Научная статья на тему 'Компьютерная система «Фактор» для оценки влияния физкультурных занятий на состояние здоровья студентов'

Компьютерная система «Фактор» для оценки влияния физкультурных занятий на состояние здоровья студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерная система «Фактор» для оценки влияния физкультурных занятий на состояние здоровья студентов»

нимались различными видами оздоровительной физической культурой и не имели опыта серьезных и постоянных занятий спортом.

После четырех месяцев занятий мы провели анализ успеваемости студенток по итогам сессии и выявили, что она заметно улучшилась.

Проведя беседу с девушками, мы выяснили, что несмотря на то, что практически все их время было занято учебой, тренировками и выступлениями, респонденткам было легче усваивать новый теоретический материал, готовиться к зачетам и экзаменам, так как в связи с тренировками их время было четко регламентированно, они соблюдали режим дня и питания. Очевидно, что занятия черлидин-гом являются важным фактором в повышении успеваемости студенток вузов.

Таким образом, особенность современного периода организации процесса физического воспитания студенческой молодёжи состоит в том, что необходимо отходить от жестких схем, от директивных методов в организации данного процесса, следует всячески поощрять различные нестандартные формы двигательной активности, популярные среди молодёжи.

Г. В. Сокарева, М. А. Савенко, Н. Я. Пухова

Компьютерная система «Фактор» для оценки влияния физкультурных занятий на состояние здоровья студентов

Рационально организованные занятия оздоровительной физической культурой повышают уровень здоровья студентов, обеспечивают гармоничное физическое развитие и хорошее психоэмоциональное состояние.

При оценке физического развития используют комплекс различных показателей в сопоставлении с показателями здоровья, работоспособности и уровнем умения выполнять те или иные действия. Педагогическая система физической культуры может оказывать существенное влияние на многие из перечисленных признаков, поэтому по физическому развитию можно судить об эффективности занятий физическими упражнениями.

Физическая тренировка оказывает мощное воздействие на организм человека. Она способна улучшить здоровье и психическое состояние людей: регулировать работу организма, повысить активность, работоспособность, улучшить настроение, самочувствие, улучшать физические кондиции: повысить силу, выносливость мышц, развить гибкость и координационные способности, снизить количество жира, исправить осанку, изменить пропорции тела.

408

Уровень двигательной подготовленности можно определять с помощью обобщенных показателей (выполнения нормативных требований или спортивных результатов) и используя двигательные тесты на быстроту, силу, выносливость, подвижность в суставах. По сопоставлению показателей тестирования и оценки техники исполнения можно обоснованно вводить коррективы в педагогический процесс.

Для оценки влияния физкультурных занятий на состояние здоровья нами проведено обследование студентов I курса Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (23 юноши в возрасте от 18 до 20 лет) с использованием компьютерной системы «ФАКТОР» (Д.Н. Гаврилов, А.В. Малинин).

Перед нами стояла задача оценить состояние здоровья, физическое развитие и функциональные показатели студентов первого курса, занимающихся физической культурой на специальном отделении и по состоянию здоровья относящихся к специальной медицинской группе.

Занятия со студентами проводились два раза в неделю по 1,5 ч. Теоретическая часть составляла 20 мин, затем следовала практическая: общеразвивающие упражнения, игры, овладение навыками лечебной гимнастики. Уровень двигательной подготовленности может определяться, во-первых, с помощью обобщенных показателей (выполнения нормативных требований или спортивных результатов) и, во-вторых, с помощью двигательных тестов на быстроту, силу, выносливость, подвижность суставов и оценивания техники физических упражнений. По сопоставлению показателей тестирования и оценки техники исполнения можно обоснованно вводить коррективы в педагогический процесс.

Оценивали показатели физического развития (длина, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких, телосложение), функциональные показатели и двигательные навыки. В результате анализа показателей морфофункционального состояния были получены следующие данные:

• длина тела и масса тела соответствуют возрастной норме, телосложение юношей оценивается как гармоничное, что подтверждает весо-ростовой индекс (22,7 усл. ед.);

• жизненная емкость легких (ЖЕЛ) юношей несколько меньше расчетной величины, определяемой по формуле Людвига;

• жизненный индекс (56,0 усл.ед.) ниже среднего, однако показатели пробы Штанге, задержка дыхания на вдохе, (63,4 усл. ед.) хорошие;

• уровень аэробной выносливости удовлетворительный (10,5 усл. ед.), так же, как и мышечной выносливости (40,4 усл. ед.);

• снижен уровень гибкости (4,9 усл. ед.);

409

• физическая подготовленность низкая (15,5 усл. ед.), уровень физического здоровья (8,2 усл. ед.), ниже среднего.

У обследуемых юношей показатели индекса функциональных изменений (ИФИ) по Баевскому свидетельствуют о высоком уровне адаптационных возможностей сердечно-сосудистой системы. Показатели вегетативного коэффициента (по Люшеру) свидетельствуют о готовности реализации сил в действии. Психическая работоспособность (по Люшеру) у юношей оценивается как средняя. В целом, уровень психоэмоционального состояния достаточно хороший.

Методика оздоровительной тренировки предусматривает два режима проведения занятий (врабатывания и тренировочный), преимущественно аэробную направленность нагрузки, комплексный подход к занятию (сочетание танцевальных движений, стретчинга, координационных и дыхательных упражнений), кратность и длительность занятий (три раза в неделю по 45 минут).

Имеющиеся рекомендации отечественных и зарубежных специалистов, а также постоянно проводимое практическое конструирование новых комплексов, позволили разработать достаточно обширный двигательный материал для занятий и создать банк упражнений для людей пожилого возраста с различной патологией.

Построение конкретной технологии оздоровления скорректировано в зависимости от состояния каждой значимой характеристики занимающегося, от состояния индивидуума.

Особенностью программы является постоянный врачебнопедагогический контроль состояния занимающихся. В период развития информационных технологий важно применять их для совершенствования в избранной сфере деятельности, освоения различных полезных навыков.

Наибольшее значение для совершенствования оздоровительного тренировочного процесса имеют данные врачебнопедагогических наблюдений. Примером частных задач при этом могут быть: оценка правильности построения, выбора и распределения средств в одном занятии или микроцикле; определение оптимального числа повторений упражнений, интервалов отдыха между ними; определение величины нагрузки и ее соответствия возможностям занимающегося, длительности и полноценности восстановления после занятия; оценка эффективности применяемых средств восстановления.

Одна и та же нагрузка при разных функциональных состояниях вызывает разные физиологические изменения. Неодинаковую нагрузку несут в себе и разные оздоровительные упражнения при одной и той же продолжительности их выполнения (поэтому нельзя для определения нагрузочности использовать лишь временной критерий без учета содержания и объема выполненной работы).

410

Психофизическое оздоровление следует рассматривать как систему, формирующую у занимающегося сознательное отношение к занятиям физическими упражнениями, потребности в здоровом образе жизни, использовании научно обоснованных принципов и средств оздоровления.

Стимулирование в оздоровлении обеспечивается большим разнообразием упражнений и условий их выполнения, благоприятным фоном, вызывающим положительные эмоции, оказанием внимания и помощи, самостоятельностью во время занятий, поощрением деятельности, подбором адекватных критериев оценки результативности занятий и вовлечением занимающегося в оценку результатов, выбор в соответствии с индивидуальными особенностями критических и поощрительных способов оценки как одного из возможных вариантов стимулирования активности, интереса и стремления к самосовершенствованию.

С. В. Титовец

Флорбол как средство физической подготовки студентов

Флорбол - схожая с хоккеем и футболом игра, не требующая особого оборудования, не зависящая от погодных условий, поэтому ее можно использовать так же, как и другие спортивные игры. Играть в флорбол можно на любой ровной площадке с различными покрытиями (земляным, деревянным, синтетическим). Используются правила, запрещающие силовую борьбу, игра ведется легкими клюшками из композитных материалов и пластиковым мячом весом 23 грамма, что максимально снижает вероятность получения травм игроками и не наносит вреда помещениям, в которых проходят игры. Флорбол развивает ловкость, выносливость, быстроту, реакцию и не имеет никаких противопоказаний. Флорбол как очень подвижный вид спорта и отдыха может стать хорошим дополнением к уже существующим спортивным играм, входящим в программу по физической подготовке студентов.

В физической подготовке студентов большое место отводится и физическим упражнениям в игровой форме, и подвижным играм. Для успешной работы, отражающей современные требования в образовании, важно использовать методики и технологии, направленные на всестороннее развитие личности и двигательных качеств. Появление новых спортивных и подвижных игр на занятиях позволяет развивать физические качества, так необходимые в будущей профессиональной деятельности.

411

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.