Научная статья на тему 'Компьютерные опорные сигналы'

Компьютерные опорные сигналы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
247
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ / SUPPORT SIGNALS / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / IT IN EDUCATION / ИКТ НА УРОКАХ / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / E-LEARNING / IT ON CLASS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тихонов Алексей Михайлович

В статье описан опыт автора по применению в педагогической деятельности метода обучения с помощью опорных сигналов, разработанного В.Ф. Шаталовым, в условиях современного уровня насыщенности образовательного пространства средствами информационно-коммуникационных технологий. Изложен процесс создания опорных сигналов с помощью компьютера и описаны его преимущества по сравнению с традиционным способом создания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Computer support signals

The article describes the author’s experience on the use of its pedagogical activity teaching method using a support signal developed V.F. Shatalov, in today’s level of IT-technologies in educational space. In article propones the computer process of the creation support signals using a computer described and its advantages compared with the traditional method of creating.

Текст научной работы на тему «Компьютерные опорные сигналы»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2015. № 2

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОПОРНЫЕ СИГНАЛЫ

А.М. Тихонов

(факультет педагогического образования

МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: [email protected])

В статье описан опыт автора по применению в педагогической деятельности метода обучения с помощью опорных сигналов, разработанного В.Ф. Шаталовым, в условиях современного уровня насыщенности образовательного пространства средствами информационно-коммуникационных технологий. Изложен процесс создания опорных сигналов с помощью компьютера и описаны его преимущества по сравнению с традиционным способом создания.

Ключевые слова: опорные сигналы, информатизация образования, ИКТна уроках, электронное обучение.

Современные информационно-коммуникационные технологии существенно модифицируют применяемые ранее методы и технологии обучения. Рассмотрим методику обучения с помощью опорных сигналов В.Ф. Шаталова и, отвечая на вызов времени, модифицируем ее с помощью современных информационно-коммуникационных технологий.

Методика обучения В.Ф. Шаталова представляет собой упорядоченный набор педагогических действий для изучения нового материала, подходящий для большинства изучаемых в школе дисциплин:

1) развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем;

2) сжатое изложение учебного материала одновременно с его кодированием с помощью опорных сигналов;

3) фиксирование опорных сигналов, которые каждый ученик записывает себе в тетрадь;

4) работа с учебником и листом опорных сигналов в домашних условиях;

5) письменное воспроизведение опорных сигналов на следующем уроке и взаимопроверка написанного самими учащимися;

6) устный ответ ученика по опорным сигналам;

7) постоянное повторение и углубление ранее изученного материала.

Остановимся подробнее на понятии опорного сигнала и способе его создания. Под опорным сигналом мы вслед за В.Ф. Шаталовым понимаем "набор ассоциативных ключевых слов, знаков и других опор для мысли, расположенных особым образом, заменяющий некое смысловое значение. Он способен мгновенно восстанавливать в памяти известную ранее и понятную информацию". Перечислим основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы.

Лаконичность. В опорном сигнале должно быть немного символов и слов. Чем меньше знаков, тем меньше времени ученик тратит на его расшифровку и тем быстрее выполняются письменные работы по контрольному воспроизведению сигналов.

Структурность. В сигнале используются связки, логические блоки, объединенные стрелками, линиями, границами и пр. Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, учит разделять общее и главное, выделять причинно-следственные связи. Все эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него — просто в ходе изучения материала.

Наличие смысловых акцентов. Выделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр.

Автономность. Каждый из блоков должен быть самостоятельным, понимаемым в независимости от других блоков опорного сигнала.

Ассоциативность и образность. У обучаемого должны возникать и откладываться в памяти четкие ассоциации на опорный сигнал и его элементы. Смыслы разрабатываемых графических изображений опорных знаков должны легко распознаваться. Для этого изображения должны напоминать широко распространенные образы.

Доступность воспроизведения от руки. Обучаемые должны будут по памяти на оценку воспроизводить разобранные на занятии опорные сигналы. Поэтому их исполнение должно быть выполнено в простой, воспроизводимой от руки на бумаге невысокохудожественной манере.

Цветовая наглядность. Запоминание материала облегчается за счет подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета.

Создается опорный сигнал путем последовательного выполнения следующих действий:

1) выделить основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых частей текста;

2) кратко изложить главные мысли в том порядке, в каком они следуют в тексте;

3) сделать черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

4) преобразовать эти записи в графические, буквенные, символические сигналы;

5) объединить сигналы в блоки;

6) обособить блоки контурами и графически отобразить связи между ними;

7) выделить значимые элементы цветом.

В описанной методике необходимым условием успеха является создание опорного сигнала самим обучаемым (под руководством учителя или самостоятельно) — это обеспечивает понимание им символов и кодов, которые в этом сигнале используются. Как конечный результат этапа первичного объяснения материала у учащегося остается лист опорных сигналов и на некоторое время память о том, как этот лист был сформирован. В дальнейшем, когда возникает необходимость вспомнить учебный материал, обучаемый обращается к опорному листу.

Модифицируем способ создания опорного сигнала, используя возможности, которые привносят в учебный процесс средства ИКТ, и будем создавать сигнал на компьютере с помощью графического планшета. При этом повысится и наглядность сигнала, и его доступность.

Ключевые изменения наглядности сигнала заключаются в том, что из статичного изображения он превращается в динамичный процесс, сопровождаемый звуком. При создании опорного сигнала на компьютере мы с помощью технологий захвата экрана можем записать последовательность действий и зафиксировать сам процесс создания, при этом создав сигнал не просто рамками, стрелками и цветом, а видеоизображением и анимацией.

Добавив аудиозапись комментариев учителя или самого обучаемого (в случае если сигнал создается им самостоятельно), мы получим полный учебный модуль для изучения отдельно взятой темы. То есть у обучаемых останется для дальнейшей работы не только лист опорных сигналов, но и полная копия процесса создания этого листа сигналов в виде файла. И этот файл можно копировать и распространять. Наличием аудиозаписи комментариев решается проблема чтения и понимания сигналов, созданных другими людьми.

Автором было проведено исследование, в котором сравнивались уровень усвоения и полнота воспроизведения учебного ма-

териала из курса математики при подготовке школьников по написанным на листах бумаги опорным сигналам и при подготовке по учебным видеофрагментам, содержащим запись создания опорных сигналов. В исследовании принимали участие учащиеся 10—11-х классов одинакового среднего уровня подготовки. С первой группой учащихся создавались опорные сигналы на листе бумаги, по которым учащиеся потом готовились к ответам, а со второй группой опорные сигналы создавались на компьютере, и учащиеся готовились к ответам по видеороликам. В первом случае опорные сигналы создавались описанным выше методом, а во втором случае этот метод был изменен: ученики вместо записей на бумаге вели записи на графических планшетах. Все действия, начиная с четвертого, т.е. преобразование записей в графические, буквенные, символические сигналы, записывались как видеоряд, каждое действие сопровождалось устным комментарием, которое соответственно записывалось как звуковой ряд. В дальнейшем видео и аудио сводились в единый файл.

Принципиальное отличие между способами чисто техническое, оно заключается в использовании графического планшета вместо листа бумаги и компьютера для записи процесса создания изображения на планшете. При этом собственно методика остается неизменной, однако меняется педагогический эффект: обучающий получает как результат не предназначенный лишь для него и понимаемый только им лист опорных сигналов, а видеофрагмент, с помощью которого не только он один может восстановить и проанализировать весь процесс изучения нового материала. В этом, по мнению автора, и заключается суть информатизации процесса образования — средствами ИКТ модифицировать проверенные на практике и создать новые методы обучения для получения необходимых для жизни в современных условиях результатов.

В обоих случаях создавались одинаковые сигналы по одним и тем же понятиям, определениям и формулам. Сигналы создавались на очных занятиях под руководством преподавателя, затем учащиеся работали с ними дома, и на следующем очном занятии проводилась проверка усвоения и понимания соответствующих понятий и определений. Проверка проводилась в комфортной для учащихся дружественной атмосфере в форме групповой дискуссии. Далее этот учебный материал несколько раз встречался на уроках. А еще примерно через один месяц такая же проверка проводилась неожиданно для обучающихся, для того чтобы они не успели к ней специально подготовиться.

Исследование показало, что при первых проверках обе группы учащихся одинаково хорошо воспроизводят изученный материал и демонстрируют его понимание, а затем успешно применяют его на практике. А при повторных проверках выявилось четкое различие между группами. Ученики из первой группы воспроизводили свыше двух третей опорных сигналов, но демонстрировали при этом, скорее, механическое их воспроизведение, не всегда верно объясняя, что в этих сигналах закодировано. Ученики из второй группы воспроизводили почти все сигналы и демонстрировали такой же высокий уровень их понимания, как при первой проверке.

В результате опроса мнений учащихся об обоих способах изучения материала с помощью опорных сигналов было установлено, что второй способ они считают более современным и привлекательным. Первая группа учащихся выразила желание отказаться от бумажного способа в пользу компьютерного, объясняя это тем, что процесс создания сигналов на компьютере больше похож на компьютерную игру, чем на обучение. Кроме того, большинство опрашиваемых отметили, что при создании опорных сигналов на компьютере они параллельно с изучением собственно учебного предмета осваивают 1Т-технологии, которые будут нужны им в дальнейшем.

Итак, в результате исследования было установлено, что с помощью компьютерного способа создания опорных сигналов у обучаемых формируется более устойчивое понимание и длительное запоминание учебного материала, чем при создании сигналов традиционным "бумажным" способом. При этом компьютерные опорные сигналы более наглядны, содержат в себе больше сведений о кодируемом объекте и доступны для расшифровки не только их создателю, но и другим ученикам. Работа по созданию опорных сигналов на компьютере является более привлекательной для учащихся, чем работа с бумажным листом.

Указанный способ может быть реализован с помощью любого программного обеспечения, позволяющего транслировать на экран процесс рисования на графическом планшете, осуществляющего видеозахват изображения и запись звука с микрофона. Кроме того, этот метод можно без существенных затрат реализовать на любом планшетном компьютере, которые сегодня очень популярны.

COMPUTER SUPPORT SIGNALS

A.M. Tikhonov

The article describes the author's experience on the use of its pedagogical activity teaching method using a support signal developed V.F. Shatalov, in today's level of IT-technologies in educational space. In article propones the computer process of the creation support signals using a computer described and its advantages compared with the traditional method of creating.

Key words: support signals, it in education, it on class, e-learning.

Сведения об авторе

Тихонов Алексей Михайлович — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова. Тел.: 8 (495) 939-52-11; e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.