Научная статья на тему 'Программа курса „информационные технологии в исторических исследованиях“ (опыт интеграционного обучения)'

Программа курса „информационные технологии в исторических исследованиях“ (опыт интеграционного обучения) Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
697
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа курса „информационные технологии в исторических исследованиях“ (опыт интеграционного обучения)»

О. И. МАРИСКИН, доцент кафедры экономической истории и информационных технологий Историко-со-цио логического института МГУ им. Н. П. Огарева

ПРОГРАММА КУРСА „ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ИСТОРИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

44

(ОПЫТ ИНТЕГРАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ)

Курс „Информационные технологии в исторических исследованиях“ преподается студентам исторического отделения Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарева с 1996 г. Лекг-

ционный курс сопровождают двухсеместровые практические занятия: в V семестре — по основам информатики и применению информационных технологий в исторических исследованиях; в VI — по изучению компьютерных методов анализа данных.

Целью лекционного курса является ознакомление студентов-историков с основными понятиями исторической информатики как научной дисциплины, изучающей закономерности исторической науки и образования. Лекционный материал и практические занятия даются с учетом международного и отечественного опыта информатизации гуманитарных наук (ассоциаций „History and Computing“ и „История и компьютер“, лаборатории исторической информатики кафедры источниковедения отечественной истории исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, информационного отдела Московской высшей школы социальных и экономических наук, кафедры экономической истории и информационных технологий Историко-социологического института МГУ им. Н. П. Огарева, а также других компьютерных центров, ведущих свои работы в гуманитарной сфере образования и науки).

Программу курса можно разделить на

два раздела. Первый из них рассчитан на освоение стандартных технолошй работы с компьютером и необходим не только студенту-историку, но и любому пользователю. В частности, отдельные темы курса успешно читаются учащимся Республиканской многопрофильной академической гимназии при Мордовском

университете, данные темы связаны с освоением популярных систем MS-DOS, Norton Commander, Windows, a также текстовых и табличных процессоров, систем управления базами данных и т. п. Спецификой преподавания этого раздела для студентов-историков является то, что вспомогательный материал и задания основаны на данных реальных исторических источников, составляющих своеобразный „банк задач“ курса. Для учащихся гимназии формируется свой „банк задач“ в зависимости от направлений базового обучения. К интеграционному обучению можно отнести и знакомство с Internet. Студенты и учащиеся не только овладевают стандартными приемами работы в глобальной сети, но и получают сведения об уникальных Web-cepeepax университетов, музеев, библиотек и т. д., с которыми они смогут работать самостоятельно в компьютерном центре Internet университета.

Второй раздел курса направлен на изучение специализированных технологий, необходимых в работе историка-ис-следователя и преподавателя. Здесь осваиваются специфика создания машино-

© О. И. Марискин, 1999

читаемых версий исторических источников и соответствующего обеспечения, специально разработанного для историков, оптический ввод и распознавание текстов, сканирование и обработка изображений, компьютерное картографирование, анализ текстовых источников, ме-(ы извлечения информации в полно-текстовых системах, мультимедиа технологии и т. п. Часть курса специально предназначена для изучения статистических методов и методов анализа данных в работе историка.

Цель практических занятий — осво-

ение новых информационных технологий (применительно к задачам хранения и анализа данных исторических источников), обучение работе как со стандартным, так и со специализированным программным обеспечением. Практические занятия проводятся на базе четырех компьютерных и одного мультимедийного классов, оснащенных современными компьютерами, объединенными в локальную сеть.

В V семестре студенты сдают зачет по данной дисциплине, а в VI — экзамен.

I

ПРОГРАММА КУРСА

1. Введение.

1.1. Предмет и задачи курса. Информационные технологии — новый инструментарий историка-исследователя и преподавателя.

1.2. Информатика как комплексная на.-учно-техническая дисциплина. Информатизация общества — одна из основных тенденций современного развития.

1.3. Социальная информатика и познание закономерностей информатизации общества.

1.4. Основные направления использования компьютерных технологий в исторических исследованиях.

1.4.1. Создание и использование компьютерных баз и банков данных.

1.4.2. Создание и использование

электронных текстов; компьютеризованный анализ описательных источников.

1.4.3. Статистическая обработка данных исторических источников на компьютере.

1.4.4. Сканирование текстов и изображений, компьютеризованный анализ изобразительных источников и картографического материала.

1.4.5. Применение мультимедиа технологий в исторических исследованиях и в обучении истории.

1.4.6. Информатизация архивов и

музеев.

1.4.7. Internet

новые информа-

ционные ресурсы для историков.

2. Историческая информатика: предмет, история становления и основные тенденции развития.

2.1. Эра больших ЭВМ: 60-е — середина

80-х годов.

2.2. „Микрокомпьютерная революция“: конец 80-х — начало 90-х го;

2.3. Историческая информатика: струк-

тура и содержание. Прикладной и теоретический компоненты исторической информатики. Понятие о теории информации. Семиотические аспекты информации.

і

3. От традиционных документов обработки.

к электронным: модели данных, программы

3.1. Данные и модели данных.

3.1.1. Типы данных.

3.1.2. Структуры данных.

3.2. Основные типы программного обе-

спечения.

ДЛЯ

3.3. Специфика моделирования данных различных видов документов.

3.3.1. Статистическая документация.

3.3.2. Структурированные источники. Формализация и стандартизация данных.

3.3.3. Текстовые документы (свободный текст).

3.3.4. Изобразительные и картографические источники.

3.4. Машиночитаемые данные: хранение, каталогизирование и доступ.

4. Компьютерные системы. Основные функции и компоненты аппаратного и программного обеспечения персонального компьютера.

4.1. Аппаратное обеспечение.

4.1.1. Состав и назначение системного блока.

4.1.2. Устройства хранения информации.

4.1.3. Устройства ввода и вывода информации.

4.1.4. Аппаратное обеспечение электронных коммуникаций.

4.1.5. Аппаратная поддержка мультимедиа.

4.2. Уровни программного обеспечения.

4.2.1. Операционная система (ОС).

4.2.2. Файловая система.

4.2.3. Сервисные программы (утилиты) и драйверы устройств.

4.2.4. Операционные оболочки.

4.3. Прикладное программное обеспечение (ППО).

4.3.1. Основные функции и компоненты прикладных программ.

4.3.2. Основные типы интерфейса.

4.3.3. Интерактивный интерфейс в

MS DOS.

4.3.4. Специфика графического интерфейса.

4.3.5. Обмен данными между элементами Microsoft Office.

4.3.6. Классификация видов ППО применительно к задачам исторических исследований.

5. Делопроизводство на компьютере. Работа с документом: создание, хранение, поиск, анализ.

5.1. Делопроизводство и документоведе-ние.

5.2. Делопроизводство на компьютере.

5.2.1. Системы подготовки текстов Microsoft Word 7.0.

5.2.2. Система подготовки презентаций Microsoft PowerPoint.

5.2.3. Использование расписания Schedule+.

5.2.4. Подшивка документов BINDER.

5.3. Электронный текст как информационный ресурс.

5.4. Концепции электронного текста.

5.5. Методы извлечения информации в

Р

полнотекстовых системах.

5.5.1. Общие принципы работы:

— контекстный поиск;

— доступ по ключевым словам;

— индексирование;

— гипертекст.

5.5.2. Методы уточнения результатов поиска:

— „булевые запросы“;

— поиск с учетом 6л] частоты;

— „нечеткий“ поиск.

5.5.3. Примеры информационнопоисковых систем:

— ИПС по законодательству;

— ИПС по нормативно-право-

вой документации в экономике.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5.6. Анализ текста с помощью системы Т ACT: компьютеризованный контент-

анализ.

6. Базы данных.

6.1. Технология баз данных. Основные

понятия.

6.2. Проектирование базы данных.

6.2.1. Концептуальная модель базы данных.

6.2.2. Логическая модель базы данных

6.2.3. Физическое описание модели

6.3. Проектирование системы обработки данных.

6.3.1. Создание базы данных.

6.3.2. Модификация таблиц.

6.3.3. Связь таблиц.

6.3.4. Просмотр данных, поиск и редактирование.

6.3.5. Фильтр и сортировка.

6.3.6. Запросы к базе данных:

— групповые операции;

— модификация таблиц.

6.3.7. Разработка пользовательского интерфейса.

6.3.8. Отчеты.

6.4. Опыт создания и использования баз данных в исторических исследованиях.

6.4.1. Просопографические базы

данных.

6.4.2. Базы данных, содержащие агрегированные объекты.

6.5. Принципы формирования и функционирования архивов машиночитаемых исторических данных. Обзор национальных архивов МЧД.

7. Возможности электронных таблиц и пакетов статистических программ для работы со структурированными данными.

7.1. Специфика электронных таблиц как программного обеспечения.

7.2. Знакомство с устройством электронной таблицы на примере QUATTRO PRO и EXCEL for Windows.

7.2.1. Устройство электронной таблицы.

7.2.2. Операции над данными и средства их реализации.

7.2.3. Освоение пакета и средства помощи.

7.3. Первичный анализ статистических данных.

7.3.1. Арифметические операции.

7.3.2. Копирование расчетов.

7.3.3. Функции.

7.3.4. Формулы.

7.4. Решение источниковедческих проблем.

7.5. Графические возможности электронных таблиц.

7.6. Электронные таблицы как базы данных.

7.7. Макропрограммирование и другие методы реализации повторяющихся процедур.

7.8. Статистические пакеты — эффективный аналитический инструментарий при работе с массовыми источниками.

7.9. Основные возможности статистических пакетов.

7.9.1. Дескриптивная статистика.

7.9.2. Выборочный метод.

7.9.3. Анализ статистических взаимосвязей.

7.9.4. Анализ временных рядов.

7.9.5. Многомерный статистический анализ.

7.9.6. Таблицы сопряженности.

7.9.7. Визуализация результатов статистического анализа.

7.10. Сопоставление возможностей статистических пакетов SPSS, SAS,

STATISTICA, SYSTAT и др.

8. Специализированное программное обеспечение для историков.

8.1. Типы и уровни специализированного программного обеспечения для историков.

8.1.1. Проблемы использования стандартного программного обеспечения при работе с историческими источниками.

8.1.2. Специфика источников и ис-

точнико-ориентированное программное обеспечение.

8.1.3. Проблемно-ориентированное программное обеспечение.

8.1.4. Уровни создания специализированного программного обеспечения.

8.2. Примеры специализированных пакетов программ, созданных для работы с историческими источниками.

8.2.1. Система KLEIO.

8.2.2. Программа FuzzyClass.

8.2.3. Программа QualiDatE.

8.2.4. Система WinCens.

8.2.5. Система SOCRATES.

8.3. Компьютерное картографирование.

8.3.1. Пространственный анализ с

компьютерных

использованием

8.4.

карт.

8.3.2. Аппаратное и программное обеспечение компьютерного картографирования.

Технология мультимедиа — новые

средства для хранения, поиска и представления информации.

8.4.1. Определение, краткий исторический экскурс и основные возможности.

8.4.2. Цели применения продуктов,

8.5.

мы.

созданных в мультимедиа технологиях.

8.4.3. Популяризаторская цель.

8.4.4. Научно-просветительская или образовательная цель.

8.4.5. Научно-исследовательские

цели.

8.4.6. Практическая реализация проекта по созданию мультимедиа издания.

Настольные издательские систе-

8.5.1. „Adobe PageMaker

и

9. Хранение и обработка графической информации на компьютере.

9.1. Представление графической информации в пайяти компьютера.

9.2. Создание коллекций электронных изображений.

9.2.1. Интегрирование изображений в базы данных.

9.2.2. Возможности улучшения качества электронных изображений.

9.2.3. Опыт создания и использования баз данных, построенных на материалах изобразительных источников.

9(2.4. Оцифровка архивных документов.

9.3. Сканирование и оптическое распознавание' исторических текстов.

9.3.1. Возможности и ограничения программ распознавания старопечатных и рукописных текстов.

9.3.2. Опыт распознавания текстов исторических источников.

9.4. Компьютерное картографирование в

исторических исследованиях.

9.4.1. Виды компьютерных карт.

9.4.2. ГИС (географические информационные системы) — программное обеспечение компьютерного картографирования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9.4.3. Основные этапы создания компьютерной карты.

9.4.4. Опыт использования ГИС в исторических исследованиях.

10. Глобальная сеть Internet.

10.1. Назначение сети Internet.

10.1.1. Internet — глобальная компьютерная сеть.

10.1.2. Основные возможности сети Internet:

— telnet — протокол удаленного доступа к ресурсам Internet;

электронная почта; телеконференции; world wide web: концепция универсальной глобальной информационной системы;

— броузеры;

— „домашние странички“, Web-сайты.

11. Защита информации.

11.1. Информация как объект защиты.

11.2. Угрозы безопасности электронной информации.

11.3. Методы защиты информации.

11.3.1. Создание вирусных барьеров

11.3.2. Защита данных в сети.

ЛИТЕРАТУРА

Бородкин Л. И. Многомерный статистический анализ в исторических исследованиях. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986.

Бородкин Л. И. Историческая информатика: этапы развития // Новая и новейшая история.

1996. N9 1.

Гарскова Я. М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. Геттинген, 1994.

Гертунский Б. С. Компьютеризация в сфере образования. М.: Педагогика, 1987.

Гончаров A. Access 7.0 в примерах. СПб.: Диалог, 1997.

Громов Г. Р. Гуманитарные основы информатики. М.: Наука, 1988.

Информатика для гуманитариев / Под ред. Л. И. Бородкина, И. М. Гарсковой. М.: Мосгорар-хив, 1997.

Информационные технологии для гуманитариев / Под ред. В. Л. Акимова и др. Саранск: Красный Октябрь, 1998.

Информационный Бюллетень „История и компьютер“. М.: Моегорархив, 1993 — 1998. № 8 — 23.

Историческая информатика / Под ред. Л. И. Бородкина, И. М. Гарсковой. М.: Мосгорархив, 1996.

Катаев А. И. Текстовый редактор Лексикон. М.: Радио и связь, 1992.

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987.

Компьютер и экономическая история / Отв. ред. Л. И. Бородкин, В. Н. Владимиров. Барнаул,

1997.

Круг идей: макро- и микроподходы в исторической информатике / Отв. ред. Л. И. Бородкин и др. М.: Мосгорархив, 1997.

Круг идей: модели и технологии исторической информатики / Отв. ред. Л. И. Бородкин, В. С. Тя-жельникова. М.: Мосгорархив, 1996.

Круг идей: традиции и тенденции истори-

ческой информатики / Отв. ред. Л. И. Бородкин, И. Ф. Юшин. М.: Мосгорархив, 1997.

Пасько В. Word 6.0 для Windows. Русифицированная версия. Киев: Диалектика, 1995.

Ракитов А. И. Компьютерная революция: наука, экономика, технология. М.: Изд-во политической литературы, 1995.

Ратбон Э. WINDOWS 95. Киев: Диалектика, 1996.

Таллер М. Что такое „источнико-ориентиро-ванная обработка данных“; что такое „историческая информатика“ // История и компьютер: новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании. Геттинген, 1993.

Тяжельникова В. С., Леверманн В. Источни-ко-ориентированная обработка данных. KLEIO: руководство для пользователя. М.: Мосгорархив,

1995.

Урсул А. Д. Информатизация общества. Введение в социальную информатику. М.: Наука, 1990.

Фигурнов В. Э. IBM PC для пользователя. 7-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.