Научная статья на тему 'Компьютерное тестирование как инновационная форма вступительных экзаменов по физике в Казанском государственном архитектурно-строительном университете'

Компьютерное тестирование как инновационная форма вступительных экзаменов по физике в Казанском государственном архитектурно-строительном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ДОТ) / МОДЕЛЬ ЭКЗАМЕНА ПО ФИЗИКЕ / ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES (RET) / COMPUTER TESTING / THE MODEL OF EXAMINATION ON PHYSICS / THE CORRESPONDENCE FORM OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фахертдинова Д. И., Фахертдинова А. И.

В работе описана новая модель вступительного экзамена по физике в форме компьютерного тестирования, разработанная и внедренная в практику Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ). Представленные тестовые задания соответствуют стандарту единого государственного экзамена (ЕГЭ) по физике 2009 года и допущены в качестве вступительного экзамена на заочную форму обучения в КазГАСУ с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Компьютерное тестирование как форма вступительного экзамена в предлагаемой экзаменационной модели представляет собой три блока заданий с различным функциональным и тематическим содержанием, позволяющих сделать системный срез образовательных способностей будущего студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Фахертдинова Д. И., Фахертдинова А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In work the new model of entrance examination on physics in the form of the computer testing, developed and introduced in practice of Kazan state architectural building university (KSABU) by authors this year is described. The submitted test tasks correspond to the standard of uniform graduation examination (UGE) on physics of 2009 and are admitted as entrance examination on the correspondence form of training in KSABU with application of remote educational technologies (RET). Computer testing as the form of entrance examination in offered examination model represents three blocks of tasks with the various functional and thematic maintenance, allowing to make a system cut of educational abilities of the future student

Текст научной работы на тему «Компьютерное тестирование как инновационная форма вступительных экзаменов по физике в Казанском государственном архитектурно-строительном университете»

УДК 378.12

Д. И. Фахертдинова, А. И. Фахертдинова

КОМПЬЮТЕРНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ФОРМА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО ФИЗИКЕ В КАЗАНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Ключевые слова: компьютерное тестирование, дистанционные образовательные технологии (ДОТ), модель экзамена по физике, заочная форма обучения.

В работе описана новая модель вступительного экзамена по физике в форме компьютерного тестирования, разработанная и внедренная в практику Казанского государственного архитектурно-строительного университета (КГАСУ). Представленные тестовые задания соответствуют стандарту единого государственного экзамена (ЕГЭ) по физике 2009 года и допущены в качестве вступительного экзамена на заочную форму обучения в КазГАСУ с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Компьютерное тестирование как форма вступительного экзамена в предлагаемой экзаменационной модели представляет собой три блока заданий с различным функциональным и тематическим содержанием, позволяющих сделать системный срез образовательных способностей будущего студента.

Key words: computer testing, remote educational technologies (RET), the model of examination

on physics, the correspondence form of training.

In work the new model of entrance examination on physics in the form of the computer testing, developed and introduced in practice of Kazan state architectural -building university (KSABU) by authors this year is described. The submitted test tasks correspond to the standard of uniform graduation examination (UGE) on physics of 2009 and are admitted as entrance examination on the correspondence form of training in KSABU with application of remote educational technologies (RET). Computer testing as the form of entrance examination in offered examination model represents three blocks of tasks with the various functional and thematic maintenance, allowing to make a system cut of educational abilities of the future student.

В КГАСУ с 2009 года вводится инновационная форма приема абитуриентов на заочную форму обучения с применением ДОТ. Инновационность предложенной модели вступительного экзамена по физике заключается в стандартизации содержания и формы разработанных контрольных измерительных материалов, соответствии предложенных тестовых заданий требованиям ЕГЭ, представлении заданий в электронном виде и проведении экзаменационного испытания в виде компьютерного тестирования.

Актуальность проведения экзаменационного испытания в качестве вступительного тестирования по физике обусловлена введением в практику российского образования системы обязательного ЕГЭ. Внедрение ЕГЭ в качестве вступительных испытаний в вузы способствует объективному отбору будущих студентов, экономии времени и сил абитуриентов и «прозрачности» процесса поступления. Для лиц, окончивших средние

образовательные учреждения в прошлые годы, аналогом ЕГЭ являются разработанные согласно требованиям и стандартам ЕГЭ тестовые задания.

Обучение в КГАСУ с применением дистанционных образовательных технологий проводится с 2006 года. Прием на заочную форму обучения в КГАСУ с применением ДОТ осуществляется по приказу № 58 от 24 февраля 2009г. Министерства образования и науки Российской Федерации [1], согласно которому прием в высшее учебное заведение на первый курс для обучения по программам бакалавриата и подготовки специалиста проводится по результатам ЕГЭ по общеобразовательным предметам, соответствующим направлению подготовки (специальности), на которое осуществляется прием. Прием также может быть осуществлен по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно для следующих категорий граждан:

• имеющих среднее (полное) общее образование, полученное до 1 января 2009г., -при приеме для обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения;

• имеющих среднее профессиональное образование - при приеме для обучения по программам бакалавриата и подготовки специалиста соответствующего профиля;

• имеющих среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях иностранных государств.

На кафедре физики КГАСУ разработана и внедрена в практику новая модель вступительного экзамена по физике в форме компьютерного тестирования для поступающих в 2009 году на заочную форму обучения с применением ДОТ.

Согласно требованиям к тестовым заданиям ЕГЭ 2009г. по физике, каждый вариант экзаменационной работы должен включать задания по всем основным содержательным разделам курса физики:

1. Механика (кинематика, динамика, статика, законы сохранения в механике, механические колебания и волны).

2. Молекулярная физика. Термодинамика.

3. Электродинамика (электростатика, постоянный ток, магнитное поле, электромагнитная индукция, электромагнитные колебания и волны, оптика).

4. Квантовая физика (элементы СТО, корпускулярно-волновой дуализм, физика атома и атомного ядра).

Задания должны быть представлены тремя уровнями сложности (А, В, С): А - с выбором ответа; В - краткий ответ; С - развернутый ответ. Каждый вариант экзаменационной работы включает в себя (табл.1):

Таблица 1

Уровень сложности Содержание (число заданий по основному содержанию раздела физики)

А Механика - 8 Молекулярная физика - 4 Электродинамика - 7 Квантовая физика - 4 Методологические умения - 2

В Тематика любая, но задачи должны быть на разные темы - 5

С С1 - качественный вопрос, требующий подробного объяснения (обоснования), С2 -механика, СЗ - молекулярная физика, С4, С5 электродинамика, С6 - квантовая (атомная) физика

В соответствии с вышеуказанными требованиями к вступительным тестовым заданиям ЕГЭ в 2009 году, мы предложили следующую форму тестовых заданий для каждого варианта (табл.2).

Таблица 2

Уровень сложности Содержание (число заданий по основному содержанию раздела физики)

А Механика - 9 Молекулярная физика - 4 Электродинамика - 8 Квантовая физика - 4

В Тематика любая, но задачи должны быть на разные темы -5

С С1 - С2 - механика - 2 СЗ - молекул. физика -1 С4 - С5 - электродинамика - 2 С6 - квантовая (атомная) физика - 1

Таким образом, из табл. 1 и 2 видно, что разработанные тестовые задания соответствуют требованиям ЕГЭ к содержательной части, форме и уровню сложности заданий.

Система оценки экзаменационных работ по вступительному тестированию полностью соответствует стандартам ЕГЭ и отображена в табл.3:

Таблица 3

' —■—-___Отметка по 5-балльной Баллы ■—■——___шкале 2 3 4 5

первичные 0-11 12-22 23-36 37-50

тестовые 0-37 38-52 53-67 68-100

При разработке содержания экзаменационной работы учитывалась необходимость проверки овладения обучающимися различными видами деятельности, такими как:

1. Владение основным понятийным аппаратом школьного курса физики -понимание смысла физических понятий, явлений, величин, законов, принципов, постулатов.

2. Решение задач различного типа и уровня сложности. Содержательной базой разработанных тестовых заданий являются:

• пособие по решению задач по физике (автор А.П.Рымкевич), типовые тестовые задания единого государственного экзамена (автор В.К.Сподарец). За основу внешнего представления тестовых заданий были взяты сборник экзаменационных заданий по физике ЕГЭ 2009 федерального банка экзаменационных материалов (открытый сегмент) [2], пособия по физике

• серии «Единый государственный экзамен. Универсальные материалы для подготовки учащихся» [3].

Программное обеспечение проведения вступительного экзамена в форме компьютерного тестирования осуществляет система дистанционного обучения «Прометей», позволяющая полноценно и независимо проводить контроль знаний в корпоративных сетях и сети Интернет большого потока поступающих.

Мы предполагаем высокую эффективность предложенной новой формы вступительного экзамена, поскольку:

1. Сокращается время проведения обработки результатов и сразу выявляется итоговые баллы тестирования.

2. Повышается объективность результатов тестирования, так как исчезает субъективность оценки знания абитуриента, связанная с отсутствием прямого контакта между участниками экзаменационного процесса.

3. Предложенные контрольные измерительные материалы являются стандартными и позволяют принимать участие в экзаменационном тестировании большему количеству абитуриентов с различной степенью подготовленности и годов выпуска.

Данная модель вступительного экзамена по физике предложена в 2010 году абитуриентам, поступающим на заочную форму обучения с применением ДОТ. Разработчики и экзаменаторы рассчитывают на успешность и высокую востребованность данной инновационной модели проведения вступительных испытаний.

Литература

1. Приказ № 58 от 24 февраля 2009г. Министерства образования и науки Российской Федерации «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2008г. № 396 «Об утверждении Порядка приема граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год»».

2. Демидова, М.Ю. ЕГЭ 2009. Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов / М.Ю.Демидова, И.И.Нурминский. - М.: Эксмо, 2008. - 368с.

3. Орлов, В.А. ЕГЭ 2009. Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / В.А.Орлов, М.Ю.Демидова, Г.Г.Никифоров, Н.К.Ханнанов. - М.: Интеллект-Центр, 2009. -224с.

© Д. И. Фахертдинова - аспирант каф. МИД КГТУ, ассистент каф. физики КГАСУ, [email protected]; А. И. Фахертдинова - психолог УВД Советского р-на г. Казани.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.