Алиева Юлия Амангельдыевна,
Центр образования №1085 г. Москва, учитель английского языка
Компьютерные технологии как средство обучения иностранным языкам
В условиях модернизации современного российского образования учителя-практики стремятся к самостоятельности в выборе средств обучения, в частности, иностранным языкам (ИЯ), к творческому переосмыслению содержания образования и все чаще прибегают к использованию современных методов и информационных технологий в процессе обучения.
В мировом сообществе развиваются процессы глобальной информатизации всех сфер общественной жизни. От уровня информационно-технологического развития и его темпов зависят состояние экономики, качество жизни людей, национальная безопасность и роль государства в мировом сообществе. Во всех развитых странах и во многих развивающихся странах идут интенсивные процессы информатизации образования. Разрабатываются пути повышения результативности общего образования, вкладываются большие средства в разработку и внедрение новых информационных технологий. Все более полно проявляются тенденции широкого использования в образовании дистанционного обучения, как важнейшие компоненты складывающейся системы открытого образования.
В настоящее время общепризнано, что современная система образования вступила с появлением Интернета благодаря интенсивному освоению возможностей новых информационных технологий в новую фазу своего развития. В этом контексте актуальной задачей становится совершенствование дидактической теории обучения применительно к новым образовательным условиям. Усилия многих теоретиков и практиков образования сегодня сосредоточены в области компьютерных технологий обучения и связанных с этим различных видов организации образовательной деятельности.
Современный этап развития техники характеризуется переходом к созданию многофункциональных учебных комплексов и автоматизированных обучающих систем на базе компьютера. Такие комплексы и системы обладают универсальными дидактическими возможностями. Они позволяют вести обучение в диалоговом режиме с учетом индивидуальных возможностей обучаемых, обеспечивать дистанционное обучение с использованием современных технологий. Развитие дистанционного обучения, в частности, способно послужить движущей силой прогрессивной реформы профессионального образования в целом, перехода от репродуктивной к активной парадигме освоения знаний, к образованию, основанному на активной и конструктивной совместной деятельности.
Как показывает российская практика, использование информационных технологий и сети Интернет в общеобразовательных школах и педвузах пока еще ограничено и слабо увязано с учебным процессом. В настоящее время это, как правило, занятия по информатике. Дистанционное обучение школьников находится в зародышевом состоянии. Крайне медленно идет разработка русскоязычных мультимедийных образовательных ресурсов.
В целом, анализ научных исследований показывает, что, несмотря на значительное продвижение, наметившееся в последнее время в реализации различных компьютерных технологий обучения, потенциал информационных технологий реализуется в учебновоспитательном процессе еще недостаточно из-за отсутствия мультимедийных учебных комплексов, алгоритмов их разработки и применения, методических рекомендаций по их эффективному применению.
Таким образом, теоретическая и практическая значимость, недостаточная разработанность методологии и методики компьютерных технологий обучения английскому языку явились причиной выбора ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ, которая заключается в поиске и реализации путей и средств организации компьютерного обучения иностранным языкам,
экспериментальной апробации и внедрении компьютерных технологий в процесс обучения иностранным языкам. Данная проблема обусловила выбор темы данного исследования: «Компьютерные технологии как средство обучения иностранным языкам».
ОБЪЕКТОМ данного исследования является процесс обучения иностранным языкам при различных формах обучения с использованием информационных технологий.
ЦЕЛЬ нашего исследования состоит в повышении эффективности процесса обучения иностранным языкам при использовании информационных технологий.
ПРЕДМЕТ исследования - информационные технологии в процессе обучения иностранным языкам.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования была выдвинута следующая ГИПОТЕЗА - повышение эффективности обучения иностранным языкам посредством использования информационных технологий будет успешным, если будут конкретно определены их соответствующие роль и место в учебно-воспитательном процессе, уточнены и детерминированы основные понятия дистанционного обучения; разработаны и внедрены методические и технические аспекты обучающих программ иностранных языков через определенные модели и учебно-методические комплексы, способствующие повышению качества образовательного процесса.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать российский и зарубежный опыт использования новых информационных технологий в преподавании иностранных языков.
2. Проанализировать существующее программное обеспечение информационных технологий в области преподавания английского языка и возможности их применения в данном исследовании.
3. Определить педагогическую потребность в использовании информационных технологий в обучении иностранным языкам с помощью тестирования и анкетирования.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования выступили положения педагогики и психологии о развитии человеческого сознания и деятельности, современные социальнопедагогические концепции в области среднего и высшего образования, положения и идеи о деятельной, творческой сущности личности, о взаимодействии и взаимообусловленности педагога и обучаемого.
В процессе исследования использовались следующие МЕТОДЫ:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;
• изучение специальной литературы по информационным технологиям и структуре компьютерных сетей;
• анализ современных отечественных и зарубежных программ дистанционного обучения иностранным языкам;
• систематизация полученной информации для проведения экспериментального исследования.
ТЕОРЕТИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ИССЛЕДОВАНИЯ составили основополагающие идеи по методике обучения (В.Н. Дармодехина, П.В. Конаныхин, Т.С. Комарова, Ю.Г. Круглов, И.И. Легостаев, Р.Б. Сабаткоев, Г.П. Скамницкая и др.), формированию сознания и поведения обучающихся (А.Д. Солдатенков, Э.И. Сокольникова, М.Г. Тайчинов и др.), реализации самовыражения говорящего (Е.С. Полат, И.В. Рахманов), а также идеи, развиваемые в работах А.А. Андреева, С.Д. Каракозова, В.Г. Леонова, положения о единстве теоретической и практической, профессиональной и гуманитарной подготовки специалистов (Т.С. Назарова, В.А. Погосян) о целях, структуре, средствах формирования и реализации процесса дистанционного обучения иностранным языкам в вузе (М.В. Моисеева, А.В. Соло-вов).
Процесс обучения английскому языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. На данный момент существует огромный выбор мультимедиа-продуктов, Интернет страничек, содержащих информацию, необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями.
Научная новизна исследования состоит в:
• выявлении новых возможностей программного обеспечения информационных технологий в преподавании английского языка;
• усовершенствовании методик обучения иностранным языкам, повышающим качество образовательного процесса;
Теоретическая значимость исследования заключается в:
- развитии дидактического подхода к компьютерным технологиям обучения английскому языку
- определении учебно-методических подходов к созданию новых вариантов моделей обучения английскому языку;
- расширении статистической, фактографической и источниковедческой баз российских исследований дистанционного образования; привлечении к рассмотрению новых фактов, данных, концепций.
Практическая значимость исследования заключается в следующем:
• разработанная и апробированная модель реализации процесса обучения иностранным языкам с помощью компьютерных технологий позволяет оптимизировать ее содержание в научном контексте и повысить эффективность усвоения материала конкретной дисциплины «иностранный язык» обучающимися;
• полученные в ходе исследования результаты могут быть использованы средними и высшими учебными заведениями для оптимизации содержания преподавания английского языка с целью повышения качества образовательного процесса.
Достоверность и обоснованность научных результатов, выводов и рекомендаций обеспечивались широкой источниковедческой базой, применением комплекса методов, адекватных предмету, цели и задачам исследования, всесторонним изучением проблемы, объемом выборки объектов эксперимента, внедрением в практику разработанных рекомендаций и их оценкой студентами и преподавателями, личным педагогическим опытом.
Характерные особенности современных компьютерных технологий обучения
Современные компьютерные технологии являются составной частью мультимедиатехнологий (от англ. multi - много и media - среда). Эти технологии рассматриваются нами как информационные технологии обучения, интегрирующие аудиовизуальную информацию любых форм (текст, графика, анимация и др.), реализующие интерактивный диалог пользователя с системой и разнообразие форм самостоятельной деятельности по обработке информации. Они представляют огромный диапазон возможностей для совершенствования учебного процесса и системы образования в целом.
Создание системно-тематического мультимедиа комплекса является актуальной проблемой. Ответим на ряд вопросов:
- какое место занимает компьютер при обучении ИЯ?
- какие методические функции может выполнять компьютер при обучении ИЯ?
Начнем с первого вопроса: «какое место занимает компьютер при обучении ИЯ?» В настоящее время существует множество мнений о том, использовать компьютер в обучении иностранному языку или не использовать. Одни считают, что компьютер должен заменить преподавателя, другие - что компьютер не способен подать материал так, как это делает преподаватель. Наше мнение: компьютер должен служить как вспомогательное средство, как и любое другое техническое средство обучения или учебник. Не следует забывать, что компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается видео-аудио информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррек-ции произношения. Компьютер предоставляет огромные возможности тестирования уровня владения иностранным языком или темой, без участия или с частичным участием преподавателя, что сократит время проверки результатов. Тесты возможны самые различные: подстановочные, выборочные, правда-ложь, шаблонные. Например, при вопросе : «Внимательно прослушайте реплику и наберите ее в точности, как было сказано», компьютер проверит правильность ответов в соответствии с шаблоном и запишет результаты в базу данных.
Выделим основные методические функции, реализуемые средствами компьютера:
1. Первичные:
- информативная - основным преимуществом компьютера является возможность хранения и переработки больших объемов информации, поэтому ПК широко используется в процессе обучения языкам в качестве информационной системы;
- тренировочная - применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков оставалось до недавних пор основной областью внедрения вычислительной техники в учебный процесс по ИЯ. Отмечаются даже некоторые преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность, объективность и безграничное терпение;
- контролирующе-коррегирующая - применение персонального компьютера для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности дает следующие преимущества: реализация дифференцированного и индивидуального подходов в условиях проведения фронтального контроля; осуществление сильной обратной связи; воплощение требования максимальной объективности контроля; сокращение временных затрат на проведение контроля; освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов контроля.
2. Второстепенные:
- коммуникативная - возможно общение на зарубежных чатах;
- организационно-стимулирующая - в настоящее время компьютер привлекает своей новизной и сам по себе является стимулирующим фактором.
Эти преимущества способствовали широкому распространению контролирующих программ и включению модулей контроля в большинство компьютерных программ обучения, которые предусматривают автоматическое выполнение следующих операций:
1) принятие и распознавание ответа обучаемого;
2) анализ и определение правильности ответа;
3) запоминание результата и/или сообщение о нем учащемуся.
Профессиональная поддержка деятельности преподавателя с помощью компьютера как инструмента деятельности осуществляется с использованием специальных средств, создаваемых для этих целей. К таким средствам относятся преимущественно генеративные программы и экспертные системы.
В качестве инструмента деятельности обучаемых и обучающих компьютер применяется в учебном процессе по ИЯ, прежде всего, для получения информационной и технической поддержки. Кроме того, обучающие могут использовать ПК как инструмент их профессиональной деятельности.
Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучающего, представленные выше, основаны на его возможностях точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объема информации, группировки и статистической обработки данных. Это позволяет применять его для оптимизации управления обучением, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя по следующим направлениям:
- получение информационной поддержки;
- диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения;
- работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание);
- организация коллективной работы;
- осуществление дистанционного обучения
При работе с учебными материалами ПК предоставляет преподавателю разнообразные виды помощи, которая заключается не только в упрощении поиска необходимых сведений при создании новых учебных материалов за счет использования систем справочноинформационного обеспечения, но и в оформлении материалов для обучения (текстов, рисунков, графиков), а также в анализе существующих разработок.
Автоматический анализ, отбор и прогнозирование эффективности учебных материалов являются важными направлениями использования компьютера в качестве инструмента информационной поддержки деятельности обучающего. Преподаватель может не только проводить отбор материалов для обучения (составлять лексические и грамматические мини-
мумы, отбирать тексты и упражнения), но также анализировать тексты и целые учебные пособия.
Процедура и техника составления частотных словарей с помощью компьютера являются достаточно отработанными и надежными, а программы такого типа получают все большее распространение (подробное описание таких программ можно найти в сетях Интернет). Выделенные в результате машинной обработки выборочной совокупности текстов и упорядоченные по различным критериям лексические единицы служат основой при решении целого комплекса лингводидактических задач: создание базовых языков, составление грамматических справочников, разработка лексических минимумов и т.д.
Существуют специализированные программы анализа текста, в которых компьютер выступает в роли эксперта. Они помогают пользователю-преподавателю отбирать и анализировать учебные материалы. В качестве примера можно назвать Microsoft Word, в которой предусмотрены следующие стадии анализа текста:
- подсчет количества букв, слов, длинных слов (более шести букв), фраз;
- установление средней длины слов и фраз;
- выявление структуры предложений;
- определение уровня сложности текста по индексу Рикса.
Подобные системы призваны классифицировать тексты для обучения по параметру их «читабельности», поскольку считается, что чем больше текст содержит длинных слов и фраз, а также глаголов в пассивной форме, тем он менее «читабелен».
Помимо разработки печатных учебных материалов, современные компьютерные средства позволяют преподавателям, не занимаясь программированием, самостоятельно создавать новые компьютерные обучающие программы (КОП). Для этого существует несколько возможностей: модификация и дополнение баз данных открытых КОП и использование так называемых авторских или генеративных программ. Эти программы называют генеративными, поскольку они самостоятельно генерируют КОП из вводимого преподавателем языкового материала. Работа преподавателя с генеративными КП проходит в диалоговом режиме и сводится к ответам на запросы: «введите предложение», «введите правило», «введите текст» и др. К основным типам генерируемых КОП относятся:
- тесты с использованием техники множественного выбора
(с единственным либо несколькими вариантами правильных ответов);
- тексты с пропусками (с различными возможностями оказания поддержки пользователю);
- лингвистические игры (кроссворды).
Применение ПК в качестве инструмента поддержки профессиональной деятельности преподавателя ИЯ позволяет не только более эффективно работать с учебными материалами, но и оптимизировать учебный процесс путем систематической регистрации его параметров и создания банков данных по каждому конкретному учащемуся и группе обучаемых в целом (сведения об исходном уровне знаний, результаты текущего контроля, средний балл, данные о преобладающем темпе работы и т.п.). Системы учета и анализа ошибок обучаемых, предусмотренные во многих КОП либо существующие в виде отдельных программ, дают возможность выявить динамику и закономерности процесса обучения в ходе экспериментальных педагогических исследований и позволяют упростить работу по организации учебного процесса. В настоящее время все большее распространение получают компьютерные системы диагностики способностей, предназначенные для определения степени профессиональной пригодности студентов и абитуриентов вузов к изучению ИЯ.
В качестве средства технической поддержки деятельности преподавателя ПК открывает широкие перспективы в совершенствовании организации процесса обучения, более того, некоторые организационные формы учебного процесса не могут быть реализованы без применения компьютера. Только локальные компьютерные сети и телекоммуникационные средства дают возможность организовать в режиме реального времени коллективную творческую работу над совместным проектом обучаемых из разных учебных заведений (например, выпуск номера газеты). При этом процесс коллективного творчества позволяет не только повысить уровень мотивации в изучении ИЯ, но и сделать задание, например, по обучению письменной речи, подлинно коммуникативным. Другой специфической компьютерной формой образования является дистанционное обучение, преимуществом которого является то, что оно дает возможность изучать ИЯ с преподавателем тем категориям лю-
дей, которые исключены даже из заочной формы обучения (инвалиды, лица, проживающие в отдаленных и труднодоступных районах).
Таким образом, для обучающего применение ПК в качестве инструмента деятельности обеспечивает освобождение от рутинной работы, возможность постоянного совершенствования учебных материалов, оперативного контроля за ходом учебного процесса относительно конкретного учащегося или группы обучаемых в целом, внедрения новых организационных форм обучения.
По отношению к учащемуся компьютер может выполнять многочисленные функции, выступая в роли:
- преподавателя;
- эксперта;
- партнера по деятельности;
- инструмента деятельности;
- обучаемого.
Учащиеся могут применять ПК в соответствии со своими индивидуальными потребностями на различных этапах работы и в различных качествах.
Благодаря возможностям реализации функций преподавателя, компьютер часто используется в процессе самостоятельной и домашней работы учащихся, в ходе автономного изучения языка, в целях восполнения пробелов в знаниях отстающими учащимися. В этой ситуации используются тренировочные и обучающие компьютерные программы, специально создаваемые в учебных целях.
При самостоятельной работе с КОП обучаемый может:
• получить учебное задание;
• запросить дополнительную информацию, необходимую для его выполнения;
• уяснить способ выполнения задания;
• ввести ответ;
• получить анализ и оценку ответа.
Можно отметить даже целый ряд преимуществ использования ПК для самостоятельной проработки учебного материала по сравнению с аудиторными занятиями с преподавателем:
- неограниченное время работы, определяемое потребностями самого учащегося;
- свободный режим работы (выбор времени работы, определение пауз в работе и темпа усвоения материала);
- исключение воздействия субъективных факторов в работе (отсутствие предвзятости к кому-либо из учащихся, оценивание ответа на основе четких критериев без сравнения с результатами работы других обучаемых, неограниченное терпение, неразглашение недостатков работы).
Компьютер может быть использован в качестве эксперта на заключительном этапе работы для корректировки и экспертной оценки выполненного задания.
Многие учащиеся предпочитают применение компьютера в процессе выполнения «больших» заданий (написание сочинения, курсовой работы, реферата), связанных с написанием текстов значительного объема. В этой ситуации компьютер используется в качестве партнера по деятельности и одновременно инструмента информационной и технической поддержки.
Применяя компьютерные средства, учащиеся:
1) вводят новую текстовую информацию с помощью клавиатуры либо используют уже подготовленные материалы, сканируя их либо вводя их в новые файлы с дискет;
2) получают доступ к обширной информации на родном и иностранном языках благодаря справочно-информационным системам и сетям, применяя в случае необходимости системы машинного перевода;
3) оформляют, редактируют и совершенствуют письменные работы с помощью программ типа «редактор текста», спеллеров и шаблонов документов;
4) работают с интерактивными программами порождения текстов и системами автоматической переработки текста (реферирования аннотирования и т.д.);
5) систематизируют и дополняют текстовую информацию таблицами, графиками, диаграммами и рисунками.
Главным предназначением компьютера в качестве инструмента учебно-познавательной деятельности является обеспечение максимальной поддержки при овладении языком, которая позволяет учащемуся перейти к более рациональным формам обучения, устраняющим разрыв между получением знаний и их действительным усвоением. Обучаемые используют ПК как инструмент деятельности не только для получения информационной и технической поддержки, но также для организации общения дистанционного обучения с помощью компьютерных телекоммуникационных сетей.
Лишь современные компьютерные технологии позволяют реализовать заочную форму обучения языкам в виде дистанционного обучения (обучения на расстоянии), которое успешно осуществляется как в рамках отдельных межуниверситетских программ, так и в масштабах целых учебных заведений (например, Открытый университет Лондона в Великобритании, Национальный технологический университет штата Колорадо в США). Наиболее распространенными компьютерными средствами, используемыми в целях дистанционного обучения, являются:
- телематические средства (интерактивное телевидение) с использованием кабельных телевизионных сетей;
- региональные и глобальные телекоммуникационные сети;
- учебные компьютерные курсы на лазерных дисках.
Форма дистанционного обучения интересна также тем, что она позволяет сделать процесс овладения языком более естественным с точки зрения условий его протекания, поскольку язык изучается не в классе одновременно большим количеством учащихся в рамках отведенного на урок времени, а индивидуально, причем с использованием различных организационных форм работы. Учащиеся приобретают некоторую автономию, не только физическую, но и социальную и психологическую, выбирая наиболее комфортные и естественные условия для обучения.
Можно заключить, что применение компьютера в процессе овладения языком создает условия для иноязычного общения, обеспечивает широкий доступ к информации и помогает в самостоятельном изучении иностранного языка.
Литература
1. ФокинаК.В. Методика преподавания иностранного языка: конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2008
2. Высоцкий О.Р. Компьютер в образовании. Информатика и образование. 2000. №1
3. Полат Е. С. Интернет в преподавании иностранных языков // Интернет в гуманитарном образовании. - М., 2001.
4. Халеева И.И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи (подготовка переводчиков). АДД - М., 1990.
5. Ляховицкий М.В. О некоторых базисных категориях методики обучения иностранным языкам // Общая методика обучения иностранным языкам: хрестоматия. - М., 1991.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.
7. Лазарева Т.А. Возможности повышения качества учебного процесса при использовании методов активного обучения // Инновации в образовании. 2004. №3.
8. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М., 1981.
9. Зубов А.В. Методика применения информационных технологий в обучении иностранным языкам: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А.В. Зубов, И.И. Зубов. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.
10. Зубов А.В. Мультимедиатехнология обучения иностранным языкам: преимущества и недостатки // Проблемы компьютерной лингвистики: сб. научных статей. Мн., 1997.
11. Карамышева Т.В. Компьютерная лингводидактика. - СПБ., 2000.
12. Наумов В.В. Разработка программных педагогических средств // Информатика и образование. 1999. №3.
13. Полилова Т.А., ПонамареваВ.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков // Иностранные языки в школе. 1997. №6