Научная статья на тему 'Компьютерная зависимость родителем как факторы формирования аддиктивного поведения детей дошкольного возраста'

Компьютерная зависимость родителем как факторы формирования аддиктивного поведения детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
326
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ / АДДИКЦИИ / КОМПЬЮТЕРОЗАВИСИМОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ФАКТОРЫ РИСКА / ПЕРВИЧНАЯ ПРОФИЛАКТИКА / COMPUTER ADDICTION / ADDICTION / COMPUTERADAPTIVE BEHAVIOR / RISK FACTORS / PRIMARY PREVENTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бочарова Н.И., Гринблат А.Г.

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение корреляционной зависимости между уровнем компьютерных аддикций родителей и предпосылками формирования компьютерозависимого поведения детей старшего дошкольного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPUTER DEPENDENCE OF PARENTS AS FACTORS OF FORMATION OF ADDITIVE BEHAVIOR OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article presents the results of a study aimed at studying the correlation between the level of computer addictions of parents and the prerequisites for the formation of computer-dependent behavior of children of senior preschool age.

Текст научной работы на тему «Компьютерная зависимость родителем как факторы формирования аддиктивного поведения детей дошкольного возраста»

УДК 373.2 БОЧАРОВА Н.И.

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедры теории и технологий дошкольного образования, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

E-mail: bochar07@mail.ru ГРИНБЛАТ А.Г.

магистр, направление подготовки «Педагогическое образование», Орловский государственный университет имени И.С.Тургенева E-mail: annagrinblat@yandex.ru

UDC 373.2 BOCHAROVA N.I.

Candidate of Pedagogy, associate professor Department «Theory and Technology of Pre-School Education», Orel

State University E-mail: bochar07@mail.ru GRINBLAT A.G.

Mаster, direction of training «Teacher Education», Orel State

University

E-mail: annagrinblat@yandex.ru

КОМПЬЮТЕРНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДДИКТИВНОГО

ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

COMPUTER DEPENDENCE OF PARENTS AS FACTORS OF FORMATION OF ADDITIVE BEHAVIOR

OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

В статье представлены результаты исследования, направленного на изучение корреляционной зависимости между уровнем компьютерных аддикций родителей и предпосылками формирования компьютерозависимого поведения детей старшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: компьютерная зависимость, аддикции, компьютерозависимое поведение, факторы риска, первичная профилактика.

The article presents the results of a study aimed at studying the correlation between the level of computer addictions of parents and the prerequisites for the formation of computer-dependent behavior of children of senior preschool age.

Keywords: computer addiction, addiction, computeradaptive behavior, risk factors, primary prevention.

Актуальность исследования. XXI век характеризуется переходом от постиндустриального общества к обществу информационному, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации. Таким образом, на современном этапе развития общества происходит информатизация всех сфер общественной жизни, и компьютер стал неотъемлемой частью жизни современного человека.

Компьютер становится не только рабочим инструментом, он начинает влиять на поведение человека, его межличностные контакты и отношения. Одним из наиболее распространенных явлений технологически развитого общества является компьютерная зависимость, вызванная тем, что современный человек проводит практически все свое время за компьютером.

Анализ научных работ показывает, что в настоящее время основное внимание исследователей при изучении различных аспектов компьютерной зависимости сосредоточено на поисках причин игровой компьютерной зависимости (исследования Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелева), факторов личностной предрасположенности к игровой компьютерной зависимости (О.Н. Арестова, Л.Н. Бабанин, A.B. Худяков, Ю.В. Староверова, М.С. Киселева, М. Коул, К. Янг и др.), а также психологических последствий игровой компьютерной зависимости для индивида (И.В. Бурлаков, М.С. Иванов, Г.М. Авилов, О.К. Тихомиров, О.Н. Арестова,

А.Е. Войскунский).

Исследованием теоретических основ профилактики зависимого поведения занимаются Е.В. Змановская, Ц.П. Короленко, В.А. Попов, Н.А. Сирота, А.П. Сманцер, Л.М. Шипицина, Л.С. Шпелени. В.А. Плешаков изучает процессы социализации подростков в виртуальном пространстве, Фадеева С.В. - вопросы педагогической профилактики компьютерной зависимости у подростков, Е.В. Рыбак - компьютерную зависимость родителей дошкольников как социальный риск.

В последние несколько десятков лет отмечается резкое увеличение числа лиц с компьютерными аддикциями, которые обусловливают развитие психопатологических изменений личности, что приводит к разрушению социального поведения, межличностным и внутриличностным конфликтам. Все это представляет серьезную угрозу психическому здоровью общества.

Основной группой риска для развития компьютерной зависимости традиционно принято считать детей и подростков в возрасте от 10 до 18 лет.

Однако признаки компьютерной зависимости могут возникнуть и в более раннем возрасте - в дошкольном детстве. Дошкольный возраст рассматривается многими учеными как сензитивный период для формирования здоровой полноценной личности, которое происходит преимущественно в семейном кругу. Образ жизни, нравственные

© Бочарова Н.И., Гринблат А.Г. © БоеЬагоуа N.I., Grinblat A.G.

ценности, навыки общения, которые заложены в этот исключительно важный и неповторимый период жизни человека, будут проявляться в будущем, а то, что недополучено, вряд ли можно будет восполнить.

Под влиянием компьютерных аддикций родителей зачастую у ребенка даже в раннем возрасте может сформироваться предпосылки компьютерозависимого поведения, которое характеризуется стремлением уйти от реальности посредством изменения своего психического состояния. Происходит процесс, во время которого ребенок не только не решает важных для себя проблем, но и останавливается в своем личностном развитии.

Осложняется ситуация тем, что родители и педагоги недостаточно осведомлены о первых признаках формирующихся компьютерозависимых форм поведения, а также о том, что является причинами их развития. Среди основных причин, способствующих формированию компьютерных аддикций исследователи выделяют искаженную социальную микросреду, а именно семью [2].

Проблема распространения компьютерозависимых форм поведения среди детей дошкольного возраста является новым, недостаточно изученным направлением. Это обусловило актуальность проводимого исследования.

Цель исследования: выявление наличия или отсутствия корреляционной зависимости между уровнем компьютерных аддикций родителей и предпосылками формирования компьютерозависимого поведения детей старшего дошкольного возраста.

Новизна исследования состоит в том, что с учётом современных тенденций социально-экономического развития общества и достижений в дошкольном образовании и семейном воспитании выявлены причины и факторы развития компьютерной зависимости старших дошкольников и определены направления профилактики её формирования в условиях дошкольной образовательной организации (далее ДОО) и семьи.

Эмпирической базой исследования явилось МБДОУ Детский сад №17 комбинированного вида г. Орла. В исследовании принимали участие родители и дети старшего дошкольного возраста. Всего участвовало 65 детей в возрасте 5-7 лет, 194 родителя.

С целью выявления корреляционной зависимости между уровнем компьютерных аддикций взрослых членов семьи и предпосылками развития компьютерозависимого поведения у детей были проведены три этапа анкетирования родителей и беседа с детьми. Нами разработано содержание анкет и беседы с детьми, критерии и уровни оценки показателей.

Анкета №1 была направлена на определение уровня выраженности признаков компьютерной зависимости у родителей детей старшего дошкольного возраста. В первичном анкетировании приняли участие 65 человек, из которых 58 являются матерями и 7 - отцами дошкольников.

Результаты показали, что у 2% респондентов уровень выраженности признаков компьютерной зависимости является высоким, что свидетельствует о наличии симптомов аддиктивного поведения. У 5% родителей выявлен средний уровень, при котором признаки компьютерной зависимости слабо выражены. Подавляющее большинство респондентов (93%) имеют низкий уровень выраженности признаков компьютерной зависимости, что говорит об их

отсутствии. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Уровень выраженности признаков компьютерной зависимости у родителей (анкета №1)

Количество испытуемых Сумма набранных баллов

Низкий уровень (11 и менее баллов) Средний уровень (сумма баллов 12-16) Высокий уровень (17 и более баллов)

В абсолютном значении матери 57 1 0

отцы 4 2 1

В % матери 98% 2% 0%

отцы 57% 29% 14%

Всего (без учета пола) 61 3 1

Всего в % (без учета пола) 93% 5% 2%

Во втором этапе анкетирования количество респондентов составило 62 человека, из которых 31 являются родителями девочек, и 31 - мальчиков. Первая часть анкеты № 2 была направлена на оценку степени выраженности признаков компьютерной зависимости у детей старшего дошкольного возраста с позиции их родителей. Вторая часть анкеты позволила констатировать общий уровень компьютерной культуры родителей.

По ответам, данным респондентами, оказалось, что у 10% детей старшего дошкольного возраста выявлен высокий уровень, что свидетельствует о наличии в поведении ребенка выраженных предпосылок формирования компьютерной зависимости и необходимости консультации специалиста. Более половины детей (64%) имеют средний уровень, при котором признаки компьютерной зависимости выражены незначительно, однако могут оказывать определенное негативное воздействие на поведение ребенка. Низкий уровень выраженности признаков компьютерной зависимости характерен для 26 % дошкольников. Данные представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Оценка степени выраженности признаков

компьютерной зависимости у детей (анкета №2)

Количество испытуемых Сумма набранных баллов

Сумма баллов 3 и менее (низкий уровень) Сумма баллов 4-8 (средний уровень) Сумма баллов 9 и более (высокий уровень)

м д м д м д

В абсолютном значении 7 9 18 22 6 0

В % 23% 29% 58% 71% 19% 0%

Всего в абсолютном значении (без учёта пола) 16 40 6

Всего в % (без учёта пола) 26% 64% 10 %

Вторая часть анкеты № 2 позволила выявить общий уровень компьютерной культуры родителей детей старших и подготовительных групп. По результатам опроса 69% респондентов имеют недостаточный уровень компьютерной грамотности и нуждаются в его повышении. Данные представлены в таблице 3.

Таблица 3.

Оценка уровня компьютерной культуры родителей (анкета №2)

Количество испытуемых 3 и более баллов

В абсолютном значении 43

В % 69%

Третий этап анкетирования родителей представлял собой модифицированный для дошкольников тест на детскую Интернет-зависимость (С.А. Кулаков, 2004). В тестировании приняли участия 67 человек, из которых 34 являются родителями девочек, и 33 - мальчиков.

Результаты показали, что у 2% дошкольников уровень выраженности признаков компьютерной зависимости является высоким и им необходима помощь специалиста. У 25% детей выявлен средний уровень, при котором родителям учитывать риск негативного влияния компьютерных игр на жизнь ребенка и всей семьи. Подавляющее большинство респондентов (73%) имеют низкий уровень выраженности признаков компьютерной зависимости, однако родителям необходимо осуществлять превентивный контроль. Данные представлены в таблице 4.

Исследование предполагало проведение беседы с детьми, которая имела цель - выявление уровня выраженности признаков компьютерной зависимости старших дошкольников. Анализ ответов детей на вопросы беседы показал, что высокий уровень, свидетельствующий о наличии в поведении ребенка выраженных признаков формирования компьютерной зависимости, выявлен не был. У 45% опрошенных дошкольников констатирован средний уровень, при котором признаки компьютерозависимого поведения слабо выражены, однако риск негативного влияния компьютерных игр на поведение ребенка необходимо учитывать. Около половины дошкольников (51%) имеют низкий уровень и испытывают незначительное влияние компьютера.

Таблица 4.

Оценка результатов теста на детскую Интернет-зависимость (С. А. Кулаков, 2004) (анкета №3)

Количество испытуемых Сумма набранных баллов

15 и менее баллов (низкий уровень) 16-23 баллов (средний уровень) 24 и выше баллов (высокий уровень)

м д м д м д

В абсолютном значении 19 30 13 4 1 0

В % 58% 88% 39% 120% 3% 0%

Всего в абсолютном значении (без учета пола) 49 17 1

Всего в % (без учета пола) 73% 25% 2%

Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что подавляющее большинство родителей имеют низкий уровень выраженности признаков компьютерной зависимости, что является основанием считать ситуацию в семьях относительно благоприятной и не вызывающей опасений для формирования компьютерной зависимости детей.

Однако, что касается детей, ситуация выглядит несколько иначе. Второй и третий этапы анкетирования и результаты беседы с детьми позволили нам оценить степень выраженности признаков компьютерной зависимости с трех позиций: родители (анкета №2), дети (беседы с дошкольниками) и тест на детскую интернет-зависимость С. А. Кулакова (анкета №3).

По данным различных этапов анкетирования высокий уровень выраженности признаков компьютерной зависимости характерен для 10% (анкета № 2) или 2% (анкета № 3) дошкольников. В ходе бесед с детьми высокий уровень выявлен не был.

Средний уровень выявлен у 64% (анкета № 2), или 25% (анкета № 3), 45% (беседы с детьми) детей старшего дошкольного возраста, а низкий - у 26% (анкета № 2), или 73% (анкета № 3), 51% (беседы с детьми) детей старших и подготовительных групп.

Таким образом, можно констатировать, что проблема компьютерной зависимости среди детей дошкольного возраста становится все более очевидной. Педагогам и родителям необходимо учитывать риск негативного влияния компьютерных игр на поведение ребенка и продумывать систему профилактических мер.

Результаты анкеты № 2 очевидно отличаются от результатов тестирования и беседы. Это связано с обеспокоенностью опрошенных родителей по поводу последствий негативного влияния компьютера на их ребенка, что влияет на объективность ответов. Результаты, полученные в ходе беседы, также могут быть не полной степени правдивы в силу возрастных особенностей мышления детей дошкольного возраста. Поэтому наиболее объективными являются результаты проведения модифицированного для дошкольников теста на детскую интернет-зависимость С.А. Кулакова.

Для определения наличия корреляционной зависимости между компьютерными аддикциями родителей и риском формирования предпосылок к развитию компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста нами использованы результаты анкеты № 1 и № 3, так как именно они носят наиболее объективный характер.

-93%-

.-этой--

Высокий уровень

Средний уровень

Неккнй уровень

анкета №2 Уровень Bt.ip аженнос л i nju ni ыков КОМПЬЮТЕРНОЙ *<Ш1 КI IMOCI11

детей

■ анкета №3 Уровень вир аженнос п I гц>1 пнлков kos шыотернойш m ici моетт г

детей

Рис.1. Влияние компьютерных аддикций родителей на формирование предпосылок компьютерозависимых форм поведения дошкольников.

Результаты данных этапов анкетирования позволяют говорить лишь о наличии общей тенденции зависимости двух факторов: компьютерных аддикций родителей и предпосылок компьютерозависимого поведения детей старшего дошкольного возраста (данные представлены на рисунке 1). Это обусловлено индивидуальными различиями между людьми, а так же множеством факторов, влия-

ние которых на респондентов не могут быть учтены в ходе интервьюирования.

Для выявления наличия или отсутствия связи между данными факторами нами использован коэффициент корреляции, который представляет собой математический показатель силы (тесноты) связи между двумя переменными. Нами высчитывался коэффициент корреляции Пирсона (Карл Пирсон (Pearson), характеризующий степень линейной зависимости между переменными.

Вычисления производились по формуле: _ M\XY] - M\X]M\Y]

,

где M обозначает математическое ожидание, Х - количество родителей, У - количество детей старшего дошкольного возраста с тем или иным уровнем выраженности признаков компьютерной зависимости соответственно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результат показал, что коэффициент корреляции между заданными величинами оказался положительным и равен 0,9541, что свидетельствует о наличии сильной прямо пропорциональной зависимости между уровнями выраженности признаков компьютерной зависимости родителей и детей дошкольного возраста.

Таким образом, чем выше уровень выраженности при-

знаков компьютерной зависимости у родителей, тем выше вероятность попадания детей в группу риска по формированию компьютерозависимых форм поведения.

Итак, компьютерная зависимость как феномен современного информационного общества является достаточно серьезным социальном риском для его развития. Анализ научной литературы и результатов эмпирического исследования подтвердил тенденцию к снижению возрастных границ распространения компьютерной зависимости. В связи с тем, что дети дошкольного возраста на данном этапе развития современного общества находятся в группе риска, необходима педагогическая профилактики компьютероза-висимого поведения у дошкольников.

Одной из действенных мер, с нашей точки зрения, может быть системная работа по внедрению в образовательный процесс ДОО педагогических проектов цикла «С мамой, с папой веселей!», направленных на повышение уровня компьютерной культуры родителей и освоение ими основных способов организации семейного оздоровительного досуга [1]. Это позволит минимизировать риск развития компьютерной зависимости у детей и их родителей и сформировать установку на ведение здорового образа жизни.

Библиографический список

1. Бочарова Н.И. Педагогическая профилактика компьютерной зависимости у детей дошкольного возраста/ «Информационные и компьютерные технологии в дошкольном образовании»: материалы заочной международной научно-практической конференции (20 апреля 2016). М., 2016, С. 3-7.

2. БочароваН.И., Гринблат А.Г. Факторы формирования компьютерозависимого поведения детей старшего дошкольного возраста/ «Теоретические и методологические проблемы современной педагогики и психологии»: сборник статей по итогам Международной научно - практической конференции. В 3 ч. Стерлитамак: АМИ, 2017, С.55-57.

References

1. Bocharova N.I. Pedagogical prophylaxis of computer dependence in preschool children/ "Information and computer technologies in preschool education": materials of the correspondence international scientific-practical conference (April 20, 2016). M., 2016, Рp. 3-7.

2. BocharovaN.I., GrinblatA.G. Factors of formation of computer-dependent behavior of children of the senior preschool age/ "Theoretical and methodological problems of modern pedagogy and psychology": a collection of articles on the results of the International Scientific and Practical Conference. Аt 3 pm Sterlitamak: AMI, 2017, Рр. 55-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.