Научная статья на тему 'Особенности подготовки к ЕГЭ по химии для выпускников школ и учреждений среднего профессионального образования'

Особенности подготовки к ЕГЭ по химии для выпускников школ и учреждений среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
259
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
химия / единый государственный экзамен / план подготовки. / chemistry / unified state examination / plan of preparation.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. А. Шумкина

В настоящее время для выпускников школ и учреждений среднего специального образования крайне актуальной является задача сдачи единого государственного экзамена для поступления в высшие учебные заведения. Особенно сложно выпускникам подготовиться к сдаче химии, что является обязательным условием для поступления в медицинские вузы. В статье приведены альтернативные варианты вступительных испытаний для поступления в высшие медицинские учреждения, указаны преимущества и недостатки каждого из них. Рассмотрена структура единого государственного экзамена по химии, типы заданий, темы содержательных блоков. Предложен план подготовки к ЕГЭ выпускникам средних специальных образовательных учреждений, определены этапы и методы подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А. А. Шумкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF PREPARATION FOR THE UNIFIED STATE EXAMINATION IN CHEMISTRY FOR GRADUATES OF SCHOOLS AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

Now for graduates of schools and institutions of secondary vocational education the problem of passing the unified state examination for receipt in higher educational institutions is extremely relevant. Especially difficult to graduates to be prepared for delivery of chemistry that is an indispensable condition for receipt in medical schools. In article alternative options of entrance tests for receipt are given to the highest medical institutions, advantages and shortcomings of each of them are specified. The structure of the unified state examination in chemistry, types of tasks, subjects of substantial blocks is considered. The plan of preparation for the USE is offered graduates of average special educational institutions, stages and methods of preparation are defined.

Текст научной работы на тему «Особенности подготовки к ЕГЭ по химии для выпускников школ и учреждений среднего профессионального образования»

ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ ПО ХИМИИ ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ ШКОЛ И УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

А.А. Шумкина, канд. тех. наук, доцент

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства (Россия, г. Пенза)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10431

Аннотация. В настоящее время для выпускников школ и учреждений среднего специального образования крайне актуальной является задача сдачи единого государственного экзамена для поступления в высшие учебные заведения. Особенно сложно выпускникам подготовиться к сдаче химии, что является обязательным условием для поступления в медицинские вузы. В статье приведены альтернативные варианты вступительных испытаний для поступления в высшие медицинские учреждения, указаны преимущества и недостатки каждого из них. Рассмотрена структура единого государственного экзамена по химии, типы заданий, темы содержательных блоков. Предложен план подготовки к ЕГЭ выпускникам средних специальных образовательных учреждений, определены этапы и методы подготовки.

Ключевые слова: химия, единый государственный экзамен, план подготовки.

В настоящее время Единый Государственный Экзамен по химии выполняет две роли: является итоговой аттестацией за курс средней школы и дает возможность получить образование в высшем учебном заведении. Однако, через это же испытание проходят их сверстники, ушедшие в учреждения среднего специального образования после 9-го, а иногда и 11 -го класса, объясняя это тем, что после окончания обучения полученная профессия позволяет устроиться на работу. Тем не менее, многие молодые специалисты, получившие диплом СПО, предпочитают продолжить обучение и поступить в вуз. Поступление в высшее учебное заведение - один из важнейших этапов в жизни человека, от которого зависит его дальнейшая судьба. Поэтому этот момент сопровождается стрессом для еще не сформированного организма подростка. Кроме психологических проблем, перед выпускником СПО возникают еще и другие сложности.

Согласно ст. 70 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» прием на обучение в медицинские ВУЗы по программам специалитета лиц, имеющих среднее профессиональ-

ное или высшее образование, проводится или по результатам вступительных экзаменов в письменной или тестовой форме, либо в форме ЕГЭ. Преимущество ЕГЭ перед вступительными испытаниями заключается в том, что вступительные экзамены позволяют принять участие в конкурсе только в одно высшее медицинское образовательное учреждение и только на контрактную форму обучения, в то время как с результатами ЕГЭ подавать документы можно в 5 учреждений на бюджетную.

Форма проведения экзамена в виде ЕГЭ является довольно сложной для выпускников СПО, закончивших изучение химии, еще обучаясь в школе. Успешная сдача вступительных испытаний напрямую связана не только с уровнем владения теоретическими знаниями, но и умением ими пользоваться в нестандартных ситуациях. Поэтому необходимо разработать план подготовки, направленный на изучение материала на более глубоком уровне с целью освоения логических операций по анализу условий нахождения необходимых для решения теоретических знаний, навыков работы с заданиями соответствующего формата. Помимо работы с

тематическими тестами, изучения теоретического материала с помощью таблиц, схем, презентаций, должен проводиться практический эксперимент, в ходе которого можно познакомиться с реальными веществами и их свойствами. При самостоятельной подготовке к ЕГЭ по химии неоценимую помощь оказывают электронные пособия и ресурсы Интернет.

Для правильного построения стратегии подготовки к экзамену на сайте ФИПИ необходимо познакомиться с документами, определяющими структуру работы и требования к уровню подготовки.

Содержание экзамена разделено на следующие блоки:

1. Теоретические основы химии;

2. Неорганическая химия;

3. Органическая химия;

4. Методы познания в химии. Химия и жизнь.

Объем знаний, оцениваемым каждым содержательным блоком, соответствует требованиям государственного образовательного стандарта (ФГОС). Экзаменационная работа состоит из двух частей. Часть 1 содержит задания с кратким ответом базового уровня и повышенного уровня сложности, которые проверяют овладение материалом по основным и углубленным разделам школьного курса химии. Часть 2 содержит задания высокого уровня сложности с развёрнутым ответом, которые, в отличие от предыдущего типа заданий, направлены на комплексную оценку усвоения нескольких элементов содержания из различных блоков на углубленном уровне.

Рисунок.

Распределение заданий содержательных блоков по частям экзаменационной работы представлено на рисунке. Как видно из рисунка, соотношение баллов, полученных при освоении каждого блока содержания, примерно одинаково, поэтому при подготовке к экзамену ка-

ждый из них должен быть изучен в достаточной степени.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы с учетом тематики содержательного блока, представлено в таблице.

Таблица 1.

Содержательный Количество заданий в частях ЕГЭ

блок Часть 1 Часть 2

1 10 2

2 6 1

3 8 1

4 5 2

Таким образом, важное место в экзаменационной работе занимают элементы содержания блоков «Теоретические основы химии» и «Органическая химия». Суммарная доля заданий, направленных на проверку их усвоения составила более 60% от общего количества заданий.

Часть 1 проводится в форме тестов, работа с которыми активизирует мозговую деятельность и требует определенных навыков. Тесты при подготовке к итоговой аттестации можно рассматривать как одну из форм контроля усвоения материала, однако в силу некоторых особенностей такая форма вызывает затруднения. Поэтому при подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ необходимо работать не только в направлении изучения теоретического материала, но и в направлении отработки навыков работы с тестовым форматом.

При выполнении тестов базового уровня необходимо объяснение выбора правильного ответа, написания уравнений реакций при выборе неизвестных веществ и подробного решения. Задания повышенного уровня сложности требуют умения переносить усвоенные знания в новые ситуации. При этом задания тестового формата желательно выполнять на бланках ЕГЭ, приучаясь к особенностям их заполнения.

Работа с различными типами тестов [1] (с выбором ответа, с кратким ответом, с развернутым ответом) необходима для понимания того, что правильное выполнение задания невозможно без полного анализа его условия и выбора стратегии решения. Параллельно формируется умение рационального использования время, отведенное на выполнение экзаменационной работы.

Самостоятельная подготовка к ЕГЭ по химии требует четкого плана работы [2], который рекомендуется разделить на 3 этапа:

- первичного освоение и систематизация материала;

- повторение и закрепление пройденного материала;

- активная подготовка к экзамену.

Первичное освоение материала начинается с изучения теории и выполнения тематических тестов, позволяющих отработать необходимые навыки и степень усвоения теории.

Важным звеном в подготовке к ЕГЭ является итоговое повторение. Повторение играет большую роль в развитии долговременной памяти, способствует закреплению и углублению знаний по каждой теме. Повтор материала целесообразнее начинать с теоретической или органической химии сгруппировав темы по блокам. Цель повторения - за короткое время повторить большой объем материала привести информацию в систему закрепить умения и навыки.

Третий этап - активная подготовка к экзамену. Данный этап подразумевает тренировку по форме и по материалам ЕГЭ с формированием умения работы с бланками.

Не следует учить весь объем информации за ограниченное время. Это приведет к кратковременному нахождению ее в памяти. Теоретический материал будет понятым до конца, лишь с учетом его закрепления путем выполнения разнообразных практических заданий. Время от времени необходимо устраивать зачеты, проверяющие степень освоенности материала.

Представленный план подготовки выпускника ССУЗа к ЕГЭ по химии со-

ставлен с учетом следующих принципов:

- личностно ориентированного развивающего обучения;

- системности в формировании знаний основ химии, умений и навыков творческого применения этих знаний;

- развития учебно-познавательной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходим соответствующий психологический настрой абитуриента, направленный на непрерывность обучения химии. Правильная мотивация является основной успешной сдачи ЕГЭ. Эффективный план подготовки, в свою очередь, дает возможность грамотного распределения ресурсов выпускника.

Библиографический список

1. Аванесов В.С. Научные основы тестового контроля знаний // Исследовательский центр. - Москва, 1994 . - С. 234-245.

2. Сукнева Л.Е. Методические рекомендации для подготовки к ЕГЭ по химии // Научно-методический журнал «Концепт». - 2016. - Т.19. - С. 324-331.

FEATURES OF PREPARATION FOR THE UNIFIED STATE EXAMINATION IN CHEMISTRY FOR GRADUATES OF SCHOOLS AND SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

A.A. Shumkina, candidate of technical sciences, associate professor Penza state university of architecture and construction. (Russia, Penza)

Abstract. Now for graduates of schools and institutions of secondary vocational education the problem of passing the unified state examination for receipt in higher educational institutions is extremely relevant. Especially difficult to graduates to be preparedfor delivery of chemistry that is an indispensable condition for receipt in medical schools. In article alternative options of entrance tests for receipt are given to the highest medical institutions, advantages and shortcomings of each of them are specified. The structure of the unified state examination in chemistry, types of tasks, subjects of substantial blocks is considered. The plan of preparation for the USE is offered graduates of average special educational institutions, stages and methods of preparation are defined.

Keywords: chemistry, unified state examination, plan of preparation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.