Научная статья на тему 'Современные информационные технологии в образовании'

Современные информационные технологии в образовании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
906
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные информационные технологии в образовании»

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Каждое

полняет свою задачу, являясь при этом

систематизация архива документов, выборочное выставление документов

звеном системы обслуживания докумен- на Web-cepeep вуза либо на «доску обьявле-тооборота, следовательно, имеет общий ний». базовый программный блок и специализированный функциональный. Система обеспечения документооборота вуза может быть реализована в среде Lotus Notes, которая предоставляет инструментарий для

В Алтайском государственном университете уже имеется реальный опыт построения единого информационного пространства:

- создана внутривузовская 1гНгапе1

интеграции с другими видами информаци- сеть, объединяющая многие факультеты

онных ресурсов через \УеЬ-сервер, списки рассылки, электронную почту. С помо-

университета,

- функционируют факультетские

щью программной реализации системы об- Web-cepeepa, служивания документооборота на Lotus

развиваются технологии дистанци-

Notes можно будет выполнять основной онного образования,

блок работы с документами в системе управления:

- документирование (составление, оформление, согласование и изготовление доку- управленческой деятельности

разработана первая версия университетского библиотечного каталога,

- создается система автоматизации

ментов),

В ближайшей перспективе в органи-

- организация работы с документами в зации единого информационного пропроцессе осуществления управления (обес- странства планируется создание комп-

печениедвижения, контроля исполнения,хра- лексной автоматизированной системы

нения и использования документов),

обслуживания документооборота вуза.

СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ

Т.А.Певцова, доцент кафедры МВТ МГУ им. Н.П. Огарева

Цивилизация - это, прежде всего, информация; информация делает народы человечеством.

\ ч

С.Залыгин. К вопросу о бессмертии

Если наука — это приобретение новых техники, информатики и каналов связи и

знаний об окружающем мире, то примене- предназначены для автоматизации рутин-

ние этих знаний для создания и использо- ных операций по сбору, накоплению, ана-

вания материальных и духовных ценное- лизу и передаче информации, подготовки

тей - это уже технология. Теоретическую аналитической информации для принятия

и материальную основу современных тех- оптимального решения поставленных про-

нологий составляют такие фундаменталь- блем. С начала XX в. в современном об-

ные науки, как математика, физика, химия, ществе наблюдается такой рекордный рост

электроника, электротехника, радиотехни- информационных потоков и информацион-

ка и др. Информационные технологии яв- ных ресурсов, что многие специалисты

ляются результатом сочетания техничес- начали говорить об информационном

ких, аппаратных (Hardware) и программ- взрыве и даже об информационной ре-

ных (Software) средств вычислительной волюции.

Несмотря на свою нематериальную сущность, информация является определяющим фактором развития экономики, производства, науки, культуры и образования, одним словом, всех сфер человеческой деятельности в современном обществе. Информация не только позволяет человеку профессионально ориентироваться в окружающим мире и обеспечивает его жизнедеятельность, но и становится важнейшим нематериальным стратегическим ресурсом // неотъемлемым фактором производственной деятельности на всех уровнях развитого общества, например таким же, как важнейшие материальные ресурсы - энергия, газ, нефть и т.д.

По данным ЮНЕСКО, более половины трудоспособного населения наиболее развитых стран принимает непосредственное участие в информационных сферах и более половины национального продукта таких стран связано с информационной деятельностью общества на основе всевозможных автоматизированных систем и широкой кооперации электронных средств. Успешное развитие любой области невозможно без соответствующих высококвалифицированных специалистов. без применения новых методов и средств для обработки, хранения и передачи информации, оперирующих огромными объемами информации в реальном времени. Исключительно прогрессивное развитие средств вычислительной техники, а также средств связи позволило обществу перейти от бумажной технологии к безбумажной технологии и безбумажному обществу, в котором информационный обмен между людьми осуществляется с помощью электронных средств: видеотелефона, факсимильной передачи документов, видеотекстных систем, электронной почты, телекоммуникаций, через сеть передачи данных, всемирную сеть 1Щегпе1 и и всемирную глобальную сеть

\V\VW и т. д.

Рождение в 80-х гг. персонального компьютера (ПК) - это грандиозная научно-техническая революция, которая сделала ЭВМ дружественным и очень надежным партнером пользователя в области обработки информации, способным вести с ним культурный диалог на визуально комфортном экра-

не. Появление ПК приблизило ЭВМ к конечному пользователю: инженеру, строителю, конструктору, космонавту, программисту, экономисту, юристу, преподавателю, студенту, академику, ученику и т.д. ПК стал его массовым инструментом, таким, как часы, холодильник, телевизор. Возникли новые информационные технологии, и стала развиваться быстрыми темпами современная информационная индустрия.

Центральное место в современных информационных, или компьютерных, технологиях занимает компьютер. Массовая компьютеризация, внедрение во все сферы человеческой деятельности новейших информационных технологий дают впечатляющие результаты и в экономике, промышленности, политике, здравоохранении, науках, и, конечно же, в образовании, в учебном процессе. Применение информационных технологий не только ведет к изменению содержания учебных дисциплин, но и указывает пути внедрения в учебный процесс новых прогрессивных методов, средств обучения и научного исследования. В свете новых требований выпускник учебного заведения должен иметь глубокие теоретические знания и практические навыки использования современных информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Вашему вниманию предлагается цикл основополагающих разделов по современным информационным технологиям для универсального пользователя.

1. Информатизация образования. Информатика и естественные науки.

1.1. История развития ЭВМ.

1.2. Краткая характеристика ЭВМ.

1.3. Краткая классификация ЭВМ.

2. Компьютерные системы. Основные функции и компоненты аппаратного и программного обеспечения персонального компьютера.

2.1. Состав и назначение системного блока.

2.2. Центральный микропроцессор и память.

2.3. Устройства ввода и вывода информации. Мониторы и принтеры и их краткая классификация.

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ %

2.4. Аппаратное обеспечение электрон-

w

ных коммуникации.

2.5. Аппаратная поддержка мульти-

медиа.

3. Программное обеспечение персонального компьютера.

3.1. Операционные системы, их назначение. Классификация операционных систем.

3.2. Файловая структура DOS.

3.3. Системные программы и их краткая характеристика.

3.4. Сервисные программы (утилиты) и драйверы устройств.

3.5. Операционные оболочки и их классификация.

3.6. Классификация и характеристика прикладных программ.

3.7. Классификация и характеристика систем программирования.

4. Электронные модели данных и программы их обработки.

4.1. Информация и ее свойства. Модели представления информации.

4.2. Типы данных.

4.3. Структура данных.

5. Прикладное программное обеспечение.

5.1. Основные функции и компоненты прикладных программ.

5.2. Основные типы интерфейса.

5.3. Интерактивный интерфейс в MS DOS.

5.4. Специфика графического интерфейса.

5.5. Обмен данными между элементами Microsoft Office.

6. Операционная оболочка WINDOWS.

6.1. Предварительные сведения о WINDOWS. Графический интерфейс. Ярлыки.

6.2. Главное меню WINDOWS. Панель задач. Классификация и назначение системных папок.

6.3. Основы работы в WINDOWS с окнами, меню, приложениями, документами, папками и файлами, справочной системой.

7. Текстовые процессоры. Их назначение и классификация. Текстовый процессор Microsoft Word.

7.1. Подготовка документов с помощью текстового процессора Microsoft Word.

7.2. Панель инструментов для обработки электронного документа: формати-

рование электронного документа; разметка страниц; выбор шрифтов; создание математических текстов.

7.3. Рисование таблиц и других графических образов.

7.4. Вставка в электронный документ рисунков и готовых электронных Excel-таблиц.

7.5. Печать документа.

8. Табличные процессоры. Их назначение и классификация. Табличный процессор Microsoft Excel.

8.1. Проектирование электронных таблиц. Редактирование и запись на диск.

8.2. Операции надданными и средства их реализации.

8.3. Применение математических функций для расчета электронных таблиц.

8.4. Применение статистических функций для статистической обработки электронных таблиц.

8.5. Построение диаграмм и графиков данных.

8.6. Электронные таблицы как базы данных.

8.7. Составление отчетов.

8.8. Печать электронных таблиц.

8.9. Управление электронными таблицами. Макропрограммирование.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Их назначение и классификация. СУБД Microsoft Access.

9.1. Технология баз данных. Основные понятия.

9.2. Проектирование баз данных.

9.3. Концептуальная модель баз данных.

9.4. Логическая модель баз данных.

9.5. Физическое описание модели.

9.6. Создание и модификация баз данных.

9.7. Просмотр и поиск. Фильтр и сортировка.

9.8. Связь отдельных баз данных.

9.9. Составление отчетов полных и частичных.

9.10. Разработка пользовательского интерфейса.

10. Первичный анализ статистических данных.

10.1. Арифметические операции.

10.2. Копирование расчетов.

10.3. Функции и формулы.

№ 4, 2000

10.4. Управление базами данных. Макропрограммирование.

11. Делопроизводство и документирование на компьютере.

11.1. Система подготовки презентаций Microsoft PowerPoint.

11.2. Использование расписания Schedule+.

11.3. Подшивка документов BINDER.

12. Методы извлечения информации в полнотекстовых системах.

12.1. Общие принципы работы.

12.2. Контекстный поиск.

12.3. Досту п к ключевым словам.

12.4. Индексирование.

12.5. Гипертекст.

12.6. Методы уточнения результатов поиска.

12.7. Поиск с учетом близости и частоты.

12.8. Нечеткий поиск.

12.9. Примеры информационно-поисковых систем.

12.10. Информационно-поисковая система по законодательству.

12.11. Информационно-поисковая система по нормативно-правовой документации в экономике.

13. Специализированные информационные технологии.

13.1. INTERNET. Удаленный доступ (Telnet).

13.2. Электронная почта и факсимильная связь.

13.3. Телекоммуникации.

13.4. Word Wide Web.

14. Краткий исторический экскурс и технология м\льтимедиа.

14.1. Определение. Встроенные возможности работы со звуком, видео и компакт-дисками.

14.2. Основные носители.

14.3. Цели применения приложений мультимедиатехнологий: популизаторская цель; научно-просветительская, или образовательная, цель; научно-исследовательская цель.

14.4. Практическая реализация проекта по созданию приложений - мультимедиа.

15. Настольные издательские системы. Adode PageMaker.

с?

16. Защита информации.

16.1. Информация как объект защиты.

16.2. Угроза безопасности электронной информации.

16.3. Методы защиты информации.

16.4. Создание вирусных барьеров.

16.5. Защита данных в сети.

МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Т.П.Лунина, зав. УМК аудиовизуальной и компьютерной техники

МРИПКРО

Чем динамичнее становится научно- тельную работу над совершенствованием технический и общественно-экономический своих профессиональных знаний.

прогресс, тем чаще у человека возникает необходимость обращаться к формам орга-

Разработка и создание модели повышения профессионализма педагогических ра-

низованной подготовки, переподготовки и ботников, основанной на использовании

квалификаци

компьютерных технологий обучения, свя-

шо отлаженной системы самообразования, заны с созданием единого научно-методи-

Компьютерная техника и связанные с ней ческого пространства.

формацион

При повышении квалификации, ориен-

вые возможности для развития ин- тированнои на активное использование формационной среды, наиболее подходя-

среды, наиболее подходя- персонального компьютера, возникает про-

гнтной подготовки педаго- блема оптимального сочетания традицион-

гов, и помогают им наладить самостоя- ных и компьютерных методов, а также

для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.