УДК 802.0:800:378
КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В НЕЯЗЫКОВОМ ВУЗЕ:
ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Н.Ю.Гутарева
Институт геологоразведки и нефтегазового дела Томского политехнического университета,
GutarevMM@sibgeo. tomsknet. ru
Показана актуальность применения компьютера в рамках дистанционного обучения английскому языку студентов технического вуза, определены наиболее оптимальные методы и средства обучения и контроля, раскрыты особенности использования в учебном процессе электронного учебника.
Ключевые слова: дистанционное обучение, электронный учебник, текст, контроль
The article shows the topicality of computer using within the framework of E-learning System of English learning by the students of engineering institution of higher education. The most optimal studying and controlling methods are determined. The aspects of electronic book using within the education process are presented.
Keywords: E-learning System, electronic book, text, control
Возросшие за последние годы требования к качеству языковой подготовки специалистов-нелингвистов обусловили соответствующие преобразования и в формах организации учебного процесса, методах, средствах обучения и контроля в вузе. Все шире применяется дистанционное обучение — такая форма организации учебного процесса, когда обучение, например, иностранному языку происходит на расстоянии, посредством компьютерных телекоммуникационных сетей [1]. На протяжении многих лет эта форма обучения рассматривалась как заочная.
В чем состоит специфика дистанционного обучения иностранному языку в вузе? Г лавной его особенностью является опосредованный характер телекоммуникационного общения «преподаватель — студент» и связанные с этим ограниченные возможности их межличностного взаимодействия, а с другой стороны, именно такая форма обучения позволяет максимально активизировать самостоятельную работу студентов, что в условиях вузовского обучения особенно важно, так как будущий специалист должен уметь самостоятельно организовывать свою познавательную деятельность.
С нашей точки зрения, дистанционное обучение — это не только новая форма обучения, но и новая форма образования. В отличие от различных форм заочного обучения дистанционное обучение обеспечивает следующие возможности:
— оперативной передачи на любые расстояния информации любого объема, любого вида (визуальной и звуковой, статичной и динамичной, текстовой и графической);
— хранения информации в памяти компьютера в течение нужного времени, ее редактирования, обработки, распечатки и т.д.;
— интерактивности с помощью специально создаваемой для этих целей мультимедийной информации и оперативной связи с преподавателем;
— доступа к различным источникам информации, работы с этой информацией [2].
Средством дистанционного обучения выступает электронный или программированный учебник. Материал такого учебника составлен с учетом принципов программированного управления процессом усвоения знаний. С одной стороны, электронный учебник позволяет удовлетворять ведущим дидактическим принципам: наглядности, научности, сознательности, активности, систематичности и последовательности, доступности, прочности усвоения и др., а с другой стороны, соответствует современным требованиям личностно-ориентированного подхода в методике преподавания иностранных языков, поскольку каждый студент может работать с учебником в индивидуальном режиме и выполнять те задания, которые представляют для него наибольший интерес.
Как именно может применяться электронный учебник? Возможно его применение как тренажера для самостоятельных занятий, как средства текущего контроля и как экзаменатора. В рамках нашей работы электронный учебник рассматривается главным образом как тренажер для самостоятельных занятий студентов в условиях профессиональноориентированного обучения английскому языку.
В каких режимах проходит работа с электронным учебником? Он предусматривает следующие виды работ: чтение учебных материалов, обучение элементам языка, контроль и оценка знаний [3].
Обязательным условием применения электронного учебника является наличие компьютера, роль которого в учебном процессе трудно переоценить, поскольку он позволяет оптимизировать обучение иностранному языку, выполняя рутинную работу (проверку тестовых заданий, объяснение трудностей и т.д.). Благодаря компьютеру у преподавателя и студентов появляется время на активную коммуникацию, личностное общение в рамках профессионально-ориентированного обучения английскому языку. Электронный учебник обеспечивает моментальную обратную связь, что, безусловно, сказывается на мотивации студентов. Только электронный учебник позволяет работать в интерактивном режиме, рефлексируя уровень обученности студентов. Увеличение мотивации также связано и с объективной оценкой знаний студентов, основанной на дискретных тестах.
С психологической точки зрения электронный учебник несет в себе огромный мотивационный потенциал за счет применения разнообразных приемов и средств, а студенты могут ощущать постоянное присутствие доброжелательного инструктора в виде компьютера. Необходимо отметить также, что только компьютер гарантирует нам конфиденциальность полученных результатов, поскольку никто кроме студента, который выполняет тест, не знает ошибок, допущенных им, а следовательно, самооценка его не снижается. Неоспоримым достоинством электронного учебника является обеспечение эмоционального комфорта, так как отсутствуют негативные эмоции от комментариев преподавателя или однокурсников, нет боязни допустить ошибку в предложенном тесте и т.д. [4].
Анализируя роль контроля в обучении иностранным языкам, мы подразумеваем, что это повторение и закрепление ранее усвоенного материала, из чего следует, что учебный процесс невозможен без контроля. Контроль в электронном учебнике представлен в большей степени диагностической функцией, так как оценка не имеет принципиального значения для преподавателя.
С точки зрения самостоятельной работы создаваемый нами учебник позволяет студентам самостоятельно работать над произношением терминов своей специальности, соединяя все три образа предложенного слова: графический, смысловой и звуковой в процессе прослушивания речи автора электронного учебника. Необходимо также отметить, что в электронном учебнике можно представить большой по объему языковой материал в удобной и интересной
форме, так как в процессе разработки его у создателя нет границ для творчества.
Однако создание электронного учебника — трудоемкий процесс, поскольку требует тщательного подбора интересных заданий, оптимальных компьютерных программ, отсутствия однообразия и т.д. В силу этого обстоятельства интерес к созданию электронных пособий в 70-е гг. прошлого века снизился как за рубежом, так и в нашей стране. В настоящее время вновь наблюдается интерес к разработке электронных учебников, что объясняется популяризацией дистанционного обучения, неограниченными возможностями сети Интернет, снижением интереса молодежи к чтению книг, увеличением информационного пространства, изменениями требований к современным специалистам и темпа жизни в целом.
Дистанционное обучение — это гибкая система образования, позволяющая приобретать знания там и тогда, где и когда это удобно обучающимся.
Существует целый ряд функций, который выполняет компьютер в дистанционном обучении. Остановимся кратко на наиболее важных из них.
Коммуникативная функция (осуществляется за счет имитации в электронном учебнике деятельности преподавателя в роли партнера по вербальной коммуникации на иностранном языке, реализуемой в форме диалогового взаимодействия студента с компьютером).
Организационно-стимулирующая — реализуется благодаря тому, что компьютер выступает в качестве технической поддержки организации учебного процесса при реализации дистанционного обучения; возможна имитация организационно-стимулирующей функции преподавателя.
Информативная — заключается в возможности хранения и переработки больших объемов информации, представленной в виде информационных кадров и информационной поддержки.
Тренировочная — проявляется в уникальной возможности формирования прочных навыков при обучении иностранным языкам.
Управляющая функция усиливается за счет моментальной обратной связи.
Контролирующе-коррегирующая функция осуществляется в виде: 1) принятия и распознания ответов обучающихся, 2) анализа и определения правильности полученных ответов, 3) сохранения полученных результатов, 4) выставления конечного результата за выполнение конкретного теста.
Можно констатировать, что в настоящее время существуют разнообразные специальные компьютерные программы, ориентированные на обучение иностранным языкам при дистанционной форме обучения. Среди них выделяются три основные группы: 1) программы, посвященные изучению тех или иных разделов системы языка (главная задача таких программ — введение и активизация языковых форм и структур); 2) программы, направленные на обучение видам речевой деятельности; 3) программы, обеспечивающие контроль уровня сформированности речевых и языковых навыков.
С помощью компьютерных программ трудно пока еще имитировать речевое общение, хотя ком-
пьютерные программы обеспечивают введение учебного материала, моделирование ситуаций общения, организацию игровых заданий, контроль и оценку знаний. В обучении в последнее время стали активно применяться системы мультимедиа, синтезирующие звук, видеоизображение и тексты, что позволяет использовать все виды наглядности.
Долгое время существовали определенные трудности в воспроизведении устного диалога. Распознание и анализ вербального ответа тестируемого является одной из самых сложных проблем компьютерной лингводидактики. Однако в настоящее время применяются следующие способы анализа ответов тестируемых:
— сравнение с алфавитно-цифровым эталоном,
— использование банков данных правильных ответов,
— метод моделирования ошибок,
— грамматический анализ,
— анализ на семантическом уровне [3].
Способ сравнения с эталоном очень хорошо
сочетается с техникой множественного выбора. При этом тестируемый лишь выбирает путем нажатия на определенную клавишу нужный ответ, а компьютер сравнивает с вариантом правильного ответа, заложенного в память.
При реализации метода создания банков данных правильных ответов создатели электронных учебников сталкиваются со значительными трудностями, так как предусмотреть все возможные ошибки и все варианты правильных ответов практически невозможно.
Метод моделирования ошибок иногда применяется в качестве дополнительного способа диагностики ошибочных ответов, которые трудно однозначно определить.
В интеллектуальных обучающих программах применяются такие способы анализа ответов, как универсальные банки данных, грамматический и семантический анализ, что дает возможность перейти к свободно конструируемой и произвольной формам ответа.
В разработанном нами электронном учебнике мы применяли дискретные тесты, которые проверяли степень владения отдельными элементами фонетики, грамматики, лексики в рамках чтения, аудирования и говорения при профессионально-ориентированном обучении английскому языку. Такие тесты являются узконаправленными, их основная функция — диагностическая. Дискретные тесты способствуют выявлению специфических трудностей в усвоении языковых единиц. С помощью предложенных тестов студенты могли самостоятельно выявить существующие про-
блемы в усвоении тех или иных языковых явлений и получить соответствующие разъяснения в разделе информационных подсказок. В этом учебнике мы применяли главным образом способ сравнения с эталоном.
Тестовому контролю в рамках дистанционного обучения свойственны:
— оперативность, так как допущенная ошибка в тесте корректируется в момент ее появления;
— объективность, поскольку ни одна ошибка не может быть пропущена из-за усталости, переутомления или невнимательности преподавателя, т.е. из-за воздействия субъективных факторов или обстоятельств;
— дружественность, так как тестируемый не только узнает о существовании той или иной ошибки в тесте, но и видит пути ее исправления [3].
Практический опыт применения созданного нами электронного учебника показывает, что он позволяет оптимизировать управление обучением, значительно повысить эффективность и объективность учебного процесса и, безусловно, сэкономить время и силы преподавателя иностранных языков. В данном учебнике представлены дискретные тесты множественного выбора, аутентичные тексты с пропусками и лингвистические игры (кроссворды). Резюмируя вышеизложенное, можно сделать вывод, что электронный учебник как средство дистанционного обучения и контроля соответствует современным требованиям коммуникативного и личностно-ориентированного подходов в методике преподавания иностранных языков.
1. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Словарь методических терминов (теория и практика преподавания языков). СПб: Златоуст, 1999. 472 с.
2. Машбиц Е.И. Компьютеризация обучения: проблемы и перспективы. М: Педагогика, 1986. 80 с.
3. Карамышева Т.В. Изучение иностранных языков с помощью компьютера. В вопросах и ответах. СПб: Союз, 2001. 192 с.
4. Зимняя И.А. Психология обучения неродному языку. М: Русский язык, 1989. 97 с.
Bibliography (Translitirated)
1. Azimov Eh.G., Shhukin A.N. Slovar' metodicheskikh termi-nov (teorija i praktika prepodavanija jazykov). SPb: Zlatoust, 1999. 472 s.
2. Mashbic E.I. Komp'juterizacija obuchenija: problemy i per-spektivy. M: Pedagogika, 1986. 80 s.
3. Karamysheva T.V. Izuchenie inostrannykh jazykov s po-moshh'ju komp'jutera. V voprosakh i otvetakh. SPb: Sojuz, 2001. 192 s.
4. Zimnjaja I.A. Psikhologija obuchenija nerodnomu jazyku. M: Russkijj jazyk, 1989. 97 s.