Научная статья на тему 'Компьютерные технологии в экономическом образовании'

Компьютерные технологии в экономическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерные технологии в экономическом образовании»

Т. ЛИМОНОВА, профессор, ректор

Славянский деловой институт

Информатизация образования в России началась с момента появления электронных вычислительных машин. Тогда она называлась иначе - применение вычислительной техники в учебном процессе и в управлении вузом. Начали создаваться АСУ ВУЗ, а затем и система автоматизации управления высшим образованием - АСУ ВШ. Эти работы были, как правило, экспериментальными, не имели массового применения ввиду ограниченных возможностей самих вычислительных машин. Однако позднее они способствовали массовому внедрению персональных компьютеров и информатики в систему образования России.

Сегодня подготовка специалистов по информационным технологиям ведется во многих вузах. Отставание связано прежде всего с быстрым развитием новейших компьютерных средств. Мировой двухлетний цикл обновления компьютеров сопровождается изменениями приемов и методов работы.

Информационные технологии применяются в вузе в следующих направлениях:

★ обучение применению компьютеров и информационных технологий в направлении и специализации профессиональной подготовки;

★ совершенствование самой системы обучения;

★ совершенствование системы управления образовательным процессом и образовательным учреждением.

В качестве примера рассмотрим использование информационных технологий в Славянском деловом институте1.

1 См.: Т. Лимонова. Из опыта создания государственного вуза // Высшее образование в России. - 2003. - №5.

Компьютерные технологии в экономическом образовании

В основу его образовательной деятельности положено обучение будущих предпринимателей, наряду с экономикой и юриспруденцией, информационным технологиям и информатизация самого процесса обучения и управления вузом.

Славянский деловой институт имеет следующие ступени профессионального образования:

среднее - высшее (бакалавр - специалист - магистр) - послевузовское (аспирантура). Они соответствуют принятой в институте нумерации курсов:

■ Среднее — 1 — 3 курсы.

■ Бакалавр — 2 — 5 курсы.

■ Специалист — 6 курс.

■ Магистр — 7 курс.

■ Аспирантура — 8-10 курсы.

На первом курсе, который соответствует началу образовательной цепочки после девяти классов средней школы, ставится задача сформировать у студента «алгоритмическое мышление». Это достигается глубоким изучением основ структурного программирования. У нас используется алгоритмический язык Бейсик в версии QBasic. Этот язык имеет развитую систему операторов и позволяет продемонстрировать подходы к программированию задач для различных видов работ на компьютере (выполнение расчетов, создание и редактирование текстов, подготовка таблиц, графиков, создание баз данных). Курс называется «Основы структурного программирования Бейсик-систем» и рассчитан на индивидуальную работу в объеме 200-240 часов по 6 часов в неделю; используются компьютеры типа АТ-287, которые были приобретены в 1994 г. и сохранились до настоящего времени. Эти машины в силу их технических ха-

рактеристик не модернизировались применительно к новой группе операционных систем типа Windows. Они хороши для первого знакомства с компьютерами, приобретения навыков работы с клавиатурой, изучения основ программирования и особенностей операционных систем на примере MS-DOS-6.

Создано учебное пособие для индивидуальной работы с компьютером, которое построено на основе рассмотрения готовых программ, их дальнейшего самостоятельного редактирования для других заданий того же класса и последующего объединения в системы.

Изучение операционных систем начинается на втором курсе; для тех, кто пришел в институт после окончания школы, ведется компьютерный практикум. Продолжительность курса «Операционные системы» - два месяца, по 6 часов в неделю, что составляет около 50 часов аудиторной работы. Подготовлено учебное пособие, основанное на рассмотрении приемов подготовки командных программ для работы с файлами.

Следующая часть курса основывается на использовании компьютеров современного класса Pentium и локальных сетей. Подготовка к нему выполнена, т.к. в предыдущем разделе информатики пройдены основные действия операционных систем с файлами. Поэтому переход к Windows-2002 и Windows-XP не требует специального длительного обучения. На сервере компьютерной сети каждый студент создает свою индивидуальную директорию, в которой собираются все файлы, создаваемые студентом за время его обучения.

Сразу же начинается изучение текстовых процессоров на примере системы Word, входящей в комплект программ Microsoft Office. Подробно рассматриваются различные приемы редактирования текстов, выполняется курсовая работа, которая, наряду с текстом, включает иллюстрации и распечатывается на цветном принтере. Все это занимает около двух месяцев, порядка 50 часов. Каждый студент работает за отдель-

ным компьютером со своей скоростью и, закончив выполнение одной работы, переходит к следующей. Для продвинутых студентов предусматриваются дополнительно более сложные задания, в том числе по иллюстрации текстов рисунками, создаваемыми в системе компьютерной графики CorelDraw.

Следующий раздел предмета «Общая информатика» - получение навыков работы с электронными таблицами на примере системы Excel, входящей в систему MS Office. Изучаются приемы работы с группой электронных книг, рассматриваются различные виды формализации, особенности подготовки тестов, изучается макропрограммирование. Завершается изучение системы Excel выполнением курсовой работы по созданию электронного задачника. Раздел информатики «Электронные таблицы, их применение в экономике» рассчитан на130 часов индивидуальной работы на компьютере.

На третьем курсе в первом семестре изучается система Access, входящая в комплект программ MS Office, и алгоритмический язык Visual Basic. Строятся базы данных различной сложности, рассматриваются приемы взаимодействия с электронными таблицами Excel, изучается макропрограммирование. Работа занимает два месяца, по 4 часа в неделю. Для освоения навыков работы с Visual Basic также отводится два месяца, что составляет 32 часа самостоятельной работы.

Во втором семестре третьего курса, на котором основным экономическим предметом является бухгалтерский учет, изучаются компьютерные технологии автоматизации бухучета. Выполняется самостоятельная курсовая работа по созданию системы автоматизации бухгалтерских работ. Применяются все изученные системы, макропрограммирование, Visual Basic для объединения видов работ и переходов от одного этапа расчетов к другому. Эта часть курса соответствует дисциплине «Компьютерные технологии в экономике». Она рассчитана

на пять месяцев (80 учебных часов) и заканчивается защитой курсовой работы.

На третьем и четвертом курсах на компьютере проводятся занятия по математике и эконометрике, на пятом - выполняется дипломная работа, которая полностью (включая таблицы и графики) оформляется на компьютере, чем завершается информационная подготовка студентов.

Второе направление применения информационных технологий в вузе - совершенствование системы обучения - в значительной степени реализуется при обучении информатике и компьютерным технологиям в экономике. Современные возможности компьютера могут быть использованы также в других дисциплинах, прежде всего в математике и эконометрике и др.

В этом отношении интерес представляют работы профессора Л.Н. Куцева. Им созданы электронные книги по теории вероятностей, математической статистике, эконометрике. Нельзя не отметить, что интерес студентов к изучению этих дисциплин резко возрос. Электронные книги записаны на машинных носителях и готовятся к изданию массовым тиражом. Надеюсь, что в одном из номеров журнала «Высшее образование в России» профессор более подробно познакомит читателей с методами создания и использования электронных книг в обучении математическим дисциплинам.

В Славянском деловом институте компьютерные технологии успешно применяются для управления самим вузом. В основу автоматизированной системы в качестве исходной информации положено 3 группы данных: кого учат (список студентов по группам), кто учит (список преподавателей с перечнем должностей) и чему учат (перечень предметов по государственным образовательным стандартам). Основным является расписание занятий. Оно составляется по группам и курсам в соответствии с государственным стандартом, кадровым составом преподавателей и имеющимися в распоряжении института площадями. Исполь-

зуется система Excel. Для всех последующих автоматизированных процедур передачи и воспроизведения информации разработана единая табличная форма. Расписание составляется на один семестр дневного отделения дважды в год и для каждого цикла очно-заочного отделения пять раз в год. Для каждого месяца эти расписания объединяются. Они имеют две формы представления: для использования в качестве передатчика информации и для выдачи на печать.

Расписание составляется в электронной книге Excel. Каждый лист (Worksheet) используется для записи расписания лекционных занятий одной группы или практических занятий подгруппы. Далее расписание автоматически перестраивается по дням недели, для чего определенным образом программируются переносы данных в листы недели.

Подготовлен лист индивидуального расписания преподавателя. При необходимости он распечатывается.

Поскольку расписание занятий может изменяться в процессе обучения, следует сохранить возможность быстрого внесения изменений в исходную часть расписания. Опыт показывает, что наиболее успешным является полуавтоматический режим подготовки документов.

Далее на основе недельного расписания готовится материал, необходимый для учета нагрузки преподавателей и формирования недельных платежных ведомостей. (В институте принята понедельная система оплаты труда). Для платежей используется новая электронная книга, которая формируется для каждого учебного месяца. Исходная информация переносится в платежную книгу путем копирования листов недельного расписания. Это полуавтоматическая операция, которую можно автоматизировать, используя процедуры Visual Basic.

Электронные книги созданы для подготовки аттестационных ведомостей, листов по учету посещаемости занятий. В отдельную книгу заносятся данные по зачетам и

экзаменам и формируются листки зачетных книжек для каждого студента за семестр. Семестровые данные переносятся в книги для формирования приложений к дипломам при окончании соответствующего этапа обучения в институте.

Система управления, принятая в Славянском деловом институте, является полуавтоматической. Все преобразования информации выполняются на компьютере, однако основные позиции по формированию расписания, лучшему использованию преподавателей и удобству проведения занятий остаются за человеком. Реализация системы приводит к сокращению количества управленческих кадров: в институте работают всего три администратора, включая бухгалтера, а все операции осуществляются на двух компьютерах высокого класса. И это при численности 250 человек студентов и порядка 50 преподавателей.

Процесс информатизации во всем мире неизбежно влечет минимизацию объектов, применяющих компьютерные технологии. Представляется целесообразным ориентироваться на развитие средних и малых по численности студентов вузов (в пределах 300-500 чел.). Это могут себе позволить только так называемые негосударственные вузы.

Кроме того, образование должно быть доступно всем желающим и имеющим воз-

можность учиться без каких-либо конкурсов. Достаточно иметь исходный уровень образования, соответствующий ступени образования. В результате значительно увеличивается разброс по подготовленности студентов. А это требует изменения организации учебного процесса, ориентации его не на поточные, а на групповые занятия с высокой долей индивидуализации, что возможно только при минимизации студенческих потоков до 12-16 человек и групп до 68 человек.

Аккредитация должна предоставлять негосударственным вузам статус государственных, что гарантирует на время учебы отсрочку от службы в армии и позволяет выдавать государственный диплом. Поэтому так важно иметь в государственных стандартах направления и специальности по информационным системам.

Потому вызывает недоумение исключение из государственного образовательного стандарта одного из самых распространенных направлений «Информационные системы в экономике» (522300). Несомненно, программа этого направления была устаревшей и нуждалась в серьезных изменениях, но это не повод для исключения из государственного образовательного стандарта столь важного и перспективного направления подготовки специалистов.

Е. ЗАГАЙНОВА, ассистент И. КУРАМШИН, профессор В. ИВАНОВ, профессор Казанский государственный технологический университет

Психолого-педагогическая подготовка в технологическом университете ведется по двум направлениям: в рамках общепрофессиональной подготовки, т.е. цикла гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ГСЭ) и на факультете дополнительного образования (ФДО) по до-

«Психология и педагогика» - для студентов-инженеров

полнительным программам «Психология» и «Педагогика». Однако анализ учебных планов, практики преподавания психологопедагогических дисциплин позволяет выявить недостатки обучения.

Жесткий лимит времени. Ситуация такова, что каждый вуз считает возможным

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.