Научная статья на тему 'Компьютерная графика, анимация в качестве инструмента медиаобразования'

Компьютерная графика, анимация в качестве инструмента медиаобразования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1026
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / АНИМАЦИЯ / ВИЗУАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бекназарова С. С.

В статье описан процесс использования компьютерной графики, анимации в качестве инструмента медиаобразования для развития визуального представления информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компьютерная графика, анимация в качестве инструмента медиаобразования»

ПРАКТИКА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

Media Education Practices

КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА, АНИМАЦИЯ В КАЧЕСТВЕ ИНСТРУМЕНТА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ

С.С. Бекназарова,

Ташкентский Университет информационных технологий, Узбекистан

Аннотация: В статье описан процесс использования компьютерной графики, анимации в качестве инструмента медиаобразования для развития визуального представления информации.

Ключевые слова: медиаобразование, компьютерная графика, анимация, визуализация.

Computer graphics, animation as a tool of media education

S.S.Beknazarova,

Tashkent University of Information Technologies, Uzbekistan

Abstract: This article describes how to use computer graphics, animation, media education used as a tool of the development of the visual presentation of information.

Keywords: media education, computer graphics, animation, visualization

Современное медиаобразование призвано развивать критическое мышление, учить восприятию информации, подаваемой с экрана, и обнаружению скрытого смысла сообщений СМК (средств массовой коммуникации). При этом все направления медиаобра-зования согласны в необходимости развивать творческие и коммуникативные способности учащихся посредством овладения методами создания и технологиями СМК.

Особое значение в медиаобразо-вании придается практическому освоению новых технических средств, креативному и деятельно-стному подходам к обучению работе с визуальными образами СМК, а также формированию критического мышления.

Компьютерная графика и анимация создается на компьютере при помощи специальных программных средств. Компьютерная графика и анимация сегодня - наи-

более мощное средство творческого создания визуального ряда СМК и мощный инструмент визуального мышления. Особенно это касается телевидения, которое, с одной стороны, является сегодня основным массовым средством обучения "визуальной грамотности" и представляет собой широчайшее поле для разнообразного применения. С другой стороны, обучение критическому анализу телевизионной информации - одна из традиционных базовых задач медиаобразования.

Сегодня в профессиональном и общеобразовательном обучении неподвижное изображение, "оживленное" компьютером, модели и другие виды компьютерной анимации применяются в учебно-испытательных тренажерах-имитаторах. Компьютерной анимацией пользуются и ученые, если есть необходимость заменить эксперимент его модельной имитацией. То есть опыт разнообразного прикладного использования компьютерной анимации в различных сферах достаточно велик. При этом развитие компьютерной индустрии в целом наряду с компьютеризацией образования, привело к существенному росту числа юных пользователей персональных компьютеров.

По мнению В.И.Митеева, обучение в школах, а также и в колледжах должно быть особенно целостным и сбалансированным: необходимо продемонстрировать максимально широкий спектр анимационной компьютерной продукции, помочь освоить различные техники компьютерной анимации. В этом возрасте у подрастающего 34

поколения можно начинать развивать критическое мышление, навыки осмысления и сравнительного анализа предъявляемой им информации, у учащихся возникает критерий соответствия правде жизни [Митеев, 1999, с.23-34]. Думается, именно в этот период психологического развития, подросткам необходимо привить умения правильно работать с большим потоком информации, критически осмысливать ее.

Визуальное мышление - это существенная компонента образовательной технологии. Дело в том, что отрыв образования от непосредственного опыта привел к развитию "визуального обучения", в высшей степени полезного для того, чтобы придавать содержание словам, которые предназначены для запоминания и усвоения учащимися. Однако использование визуального материала не может само по себе привести к визуальному мышлению, прежде всего, по двум причинам. Во-первых, визуальное мышление - это не только использование понятий, для которых существуют конкретные аналоги. Визуальное мышление, как его понимают специалисты, - это мышление посредством визуальных операций. Другими словами, произведение изобразительного искусства - не иллюстрация к мыслям его автора, а конечное проявление самого мышления.

Как известно, компьютер - великолепное средство моделирования и демонстрации законов, лежащих в основе художественного, научного и технического творчества, как средство создания новых

произведений искусства и даже новых видов искусства, а также пер-сонализации образовательного процесса. Поэтому думать вместе и "через" машину находить применение тем необъятным возможностям, которые заложены в современной технике, - вот ближайшие цели для нашего медиаобразова-ния в области компьютерного творчества [Каримов, 2006, с.67-68].

В целом прогрессивной считается образовательная технология, которая ориентирована на рациональный и критический анализ получаемой информации: преподаватели строят обучение по проблемно ориентированным моделям; они апеллируют к природному детскому любопытству к природе вещей, направляя учеников с помощью вопросов и фактов, требующих от детей самостоятельного исследования.

При использовании компьютерных технологий в рамках меди-аобразования меняется также и роль учителя - с доминирующего источника информации, контролирующего практически все потоки информации в процессе обучения, на аналитика потока компьютерной информации и консультанта (руководителя исследовательской группы) учащихся. Начинают превалировать задачи на критический анализ, систематизацию, постановку задач, проблемы творческого и поискового характера. Особое значение приобретает адаптация традиционных образовательных технологий и создание новых, индивидуализация обучения в зависимости от склада ума и специфики способностей каждого учащегося.

Все эти вышесказанное актуализируют разработку системы критериев оценки компьютерных анимационных пакетов для обучения компьютерной анимации в рамках медиаобразования.

Отсюда следуют два вывода для образования в области компьютерной анимации:

- во-первых, как уже отмечалось выше, для достижения целей ме-диаобразования средствами компьютерной анимации, необходимо научить школьников и студентов творчески им пользоваться, то есть создавать на нем продукцию, удовлетворяющую элементарным требованиям к качеству компьютерной анимации;

- во-вторых, используемый анимационный пакет должен быть профессиональным, то есть дающим возможность обучаться в "реальных", а не учебных, условиях. Особенно это важно при профессиональном обучении в вузе, профилированном на подготовку специалистов масс-медиа.

Медиаобразование средствами компьютерной анимации - особенно интегрированное в образование, позволит учащимся активно овладеть наглядным материалом, поскольку это овладение возможно только в том случае, когда существенные свойства объектов мышления при помощи образа наглядно объясняются.

Здесь необходимо отметить, что статичное изображение (неподвижный оптический строй) представляет собой частный случай изменяющегося изображения (подвижного оптического строя). Неподвижный оптический строй можно

получить, если встать неподвижно и смотреть на застывший мир одним глазом. В этом случае глаз продолжает работать, но работает он в несвойственном ему режиме. Оптический покой - это частный случай оптического движения, а не наоборот. Следовательно, кинокартина - это более общий тип изображения, а живопись и фотография - его разновидности.

Компьютерная анимация помогает соединить этот более общий строй изображения с расширением зрения и, следовательно, расширением сознания, позволяющими нам не только видеть глазами другого все, что он не в силах передать нам на логически-словесном уровне. Говоря современным языком, мы можем воссоздать недоступный или невидимый глазу мир (так называемую виртуальную реальность).

Приведенные выше специфические образовательные и когнитивные возможности компьютерной анимации позволили предположить эффективность основных средств достижения целей меди-аобразования при обучении компьютерной анимации, апробиро-

ванные мною в широком спектре педагогических экспериментов. Опыт показал, что практически при любой форме обучения компьютерной анимации, так или иначе, достигается большинство целей медиаобразования, поскольку эти цели взаимосвязаны. Творчество средствами компьютерной анимации - показатель наивысшего уровня освоения компьютерной графики и дизайна в использования элементов медиаобразования [Голубев, Анастасюк, 2009, c.89-95].

Литература

Голубев А.П., Анастасюк Р.Л., Использование эффектов Corel R.A.V.E., М., 2009.

Каримов Г. В., Анимация как средство медиаобразования, М., 2006.

Митеев В. И., Введение в медиа-образование, М., 1999.

Никитин К.А., Устройство современной анимации. М., 2001.

References

Golubev, A.P. Anastasyuk, R.L., Using Effects Corel RAVE, Moscow, 2009.

Karimov, G.V. Animation as a tool of media education. Moscow, 2006.

Miteev, V.I. Introduction in media education. Moscow, 1999.

Nikitin, K.A. Modern animation mechanism, M., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.