законе Франции «О цифровой Республике» особое внимание акцентируется на создании правового статуса профессиональных спортсменов, организационных и финансовых вопросов соревнований по компьютерному спорту [13].

В Декрете Франции от 9 мая 2017 г. № 2017-871 более подробно закреплены вопросы, связанные с организацией спортивных соревнований по компьютерному спорту (зоны ответственности в организационных расходах, формы различных уведомлений, статус несовершеннолетних участников и порядок получения ими денежного вознаграждения, штрафные санкции и др.) [14].

На данный момент вышеуказанные важные положения в отечественных нормах права не нашли своего полного отражения.

Также особое внимание хотелось бы обратить на новый формат международного соревнования под названием «Игры Будущего», где планируется участие более тысячи участников со всего мира, которые будут состязаться в рамках 15 новых спортивных дисциплин, основанных на последних разработках в области киберспорта, робототехники, дополненной и виртуальной реальности, информационных технологий и искусственного интеллекта. Международные спортивные соревнования «Игры Будущего» планируется проводить раз в 2 года в разных странах мира. Почетное право провести в феврале 2024 года эти Игры получила Республика Татарстан [15].

С учетом динамично развивающихся общественных отношений в информационной сфере считаем, что данный формат спортивных мероприятий имеет большие перспективы и стратегическую важность в развитии всего спортивного движения. Концепция «Игр Будущего» основана на технологии «фиджитал», т. е. объединения физических нагрузок и навыков, присущие «традиционным» дисциплинам спорта, с цифровыми технологиями (УК-/ДК-технологиями, искусственным интеллектом и др.).

На фоне отстранения в 2022 году российских и белорусских спортсменов от большинства международных спортивных соревнований без наличия на то реальных юридических оснований особенно важным видится создание и поддержка нового международного спортивного проекта, где действительно можно будет реализовать действие основных спортивных принципов: «сШиБ, аШиБ, forties-communis» и «^гр!ау».

В 2023 году во Всероссийский реестр видов спорта добавлен «фиджитал спорт (функционально-цифровой спорт)» [16], поэтому Министерству спорта России в ближайшее время необходимо принять подзаконный нормативный акт, где следует закрепить правила

проведения таких соревнований, общие требования и разновидности фиджитал спорта, организационное обеспечение соревновательного процесса.

Учитывая организацию на территории России в 2024 году международного соревнования «Игры Будущего», считаем необходимым использовать опыт правового регулирования, установленный Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA 2020 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [17], с целью должной организации и популяризации данного соревнования как через стриминговые площадки (ожидается более 150 млн просмотров), так и через атмосферу в месте проведения спортивного мероприятия.

С целью популяризации компьютерного и фиджитал спорта Всероссийским федерациям совместно с другими заинтересованными лицами необходимо увеличить количество таких официальных спортивных соревнований. Считаем, что вышеназванные спортивные соревнования способны стать высокодоходными проектами за счет заинтересованности крупных спонсоров, т. к. соревнования должны привлечь большую аудиторию на самом объекте спорта, но еще большую ее часть - в онлайн-формате.

Видится необходимым закрепление различных целевых показателей именно в стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года: увеличение количества официальных соревнований по компьютерному и фиджитал спорту на 20 % каждый год, строительство фиджитал-арен, организация софинансирования отечественных IT-разработчиков и др.

Список источников

1. Участникам команды клуба TeamSpirit - победителям The International-2021, чемпионата мира по Dota-2 // Официальный сайт Администрации Президента России. URL: http://kremlin.ru/events/president/ letters/66961 (дата обращения: 28.02.2023).

2. Отчет Newzoo о мировом киберспортивном рынке за 2019 г. // Официальный сайт Newzoo. URL: https://newzoo.com/insights/trend-reports/newzoo-global-esports-market-report-2019-light-version (дата обращения: 28.02.2023).

3. Чернышенко рассказал о задаче двукратно увеличить вклад спорта в ВВП России // Официальный сайт информационного агентства ТАСС. URL: https:// tass.ru/sport/14945531 (дата обращения: 28.02.2023).

4. Приказ Министерства спорта России от 22 января 2020 г. № 22 «Об утверждении правил вида спорта "Компьютерный спорт"» // Официальный сайт Министерства спорта России. URL: https://www.minsport. gov.ru (дата обращения: 28.02.2023).

5. Федерал ьный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 50. Ст. 6242.

6. Приказ Министерства спорта России от 21 декабря 2021 г. № 1016 «Об утверждении Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на 2022 год» // Консуль-тантПлюс: сайт (дата обращения: 28.02.2023).

7. Приказ Министерства спорта России от 29 декабря 2022 г. № 1419 «Об утверждении Единого календарного плана межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий на 2023 год» // Консуль-тантПлюс: сайт (дата обращения: 28.02.2023).

8. Топ-сборные перед стартом чемпионата мира провели открытые тренировки для болельщиков // Официальный сайт Российской газеты. URL: https:// rg.ru/2018/06/12/top-sbornye-proveli-otkrytye-trenirovki-dlia-bolelshchikov.html (дата обращения: 28.02.2023).

9. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» // СЗ РФ. 2020. № 49. Ст. 7958.

10. Вагнер Майкл Г. О научной значимости кибер-спорта: материалы Международной конференции по интернет-вычислениям и конференции по разработке компьютерных игр 2006 г., ICOMP 2006, Лас-Вегас, Невада, США, 26-29 июня 2006 г. // Европейская сеть ResearchGate. URL: https://www.researchgate.net/ publication/220968200_0n_the_Scientific_Relevance_ of_eSports (дата обращения: 28.02.2023).

11. Виндхольц Эрик. Управление киберспортом: государственная политика, регулирование и закон // SportsLaweJournal. 2020. Т. 1. Вып. 1. 38 с.

12. Генералов В. В. Развитие информационного общества как нового типа социальной организации в России // Законность и правопорядок. 2020. № 3 (27). С. 67-70.

13. LOI № 2016-1321 du 7 octobre 2016 pourune Républiquenumérique // Официальный сайт Legifrance. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ (дата обращения: 28.02.2023).

14. Décret № 2017-871 du 9 mai 2017 relatif à l'org anisationdescompétitionsdejeuxvideo // Официальный сайт Legifrance. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ (дата обращения: 28.02.2023).

15. Названа столица «Игр Будущего». Казань примет первые соревнования нового формата // Официальный сайт проекта «Игры будущего». URL: https:// игрыбудущего.рф/tpost/bu8ao2ga81-nazvana-stolitsa-igr-buduschego-kazan-pr (дата обращения: 28.02.2023).

16. Приказ Министерства спорта России от 31 января 2023 г. № 58 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, вида спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта» // КонсультантПлюс: сайт (дата обращения: 28.02.2023).

17. Федеральный закон от 7 июня 2013 г. № 108-ФЗ «О подготовке и проведении в Российской Федера-

ции чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года, чемпионата Европы по футболу UEFA и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. 2013. № 23. Ст. 2866.

References

1. Members of the Team Spirit club team - the winners of The International-2021, the Dota-2 World Championship // Official website of the Administration of the President of Russia. URL: http://kremlin.ru/events/ president/letters/66961 (date of access: 02/28/2023).

2. Newzoo report on the global eSports market for 2019 // Newzoo official website. URL: https://newzoo. com/insights/trend-reports/newzoo-global-esports-market-report-2019-light-version (date of access: 02/28/2023).

3. Chernyshenko spoke about the task of doubling the contribution of sports to Russia's GDP // Official website of the TASS news agency. URL: https://tass.ru/ sport/14945531 (date of access: 02/28/2023).

4. Order of the Ministry of Sports of Russia dated January 22, 2020 No. 22 «On approval of the rules of the sport "Computer Sports"» // Official website of the Ministry of Sports of Russia. URL: https://www.minsport. gov.ru (date of access: 02/28/2023).

5. Federal Law of December 4, 2007 No. 329-FZ «On Physical Culture and Sports in the Russian Federation» // SZ RF. 2007. No. 50. Art. 6242.

6. Order of the Ministry of Sports of Russia dated December 21, 2021 No. 1016 «On approval of the Unified calendar plan for interregional, all-Russian and international physical culture and sports events for 2022» // ConsultantPlus: website (date of access: 02/28/2023).

7. Order of the Ministry of Sports of Russia dated December 29, 2022 No. 1419 «On approval of the Unified calendar plan for interregional, all-Russian and international sports events and sports events for 2023» // ConsultantPlus: website (date of access: 02/28/2023).

8. Top teams before the start of the World Cup held open training for fans // Official website of the Russian newspaper. URL: https://rg.ru/2018/06/12/top-sbornye-proveli-otkrytye-trenirovki-dlia-bolelshchikov.html (date of access: 02/28/2023).

9. Decree of the Government of the Russian Federation of November 24, 2020 No. 3081-r «On approval of the Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation for the period until 2030» // SZ RF. 2020. No. 49. Art. 7958.

10. Michael G. Wagner. On the scientific significance of e-sports: proceedings of the International Conference on Internet Computing and the Conference on the Development of Computer Games 2006, ICOMP 2006, Las Vegas, Nevada, USA, June 26-29, 2006 // European Network ResearchGate. URL: https://www.researchgate. net/publication/220968200_On_the_Scientific_ Relevance_of_eSports (date of access: 02/28/2023).

11. Windholz Eric. Cybersport Governance: Public Policy, Regulation and Law // SportsLaweJournal. 2020. Vol. 1. Issue 1. 38 p.

12. Generalov V. V. Development of the information society as a new type of social organization in Russia // Legality and the rule of law. 2020. No. 3 (27). Pp. 67-70.

13. LOI No. 2016-1321 du 7 octobre 2016 pour uneRépubliquenumérique // Legifrance official website. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/ (date of access: 02/28/2023).

14. Decret No. 2017-871 du 9 mai 2017 relatif à l'organisation des compétitions de jeux video // Legifrance official website. URL: https://www.legifrance. gouv.fr/ (date of access: 02/28/2023).

15. The capital of the Games of the Future has been named. Kazan will host the first competitions of the new format // Official site of the project «Games of the Future». URL: https://games of the future.rf/tpost/ bu8ao2ga81-nazvana-stolitsa-igr-buduschego-kazan-pr (date of access: 02/28/2023).

16. Order of the Ministry of Sports of Russia dated January 31, 2023 No. 58 «On recognition and inclusion in the All-Russian Register of Sports of sports disciplines, a sport and amendments to the All-Russian Register of Sports» // ConsultantPlus: website (date of access: 02/28/2023).

17. Federal Law No. 108-FZ of June 7, 2013 «On the preparation and holding in the Russian Federation of the 2018 FIFA World Cup, the 2017 FIFA Confederations Cup, the UEFA European Football Championship and amending certain legislative acts of the Russian Federation» (ed. from 08/03/2018) // SZ RF. 2013. No. 23. Art. 2866.

Статья поступила в редакцию 10.04.2023; одобрена после рецензирования 28.04.2023; принята к публикации 22.09.2023

The article was submitted 10.04.2023; approved after reviewing 28.04.2023; accepted for publication 22.09.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.