ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
Каждое
полняет свою задачу, являясь при этом
систематизация архива документов, выборочное выставление документов
звеном системы обслуживания докумен- на Web-cepeep вуза либо на «доску обьявле-тооборота, следовательно, имеет общий ний». базовый программный блок и специализированный функциональный. Система обеспечения документооборота вуза может быть реализована в среде Lotus Notes, которая предоставляет инструментарий для
В Алтайском государственном университете уже имеется реальный опыт построения единого информационного пространства:
- создана внутривузовская 1гНгапе1
интеграции с другими видами информаци- сеть, объединяющая многие факультеты
онных ресурсов через \УеЬ-сервер, списки рассылки, электронную почту. С помо-
университета,
- функционируют факультетские
щью программной реализации системы об- Web-cepeepa, служивания документооборота на Lotus
развиваются технологии дистанци-
Notes можно будет выполнять основной онного образования,
блок работы с документами в системе управления:
- документирование (составление, оформление, согласование и изготовление доку- управленческой деятельности
разработана первая версия университетского библиотечного каталога,
- создается система автоматизации
ментов),
В ближайшей перспективе в органи-
- организация работы с документами в зации единого информационного пропроцессе осуществления управления (обес- странства планируется создание комп-
печениедвижения, контроля исполнения,хра- лексной автоматизированной системы
нения и использования документов),
обслуживания документооборота вуза.
СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Т.А.Певцова, доцент кафедры МВТ МГУ им. Н.П. Огарева
Цивилизация - это, прежде всего, информация; информация делает народы человечеством.
\ ч
С.Залыгин. К вопросу о бессмертии
Если наука — это приобретение новых техники, информатики и каналов связи и
знаний об окружающем мире, то примене- предназначены для автоматизации рутин-
ние этих знаний для создания и использо- ных операций по сбору, накоплению, ана-
вания материальных и духовных ценное- лизу и передаче информации, подготовки
тей - это уже технология. Теоретическую аналитической информации для принятия
и материальную основу современных тех- оптимального решения поставленных про-
нологий составляют такие фундаменталь- блем. С начала XX в. в современном об-
ные науки, как математика, физика, химия, ществе наблюдается такой рекордный рост
электроника, электротехника, радиотехни- информационных потоков и информацион-
ка и др. Информационные технологии яв- ных ресурсов, что многие специалисты
ляются результатом сочетания техничес- начали говорить об информационном
ких, аппаратных (Hardware) и программ- взрыве и даже об информационной ре-
ных (Software) средств вычислительной волюции.
Несмотря на свою нематериальную сущность, информация является определяющим фактором развития экономики, производства, науки, культуры и образования, одним словом, всех сфер человеческой деятельности в современном обществе. Информация не только позволяет человеку профессионально ориентироваться в окружающим мире и обеспечивает его жизнедеятельность, но и становится важнейшим нематериальным стратегическим ресурсом // неотъемлемым фактором производственной деятельности на всех уровнях развитого общества, например таким же, как важнейшие материальные ресурсы - энергия, газ, нефть и т.д.
По данным ЮНЕСКО, более половины трудоспособного населения наиболее развитых стран принимает непосредственное участие в информационных сферах и более половины национального продукта таких стран связано с информационной деятельностью общества на основе всевозможных автоматизированных систем и широкой кооперации электронных средств. Успешное развитие любой области невозможно без соответствующих высококвалифицированных специалистов. без применения новых методов и средств для обработки, хранения и передачи информации, оперирующих огромными объемами информации в реальном времени. Исключительно прогрессивное развитие средств вычислительной техники, а также средств связи позволило обществу перейти от бумажной технологии к безбумажной технологии и безбумажному обществу, в котором информационный обмен между людьми осуществляется с помощью электронных средств: видеотелефона, факсимильной передачи документов, видеотекстных систем, электронной почты, телекоммуникаций, через сеть передачи данных, всемирную сеть 1Щегпе1 и и всемирную глобальную сеть
\V\VW и т. д.
Рождение в 80-х гг. персонального компьютера (ПК) - это грандиозная научно-техническая революция, которая сделала ЭВМ дружественным и очень надежным партнером пользователя в области обработки информации, способным вести с ним культурный диалог на визуально комфортном экра-
не. Появление ПК приблизило ЭВМ к конечному пользователю: инженеру, строителю, конструктору, космонавту, программисту, экономисту, юристу, преподавателю, студенту, академику, ученику и т.д. ПК стал его массовым инструментом, таким, как часы, холодильник, телевизор. Возникли новые информационные технологии, и стала развиваться быстрыми темпами современная информационная индустрия.
Центральное место в современных информационных, или компьютерных, технологиях занимает компьютер. Массовая компьютеризация, внедрение во все сферы человеческой деятельности новейших информационных технологий дают впечатляющие результаты и в экономике, промышленности, политике, здравоохранении, науках, и, конечно же, в образовании, в учебном процессе. Применение информационных технологий не только ведет к изменению содержания учебных дисциплин, но и указывает пути внедрения в учебный процесс новых прогрессивных методов, средств обучения и научного исследования. В свете новых требований выпускник учебного заведения должен иметь глубокие теоретические знания и практические навыки использования современных информационных технологий в своей профессиональной деятельности. Вашему вниманию предлагается цикл основополагающих разделов по современным информационным технологиям для универсального пользователя.
1. Информатизация образования. Информатика и естественные науки.
1.1. История развития ЭВМ.
1.2. Краткая характеристика ЭВМ.
1.3. Краткая классификация ЭВМ.
2. Компьютерные системы. Основные функции и компоненты аппаратного и программного обеспечения персонального компьютера.
2.1. Состав и назначение системного блока.
2.2. Центральный микропроцессор и память.
2.3. Устройства ввода и вывода информации. Мониторы и принтеры и их краткая классификация.
ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ %
2.4. Аппаратное обеспечение электрон-
w
ных коммуникации.
2.5. Аппаратная поддержка мульти-
медиа.
3. Программное обеспечение персонального компьютера.
3.1. Операционные системы, их назначение. Классификация операционных систем.
3.2. Файловая структура DOS.
3.3. Системные программы и их краткая характеристика.
3.4. Сервисные программы (утилиты) и драйверы устройств.
3.5. Операционные оболочки и их классификация.
3.6. Классификация и характеристика прикладных программ.
3.7. Классификация и характеристика систем программирования.
4. Электронные модели данных и программы их обработки.
4.1. Информация и ее свойства. Модели представления информации.
4.2. Типы данных.
4.3. Структура данных.
5. Прикладное программное обеспечение.
5.1. Основные функции и компоненты прикладных программ.
5.2. Основные типы интерфейса.
5.3. Интерактивный интерфейс в MS DOS.
5.4. Специфика графического интерфейса.
5.5. Обмен данными между элементами Microsoft Office.
6. Операционная оболочка WINDOWS.
6.1. Предварительные сведения о WINDOWS. Графический интерфейс. Ярлыки.
6.2. Главное меню WINDOWS. Панель задач. Классификация и назначение системных папок.
6.3. Основы работы в WINDOWS с окнами, меню, приложениями, документами, папками и файлами, справочной системой.
7. Текстовые процессоры. Их назначение и классификация. Текстовый процессор Microsoft Word.
7.1. Подготовка документов с помощью текстового процессора Microsoft Word.
7.2. Панель инструментов для обработки электронного документа: формати-
рование электронного документа; разметка страниц; выбор шрифтов; создание математических текстов.
7.3. Рисование таблиц и других графических образов.
7.4. Вставка в электронный документ рисунков и готовых электронных Excel-таблиц.
7.5. Печать документа.
8. Табличные процессоры. Их назначение и классификация. Табличный процессор Microsoft Excel.
8.1. Проектирование электронных таблиц. Редактирование и запись на диск.
8.2. Операции надданными и средства их реализации.
8.3. Применение математических функций для расчета электронных таблиц.
8.4. Применение статистических функций для статистической обработки электронных таблиц.
8.5. Построение диаграмм и графиков данных.
8.6. Электронные таблицы как базы данных.
8.7. Составление отчетов.
8.8. Печать электронных таблиц.
8.9. Управление электронными таблицами. Макропрограммирование.
9. Базы данных. Системы управления базами данных (СУБД). Их назначение и классификация. СУБД Microsoft Access.
9.1. Технология баз данных. Основные понятия.
9.2. Проектирование баз данных.
9.3. Концептуальная модель баз данных.
9.4. Логическая модель баз данных.
9.5. Физическое описание модели.
9.6. Создание и модификация баз данных.
9.7. Просмотр и поиск. Фильтр и сортировка.
9.8. Связь отдельных баз данных.
9.9. Составление отчетов полных и частичных.
9.10. Разработка пользовательского интерфейса.
10. Первичный анализ статистических данных.
10.1. Арифметические операции.
10.2. Копирование расчетов.
10.3. Функции и формулы.
№ 4, 2000
10.4. Управление базами данных. Макропрограммирование.
11. Делопроизводство и документирование на компьютере.
11.1. Система подготовки презентаций Microsoft PowerPoint.
11.2. Использование расписания Schedule+.
11.3. Подшивка документов BINDER.
12. Методы извлечения информации в полнотекстовых системах.
12.1. Общие принципы работы.
12.2. Контекстный поиск.
12.3. Досту п к ключевым словам.
12.4. Индексирование.
12.5. Гипертекст.
12.6. Методы уточнения результатов поиска.
12.7. Поиск с учетом близости и частоты.
12.8. Нечеткий поиск.
12.9. Примеры информационно-поисковых систем.
12.10. Информационно-поисковая система по законодательству.
12.11. Информационно-поисковая система по нормативно-правовой документации в экономике.
13. Специализированные информационные технологии.
13.1. INTERNET. Удаленный доступ (Telnet).
13.2. Электронная почта и факсимильная связь.
13.3. Телекоммуникации.
13.4. Word Wide Web.
14. Краткий исторический экскурс и технология м\льтимедиа.
14.1. Определение. Встроенные возможности работы со звуком, видео и компакт-дисками.
14.2. Основные носители.
14.3. Цели применения приложений мультимедиатехнологий: популизаторская цель; научно-просветительская, или образовательная, цель; научно-исследовательская цель.
14.4. Практическая реализация проекта по созданию приложений - мультимедиа.
15. Настольные издательские системы. Adode PageMaker.
с?
16. Защита информации.
16.1. Информация как объект защиты.
16.2. Угроза безопасности электронной информации.
16.3. Методы защиты информации.
16.4. Создание вирусных барьеров.
16.5. Защита данных в сети.
МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ УЧИТЕЛЕЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Т.П.Лунина, зав. УМК аудиовизуальной и компьютерной техники
МРИПКРО
Чем динамичнее становится научно- тельную работу над совершенствованием технический и общественно-экономический своих профессиональных знаний.
прогресс, тем чаще у человека возникает необходимость обращаться к формам орга-
Разработка и создание модели повышения профессионализма педагогических ра-
низованной подготовки, переподготовки и ботников, основанной на использовании
квалификаци
компьютерных технологий обучения, свя-
шо отлаженной системы самообразования, заны с созданием единого научно-методи-
Компьютерная техника и связанные с ней ческого пространства.
формацион
При повышении квалификации, ориен-
вые возможности для развития ин- тированнои на активное использование формационной среды, наиболее подходя-
среды, наиболее подходя- персонального компьютера, возникает про-
гнтной подготовки педаго- блема оптимального сочетания традицион-
гов, и помогают им наладить самостоя- ных и компьютерных методов, а также
для